Научная статья на тему 'АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРАВА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ КАК ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ '

АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРАВА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ КАК ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
академические права обучающегося / духовно-нравственные ценности / социальные права / личностно-значимый выбор / ценностно-смысловое отношение / academic rights of the student / spiritual and moral values / social rights / personally significant choice / value-semantic attitude

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цибульникова Виктория Евгеньевна, Сахарова Светлана Максутовна

Актуальность исследования. Одной из традиционных российских ценностей выступает ценность прав и свобод человека. Существует потребность в соблюдении прав обучающихся, которые являются одним из наиболее уязвимых социальных слоёв, нуждающихся в особой всесторонней защите, социально-психологической помощи и правовой поддержке. Именно правовая незащищённость обучающихся или нарушение их прав и свобод является причиной неадекватного поведения и совершения правонарушений. В связи с этим возникает необходимость выявления ценностно-смысловой внутренней позиции обучающихся в отношении их академических прав. Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть права и свободы обучающегося в контексте ценностно-смысловой парадигмы. Методы исследования. Исследование опиралось на опросные методы, анализ, обобщение, синтез, рейтингование, методы математико-статистической обработки данных. Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём раскрыты группы академических прав обучающихся, определён рейтинг академических прав обучающихся, выявлено ценностно-смысловое отношение студентов к их академическим правам. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём разработана и апробирована методика «Рейтинг академических прав обучающихся». Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в системе воспитательной работы, в образовательном процессе в части реализации федеральной программы «Обучение служением» и модуля «Основы российской государственности». Результаты исследования. В ходе исследования был определён рейтинг академических прав обучающихся, где на I месте оказались социальные права (89,6%), на II месте – права на образование (87,2%) и морально-этические права (87,2%), на III месте – права на саморазвитие и участие в мероприятиях (86,4%) и права на участие в научно-исследовательской деятельности в образовательной организации (84,8%). Выводы. Формирование ценностно-смыслового отношения обучающихся к их академическим правам представляет собой процесс преобразования внутренней позиции личности, на которую влияют усвоенные ранее ценности, жизненные цели и индивидуальные потребности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Цибульникова Виктория Евгеньевна, Сахарова Светлана Максутовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC RIGHTS OF A STUDENT AS A VALUE OF EDUCATION

Relevance. One of the traditional Russian values is the value of human rights and freedoms. There is a need to respect the rights of students, who are one of the most vulnerable social strata in need of special comprehensive protection, social and psychological assistance and legal support. It is the legal insecurity of students or the violation of their rights and freedoms that causes inappropriate behavior and the commission of offenses. In this regard, there is a need to identify the value-semantic internal position of students in relation to their academic rights. Aim. To consider the rights and freedoms of the student in the context of a value-semantic paradigm. Research methods. The research was based on survey methods, analysis, generalization, synthesis, rating, methods of mathematical and statistical data processing. Scientific novelty / theoretical and practical significance. The scientific novelty of the study consists in the fact that it reveals groups of academic rights of students, determines the rating of academic rights of students, reveals the value-semantic attitude of students to their academic rights. The theoretical significance of the study lies in the fact that it has developed and tested the methodology “Rating of academic rights of students”. The practical significance of the study lies in the fact that the results obtained in the course of the study can be used in the system of educational work, in the educational process in terms of the implementation of the federal program “Teaching by service” and the module “Fundamentals of Russian statehood”. Research results. The study determined the rating of academic rights of students, where social rights were in the first place (89.6%), education right (87.2%) and moral and ethical rights (87.2%) were in the second place, rights for self–development and participation in events (86.4%) and rights to participate in research activities in an educational organization in the third place (84.8%). Conclusions. The formation of the value-semantic attitude of students to their academic rights is a process of transformation of the internal position of the individual, which is influenced by previously acquired values, life goals and individual human needs.

Текст научной работы на тему «АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРАВА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ КАК ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ »

УДК 37.06, 340.1

DOI: 10.18384/2949-4974-2024-1-67-77

академические права обучающегося как ценность образования

Цибульникова В. Е, Сахарова С. М.

Российский биотехнологический университет

125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 11, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность исследования. Одной из традиционных российских ценностей выступает ценность прав и свобод человека. Существует потребность в соблюдении прав обучающихся, которые являются одним из наиболее уязвимых социальных слоёв, нуждающихся в особой всесторонней защите, социально-психологической помощи и правовой поддержке. Именно правовая незащищённость обучающихся или нарушение их прав и свобод является причиной неадекватного поведения и совершения правонарушений. В связи с этим возникает необходимость выявления ценностно-смысловой внутренней позиции обучающихся в отношении их академических прав.

Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть права и свободы обучающегося в контексте ценностно-смысловой парадигмы.

Методы исследования. Исследование опиралось на опросные методы, анализ, обобщение, синтез, рейтингование, методы математико-статистической обработки данных. Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём раскрыты группы академических прав обучающихся, определён рейтинг академических прав обучающихся, выявлено ценностно-смысловое отношение студентов к их академическим правам. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём разработана и апробирована методика «Рейтинг академических прав обучающихся». Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в системе воспитательной работы, в образовательном процессе в части реализации федеральной программы «Обучение служением» и модуля «Основы российской государственности».

Результаты исследования. В ходе исследования был определён рейтинг академических прав обучающихся, где на I месте оказались социальные права (89,6%), на II месте - права на образование (87,2%) и морально-этические права (87,2%), на III месте - права на саморазвитие и участие в мероприятиях (86,4%) и права на участие в научно-исследовательской деятельности в образовательной организации (84,8%).

Выводы. Формирование ценностно-смыслового отношения обучающихся к их академическим правам представляет собой процесс преобразования внутренней позиции личности, на которую влияют усвоенные ранее ценности, жизненные цели и индивидуальные потребности человека.

Ключевые слова: академические права обучающегося, духовно-нравственные ценности, социальные права, личностно-значимый выбор, ценностно-смысловое отношение

© CC BY Цибульникова В . Е . , Сахарова С. М . , 2024.

academic rights of a student as a value of education

V. Tsibulnikova, S. Sakharova

Russian Biotechnological University

Volokolamskoe shosse, 11, Moscow, 125080, Russian Federation Abstract

Relevance. One of the traditional Russian values is the value of human rights and freedoms. There is a need to respect the rights of students, who are one of the most vulnerable social strata in need of special comprehensive protection, social and psychological assistance and legal support. It is the legal insecurity of students or the violation of their rights and freedoms that causes inappropriate behavior and the commission of offenses. In this regard, there is a need to identify the value-semantic internal position of students in relation to their academic rights.

Aim. To consider the rights and freedoms of the student in the context of a value-semantic paradigm. Research methods. The research was based on survey methods, analysis, generalization, synthesis, rating, methods of mathematical and statistical data processing.

Scientific novelty / theoretical and practical significance. The scientific novelty of the study consists in the fact that it reveals groups of academic rights of students, determines the rating of academic rights of students, reveals the value-semantic attitude of students to their academic rights. The theoretical significance of the study lies in the fact that it has developed and tested the methodology "Rating of academic rights of students". The practical significance of the study lies in the fact that the results obtained in the course of the study can be used in the system of educational work, in the educational process in terms of the implementation of the federal program "Teaching by service" and the module "Fundamentals of Russian statehood".

Research results. The study determined the rating of academic rights of students, where social rights were in the first place (89.6%), education right (87.2%) and moral and ethical rights (87.2%) were in the second place, rights for self-development and participation in events (86.4%) and rights to participate in research activities in an educational organization in the third place (84.8%). Conclusions. The formation of the value-semantic attitude of students to their academic rights is a process of transformation of the internal position of the individual, which is influenced by previously acquired values, life goals and individual human needs.

Keywords: academic rights of the student; spiritual and moral values; social rights; personally significant choice; value-semantic attitude

ВЕДЕНИЕ

Конституционной основой правового статуса человека как гражданина России выступают его права и свободы. Ст. 2 Конституции Российской Федерации определяет, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»1. В Конституции Российской Федерации закреплено право человека на образование, ко-

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://pub-lication . pravo . gov. ru/document/0001202210060013 (дата обращения: 15 .10.2023).

торое позволяет создавать предпосылки развития обучающегося как личности и находится в взаимосвязи с социальными, экономическими и политическими правами обучающегося

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» определил задачи в области образования по укреплению традиционных ценностей, одной из которых выступает ценность прав и свобод обучающегося.

