Научная рефлексия по обозначенным проблемам представляется нам поиском возможностей интеграции психологического знания в рамках постнеклассической парадигмы.
1. Теория и методология психологии: Постне-классическая перспектива / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М., 2007.
2. Левин К. Динамическая психология. М., 2001.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1983. Т. 3.
4. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского (1929) // Собрание сочинений. М., 2000. Т. 2. С. 5-175.
5. Adler A. What life should mean to you. L., 1980.
6. Бинсвангер Л. Экзистенциально-аналитическая школа мысли // Экзистенциальная психология. Экзистенция. М., 2001. С. 308-332.
Поступила в редакцию 12.02.2010 г.
Chesnokova E.V. Akmeological vector of specialist’s becoming in the higher educational establishment educational environment: post-non-classical analysis.
The attempt of consideration of possibilities of non-classical psychology in integration of modern psychological knowledge is undertaken. Characteristic and classification of bases of nonclassical psychology in works of K. Levin, L.S. Vygotsky, M. Bakhtin, A. Adler and L. Bins-vanger is given. The role of the vector in specialist’s becoming is defined. Necessity of application of definition akmeological vector of specialist’s becoming, its criteria and characteristics is proved.
Key words: vector; vector of specialist’s becoming; classical and neo-classical psychology; vector characteristic, akmeological vector criteria of specialist’s professional becoming.
УДК 159.9
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РИЭЛТОРА
© В.А. Зайцева
Предпринята попытка рассмотрения акмеологических функций барьеров в профессиональной деятельности риэлтора. Дается характеристика причин возникновения барьеров в процессе оптимизации профессиональной деятельности риэлтора. Предлагается интерпретация форм проявления барьеров в профессиональной деятельности риэлтора. Определя.тся роль профессиональной психологической помощи в преодолении барьеров профессиональной деятельности риэлтора и некоторые направления данной работы.
Ключевые слова: барьеры профессиональной деятельности; позитивные и негативные функции барьеров; причины возникновения барьеров; виды проявления барьеров в профессиональной деятельности риэлтора.
Преобразование отечественных рыночных отношений в непрерывно развивающуюся, открытую, турбулентную систему обусловливает необходимость изменения отношения к своей деятельности главных субъектов рынка - организаций и специалистов.
Введение программ преодоления барьеров в профессиональной деятельности специалистов поможет заложить основы для новой технологии продуктивности деятельности специалиста в изменяющихся условиях рынка.
Таким образом, процесс оптимизации деятельности специалиста через преодоление барьеров является на сегодняшний день не-
обходимым фактором обновления рыночной системы. Развитие технологий преодоления барьеров профессиональной деятельности -один из источников обновления.
Риэлтор, как субъект профессиональной деятельности, является главным действующим лицом в системе рыночных отношений при оказании услуг. Процессы изменений рынка и общества требуют от риэлтора переориентации сознания на гуманистические ценности, адекватные характеру профессиональной деятельности типа «человек-человек», иными словами, рынок диктует ценности развития и достижения специалистом профессионального акме.
Само понятие продуктивности опирается на акмеологические принципы в исследовании технологий преодоления барьеров в профессиональной деятельности.
В этой связи обнаруживается ряд противоречий:
1) между имеющейся потребностью в быстром развитии рынка и возможностями риэлтора как субъекта профессиональной деятельности в ее реализации;
2) между традиционным уровнем деятельности риэлтора и современными потребностями рынка и общества в риэлторе - специалисте с продуктивным мышлением;
3) между конкретными изменениями, вносимыми в определенную систему, и ее устойчивостью, сохранением как целого.
Данные противоречия порождают определенные трудности при внедрении технологий продуктивности профессиональной деятельности не только в сфере рыночных отношений, в риэлторском бизнесе, но и в любой другой.
Как показывает практика, оптимизация профессиональной деятельности специалиста по-разному осуществляется в организациях, оказывающих профессиональные услуги, в частности в риэлторских компаниях. В связи с этим необходимо широкое изучение факторов, способствующих или препятствующих продуктивности деятельности специалиста-риэлтора на основе преодоления профессиональных барьеров.
