Научная статья на тему 'АКМЕОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ПРОГРАММАМ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

АКМЕОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ПРОГРАММАМ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

26
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
акмеология / акмеологический подход / качество образования / акменаправленность / объект обучения / международные программы / системный подход / будущий специалист / acmeology / acmeological approach / quality of education / acmeorientation / object of study / international programs / systematic approach / future specialist

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саодат Меликузиевна Туйчиева

Данная статья посвящается актуальным проблемам подготовки будущих специалистов. На современном этапе очень часто используется термин акмеология. В статье даѐтся определение понятию, перечисляются принципы акмеологического подхода в подготовки будущих специалистов нефилологов. А также, опираясь на международные исследовательские программы как PISA и PIRLS, анализируется качество, оценка учебного процесса и подготовки специалистов. В статье даѐтся практические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLINGUISTIC APPROACH AND KNOWLEDGE ASSESSMENT BY INTERNATIONAL RESEARCH PROGRAMS IN THE PROCESS OF TRAINING FUTURE SPECIALISTS

This article is devoted to the actual problems of training future specialists. At the present stage, the term acmeology is very often used. The article provides a definition of the concept, lists the principles of the acmeological approach in the training of future non-philologists. And also, relying on international research programs like PISA and PIRLS, the quality, assessment of the educational process and training of specialists is analyzed. The article provides practical recommendations

Текст научной работы на тему «АКМЕОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ПРОГРАММАМ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

АКМЕОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ПРОГРАММАМ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Саодат Меликузиевна Туйчиева

Кандидат психологических наук, доцент Фармацевтический институт образования и исследований

Ташкент, Узбекистан tuychieva saodat@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящается актуальным проблемам подготовки будущих специалистов. На современном этапе очень часто используется термин акмеология. В статье даётся определение понятию, перечисляются принципы акмеологического подхода в подготовки будущих специалистов нефилологов. А также, опираясь на международные исследовательские программы как PISA и PIRLS, анализируется качество, оценка учебного процесса и подготовки специалистов. В статье даётся практические рекомендации.

Ключевые слова: акмеология, акмеологический подход, качество образования, акменаправленность, объект обучения, международные программы, системный подход, будущий специалист.

ACMEOLINGUISTIC APPROACH AND KNOWLEDGE ASSESSMENT BY INTERNATIONAL RESEARCH PROGRAMS IN THE PROCESS OF TRAINING FUTURE SPECIALISTS

ANNOTATION

This article is devoted to the actual problems of training future specialists. At the present stage, the term acmeology is very often used. The article provides a definition of the concept, lists the principles of the acmeological approach in the training of future non-philologists. And also, relying on international research programs like PISA and PIRLS, the quality, assessment of the educational process and training of specialists is analyzed. The article provides practical recommendations

Keywords: acmeology, acmeological approach, quality of education, acme-orientation, object of study, international programs, systematic approach, future specialist

Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan

Academic Research, Uzbekistan 564 www.ares.uz

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

ВСТУПЛЕНИЕ

Акмеолингвистика возникла из акмеологии - науки, сформировавшейся на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, изучающих закономерности и механизмы развития человека при достижении им наиболее высокого уровня. Акмеолингвистическая технология, являясь одной из инновационных технологий обучения иностранным языкам в неязыковом вузе, на первый план выдвигает акменаправленность, в центре которой находится креативность личности. На современном этапе развития процесса образования огромную роль уделяется качеству образования. Исходя из этого, в мировой практике существуют международные исследовательские программы, целью которых, является анализ существующих достижений, проблем и прогноза перспективных требований.

МЕТОДОЛОГИЯ

При реализации акмеологического обучения рассматриваются пять основных составляющих системы «вуз»: цель, объект, информация, методы, субъект. Цель - социальный заказ, ориентированный на максимум, т.е. на подготовку специалиста «экстра-класса». Объект обучения - студент, которого обучают специально отобранным умениям с целью формирования самостоятельности и креативности к окончанию вуза. Итогом акмеолингвистического обучения является сформирование навыков самообучения, саморазвития и самосовершенствования, автономной деятельности будущего специалиста которые могут быть оценены. Международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) проводится раз в 3 года, начиная с 2000 г., и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития. Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской.

