его сложность и противоречивость, необходимость специальной профессиональной подготовки.
Возможность разрешения выявленных противоречий обнаруживает, в свою очередь, ряд проблем, касающихся особенностей и закономерностей развития педагогической культуры военного преподавателя вуза, которые предполагают ее развитие в условиях повышения квалификации в военном вузе:
- изучение феномена «педагогическая культура» военного преподавателя, выявление ее структурно-содержательных характеристик, компонентов, показателей, уровней проявления;
- разработку и апробацию модели процесса развития педагогической культуры начинающего военного преподавателя вуза в условиях повышения квалификации;
- разработку программы, методики и технологий процесса развития педагогической культуры у начинающих военных преподавателей вуза;
- выявление совокупности условий, содействующих более эффективному развитию педагогической культуры военного пре-
подавателя - организационных, дидактических, педагогических и психологических.
1. Психология и педагогика высшей военной школы / под ред. А.В. Барабанщикова. М., 1989.
2. Сластенин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука. 2008. № 12.
3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002.
4. Столяренко A.M. Психология и педагогика. М., 2001.
5. Абдалина Л.В. Профессионально-педагогическая культура педагога в современных образовательных условиях // Вестник ВОИПКРО. Воронеж, 2000. Вып. 6. С. 51-57.
Поступила в редакцию 12.02.2010 г.
Kochergin V.B. Pedagogics culture of the high school military pedagogue: problems and directions of elaboration.
The article considers “pedagogics culture of the military pedagogue” phenomena based on the scientific publications on general pedagogics, military pedagogics, vocational training, psychology. Problems and directions of it's efficient elaboration are revealed.
Key words: pedagogics culture; pedagogics culture of the military pedagogue; educational work; first-time instructor; advanced training.
УДК 378
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА: ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
© Е.В. Чеснокова
Предпринята попытка рассмотрения возможностей неклассической психологии в интеграции современного психологического знания. Дается характеристика и классификация основ неклассической психологии в работах К. Левина, Л.С. Выготского, М. Бахтина, А. Адлера и Л. Бинсвангера. Определяется роль вектора в становлении специалиста. Обосновывается необходимость применения определения «акмеологический вектор становления специалиста», его критерии и характеристики.
Ключевые слова: вектор; вектор становления специалиста; классическая и неклассическая психология; характеристика вектора; критерии акмеологического вектора профессионального становления специалиста.
По мнению Д.А. Леонтьева, «за последние полвека направление развития психологической науки в целом можно обозначить как движение от классической к неклассической психологии» [1].
Разные направления и психологические школы до сегодняшнего дня предпринимают попытку создания единого поля исследова-
ний, используя «единый язык описаний, общую терминологию - конечно, с некоторыми вариациями и нововведениями, специфичными для отдельных школ и направлений, но которые затрагивают не весь понятийный аппарат, а лишь какую-то его часть, фрагмент».
Современные альтернативные объяснительные модели не дают оснований на перестройку общепринятого психологического знания.
В связи с этим, актуальное психологическое исследование призвано выйти за пределы частнометодологических принципов и объединить имеющиеся наработки в контексте решения практических, общемировых задач психологической науки и практики. Это, по утверждению Д.А. Леонтьева, «...организационный вектор развития мировой психологии, который касается ландшафта науки в целом» [1].
Предпосылками данного вектора, который можно назвать гуманитарным, или неклассическим, прорывом, обеспечили работы К. Левина, Л.С. Выготского, М. Бахтина,
А. Адлера и Л. Бинсвангер [2-6].
Как показали исследования К. Левина, психологические свойства необходимо рассматривать не как внутренние атрибуты самих людей, черты диспозиции, а то, что проявляется в некотором поле взаимодействия человека с окружающим миром и другими людьми [2].
Л.С. Выготский заложил основы неклассического подхода в методологической позиции, объясненной Д.Б. Элькониным, который выводит ее из общего замысла подхода Л.С. Выготского. Суть его заключается в том, что психические содержания и процессы существуют не только в интраиндивидной форме, будучи привязаны к активности нервной системы индивида. Они существуют также в объективированной, опредмеченной форме в культурных артефактах и могут транслироваться от индивида к индивиду. В процессе развития люди усваивают эти содержания из окружающего культурного мира через взаимодействие с этим миром, опосредованное взаимодействием со взрослыми [3].
