Научная статья на тему 'Акмеологические основы профессионализма сотрудников уголовно-исполнительной системы'

Акмеологические основы профессионализма сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
акмеологический подход / профессиональное развитие / профессиональные компетенции / профессиональна субъектность сотрудника уголовно-исполнительной системы / acmeological approach / professional development / professional competencies / professional subjectivity of an employee of the penal system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лариса Владиславовна Куклина, Наталия Викторовна Дрянных

Вызовы общества стимулировали увеличение количества исследований по проблеме подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы и изучению требований к их профессиональной компетентности, однако сам процесс профессионального становления сотрудников в большинстве случаев традиционно рассматривается в контексте появления негативных признаков профессиональной деятельности: эмоционального выгорания, профессиональных деформаций и деструкций. Поэтому возникает проблема поиска факторов, оказывающих влияние на профессионализм сотрудников на разных этапах прохождения службы, и разработки модели психолого-акмеологического сопровождения, способствующей успешной деятельности сотрудников и сохранению их психологического благополучия. Предметом исследования является профессиональное становление сотрудников уголовно-исполнительной системы. Цель исследования заключается в выявлении факторов, оказывающих действие на становление профессионализма сотрудников уголовно-исполнительной системы на разных этапах служебной деятельности. Методологию исследования составили акмеологический, личностно-деятельностный и системный подходы, определившие выбор теоретических и эмпирических методов исследования: анализ теоретической литературы по проблеме, изучение передового опыта по проблеме, тестирование, методы качественного и количественного анализа данных. Результаты исследования показали, что характеристикой зрелого сотрудника является высокий уровень его профессиональной субъектности, проявляющийся в большей осмысленности собственной жизни, планировании перспективы, ориентации на результат, высоком уровне саморегуляции при ведущей роли компонента самостоятельности. Таким образом, на разных этапах прохождения службы структура и выраженность факторов, определяющих профессионализм, изменяется, что позволило нам сформулировать проблему разработки индивидуальных профессионально-образовательных траекторий как средства достижения профессиональных вершин сотрудниками уголовно-исполнительной системы. При этом профессиональная субъектность специалиста рассматривается как важнейший фактор успешности его профессионального становления. Практическое значение работы состоит в том, что реализация акмеологического подхода к профессиональному становлению сотрудников уголовно-исполнительной системы позволит смоделировать условия, способствующие профессиональной успешности каждого специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лариса Владиславовна Куклина, Наталия Викторовна Дрянных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeological foundations of professionalism of employees of the penal system

The challenges of society have stimulated an increase in the number of studies on the problem of training employees of the penitentiary system and studying the requirements for their professional competence, however, the process of professional development of employees in most cases is traditionally considered in the context of the appearance of negative signs of professional activity: emotional burnout, professional deformation and destruction. Therefore, the problem arises of finding factors that influence the professionalism of employees at different stages of service, and developing a model of psychological and acmeological support that contributes to the successful performance of employees and the preservation of their psychological well-being. The subject of the study is the professional development of employees of the penal system. The purpose of the study is to identify factors that influence the development of professionalism of employees of the penal system at different stages of their career. The research methodology included acmeological, personal-activity and systemic approaches, which determined the choice of theoretical and empirical research methods: analysis of theoretical literature on the problem, study of best practices on the problem, testing, methods of qualitative and quantitative data analysis. The results of the study showed that the characteristic of a mature employee is a high level of his professional subjectivity, manifested in greater meaningfulness of his own life, longterm planning, focus on results, a high level of self-regulation with the leading role of the component of independence. Thus, at different stages of service, the structure and severity of the factors that determine professionalism changes, which allowed us to formulate the problem of developing individual professional and educational trajectories as a means of achieving professional heights for employees of the penitentiary system. At the same time, the professional subjectivity of a specialist is considered as the most important factor in the success of his professional development. The practical significance of the work is that the implementation of the acmeological approach to the professional development of employees of the penitentiary system will make it possible to simulate the conditions conducive to the professional success of each specialist.

