Научная статья на тему 'Акмеологические аспекты профессиональной самореализации государственных служащих'

Акмеологические аспекты профессиональной самореализации государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
132
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильницкий С. Н.

В статье рассмотрены акмеологические аспекты профессиональной самореализации государственных служащих. Представлены: сравнительный анализ различных видов государственной службы; акмеологические особенности и современные проблемы профессиональной самореализации государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGIC ASPECTS FULFILLMENT CIVIL SERVANTS

Article is devoted questions of the system of public service in Russia. The article describes the problem of self-realization of civil servants and problems of factors & conditions for the effective work with the staff of different state bodies.

Текст научной работы на тему «Акмеологические аспекты профессиональной самореализации государственных служащих»

Литература

1. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. - М.: Гардарики, 2003. - 223 с.

2. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 1986.

3. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.

4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. -М., 2002. (англ. 1984).

5. Tuning educational structures in Europe/ Line 1. Learning Outcomes/ Competencies methodology, 2001-2003. Phase 1. http://www. Relint. Deusto. ез/ Tuning Project/index.htm.

6. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. Пер. с англ. (1993). - М: HIPPO, 2005.- 384 с.

7. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972 (англ. 1965).

8. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. -М.: изд-во МГУ, 2003.- 415 с.

9. The Definition and Selection Of Key Competencies. Executive Summary http://www.deseco.admin.ch/bfs/deseco/en/index/02.parsys.43469.downloadList.2296.DownloadFile.tmp /2005.dskcexecutivesummary.en.pdf

10. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.

С.Н. Ильницкий

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Современная социально-политическая и экономическая ситуация в России требует преобразования системы государственной службы, чем активно занимается Президент Российской Федерации, что оказывает непосредственное влияние на подготовку и эффективное использование квалифицированных кадров государственной службы.

Основные усилия кадровой политики сосредотачиваются на подготовку, переподготовку, отбор, оценку и создание резерва кадров государственной службы, что не может не отразиться на профессиональной самореализации государственных служащих. Основным документом, регламентирующим государственную службу, является Федеральный закон от 27.05.2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Данный закон содержит многие аспекты по регулированию трудовых отношений, созданию, формированию и эффективному использованию кадрового резерва, развитию профессиональных качеств, оценки результатов профессиональной служебной деятельности, созданию возможностей для должностного роста, использованию современных кадровых технологий, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки.

Затронутые аспекты и проводимые мероприятия, обеспечивающие подбор, расстановку и использование кадров в соответствии с их квалификацией, уровнем подготовки и опытом работы, позитивно отражаются на государственной кадровой политике в целом. Однако поднимается ряд важных вопросов, связанных непосредственно с профессиональной самореализацией государственных служащих в данной деятельности, отличающейся жесткой структурой и нормативностью, что накладывает определенный отпечаток как на саму систему государственной службы в целом, так и на каждого отдельного государственного служащего и на его профессиональную самореализацию.

Потребность в профессиональной самореализации - одна из передовых и наиболее глубинных потребностей человека, являющаяся источником его целенаправленной личностной и социальной активности.

По мнению А.А. Деркача и Э.В. Сайко, акцент на развитии, составляющий сущностную характеристику профессиональной самореализации личности, переносится с ситуации «социального впитывания» индивидом как приобретения им себя в социальном мире и развития в качестве социального существа, формирования его человеческого потенциала на реализацию себя,

презентацию себя и своего Я обществу, осуществляемых в реальной социально значимой, творческой деятельности, реализацию в ней и ею, что выступает необходимым моментом человеческого осуществления. Самореализация индивида в деятельности в этом плане проявляется как необходимый компонент развития и в качестве самостоятельной линии такого развития выступает основанием профессиональной самореализации в едином процессе онтогенеза. Процесс самореализации в онтогенезе выступает как параллельная линия развития растущего человека, не только реализующая субъектную позицию индивида, но и постоянно несущая потребность состояться, самовыразиться и на высших уровнях развития такой потребности, возможности и способности достигнуть акме как вершины самореализации [ 2].

Изучая профессиональную самореализацию более детально, применительно к государственной службе, в рамках акмеологического подхода, справедливо рассматривать процесс самореализации как компонент процесса саморазвития, который описывается через последовательные процессы развития самосознания личности, актуализации потребности в самоосуществлении, собственно процесса самосовершенствования и, наконец, собственно самореализации человека не только как профессионала, но и как индивидуальности во всей ее многогранности [1].

Здесь необходимо отметить, что понятие профессиональной самореализации государственных служащих отражает прежде всего социальную составляющую самореализации, которая вносит ощутимый вклад в социум, характеризующийся созидательной деятельностью.

