Научная статья на тему 'Аккордеон и его эволюционный путь развития в отечественном музыкальном образовании'

Аккордеон и его эволюционный путь развития в отечественном музыкальном образовании Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
611
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККОРДЕОН / БАЯН / ПРОИСХОЖДЕНИЕ / КНОПОЧНЫЙ / КЛАВИШНЫЙ ИНСТРУМЕНТЫ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЕ СИСТЕМЫ / ACCORDION / ORIGIN / PUSH-BUTTON / KEYBOARD INSTRUMENTS / PERFORMING ARTS / MODERNIZATION / PROFESSIONAL PERFORMANCE / ADVANCED SYSTEMS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шевцова Антонина Бутовна

Статья посвящена эволюционному развитию клавишного аккордеона в России. В ней также рассматриваются актуальные проблемы, связанные с возможностью использования модернизированных систем аккордеона в учебном процессе музыкальных заведений среднего и высшего звена, ставших движущим фактором эволюции инструмента в современном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCORDION AND ITS EVOLUTIONARY PATH OF DEVELOPMENT IN DOMESTIC MUSIC EDUCATION

The article is devoted to the evolutionary development of the keyboard accordion in Russia. It also discusses the current problems associated with the possibility of using modernized accordion systems in the educational process of music institutions of middle and high level, which have become a driving factor in the evolution of the instrument in modern education.

Текст научной работы на тему «Аккордеон и его эволюционный путь развития в отечественном музыкальном образовании»

Литература:

1. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2012. - № 3. - С. 3.

2. Дресвянников, В.А. Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых. http://www.elitarium.ru/2007/02/09/andragogika.html

3. Кирьякова, А.В., Ольховая, Т.А., Белоновская, И.Д. Аксиология образования. Прикладные исследования в педагогике: монография. - М.: Дом педагогики, 2010. - 293 с.

4. Климов, Е.А., Бодалев, А.А., Деркач, А.А., Карпов, А.В. О задачах и направлениях современных акмеологических исследований // Акмеология. - 2013. - № 3 (47). - С. 85-90.

5. Ткаченко, Е.В. Основы регионализации базового профессионального образования. - М.: Изд. центр НПО, 2001. - 46 с.

6. Шадриков, В. Д. Психология деятельности человека. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 464 с.

7. Programma JUNESKO «Informacija dlja vseh» [Elektronnyj resurs] — URL: http://www.ifapcom. ru/ru/355/356/ (data obrawenija: 07.05.2014).

8. Rozina I. N. Kommunikacija 2. 0: otechestvennye nauchnye i obrazovatel'nye perspektivy // Kom-munikativnoe prostranstvo: izmerenija, predely, vozmozhnosti. Materialy vystuplenij na V Mezhd. konf. RKA «Kommunikacija-2010» / Pod red. M. B. Bergel'son, M. K. Raskladkinoj. M.: Izd-vo MGU, 2010. S. 308-319.

9. Federal'naja celevaja programma «Razvitie edinoj obrazovatel'noj informacionnoj sredy (2001-2005 gody)» [JElektronnyj resurs] — Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus». URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=EXP; n=255237; div=LAW; dst=0; rnd=0. 9005565210198228 (data obrawenija: 07.05.2014).

Педагогика

УДК: 372.8

кандидат педагогических наук, доцент Шевцова Антонина Бутовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева" (г. Карачаевск)

АККОРДЕОН И ЕГО ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Статья посвящена эволюционному развитию клавишного аккордеона в России. В ней также рассматриваются актуальные проблемы, связанные с возможностью использования модернизированных систем аккордеона в учебном процессе музыкальных заведений среднего и высшего звена, ставших движущим фактором эволюции инструмента в современном образовании.

Ключевые слова: аккордеон, баян, происхождение, кнопочный, клавишный инструменты, исполнительское искусство, модернизация, профессиональное исполнительство, усовершенствованные системы.

Annotation. The article is devoted to the evolutionary development of the keyboard accordion in Russia. It also discusses the current problems associated with the possibility of using modernized accordion systems in the educational process of music institutions of middle and high level, which have become a driving factor in the evolution of the instrument in modern education.