Текст научной работы на тему «Акмеологические основы профессионализма сотрудников уголовно-исполнительной системы»

УДК 378.14

DOI: 10.51522/2307-0382-2024-262-3-45-51

ЛАРИСА ВЛАДИСЛАВОВНА КУКЛИНА

старший преподаватель кафедры юридической психологии и педагогики психологического факультета ВИПЭ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент, подполковник внутренней службы, И kuklv@mail.ru,

https://orcid.org/0000-0002-3589-6842 Вологда

LARISA V. KUKLINA

Senior Lecturer of the Department of Legal Psychology and Pedagogy of VILE of the FPS of Russia, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Lieutenant Colonel of the Internal Service El kuklv@mail.ru,

https://orcid.org/0000-0002-3589-6842 Vologda

НАТАЛИЯ ВИКТОРОВНА ДРЯННЫХ

заведующий кафедрой философии института социальных и гуманитарных наук Вологодского государственного университета, кандидат философских наук, доцент И dryanih@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3340-3829 Вологда

NATALIA V. DRYANYKH

Head of the Department of Philosophy, Institute of Social and Humanitarian Sciences, Vologda State University, Candidate of Philosophy, Associate Professor

E dryanih@yandex.ru,

https://orcid.org/0000-0003-3340-3829

Vologda

Акмеологические основы профессионализма сотрудников уголовно-исполнительной системы

Acmeological foundations of professionalism of employees of the penal system

Аннотация. Вызовы общества стимулировали увеличение количества исследований по проблеме подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы и изучению требований к их профессиональной компетентности, однако сам процесс профессионального становления сотрудников в большинстве случаев традиционно рассматривается в контексте появления негативных признаков профессиональной деятельности: эмоционального выгорания, профессиональных деформаций и деструкций. Поэтому возникает проблема поиска факторов, оказывающих влияние на профессионализм сотрудников на разных этапах прохождения службы, и разработки модели психолого-акмео-логического сопровождения, способствующей успешной деятельности сотрудников и сохранению их психологического благополучия. Предметом исследования является профессиональное становление сотрудников уголовно-исполнительной системы. Цель исследования заключается в выявлении факторов, оказывающих действие на становление профессионализма сотрудников уголовно-исполнительной системы на разных этапах служебной деятельности. Методологию исследования составили акмеологический, личностно-деятельностный и системный подходы, определившие выбор теоретических и эмпирических методов исследования: анализ теоретической литературы по проблеме, изучение передового опыта по проблеме, тестирование, методы качественного и количественного анализа данных. Результаты исследования показали, что характеристикой зрелого сотрудника является высокий уровень его профессиональной субъектности, проявляющийся в большей осмысленности собственной жизни, планировании перспективы, ориентации на результат, высоком уровне саморегуляции при ведущей роли компонента самостоятельности. Таким образом, на разных этапах про-

Abstract. The challenges of society have stimulated an increase in the number of studies on the problem of training employees of the penitentiary system and studying the requirements for their professional competence, however, the process of professional development of employees in most cases is traditionally considered in the context of the appearance of negative signs of professional activity: emotional burnout, professional deformation and destruction. Therefore, the problem arises of finding factors that influence the professionalism of employees at different stages of service, and developing a model of psychological and acmeological support that contributes to the successful performance of employees and the preservation of their psychological well-being. The subject of the study is the professional development of employees of the penal system. The purpose of the study is to identify factors that influence the development of professionalism of employees of the penal system at different stages of their career. The research methodology included acmeological, personal-activity and systemic approaches, which determined the choice of theoretical and empirical research methods: analysis of theoretical literature on the problem, study of best practices on the problem, testing, methods of qualitative and quantitative data analysis. The results of the study showed that the characteristic of a mature employee is a high level of his professional subjectivity, manifested in greater meaningfulness of his own life, long-term planning, focus on results, a high level of self-regulation with the leading role of the component of independence. Thus, at different stages of service, the structure and severity of the factors that determine professionalism changes, which allowed us to formulate the problem of developing individual professional and educational trajectories

© Куклина Л. В., Дрянных Н. В, 2024

хождения службы структура и выраженность факторов, определяющих профессионализм, изменяется, что позволило нам сформулировать проблему разработки индивидуальных профессионально-образовательных траекторий как средства достижения профессиональных вершин сотрудниками уголовно-исполнительной системы. При этом профессиональная субъектность специалиста рассматривается как важнейший фактор успешности его профессионального становления. Практическое значение работы состоит в том, что реализация акмеологического подхода к профессиональному становлению сотрудников уголовно-исполнительной системы позволит смоделировать условия, способствующие профессиональной успешности каждого специалиста.

