«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» УДК 37.01:001.8; 37:001.12/.18
Шарухин Анатолий Петрович Sharukhin Anatoliy Petrovich
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры философских и социально-экономических дисциплин doctor of pedagogical sciences, professor, professor of the department of philosophy and socioeconomic disciplines Шарухина Татьяна Геннадьевна Sharukhina Tatiana Gennadievna
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков doctor of pedagogical sciences, professor, the Head of the Foreign Languages Department Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации Saint-Petersburg Military Zhukov's Order Institute of the National
Guard Troops of the Russian Federation Шимко Сергей Юрьевич Shimko Sergey Yurievich
кандидат педагогических наук, начальник научного отдела candidate of pedagogical sciences, head of scientific department
ФГКУ «НЦСИ Росгвардии» FGKU "NCSI of Rosgvardiya"
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ПЕДАГОГИКИ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ACMEOLOGICAL FUNDAMENTALS OF SERVICE - COMBAT PEDAGOGY OF THE RUSSIAN NATIONAL GUARD TROOPS
Аннотация. В статье поднимается вопрос о методологии служебно-боевой педагогики войск национальной гвардии Российской Федерации. Наука «акмеология» рассматривается как методологическая основа служебно-боевой педагогики. Фиксируются методологические связи между акмеологией и служебно-боевой педагогикой.
Abstract. The article deals with the methodology problem of the service - combat pedagogy of the Russian National Guard troops. The acmeology science is considered to be the methodological fundamentals of service - combat pedagogy. The methodological relations between the acmeology and service - combat pedagogy are fixed.
Ключевые слова, акмеология, служебно-боевая педагогика войск национальной гвардии, акмеологические основы служебно-боевой педагогики
Keywords: acmeology, service - combat pedagogy of the national guard troops, acmeological fundamentals of service - combat pedagogy.
Создание Росгвардии сопровождается появлением новой отрасли педагогического знания - служебно-боевой педагогики и, в ее рамках, разработкой теорий обучения, воспитания, развития военнослужащих и сотрудников, подразделений как коллективов, обоснованием методик изучения педагогических проблем в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Решение этих научно-педагогических задач связано с выбором
VIII Международная научно-практическая конференция
конкретной методологической позиции, направленностью на использование определенных подходов, теорий, принципов, понятий, методов и других научных основ и инструментов [1]. Представляется, что акмеология выступает одной из таких методологических основ для служебно-боевой педагогики.
Как известно, акмеология зародилась на рубеже 20-21 веков, когда глобальные кризисные процессы потребовали активизации инновационной деятельности с целью поиска эффективных выходов из сложившейся ситуации. Главным ресурсом, как всегда, выступил человек в индивидуальной и общественно-групповой форме. Возникла потребность в науке, которая могла бы не только объяснить, как и за счет чего можно достичь наивысших пиков в области здоровья, творческом, профессиональном и других сторонах развития человека, но и предложить подходы к разработке вариантов такого развития как для отдельных индивидов, так и для сообществ.
Акмеология, фактически, взяла на себя ответственность за определение закономерностей и механизмов акме-развития на основе синтеза знания других наук (философии, антропологии, социологии, культурологии, психологии, физиологии, биологии, генетики, педагогики и др.) о человеке в его в индивидуальной и общественно-групповой форме. Полученное интегративное знание о вершинах здорового образа жизни, духовно-нравственного, творческого развития и достижения профессионального мастерства как результатов функционирования специально организованного социокультурного пространства говорит о возможности и необходимости формирования такого системообразующего свойства, как акмеологичность бытия человека в процессе его становления, саморазвития и самореализации.
Существуют разные трактовки акмеологии. Служебно-боевая педагогика в основу своих разработок кладет понимание акмеологии как науки, изучающей развитие взрослого человека и сообщества [2; 3, 3-5].
На этапе взрослости при нормальном онтогенетическом развитии человек (военнослужащий и сотрудник) ведет себя как развитый индивид, субъект профессиональной и учебной деятельности, сформировавшаяся личность [4]. Пики его успехов - это комплекс связанных одной логической нитью микродостижений на предыдущих этапах онтогенеза. Конечное «акме» является многоуровневым, многонаправленным, результатом воздействия многих факторов (объективных и субъективных), существующих на жизненном пути военнослужащего и сотрудника (естественных, общественных, гуманитарных, технических). С точки зрения акмеологии важно понять механизмы развития и саморазвития военнослужащего и сотрудника на различных этапах их взрослости (ранней-средней-поздней).
Следует отметить, что вершин достигают не только отдельные военнослужащие и сотрудники, но и подразделения, воинские части [5]. Общие, особенные, единичные характеристики этих «акме-достижений», закономерности движения по пути к ним, механизмы, обеспечивающие это движение также должны быть зафиксированы и изучены, поняты как результат влияния различных факторов.