^бзу

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2024 / № 1

Ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред . от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм . и доп . , вступ. в силу с 01.01.2024)1 определяет принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования:

- обеспечение права каждого человека на образование, права на образование в течение всей жизни;

- предоставление права выбора форм получения образования;

- обеспечение академических прав и свобод обучающихся;

- приоритет прав и свобод личности, свободного развития личности;

- предоставление свободы выбора в получении образования, свободного развития способностей обучающегося

Ст 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм и доп , вступ в силу с 01 01 2024) определяет предоставление академических прав обучающимся и меры их социальной поддержки:

- на выбор образовательной организации и форму получения образования; на обучение по индивидуальному учебному плану; на выбор факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин и освоение любых других учебных предметов, курсов, дисциплин наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе;

- на отсрочку от призыва на военную службу; на каникулы и академический отпуск; на переход с платного обучения на бюджет и перевод в другую образовательную организацию; на прохождение стажировок, в том числе в рамках академического обмена; на совмещение получения образования с работой без ущерба

1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 25 .12. 2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм . и доп . , вступ . в силу с 01.01.2024). [Электронный ресурс]. URL: www. kremlin .ru/acts/ bank/36698 (дата обращения: 15 .10. 2023) .

для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;

- на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья, свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

- на участие в научно-исследовательской деятельности, осуществляемой образовательной организацией, бесплатное пользование библиотечными ресурсами, учебной, производственной и научной базой образовательной организации; на опубликование своих работ в изданиях образовательной организации;

- на развитие своих творческих способностей и интересов, участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физ-культурно-спортивных мероприятиях.

В системе образования формируется не только отношение к академическим правам как к ценности, но происходит актуализация ценностно-смыслового поля в процессе обучения и воспитания, приращение ценностей как новых структур Важнейшая роль в учении принадлежит ценностному отношению к процессу познания [15], что связано с переосмыслением сформированных ценностей и приращением новых ценностей, традиций и норм . Активная система ценностей успешно формируется у человека с диалогической направленностью В структуре такой системы выделяются личностно-значи-мые и общечеловеческие ценности [14].

Реализация академических прав обучающихся как ценности образования связана с возможностью личностно-зна-чимого выбора [16], основанием которого выступают личностные ценности, занимающие у развитой личности высшее положение в иерархии смысловых структур [10]. Предоставление человеку возможности выбора способствует осмыслению базисных ценностей и вызывает проявление радости жизни и любви . Если человеку предстоит подлинный выбор, он решает,

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2024 / № 1

выберет ли самого себя, или уклонится от выбора и «потеряет свою личность» [11]. Интеллектуальная и личностная компонента морального выбора являются предикторами, репрезентирующими личностные ценности . Направленность выбора определяют высокий интеллект и ценностное отношение к себе и другим [18].

Выбор молодым поколением значимых людей и перспектив будущего, жизненных смыслов и образа жизни, будущей профессии и карьерной траектории развития специфичен в зависимости от зрелости личности

Жизненный выбор молодого человека в условиях социальной ситуации развития личности представляет собой процесс и результат, характеризующиеся ценностной осмысленностью, сознательностью и субъектностью . Для личностно незрелого молодого человека жизненный выбор будет незрелым [13]. С реализацией социальных прав связана социальная концепция, направленная на защиту социальных прав человека, обеспечение социальной безопасности страны. Концепция социальных прав человека рассматривается и с позиции социальной ответственности человека как проявления заботы о благополучии и жизнеобеспечении [17].

Достоинство человека раскрывается с разных точек зрения, в том числе рассматривается как нравственная ценность, как универсальная этическая максима, как основополагающая правовая идея, в связи с чем на законодательном уровне ценностный смысл уважения человеческого достоинства получает общезначимое выражение [4].

У студенческой молодёжи высокой степенью проявления выступают следующие формы социальной активности: досуговая, интернет-сетевая, гражданская, образовательно-развивающая и духовная [2]. В связи с этим возрастает роль образовательных организаций высшего образования в создании условий для реализации социальных активностей обучающихся, в совершенствовании

образовательной и воспитательной сред, обладающих интегративными характеристиками, в формировании благоприятного социально-психологического климата для эффективной коммуникации молодежи Для международно-ориентированных вузов нашей страны особую роль для развития коммуникативной компетентности студентов играет лингвокуль-турная среда [8]. Личностный фактор является доминирующим в развитии обучающегося в образовательной среде, существует объективная потребность в положительных психофизиологических ощущениях, социально-психологической комфортности личности [1].