Keywords: accordion, accordion, origin, push-button, keyboard instruments, performing arts, modernization, professional performance, advanced systems.

Введение. В результате более полувекового периода становления и развития гармоник наибольшее распространение и популярность получили два её вида, именуемые в современной теории и практике кнопочным и клавишным аккордионом в европейских странах и на Американском континенте; баяном и аккордеоном - в России и странах СНГ.

Не менее интересную позицию в отношении истории аккордеона в своих многочисленных публикациях представляет ученый, музыковед, профессор А. М. Мирек, более 50 лет занимающийся исследовательской деятельностью в области истории различных видов гармоник и сделавший следующий вывод о том, что «... ещё в прошлом веке русскими народными умельцами был создан прямой прототип современного клавишного аккордеона»[4, с. 38]. Любопытный факт, вероятно, оспаривающий итальянское происхождение аккордеона, описан им также в некоторых его работах. Аккордеон же всегда считался инструментом эстрадным.

В одной из статей профессора В.В. Ушенина есть прямое доказательство того, что аккордеон 30-х годов позиционировался как эстрадный инструмент. Сходную позицию по поводу его «эстрадности» выражает также в своем исследовании кандидат искусствоведения Е.В. Показанник: « Отличительной и...уникальной чертой процесса становления исполнительства на пиано-аккордеоне является доминирующее...положение в качестве эстрадного инструмента. Только закрепившись на эстраде, пиано-аккордеон начал позднее интегрироваться и в бытовое, и в академическое исполнительство» [5, с. 3].

Поэтому, при любых, даже самых достоверных сведениях о его якобы российских корнях, называть аккордеон русским народным инструментом всё же не стоит. Тем не менее, его по-настоящему полюбили у нас в стране.

Такое чуткое к нему отношение и быстрое его распространение в народе связано, скорее всего, с удобством и доступностью правой клавиатуры, построенной по принципу фортепианного расположения клавиш, и многих других достоинств. В недалеком прошлом на инструмент были гонения, а полноценное высшее образование аккордеонистов оставалось недоступным почти до 1980-х годов.

Современная система музыкального образования по классу аккордеона представлена 3-мя звеньями -музыкальная школа, колледж (училище), вуз, что позволяет судить о прочности, стабильности процесса обучения сегодня.

Изложение основного материала статьи. Имея иностранное происхождение, а также столь яркую альтернативу как баян, аккордеон долгое время оставался без внимания отечественных исследователей, и

только лишь более 50 лет назад открылась полноценная «летописная» история пиано-аккордеона в России. Во 2-й половине 19 века «в Орловской губернии - в Ельце и его окрестностях - мастером А.П. Ильиным и другими стала выпускаться гармоника, получившая название елецкой рояльной...» [4, с. 57]. В дальнейшем, пройдя недолгий путь усовершенствования, роялка в самом прямом смысле стала напоминать современный аккордеон.

Скоротечное распространение данного вида гармоники и его неоспоримая своевременность и актуальность совершенно не удивляют. Как и в более ранних видах гармоник, в аккордеоне, несомненно, привлекало то, что инструмент, в отличие от многих других, уже существовавших инструментов, мог сочетать в себе одновременно две основные музыкальные функции - мелодическую и гармоническую. Другое важное преимущество гармоник в целом - это портативность, чего нет у фортепиано.

Благодаря во многом этому достоинству, аккордеоны стали использоваться повсеместно. Имея необычный, характерный для западных клавишных и кнопочных инструментов тембр «в разлив» (эффект столь своеобразного звучания достигался посредством неточной настройки инструмента), клавишный аккордеон в отечественной музыкальной культуре стал инструментом, представившим в сознании народа не только свой своеобразный тембр звучания, но и определенные эмоционально-образные, жанрово-стилевые особенности, ритмику и т.д. Таким образом, начиная с 30-х годов XX века, аккордеон приобретает широкое распространение в сфере любительского и профессионального музицирования.

