Научная статья на тему 'АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА И НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА О.А. ДУНЯК'

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА И НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА О.А. ДУНЯК Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
О.А. Дуняк / академическая школа / народные традиции / декоративно-прикладное искусство Чувашии / живопись / художественная керамика / художественное стекло / художник-керамист / O.A. Dunyak / academic school / folk traditions / decorative and applied art of Chuvashia / painting / art ceramics / art glass / ceramic artist

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Малинина Алина Александровна

Статья посвящена творчеству известного чувашского художника и педагога О.А. Дуняк. Цель работы – осветить ключевые аспекты деятельности многогранного художника и большого педагога, определив ее вклад в чувашскую культуру. Серьезное академическое образование обусловило высокий профессионализм и свободное владение разными видами искусства: живописью, художественным стеклом, декоративной керамикой. В ее работах органично соединились формы народного искусства и творческий креатив мастера. Материалом исследования послужило наследие Ольги Дуняк из собрания Чувашского государственного художественного музея, факты ее педагогической деятельности в Чебоксарском художественном училище, а также творчество ее учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE ACADEMIC SCHOOL IN THE WORK OF THE ARTIST-TEACHER O.A. DUNYAK

The article is devoted to the work of the famous Chuvash artist and teacher O.A. Dunyak. The purpose of the work is to highlight the key aspects of the activities of a multifaceted artist and a great teacher, determining her contribution to the Chuvash culture. Serious academic education has led to high professionalism and fluency in various types of art: painting, art glass, decorative ceramics. Her works organically combined the forms of folk art and the creative creativity of the master. The research material was the legacy of Olga Dunyak from the collection of the Chuvash State Art Museum, the facts of her pedagogical activity at the Cheboksary Art School, as well as the creativity of her students.

Текст научной работы на тему «АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА И НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА О.А. ДУНЯК»

pedagogicheskij institut (filial) FGAOU VO «Rossijskij gosudarstvenny'j professional'no-pedagogicheskij univer-sitet», 2019. - C. 111-123.

7. Strukova A.I. DaFnevostochny'e stilizacii v sovetskom iskusstve 1920-1930-x godov // Iskusstvoznanie. -

2017. - №2. - C. 166-215.

8. Cherty'kovceva E.A. U istokov otechestvennogo graficheskogo dizajna // Ucheny'e zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarny'e i sociaFny'e nauki. - 2019. - T. 4, №85. - C. 315-318.

9. Chudodeev Yu.V. SSSR i Kitaj nakanune i v gody' Vtoroj mirovoj vojny' // Obshhestvo i gosudarstvo v Ki-tae. - 2015. - T. 45, №2. - C. 750-772.

10. Che'n' Cz. Mastera ksilografii perioda Kitajskoj Respubliki 1910-x-1940-x gg. // Puti podnebesnoj: sb. nauch. tr. - Minsk: MGLU, 2022. - S. 207-212.

11. Bevan P. Chinese Art and its Part in the Worldwide Fight against Fascism // A Modern Miscellany. - Brill,

2018. - P. 275-326.

УДК 5527

А.А. Малинина

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА И НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА О.А. ДУНЯК

Статья посвящена творчеству известного чувашского художника и педагога О.А. Дуняк. Цель работы -осветить ключевые аспекты деятельности многогранного художника и большого педагога, определив ее вклад в чувашскую культуру. Серьезное академическое образование обусловило высокий профессионализм и свободное владение разными видами искусства: живописью, художественным стеклом, декоративной керамикой. В ее работах органично соединились формы народного искусства и творческий креатив мастера. Материалом исследования послужило наследие Ольги Дуняк из собрания Чувашского государственного художественного музея, факты ее педагогической деятельности в Чебоксарском художественном училище, а также творчество ее учеников.

Ключевые слова: О.А. Дуняк, академическая школа, народные традиции, декоративно-прикладное искусство Чувашии, живопись, художественная керамика, художественное стекло, художник-керамист

Alina A. Malinina THE ROLE OF THE ACADEMIC SCHOOL IN THE WORK OF THE ARTIST-TEACHER O.A. DUNYAK

The article is devoted to the work of the famous Chuvash artist and teacher O.A. Dunyak. The purpose of the work is to highlight the key aspects of the activities of a multifaceted artist and a great teacher, determining her contribution to the Chuvash culture. Serious academic education has led to high professionalism and fluency in various types of art: painting, art glass, decorative ceramics. Her works organically combined the forms of folk art and the creative creativity of the master. The research material was the legacy of Olga Dunyak from the collection of the Chuvash State Art Museum, the facts of her pedagogical activity at the Cheboksary Art School, as well as the creativity of her students.

