УДК 159.9
ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РИЭЛТОРОВ В ПРЕОДОЛЕНИИ БАРЬЕРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
© Вера Анатольевна Зайцева
Воронежский экономико-правовой институт, Воронеж, Россия, аспирант кафедры психологии и естественнонаучных дисциплин, e-mail: [email protected]
Предпринята попытка рассмотрения различных форм обучения в преодолении барьеров в профессиональной деятельности риэлтора. Дается определение барьера, характеристика причин возникновения барьеров в процессе оптимизации профессиональной деятельности риэлтора. Определяется роль профессиональной психологической помощи в преодолении барьеров профессиональной деятельности риэлтора и некоторые направления данной работы
Ключевые слова: барьеры профессиональной деятельности; причины возникновения барьеров; виды проявления барьеров в профессиональной деятельности риэлтора; формы обучения риэлторов; технология обучения риэлторов.
Термин «Realtor» (от «Real Estate» - недвижимое имущество) пришел из США, где сервис в недвижимости находится на очень высоком уровне. В России данная сфера бизнеса находится на стадии становления, в связи с чем широко распространена американская модель работы с недвижимостью.
Профессия риэлтора в нашей стране пока еще не является общепризнанной, отсутст-
вуют и показатели эффективности деятельности риэлтора, технологии ее оптимизации.
Между тем среди основных причин неэффективности деятельности риэлтора потребители называют большие временные затраты, небезопасность (обман), отсутствие правдивой информации в процессе взаимодействия, отсутствие нравственности в отношениях, неприемлемый стиль общения
риэлтора с клиентом [1]. Как видим, перечисленные причины профессиональной не-успешности, в целом, заключаются в неумении риэлторов общаться и отсутствии доверия или отрицательной репутации. В силу этого основой оптимизации деятельности риэлтора должно стать профессиональное обучение сотрудников основам деловой коммуникации, имиджа и тайм-менеджмента.
Детерминантами улучшения качества оказываемой услуги, по мнению ряда аналитиков, являются рост профессионализма как сотрудников, так и управленцев компаний, честность и порядочность в отношениях, нравственность, отражающаяся в соблюдении интересов клиента [2].
В то же время профессиональный рост связан с развитием личности сотрудника, препятствием которому, по мнению исследователей [3-5], могут быть психологические барьеры.
В психологии не существует однозначного определения барьеров. Под барьерами (франц. barrière - преграда, препятствие) понимается особое психологическое состояние, выражающееся в неадекватной пассивности субъекта и препятствующее выполнению им тех или иных действий; субъективная реакция, обусловленная негативным отношением или предубеждением [6].
По мнению ряда авторов, психологический барьер возникает из-за несовпадения интереса личности с требованиями ситуации или условиями выполняемой работы.
Эмоциональный механизм психологического барьера состоит в усилении негативных переживаний и установок - стыда, страха, тревоги, чувства вины, заниженной самооценки, связанных с задачей и текущей ситуацией.
В социальном поведении человека психологические барьеры представлены, в первую очередь, коммуникативными барьерами (барьерами в общении с определенным человеком или группой людей), проявляющимися в отсутствии гибкости межличностных социальных установок, а также барьерами смысловыми.
Субъективно психологические барьеры переживаются как трудность в общении и взаимопонимании, застенчивость, некоммуникабельность, что способствует возникно-
вению внутренних конфликтов, неадекватной самооценке [6].
Преодолению психологических барьеров деятельности способствуют:
1) учет установок, ценностных ориентаций, этических норм поведения ее участников;
2) применение социально-психологических методов активного обучения работников с целью развития способностей, формирования готовности к восприятию и участию.
Опора на мнения экспертов и потребите -лей, их интеграция с научными основами психологии и акмеологии позволяют наметить цели обучения риэлторов (овладение основами деловой коммуникации, имиджа и тайм-менеджмента), достижению которых препятствуют, в первую очередь, коммуникативные барьеры (трудность в общении и взаимопонимании, застенчивость, некоммуникабельность и т. п.).
Таким образом, создание технологий, включающих эффективные формы и методы внутриорганизационного обучения риэлторов, является актуальной и значимой психо-лого-акмеологической задачей оптимизации их профессиональной деятельности через преодоление субъективных барьеров.