ОБСУЖДЕНИЕ

Для достижения поставленной цели необходимо придерживаться следующих принципов. Первый принцип - системный подход к обучению иностранным языкам. Конечная цель - объект превратить в субъект обучения, т.е. привить навыки творческого самообучения, самосовершенствования, как в языке, так и в будущей профессии.

Google Scholar

Academic Research, Uzbekistan

Scientific Library of Uzbekistan www.ares.uz

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

Второй принцип - ориентация на акмеограмму. Акмеограмма - это профессиограмма со стремлением на «акме», на максимум, на идеал. Основными пунктами акмеограммы являются ответственность, автономность, саморазвитие.

Третий принцип акмеолингвистики предполагает учет психофизиологических особенностей обучаемого. Здесь имеются в виду особенности памяти, внимания, восприятия, мышления, типы высшей нервной деятельности.

Четвертый принцип акмеолингвистики - иерархичность и последовательность введения языковых средств (лексики, грамматики, фонетики, орфоэпии) и видов речевой деятельности (говорения, аудирования, письма, перевода).

Пятый принцип акмеолингвистики - следование акмеоэтике, т.е. воспитание духовно-нравственных качеств будущего специалиста через язык (текстовой материал: лекарственные растения, рецептура и т.д., ролевые и деловые игры: в аптеке, на производстве, ситуативные упражнения, свое собственное отношение к явлениям в обществе и др.).

Оценка качества образования важный аспект образования. Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки будущих специалистов. Качество образования выражает степень их соответствия государственным образовательным стандартам, государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность. Степень достижения планируемых результатов образовательной программы важнейший интегральный показатель успеха образовательного учреждения. Под качеством образования в ВУЗе понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности обучаемых, общества, заказчиков на образование.

РЕЗУЛЬТАТЫ

К оцениванию по программе PISA можно относиться по-разному. Конечно, в этой системе есть свои нюансы, просчёты и даже ошибки. Как и большинство систем оценки знаний, тестирование PISA несовершенно, и слепо гнаться за топовыми позициями в международном рейтинге было бы не самым умным решением для нашей страны.

Но игнорировать итоги тестирования и вовсе глупо, ведь изначально исследования PISA направлены не просто на оценку достижений учеников, а на Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan

Academic Research, Uzbekistan 566 www.ares.uz

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

выявление слабых мест в системе школьного образования страны в целом. Результаты PISA — это результаты владения новыми важными компетенциями, ставшими не просто трендами международного образования, а ключевыми навыками современного человека, от которых зависит успех, реализация творческого потенциала и полноценное взаимодействие с обществом.

Международное мониторинговое исследование PIRLS (Progress ininternational Reading Literacy Study) направлено на изучение читательской грамотности. Эти исследования отвечают на следующие вопросы:

1. Насколько хорошо читают выпускники школы по сравнению со своими сверстниками в других странах?

2. Какими уровнями читательской грамотности владеют школьники?

3. Любят ли читать учащиеся?

4. Как семья способствует развитию грамотности?

5. Как на сегодняшний день организован процесс обучения чтению в учебных заведениях?

6. Отличаются ли методы обучения от методов, используемых учителями в других странах?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимо отметить то, что в Узбекистане оценивание по вышеперечисленным программам только начинается и мы уже должны к этому готовиться. Что мы должны делать? Для этого необходимо постепенно вводить в учебный процесс задания PISA. В учебных заведениях, внеурочное время и в семье наши студенты должны работать по усовершенствованию своей письменной и читательской грамотности по иностранному языку. Необходимо проводить научные исследования по решению задач поставленных международными оценочными программами.

Таким образом, решение задач акмеолингвистики и международных оценочных программ дает возможность по-новому взглянуть на роль изучения иностранного языка в соответствии с реальными нуждами профессии будущего специалиста.

1. Дубровина Л.И. Изучение языка - средство созидательной деятельности // Акмеология 2006. Методологические и методические проблемы. - СПб.: Изд-во ЦСИ, 2006

2. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. - СПб.: Политехника, 2002.

3. Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. - М.,2000.

REFERENCES

Google Scholar

Academic Research, Uzbekistan

Scientific Library of Uzbekistan www.ares.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.