Key words: O.A. Dunyak, academic school, folk traditions, decorative and applied art of Chuvashia, painting, art ceramics, art glass, ceramic artist

Введение

Изобразительное искусство Чувашии развивается в русле российской реалистической школы, испытывая в полной мере ее влияние. Особенно ярко это наблюдается в живописи и графике. У декоративно-прикладного искусства свой путь - в нем соединились современность и народные традиции. Этот вид художественного творчества представлен ткачеством, вышивкой, резьбой, плетением и, конечно, гончарным ремеслом. Искусство мастеров-керамистов Чувашии пока не получило достойного освещения, хотя с давних времен мастера-кустари изготавливали необходимую в быту керамическую посуду и глиняные игрушки. В начале XX века получило развитие артельное производство керамической

посуды, которое прекратилось в 1960-ее гг. Новый виток развития керамического производства пришелся на 1970-е гг., когда при Чебоксарском кирпичном заводе была создана экспериментальная лаборатория. Это событие было связано с именем О. Дуняк.

Ольга Александровна Дуняк (1940-2023) внесла серьезный вклад в профессиональное становление и развитие декоративно-прикладного искусства (ДПИ) в Чувашии. Ее произведения художественного стекла и декоративной керамики получили признание не только в республике - она была активным участником многочисленных тематических и групповых выставок зонального, российского и всесоюзного уровня. В творческих замыслах она всегда искала новые средства для вопло-

щения. Используя традиции национального прикладного искусства, его орнаментики, всегда опиралась на академическую школу, которую постигала в Чебоксарском художественном училище (ЧХУ) и в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище (ЛВХПУ) им. В. Мухиной.

Материалы и методы

В работе над статьей автором было исследовано наследие О.А. Дуняк из собраний Чувашского государственного художественного музея (ЧГХМ) и Чувашского национального музея (ЧНМ) https://vk.com/chnmuseum, в чьих фондах хранятся лучшие произведения художника. Было рассмотрено более 300 произведений живописи, керамики и художественного стекла, выполненного в технике гуты. В качестве основных методов применялись сравнительно-сопоставительные иконографические методы искусствоведческого анализа.

Литературный обзор

Глубокого исследования творчество О.А. Дуняк пока не получило. Некоторые сведения о художнике мы получили из материалов об истории ЧХУ, где училась, а затем и преподавала Ольга Александровна [1, 174-193], каталогов выставок с ее участием. В анализе произведений художника мы опирались на труды о развитии школы отечественной декоративной керамики в 1970-80-гг. и художественного стекла искусствоведов Л.Г. Крамаренко, Ю.В, Гусаровой, А.С. Бугровской.

Результаты

Обращение к народным традициям составляет значимую часть творческого наследия О.А. Дуняк. Ее произведения ДПИ, живописи, выполненные на высочайшем профессиональном уровне, получили всероссийское признание. Свободное владение различными видами искусства стало возможным для О. Дуняк благодаря той серьезной школе изобразительного искусства, которую она получила в ЛВХПУ, где училась на отделении керамики и стекла. Середина 1960-х гг. была периодом расцвета, «мухинского» училища, сюда приходили учиться молодые люди, ставшие впоследствии лидерами керамического движения. [3, с, 155]. Привлекало оно и лучших выпускников ЧХУ, одной из которых была О. Дуняк. Училась она в ЛВХПУ, как и целое поколение молодежи 60-х, страстно, увлеченно, мечтая после окончания вуза вернуться на родину, реализовать весь свой потенциал в деле возрождения в Чувашии профессиональной среды для развития декоративного ис-

кусства.