Рассмотрим наиболее эффективные формы обучения сотрудников в компаниях, занимающихся риэлторским бизнесом.
Существуют разные формы обучения сотрудников:
- самообразование сотрудников;
- долгосрочное дополнительное образование сотрудников, связанное со стратегическими задачами компании;
- краткосрочное обязательное образование сотрудников, вызванное необходимостью поддержания технологических процессов на современном уровне;
- краткосрочное дополнительное образование сотрудников, связанное со стратегическими задачами фирмы;
- наставничество [7].
Самообразование сотрудников включает
в себя изучение ими специальной литературы, посещение тематических выставок и семинаров, сбор и систематизацию информации. Главное отличие самообразования от дополнительного образования состоит в том, что оно, как правило, не носит системного
характера и может не иметь ничего общего со стратегическими задачами компании.
Долгосрочное дополнительное обучение сотрудников, связанное со стратегическими задачами компании, включает в себя получение второго высшего образования, степени МВА, а также участие в долгосрочных обучающих программах и мероприятиях. С точки зрения бизнеса такое образование можно рассматривать как инвестиции в персонал, которые начинают работать через определенное время.
Краткосрочное обязательное и дополнительное обучение сотрудников, связанное с оперативными задачами компании, - это очень большой спектр различных мероприятий, которые необходимы для эффективного оперативного управления, связанные со стратегическими задачами организации. В эту категорию входят семинары и бизнес-тренинги, которые представляют интерес для компании как на текущем этапе, так и в перспективе. Это могут быть конференции и выставки, где происходит обмен опытом. Также сюда можно отнести и участие специалистов компании в работе различных профессиональных клубов и сообществ.
Краткосрочное обучение - это профессиональные тренинги и семинары. В процессе такого обучения отрабатывается несколько навыков и умений, если это тренинг, или происходит информационный штурм по одной или нескольким темам, если это семинар. Его продолжительность составляет от одного до трех дней. Как правило, в условиях современной бизнес-среды эффект от краткосрочного обучения заметен в течение трехчетырех месяцев, максимум - полгода. В нем больше заинтересована компания для решения своих бизнес-задач.
В долгосрочном обучении (длительных программах, получении второго образования, программах повышения квалификации), безусловно, заинтересована и компания, и сотрудники. Оно повышает стоимость работника на рынке труда.
В соответствии с намеченными целями обучения риэлторов (овладение основами деловой коммуникации, имиджа и тайм-менеджмента), а также со спецификой риэлторского бизнеса, полагаем, что наиболее эффективными будут обязательное краткосрочное и дополнительное обучение в форме семинаров, бизнес-тренингов, конференций, выставок, профессиональных клубов и сообществ.
1. URL: http://newrealtyart.ru/2008/10/ja_b_v_
Realtori_poschel.html
2. URL: http://www.domivka.com.ua/Info/Info_
Ukraine/Recommendations/sell_pricing.html
3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М., 2009.
4. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) / под ред. А.А. Бодалева, А. А. Деркача Л.Г. Лаптева. М., 2001.
5. Analytical survey Distance Education for the Information Society: Policies, Pedagogy and Professional Development / UNESCO Institute for Information Technologies in Education. Moscow, 2000.
6. Социальная психология. Словарь / под ред. М.Ю. Кондратьева; ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2006.
7. URL: http://www.elitarium.ru/2007/06/27/
obuchenie _personala.html
Поступила в редакцию 14.08.2010 г.
UDC 159.9
FORMS OF PROFESSIONAL TRAINING OF REALTORS IN OVERCOMING OF BARRIERS OF PROFESSIONAL GROWTH
Vera Anatolyevna Zaitseva, Voronezh Economic-Legal Institute, Voronezh, Russia, Post-graduate Student of Psychology and Natural Sciences Department, e-mail: [email protected]
An attempt was made to address different forms of learning to overcome barriers in professional activity of realtor. The article defines barrier characteristics, causes of barriers during in the process of optimization of professional activity of realtor. It defines the role of the professional psychological help in overcoming barriers of professional activities for employers and some directions of this work
Key words: barriers, in professional activity; causes of appearing of barriers; types of display of barriers in professional activities of realtors; types of education of realtors; technology of realtor education.