Научная статья на тему 'Академик Александр Леонидович Мясников - первый главный терапевт военно-морского флота СССР (к годовщине Великой победы)'

Академик Александр Леонидович Мясников - первый главный терапевт военно-морского флота СССР (к годовщине Великой победы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
212
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Академик Александр Леонидович Мясников - первый главный терапевт военно-морского флота СССР (к годовщине Великой победы)»

Академик Александр Леонидович МЯСНИКОВ — первый Главный терапевт Военно-Морского Флота СССР (к годовщине Великой Победы)

А. П. Голиков

Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н. В. Склифосовского. Москва, Россия

Great Victory Anniversary Academician Alexander L. Myasnikov — the first Chief Therapeutist of the USSR Navy

A.P. Golikov

N.V. Sklifosovsky Institute of Urgent Medical Care Moscow, Russia

Александр Леонидович Мясников родился 19 октября 1899г в г. Красный Холм Тверской области в семье врача. После окончания гимназии по совету отца поступил на медицинский факультет Московского Университета. Здесь он слушал лекции профессора Д. Д. Плетнева; посещая лекции, разборы больных, без колебаний решил посвятить себя углубленному изучению терапии.

Профессор Д. Д. Плетнев счел возможным зачислить Александра Леонидовича после окончания медицинского факультета в 1922г ординатором в терапевтическую клинику. Однако, получив отказ от руководства деканата, Д. Д. Плетнев с согласия Александра Леонидовича обратился с письмом к известному терапевту Георгию Федоровичу Лангу в Ленинград (Петроград) с просьбой о зачислении Александра Леонидовича в клинику факультетской терапии, руководимую Г. Ф. Лангом; Александр Леонидович был зачислен терапев-том-интерном в клинику Г. Ф. Ланга. За время работы в клинике врачом-интерном Александр Леонидович проявил себя с положительной стороны, как по ведению больных, так и в научных исследованиях, что позволило уже через год Г. Ф. Лангу зачислить А. Л. Мясникова в штат ординатором клиники, а затем перевести на работу ассистентом. За 10 лет работы Александра Леонидовича в факультетской клинике у Г. Ф. Ланга сложилось мнение о А. Л. Мясникове

как о специалисте, способном к самостоятельной деятельности, и успешном руководителе врачебно-преподавательским коллективом.

В 1932г в г. Новосибирске был открыт Институт усовершенствования врачей; Г. Ф. Ланг рекомендовал руководству института Александра Леонидовича Мясникова на должность заведующего кафедрой терапии. В возрасте 33 лет Александр Леонидович едет в Новосибирск и становится заведующим кафедрой терапии Института усовершенствования врачей. С первых дней работы он показал себя эрудированным, хорошо подготовленным к преподавательской и врачебной деятельности. Так начинался самостоятельный этап лечебно-педагогической деятельности А. Л. Мясникова в Сибири.

Более широкие горизонты открылись в 1934г, когда в Новосибирске был создан медицинский институт. Александра Леонидовича назначили заведующим кафедрой факультетской терапии этого института; одновременно он сохранил за собой кафедру в институте усовершенствования врачей. Ему также предложили исполнять обязанности заместителя директора по учебной работе. В Новосибирском научно-исследовательском институте гигиены и санитарии он в это же время заведовал клиникой профессиональных заболеваний.

Большую помощь оказывал А. Л. Мясников органам практического здравоохранения. Благодаря плодотворной деятельности

©А. П. Голиков, 2008 Тел.: (495) 628-77-03

А. Л. Мясникова в медицинской науке Новосибирск стал одним из крупных научных медицинских центров Сибири. Здесь, при активном участии Александра Леонидовича, проводились региональные, Всесоюзные научные конференции и съезды по актуальным проблемам медицины.

За шесть лет интенсивной работы в Сибири А. Л. Мясников проявил себя выдающимся кли-ницистом-терапевтом и ученым широкого профиля, заложившим основы научной медицины и воспитавшим плеяду учеников, которые в дальнейшем успешно развивали его идеи в области клинической медицины.

Личный вклад А. Л. Мясникова в медицинскую науку, изложенный в монографиях: “Болезни печени и желчных путей”, “Висцеральная малярия”, “Клиника бруцеллеза”, “Алиментарнотоксическая алейкия” и др., был высоко оценен научным сообществом и правительством страны. Ему без защиты диссертации была присуждена ученая степень доктора медицинских наук и присвоено ученое звание профессора.

В 1938г в связи с открытием в Ленинграде на базе Обуховской больницы III медицинского института по рекомендации Г. Ф. А. Л. Ланга Мя сников по конкурсу занимает кафедру факультетской терапии и одновременно его избирают профессором по терапии Военно-Морского медицинского факультета при Первом Ленинградском медицинском университете им. И. П. Павлова.

По окончанию этого факультета врачам присваивали воинские звания и направляли на службу в военно-морские гарнизоны. Готовясь к лекциям для слушателей военно-морского факультета, Александр Леонидович углубленно начал знакомиться с особенностями военно-морской терапии; он организовал слушательский научный кружок с целью глубже познакомить будущих военно-морских врачей со спецификой оказания медицинской помощи матросам и офицерам, несущим службу на кораблях.

