УДК 378.147
Ростовский государственный медицинский университет подготовительный факультет по обучению иностранных граждан ст. преподаватель кафедры русского языка № 2 Ярославская И.М. Россия, г. Ростов-на-Дону, тел.
Rostov State Medical University
Preparatory faculty for training foreign citizens
Senior Lecturer of the Department of Russian as a foreign Language № 2 Yaroslavskaya I.M.
Russia, Rostov-on-Don, 89185278575 e-mail: [email protected]
89185278575
e-mail: [email protected]
И.М. Ярославская
АККУЛЬТУРАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ ЭТАПА ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ИНТЕГРАЦИЯ В НОВОЕ ДЛЯ НИХ ОБЩЕСТВО, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И КУЛЬТУРУ СТРАНЫ ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА
В статье рассматривается вопрос аккультурации иностранных учащихся довузовского этапа обучения. Этап предвузовской подготовки приобретает первостепенное значение, потому что иностранным учащимся важно понять, как вести себя в новом социуме, чтобы жить в согласии с собой, со своими ценностями, с ценностями чужой культуры.
Ключевые слова: этап предвузовской подготовки; аккультурация, иностранные студенты; новый социум, ценности, нормы.
ACCULTURATION OF INTERNATIONAL STUDENTS OF PRE-UNIVERSITY TRAINING STAGE AS INTEGRATION INTO A NEW SOCIETY, EDUCATIONAL SPACE AND CULTURE OF THE COUNTRY THE LANGUAGE OF WHICH IS BEING LEARNT
The article deals with the problem of acculturation of international students of pre-University training stage. Pre-University training stage for international students has the first-rate significance because it is important for them to understand how to behave in a new society in order to live in a harmony with themselves, with their values, with the values of foreign culture.
Key words: pre-University training stage; acculturation; international students; new society; values,
norms.
Иностранные учащиеся, приезжающие на учёбу в любую страну, не могут существовать в изоляции от других людей. В процессе своей жизни и учёбы в России им будет необходимо не только общаться с представителями разных культур, (как правило, иностранные учащиеся занимаются в интернациональных группах), но и преодолевать
© Ярославская И.М., 2016
I.M. Yaroslavskaya
языковой, социальный, образовательный и культурный барьер страны, в которой им предстоит учиться в высшем учебном заведении в течение 5-6 лет. Т.е. иностранным учащимся необходимо интегрироваться в российскую окружающую среду.
Интеграция является одной из стратегий аккультурации, когда индивид готов принять ценности новой для себя культуры, а общество готово принять этого человека, уважая его культуру.
Учёные, занимающиеся вопросами аккультурации, выделяют политическую, экономическую, правовую, религиозную, психологическую, образовательную и другие виды аккультурации [1].
Образовательная аккультурация иностранных учащихся нами понимается как приспособление к условиям новой для них учебной культурно-языковой среды, как принятие и усвоение ими необходимых для жизни и учёбы норм и ценностей другой культуры, в данном случае, русской, при этом сохраняя свои обычаи и традиции.
Аккультурация будет более эффективной, если человек убеждён в преимуществах интеграции, а для иностранного учащегося она является высоко мотивированной необходимостью - получить профессию.
Термин «аккультурация» происходит от латинских слов ad - «к» и cultura - «образование, развитие».
Советский энциклопедический словарь определяет аккультурацию как «процесс взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа» [4].
Исследования учёных, публикации и анализ статей по вопросам адаптации, аккультурации иностранных граждан, беседы с преподавателями-практиками, работающими с иностранной аудиторией, позволяют сделать вывод, что аккультурация - это процесс, когда в определённый промежуток времени через опыт общения люди осваивают то, что им необходимо для жизни в новом культурном пространстве.
Поэтому этап предвузовской подготовки, который составляет 9-10 месяцев, т.е. академический год, как для преподавателя, так и для иностранных учащихся приобретает первостепенное значение. Это период времени, в течение которого иностранные учащиеся-новички «впитывают» нормы и правила, определяющие стиль поведения, чтобы жить в согласии с собой, со своими ценностями, с ценностями чужой культуры.
Процесс аккультурации начинается с первых дней пребывания иностранных учащихся в России. Он продолжительный, кропотливый, многогранный, трудоёмкий. В процессе аккультурации в жизни иностранных учащихся происходят: а) физические изменения, которые выражаются в смене места жительства, в новых климатических и бытовых условиях;
б) биолого-экономические изменения: новые продукты питания, новая пища, финансовое ведение «хозяйства» самостоятельно, без родителей; при смене времён года -заболевания и др.;
в) культурные изменения: новый язык, новая система образования, новое культурное пространство, межгрупповые и межличностные отношения.
