Научная статья на тему 'Академический подход в обучении скульптуре на первых этапах художественного образования'

Академический подход в обучении скульптуре на первых этапах художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
761
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКУЛЬПТУРА / НАЧАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛЕПКА / РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ / SCULPTURE / INITIAL ART EDUCATION / MOLDING / REALISTIC IMAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башкатов Иван Александрович

статье поднимается проблема обучения изобразительной грамоте на начальных этапах художественного образования посредством лепке с натуры и по воображению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Башкатов Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACH IN TRAINING TO SCULPTURE AT THE FIRST STAGES OF ART EDUCATION

In article rises a problem of training to the graphic reading and writing at the initial stages of art education by means of a molding from nature and on imagination.

Текст научной работы на тему «Академический подход в обучении скульптуре на первых этапах художественного образования»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СКУЛЬПТУРЕ НА ПЕРВЫХ ЭТАПАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. А. БАШКАТОВ

В статье поднимается проблема обучения изобразительной грамоте на начальных этапах художественного образования посредством лепке с натуры и по воображению.

Ключевые слова: скульптура, начальное художественное образование, лепка, реалистическое изображение.

Задачи, стоящие перед искусством и перед художественной школой, будучи едиными по существу, практически различны, если учитывать специфику деятельности художника и педагога. Проблемы мастерства, стоящие перед искусством непременно должны найти отражение в системе преподавания. Эти проблемы должны быть преломлены через призму педагогических задач, и решения их не могут быть просто механически заимствованы из творческой практики мастеров искусства.

В процессе лепки происходит своеобразное закрепление жизненного опыта, творческое преобразование старых и свежих жизненных впечатлений.

Разница между мастером и педагогом состоит в том, что художник судит о зрелом искусстве, а педагог к тому же - и о процессе развития.

Эстетическое воспитание ученика, его способность видеть и чувствовать окружающее в характерных проявлениях неотрывно от практического обучения. Установка П. П. Чистякова «Чувствовать, знать и уметь - полное искусство» [1] вполне применима и к детскому художественному образованию, только рассматривать ее следует не как итог, а как направление художественного образования.

Тенденция чувствовать, знать и уметь устанавливает гармоническое развитие ученика одновременно по трем этим руслам. Нежелательны перекосы в сторону одной осведомленности без подкрепления практическими умениями, так же как не желательна и выхолощенная обученность определенным навыкам. Целью обучения должен стать эстетически чувствующий ученик с воспитанным художественным вкусом, знающий правила и законы изображения и умеющий осущест-

вить на практике разные по сложности художественно-изобразительные задачи в соответствии с возрастом.

Из этих трех слагаемых и складывается единое направление ученического развития, независимо от конечной цели обучения. Предела этому развитию нет ни в ученические годы, ни в профессиональном творчестве.

Многолетний опыт художественного образования подтверждает, насколько действеннее осваиваются изобразительные средства, если они идут в русле художественного воспитания, творческого развития.

Особенно вдумчиво этот принцип надо проводить в общеобразовательных школах, в кружках и студиях изобразительного искусства.

Специфика предмета скульптура такова, что в ученическом развитии на разных его ступенях взаимодействие живого созерцания и абстрактного мышления неодинаково. Ученику хочется жизненных и красивых впечатлений от процесса занятий, но для жизненности и красоты передачи необходимо умение. Поэтому необходимо, учитывая возраст и соответствующие интересы, через обучение внедрять элементы творчества.

Даже в самом простом предмете, выбранном для изображения в скульптуре, всегда можно увидеть эстетические достоинства: своеобразие конструкции, пластики, яркую эмоциональную ассоциацию, и тогда самое обыденное, привычное неожиданно приобретает эстетическую ценность.

Дети дошкольного возраста лепят с большим увлечением, смело выражая свои мысли, создавая сложные композиции. В это время они не задумываются над тем, убедительным ли получается образ изображаемого предмета, действия. Важно, чтобы теоретические объяснения не отрывались

от практических заданий, не опережали их. Законы и правила следует связывать с живым опытом.

Усвоение правил и законов необходимо в определенной мере и в подходящее время. С помощью их безусловной логики приводятся в порядок, организуются многие пока еще нестройные понятия детей, упорядочиваются и их зрительные, часто хаотические представления.