Обучающимся предоставляются академические права на пользование библиотечными ресурсами образовательной организации На сегодняшнем этапе активной трансформации цифрового пространства вырастает потенциал электронной образовательной среды, библиотечные фонды переводятся в цифровой формат, доступный обучающимся [7] Задача по развитию цифровой образовательной среды ставится в Федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» (входит в Национальный проект «Образование»), формирование национальной технологической платформы онлайн-образования определяется приоритетом в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. 1 .

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель исследования - рассмотреть права и свободы обучающегося в контексте ценностно-смысловой парадигмы

При решении поставленной цели необходимо определить и решить ряд основных задач:

1 Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 21.01.2024) .

- разработать и апробировать методику «Рейтинг академических прав обучающихся»;

- составить рейтинг академических прав обучающихся;

- выявить ценностно-смысловое отношение обучающихся к их академическим правам

Методологические подходы и методы исследования

Исследование опиралось на методологию: ценностно-смыслового [5; 9; 19], системного [3; 20], человекоцентристского [6] и нормативно-правового [12] подходов . Основными методами исследования выступали: опросные методы, анализ, обобщение, синтез, рейтингование, мето-

Таблица 1 / Table 1

ды математико-статистической обработки данных

Организация исследования и ход работы

На первом этапе исследования был выявлен и раскрыт пул ценностей образования (см табл 1), разработана и обоснована методика «Рейтинг академических прав обучающихся»

Методика «Рейтинг академических прав обучающихся» (автор - В. Е. Цибульникова)

ИНСТРУКЦИЯ:

1 Ознакомьтесь с перечнем 5-ти групп академических прав обучающихся (см табл 1)

№ п/п Группы академических прав обучающихся Рейтинговая оценка обучающимися

1. Права на образование: на выбор образовательной организации и форму получения образования; на обучение по индивидуальному учебному плану; на выбор факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин и освоение любых других учебных предметов, курсов, дисциплин наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе; бесплатное пользование библиотечными ресурсами, учебной и производственной базой образовательной организации

2. Социальные права: на отсрочку от призыва на военную службу; на каникулы и академический отпуск; на переход с платного обучения на бюджет и перевод в другую образовательную организацию; на прохождение стажировок, в том числе в рамках академического обмена; на совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы и выполнения индивидуального учебного плана

3. Морально-этические права: на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья, свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений

4. Права на участие в научно-исследовательской деятельности в образовательной организации: на участие в научно-исследовательской деятельности, бесплатное пользование библиотечными ресурсами и научной базой образовательной организации; на опубликование своих работ в изданиях образовательной организации

5. Права на саморазвитие и участие в мероприятиях: на развитие своих творческих способностей и интересов, участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурно-спортивных мероприятиях

K4J

Академические права обучающихся / Academic rights of students

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2024 / № 1

2. Оцените группы академических прав по 5-бальной шкале, где 1 балл - низкая оценка, 5 баллов - высокая оценка.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

1. Академические права обучающихся оцениваются по 5-бальной шкале, где 1-2 балла - низкая оценка (III место), 3 балла - средняя оценка (II место), 4-5 баллов - высокая оценка (I место)

2 При интерпретации в части группы академических прав «Права на образование» мы исходим из того, что понятие «выбор» представляется динамической характеристикой и рассматривается:

- как определение человеком жизненных смыслов;

- как возможность человека управлять собственной жизнью;

- как осознанная и осмысленная добрая воля человека, основанная на морально-нравственных скрепах и ценностях;

- как принятие субъектом рационального решения в ситуации сравнения различных альтернативных возможностей;

- как определение личностью актуального мотива для успешной траектории развития либо для избегания неудач;

- как удовлетворение преобладающей потребности личности и ресурс в достижении желаемого будущего;

- как ценностно-ориентированный и личностно-значимый шаг путем: помысла и желания; намерения и решимости; действия и поступка; деятельности и созидания

При интерпретации в части группы академических прав «Социальные права» мы исходим из того, что социальные права обучающихся связаны с социальной и образовательной политикой государства в части развития социальной сферы страны. В образовательных организациях для обучающихся созданы условия для оказания социальной помощи, социально-психологического сопровождения и психологической поддержки субъектов образовательного процесса, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

При интерпретации в части группы академических прав «Морально-этические права» мы исходим из следующих положений:

- уважение человеческого достоинства связано с правом на признание ценности личности и её достоинства;

- защита от всех форм насилия, в том числе от оскорбления личности, связана с созданием условий по обеспечению безопасности обучающихся и защиты их личности от насилия на основе российского законодательства, укреплению правопорядка;