В послевоенные годы во многих музыкальных школах нашей страны открываются классы аккордеона, в связи с чем появляется потребность в профессионально-образованных педагогах. Однако высшее образование оставалось недоступным. В 60-е годы аккордеон преподавался лишь в немногих институтах культуры, как предмет скорее побочный, а не профилирующий. Прибалтика оказала огромное влияние на дальнейшую эволюцию отечественного аккордеона. В России высшее музыкальное образование по классу аккордеона начинает складываться лишь в 70-е годы.

Однако, сама специализация под названием «аккордеонист» утвердилась лишь в 80-х годах. И баянисты, представляя ещё один (помимо методического) не слишком благоприятный фактор развития отечественной аккордеонной школы, стали преподавателями аккордеона на долгие годы.

В 1970-х годах начинает обнаруживать себя тенденция технического и исполнительского отставания аккордеонистов от баянистов. Общий учебный план, разработанный, прежде всего, для «более развитых» «классических» специальностей, таких, как фортепиано, скрипка давал аккордеонистам остро ощутить свою несостоятельность и репертуарную ограниченность.

В 80-е - 90-е годы продолжается активное развитие и в области музыкально-педагогического материала.

Благодаря появлению готово-выборного аккордеона положение в образовательной сфере стабилизировалось, возникли новые перспективы относительно дальнейшего освоения академического репертуара и, наконец, все сферы исполнительства стали доступны и открыты.

Интенсивно развивающееся отечественное аккордеонное искусство за последний полувековой период представляется как интересное и своеобразное явление, его первооснова - в самобытности и художественной значимости. Аккордеон в России является уникальным инструментом в сравнении с другими, ему подобными. Творчество его зарождалось очень непросто и противоречиво, пройдя сложный путь от подчиненного до самостоятельного положения в народно-инструментальном искусстве.

Аккордеонное искусство в России состоялось и имеет определенный характер. Но все же, как инструменты одного семейства гармоник, долгое время существовавшие рядом, баян и аккордеон в некоторых аспектах неразрывны друг с другом. Современный кнопочный аккордеон (баян) и пиано-аккордеон универсальны по направленности своего использования, их можно услышать всюду - в быту, на эстраде, на академической сцене. Именно универсальность этих инструментов - залог их популярности.

На сегодня можно выделить 3 уровня бытования инструментов. 1-й - бытовой. К нему относится любительское музицирование «для себя». 2-й - эстрадный, применяется для определения использования аккордеона при исполнении легкой музыки на эстраде. 3-й - академический, используется для обозначения принципиально отличного от первых 2-х уровней отношения к аккордеону как профессиональному инструменту академического направления с соответствующей репертуарной ориентацией.

Тенденция развития определяется, прежде всего, ростом профессионализма как исполнителей-аккордеонистов, так и авторов, создающих произведения для аккордеона. И задача педагогов профессионального музыкального обучения состоит в том, чтобы « выявить и развить индивидуальность будущего исполнителя, помочь ему определить репертуарную направленность формирования его концертных программ» [5, с. 69].

Что же касается конструкции инструмента, то нужно отметить, что уже буквально в первой половине ХХ века аккордеон претерпевает некоторые конструктивные усовершенствования. Но аккордеонисты не могли удерживать конкуренцию вследствие ограниченной исполнительской возможности правого мануала своего инструмента, а именно, широты мензуры клавиш, которая не позволяла обладать подобным баяну большим диапазоном и тем более исполнять произведения широкой фактуры.

Процесс эволюции инструментария связан с закономерностями развития этапов аккордеонного искусства. Исполнители постоянно предъявляют конструкторам все новые и новые требования, исходя из желания и необходимости решать все более сложные художественные задачи. Но, несмотря на то, что поколение аккордеонистов XXI века представлено очень одаренными и искусными молодыми музыкантами, проблема конструктивного отставания аккордеона от баяна продолжала существовать, особенно наглядным это становилось тогда, когда на конкурсах без разделения на «клавишников» и «кнопочников» в одной исполнительской группе участвовали и те, и другие конкурсанты.

