Гематол. и трансфузиол., 2013, т. 58, № 1
ЮБИЛЕИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
О М.Ш. КНОПОВ, В.К. ТАРАНУХА, 2013 УДК 616.15:92 Крюков
АКАДЕМИК А.Н.КРЮКОВ И ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГЕМАТОЛОГИИ (к 60-летию со дня смерти)
М.Ш. Кнопов, В.К. Тарануха
Российская медицинская академия последипломного образования, Москва
Профессор Александр Николаевич Крюков крупный терапевт-гематолог, талантливый организатор здравоохранения, известный общественный деятель, основоположник одной из крупнейших гематологических школ нашей страны, академик АМН СССР (1948), заслуженный деятель науки Узбекской ССР (1939). Его плодотворная практическая деятельность и солидные научные труды в области гематологии, тропической патологии и неотложной медицины создали основу для решения актуальных проблем медицинской науки и практики. Наиболее значительным является его вклад в становление и развитие отечественной гематологии.
А.Н. Крюков родился 19 августа 1878 г в Москве. После окончания в 1901 г. медицинского факультета Московского университета работал в больницах Москвы — Бахрушинской, Сокольнической, а с 1911 г — в Старо-Екатерининской. Александр Николаевич избрал своей специальностью внутренние болезни и с самого начала проявил большой интерес к гематологии. В 1909 г он защитил докторскую диссертацию "О происхождении и взаимоотношениях лейкоцитов и лейкоцитозе". Работу врача-терапевта в упомянутых городских больницах Москвы он совмещал с работой прозектора. Под руководством выдающегося отечественного патологоанатома М.Н. Никифорова Александр Николаевич занимался вопросами экспериментальной гематологии. Это послужило основой для фундаментального изучения им патологической анатомии, причем не только болезней системы крови. С 1914 г. А. Н. Крюков — приват-доцент, а с 1918 г. — профессор Московского университета.
В 1919 г. был подписан декрет об открытии в Ташкенте Туркестанского (с 1924 г. Среднеазиатского) университета. В составе первой группы ученых из Москвы в Ташкент отправился и проф. А.Н. Крюков, принявший активное участие в организации медицинского факультета. В 1920—1931 гг. Александр Николаевич возглавлял факультетскую терапевтическую клинику, а с 1927 г. — одновременно и клинику тропических болезней этого факультета.
По возвращении в Москву с 1931 г. и до конца жизни (1952 г) А.Н. Крюков бессменно руководил созданной им клиникой неотложной терапии, а с 1934 по 1952 г одновременно являлся профессором кафедры терапии Центрального института усовершенствования врачей (ныне Российская медицинская академия последипломного образования). Клиника и кафедра находились на базе Московского НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. На этой же базе с 1943 по 1948 г. он возглавлял кафедру госпитальной терапии Московского медицинского института Минздрава РСФСР (в последующем Рязанский медицинский институт им. И.П. Павлова). В годы Великой Отечественной войны Александр Николаевич являлся главным терапевтом эвакогоспиталей Наркомздрава СССР.
Перу А.Н. Крюкова принадлежит свыше 100 научных работ, посвященных проблемам гематологии, тропической патологии и неотложной терапии. Вот некоторые из них: "Un-tersuchungen uber Structur der Blutzellen" (1911, совместно с A.Decastello), "Морфология крови" (1920, ч.1—3), "Анемия при спру" (1927), "Важнейшие клинические синдромы и их оценка" (1944), "Атлас крови" (1946), "Клиническая симптоматология острых внутренних болезней" (1952) и др.
Академик А.Н. Крюков по праву считается одним из основоположников отечественной гематологии. Он создал так называемую умеренно-унитарную теорию кроветворения, сущность которой состоит в том, что все клетки крови происходят из единой "индифферентной" мезенхимной клетки, дающей начало лимфоидоциту (лимфоидоцит Крюкова— Паппенгейма) — клетке, внешне сходной с лимфоцитом, но отличающейся своей нежносетчатой ("лептохроматиче-ской") структурой ядра с нуклеолами. В функциональном отношении лимфоидоцит представляется как родоначальная клетка для всех кровяных элементов. Развитие лимфоидоци-та по тому или иному пути определяется соответствующими условиями окружающей среды (" микроокружения"). Умеренно-унитарная теория кроветворения, подтверждавшаяся изучением морфогенеза кровяных элементов эмбриона, а также при патологических изменениях системы крови (лейкозах), для своего времени была прогрессивной.
