ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
УДК 159.9
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОДИН ИЗ ИНВАРИАНТОВ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Л.В. Абдалина, Н.С. Толстоухова, М.Л. Хуторная
Рассмотрены различные подходы к изучению структуры и содержания акмеологической культуры личности преподавателя. В качестве основополагающей характеристики акмеологической культуры личности преподавателя определен феномен «развивающая компетенция». Определены направления научно-практического поиска решения проблемы
Ключевые слова: акмеологическая культура, профессионализм личности преподавателя, компетенции, развивающая компетенция
На современном этапе развития отечественной системы высшего образования главной задачей является обеспечение его качества, направленного на формирование активной, здоровой, успешной, конкурентоспособной, личности профессионала и гражданина, поэтому возникает потребность в преподавателе-профессионале, способном создать оптимальные условия для развития личностных качеств будущего специалиста, для достижения «акме» всех участников образовательного процесса.
Однако полноценное решение данной задачи представляется затруднительным без организации целенаправленных усилий по развитию некоторых акмеологических инвариантов профессионализма, в частности, акмеологической культуры.
Возникновение человека и возникновение общества - это единый процесс. Человек -биосоциальное существо, особое звено в развитии живых организмов на Земле, которое способно совершать экологические изменения, влиять на демографическую обстановку, являясь при этом основным субъектом всех сфер жизни общества: экономической, социальной, политической, духовной. Социальное прогнозирование и планирование оказывают влияние непосредственно на человеческий фактор. Совокупность внешних и внутренних негативных факторов, провоцирующих «аритмию» динамикироссийского транзита к безопасному и устойчивому
развитию,непосредственно влияет на
индивидуальные детерминанты, на становление акмеологических инвариантов, являющихся фундаментальным образованием личности социальной.
Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностной культуры,
Абдалина Лариса Васильевна - РГСУ (г. Воронеж), д-р психол.наук,профессор,тел.(8-4732) 27-97-42 Толстоухова Нина Серафимовна - РГСУ (г. Воронеж), канд.психол.наук,доцент,тел. 89611228897 Хуторная Маргарита Леонидовна - МИКТ, канд.психол.наук,доцент,тел. 89204257437
которая есть совокупность общей, профессиональной, педагогической культуры.
В исследованиях известных отечественных акмеологов - А.А. Деркача, Н.А. Коваль, Т.А. Полозовой, Е.В. Селезневой и др., в качестве одного из главных системообразующих факторов достижения человеком собственного
акмерассматривается сформированная у него акмеологическая культура.
Проведенный анализ актуальной
акмеологической, психологической, педагогической и др. литературы (Б.Г. Ананьев, И.Э. Вегерчук, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, И.Ф. Исаев, О.Г. Коломиец, Е.П. Кондратьева, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин и др.) свидетельствует, что акмеологическая культура личности преподавателя все еще не является предметом должного рассмотрения.
Теоретико-методологическими подходами к изучению структуры и содержания акмеологической культуры личности преподавателя явились основные положения культурологического и собственно акмеологического подходов.
В рамках культурологического подхода (Э.А. Баллер, Л.Н. Коган, В.М. Межуев, Э.В. Соколов, И.Т. Фролов и др.) выделяются два основных направления в исследовании культуры: культура общества и культура личности, между которыми отмечается существованиедиалектической
взаимосвязи и взаимозависимости.
Представители первого направления (В.Е. Давидович, М.С. Каган, Э.С. Маркарян и др.) делают акцент на исследовании адаптационной функции культуры, заключающейся в самосохранении и развитии общества и образовательных процессов внутри него.
Представители второго направления, изучая личностные аспекты культуры, рассматривают человека как субъекта деятельности и творческой активности, общения и самосовершенствования, определяют культуру как меру и способ саморазвития личности (В.С. Библер, И.А. Ильяева, Л.Н. Коган, В.М. Межуев и др.) [5]. Разделяя точку зрения представителей второго направления, считаем, что в современных условиях
конкурентоспособным ресурсом деятельности специалиста в любой области являются не столько специальные знания, освоенные профессиональные технологии, сколько общая и акмеологическая культура, обеспечивающая его саморазвитие, продуктивный выход за пределы нормативности, способность создавать и передавать акмеологические ценности.
Как видно, это имеет особую актуальность для современного преподавателя, который должен быть способен обеспечить всем участникам образовательного процесса ценность и пространство выбора, возможность свободного и творческого действия, продуктивного самоосуществления в жизнедеятельности в целом.