В репертуаре для профессионального академического исполнения не существует предпочтений для кнопочной, либо для клавишной систем аккордеона. Но очевидные преимущества конструктивно-технологических характеристик кнопочного аккордеона, в русской традиции его называют «баяном», выступают на 1-й план. Они состоят, в основном, в возможности воспроизведения более объемной и многослойной фактуры, в которой число голосов, характер их взаимодействия, способы дифференциации звуковой ткани, специфика артикуляции и т.п. являются существенными элементами нового интонационного стиля гармоники. Композиторы В. Золотарев, В. Кусяков, С. Губайдуллина, К. Волков, В. Семенов, Г. Банщиков, В. Гридин, В. Зубицкий и многие другие авторы наглядно воплотили этот стиль в своих оригинальных произведениях.

Движущий фактор эволюции аккордеона - это модернизация, процесс, решающий проблемы конструктивного порядка и предназначенный работать в угоду постоянно повышающегося требования потребителя. Одним из наиболее удачных примеров современной модернизации репродуктивного характера является клавишный аккордеон, усовершенствованный донецким педагогом Э. Борисенко. Характерной чертой, позволяющей отнести данную конструкцию к этой группе, является использованный автором принцип заимствования при создании аккордеона собственной конструкции.

В результате длительного наблюдения и тщательного анализа причин многолетней устойчивой тенденции отставания исполнительского уровня конкурсантов, играющих на клавишных аккордеонах, относительно их коллег, играющих на кнопочных аккордеонах, он пришел к выводу, что « центральные проблемы конструкции подобной органно-фортепианной клавиатуры аккордеона заключены в значительном диапазонном отставании ее от кнопочной системы (стандартный диапазон клавишного инструмента - от «фа» малой октавы до «ля» 3-й октавы, а кнопочного - от «соль» большой октавы до «соль» 4-й октавы)» [1, с. 18].

Еще один наглядный факт преимущества клавиатуры кнопочного аккордеона (баяна) - это возможность обхвата правой рукой достаточно широкого звукоряда (от «до» 1-й до «до» 4-й октавы), что совершенно несравнимо с возможностями аккордеонистов-клавишников, обхват ими звукоряда правой рукой составляет лишь отрезок от «до» 1-й до «ми (соль)» 2-й октавы.

2 этих важнейших параметра - свидетельство абсолютного преимущества кнопочного аккордеона перед клавишным инструментом. Н.А. Кравцов полагает, что «подобные модернизированные разработки, направленные на проникновение и вовлечение аккордеона в среду, наиболее востребованную слушателем, спасают его от печати «инструмента для избранных», не давая стать объектом интереса для малочисленной, «изысканной» аудитории.» [3, с. 84]. Устраняя такого рода недостатки, Э. Борисенко оснастил традиционную клавиатуру клавишного аккордеона дублирующим мануалом с октавным смещением звукоряда по отношению к основной клавиатуре, который является копией основного мануала с укороченными белыми и черными клавишами.

Другим, одним из самых ярких примеров модернизации новаторского характера, является аккордеон системы Кравцова. Значительное место в многочисленных научных и учебно-методических работах профессора Н.А. Кравцова принадлежит созданной им единой системе органно-фортепианных клавиатур аккордеона, давшей новый толчок исполнительству на аккордеоне не только в России, но и в Китае, Англии, Норвегии и других странах. Усовершенствованная правая клавиатура инструмента содержит ряды клавиш тонов (1 и 2), ряд черных клавиш полутонов (3) и дополнительный ряд тонов (4), за счет чего расширен её диапазон. Таким образом, в ней сохранен органно-фортепианный принцип клавиатуры традиционного клавишного аккордеона, обеспечивающий ее жизнеспособность.