- право человека на жизнь как высшую ценность обеспечивается правом на охрану жизни и здоровья в системе прав человека и гражданина, смысл которого заключается в недопущении лишения человеческой жизни и здоровья;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- мораль является отражением социальной среды и социальной ситуации развития личности, нравственность выражает законы человеческого бытия, совесть порождается моралью, нравственностью, ценностно-смысловым полем человека и выражается через содержание совестного акта в человеческом сознании;

- свобода как условие для реализации совести человека и форма проявления свободы его мировоззрения раскрывается в культурно-историческом контексте страны с учетом ценностно-смысловой сферы личности и социальной ситуации развития;

- убеждения связаны с выражением сознательной внутренней личностно-значимой позиции, основанной на системе ценностей человека, уверенности в правильности своего умозаключения

При интерпретации в части группы академических прав «Права на участие в научно-исследовательской деятельности в образовательной организации» мы исходим из того, что у обучающегося обретается опыт самостоятельного проведения исследования, развивается аналитическое и критическое мышление, осваиваются новые теоретические знания и

ISSN 2949-4990 ^

появляется возможность опытно-экспериментальной проверки гипотез, формируются новые умения . Привлечение обучающегося в научно-исследовательскую деятельность (совместная организация научно-практических конференций различного уровня, практико-ориентиро-ванных и методологических семинаров, публикация научных статей и др ) позволяет выстраивать траекторию его развития как молодого ученого

При интерпретации в части группы академических прав «Права на саморазвитие и участие в мероприятиях» мы исходим из того, что условием для реализации интересов и способностей обучающихся, их активной субъектной позиции являются создание студенческих объединений, организация досуговой, творческой, физкультурно-спортивной и социально-культурной деятельности, вовлечение студентов в проектную и про-фориентационную деятельность, участие

в мероприятиях различной направленности, что способствует развитию различных видов активностей студенческой молодёжи в части научно-исследовательской, творческой, спортивной и социальной деятельности и обеспечивается программой воспитания в образовательной организации высшего образования, календарным планом воспитательной работы

На втором этапе нашего исследования был проведён опрос средствами однократного анкетирования по методике «Рейтинг академических прав обучающихся» (автор - В . Е . Цибульникова).

Выборка исследования составила 125 студентов в возрасте 17-19 лет, 1 курса очной формы обучения, обучающихся в ФГБОУ ВО «Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ)» .

Исследование рейтинга академических прав обучающихся представлено в таблице 2 и на рисунке 1

Таблица 2 / Table 2

Исследование рейтинга академических прав обучающихся / Research on the rating of academic rights of students

№ п/п Группы академ ических прав Уровни степени выраженности

Низкий Средний Высодий

1. Права на образование 6,4% 6,4% 87,8 %

2. Социальные права 2,4% 8% 89,6%

3 . Морально-этические права 5,6% 7,2% 87,2 %

4. Права на участие в научно - исслеиов аральской деятельности в образовательной организации 5,6 % 9,6 % 84,8%

5. Права на саморазвитие и учистие н мараьрмятиех 1,6% 12 % 86,4%

Рейтинг академических прав

0% 25% 50% 75% 100%

Права на саморазвитие и участие в мероприятиях Права на участие в научно-исследовательской деятельности в...

Морально-этические права Социальные права Права на образование

■ Уровни степени выраженностиНизкий

■ Уровни степени выраженностиСредний

■ Уровни степени выраженностиВысокий

Рис. 1 / Fig. 1. Исследования рейтинга академических правобучающихся / Research on the rating of academic rights of students

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2024 / № 1

Результаты и их обсуждение

В ходе исследования рейтинга академических прав обучающихся по всей выборке студентов (125 человек) были получены следующие результаты

1. Права на образование - рейтинг составил:

- по показателю «высокий уровень» -109 человек (87,2%);

- по показателю «средний уровень» -8 человек (6,4%);

- по показателю «низкий уровень» -

8 человек (6,4%).

2. Социальные права - рейтинг составил:

- по показателю «высокий уровень» -112 человек (89,6%);

- по показателю «средний уровень» -10 человек (8,0%);

- по показателю «низкий уровень» -

3 человека (2,4%) .

3. Морально-этические права - рейтинг составил:

- по показателю «высокий уровень» -109 человек (87,2%);

- по показателю «средний уровень» -

9 человек (7,2%);

- по показателю «низкий уровень» -7 человек (5,6%).