Теоретико-методологическими предпосылками определения сути акмеологической культуры личности выступили трактовки культуры как - ценности, способа, опыта, результата, механизма, процесса его деятельности и жизнедеятельности в целом [2]. Речь идет о том, что акмеологическую культуру личности преподавателя следует рассматривать и как ценность, и как способ и опыт, и как механизм, и как результат личностных и профессиональных достижений преподавателя.
С точки зрения А.А. Деркача, «сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановлении целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, всех взаимосвязях и опосредованиях, для того, чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый» [1; 2]. То есть, «акме» преподавателя следует рассматривать как высшую точку, период расцвета личности, наивысших его профессиональных достижений.
Как уже отмечалось, современная образовательная действительность востребует наряду с общей, профессионально-педагогической, психологической, акмеологическую культуру личности преподавателя, которую А.А. Деркач, И.Э. Вегерчук, Э.Ф. Зеер и др., рассматривают как составляющую психологической культуры. При выявлении структурно-содержательных
компонентов акмеологической культуры преподавателя мы опирались на основные положения, отраженные в работах отечественного акмеолога Е.В. Селезневой, занимающейся данной проблемой. Автор определяет акмеологическую культуру как систему личностных качеств и основных функций человека, сформированность которых следует рассматривать как важное условие и предпосылку его эффективного движения к самоосуществлению, самореализации. Данные качества человека есть проявления его сути самореализации, его личностное новообразование, которое обуславливает становление человека как целостности, продуктивность его
самоосуществления и оптимальность
индивидуальной траектории достижения акме как
ступеней самоосуществления [9]. Вслед за Е.В. Селезневой, мы считаем, что высокий уровень акмеологической культуры личности преподавателя, будет проявляться в осмыслении им процесса саморазвития как жизненной ценности и необходимости, что позволит создавать условия для самосовершенствования и самореализации как профессионала.
Все это позволило нам в самом общем виде представить акмеологическую культуру
преподавателя как личностное новообразование, проявляющееся в его готовности к личностно-профессиональному росту и достижениям, к оптимальности самоосуществления на уровне профессионализма личности и деятельности и обеспечивающееся развивающей компетенцией [1].
Проведенный теоретический анализ актуальной акмеологической, психологической, педагогической литературы (О.С. Анисимов, Ю.С. Артемов, В.И. Звягинцев, С.Б. Каверин, Н.В. Кузьмина, А.Г. Ковалев, С.Е. Шишов и др.) обнаружил перспективные возможности
рассмотрения развивающей компетенции, наряду с другими компетенциями, как области видимого успешного личностного и профессионального будущего, как необходимого условия формирования акмеологической культуры преподавателя.
Развивающая компетенция как
психологическое образование, проявляется в высоком уровне развития рефлексии, целеобразования и целедостижения в личностно-профессиональном росте и достижении профессионализма [10].
При этом «компетенция» как феномен стала рассматриваться в научно-практической литературе лишь в последнее время. Данное понятие является областью научных интересов, исследований, известных отечественных и зарубежных психологов, акмеологов - А.А. Деркача, В.И. Звягинцева, Н.А. Коваль, Н.В. Кузьминой, А. Шелтена, С.Е. Шишова и др.
Компетенции как внешние видимые области успеха различаются в структуре тех или иных видов профессиональной компетентности специалистов. Так, по мнению Н.В. Кузьминой, профессионально-педагогическая компетентность, как сложное образование включает в себя следующие основные компетенции: специальную компетенцию в области преподавания учебной дисциплины; методическую компетенцию в области способов формирования знаний, умений и навыков у обучающихся; коммуникативную компетенцию;
дифференциально-психологическую компетенцию в области мотивов, способностей, направленности личности обучающихся; аутопсихологическую компетенцию в области действия достоинств и недостатков собственной деятельности и личности
[4].
Э.Ф. Зеер рассматривает ключевые компетенции как процедурные знания и умения (знания в действии), а также способности, необходимые для успешной деятельности в
конкретных профессионально-педагогических
ситуациях, которые могут быть определены путем анализа социально-профессиональных функций. Автор выделяет четыре ключевых компетенции: социально-культурную, когнитивно-дидактическую, психолого-педагогическую и специальную, которые он рассматривает в качестве важных предпосылок реализации личностно-ориентированного
профессионального образования [5].
А.К. Маркова подразумевает под «компетенцией» определенную сферу, круг вопросов, который человек уполномочен решать [7].
С.Е. Шишов определяет компетенцию как общую способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий [11].
Все это учитывалось нами в ходе изучения проблемы становления акмеологической культуры личности преподавателя высшей школы как инварианта его профессионализма.