С начала 90-х годов начинается апробация готово-выборного аккордеона с правой клавиатурой Кравцова в исполнительской практике высшего учебного заведения С-ПбГУКИ. Внедрение аккордеона этой системы в учебный процесс показало ее жизнеспособность и перспективность, что, является огромной победой Н.А. Кравцова и всех тех, кто помогал ему в этом нелёгком, но важном деле. Однако проблемы на этом не закончились, увеличивающемуся числу студентов необходимы были качественные инструменты. В тесном сотрудничестве с некоторыми фабриками было выпущено несколько моделей аккордеона Н. Кравцова.

Сегодня практически все учащиеся и студенты, которые обучаются игре на различных моделях аккордеона Кравцова, выбирают для себя зеркальную выборную систему, простую и удобную для освоения. Эта система Кравцова прошла ещё совсем небольшой исторический путь, вследствие чего её художественно-выразительные и технические возможности являются до конца не изученными, но уже сегодня очевидно, что она имеет целый ряд серьезных преимуществ, способствующих её дальнейшему активному внедрению в исполнительскую практику аккордеонистов современности.

Выводы. Итак, прямой прототип современного клавишного аккордеона, по мнению профессора А. Мирека, был создан русскими народными умельцами ещё в прошлом веке, и его родоначальницей считают елецкую рояльную гармонику (роялку), изготовленную мастером Ильиным. Начиная с 1-й половины XX столетия, аккордеон получает широкое признание в сфере любительского и профессионального музицирования. Период 80-х-90-х годов стал очень плодотворным и оказал огромное влияние на развитие современного отечественного аккордеонного исполнительства. Вместе с тем, по причине существующей проблемы конструктивного отставания аккордеона от баяна, мастерами Э. Борисенко и Н. Кравцовым были изобретены новые системы аккордеонов.

Э.Борисенко, используя дублирующий мануал, усовершенствовал традиционную клавиатуру аккордеона, решив тем самым две важнейшие проблемы инструмента: охват наибольшего звукоряда правой рукой и увеличение диапазона правой клавиатуры.

В аккордеоне системы Н.А. Кравцова, появившемся в конце 90-х годов, найдено более компактное решение размещения клавиш тонов и полутонов одной октавы на усовершенствованной правой клавиатуре, то есть, расширен её диапазон, нейтрализованы или уменьшены имеющиеся конструктивные несовершенства. Вследствие этого максимально приближен исполнительский процесс и мышление музыканта к условиям игры на уже освоенной ранее органно-фортепианной клавиатуре традиционного клавишного аккордеона. Была проведена большая работа над его тембровыми характеристиками, и в итоге по звучанию аккордеон стал также ближе баяну.

Безусловно, значительные преимущества усовершенствованных систем инструмента решили основные наболевшие проблемы современного аккордеонного исполнительства - установление равноправного положения аккордеонистов и баянистов.

Таким образом, можно с уверенностью сказать о том, что сегодня, в XXI веке, этот инструмент, несмотря на ряд существующих проблем, занимает привлекательную позицию, благодаря своим преимуществам и возможностям, он нашел своё достойное место в отечественной музыкальной культуре. Современное аккордеонное искусство в России имеет многоуровневую структуру, включающую в себя все самые основные составляющие компоненты: выбор инструментария, трехступеневое образование, методику преподавания, замечательных профессиональных педагогов, исполнителей, художественный репертуар.

Литература:

1. Борисенко Э.А. Клавишный аккордеон сегодня и завтра...? - Донецк, «Донбасс», 1998. - 68 с.

2. Дранков В.Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта // Художественное творчество. - М., 1983.

3. Кравцов Н.А. Аккордеон XXI века. - СП-б.: Изд-во «МСТ», 2004. - 124 с.

4. Мирек А.М. Гармоника - прошлое и настоящее. - М.: «Интерпакс», 1994. - 534 с.

5. Показанник Е.В. Эволюция пиано-аккордеона: функционирование, конструкция, репертуар. Автореф. Диссер-и. - Ростов-на-Дону, 1999. - 27 с.

6. Спешилова О.И. Особенности развития аккордеонного искусства в России. Автореф. диссертации. -Уфа, 2006. - 25 с.