Ключевые слова: акмеологический подход, профессиональное развитие, профессиональные компетенции, профессиональная субъектность сотрудника уголовно-исполнительной системы

as a means of achieving professional heights for employees of the penitentiary system. At the same time, the professional subjectivity of a specialist is considered as the most important factor in the success of his professional development. The practical significance of the work is that the implementation of the acmeological approach to the professional development of employees of the penitentiary system will make it possible to simulate the conditions conducive to the professional success of each specialist.

Keywords: acmeological approach, professional development, professional competencies, professional subjectivity of an employee of the penal system

Для цитирования

Куклина Л. В., Дрянных Н. В. Акмеологические основы профессионализма сотрудников уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2024. № 3. С. 45-51. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2024-262-3-45-51.

5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

For citation

Kuklina L. V., Dryanykh N. V. Acmeological foundations of professionalism of employees of the penal system // Vedomosti of the Penal System. 2024. № 3. P. 45-51. https://www.doi.org/10.51522/ 2307-0382-2024-262-3-45-51.

5.8.1 General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)

Актуальность. В качестве одной из важнейших задач развития уголовно-исполнительной системы на современном этапе в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года обозначено «формирование стабильного высокопрофессионального кадрового состава уголовно-исполнительной системы», а также «создание многофакторной системы мотивации» [1] сотрудников уголовно-исполнительной системы, что обусловлено, с одной стороны, вызовами общества, определяющими необходимость повышения требований к сотрудникам, с другой - стремлением сохранить и повысить эффективность деятельности системы исполнения наказаний.

Заметим, что требования, предъявляемые к сотрудникам на современном этапе, все чаще включают не просто специальные знания, которыми он должен владеть, а представления об их профессиональном поведении, нравственных ценностях и личностных особенностях. Так, О. М. Миронова пишет, что «профессиональные требования органично сливаются с нравственными требованиями, которым должны соответствовать все без исключения сотрудники уголовно-исполнитель-

ной системы» [2]. То есть требования к уровню профессиональной компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы предполагают развитие не только их профессионально значимых качеств, но в целом личности как субъекта жизнедеятельности. В то же время практика показывает, что профессиональная деятельность не рассматривается самими сотрудниками как средство самореализации, позволяющее раскрыть личностный и профессиональный потенциал сотрудников; кроме того, «слаба научная и организационно-методическая база для личностно-про-фессионального саморазвития и самосовершенствования сотрудников, что значительно снижает их эффективность» [3].

Вероятно, одно из возможных решений проблем подготовки и становления эффективных сотрудников уголовно-исполнительной системы неизбежно связано с разработкой и реализацией акмеологического подхода к изучению профессионального становления сотрудников уголовно-исполнительной системы, заключающегося в исследовании «специалистов как субъектов профессиональной деятельности и сопутствующих им сред на всех этапах профессионального становления» [4].

Обращая внимание на важность акмеологи-ческого подхода, В. Н. Максимова отмечает, что данное явление представляет собой «определение позитивных инвариантов субъективных качеств педагога как положительной характеристики его личностного и профессионального роста, способствующих достижению высоких результатов в профессии» [5]. К таковым автор относит качества рефлексивной направленности: это открытость для освоения нового опыта, стремление к поиску оптимальных моделей профессиональной деятельности, способность к рефлексивной оценке своего профессионального поведения. То есть суть данного подхода заключается в выявлении факторов, определяющих достижение наибольшей эффективности профессиональной деятельности в данный период каждым сотрудником, и моделировании их изменения с целью создания условий для профессионального роста специалистов.

