Научная статья на тему '"АКМЕ-СТРАТЕГИЯ" ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ КАК АСПЕКТ ТЕХНОЛОГИИ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ'

"АКМЕ-СТРАТЕГИЯ" ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ КАК АСПЕКТ ТЕХНОЛОГИИ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
281
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / АКМЕОЛОГИЯ / "АКМЕ-СТРАТЕГИЯ" / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / МНОГОМЕРНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / САМОРАЗВИТИЕ / СУБЪЕКТ САМОРАЗВИТИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / ACMEOLOGY / "ACME STRATEGY" / ACMEOLOGICAL CULTURE OF PERSONALITY / MULTIDIMENSIONALITY OF PERSONALITY / SELF-DEVELOPMENT / SUBJECT OF SELF-DEVELOPMENT / SELF-DEVELOPMENT TECHNOLOGY OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тулькибаева Н.Н., Суйкова О.А.

Введение. В статье рассматривается аспект развития акмеологического сознания профессионала, и в этой связи раскрываются условия эффективной творческой деятельности по формированию «акме-стратегии», описывается многокомпонентный состав личности субъекта саморазвития, обозначается роль акмеологической позиции, которая предполагает интеграцию не только преобразующих, но и развивающих моделей и технологий саморазвития, выделены детерминанты и особенности технологии указанного процесса. Цель статьи - ориентировать читателя на более глубокое осмысление сущности стратегии саморазвития с использованием принципов «акме». Материалы и методы. Основным методом исследования является анализ научной литературы по проблемам структуры личности, саморазвития личности, акмеологической культуры личности, формирования профессиональной «акме-стратегии», технологических аспектов формирования стратегий развития. Применялся также метод моделирования психолого-педагогических процессов и явлений. Результаты. С учетом основных положений акмеологического подхода представлена сущность личности как субъекта саморазвития; выделены основные компоненты многомерной модели личности для проектирования «акме-стратегии» профессионального саморазвития. Обсуждение. Подчеркивается, что «акме-стратегия» профессионального саморазвития педагога осуществляется на основе разработанной многомерной модели сущности личности и проектируемой технологии. Заключение. Делается вывод о том, что исследование представленных компонентов саморазвития личности, их подробное описание (содержание, функции, способы актуализации и пр.) даст полную характеристику многомерности «акме-стратегии» и позволит сформулировать основные закономерности и принципы, составляющие ядро креативно-акмеологической концепции развития профессионализма личности педагога. Основные положения: - определены социальные мотивы человека на пути к вершинам «акме»; - разработана многомерная модель сущности человека, наполненная содержанием компонентов, потенциал которых определит качество «акме-стратегии» профессионального саморазвития; - представлены детерминанты профессионального саморазвития личности и их зависимость от воли субъекта саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“ACME STRATEGY” OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT AS THE ASPECT OF SELF-DEVELOPMENT TECHNOLOGY OF PERSONALITY

Introduction. The article deals with the aspect of the development of acmeological consciousness of a professional. In this regard, the conditions of effective creative activity on the formation of «Acme strategy» expand, the multi-component composition of the self-development subject personality is described, there is denoted the role of acmeological position, which involves the integration of not only transforming, but also developing models and technologies of self-development, also the determinants and features of the technology of this process are highlighted. The article directs the reader to a deeper understanding of the essence of the strategy of self-development using the principles of «Acme». Materials and methods. The main research methods are: analysis of the scientific literature on the following problems: personality structure, personality self-development, personality acmeological culture, formation of a professional acme strategy, technological aspects of developing development strategies; as well as modeling of psychological and pedagogical processes and phenomena. Results. Given the basic principles of the acmeological approach, the essence of the personality as a subject of self-development is presented; the main components of a multidimensional personality model for designing an «acme-strategy» of professional self-development are identified. Discussion. It is emphasized that the «acme-strategy» of the teacher’s professional self-development is based on the developed multidimensional model of the personality essence and the technology being developed. Conclusion. It is concluded that the study of the presented components of personality self-development, their detailed description (content, functions, updating methods, etc.) will give a complete description of the multidimensionality of the «acme-strategy» and will allow us to formulate the basic laws and principles that make up the core of the creative acmeological development concept professionalism of the personality of the teacher. Highlights: Defined social motives of a person on the way to the heights of «acme»; A multidimensional model of a person’s essence was developed, filled with the content of components whose potential will determine the quality of the «acme-strategy» of professional self-development; The determinants of professional personal self-development and their dependence on the will of the subject of self-development are presented.