Вторая половина XX в. характеризуется пробуждением интереса к национальной культуре, народным промыслам. Возрождаются такие виды как вышивка, ткачество, ло-зоплетение, производство глиняных изделий и др. Гончарные традиции на территории Чувашии существовали издревле. По археологическим данным известно, что местные мастера-кустари изготавливали из глины самую разную утварь, игрушки. Посуда выполнялась на ручном гончарном круге и украшалась характерными прямыми и волнистыми линиями, штампом и веревочными оттисками, пальчатыми вдавлениями. С XVIII века под влиянием русских мастеров чуваши стали широко использовать ножной гончарный круг [8, С. 105]. С начала 1930-х и до 1960 г. в республике гончарную посуду стали производить артели. Они повторяли традиционные формы и украшались геометрическим и растительным орнаментом путем процарапывания или лепными элементами.

В цеху кирпичного завода О.А. Дуняк возродила гончарное производство. По ее эскизам и образцам в 1970-80-е гг. начали изготавливать на гончарном круге горшки, кринки и миски, получившие художественное качество. Художница первой обратилась к наследию мастеров народного промысла, ее вдохновили форма и орнамент традиционной посуды, встречающейся на территории Чувашского края. Свои изделия она выполняла на гончарном круге и декорировала способом процарапывания и налепов. Эта керамическая продукция вышла в серийное производство и была очень популярна.

Творческая энергия вовлекала О.А. Дуняк в активное участие в культурной жизни республики. Работу на производстве Ольга Дуняк успешно сочетала с художественной деятельностью, в 1972-1990 гг. работала в Чувашских творческо-производственных мастерских художественного фонда РСФСР, являлась членом Правления Союза художников (СХ) Чувашии, председателем комиссии по работе с народными мастерами, членом бюро Секции монументального и декоративно-

прикладного искусства. В 1989 получила звание заслуженного художника Чувашской Республики.

Широкое признание Дуняк получила произведениями художественного стекла, для работы над которыми ей приходилось выезжать в творческо-производственные мастерские, организованные СХ РСФСР при Комби-

нате прикладного искусства города Ростов-на-Дону (в 1984,1986,1987,1989 гг.). Для создания авторских произведений Ольге Дуняк пришлось освоить все тонкости технологического процесса. Выдуванием стеклянной массы, естественно, художник сама не занималась, это выполняла группа мастеров-профессионалов. В таком сотворчестве Ольгой Александровной было сделано несколько композиций в гутной технике методом свободного выдувания. Все эти произведения -уникальные выставочные ансамбли. Цельность лаконичной формы предметов подчеркнута проработкой отдельных элементов. В сочетании прозрачного и тонированного стекла - красного, синего, белого - складывается непрямой ассоциативный образ всего произведения. Стоит назвать работы из собрания ЧГХМ, где хранится лучшее, что сделано художником, в том числе «Чувашский хмель» (1984, композиция из 8 предметов), «Юра» (Песня) (1987, 5 пр.), «Подруги» (1989, 5 пр.). В каждой из них замысел обретает уникальную форму. Курка (чув.) - ковши, с одной или двумя ручками, украшены веточкой хмеля, который для чувашского народа имеет символическое значение традиционного богатства. В композициях «Юра (Песня)» и «Подруги» художник находит решение, адекватное чувашскому народному костюму. Стилизуя образ и отдавая предпочтение звучному красному цвету, она делает акцент на характерном девичьем головном уборе - тухье или нагрудном украшении - шульгеме. Художественное стекло и техника его обработки не имеет прямого отношения к чувашской народной культуре, однако, О. Дуняк находит возможность воплотить в освоенной ею технике тему родной Чувашии.

В Чебоксарах ее творческий потенциал был реализован и в области художественной керамики, произведения которой неизменно экспонировались на городских, региональных, всесоюзных выставках. Это декоративные вазы, блюда, панно. В них явно виден сложившийся авторский почерк и стиль Ольги Дуняк. Через лаконичные, монументальные формы, близкие народно-прикладному творчеству, и вместе с тем через поэтичность образов прочитывается серьезный замысел произведений и высокопрофессиональная академическая подготовка. Хорошая школа, которую она освоила, не изменяла ей ни в декоративно-прикладном искусстве, ни в скульптуре, ни в живописи, к которым она постоянно обращалась в своем творчестве. Начало

самостоятельного творчества в области керамики О. Дуняк пришлось на то время, которое Л.Г. Крамаренко - крупнейший специалист в области декоративно-прикладного искусства, характеризует следующим образом: «70-е -80-е годы - период расцвета керамического искусства. Веер художественных направлений чрезвычайно широк - от традиционного сосудоваяния до свободной пластики, от камерных образов до монументально-декоративных решений, от лирической поэтики - до философичной метафизики» [6]. Художники этой области изобразительного искусства имели целью найти индивидуальный путь, свою личную тему, свой почерк. В результате таких поисков складывался художественный язык Ольги Дуняк.