4. Права на участие в научно-исследовательской деятельности в образовательной организации - рейтинг составил:

- по показателю «высокий уровень» -106 человек (84,8%);

- по показателю «средний уровень» -

12 человек (9,6%);

- по показателю «низкий уровень» -7 человек (5,6%).

5 Права на саморазвитие и участие в мероприятиях - рейтинг составил:

- по показателю «высокий уровень» -108 человека (86,4%);

- по показателю «средний уровень» -

13 человек (10,4%);

- по показателю «низкий уровень» -

4 человека (3,2%)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования был выстроен рейтинг академических прав обучающихся как ценности образования, что позволило определить ценностно-смысловое отношение обучающихся к их академическим правам

В ценностно-смысловом поле обучающихся I место заняли социальные права - 89,6% (на отсрочку от призыва на военную службу; на каникулы и академический отпуск; на переход с платного обучения на бюджет и перевод в другую образовательную организацию; на прохождение стажировок, в том числе в рамках академического обмена; на совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана)

Ценностно-смысловая позиция обучающихся в отношении морально-этических прав определилась на II месте - 87,2% (уважение человеческого достоинства, защита от всех форм насилия, оскорбления личности, охрана жизни и здоровья, свобода совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений)

В рейтинге академических прав обучающихся как ценности образования на II месте оказались и права на образование - 87,2% (на выбор образовательной организации и форму получения образования; на обучение по индивидуальному учебному плану; на выбор факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин и освоение любых других учебных предметов, курсов, дисциплин наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе; бесплатное пользование библиотечными ресурсами, учебной и производственной базой образовательной организации)

III место было отдано правам на саморазвитие и участие в мероприятиях

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2024 / № 1

- 86,4% (права на развитие своих творческих способностей и интересов, участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурно-спортивных мероприятиях). На III месте оказалась и права на участие в научно-исследовательской деятельности в образовательной организации - 84,8% (права на участие в на-

учно-исследовательской деятельности, бесплатное пользование библиотечными ресурсами и научной базой образовательной организации; на опубликование своих работ в изданиях образовательной организации)

Дата поступления в редакцию 05.09.2023

ЛИТЕРАТУРА

I. Авдиенко Г. Ю . Концепция социально-психологической комфортности личности в образовательной среде вуза в практике психологической службы факультета // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015 . № 3 (62). С. 10-13 .

2 . Арендачук И. В . Динамика ценностно-смысловых характеристик социальной активности сов-

ременной молодёжи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018 . Т. 15 . № 3 . С. 287-307.

3 . Блауберг И . В. Проблема целостности и системный подход. Москва: Едиториал УРСС, 1997.

448 с .

4. Власова О . В . Достоинство человека как нравственно-правовая ценность: общетеоретическое исследование: дис. ... д-ра юрид. наук. Ханты-Мансийск, 2011. 417 с.

5 . Кирьякова А. В. Взаимосвязь аксиологии и инноватики в образовательных системах // Вест-

ник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 2 . С. 6-14.

6 . Конаржевский Ю . А . Наиболее существенные признаки целостной системы // Наука . Управле-

ние. Образование. 2021. № 3 (3). С. 15-24. 7. Куриленко В. Б. , Бирюкова Ю. Н . , Щербакова О . М. Специализированный веб-сайт в профессионально-коммуникативном образовании иностранных медиков // Здоровье и образование в XXI веке. 2018 . Т. 20 . № 6. С. 29-34.

8 . Куриленко В . Б . , Макарова М. А . , Щербакова О . М . Лингвокультурная среда международно-

ориентированного вуза как средство коммуникативного развития студентов // Вестник Российского университета дружбы народов Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2015 . № 5 . С. 33-34.

9 Леонтьев Д А Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности Москва: Смысл, 2019 582 с

10 . Леонтьев Д. А. , Овчинникова Е. Ю . , Рассказова Е. И . Психология выбора: монография . Мос-

ква: Смысл, 2019. 464 с.

II. Майленова Ф . Г. Лабиринты морального выбора. Между этикой и психотерапией. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2022. 318 с.

12 . Погребняк Л. П . Правовые и организационно-педагогические основы деятельности професси-

ональной образовательной организации в современных условиях: практико-ориентированная монография Ставрополь: Дорофеев В Ю , 2022 367 с

13 . Ращупкина Ю . В. Особенности жизненных выборов у личностно зрелых и личностно незре-

лых молодых людей: дис . . . . канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2015. 233 с . 14. Рюмшина Л . И . Психология бытия: два подхода к анализу ценностно-смысловой проблематики // Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни: материалы Всероссийской психологической конференции с международным участием Москва: Кредо, 2014. С. 89-90.