Текст научной работы на тему «"АКМЕ-СТРАТЕГИЯ" ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ КАК АСПЕКТ ТЕХНОЛОГИИ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

DOI 10.25588/CSPU.2019.34.75.015

УДК 374 ББК 74.4

1 "2 Н. Н. Тулькибаева , О. А. Суйкова

1ORCID № 0000-0003-2661-7503 Профессор, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: tulkibaevann@mail.ru 2ORCID № 0000-0001-5653-7323 Доцент, кандидат педагогических наук, начальник Центра сравнительной педагогики и инноваций, Челябинский институт развития профессионального образования, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: oasuykova@mail.ru

«АКМЕ-СТРАТЕГИЯ» ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМОРАЗВИТИЯ КАК АСПЕКТ ТЕХНОЛОГИИ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

Введение. В статье рассматривается аспект развития акмеологиче-ского сознания профессионала, и в этой связи раскрываются условия эффективной творческой деятельности по формированию «акме-стратегии», описывается многокомпонентный состав личности субъекта саморазвития, обозначается роль акмеологической позиции, которая предполагает интеграцию не только преобразующих, но и развивающих моделей и технологий саморазвития, выделены детерминанты и особенности технологии указанного процесса. Цель статьи — ориентировать читателя на более глубокое осмысление сущности стратегии саморазвития с использованием принципов «акме».

Материалы и методы. Основным методом исследования является анализ научной литературы по проблемам структуры личности, саморазвития личности, акмеологической культуры личности, формирования профессиональной «акме-стратегии», технологических аспектов

формирования стратегий развития. Применялся также метод моделирования психолого-педагогических процессов и явлений.

Результаты. С учетом основных положений акмеологического подхода представлена сущность личности как субъекта саморазвития; выделены основные компоненты многомерной модели личности для проектирования «акме-стратегии» профессионального саморазвития.

Обсуждение. Подчеркивается, что «акме-стратегия» профессионального саморазвития педагога осуществляется на основе разработанной многомерной модели сущности личности и проектируемой технологии.

Заключение. Делается вывод о том, что исследование представленных компонентов саморазвития личности, их подробное описание (содержание, функции, способы актуализации и пр.) даст полную характеристику многомерности «акме-стратегии» и позволит сформулировать основные закономерности и принципы, составляющие ядро креативно-акмеологической концепции развития профессионализма личности педагога.

Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, акмеология, «акме-стратегия», акмеологическая культура личности, многомерность личности, саморазвитие, субъект саморазвития, технология саморазвития личности.

Основные положения:

- определены социальные мотивы человека на пути к вершинам «акме»;

- разработана многомерная модель сущности человека, наполненная содержанием компонентов, потенциал которых определит качество «акме-стратегии» профессионального саморазвития;

- представлены детерминанты профессионального саморазвития личности и их зависимость от воли субъекта саморазвития.

1 Введение (Introduction) сической философии, в условиях

Проблема развития сущности трансформации социального и человека, выражаясь языком клас- культурного миров остается фун-

даментальной и актуальной, так как является индикатором своего времени. Но особую остроту проблема развития сущности человека приобретает в ситуациях глубоких цивилизационных сдвигов, что вызывает усиление сложности и неопределенности жизнедеятельности человека. Процесс адаптации к новым условиям является мотиватором и регулятором сущностных изменений человека, откликающегося на угасание одних ценностей общества и появление других, формируя в себе новое представление о мире.

Деятельность человека оказывает значительное влияние на развитие человечества и историю человечества, что заставляет рассмотреть феномен человека в аспекте различных его граней и измерений. Человек — общественное существо, в котором в свернутом виде проявляется общество во всех его возможных состояниях. Можно сказать, что человек есть общество в миниатюре. Интеграция природы человека выражается в двух аспектах: личном и общественном, спонтанном и упорядоченном, случайно-вероятностном и жестко детерми-

нированном. Случайные моменты обусловлены массой потенциальных спонтанных возможностей личности, а жесткая детерминация, упорядоченность задана со-циокодом, программирующим развитие и функционирование социальной системы. Однако благодаря этому социокоду происходит развитие современных наук, а также развитие представлений о человеке как авторе исторического процесса и процесса саморазвития, развивающего свои творческие потенции безотносительно к заранее заданным образцам, схемам, эталонам.