7. Шаров О.М., Игонин В.А. Баянно-аккордеонное профессиональное образование в Ленинграде в 30-50-х годах ХХ века // Аккордеонно-баянное исполнительство: вопросы методики, теории и истории. - С-Пб., 2006. - 136 с.

Педагогика

УДК:37.02

аспирант Шонин Максим Юрьевич

Московский гуманитарный университет (г. Москва)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОНЯТИЯ «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ» МЕТОДОМ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА

Аннотация. Данная статья посвящена определению сущности категории «познавательная активность» на основе применения метода контент-анализа. Выявленные существенные признаки познавательной активности: познавательный интерес, воля, инициативность, целеустремленность, коммуникабельность были взяты за основу психолого-педагогических понятий, способствующих наиболее конструктивно рассмотреть вопрос развития познавательной активности у учащихся.

Ключевые слова: познавательная активность, метод контент-анализа, существенные признаки познавательной активности: познавательный интерес, волю, инициативность, целеустремленность, коммуникабельность.

лппоШюп. This article is devoted to determination of essence of category «cognitive activity» on the basis of application of a method of the content analysis. The revealed essential signs of cognitive activity: the cognitive interest, will, initiative, commitment, skill to communicate have been taken as a basis of the psychology and pedagogical concepts promoting most structurally to consider a question of development of cognitive activity in students.

Keywords: cognitive activity, method content analysis, essential signs of cognitive activity: cognitive interest, will, initiative, commitment, skill to communicate.

Введение. В современной системе гуманитарных и общественных наук одним из универсальных методов научного познания, позволяющих работать с текстовыми источниками, является контент-анализ. Его преимущество в исследованиях обусловлено высокой технологичностью и возможностью систематизировать большие информационные потоки, способностью выявлять глубинные особенности изучаемого понятия. Рассмотрим применение метода контент-анализа в педагогическом исследовании при изучении познавательной активности учащихся.

Изложение основного материала статьи. На протяжении многих столетий многими известными педагогами (И.Ф. Гербарт, И.Я. Лернер, Я.А. Коменский, Дж. Локк, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.) было доказано, что результат познавательной деятельности учащегося всецело зависит от его познавательной активности в процессе учебно-познавательной деятельности и эту активность необходимо формировать и развивать.

Современные исследователи Е.Э. Кригер, Т.И. Зубков, Г.Г. Садыкова, утверждают, что познавательная активность - это «процессуальный, динамичный характер некой идеальной деятельности личности, выступающая как продуктивная форма мышления, которая обеспечивает приращение принципиально нового» [11; «целенаправленная деятельность, ориентированная на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе» [2]; «качество деятельности личности, проявляющееся в стремлении ученика к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в его непрерывной, самостоятельной или коллективной работе по поиску, осознанию и применению новой информации» [3].

Другая группа ученых за основу своих определений брали личностные характеристики познавательной активности, например, познавательная активность - «черта личности, которая проявляется в инициативности и самостоятельности, приводит к управлению воли и характера, эффективному усвоению знаний, умений, навыков» [4]; «личностное качество, которое характеризуется положительным отношением к учению, проявляется в инициативности и самостоятельности осуществления учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности» [5].

Существуют различные подходы, использование которых позволяет наиболее результативно изучать рассматриваемые явления, в данном случае - «познавательную активность»: 1) когнитивно-поисковой, при котором центром познавательной активности являются внутренние мыслительные процессы поиска и внешние поведенческие поисковые действия; 2) интегративно-унификационный подход, предусматривающий рассмотрение познавательной активности совместно с другими активностями; 3) системный подход, ведущий к представлению познавательной активности как совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Остановимся на каждом из них, приведем примеры.

Первая группа исследователей полагают, что познавательную активность необходимо рассматривать при помощи когнитивно-поискового подхода. Известный педагог и психолог Ш.А. Амонашвили писал: «Познавательная активность, страсть к поиску, преобразованию, раскрытию имеет ту психологическую особенность, что она не терпит принуждения, императивности; она обнаруживается в процессе педагогического общения, охватывающего целостную личность школьника» [6, с. 38]. Так в работах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.