С изучения дисциплины «Русский язык» начинается учебная деятельность иностранных учащихся, поэтому основная нагрузка по введению учащихся в российскую бытовую и образовательную среду ложится на занятия по русскому языку.
Большую роль в процессе аккультурации, несомненно, играет преподаватель. «Преподаватель русского языка как знающий язык-посредник и первый, начинающий обучение иностранцев в новом социуме, одновременно должен быть не только высоко-
квалифицированным специалистом своего дела. Он должен быть психологом, чтобы установить контакт с учащимися на уровне их внутренних потребностей, возможностей и способностей, и воспитателем, чтобы тактично решать возникающие противоречия в педагогическом и воспитательном процессе.
Он должен быть дипломатом, т.е. уметь владеть собой, быть толерантным по отношению к учащимся, сдерживать отрицательные эмоции. Условно говоря, и доктором-психотерапевтом, который заботится о психическом состоянии учащихся, об устойчивости их нервной системы в преодолении трудностей» [6].
Следует учитывать и тот факт, что иностранные учащиеся отличны друг от друга по характеру, вероисповеданию. Они имеют разную эрудицию, разный исходный уровень знаний по предметам, собственное представление о мире, свою национальную ментальность, свои этнические культурные нормы и ценности, принципы и представления того общества, в котором они выросли.
Для социально-психологического выравнивания разных категорий учащихся нами используется «система, способствующая успешному знакомству иностранных учащихся с образовательной средой нового социума. Она включает в себя следующие этапы:
а) первый этап «организационный», цель которого - ознакомление иностранных учащихся с новыми для них требованиями обучения в высшей школе России, с правилами их передвижения по стране, формирования у них положительного отношения к вузовской социокультурной среде и т. д. ;
б) на втором этапе, называемом «методы диагностики», проводятся психолого-педагогические исследования мотивов и факторов выбора профессии;
в) на следующем этапе - «поисково-экспериментальном» - изучаются личностные особенности учащихся, определяются пути и способы максимального облегчения процесса адаптации, формируются эмоционально-волевые установки, нивелируются негативные социальные стереотипы, определяются ценностные ориентации;
г) на формирующем этапе осуществляется помощь преподавателей в подготовке и корректировке различного рода докладов, рефератов и т. д.;
д) завершающий этап обеспечивает участие студентов в различных видах практической внеаудиторной деятельности: студенческих конференциях, выставках творческих работ, конкурсах, олимпиадах, концертах и т. д.» [5].
Пути знакомства с другой культурой - аккультурация - познаётся иностранными учащимися через быт, познавательную учебную деятельность на занятиях по русскому языку и другим дисциплинам, через деятельность общения.
«Что такое быт? Это обычное протекание жизни в реально-практических формах; быт - это вещи, которые нас окружают, наши привычки и каждодневное поведение. Это не только жизнь людей, это и обычаи, весь ритуал ежедневного поведения, тот строй жизни, который определяет распорядок дня, время различных занятий, характер труда и досуга, формы отдыха ... . Связь этой стороны быта с культурой не требует пояснений. Ведь именно в ней раскрываются те черты, по которым мы обычно узнаём своего и чужого, человека той или иной эпохи, англичанина или испанца» [2: с.10].
Поэтому преподаватель-русист, помогая иностранным учащимся снимать некоторые трудности вживания в чужую культуру, проводит беседы на бытовые темы: «Жизнь в общежитии», «Питание и здоровье», «Режим дня», «Правила экипировки при смене времён года», «Организация свободного времени» др.
Познавательная учебная деятельность осуществляется путём выполнения различных действий в учебном процессе - экспериментирование, поиск информации, решение учебно-исследовательских задач и др.
Учащиеся должны не только понять и запомнить полученные знания, но и применить их на практике, формируя таким способом новый образ учебно-профессиональной деятельности.
Преподаватель систематизирует приобретённые знания учащихся, обобщает их, в случае необходимости возвращается к изучаемому явлению, объясняет ещё раз нормы и правила новых условий жизни.
Таким образом, аккультурация происходит при взаимодействии (а взаимодействие - есть взаимное сотрудничество) участников обучения и направлена на понятие другой культуры.
Очень важно для иностранных учащихся довузовского этапа обучения, желающих обучаться в новом социуме, понимать менталитет носителей языка - как русские люди видят мир, как живут, чем занимаются, какие вопросы решают, что их волнует, интересует, раздражает. Они должны знать некоторые события из истории нашей страны, чтобы адекватно воспринимать наиболее значимые исторические реалии, имена выдающихся деятелей науки, культуры, без знания которых сложно полноценно жить и учиться в России.