Представляют интерес социальные мотивы деятельности человека, особенно мотивации к инновациям, к изменениям реалий и самоизменениям, так как человек создает реальный мир, благодаря деятельности, постоянно выходящей за рамки существующей действительности. Это обусловлено стремлением человека к вершинам творчества. Особенность природы человека состоит в том, что он всегда, обладая волей к познанию, стремится выйти за пределы самого себя. Благодаря этой устремленности вперед, мотивации, связан-

ной с гуманистическими ценностями, эвристическим потенциалом личности, жажде творчества, происходят новые научные открытия, создаются произведения искусства, достигаются вершины профессионализма [1; 2].

Исходя из этого, социальный мир людей можно назвать системой акмеологического творчества ряда поколений, которые стремились в своей деятельности, социальной или профессиональной, достичь вершин самореализации. Мотивация достижения высот, тесно связанная с социализацией личности, проявляется как стремление к повышению уровня собственных возможностей. Последовательно осуществляемый процесс саморазвития, как правило, имеет место лишь у тех людей, которые настроены на достижение крупномасштабных целей в жизни. Это заставляет их целенаправленно работать над развитием у себя креативно-личностных и креативно-деятельностных характеристик, заниматься развитием отношений и способностей, которые все вместе оказываются одной из предпосылок осуществления намеченных высоких жизнен-

ных целей. При этом освоение социокультурного опыта представляет собой пожизненный процесс: непрерывный, стадийный, творческий и целостный, с использованием всех звеньев существующей образовательной системы и собственных представлений о развитии. Сущность непрерывного образования выступает как способ бытия человека, когда он постоянно открыт новому опыту для обновления социального мира и восхождения к вершинам «акме» [3; 4].

2 Материалы и методы (Materials and methods)

В данной статье рассматривается аспект развития акмеологиче-ского сознания профессионала, и в этой связи обозначаются методы и условия эффективной творческой деятельности по формированию «акме-стратегии», указывается роль акмеологической позиции, которая предполагает интеграцию не только преобразующих, но и развивающих моделей и технологий саморазвития, выделены детерминанты и особенности технологии указанного процесса. Условием эффективной творческой деятельности в достижении профессиона-

лизма уровня «акме», непрерывного самосовершенствования в ней и поступательного личностно-

профессионального развития является формирование психолого-акмеологического феномена

«субъективность позиции» [5], что методически обеспечивает продуктивную самоорганизацию и самореализацию специалиста в деятельности. Основным здесь выступает методологический принцип субъектности. При этом субъективность позиции проявляется в конструировании личного пространства движения от реального, часто неоптимального, до идеального способа самоорганизации, вытекающего в собственную траекторию саморазвития. Психологически этот процесс также наполняется определенным содержанием: переосмысление жизненных ценностей и ожиданий, обновление целей, развитие акмеологи-чески важных качеств и креативных характеристик личности, снятие психологических барьеров, обеспечение баланса и гармонии своего развития. Эти методы, являясь показателями продуктивности субъекта, обеспечивают высокий уровень качества

деятельности и продуктивной компетентности специалиста, что способствует выявлению условий достижения «акме» в профессиональной деятельности.

Акмеологическая субъектная позиция как стержень личности, как индикатор индивидуальности раскрывает всю палитру природных способностей, личностных особенностей и волевых характеристик субъекта саморазвития [5]. Деятельность его развертывается в реально-идеальном поле (Я-реальное — Я-идеальное) и проявляется в постоянном разрешении противоречий между желаниями и возможностями, которое в значительной степени зависит от его ценностей, установок, целей. Человек не просто реализует себя, совершая выбор между различными репродуктивными и продуктивными способами развития, он качественно преобразует себя, двигаясь к вершинам «ак-ме», создавая свою «акме-стратегию», модель саморазвития, оптимальную для своих особенностей. Кроме того, субъективность акмеологической позиции предполагает интеграцию не только конструктивных (преобра-

зующих), но и развивающих моделей, алгоритмов и технологий саморазвития. Метод моделирования педагогических явлений и процессов помог нам создать свою теоретическую модель, состоящую из ряда компонентов, о которых будет сказано ниже.

3 Результаты (Results)

Таким образом, мы видим, что именно акмеологический подход позволяет осмыслить сущность личности как субъекта саморазвития и обозначить многомерность измерений личности [6], по которым можно судить о полноте и качестве развития человека и его «акме-стратегии».