Следовательно, акмеологический подход предполагает комплексное изучение «целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-дея-тельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того, чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый» [6]. Дальнейшее развитие этой задачи может быть определено по аналогии с общими задачами акмеологии и сформулировано в тех же терминах: «через проведение комплексных разработок предложить... предельно технологичные стратегию и тактику организации и практического осуществления процесса перевода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на все более высокие уровни профессионализма» [7].

Таким образом, применение акмеологического подхода к оценке профессионального развития сотрудников уголовно-исполнительной системы позволит отследить их индивидуальную траекторию профессионализации (выделим ее по аналогии с индивидуальной образовательной траекторией как сочетание внешних и внутренних факторов, обеспечивающих становление профессиональной субъектности, которое у каждого будет индивидуальным) и определить, что существенно влияет

на эффективность профессиональной деятельности на данном этапе деятельности. При этом индивидуальная образовательная траектория может рассматриваться как составляющая профессиональной. Так, в работе Э. Ф. Зеера и Э. Э. Сыманюк показано, что индивидуальные образовательные траектории являются «условием индивидуализации профессионального становления личности в пространстве непрерывного образования» [8].

На сегодняшний день наиболее разработанными являются идеи проектирования индивидуальных образовательных траекторий, отражающих самый начальный этап профессионализации - этап профессиональной подготовки. Так, П. В. Сысоев, формулируя результаты выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, выделяет помимо «знаниевых» результатов формирование представлений о его собственной роли в качестве субъекта образовательной деятельности [9]. То есть развитие профессиональной субъектности является важнейшей характеристикой профессионализма.

С этих позиций реализация акмеологического подхода может быть ориентирована на решение следующих задач:

1) повышение компетентности специалиста посредством создания условий для развития и расширения личностного ресурса, используемого в профессиональной деятельности;

2) стимулирование развития потребности в профессиональной самоактуализации, личностном и профессиональном росте; поиске личностных смыслов в профессиональной деятельности.

Проектирование исследований профессионализма сотрудников уголовно-исполнительной системы на основе акмеологического подхода неизбежно требует определения понятия профессиональной субъектности. В своей работе мы будем придерживаться определения, которое предложил А. А. Деркач: «Профессиональную субъектность следует рассматривать как интегративное личностное качество, которое развивается и реализуется в пространстве профессиональной деятельности благодаря внутренне детерминированной конструктивно-преобразовательной активности, позволяя выходить за рамки ситуативной стимуля-

ции деятельности и активно-избирательно и инициативно-ответственно осуществлять ее регуляцию, обеспечивая эффективное решение профессиональных задач и личностно-профессиональное саморазвитие» [10]. То есть развитие субъектности неразрывно связано с активностью личности и ее осознанной саморегуляцией. При этом возможности саморазвития, самореализации человека определяются тем, насколько он способен к регуляции своей активности на субъектном уровне.

Представим локальные исследования, отражающие акмеологический подход к изучению профессионализма сотрудников уголовно-исполнительной системы через исследование компонентов их профессиональной субъектности: аксиологического компонента, проявляющегося в значимости ценностных ориентаций и ценностных отношений в процессе профессионального развития; личностного компонента, обусловливающего своеобразие использования личностных ресурсов в профессиональной деятельности (на примере саморегуляции).

Центральной проблемой профессионального становления является поиск личностных смыслов в профессиональной деятельности. Так, Л. Р. Правдина и О. С. Васильева пишут, что «само понятие профессионализма базируется на феномене ценностных ориентаций... Профессионал отличается особым отношением к миру, ценностной установкой, доминирующим типом поведения. Центральным в ценностно-смысловой сфере профессионала является осознание им личностного смысла профессиональной деятельности, своего места в ней.» [11]. Поэтому изучение динамики мотивации и смысложизненных ориентаций сотрудников может являться средством косвенной оценки и прогнозирования успешности сотрудника, тогда как выявление ведущих в данный период мотивов профессиональной деятельности позволит определить факторы, стимулирующие профессиональный рост и деятельность сотрудников.