15 Сазонова А Н Дидактические условия воспитания у учащихся начальной школы отношения к образованию как ценности: дис . . . . канд . пед. наук. Волгоград, 2002. 218 с.

16 . Филоник М. С. Ценностные основания личностно значимого выбора: анализ случая // Кон-

сультативная психология и психотерапия . 2011. Т. 19 . № 1. С. 156-180.

17 . Чигарев В . М . Международный опыт становления и реализации концепции социальных прав

человека: политологический анализ: дис д-ра полит наук Москва, 2004 503 с

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

Г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2024 / № 1

18 . Чигринова И . А . Интеллектуальная и ценностная регуляция личностного выбора: на материа-

ле моральных дилемм: дис . . . . канд . психол . наук. Москва, 2015. 206 с .

19 . Чижакова Г. И . , Чиганова Е. А. Аксиологический подход к подготовке будущего учителя // Об-

разование и социализация личности в современном обществе: материалы XIII Международной научной конференции. Красноярск: Издательство Красноярского государственного педагогического университета им . В . П . Астафьева, 2022. С. 206-210.

20 . Юдин Э . Г. Методология науки. Системность . Деятельность. Москва: Эдиториал УРСС, 1997.

444 с .

I. Avdienko G . Yu. [The concept of the personality's social and psychological comfort in the educational environment of a higher educational institution in the work of the faculty' s psychological unit]. In: Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah [Psychopedagogy in law enforcement agencies], 2015, no . 3 (62), pp . 10-13 .

2 . Arendachuk I . V. [Dynamics of value and semantic characteristics of social activity of modern youth].

In: Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika [RUDN Journal of Psychology and Pedagogics], 2018, vol. 15, no. 3, pp. 287-307.

3 . Blauberg I . V. Problema celostnosti i sistemnyj podhod [The problem of integrity and a systematic ap-

proach], Moscow, Editorial URSS Publ . , 1997. 448 p. 4. Vlasova O. V. Dostoinstvo cheloveka kak nravstvenno-pravovaya cennost': obshcheteoreticheskoe issle-dovanie: dis.... d-rayurid. nauk [Human dignity as a moral and legal value: a general theoretical study: Dr. Sci. thesis in Law]. Khanty-Mansiysk, 2011. 417 p.

5 . Kiryakova A . V. [Relationship of axiology and innovatics in educational systems]. In: Vestnik Mosko-

vskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogy], 2021, no. 2, pp. 6-14.

6 . Konarzhevskiy Yu. A . [The most significant features of an integral system]. In: Nauka. Upravlenie.

Obrazovanie [Science. Administration. Education], 2021, no. 3 (3), pp. 15-24.

7 Kurilenko V B , Biryukova Yu N , Shcherbakova O M [Specialized website in the professional and communicative education of foreign doctors]. In: Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke [Health & education millennium], 2018, vol 20, no 6, pp 29-34

8 . Kurilenko V. B. , Makarova M. A . , Shcherbakova O. M. , Kulikova E. Yu. [Linguistic and cultural sur-

rounding of international university as a means of bilingual students communicative development] In: Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Voprosy obrazovaniya: yazyki i special'nost' [Polylinguality and Transcultural Practices], 2015, no. 5, pp. 33-34.

9 . Leontev D. A. Psihologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti [Psychology of

meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality]. Moscow, Smysl Publ. , 2019. 582 p.

10 . Leontev D. A . , Ovchinnikova E . Yu. , Rasskazova E. I . Psihologiya vybora: monografiya [Psychology of

choice: monograph]. Moscow, Smysl Publ. , 2019. 464 p.

II. Mailenova F. G . Labirinty moral'nogo vybora. Mezhdu etikoj ipsihoterapiej [Labyrinths of moral choice. Between ethics and psychotherapy]. Moscow; St. Petersburg, Nestor-Istoriya Publ. , 2022. 318 p.