Многомерность личности в аспекте саморазвития может быть представлена следующими компонентами: психолого-физиологическим, этико-аксиологическим, социально-культурологическим, экзистенциально-эссенциальным, профессионально-технологическим, когнитивно-акмеологи-ческим, средово-интенциальным, интеллектуально-творческим, реф-лексивно-деятельностным, сенсорно-перцептивным, темпорально-футурологическим, антропо-андра-

гогическим, территориально-ци-вилизационным, этно-социальным.

Если рассматривать саморазвитие личности в каждом из обозначенных компонентов и проектировать «акме-стратегию» в соответствии с критериями качества развития и особенностями личности, можно предположить, что такая стратегия будет оптимально приближать субъекта к уровню «акме».

Психолого-физиологический компонент саморазвития представлен «психокосмосом» личности, который включает в себя сознание, воображение, мышление, интуицию и другие познавательные процессы, не говоря уже о ценностно-психологических устремлениях и установках личности. Внутренний мир человека неразрывно связан с его физиологией через наследственные программы организма, позволяющие или не позволяющие приспособиться человеку к изменяющейся окружающей среде и творчески использовать ее ресурсы для своего развития. Психолого-физиологическая культура личности позволяет сохранять здоровье и влияет на качество жизни, поэтому очень полезны для человека наряду

с ежедневными физическими упражнениями, упражнения для регулирования психических процессов. В контексте вопроса саморазвития этим может быть психосинтез — построение новой личности вокруг некоего идеала, который представляет собой наивысшее «акме», согласованное и объединенное в одно целое.

Этико-аксиологический компонент саморазвития выступает как один из самых фундаментальных параметров экзистенции человека, который существует в обществе и выполняет некие социальные функции, поддержанные социальными ценностями. Нравственные мотивы поведения человека складываются из духовных этических, эстетических, философских, социальных, политических, творческих мотивов и дают пищу сознанию человека для выбора оптимальных паттернов, подходящих для движения к вершинам «акме». Аксиологическая составляющая является «рулевым» в этом движении, поскольку ориентирует человека на гуманистические идеалы развития, способствующие не только развитию индивидуальному, но и развитию

общественному, как идеалу справедливого, гармоничного общества — питательной среды воспитания человека будущего.

Социально-культурологическим компонентом саморазвития человека может служить формула «Человек есть общество в миниатюре». Развитие социальной системы, ее культурное наполнение напрямую детерминировано уровнем образованности и воспитанности индивидов. Достижение гуманистического общества с его основными чертами (достоинство, свобода, гармоничное сочетание духовных и материальных богатств личности, милосердие, человеколюбие и др.) возможно при активной роли культурных людей с высокими морально-этическими качествами в строительстве культурного, питающего умы, общества. Главной задачей такого общества станет производство знаний, а производство материальных ценностей будет представлять собой результат производства знаний. Гуманистическое общество как идеал, общество, построенное «акме-личностями», будет обществом знаний, основными из которых

станут ценностные и нравственные знания.

Экзистенциально-эссенциаль-ный компонент саморазвития связан с постоянным «внутренним поединком» личности. Поскольку человек в силу своей темпоральной природы является «сосудом желаний», при осуществлении выбора человек направляет свое поведение в сторону сильных желаний, которые обусловлены эссенцией личности, то есть его основополагающими личностными качествами. Вопрос в том, кто или что выбирает. Свободный человек господствует над своими желаниями и страстями или наиболее сильное желание направляет поведение человека? Сможет ли личность достигнуть вершин «акме», не сделав выбор между желаемым и необходимым, между эмоцией и волей, между стагнацией и развитием? Здесь важно обратить внимание на то, что нравственные аспекты выбора играют главенствующую роль. Эгоист или подлец также может достигнуть вершин своего профессионализма, но весь вопрос в том, какую реальную пользу в процессе социального преобразования и улучшения жизни принесет он. Па-

радокс экзистенции человека состоит в том, что он с одинаковой силой стремится, как к свободе, так и к безопасности или комфорту. Осознание своих творческих потенций, а также возможностей их реализации, вера в свои силы направляет выбор человека.

Профессионально-технологический компонент саморазвития представляется как продуктивная компетентность в формулировании и решении предстоящих специальных и профессиональных задач как результат фундаментального и специального образования в сочетании с опытом применения и развития различных компетенций. Показателем уровня профессионализма служит категория «качество», которая в абсолютном смысле трактуется как категория, близкая к совершенству, эталону, а в относительном понимании рассматривается как нечто соответствующее определенным критериям, требованиям. Технологическая составляющая представлена технологиями достижения профессионального «акме». Продуктивная компетентность специалиста развивается в процессе: применения ранее усвоен-

ных знаний на практике; извлечения из результатов деятельности новых знаний; интеграции их с ранее полученными «акме-результатами», «пригодными» в будущем; исключением одних знаний; антиципацией, обобщением, переносом, или анализом результатов.