В условиях изменений отдельные социально-психологические барьеры не могут способствовать быстрому, относительно безболезненному становлению нового, созданию «условий наибольшего благоприятствования» для продуктивности деятельности специалиста через преодоление барьеров и преград. Их диагностика и проявление в условиях изменений зависят от многих факторов.
В литературе, посвященной анализу социально-психологических препятствий продуктивности, употребляются самые разные термины для обозначения этих препятствий:
1) «моральный барьер»,
2) «психологический барьер»,
3) «социально-психологический барьер» и т. д.
Одни исследователи рассматривают социально-психологические препятствия в системе «человек-изменение», другие - в сис-
теме «человек-человек», т. е. в системе взаимоотношений людей, устанавливающихся по поводу оптимизации продуктивности.
Ряд авторов понимают под психологическим барьером трудности в деятельности человека, вызванные особенностями его состояния и «консервирующие потенциал его активности», другие - психологические препятствия, мешающие оптимальному протеканию процесса адаптации личности к новым факторам внешней среды, вызванные либо особенностями ситуации, либо особенностями личности [1-3].
С точки зрения Ф.М. Русинова, психологический барьер как форма проявления отдельных компонентов или всего социальнопсихологического климата в условиях изменений представляет собой совокупность действий, суждений, понятий, умозаключений, ожиданий и эмоциональных переживаний работников, в которых осознанно или неосознанно, скрыто или явно, преднамеренно или непреднамеренно выражаются негативные социально-психологические состояния этих работников, вызванные изменениями [4].
В качестве параметров психологического барьера можно рассматривать акмеологиче-ские составляющие барьера, т. е. конкретные факторы, вызывающие негативные реакции работников; степень психологического барьера, определяемую числом работников, имеющих негативные реакции; характер барьера, т. е. формы проявления негативных реакций работников.
Существуют несколько форм проявления психологического барьера:
1) пассивные формы проявления;
2) активные формы проявления психологического барьера;
3) крайние формы проявления психологического барьера.
В случае, когда внешние воздействия не соответствуют внутренним условиям (интересам, направленности личности, ценностным ориентациям и т. д.), формируется негативное отношение, стремление защититься от этих внешних воздействий.
Вследствие перечисленных форм проявления возникают следующие психологические барьеры: барьер некомпетентности;
барьер навыка, привычки, традиции; барьер идиллии; барьер увеличения нагрузки; барьер шефа.
В литературе психологический барьер рассматривается как затруднение, препятствие либо в общении - как трудности взаимодействия между субъектами, либо как затруднение в адаптации начинающего специалиста к своей профессиональной деятельности. С этой точки зрения выделяют барьеры: смысловые, эмоциональные, когнитивные, тактические, мотивационные.
Изучение психологической и специальной литературы по проблеме показало, что барьеры могут быть оценены с точки зрения как негативных, так и позитивных функций.
Барьер может играть и положительную роль в связи со следующим.
Во-первых, он нередко препятствует проведению в жизнь непродуманных волевых решений, для которых еще не созрели объективные условия или которые не соответствуют имеющимся потребностям. Он также препятствует таким модификациям оптимизации деятельности, которые изменяют ее первоначальный смысл и сохраняют, таким образом, соответствующую сферу жизнедеятельности личности специалиста от преждевременных или вредных для нее изменений-оптимизаций.
Акмеологический подход к исследованию барьеров позволяет трактовать данную функцию как препятствие на пути к продуктивности.
Во-вторых, психологический барьер выполняет по отношению к процессу оптимизации деятельности катализирующую функцию. Он активизирует деятельность специалиста, заставляет его существенно увеличить свои усилия, не останавливаться на достигнутом, а выявлять недостатки своего первоначального замысла и искать более совершенные варианты. В то же время барьер активизирует и работников, интересы которых затрагиваются соответствующей оптимизацией, побуждает работников задуматься над продуктивностью деятельности коллег, обращает внимание на их роль в своем коллективе и на «весомость» их мнения в организации.
С точки зрения акмеологии катализирующая функция барьера способствует формированию риэлтора как субъекта профессиональной деятельности.