Субъектность как образующая человека изначально обеспечивает способность его к преобразовательной деятельности, более того, потребность и необходимость в такой деятельности, в силу того, что субъектность субъекта полагает отношение к действительности и к себе в ней. И здесь важным фактором становится социум как объективно задаваемая, субъективно оцениваемая для себя и субъектно выполняемая среда, в которой рождается противоречие между способностью «единичного индивида», его потребностью к активному действию и самореализации, с одной стороны, и задаваемым потенциалом общего, нормой, сформированной совокупной преобразовательной деятельностью общества - с другой. Субъектная позиция субъекта становится в такой ситуации неизбежной. Степень же ее реализации определяется накопленным историческим опытом человека, условиями развертывания филогенеза, особенностями онтогенеза как сложного процесса развития-саморазвития человека. И несмотря на разные возможности накопления реализации субъектности, роста ее потенциала и повышения уровня, именно объективно формируемая и субъективно задаваемая субъектная позиция определяет возможности самореализации человека, когда только осуществление самореализации реально обеспечивает дистанцию движения вперед на оптимальном уровне саморазвития человека, осуществляющего в такой самореализации свои индивидные возможности и личностные потребности в рамках социально значимых их определений [4].

Таким образом, субъектность как образующая человека изначально обеспечивает возможность и способность его к преобразовательной деятельности как субъекта, ее объективно созидающего, более того, обусловливает необходимость роста-развития его в такой преобразовательной деятельности в силу активного его отношения к действительности и к себе в ней, где главным становится социум как условие его бытия и поэтому основное измерение его человеческой значимости в нем, с одной стороны, с другой - как условие проявления его творческого потенциала, возможностей в воспроизводстве социума и себя в нем в качестве действенного субъекта, не только реализующего каждый раз нормы, предлагаемые социумом, интегрирующим всеобщий субъектный потенциал, но и заявляющего новые.

Деятельность как активность особого рода полагает принципиально нового носителя, способного к творческой деятельности, к переходу в новое пространство связи с природой, способного к преобразованию субъекта, то есть деятельность и субъект неразрывны и представляют особую целостность, обеспечивающую эволюцию нового живого. Деятельность в процессе ее осуществления полагает отношение субъекта к предмету, к себе, к другому, к сообществу, в котором он функционирует. В результате деятельности и в деятельности создаются противоречия, обусловливающие необходимость самоосуществления индивида как субъекта [3].

Деятельность государственных служащих в своем многообразии направлена на интересы общества, о самореализации конкретного служащего можно говорить, если его планы и результаты деятельности имеют общественно полезную направленность, но в то же время сам

служащий ощущает удовлетворенность достигнутыми результатами и признает соответствие этих результатов своим устремлениям.

А.А. Деркач и Э.В. Сайко считают, что возможность, потребность, способность и необходимость повышения уровня самореализации человека в действительно творческой деятельности, реализующей его духовные потребности и способности, реализуются в социально и личностно значимой деятельности на уровне акме.

В связи с этим необходимо отметить, что система государственной службы включает три вида службы: государственную гражданскую, правоохранительную и военную. Данные виды государственной службы существенно отличаются друг от друга не только в правовых, но и в акмеологических аспектах. Так, например, изучение профессиональной деятельности в правоохранительной государственной службе, государственной гражданской и военной службах и анализ функциональных обязанностей позволил выделить характерные особенности текущей работы.

Функциональные обязанности государственных гражданских служащих характеризуются обширностью и многогранностью. Это такие функции, как функции по принятию нормативных актов, функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, функции по управлению, оказанию государственных услуг. Различие путей, способов и форм осуществления этих функций, количество и виды реализуемых функций, а также пределы их осуществления т0же характеризуются многообразием. Отсюда вытекают не только недостатки разработки направлений и определения средств улучшения государственной службы и её реформирования, но и психолого-акмеологические проблемы, так как проводимое реформирование социально-экономической и политической системы нашей страны требует интенсивной разработки и внедрения новых подходов к кадровой политике в системе государственной гражданской службы. Такая задача не может быть решена, в частности, без четкого осознания государственными служащими системы требований со стороны выполняемых ими профессиональных функций. Между тем ситуация обостряется представлением о том, чем должен заниматься государственный служащий на своем рабочем месте, формируемом на основе его сугубо личного опыта и сформировавшихся идеалов. Однако в обыденном сознании присутствует целый ряд образов государственного гражданского служащего - образ «чиновника», «бюрократа», «народного заступника» и т.д., получить исчерпывающий ответ, чем же на самом деле должен заниматься государственный служащий, очень затруднительно как самому гражданскому служащему, так и обществу.