Когнитивно-акмеологический компонент саморазвития личности представлен системой разных видов знания и способов познания закономерностей объективного мира. Человек не просто реагирует — он исследует мир все более рациональными способами, формируя свои интеллектуальные структуры. Когнитивные способности, являясь особой акмеологи-ческой категорией, отражают основные типы взаимодействия самосознания и деятельности; потребности в самореализации; оптимальной деятельности и продуктивной коммуникации; развитие субъективного потенциала, необходимого для эффективного труда и личностного саморазвития. В общем смысле, способности — это индивидуально-типологические особенности, отличающие одного человека от

другого и обеспечивающие успешность выполнения им одной или нескольких деятельностей, в том числе профессиональной. Развитие когнитивных способностей можно рассматривать как системообразующий фактор эффективности профессиональной деятельности, особенно если целью развития становится восхождение к вершинам «акме».

Средово-интенциальный компонент саморазвития заключается в интенциальном средообразова-нии личности или средоконструи-ровании. Субъект пребывает в своей личностной функциональной среде, которая наполнена содержанием, способствующим или препятствующим развитию. В соответствии с собственными интенциями, субъект начинает конструировать новое содержание среды, наполнять ее питательными элементами, трудиться над развитием возможностей среды, заполнять пустующие ниши развивающим контентом. Эта деятельность, скорее, интеллектуальная, инженерная, конструкторская, так как предполагает общий замысел среды, представление ее оптимальной архитектуры, конст-

руирование образа или плана, реализация которого благодаря среде, приведет к профессиональному «акме». Образ жизни индивида становится посредствующим звеном между личностью и средой, он служит механизмом взаимовлияния среды на личность и личности на среду.

Интеллектуально-творческий компонент саморазвития как наиболее специфический отражает способность интеллекта интегрировать знания и направлять их на решение творческих задач, разнообразия которых в жизни любого индивида достаточно. Что касается глубокого самопознания для реального самопроектирования и выхода на запланированный результат, то человек, используя возможности своего интеллекта, выходит на творческую траекторию самовыражения. При этом можно сказать, что человек становится настоящим «хозяином» самого себя, так как поднимается на высокий уровень саморегуляции, преодолевая сознательно и систематически внутренние факторы, препятствующие развитию. Интеллект позволяет повысить функциональную грамотность в

отношении способности трансформировать и изменять первоначальные восприятия чего-либо, формировать из собственного визуального опыта новые идеи. Творчество выступает как производное интеллекта, и можно быть уверенным: высокий интеллект — высокие творческие способности. И здесь напрямую прослеживается акмеологическая зависимость между креативностью и профессионализмом. Все те области человеческой деятельности, где надо что-то узнать, сделать нечто новое, принять решение, понять, объяснить, открыть — все это сфера действия креативного интеллекта.

Рефлексивно-деятельностный компонент саморазвития личности образует поле актов сознания, которому ум подвергает свою деятельность. Наибольшую продуктивность этого компонента, как равно и важность, в процессе саморазвития субъекта представляют сформированные сенситивные способности, которые обеспечивают конкретику личностных смыслов, осознание уникальности и пользы своей деятельности. Самосознание человека на пути «ак-

ме» не позволяет отойти от стратегической линии развития, пополняя «акме-стратегию» новыми нюансами образа действия на основе новых ощущений и их анализа. Зачастую знакомые принципы какой-либо деятельности принимают новую окраску и дают новую творческую интерпретацию классического варианта действия.

Сенсорно-перцептивный компонент саморазвития личности выражает согласованность компонентов поведенческих или познавательных действий (ориентировочных, предметно-образных и исполнительных) при решении задач саморазвития. Определенная потребность или цель формирует образ деятельности, который соотносится с эталоном, образцом («акме-результатом») и формирует стратегию достижения цели. При этом действия, как познавательные, так и поведенческие, отражают специфику деятельности.

Человек может сам выбирать способы сенсорного восприятия: через органы зрения или слуха и пр., применяя избирательное взаимодействие субъекта с воспринимаемым объектом, в зави-

симости от того, какой способ приводит к лучшему результату. Содержащаяся в окружающем мире «информация» является потенциальным источником для восприятия ее «возможностями».