В-третьих, психологический барьер всегда выполняет индикаторную функцию, информирует субъекта профессиональной
деятельности о конкретных слабостях профессиональной деятельности специалиста данного профиля, выявляет все ее недостаточно проработанные элементы, показывая основные направления необходимых корректировок.
В акмеологии необходимым шагом к профессиональному акме является преодоление кризисов развития специалиста, что на наш взгляд обеспечивается индикаторной функцией барьеров [5].
В то же время А.К. Маркова отмечает и негативную функцию барьера:
1) сдерживающая, в случае отсутствия условий для преодоления затруднения или наличия неудовлетворенности собой;
2) деструктивная, разрушительная (затруднения приводят к остановке, распаду деятельности, желанию уйти из школы или из профессии) [6].
Следует отметить, что фактически психологический барьер выполняет все вышеуказанные функции. Однако для оптимизации продуктивности профессиональной деятельности на разных этапах развития специалиста доминирующая роль будет принадлежать то одной, то другой функции.
В основе психологического барьера на пути оптимизации продуктивности деятельности риэлтора лежит ряд причин: экономические, технические, организационно-технологические, профессионально-квалифика-
ционные, организационно-управленческие, психологические.
Анализ вышеуказанных причин препятствия оптимизации деятельности риэлтора показывает, что в своей основе они несут защитную реакцию человека на его психологический дискомфорт, ущемление его личностной самоценности, вторжение в его внутренний мир. Все изменения связаны с необходимостью смены привычной микросреды, нарушением привычного ритма жизни.
Из всей совокупности причин появления барьеров профессиональной деятельности риэлтора можно выделить три основных: неопределенность, ощущение потерь, убеждение в незначимости перемен.
Таким образом, спектр причин, лежащих в основе психологического барьера, весьма широк. Каждая из причин может играть решающую роль.
Проведенный анализ акмеологических функций и форм проявления барьеров в профессиональной деятельности риэлтора позволяет сделать вывод, что риэлтору необходима профессиональная помощь в преодолении психологических барьеров.
В организации этой помощи должны участвовать не только психологи, но и руководители, и администрация компании.
Работа по устранению психологических барьеров может вестись в трех направлениях:
1) изменение ценностных ориентаций потенциальных участников процесса оптимизации продуктивности и задание новых образцов профессиональной деятельности;
2) изменение мотивации членов коллектива;
3) формирование готовности к продуктивной деятельности.
Первое направление - изменение ценностных ориентаций и личностных стереотипов в пользу продуктивной деятельности. Данное направление основывается на исследованиях К. Левина-Стейна, предложившего модель «размораживание - действие - замораживание» [7, 8]. Модель предполагает прохождение потенциальными участниками оптимизационного процесса трех этапов.
Первый этап - «размораживание» - ставит целью преодоление личностного сопротивления изменению и предполагает неудовлетворенность традиционным поведением и стремление к овладению новым поведением. «Размораживание» подразумевает несколько тревожную ситуацию, т. к. считается, что для обучения необходима потребность в поиске новой информации, что порождает определенную долю беспокойства или недовольства.
Второй этап - «действие» («изменение») -включает получение информации с целью научения новым образцам деятельности и разработку возможных альтернатив поведения.
Третий этап - «замораживание» - предполагает подкрепление новых образцов деятельности и интеграцию их в сложившиеся личностные и организационные структуры.
Важную роль при этом играют одобрение со стороны руководителя; рост самоуважения, осознания важности достижения в осуществлении задач; подкрепление требуемого поведения с помощью похвалы, награждений.
Важную роль в изменении мотивации членов риэлтерского коллектива отводит его руководителю. Руководитель должен формировать у риэлторов мотивацию продуктивных специалистов: мотивация быть первым, ощущать себя победителем; мотивация поиска, созидания чего-то нового, более совершенного; мотивация содействия развитию своей деятельности и деятельности фирмы, благодаря чему риэлторы начинают совершать поступки, ценность которым придает смысл его деятельности и жизни в целом, а значит, способствует личностному росту.