В начале обучения скульптуре достаточно нескольких показов пропорциональных отношений с обоснованиями их к натуре, что будет первым знакомством с пластической анатомией. При этом работы, не потеряв в свежести, обогатятся изобразительной грамотностью.

Каждому педагогу стоит задуматься над тем, как избежать перекосов в сторону ли учебной рассудочности или в обратную сторону - в произвол детского сочинительства. Необходимо взаимодействие учебно-познавательного и творческого начал, активизация того и другого.

Наблюдения за учащимися, работающими под непосредственным руководством грамотного педагога, показывают, что они постепенно начинают не просто разглядывать окружающие предметы, но и сравнивать их между собой, анализировать с точки зрения формы.

Занятия скульптурой в благоприятных условиях так же ценны и необходимы для учеников младших классов, как обучение правильной речи, письму. Лепку и декоративные поделки из разных материалов так же можно причислить к средствам освоения окружающего мира в детские годы, как и другие учебные дисциплины.

В детской лепке доминирующую роль играет живое созерцание, и от учителя требуется терпеливое вынашивание, вызревание жизненных впечатлений, их непринужденное чисто детское отражение, пока не настанет время подкрепить их логическими аргументами.

В процессе воспитания сознательного отношения к работе, дети начинают понимать, что изображения, которые они создают, не соответствуют предметам реальной действительности.

Как бы не были различны задачи художественного воспитания и образования от начального этапа школьной подготовки до специального вузовского, между ними есть нечто родственное -общие цели и задачи. Это неотделимость художественного обучения от реалии жизни. Начинающие и художники профессионалы всегда направляют свои усилия на создание произведений, отображающих те или иные стороны реальной жизни. Можно сказать, что поиски правдивого изображения - это основная форма, направленная на

изучение и обучение скульптуре. Этот момент обучения распространяется как на выполнение задания с натуры, так и на решение композиционно-творческих задач в работах по воображению.

Школьники, делая свои первые шаги в изучении изобразительной грамоты, стараются передать в своих изображениях подобие реальных предметов, опредмечивать их в скульптуре, т. е. пытаются показать их материально. Учащиеся специальных художественных школ, художественных училищ подробно изучая конструктивные, пластические проявления окружающего мира, стремятся, как можно правдивее, передать их при помощи художественных средств, с применением различных скульптурных материалов, этим же руководствуются и студенты художественных и художественно-педагогических вузов. Можно сказать, что на начальных этапах художественного образования задачей должно стать изучение первоначальных основ изобразительной грамоты, которые при дальнейшем изучении приведут учащихся к созданию подлинно реалистических скульптурных изображений. Это цели большого искусства, формированию которых особое внимание нужно уделять на начальном этапе.

Обучение лучше начинать с лепки с натуры условно плоских предметов, которое должно преследовать цель предварительного знакомства с основными геометрическими фигурами, встречающимися в природе, их выражением в простых по форме объектах действительности; первоначального развития умения определять основные пропорции предметов, сравнение их с натурой, формирования самых первых навыков работы с пластилином и глиной.

Детскому творчеству присуща образность восприятия предметов и нет необходимости пресекать это прекрасное качество во имя часто технических навыков.

Детскому восприятию в процессе художественного обучения присущи не сколько рациональное, сколько, чувственное, эмоциональное постижение реальности, что в свою очередь не должно исключать познавательных задач, которые ставит изобразительное искусство. У каждого ученика должен сформироваться целый комплекс чувств, в первую очередь чувства изображаемой реальности.

Начинающие вообще склонны видеть натуру не целиком, а по частям по отдельности, видеть не живые формы живого предмета, а чаще линии, его очерчивающие. И тогда вместо осмысленной творческой работы получается пустая плоская механическая обводка. Воспринимать предметы полноценно, объемно, осмысленно реалистически

И. А. БАШКАТОВ

239

в художественном аспекте нелегко, этому нужно целенаправленно учить. Педагогу нужно умело и ярко рассказать и поставить задачу в целом так, чтобы цель задания стала понятной и интересной. То есть эмоционально настроить учеников на выполнение задания.

В процессе обучения скульптуре художник педагог обязан организовать представление о натуре, пробудить в учениках живые чувства реальности, предметности. На этой основе острее выявляются объемно-пространственные свойства, пропорциональность, пластичность, пространст-венность и другие. Умелый педагог сосредоточит внимание учащихся на отдельных главных особенностях натуры.