Иными словами, неклассическая психология - это наука «о том, как из объективного мира искусства, из мира орудий производства, из мира всей промышленности рождается и возникает субъективный мир отдельного человека» (Эльконин, 1989).
М.М. Бахтин в своих новаторских работах показал «разомкнутость сознания человека» и смысловое взаимодействие сознаний. Он обосновал, что в таком процессе, как диалог, который выходит за рамки классической
парадигмы в человекознании, происходят взаимодействия и взаимопереходы смыслов, т. е. в диалогическом общении сознание разных людей оказывается разомкнутым по отношению друг к другу [4].
Альфред Адлер ушел от естественнонаучного детерминизма применительно к поведению человека. Человек не детерминирован причинами, которые толкают его к определенным действиям. Причиной действия выступает цель. Исследователи должны по отношению к человеку задавать не вопрос «почему?», который задавал З. Фрейд, а вопрос «зачем?», и только через указание на цели, которые человек себе ставит, мы можем понять действие человека [5].
Людвиг Бинсвангер - основоположник экзистенциальной психологии и психиатрии -ввел понятие «жизненный мир»: чтобы понять человека, бесполезно его обмерять, изучать, тестировать, надо проникнуть в его жизненный мир, который включает в себя внешний мир (то, что окружает человека), внутренний мир и совместный мир, в котором осуществляется диалог, обмен, взаимодействие с другими людьми [6].
Изложенные идеи ученых привели к развитию и становлению нового взгляда на человека, который можно назвать неклассическим в широком смысле слова.
Неклассическая психология - это способы построения психологического знания и психологической практики, отличающиеся от классического. Классическая психология -психология, строящаяся по образцу естественных наук, как субъект-объектное познание, основанное на методологии эмпирического исследования.
Согласно концепции П. Успенского, все психологические учения прошлого и настоящего, могут быть разделены на две основные категории:
1) учения, которые рассматривают человека таким, какой он есть, или таким, каким они его себе представляют;
2) учения, которые рассматривают человека таким, каким он может стать, т. е. с точки зрения его возможной эволюции.
В этих частных тезисах заложена, на наш взгляд, возможность определения «вектора становления специалиста», «вектора целостного» в профессионализме личности, а имен-
но его сущностной основы: «специалист, каким он может стать».
Исходная гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что определение «становление специалиста» означает, прежде всего, «направленность, вектор или векторы развития качеств и черт специалиста», которые обычно остаются неразвитыми и сами собой развиваться не могут.
Вектор в физике и математике - это величина, которая характеризуется своим численным значением и направлением. В физике встречается немало важных величин, являющихся векторами, например сила, положение, скорость, ускорение, вращающий момент, импульс, напряженность электрического и магнитного полей. Их можно противопоставить другим величинам, таким как масса, объем, давление, температура и плотность.
Таким образом, «вектор становления специалиста» есть направление, характеризующееся определенными критериями, а также отдаленностью от вершины, конечного результата. Иными словами, критерий становления «специалиста, каким он может стать» - многомерность.
Что же такое акмеологический вектор становления профессионала? В опоре на какие принципы и методы психологической науки становление специалиста будет оптимальным?
Опыт и наблюдение показывают, что такое становление может иметь место лишь в определенных условиях, при наличии определенных усилий со стороны самой личности, включенности личности в профессиональную среду, а также при необходимой помощи со стороны тех, кто уже достиг определенного уровня развития - специалистов.
В физике и математике приведенные выше тезисы определяются как «дифференцирование вектора». Полагаем, что в психологии данное понятие будет реализовано в определенной технологии становления специалиста, имеющей постнеклассические концептуальные предпосылки.
Однако для проектирования этой технологии необходимо определение вершины, акме становления специалиста. Методологической опорой в данном направлении может стать акмеология, ее методологический инструментарий.
Таким образом, под рабочим определением «акмеологический вектор становления специалиста» мы будем понимать психологическую технологию, осуществляемую в определенных условиях, с определенными усилиями, при помощи и поддержке других специалистов, с включенностью в профессиональную среду. Характеристики-критерии акмеологического вектора - многомерность. Направленность, вершина вектора - «специалист каким он может быть». Данное определение является частной гипотезой и требует эмпирической и экспериментальной проверки.