В диссертационном исследовании Ю. Ю. Буза-киной показано, что смысложизненные ориентации личности как составная часть жизненного мира индивида влияют на профессиональную успешность и перспективность сотрудников. При этом для успешных сотрудников в большей степе-

ни характерна ориентация на результат и процесс жизни [12]. Эти данные согласуются с результатами, полученными в исследовании, проведенном под нашим руководством в рамках выпускной квалификационной работы на тему «Характеристика смысложизненных ориентаций сотрудников отдела охраны, имеющих высокую мотивацию достижений» (автор И. Н. Петров). Эмпирическое исследование проводилось на базе исправительной колонии УФСИН России по Удмуртской Республике. В исследовании приняли участие 40 сотрудников охраны в возрасте от 24 до 45 лет, из них 36 человек - это мужчины и 4 человека - женщины. Выделение 2 групп сотрудников провели по критерию стажа: 1-я группа (20 человек) - сотрудники со стажем службы до 5 лет (адаптация человека к профессиональному труду), 2-я группа (20 человек) - со стажем службы свыше 6 лет (идентификация личности с профессией (по Д. Н. Завалишиной [13]). Из этих групп на основании экспертной оценки, проводимой непосредственными начальниками, были оставлены только сотрудники, имеющие высокий уровень мотивации достижений (соответственно 15 человек в 1-й группе (стаж до 5 лет), 13 - во 2-й группе (стаж 6 лет и более). В этих группах был проведен тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева.

Показано, что сотрудники 1-й группы позитивно оценивают пройденный отрезок жизни, рассматривая его как качественный и осмысленный, но имеют среднюю удовлетворенность самореализацией. Особенностью их ценностных ориентаций является то, что управление своей жизнью респонденты склонны рассматривать больше с позиций влияния внешних факторов, нежели собственного выбора. Для них характерен меньший уровень мотивации достижения, чем для 2-й группы.

Сотрудники 2-й группы (стаж более 6 лет) характеризуются большей осмысленностью собственной жизни, в большей степени ориентируются на результат, имеют высокий уровень по шкале «локус контроля „я"» . Однако эмоциональная насыщенность жизни (шкала процесс жизни) несколько снижается. Вероятно, это связано с тем, что формируются некоторые модели поведения, что снижает эмоциональную насыщенность

повседневных ситуаций жизнедеятельности. Эти сотрудники ставят жизненные цели, ориентированные в большей мере на будущее, а не на текущую ситуацию, что придает жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

Следует обратить внимание, что у этой группы также выше локус контроля «я» (представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить жизнь в соответствии со своими представлениями, то есть способность принимать ответственность на себя). Именно такая позиция характеризует зрелую личность, отличающуюся высоким уровнем субъектности, в том числе в профессиональной деятельности.

В следующем исследовании, проведенном также в рамках выпускной квалификационной работы А. Е. Сажиной, предпринята попытка выявления особенностей саморегуляции у сотрудников уголовно-исполнительной системы на разных этапах прохождения службы как личностного качества, обеспечивающего проявление субъектности. В профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы саморегуляция предполагает сознательное изменение способов, приемов и методов деятельности, направленных на повышение ее результативности и эффективности в плане достижения поставленных задач.

Эмпирическое исследование проводилось на базе УФСИН России по Забайкальскому краю. Выборку исследования составили 50 сотрудников следственного изолятора, которые были разделены на 3 группы по критерию стажа службы. Этапы профессиональной деятельности рассматривали как синоним стажа службы при условии, что сотрудник в период прохождения службы работает в одной должности (периодизация по Д. Н. Завали-шиной [13]):

1-я группа (17 человек): адаптация человека к профессиональному труду - трудовой стаж работы до 5 лет;

2-я группа (17 человек): идентификация личности с профессией - стаж работы до 10 лет;

3-я группа (16 человек): выбор субъектом способа существования в профессии - стаж работы более 10 лет.

В исследовании была использована методика В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения». Ее выбор был обусловлен положением о том, что психическая саморегуляция является «функциональным средством субъекта и психологическим механизмом, позволяющим ему мобилизовать свои личностные и когнитивные ресурсы для реализации собственной активности, для выдвижения и достижения ее целей» [14].