В своем трехтомном руководстве "Морфология крови" (1930) Александр Николаевич следующим образом определял суть этой теории: "... лимфроцит есть индифферентная мезенхимная клетка, которая в зависимости от внешних условий существования функционирует лимфопластически, гранулопластически или эритропластически. То, что биологические свойства этих лимфоцитов неодинаковы в костном мозге и лимфатической ткани, зависит не от разной натуры клеток, которые остаются теми же самыми, но от условий среды, к которым они приспособляются и в которых они функционируют. Лимфоциты клеток идентифицируются с тканевыми лимфоидными элементами. Легко объясняется поэтому гете-ротопное образование миелоидной ткани из эмигрировавших лимфоцитов крови" (Крюков А.Н. Морфология крови. М.: изд. Народного комиссариата здравоохранения. 1920; т.1: 144).
Важный вклад в теорию гематологии и клинико-лабораторную практику внесли исследования А.Н.Крюкова по морфологии клеток крови и кроветворных органов. Работы в области описательной морфологии кровяных клеток завершились изда-
43
Гематол. и трансфузиол., 2013, т. 58, № 1
нием им совместно с A.Decastello монографии "Untersuchungen uber Structur der Blutzellen" (1911). Впоследствии был издан "Атлас крови" (1946); в цветных зарисовках, сделанных с микроскопических препаратов при максимальных оптических увеличениях, А.Н. Крюковым была продемонстрирована эволюция всех клеточных форм крови и костного мозга, наблюдаемых у человека в норме и при патологии. Им с предельной ясностью сформулированы законы клеточного развития и дифференциации как гомопластического (с сохранением тех же видовых признаков клетки), так и гетеропластического (с возникновением новой, более дифференцированной клеточной формы).
Вклад А.Н. Крюкова в развитие отечественной гематологии не ограничивается его ролью в формировании учения о кроветворении. Заслуживает более подробного рассмотрения период пребывания Александра Николаевича в Ташкенте, ознаменовавшийся рядом открытий. Здесь впервые в нашей стране (1922) им была диагностирована и изучена тропическая спру, доказана эндемичность этого заболевания. На основе прижизненного изучения костного мозга (полученного путем биопсии ребра) было обнаружено мегалобластическое кроветворение при "пернициозной" спру-анемии; таким образом была доказана возможность возникновения мегалобластной анемии при нарушении кишечного всасывания необходимых для нормального (нормо-бластического) эритропоэза веществ (как показали дальнейшие исследования — фолиевой кислоты и витамина В12). А.Н. Крюковым впервые (1923), еще до открытия печеночной терапии злокачественного малокровия, была показана практическая излечимость пернициозной спру-анемии путем назначения строго безуглеводистой противобродильной диеты ("диета-спру"), приводящей к восстановлению нормальной кишечной всасываемости. Также впервые в СССР (1923) им совместно с В.А. Смирновым был диагностирован бруцеллез у человека путем высева гемокультуры Brucella melitensis. Им же при фасциолезе печени описан своеобразный "симптом Крюкова" — периодические приступообразные боли в эпигастрии, протекающие со значительным увеличением преимущественно левой доли печени.
А.Н. Крюков изучал клинико-морфологические особенности ряда заболеваний системы крови и сосудов. В частности, изучение гистологических изменений при так называемом геморрагическом капилляротоксикозе (болезнь Шенлей-на—Геноха), показавшее поражение не только капилляров, но и более мелких сосудов (артериол), позволило ему определить это заболевание как "геморрагический васкулит". Одновременно с Х.Х. Владосом А.Н. Крюков и его ученики впервые в нашей стране применили переливания эритроцит-ной массы в лечении больных острым лейкозом.
Подготовка научных кадров — одна из важных сторон многогранной деятельности А.Н. Крюкова. Руководимые им клиники в Ташкенте и Москве стали своеобразным центром подготовки высококвалифицированных кадров терапев-тов-гематологов. Блестящим показателем широкой и плодотворной деятельности Александра Николаевича явились многочисленные научные труды его сотрудников и учеников, вдохновляемых идеями своего учителя. Под его непосредственным руководством было подготовлено и защищено несколько десятков кандидатских и докторских диссертаций.