Александр Леонидович продолжает научные исследования; принимает активное участие в работе Ленинградского терапевтического общества.

С вводом в строй военно-морских кораблей нового типа, с открытием новых военно-морских баз существовал большой дефицит в военномедицинских кадрах. К этому времени резко осложнилась международная обстановка. Мир готовился к войне.

С учетом всех обстоятельств Правительство СССР в июле 1940г на базе Обуховской больницы открыло первую в мире Военно-Морскую медицинскую академию (ВММА) для подготовки военно-морских медиков. Укомплектование пре-

подавательскими кадрами кафедр ВММА проводила специально созданная комиссия. Кандидаты на работу на клинических и военно-морских кафедрах призывались на военно-морскую службу, им присваивали воинские звания.

Учитывая, что профессор А. Л. Мясников прекрасно зарекомендовал себя, работая на Военно-Морском медицинском факультете при I Ленинградском медицинском институте им. И. П. Павлова, а также как крупный ученый, возглавляющий кафедру факультетской терапии, комиссия без колебаний рекомендовала назначить его начальником кафедры факультетской терапии с представлением к воинскому званию полковника медицинской службы с правом ношения военно-морской формы. А. Л. Мясников просил комиссию закрепить лечебно-диагностические помещения с палатами для больных бывшей кафедры факультетской терапии III Ленинградского медицинского института за кафедрой факультетской терапии ВММА. Просьба была удовлетворена. Одноврем енно А. Л. Мясников обратился с просьбой зачислить на военную службу его ближайшего помощника по кафедре ассистента З. М. Волынского, с которым он работал на кафедре III Ленинградского медицинского института, преподавателя и организатора учебно-научной работы. Комиссия зачислила замечательного клинициста З. М. Волынского в штат кафедры факультетской терапии и ходатайствовала о присвоении ему воинского звания подполковника медицинской службы. Он был правой рукой профессора Мясникова А.Л. по отбору кандидатов среди подавших заявления для зачисления на первый курс. Желающих учиться было много, но приемная комиссия из 30 тыс. абитуриентов, подавших заявления, должна была зачислить на первый курс только 330, успешно сдавших экзамены по 13 предметам. Среди сдавших экзамены была названа и фамилия автора статьи. Ознакомившись с работой кафедры, А. Л. Мясников предложил желающим и хорошо успевающим по программам слушателям организовать научный кружок. Он поручил З. М. Волынскому собрать небольшую группу из курсантов, желающих работать после плановых занятий в кружке при кафедре факультетской терапии. После беседы с З. М. Волынским 5 курсантов были представлены профессору А. Л. Мясникову. В беседе со слушателями он рассказал о своем творческом пути и работе в кружке. По его мнению, это помогло ему определиться со специальностью и сблизиться с профессорско-преподавательским составом; он предупредил, что в кружке могут работать только желающие повысить свои знания; проводить занятия было поручено З. М. Волынскому.

Первую встречу уже с началом работы А. Л. Мясников назначил через 6 месяцев, таким образом, дав время для освоения с новыми условиями жизни на казарменном положении и учебными программами. Однако такая встреча не состоялась, т. к. 22 июня 1941г началась Великая Отечественная война, и каждый из курсантов был мобилизован для защиты Родины от фашистских захватчиков.

ВММА перестраивала свою деятельность. Курсанты были мобилизованы на защиту Ленинграда. Когда фашистские полчища прорвали рубежи обороны под Ленинградом, курсанты ВММА и Военно-Морских училищ были на передовых позициях, отбивая атаки врага и закрывая подступы к Ленинграду. Часть профессоров ВММА были назначены Главными специалистами Флотов и Флотилий. Профессор А. Л. Мясников в первые месяцы блокады Ленинграда оказывал консультативную помощь в военно-морских Ленинградском и Кронштад-ском госпиталях морякам, пострадавшим в боях. В разгар военных действий в 1942г было создано Министерство ВМФ; А. Л. Мясников был назначен Главным терапевтом ВМФ 27 сентября 1942г, но при этом он остался руководить кафедрой факультетской терапии. В беседе с министром ВМФ адмиралом Н. Г. Кузнецовым им были определены задачи Главного терапевта ВМФ. Вместе с начальником Медико-санитарного Управления ВМФ профессором Ф. Ф. Андреевым А. Л. Мясников посетил лечебные учреждения всех действующих флотов. Для оперативного руководства медицинской службой на флотах были назначены Главные терапевты: Черноморского — профессор

М. Я. Ясиновский, Балтийского — профессор Г. А. Смагин, Северного — профессор Б. Н. Рубинштейн.

В литературе содержится много информации о работе А. Л. Мясникова как ученого и клинициста, но мало — в качестве первого организатора военно-морской терапевтической службы.