Иностранным учащимся на этапе предвузовской подготовки с реалиями нашей страны помогает познакомиться учебное пособие «Здравствуй, Россия!» (авт. И.М. Ярославская, Т.П. Лебедева, И.А. Асадулаева, 2004). Оно доступно по языку и высоко информативно.
Читая данное пособие, иностранные учащиеся способны соотносить события, описываемые в рассказах, текстах-отрывках из художественных произведений русской литературы, которые они читают на занятиях, с историей развития России. Они могут представлять условия жизни русских людей в тот или иной период. Им легче сдавать экзамены по русскому языку за подготовительный курс, т.к. тексты для чтения, выносимые на экзамен, содержат культурологическую информацию России.
Особое внимание уделяется знакомству с будущей учебно-профессиональной деятельностью иностранных учащихся. Ведь спустя академический год они поменяют свой статус учащегося подготовительного факультета на статус студента высшего учебного заведения, где целенаправленно будут изучать основы выбранной профессии.
Иностранные учащиеся автора статьи - это будущие студенты-медики, профессиональные познания которых включают в себя знакомство с некоторыми фактами из истории медицины, известными медиками, внёсшими большой вклад в развитие медицины, вопросы воспитания: будущий врач должен обладать нравственной культурой, быть тактичным, деликатным, заботиться о здоровье больного, постоянно совершенствовать свои знания. Постигать основы будущей профессии врача помогает учебное пособие «Медицина-моя жизнь» (авт. И.М. Ярославская, Т.П. Лебедева, И.А. Асадулаева, 2003).
Деятельность общения происходит в лингвокультурной среде на национальном и региональном уровне, в линговокультурной среде образовательного учреждения, между представителями разных культур, между студентом и преподавателем, который является ретранслятором и интерпретатором культуры другого народа, между студентом и поликультурной учебной группой, студентом и представителями будущей профессии и т.д. [3].
Следовательно, в основе аккультурации лежит коммуникативный процесс, т.е. иностранные учащиеся знакомятся с новыми культурными условиями и овладевают разговорными навыками через общение. Поэтому процесс аккультурации можно рассматривать как приобретение коммуникативных навыков к новой культуре.
Процессу аккультурации иностранных учащихся этапа предвузовской подготовки способствует «вхождение», назовём это так, в учебно-исследовательскую работу.
Оно стимулирует мыслительную деятельность учащихся, развивает у них умение добывать и перерабатывать информацию, а полученные знания применять в своих творческих работах: написании эссе, рассказов, сочинений, докладов. Это позволяет иностранным учащимся негуманитарных специальностей принимать участие в различных конференциях как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла, организуемых в конце учебного года, во внеаудиторных мероприятиях.
Одним из примеров может служить творческая работа студента из Иордании. Она называлась «Россия помнит их имена». Учащийся, взяв за основу формат энциклопедического словаря, представленный в разделе изучаемого пособия «Медицина - моя жизнь», красочно её оформил. Он проиллюстрировал свою работу портретами учёных, дал краткую биографическую справку о И.П. Павлове, И.И. Мечникове, А.П. Чехове как о враче и писателе, о Г. А. Илизарове и др.
Учебно-исследовательская, а также творческая деятельность иностранных студентов важна и ценна, потому что позволяет ощущать результаты взаимного сотрудничества преподавателя и учащихся. В результате этой деятельности достигается образовательная цель изучения языка, которая заключается в осознании учащимися важности получения новых знаний.
Тезис учёных, занимающихся проблемами аккультурации, о том, что аккультурация ведёт к адаптации, несомненно, справедлив. Это подтверждается опытом работы в иноязычной аудитории, практикой преподавания русского языка иностранным учащимся, приезжающим с нулевым знанием русской культуры.
После годичного этапа предвузовской подготовки иностранный учащийся, сохраняя свою культурную идентичность, интегрируется в чужую культуру. Условия его жизни и учёбы влияют на его аккультурацию и вместе с тем способствуют адаптации. Иностранный учащийся, перерабатывая новую информацию, постигает культуру другой страны. Его поведение организуется и совершенствуется. С этим багажом первоначальных знаний о новой для него культуре иностранному учащемуся легче войти в образовательную среду высшего учебного заведения.
Библиографический список
1. Будаева З. А. Аккультурация как доминирующий теоретический маркер проявления процессов глобализации // Журнал «Вестник Бурятского государственного университета». 2014. № 6-2. С. 91-95. Код доступа: Ь«р://еНЬга1у.ги/11ет.а8р?1ё=21472369
2. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII -начало XIX века). СПб., «Искусство - СПБ». 1994. 399 с.