Исследование показало, что для сотрудников 1-й группы характерны низкие значения по шкале самостоятельности при достаточно высоком уровне по шкалам планирования, моделирования и гибкости. Такие результаты, вероятно, обусловливаются следующими факторами деятельности: происходит адаптация к новым условиям и поиск оптимальных вариантов взаимодействия с коллективом, развивается умение применять новые знания и практические навыки в работе, происходит корректировка поведения и деятельности в соответствии с предъявляемыми требованиями, что ведет к осознанию степени соответствия между накопленными знаниями и реальным содержанием профессиональной деятельности.

Результаты исследования 2-й группы отражают содержание и характер ее профессиональной деятельности на данном этапе. Сотрудники, как правило, проявляют достаточный уровень самостоятельности, гибкости, способности к планированию и моделированию профессиональной ситуации. На этом этапе прохождения службы сотрудники ориентированы на повышение эффективности профессиональной деятельности, ощущают достижение определенных профессиональных возможностей и осознают, что некоторые карьерные планы могут остаться нереализованными. При этом появляется видение новых возможностей для использования знаний, опыта и сил в других направлениях.

Результаты 3-й группы показывают снижение выраженности значений всех компонентов саморегуляции, за исключением самостоятельности, что может быть связано с некоторым уменьшением мотивации к профессиональной деятельности, формированием профессиональных стереотипов, самооценкой сотрудником продвижения

в профессиональной деятельности. Это приводит к формированию двух стратегий: ожиданию продвижения по служебной лестнице или к принятию решения об окончании профессиональной деятельности, что неизбежно ведет к снижению эффективности труда на данном этапе прохождения службы.

Следовательно, саморегуляция как характеристика личности, лежащая в основе проявления субъектности, имеет свои особенности у сотрудников уголовно-исполнительной системы на разных этапах прохождения службы. Это позволяет прогнозировать изменение их профессиональной траектории и разработать меры по ее коррекции. Таким образом, вызовы современного общества, влияющие на все сферы жизни, в том числе и на профессиональную, способствовали формированию нового акцента в оценке профессионализма, связанного с проявлением субъектности в профессиональной деятельности и сознательным и ответственным подходом к решению профессиональных задач. Но высокий уровень субъектности, субъектной позиции и субъектной регуляции способствует переходу лич-ностно-профессионального развития на уровень саморазвития, формирования личностно-профес-сиональной позиции специалиста и достижения высокой степени готовности к профессиональной деятельности и непрерывному личностно-профес-сиональному самосовершенствованию.

Таким образом, вопрос разработки и применения акмеологического подхода к профессиональному развитию сотрудников уголовно-исполнительной системы, несомненно, актуален: профессиональная успешность сотрудников, уровень мотивации к достижениям, саморегуляция и способность к рефлексии есть отражение социальной профессиональной среды и личностных особенностей, которые и создают определенные условия для становления профессиональной субъектности, про-

являющейся в характере взаимодействия субъекта с выбираемой и создаваемой средой, в соответствии с контекстуальностью профессиональной деятельности. С точки зрения акмеологических аспектов наиболее важными являются первые годы профессиональной деятельности, так как именно этот период является сензитивным для формирования акме направленности.

С этих позиций задача разработки психоло-го-акмеологического сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы может быть уточнена следующим образом: предложить предельно технологичные стратегию и тактику организации и практического осуществления процесса перевода специалиста, начинающего свою самостоятельную деятельность, на более высокие уровни профессионализма.

Поэтому в практике работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы необходимо обеспечить акмеологическое сопровождение процесса их введения в новое пространство профессиональной деятельности, разработать инструментарий для измерения аксиологических, психологических и субъектных характеристик сотрудников, изучать акмеологические факторы профессионализма.

В качестве русла для дальнейших исследований можно также выделить направление, связанное с изучением и разработкой индивидуальных профессиональных траекторий специалистов как уникальных комплексов, учитывающих уровень профессиональных знаний специалиста, их индивидуальные особенности и профессиональную среду, в которой они осуществляют свою деятельность. Все это позволит создать условия, обеспечивающие самореализацию личности в профессии, а значит, будет способствовать решению задачи формирования стабильного, высокопрофессионального кадрового состава уголовно-исполнительной системы.

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 29.04.2021 № 1138-р // Гарант.ру : информационно-правовой портал. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ аос/400639567/.