В отечественной психологии методологической основой изучения вопросов становления и развития профессионала стали:
- системный и субъектно-деятельностный подходы, развиваемые в работах Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, К.А. Абульхановой-Слав-ской, А.В. Брушлинского, В.Д. Шадрикова и др.;
- работы таких исследователей, как
В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А. К. Маркова, Т. Л. Миронова, Н.Г. Никифоров, Ю.П. Поваренков,
Н.С. Пряжников, Е.С. Романова, А.Р. Фонарев в качестве методологических и концептуальных основ прикладных исследований профессионального развития.
В целом под возможным становлением профессионала в отечественных исследованиях понимается развитие профессионально важных качеств (ПВК), либо изменение их ранее сложившегося состава, структуры и т. п. Иначе - накопление качественных изменений психики.
Однако до сих пор остаются открытыми вопросы.
1. Что понимать под возможным становлением специалиста?
2. Каковы возможности имеющихся и новых психотехнологий в данном феномене?
3. Какие методологические и концептуальные основы, и каких областей исследования, можно использовать в практике становления специалиста?
4. Есть ли необходимость использования новых, междисциплинарных (а, возможно и мультидисциплинарных) отраслей познания для ответа на поставленные вопросы?
Научная рефлексия по обозначенным проблемам представляется нам поиском возможностей интеграции психологического знания в рамках постнеклассической парадигмы.
1. Теория и методология психологии: Постне-классическая перспектива / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М., 2007.
2. Левин К. Динамическая психология. М., 2001.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1983. Т. 3.
4. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского (1929) // Собрание сочинений. М., 2000. Т. 2. С. 5-175.
5. Adler A. What life should mean to you. L., 1980.
6. Бинсвангер Л. Экзистенциально-аналитическая школа мысли // Экзистенциальная психология. Экзистенция. М., 2001. С. 308-332.
Поступила в редакцию 12.Q2.2Q1Q г.
Chesnokova E.V. Akmeological vector of specialist’s becoming in the higher educational establishment educational environment: post-non-classical analysis.
The attempt of consideration of possibilities of non-classical psychology in integration of modern psychological knowledge is undertaken. Characteristic and classification of bases of nonclassical psychology in works of K. Levin, L.S. Vygotsky, M. Bakhtin, A. Adler and L. Bins-vanger is given. The role of the vector in specialist’s becoming is defined. Necessity of application of definition akmeological vector of specialist’s becoming, its criteria and characteristics is proved.
Key words: vector; vector of specialist’s becoming; classical and neo-classical psychology; vector characteristic, akmeological vector criteria of specialist’s professional becoming.
УДК 159.9
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РИЭЛТОРА
© В.А. Зайцева
Предпринята попытка рассмотрения акмеологических функций барьеров в профессиональной деятельности риэлтора. Дается характеристика причин возникновения барьеров в процессе оптимизации профессиональной деятельности риэлтора. Предлагается интерпретация форм проявления барьеров в профессиональной деятельности риэлтора. Определя.тся роль профессиональной психологической помощи в преодолении барьеров профессиональной деятельности риэлтора и некоторые направления данной работы.
Ключевые слова: барьеры профессиональной деятельности; позитивные и негативные функции барьеров; причины возникновения барьеров; виды проявления барьеров в профессиональной деятельности риэлтора.
Преобразование отечественных рыночных отношений в непрерывно развивающуюся, открытую, турбулентную систему обусловливает необходимость изменения отношения к своей деятельности главных субъектов рынка - организаций и специалистов.
Введение программ преодоления барьеров в профессиональной деятельности специалистов поможет заложить основы для новой технологии продуктивности деятельности специалиста в изменяющихся условиях рынка.
Таким образом, процесс оптимизации деятельности специалиста через преодоление барьеров является на сегодняшний день не-
обходимым фактором обновления рыночной системы. Развитие технологий преодоления барьеров профессиональной деятельности -один из источников обновления.
Риэлтор, как субъект профессиональной деятельности, является главным действующим лицом в системе рыночных отношений при оказании услуг. Процессы изменений рынка и общества требуют от риэлтора переориентации сознания на гуманистические ценности, адекватные характеру профессиональной деятельности типа «человек-человек», иными словами, рынок диктует ценности развития и достижения специалистом профессионального акме.