12 . Pogrebnyak L . P. Pravovye i organizacionno-pedagogicheskie osnovy deyatel'nosti professional'noj

obrazovatel'noj organizacii v sovremennyh usloviyah: praktiko-orientirovannaya monografiya [Legal and organizational and pedagogical foundations of the activities of a professional educational organization in modern conditions: a practice-oriented monograph]. Stavropol, Dorofeev V. Yu. Publ . , 2022. 367 p

13 . Rashchupkina Yu. V. Osobennosti zhiznennyh vyborov u lichnostno zrelyh i lichnostno nezrelyh molodyh

lyudej: dis.... kand. psihol. nauk [Features of life choices among personally mature and personally immature young people: Cand. Sci. thesis in Psychology]. Rostov-on-Don, 2015. 233 p . 14. Ryumshina L. I . [Psychology of being: two approaches to the analysis of value-semantic issues]. In: Kategoriya smysla v filosofii, psihologii, psihoterapii i v obshchestvennoj zhizni: materialy Vserossijskoj psihologicheskoj konferencii c mezhdunarodnym uchastiem [Category of meaning in philosophy, psychology, psychotherapy and public life: materials of the All-Russian psychological conference with international participation]. Moscow, Kredo Publ . , 2014, pp. 89-90. 15 . Sazonova A . N . Didakticheskie usloviya vospitaniya u uchashchihsya nachal'noj shkoly otnosheniya k

REFERENCES

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

2024 / № 1

obrazovaniyu kak cennosti: dis.... kand. ped. nauk [Didactic conditions for the upbringing of elementary school students' attitudes to education as values: Cand. Sci. thesis in Pedagogy]. Volgograd, 2002.218 p . 16. Filonik M. S . [The value foundations of personally important choice: a case study]. In: Konsul'tativnaya psihologiya ipsihoterapiya [Counseling psychology and psychotherapy], 2011, vol. 19, no. 1, pp. 156-180.

17 . Chigarev V. M. Mezhdunarodnyj opyt stanovleniya i realizacii koncepcii social'nyh prav cheloveka:

politologicheskij analiz: dis.... d-ra polit. nauk [International experience in the formation and implementation of the concept of social human rights: political science analysis: Dr. Sci. thesis in Pedagogy]. Moscow, 2004. 503 p.

18 . Chigrinova I . A. Intellektual'naya i cennostnaya regulyaciya lichnostnogo vybora: na materiale moral'nyh

dilemm: dis.... kand. psihol. nauk [Intellectual and value regulation of personal choice: on the material of moral dilemmas: Cand. Sci. thesis in Psychology]. Moscow, 2015. 206 p.

19 . Chizhakova G . I . , Chiganova E. A . [Axiological approach to the preparation of a future teacher]. In:

Obrazovanie i socializaciya lichnosti v sovremennom obshchestve: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Education and socialization of personality in modern society: materials of the XIII International Scientific Conference]. Krasnoyarsk, Publishing house of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P Astafiev, 2022, pp. 206-210.

20 . Yudin E . G . Metodologiya nauki. Sistemnost'. Deyatel'nost' [Methodology of science . Systematicity Ac-

tivity], Moscow, Editorial URSS Publ. , 1997. 444 p .

ВКЛАД АВТОРОВ

Цибульникова В. Е. - разработка концепции и методологии, написание и редактирование текста, разработка и обоснование методики «Рейтинг академических прав обучающихся», утверждение окончательного варианта статьи Сахарова С. М. - проведение исследования и статистического анализа, табличное и графическое представление результатов Личный вклад авторов: В Е Цибульникова - 75%; С М Сахарова - 25%

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Цибульникова Виктория Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Социально-гуманитарные дисциплины» Российского биотехнологического университета; e-mail: vicki-77@yandex. ru;

Сахарова Светлана Максутовна - ассистент кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины» Российского биотехнологического университета; e-mail: ssaharova76@gmail. com

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Victoria E. Tsibulnikova - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc . Prof. , Head of the Department of "Social and Humanitarian Disciplines" of the Russian Biotechnological University; e-mail: vicki-77@yandex. ru;

Svetlana M. Sakharova - Assistant at the Department of "Social and Humanitarian Disciplines" of the Russian Biotechnological University; e-mail: ssaharova76@gmail. com

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Цибульникова В. Е. , Сахарова С. М. Академические права обучающегося как ценность образования // Московский педагогический журнал. 2024. № 1. С. 67-77. DOI: 10.18384/2949-4974-2024-1-67-77

FOR CITATION

Tsibulnikova V. E. , Sakharova S . M. Academic rights of a student as a value of education . In: Moscow Pedagogical Journal, 2024, no . 1, рр . 67-77. DOI: 10.18384/2949-4974-2024-1-67-77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.