Помимо формирования мотивации продуктивных специалистов у риэлторов руководитель в своей деятельности может ориентироваться на тот или иной метод снижения степени сопротивления оптимизации.
М. Альберт, А. Хелоури предлагают методы, с помощью которых можно снизить сопротивление оптимизации изменениям:
1) образование и передача информации -подразумевается открытое обсуждение идей и мероприятий, что поможет сотрудникам убедиться в необходимости перемен до того, как они будут проведены;
2) привлечение подчиненных к принятию решений - дает возможность тем, которые оказывают сопротивление, свободно выразить свое отношение к этим новшествам, потенциальным проблемам и переменам;
3) облегчение и поддержка - являются средствами, с помощью которых сотрудники легче вписываются в новую обстановку;
4) переговоры - доля обеспечения одобрения новшества подразумевает, что согласие сопротивляющихся «покупают с помощью материальных стимулов»;
5) кооптация - означает предоставление лицу, которое может оказать или оказывает сопротивление переменам, ведущей роли в принятии решений о введении новшеств и в их осуществлении;
6) маневрирование - с целью уменьшения сопротивления переменам означает выборочное использование информации или составление четкого графика деятельности и мероприятий, чтобы оказать желаемое воздействие на подчиненных;
7) принуждение - есть угроза лишить работы, продвижения, повышения профессиональной квалификации, повышения зар-
платы или назначения на новую должность с целью получения согласия на перемены [9].
Ряд авторов (В.А. Сластенин, Л.С. По-дымова) предлагают концепцию подготовки специалиста к изменениям-оптимизации профессиональной деятельности на примере деятельности преподавателя, в основе которой лежат системный, рефлексивно-деятельностный и индивидуально-творческий подходы, обеспечивающие построение и функционирование целостного процесса формирования личности специалиста [10].
Мы полагаем, что в мероприятия по снятию психологических барьеров специали-стов-риэлторов необходимо активно включаться руководству риэлторской фирмы. С этой целью могут быть организованы акмео-логические тренинги, т. к. в ситуации тренинга происходит не только снятие барьера, но и личностный рост специалиста, что немаловажно для развития фирмы. Можно отметить основные задачи психологической помощи в ходе проведения тренинговых занятий:
1) упражнения на релаксацию;
2) упражнения на снятие тревожности;
3) тренинг сензитивности;
4) тренинг творческого разрешения конфликтов;
5) развитие коммуникативных качеств.
Обращение к анализу проблемы психологических барьеров в профессиональной деятельности риэлтора в условиях изменения рынка показывает важность данной проблемы и необходимость ее разработки.
Изменение и развитие организации в целом и отдельного специалиста в частности должны учитывать тот факт, что одним из критериев достижения профессионального акме специалиста является внедрение акмео-логических технологий преодоления барьеров в профессиональной деятельности, где, наряду с решением финансово-экономи-
ческих вопросов, в первую очередь стоит решение задач психологического характера.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
2. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1996.
3. Свентицкий А.Л. Социальная психология управления. СПб., 1986.
4. Психологические аспекты управления / под ред. Ф.М. Русинова, В.И. Антонюка. М., 1984.
5. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих. М., 1999.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
7. Левин К. Разрешение социальных конфликтов / пер. с англ. И.Ю. Авидон. СПб., 2000.
8. Стейн С., Бук Г. Преимущества БО: Эмоциональный интеллект и ваши успехи / пер. с англ. Е.А. Латыш. Днепропетровск, 2007.
9. Альберт М., Хелоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
10. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
Поступила в редакцию 12.02.2010 г.
Zaitseva V.A. Akmeological function and forms of barriers display in professional work of the realtor.
The attempt of consideration of functions, akmeolog-ical functions of barriers in professional work of realtor is undertaken. The characteristic of the reasons of occurrence of barriers in the course of optimization of professional work of realtor is given. Interpretation of forms of barriers display in professional work of realtor is offered. The role of professional psychological help in overcoming of barriers of professional work of realtor and some directions of the given work is defined.
Key words: professional work barriers; positive and negative functions of barriers; the reasons of occurrence of barriers; kinds of display of barriers in professional work of the realtor.