Передовые идеи выдающегося отечественного терапев-та-гематолога постоянно привлекали к нему многочисленных учеников и последователей, которые составили научную школу А.Н. Крюкова в отечественной медицине. Издавна считается, что ученый славен не только тем, что сделал он сам, но и тем, что сделали его ученики. Александр Николаевич мог гордиться своей школой. Среди его учеников академик АМН СССР, заслуженный деятель науки И.А. Кассирский, член-корреспондент АМН СССР, заслуженный деятель науки З.И. Умидова, профессора М.Г. Абрамов, ГА. Алексеев, А.А. Аскарова, Н.И. Исмаилова, С.Г. Моисеев, Т.Х. Нажметдинов, О.Н. Павлова и многие другие, а также тысячи врачей, прошедших усовершенствование у академика А.Н. Крюкова на кафедре терапии Центрального института усовершенствования врачей и благодарных ему за то, что
он дал им "путевку" в науку и практическое здравоохранение. В современных условиях, когда остро стоит вопрос о подготовке кадров, еще значительнее становится роль созданной Александром Николаевичем научной и клинической школы.
А.Н. Крюков был замечательным лектором. Его лекции посещали не только студенты, но и врачи многих больниц и поликлиник Ташкента и Москвы. Лекции Александра Николаевича отличались глубиной затронутых проблем, новизной идей и четкостью мысли. В ранее знакомых темах раскрывалось что-то новое, необычное. Это был прекрасный методист, придававший большое значение этой стороне педагогического процесса. Клинические разборы, проводившиеся акад. А.Н. Крюковым, как правило, превращались в демонстрацию нюансов и тонкостей того или иного вида патологии.
Ученики всегда с большим теплом вспоминали своего учителя. Так, академик АМН СССР И. А. Кассирский писал: "... образ Александра Николаевича Крюкова — выдающегося терапевта и гематолога нашей страны — навсегда остался в памяти его многочисленных учеников, слушателей и тысяч больных, для которых он был примером исполнения врачебного долга. Всегда серьезный, глубокий, значительный, кристально честный, не любивший модной мишуры и конъюнктуры в науке, Александр Николаевич отличался истинной скромностью. Большой ученый и прекрасный клиницист, он оставил неизгладимый след в отечественной и мировой науке" (Терапевтический архив. 1978; 50(7): 152—3).
Другой его ученик, проф. М.Г. Абрамов отмечал: ". старшее поколение нынешних врачей, все те, кому посчастливилось учиться у А.Н. Крюкова, работать под его руководством, общаться с ним как с клиницистом и ученым, не могут не вспомнить его с глубоким чувством благодарности" (Терапевтический архив. 1978; 50(7): 153).
Подлинный эрудит А.Н. Крюков никогда не опасался скомпрометировать медицинскую науку признанием того, что какая-то проблема не решена, но всегда выражал уверенность в возможностях познания и смело намечал его пути. Его всегда интересовали новые мысли других исследователей, полученные ими факты. Он был доброжелательным оппонентом работ и исследований представителей других школ отечественной медицинской науки. До конца своей жизни он отличался стремлением к постижению всего нового, к общению с передовыми представителями отечественной и мировой медицинской науки, с которыми встречался в нашей стране и за границей — в Германии, Австрии, Франции, США.
Совместно с А.А. Багдасаровым Александр Николаевич принимал активное участие в создании гематологической секции Московского научного общества терапевтов и возглавлял ее. По его инициативе после окончания Великой Отечественной войны деятельность гематологической секции возобновилась на базе возглавлявшейся им клиники в Московском НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского; он был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и медалями.
Следует подчеркнуть, что наиболее характерными чертами А.Н. Крюкова как клинициста и ученого являлись обширная научная эрудиция, способность к широким теоретическим обобщениям, глубокий физиологический анализ наблюдаемых в клинике явлений, позволявший рассматривать патологические процессы не как повреждение того или иного органа, а как нарушение функции целостного организма в его реакции на болезнетворную причину. Ведущую роль в развитии болезненного процесса и особенно в выработке защитных реакций организма при патологических воздействиях Александр Николаевич отводил нервной системе. В этом смысле он был продолжателем лучших традиций отечественной клинической школы терапевтов.
А.Н. Крюков умер 19 декабря 1952 г.
Выдающийся ученый и врач высочайшей квалификации, талантливый организатор здравоохранения и основоположник одной из крупнейших гематологических школ нашей страны — таким навсегда вошел в историю отечественной медицины Александр Николаевич Крюков.
44