Кроме того, выделение феномена «развивающая компетенция» в качестве основополагающей характеристики
акмеологической культуры личности преподавателя обуславливалось сущностью, функциями, предназначением самой акмеологической культуры, интегрирующей в себе такие проявления как:
- личностное новообразование и опыт преподавателя;
- способ и механизм личностных и профессиональных достижений;
- процесс и результат личностно-профессионального роста и др.
Исходя из вышеизложенного и с учетом основных положений личностного и деятельностного подходов, мы считаем, что развивающая компетенция преподавателя высшей школы, в первую очередь будет проявляться в сформированности у него функций рефлексии, целеобразования, целедостижения в личностно-профессиональном росте и высоком уровне профессионализма.
Кроме того, системно-функциональный (Н.В. Кузьмина, В.П. Симонов, Е.И. Рогов, и др.) и профессиографический (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Л.М. Митина, И.Ф. Исаев, Л.Ф. Спирин, В.А. Сластенин и др.) подходы, изучение особенностей профессиональной деятельности педагога, позволили выделить следующие группы знаний и умений, которые, на наш взгляд, способны обеспечивать преподавателю функционирование его развивающей компетенции: аналитические; рефлексивные; стимулирующие; проективные; прогностические; коррекционные; диагностические и др. Все это явилось для нас ориентиром следующего этапа научных исследований.
Направления дальнейшего научно -практического поиска решения проблемы изучения и развития акмеологической культуры преподавателя высшей школы, как одного из
инвариантов его профессионализма, могут состоять в следующем:
- в организации и проведении мониторинговых исследований по выявлению актуальных и потенциальных возможностей личности преподавателя, способствующих формированию его развивающей компетенции и достижению «акме»;
- в разработке научно-обоснованной, практико-ориентированной концептуальной модели развития акмеологической культуры личности преподавателя, построенной на основе формирования его развивающей компетенции и с учетом основных положений акмеологического подхода;
- в разработке профессионального тренинга, как механизма обеспечения процесса личностных и профессиональных достижений преподавателя.
- в выявлении акмеологических факторов и условий, способствующих (препятствующих) становлению развивающей компетенции и достижению преподавателем высокого уровня акмеологической культуры, как основы его успешной самореализации в профессионально-преподавательской деятельности и жизнедеятельности в целом;
- в разработке и обеспечении научно -практического инструментария, включающего учебно-методические пособия, рекомендации по формированию развивающей компетенции и в целом по совершенствованию акмеологической культуры личности преподавателя, который (инструментарий) в рамках самообразовательной деятельности позволит преподавателю эффективно решать проблемы повышения профессионализма.
Литература
1.Абдалина, Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография / Л.В.Абдалина - М.: Изд-во РГСУ, 2008 - 327 с.
2.Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А. Деркач - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 400 с. - (Серия «Психологи Отечества»).
3.Деркач, А.А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития / А.А. Деркач, Е.В. Селезнева. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - 496 с. - (Серия «Библиотека психолога»).
4.Звягинцев, В.И. Коммуникативные аспекты политтехнологической деятельности: Монография / В.И. Звягинцев, Н.А. Коваль - М.: Вече, 2006. - 160 с.
5.Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учеб.для вузов / Э.Ф. Зеер - М.: Акад. проект; Екатеринбург: Дел.кн., 2003. - 336 с.
6.Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической
культуры преподавателя высшей школы / И.Ф. Исаев - М.; Белгород, 1993. С. 78-135.
7.Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова - М.: МГФ Знание, 1996. - 308 с.
8.Полозова, Т.А. Причинно-целевая перспектива развития: о настоящем и будущем дне акмеологии / Т.А. Полозова // Развитие и саморазвитие личности: (К 100-летнему юбилею А.Н. Леонтьева: Сб. - М., 2004.
9.Селезнева, Е.В. Развитие акмеологической культуры личности: Монография / Е.В. Селезнева. Под.ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2004. -260 с.
10. Толстоухова, Н.С. Психологические факторы развития акмеологической культуры педагога доп. образования / Мир психологии: Науч. -методический журнал. - 2006. - №4 (48). - С.198-201.
11. Шишов, С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании № 2 / С.Е., Шишов, В.А. Кальней - М., 1999. - С. 71- 92.
Российский государственный социальный университет, г. Воронеж Международный институт компьютерных технологий, г. Воронеж
ACMEOLOGICAL CULTURE AS ONE OF THE INVARIANTS OF THE PROFESSIONALISM OF THE TEACHER IN THE HIGHER SCHOOL
L.V. Abdulina, N.S. Tolstoukhova, M.L. Khutornaya
The paper considers different approaches of acmeological culture as one of the invariants of the professionalism of a teacher, fundamental characteristics of acmeological culture of the personality of the teacher, the "development of competence"
Key words: acmeological culture, the professionalism of the teacher's personality, competence, development