Акмеологическая проблематика государственной правоохранительной службы характеризуется тем, что она осуществляется не любыми способами, а лишь с помощью юридических мер воздействия, к которым относятся меры государственного принуждения, регламентируемые законом. Среди мер юридического воздействия важное место отводится мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных законом пределах. Применяемые в ходе осуществления службы юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона. Только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержания.

Характерным для правоохранительной службы является и то, что государственные служащие правоохранительных органов реализуют свои полномочия в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур.

Ситуация осложняется тем, что работа государственных служащих в правоохранительных органах протекает в условиях ненормированного рабочего дня, постоянном умственном и физическом напряжении, в ситуации постоянной психологической и психической напряженности, нахождения в стрессовых и экстремальных условиях.

Деятельность военнослужащих также носит государственный характер. Поэтому военной службе присущи все основные признаки государственной службы, однако военная служба по акмеологической проблематике занимает особое положение. Обязательность военной службы для отдельных категорий граждан проявляется прежде всего в способе привлечения граждан на военную службу путем проведения очередных призывов. После привлечения на военную службу в пределах установленных сроков, военнослужащий не вправе по собственному желанию менять место службы, занимаемую должность, прекращать выполнение служебных обязанностей, требовать изменения характера служебных обязанностей, условий их выполнения. За недолжное

выполнение или уклонение от выполнения воинских служебных обязанностей предусмотрены более строгие меры воздействия, чем за аналогичные нарушения обязанностей на невоенной государственной службе.

Данный анализ системы государственной службы в условиях высокой напряженности и высокой нормативности можно дополнить событиями, произошедшими в последнее время. Участившиеся преступления, совершенные сотрудниками государственных правоохранительных органов, отличающиеся своей жесткостью и антиобщественным характером, всколыхнули не только российскую, но и международную общественность.

Преступления, совершаемые чиновниками, выражающиеся в превышении должностных полномочий и взяточничестве, прогрессируют в масштабе и изощренности.

Неуставные отношения в Вооруженных Силах, провоцирующие множественные преступления, ведут не только к нарушениям в сфере межличностных отношений среди военнослужащих, но и к дестабилизации военной службы в целом.

В этой ситуации при всей позитивности реформ и преобразований системы государственной службы Президентом и Правительством РФ предпринимаются всевозможные превентивные меры: сокращение штата чиновничьего аппарата, борьба с коррупцией, увольнения руководителей провинившегося сотрудника, упразднения ведомств и множество других мер.

Данные меры направлены только для устранения негативных последствий, имея поверхностный характер. Предпринятые меры на непродолжительный период стабилизируют внешнюю ситуацию, в то же время усугубляя внутренние процессы, протекающие в системе государственной службы. Качество административно-управленческой деятельности при этом остается на прежнем, довольно низком уровне.

Особенно важно в сложившейся ситуации говорить о проблемах объективности определения результатов деятельности работников по выполнению ими обязанностей с учетом квалификации, деловых и личностных качествах и соответствия занимаемым должностям, выявлению на этой основе перспективных, творческих, инициативных служащих для включения их в кадровый резерв на вышестоящие должности, для разработки акмеологических программ по сопровождению работы с данным контингентом и коллективом в целом.

Данные проблемы существуют как на пути профессиональной подготовки будущих государственных служащих, так и при подборе кадров, оценке, адаптации, должностному позиционированию, продвижению по служебной лестнице. Важно отметить, что закон от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» включает данные нормативы. Однако формальное соблюдение данных норм в отсутствии акмеологического изучения личности государственного служащего и акмеологического сопровождения государственной службы, а также акмеологического подхода, начиная с подготовки будущих кадров и заканчивая профессиональной самореализацией, не позволяет в полной мере раскрыть потенциал государственных служащих и как следствие - реализовать его в полном объеме.

Изучение акмеологических особенностей при профессиональной подготовке, отборе кандидатов и внесении в кадровый резерв, в комплексе с акмеологической программой продуктивной самореализации государственных служащих и существующими процедурами, предусмотренными законами о государственной гражданской, военной и правоохранительной службе, положительно скажутся как на организационной структуре государственной службы в целом, так и на профессиональной самореализации отдельного служащего.

Литература

1. Деркач А.А. (отв. ред.) и др. Основы общей и прикладной акмеологии. Учебное пособие. М., 1995 - 388с.

2. Деркач А.А Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза / А.А. Деркач, Э.В. Сайко // Мир психологии. 2007. №2(50) - С.43-54.

3. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Академия, 2001. -480с.

4. Реан А.А. Акмеология личности // Психологический журнал, 2006. Т. 21. №3. - С. 88-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.