2. Миронова О. М. Требования, предъявляемые к сотрудникам уголовно-исполнительной системы в современных условиях // Проблемы экономики и юридической практики. 2011. № 6. С. 83.

3. Лузгин С. А. Личностно-профессиональное самосовершенствование сотрудников уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2017. № 10. С. 24.

4. Иванова В. И. Акмеологическая концепция формирования образовательной среды подготовки специалистов : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 19.00.13 / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. М., 2009. С. 3.

5. Максимова В. Н. Акмеология: новое качество образования. СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. С. 14-15.

6. Акмеология : учебник / под ред. А. А. Деркача. М. : Издательство РАГС, 2006. С. 59.

7. Бодалев А. А., Деркач А. А., Климов Е. А. О задачах и направлениях современных акмеологических исследований // Акмеология. 2013. № 3. С. 88.

8. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 81.

9. Сысоев П. В. Обучение по индивидуальной траектории // Язык и культура. 2013. № 4. С.121-131.

10. Деркач А. А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен // Акмеология. 2015. № 4. С. 17.

11. Правдина Л. Р., Васильева О. С. Ценностно-смысловые аспекты профессионального здоровья // Инженерный вестник Дона : сетевой научный журнал. 2014. № 3. URL: http://ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_87_pravdina.pdf_c2c67b6d03.pdf (дата обращения: 20.08.2023).

12. Бузакина Ю. Ю. Смысложизненные ориентации личности как фактор профессиональной успешности сотрудников частных охранных предприятий и служб безопасности : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.06. Ростов н/Д., 2005. C. 97.

13. Завалишина Д. Н. Практическое мышление: специфика и проблемы развития : сборник научных трудов. М. : Институт психологии РАН, 2005. C. 69.

14. Моросанова В. И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 1. C. 39.

1. Concept for the development of the penal system of the Russian Federation for the period until 2030: approved. order by Government of Russia Federation dated April 29, 2021 No. 1138-r // Garant.ru: information and legal portal. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400639567/.

2. Mironova O. M. Requirements for employees of the penal system in modern conditions // Problems of economics and legal practice. 2011. No. 6. P. 83.

3. Luzgin S. A. Personal and professional self-improvement of employees of the penal system // Vedomosti of the penal system. 2017. No. 10. P. 24.

4. Ivanova V. I. Acmeological concept of the formation of an educational environment for training specialists: abstract of thesis. dis. ... doc. ped. Sciences: 19.00.13 / Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation. M., 2009. P. 3.

5. Maksimova V. N. Acmeology: a new quality of education. St. Petersburg : Herzen University, 2002. pp. 14-15.

6. Acmeology: textbook / ed. A. A. Derkach. M.: Publishing house RAGS, 2006. P. 59.

7. Bodalev A. A., Derkach A. A., Klimov E. A. On the tasks and directions of modern acmeological research // Acmeology. 2013. No. 3. P. 88.

8. Zeer E. F., Symanyuk E. E. Individual educational trajectories in the system of continuous education // Pedagogical education in Russia. 2014. No. 3. P. 81.

9. Sysoev P. V. Learning according to an individual trajectory // Language and culture. 2013. No. 4. P. 121-131.

10. Derkach A. A. Professional subjectivity as a psychological and acmeological phenomenon // Acmeology. 2015. No. 4. P. 17.

11. Pravdina L. R., Vasilyeva O. S. Value and semantic aspects of professional health // Engineering Bulletin of the Don: online scientific journal. 2014. No. 3. URL: http://ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_87_pravdina.pdf_c2c67b6d03.pdf (access date: 08/20/2023).

12. Buzakina Yu. Yu. Personal life orientations as a factor of professional success of employees of private security companies and security services: thesis. ...Cand. of Psychol. Sciences: 19.00.06. Rostov n/d., 2005. P. 97.

13. Zavalishina D. N. Practical thinking: specifics and problems of development: collection of scientific works. M.: Institute of Psychology RAS, 2005. P. 69.

14. Morosanova V. I. Individual characteristics of conscious self-regulation of voluntary human activity // Vestnik of Moscow University. Episode 14. Psychology. 2010. No. 1. P. 39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.