Темпорально-футурологический компонент саморазвития описывает временной аспект человеческого бытия — объективную и субъективную стороны. Жизнь человека представляет собой череду интен-циальных процессов и событий. И каков бы ни был замысел и намерения субъекта деятельности, объективная сторона бытия зачастую меняет все замыслы и планы. Субъективная же сторона остается более стабильной, так как является результатом мышления человека, проекцией его прошлого (память), настоящего (восприятие и переживание) и будущего (цели, желания). Образ в сознании сохраняется, даже если ему не суждено стать реальным. Изменяющееся со временем состояние внутреннего мира напрямую связано с интенциальными событиями, так как последовательность событий выражена в показаниях часов. А с течением времени изменяется и сама жизнь человека

как показатель субъективности природы. Я воспринимается как часть единства и взаимодействия порядка и хаоса. Однако человек в его потенциях разворачивает веер возможных путей развития мировой цивилизации на уровне творческого преобразования.

Антропо-андрагогический компонент саморазвития личности включает в себя два аспекта развития человека: как физического лица и как участника социальной практики. Физическое развитие тела актуально в любом человеческом возрасте, но в возрасте профессиональной активности оно приобретает особую важность, так как становится атрибутом и фактором готовности к нагрузкам, как физическим, так и интеллектуальным. Забота о здоровье и физической мобильности человека позволяет противостоять изменчивой природе человеческого организма, подверженного старению, позволяет подвергать сомнению законы этой изменчивости. Современная же сфера социальной практики предусматривает приобретение новых профессиональных установок, постоянно обновляемых знаний, умений, навыков, ценностных

отношений, соответствующих смыслам и сущности деятельности субъекта саморазвития, особенно возрастного. Являясь уже сформировавшейся личностью, достигшей в своей профессиональной деятельности успехов, субъект саморазвития ставит очень конкретные и экзистенциосообразные цели. Изменение целей вызывает изменения психических структур и внутреннего образа человека, позволяет конструировать разнообразные модели и технологии изменения его внутреннего статуса. «Акме-стратегия» позволяет представить системно модель образования человека в соответствии с выдвинутыми личностью и временем требованиями, выполняя системообразующую функцию в его движении к вершинам профессионального «акме».

Территориально-цивилизацион-ный компонент саморазвития личности отвечает за вопросы идентификации статуса самобытной цивилизованной территории и ориентации в ней субъекта саморазвития. Западно-центристские цивилиза-ционные представления проводят идеи географического детерминизма развития и саморазвития лично-

сти, ориентируя процесс на эталоны и образцы исторически доминирующих территорий (Европа, Америка). Однако центром эволюции, то есть развития цивилизации, в том числе развития человека, становится именно самобытность местной цивилизации и охрани-тельность как политика сбережения самобытности. В понятии цивилизации заключена интегральная характеристика, относящаяся и к человеку, и к обществу и представляющая качественное своеобразие данного периода мировой истории и человека, находящегося в нем. В рамках «акме-стратегии» опора на самобытное качество цивилизации, характерной для конкретной территории, вызывает патриотические чувства и мотивирует субъекта саморазвития к деятельности во благо развития своей территории. Профессиональное саморазвитие играет в этом одну из приоритетных ролей.

Этносоциальный компонент саморазвития личности направлен на сохранение особенностей этноса в процессе эволюции. Этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обще-

стве. Поэтому этничность невозможно создать искусственно, так как она обусловлена совместной исторической практикой предков. Эволюции этноса в целом не зависят от воли и сознания личности и групп людей, так как задаются объ-ективно-циви-лизационными процессами: индустриализацией, урбанизацией, маркетизацией и т. д. Однако же, тенденции социального развития этнических групп в большей степени зависят от субъективного, самоуправляющего воздействия социума, поддаются социальному регулированию. Под влиянием времени происходят естественные изменения в языке, культуре, в социальной и демографической структуре этноса, это эволюционный путь. Трансформационный же путь изменений ведет к перемене этнической принадлежности и этнического самосознания. В развитии личности, в ее «акме-стратегии» вопросы трепетного отношения к культуре и самосознанию предков, сохранение этносоциальной красоты и богатства, любовь к чистоте традиций и истории своего этноса должны нести характер субъектности, пассионар-ности и устойчивого развития.

4 Обсуждение (Discussion)

Таким образом, «акме-стратегия» как программа заданного уровня качества личностного и профессионального развития всегда находится в состоянии трансформации, следуя за изменяющимся целеполаганием, активизацией ресурсов личности, открывающимися возможностями. Можно говорить о формировании акмеологической культуры профессионала, которая определяет весь дальнейший индивидуальный путь непрерывного саморазвития личности и является программатором качества развития.