«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований»
В зависимости от конкретных обстоятельств деятельности войск и отдельных военнослужащих, сотрудников можно выделить управленческую, служебную, боевую, учебно-воспитательную и другие «акме». При этом важно определить, что означает оптимум для отдельного военнослужащего и сотрудника, подразделения, воинской части и территориального органа, по каким критериям можно определить, что это кульминация, благодаря каким механизмам она была достигнута и какие механизмы необходимо задействовать, чтобы военнослужащий, сотрудник, подразделение, воинская часть и и территориальный орган могли достичь своего «акме».
Почему для служебно-боевой педагогики так важна акмеология в качестве методологической основы? Потому что базовой категорией акмелогии выступает категория «акме» (вершина, кульминация, оптимум), которая конкретизируется в непрерывном многообразии форм, в каждой из которых фиксируются конкретные признаки. Важно выявить и зафиксировать признаки этих разнообразных пиков, а также определить объективные и субъективные факторы (прежде всего педагогические), результатом действия которых выступили эти пики. То есть, чтобы глубоко исследовать «акме», необходимо опереться на знание того, как развивались военнослужащий, сотрудник, подразделение, воинская часть, территориальный орган и какие педагогические факторы влияли на их развитие.
Важно также не упустить из виду тот факт, что после достижения пика в какой-то области у военнослужащего, сотрудника, подразделения, воинской части, территориального органа не обязательно должен начаться «застой» или падение, хотя и это возможно. Однако, реально и то, что после достижений в одной области военнослужащий и сотрудник могут продолжить прогрессивное движение в другой области, опираясь на имеющийся опыт, достигнув нового «акме». И так может продолжаться не один раз, хотя взлеты и падения тоже могут чередоваться. Все зависит от обстоятельств и готовности военнослужащего и сотрудника к успешному продвижению.
Еще один вариант акме-развития заключается в том, что военнослужащий, сотрудник, подразделение, воинская часть, территориальный орган могут кардинально поменять сферу и характер деятельности, начав все «с нуля». И никакие прежние достижения могут не понадобиться в этой новой области. Примеров таких трансформаций достаточно много, так как перед войсками все время возникают новые задачи (например, из конвойных они превратились в силы борьбы с экстремизмом и терроризмом).
Кроме описательной и объяснительной функций по отношению к индивидуальному и групповому субъектам деятельности, акмеология реализует также прогностическую и преобразовательную функции, нацеливая на это и служебно-боевую педагогику. Прогнозы в боевой, служебной и профессиональной подготовке высококвалифицированных военнослужащих и сотрудников в соответствии с их служебно-должностным предназначением должны быть точными и емкими, основанными на знании о детерминантах, обусловливающих получение оптимумов. Акмеология «настаивает» на том, чтобы: во-первых, развитие шло по прогрессивному пути с наименьшим
VIII Международная научно-практическая конференция
количеством отклонений; во-вторых, проектировались и внедрялись в учебно-воспитательную практику технологии, обеспечивающие движение по такому пути. Кроме того, она осуществляет методологическое обоснование (разрабатывая подходы, принципы, инструментарий) акмеологического проектирования педагогических систем в воинских подразделениях и частях (территориальных органах). Такие педагогические системы по своей сути должны иметь инновационный характер.
С акмеологической точки зрения проектирование инновационных педагогических систем и их запуск в практику жизнедеятельности войск предполагают основательное теоретико-методологическое и экспериментальное обоснование. Следовательно, в служебно-боевой педагогике должны интенсивно развиваться и представлять собой единое целое теоретико-методологический и экспериментально-аналитический блоки. С их помощью служебно-боевой педагогике необходимо закрыть появившееся в науке в связи с образованием Росгвардии «белое пятно». Определив свое предметное поле, изучая, описывая и объясняя педагогические закономерности и механизмы целостного развития и саморазвития военнослужащих и сотрудников на этапах их взрослости, а также воинских (служебных) подразделений, превращение их в воинские и служебные коллективы, служебно-боевая педагогика начнет функционировать как наука. По мере накопления исследовательского материала можно будет реализовать прогностическую и преобразующие функции посредством разработки инновационных педагогических систем в воинских подразделениях, частях и территориальных органах. Особое внимание следует уделить механизмам достижения вершин в здоровье, в реализации духовно -нравственного и государственно-патриотического потенциала, профессионализма, сплочении подразделении на здоровой морально-психологической основе.
Библиографический список:
1. Шарухин А.П., Шарухина Т.Г. Методология педагогики военных образовательных организаций войск национальной гвардии Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. № 3 (75). С. 201-205.
2. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. - М.: Флинта, 1998. - 165 с.
3. Деркач АА. Акмеология: учебник. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 299 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2002. -
288 с.
5. Шарухин А.П. Военная педагогика: учебник. - СПб.: ПИТЕР, 2017. - 567 с.