3. Поморцева Н.В. Лингвокультурная адаптация иностранных учащихся в процессе обучения русскому языку в условиях языковой среды: социально-психологический аспект // Журнал «Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия: Вопросы образования: Языки и специальность». 2008. № 5. С. 69-75.
4. Советский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1982. 1600 с.
5. Ярославская И.М. Организация воспитательной работы с иностранными учащимися // Материалы международной научно-практической конференции «Личностно-компетентностный подход к повышению качества профессиональной подготовки иностранных учащихся». Курск: Изд-воКГМУ, 2011. С. 149-151.
6. Ярославская И.М. Организация обучения и воспитания иностранных учащихся пред-вузовского этапа преподавателем-русистом на основе здоровьесберегающих технологий // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Научные основы создания и реализации современных технологий здоровь-есбережения». Прага: Изд-во Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ». 2016. С. 504-507. Код доступа: https://docviewer.yandex.ru/?uid=2609840&url=ya-mail%3A%2F%2F160440736725078285%2
F1.2&name=!! !%20Белик%20сборник^&с=582Г6037053Г
References
1. Budaeva Z.A. Acculturation as a dominant theoretical marker of the process of globalization // Magazine «Bulletin of Burayt State University». 2014. № 6-2. P. 91-95. Mode of access: http://elibrary.ru/item.asp?id=21472369
2. Lotman Y.M. Conversations about Russian culture. Mode of life and traditions of Russian Nobility (XVIII - early XIX century). SPb., «Arts - S-Petersburg». 1994. 399 p.
3. Pomortseva N.A. Linguacultural adaptation of foreign students to the process of the language teaching in the language surroundings: its social-psychological aspect // Journal «Bulletin of Peoples' friendship University of Russia» Series: Educational Problems: Languages and Speciality». 2008. № 5. P. 69-75.
4. Soviet encyclopedic dictionary. 2-nd Ed. M: Soviet encyclopedia, 1982. 1600 p.
5. Yaroslavskaya I.M. Organization of educational work with foreign students // Materials of international scientific and practical conference «Personal-competence approach to the improving of the quality of professional training of foreign students». Kursk: Ed.: KSMU. 2011. p. 149-151.
6. Yaroslavskaya I.M. Organization of teaching and education of international students of pre-University training stage by the teacher of the Russian language on the basis of health saving technologies // Materials of All-Russian research and practical conference with international participation «Scientific bases of development and realization of modern technologies of health protection» - Prague: Ed. Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ». 2016. P. 504-507. Mode of access: https://docviewer.yandex.ru/?uid=2609840&url=ya-mail%3A%2F%2F 1604407367250
78285%2F1.2&name=!!!%20Белик%20сборник.pdf&c=582f6037053f
УДК 070
Магнитогорский государственный технический университет им. Носова в г. Магнитогорске
магистрант направления лингвистики (профессионально-деловая коммуникация в международном сотрудничестве (английский язык)) Давлетшина С.Р.
Россия, г. Магнитогорск, тел. + 7982 3324425
e-mail: [email protected]
Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk
Linguistics (Professional-Business Communication in the International Cooperation (the English language)) master's degree student
Davletshina S.R.
Russia, Magnitogorsk, + 7982
3324425
e-mail: [email protected]
С.Р. Давлетшина
РОЛЬ МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЖУРНАЛИСТА
В статье рассматривается процесс перехода традиционной структуры редакции СМИ в конвергентную. Эта тенденция становится закономерной. Цель исследования: показать как происходит формирование дополнительного набора профессиональных компетенций журналиста XXI века под воздействием изменений в периодических изданий.
Ключевые слова: конвергенция, СМИ, конвергентная журналистика, универсальный журналист, IT-технологии, высшее образование.
S.R. Davletshina
MEDIA CONVERGENCE ROLE IN FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE JOURNALIST
In article process of transition of traditional structure of mass media's editorial office to convergent is considered. This tendency becomes natural. Research objective: to show as there is a formation of additional set of professional competences of the journalist of the 21st century as a result of changes in periodicals.
Key words: convergence, media, convergent journalism, universal journalist, IT technologies, the higher education.
В современных условиях отечественная система средств массовой информации меняется со стремительной скоростью. Трансформации происходят одновременно на нескольких уровнях: на организационном - переход редакций от вертикальной к горизонтальной (коммерческой) структуре; на технологическом - появление новых видов связи; на ментальном - кардинальные перемены в профессиональном сознании у представителей массовых коммуникаций.
Если в первом случае радикальные перемены обусловлены переходом страны к рыночной экономике, то два последних стали следствием медиаконвергенции. Под этим процессом мы пониманием не только появление цифровой площадки для обмена информацией через унифицированные каналы передачи, но и слияние смежных видов
© Давлетшина С.Р., 2016