Исследование представленных компонентов саморазвития личности, их подробное описание (содержание, функции, способы актуализации и пр.) даст полную характеристику многомерности «акме-стратегии» и позволит сформулировать основные закономерности и принципы, составляющие ядро креативно-акмеологичес-кой концепции развития профессионализма личности педагога.

Возникает вопрос: насколько акмеологическая культура профессионала обеспечит актуализацию его способностей и возмож-

ностей в обществе, не всегда готовом принять человека с высоким статусом «акме»? Ответ может содержаться в самом вопросе: адаптационные характеристики возможностей высокого статуса обеспечивают успешную деятельность человека, в соответствии с его экзистенцией.

Перспектива развития профессионализма личности педагога зависит от следующих акмеологи-ческих детерминант: повышение престижа деятельности педагогов в социуме; повышение социального статуса педагога; создание в образовательной организации развивающей профессиональной среды; возможность общения и обмена передовым опытом; востребованность в обществе высокообразованных специалистов; осознание перспектив собственного профессионального роста; гуманизация и акмеологизация процесса обучения; реализация научных методологических подходов в процессе профессиональной деятельности.

Немного о детерминантах. Внешние условия в развитии любого процесса оказывают иногда решающее значение. Однако, учи-

тывая, что процессы «акме» завязаны напрямую с волей человека, субъекта саморазвития, можно заявлять, что «акме-стратегия» педагога способна влиять на изменение внешних условий в перспективную для педагога сторону. Важно направлять стратегию развития профессионализма на инициацию таких процессов, чтобы внешние условия не тормозили, а способствовали саморазвитию человека, становясь детерминантами акмеологическими.

5 Заключение (Conclusion)

О повышении престижа педагогической деятельности сейчас говорят очень много. Но реальная ситуация заставляет искать новые пути, обеспечивающие статус-ность и престижность педагогического труда. Если нет надежды на системную комплексную правительственную поддержку, педагог силой своего интеллекта, силой своей воли будет «торить» свою дорогу, ведущую к вершинам профессионализма. Обладая сильной организаторской волей, мощной «акме-концепцией», поддержкой профессионального сообщества единомышленников, педагог способен инициировать

создание особой развивающей среды в образовательной организации, которая, как родник, питает свежими идеями окружающую среду, делая ее питательной и образцовой для всех субъектов образовательного процесса.

Для самого же инициатора перспектива непрерывного саморазвития становится очевидной, ибо нет конца совершенствованию во благо. Востребованность высококвалифицированных и высокообразованных специалистов сейчас обусловлена мобильно меняющимися требованиями времени. В этой связи гуманизация и акмеологизация процесса обучения, подчиняясь обновленным принципам, обеспечит актуализацию способностей и возможностей специалиста в обществе. Кроме того, реализация научных методологических подходов в процессе профессиональной подготовки и самой профессиональной деятельности явится базой формирования новых методик и новых технологий развития и саморазвития личности профессионала.

6 Благодарности (Acknowledgments)

Статья выполнена в рамках научного проекта «Теоретические

основы разработки методов и способов реализации образовательных программ в условиях внедрения образовательных стандартов и опережающей подготовки педагогических кадров для модернизации непрерывного образования (дошкольного, общего, профессионального и дополнительного)» Комплексной программы и плана

научно-исследовательской, проектной и научно-организационной деятельности Научного Центра Российской Академии Образования на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета на 2018-2020 годы. Авторы выражают признательность коллегам за помощь.

Библиографический список

1. Петрова А. С. Механизмы развития нравственного сознания личности // Вестник Орловского государственного университета. 2011. № 2. С. 118-119. (Серия «Новые гуманитарные исследования»).

2. Дубасенюк А. А. Акмеологическая концепция личностного и профессионального развития педагога // Карельский научный журнал. 2013. № 3. С. 126-128.

3. Карпов А. В. Метасистемная организация индивидуальных качеств личности : монография. Ярославль : Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2018. - 744 с. (Scopus).

4. Тюрин К. Г. Акмеологические способности в структуре личности экспертов // Акмеология. 2015. № 3. С. 226-227.

5. Джига Н. Д. Акме-психология созидания продуктивного субъекта образования: монография / под ред. Н. П. Фетискина. Гродно : ГрГУ. 2015. - 431 с.