Целью изучения изобразительной грамоты должно стать не механическое усвоение правил и приемов, а возможность воссоздавать реальность на основе знания законов изобразительного искусства и технических средств того или иного художественного материала.

Готовность детей лепить так, чтобы было похоже, правдиво, как можно естественней - надежный фундамент для начального художественного образования. Стремление новичков к естественности не должно восприниматься учителем как обывательский натурализм. От педагога будет зависеть - сумеет ли он использовать ценную своей направленностью предпосылку, наметившуюся к началу занятий у учащихся, или же, наоборот, сам заведет их в тупик поверхностного копирования.

Одних стремлений детей к естественности не достаточно. Без знаний и умения невозможно осуществить эти стремления в изобразительной практике.

Чтобы научить учащихся изображать знакомые с детства окружающие предметы, не достаточно одного жизненного опыта, необходимо изучать, анализировать устройства каждой неодушевленной формы от самой простой до самой сложной, нужно проанализировать, как построена та или иная форма.

В школьные годы у детей появляется интерес к пространственным изображениям (лепке), помогающим правдивее и разнообразнее, чем в плоскостном рисунке, передавать окружающее: явления природы, разные предметы. Предметы, хорошо знакомые учащимся служат прекрасными моделями, которые помогают успешно развить и глазомер.

Главное, что мешает детям грамотно лепить, это неумение орудовать объемно-пространственными формами.

Занятия лепкой простых предметов на начальном этапе обучения очень важно для успешного развития глазомера, объемно-пространственного преставления. Занятия лепкой также незаменимы для глубокого изучения и понимания конструктивного пластического строения той или иной формы.

В начале обучения очень ценно пролеплива-ние объемных форм, не имеющих строгой геометризации. Эти модели хороши для начальных упражнений тем, что не сковывают движения лепящих боязнью ошибиться - от незначительных неточностей характер изображаемого предмета не меняется.

Чередование краткосрочных и более продолжительных заданий принято считать необходимым на всех ступенях художественного образования от школы до вуза. Педагогически это вполне оправданно.

Если в краткосрочных заданиях воспитывается и развивается живая реакция, быстрое схватывание того главного, чем характеризуется натура, то в длительных вырабатывается умение сосредоточенно всматриваться в натуру, подробно разбираясь в объемно-пространственных характеристиках. Здесь особо важно приучить видеть в ней особо существенные аспекты. Поэтому длительные задания всегда надо вести в определенной последовательности.

Всякий новый сеанс в длительном задании является и новым этапом его разработки. Недодуманное, незамеченное вчера будет завтра переосмыслено, уточнено, обострено. Таков сложный путь художественного обучения, путь от синтеза к анализу и вновь к синтезу, к собиранию и завершению учебной работы.

Строго слепить модель - задача нелегкая. Она может быть решена только при внимательном, длительном анализе объемно-пространственной формы, ее пластической структуры.

На всех стадиях художественного образования тенденция формирования качества реалистического искусства остается неизменной. «Никакой другой учебно-методической системы, заслуживающей серьезного разговора, в наше время не существует, так как предпочесть реалистическому методу какой-то другой и нельзя» [2].

Для осуществления этого художнику нужно много знать и уметь. Ученик без должной подготовки, соответствующих знаний и навыков не справится даже с самой простой моделью.

Художественная культура и педагогический опыт учителя помогают ему избегать трафаретности в работе, подсказывают разные методы про-

странственных изображений, конструктивно-осязательные упражнения могут удачно сочетаться с перспективно-оптическими. И те и другие, взаимно сочетаясь и обогащаясь, будут благоприятствовать творческому росту учеников.

Литература

1. Молева Н., Белютин Э. П. П. Чистяков - теоретик и педагог. М., 1953. С. 65.

2. Орловский Г. И. Учитель изобразительного искусства и его работа. Некоторые размышления о профессии. М., 1972. С. 45.

* * *

THEORETICAL APPROACH IN TRAINING TO SCULPTURE AT THE FIRST STAGES OF ART EDUCATION

I. A. Bashkatov

In article rises a problem of training to the graphic reading and writing at the initial stages of art education by means of a molding from nature and on imagination.

Keywords: sculpture, initial art education, molding, realistic image.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.