ВММА в сложных условиях зимы 1941г была эвакуирована в г. Вятку (г. Киров); курсанты отозваны с фронта для продолжения учебы. За период исполнения обязанностей Главного терапевта ВМФ до марта 1946г А. Л. Мясников много сделал для развития военно-морской терапевтической службы. Он разработал систему оказания терапевтической помощи, отвечающую особым условиям флотской службы, внес большой вклад в формирование военно-морской терапии как отрасли военной медицины, в создание системы организации терапевтической помощи на кораблях и в лечебных учреждениях флота в годы войны.

Наряду с вопросами организационного характера А. Л. Мясников уделял большое внимание специальной подготовке флотских терапевтов на кафедре факультетской терапии, но особенно в ВММА. Систематически выезжал на корабли действующих флотов, разъяснял врачам особенности течения заболеваний в условиях военного времени, постоянно подчеркивал, что инфекционные заболевания входят в число внутренних болезней, и требовал глубоких знаний по всему спектру терапевтической патологии.

А. Л. Мясников справедливо считал, что не должно быть узких специалистов; каждый терапевт обязан знать не только внутреннюю патологию, но и самостоятельно проводить лабораторные исследования, уметь оценить их результаты.

В одном из первых номеров журнала “Военно-Морской врач” Александр Леонидович в передовой статье “О работе терапевтов в военное время на флоте” проводит мысль о том, что военно-морской терапевт должен хорошо знать проблемы туберкулеза, патологию внутренних органов у раненых, особенности течения терапевтических заболеваний в военное время.

Личные научные интересы Александр Леонидович подчинял требованиям времени и военной службы. Изучая заболевания, развившиеся у участников военных действий на Ленинградском и Балтийском фронтах вследствие недостаточного и неполноценного питания, он написал монографию “Клиника алиментарной дистрофии”. Работу А. Л. Мясникова на посту Главного терапевта ВМФ высоко ценило командование. Его считали хорошо организованным и прекрасно подготовленным специа-листом-терапевтом. Он умел организовать работу в большом врачебном коллективе; активно участвовал в разработке и составлении руководящих документов по лечебному обеспечению ВМФ. В течение 1942г посетил все госпитали действующих флотов, и много частей, и кораблей, оказывал реальную помощь, инструктируя по вопросам терапии.

В годы Великой Отечественной войны А. Л. Мясников внес существенный вклад в изучение военно-морской профессиональной патологии, предложил новую классификацию болезней водолазов. Изучал декомпрессионную болезнь, повреждения внутренних органов при взрывах в морской воде, военную электротравму, фотоофтальмию в условиях Заполярья, токсикологические аспекты при боевых действиях на море и в условиях несения военно-морской службы.

Впервые в истории войн организационно была создана стройная система терапевтической

помощи на ВМФ, основанная на едином понимании происхождения и развития болезней, принципов профилактики и лечения, преемственности в медицинском обеспечении на этапах эвакуации

А.Л. Мясников, будучи Главным терапевтом ВМФ, сохранил за собой руководство кафедрой факультетской терапии ВММА и в периоды относительного затишья на фронтах продолжал работу на кафедре — читал лекции, проводил разборы больных, особенно тех, кто пострадал при выполнении боевых заданий, встречался с научными сотрудниками кафедры. В таком напряженном ритме протекала вся его врачебно-организационная деятельность Главного терапевта ВМФ и начальника кафедры факультетской терапии ВММА.

В июне 1943г, после возвращения со Всесоюзного совещания главных терапевтов и хирургов армии и флота, проходящего в г. Горьком А. Л. Мясников выступил перед сотрудниками кафедры и сообщил о планах перестройки научных исследований на кафедре и на флотах в связи с ростом заболеваемости военнослужащих и гражданского населения послеблокадного Ленинграда гипертонической болезнью.

Являясь Главным терапевтом ВМФ, профессор Мясников создал по тем временам современную

военно-морскую медицинскую терапевтическую службу с весьма опытными специалистами. Их тяжкий, круглосуточный труд у постели больных и у операционных столов по спасению раненых был высоко оценен министром ВМФ, адмиралом Н. Г. Кузнецовым. Следует отметить, что 95 % лечившихся в госпиталях и медсанчастях военнослужащих были возвращены в строй для продолжения боевых действий. Многие из них участвовали в Параде Победы на Красной площади.

В 1999г на крейсере “Аврора” состоялось собрание военно-морских врачей разных рангов — от лейтенантов до адмиралов, посвященное столетию со дня рождения Александра Леонидовича с презентацией книги о нем и учебника “Военно-Морская терапия”. К сожалению, тех, кто активно работал терапевтами, первых выпускников ВММА, осталось мало, но в день шестидесятитрехлетия Великой победы эта скромная статья напомнит всем выпускникам ВММА, что они слушали лекции выдающегося ученого, Главного терапевта ВМФ, академика А. Л. Мясникова, зачитывались его статьями в журналах и на его клинических разборах постепенно поднимались к вершинам врачебного искусства, в т.ч. в области военно-морской терапии. Низкий поклон Вам, Александр Леонидович, и вечная память от благодарных учеников!

Поступила 29/04—2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.