6. Перикова Е. И., Бызова В. М. Метакогнитивные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций при разных уровнях самоорганизации деятельности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 5. С. 41-56. DOI 10.15293/2226-3365.1805.03 (Scopus).

N. N. Tulkibaeva1 , O. A. Suykova2

1ORCID No. 0000-0003-2661-7503 Professor, Doctor of Sciences (Education), Leading Researcher of the Department of Pedagogy and Psychology, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: tulkibaevann@mail.ru 2ORCID No. 0000-0001-5653-7323 Docent, Candidate of Sciences (Education), Head of the Center for Comparative Pedagogy and Innovation, Chelyabinsk Institute for the Development of Vocational Education,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: oasuykova@mail.ru

"ACME STRATEGY" OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT AS THE ASPECT OF SELF-DEVELOPMENT TECHNOLOGY OF PERSONALITY

Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Introduction. The article deals with the aspect of the development of acmeological consciousness of a professional. In this regard, the conditions of effective creative activity on the formation of «Acme strategy» expand, the multi-component composition of the self-development subject personality is described, there is denoted the role of acmeological position, which involves the integration of not only transforming, but also developing models and technologies of self-development, also the determinants and features of the technology of this process are highlighted. The article directs the reader to a deeper understanding of the essence of the strategy of self-development using the principles of «Acme».

Materials and methods. The main research methods are: analysis of the scientific literature on the following problems: personality structure, personality self-development, personality acmeological culture, formation of a professional acme strategy, technological aspects of developing development strategies; as well as modeling of psychological and pedagogical processes and phenomena.

Results. Given the basic principles of the acmeological approach, the essence of the personality as a subject of self-development is presented; the main components of a multidimensional personality model for designing an «acme-strategy» of professional self-development are identified.

Discussion. It is emphasized that the «acme-strategy» of the teacher's professional self-development is based on the developed multidimensional model of the personality essence and the technology being developed.

Conclusion. It is concluded that the study of the presented components of personality self-development, their detailed description (content, functions, updating methods, etc.) will give a complete description of the multi-

dimensionality of the «acme-strategy» and will allow us to formulate the basic laws and principles that make up the core of the creative acmeological development concept professionalism of the personality of the teacher.

Keywords: Professional self-development, acmeology, «Acme strategy», acmeological culture of personality, multidimensionality of personality, self-development, the subject of self-development, self-development technology of personality.

Highlights:

Defined social motives of a person on the way to the heights of «acme»;

A multidimensional model of a person's essence was developed, filled with the content of components whose potential will determine the quality of the «acme-strategy» of professional self-development;

The determinants of professional personal self-development and their dependence on the will of the subject of self-development are presented.

References

1. Petrova A.S. (2011) Mehanizmy razvitija nravstvennogo soznanija lichnosti [Mechanisms for the development of moral consciousness of the person]. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta (Seriya "Novyye gumanitarnyye issledovaniya"). 2, 118-119. (In Russian).

2. Dubasenyuk A.A. (2013) Akmeologicheskaja koncepcija lichnostnogo i profes-sional'nogo razvitija pedagoga [Acmeological concept of personal and professional development of a teacher]. Karel'skiy nauchnyy zhurnal. 3, 126-128. (In Russian).

3. Karpov A.V. (2018) Metasistemnaja organizacija ivdividualnyh kachestv lichnosti: monografija [Metasystem organization of individual personality traits]. Monografiya. Yaroslavl', Yaroslavskiy gosudarstvennyy universitet im. P. G. Demidova. 2018. 744 p. (Scopus). (In Russian).

4. Tyurin K.G. (2015) Akmeologicheskie sposobnosti v structure lichnosti expertov [Acmeological capacity in the personality structure of experts]. Akmeologiya. 3, 226-227. (In Russian).

5. Gigha N.D., Edr. N. P. Fetiskina (2015) Acme-psihologija sozidanija produktivnogo subjekta obrazovanija [Acme psychology building productive entity formation]. Monografiya. Grodno, Grodnenskiy gosudarstvennyy universitet imeni Yanki Kupaly. 431 p. (In Russian).

6. Perikova E. I. (2018) Metakognitivnye strategii preodolenijatrudnyh giznennyh situacij pri raznyh urovnjah samoorganizacii dejatelnosti [Metacognitive strategies for overcoming difficult life situations at different levels of self-organization of activity]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 8, 5, 41-56. DOI: 10.15293/2226-3365.1805.03 (Scopus). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.