Стиль художника О. Дуняк просматривается в каждом ее произведении. Создавая композицию, она не «дробит» их детальной проработкой или росписью, ее характерный прием - эффектарные поливные глазури, придающие работам цельный характер. Такой результат поддержан и выбором материала -шамота, которому отдает предпочтение мастер. Для улучшения характеристик массы, шамот усиливают различными добавками, благодаря которым глина обретает фактур-ность, прочность, эстетичность, и, при неблагоприятных для других материалов условиях, не теряет свойств. Поэтому шамотированные массы традиционно применяли в гончарном ремесле, в том числе и на территории чувашского края, а сегодня их, как правило, используют при выполнении объемных изделий. В качестве примера следует назвать декоративное панно Ольги Александровны «Родная мелодия» или блюдо «Прелюдия», в которых текстура материала подчеркнута цветными глазурями.

В эти же годы получают известность и живописные произведения О. Дуняк. Основы академического образования, полученные еще в ЧХУ, только упрочились в процессе обучения в ЛВХПУ, а затем нашли выражение еще и в масляной живописи в жанре пейзажа. Эти работы великолепно организованы колоритом. Яркие, почти декоративные, цветовые пятна, художник грамотно «гасит» мягким окружением, тем самым создавая на холсте впечатление от увиденного в природе.

Профессиональный опыт Ольги Александровны Дуняк становится востребованным, когда в 1980 ее приглашают преподавать в альма-матер - Чебоксарское художественное училище. Здесь она ведет скульптуру, живо-

пись, формообразование. Освоение этих дисциплин способствовало развитию у начинающих художников цветового восприятия, объемно-пространственного мышления, умения определять размеры, пропорции и объем предметов независимо от их ракурса.

Талант, опыт, творческий потенциал Ольги Александровны Дуняк подвигли руководство Чебоксарского художественного училища в 1992 г. к идее открытия отделения керамики. В гончарной мастерской училища были установлены печи, гончарные станки, а, значит, появилась возможность осуществления творческих замыслов. В результате О. Дуняк подготовила и выпустила два курса специалистов в 1996 и 1997 гг. 1996- год первого выпуска отделения керамики. Члены ГАК (Государственной аттестационной комиссии) были восхищены дипломами, а представители предприятий города наперебой приглашали мастеров на работу. Многообразие форм, материалов и приемов исполнения отличали работы ее учеников [1, с. 192]. Шесть дипломников первого выпуска отделения керамики получили Похвалу Совета - высшую оценку ГАК. В следующем 1997 г. столь высоко отмечены две дипломные работы, выполненные под руководством О. Дуняк. Одна из выпускниц - Юлия Бубнова - сегодня преподает в ЧХУ и теперь сама готовит художников-керамистов. Здесь сегодня готовят все новых специалистов гончарного дела. Воспользоваться профессиональным оборудованием сюда приходят и художники, и народные мастера по глине. Художественное училище стало неким центром «керамического возрождения» в республике.

Обсуждение

Двадцать два года (1980-2001) Ольга Александровна отдала преподавательской деятельности в ЧХУ. К значительной ее заслуге следует отнести и тех ее учеников, которые вдохновлённые ее творчеством и заряженные ее деятельной энергией, выбрали для себя то же направление в искусстве. Сергей Даренков, который окончив то же отделение художественной керамики и стекла ЛВХПУ в 1998, остался работать на кафедре. Кроме того, он выполняет творческие проекты, его приглашают реставрировать культурные объекты, а свои работы демонстрирует на родине, в музеях Чувашии [4].

Еще две студентки О.А. Дуняк окончили Красноярский государственный художе-

ственный институт по специальности «Художественная керамика». И Надежда Сыромят-никова, и Ирина Федорова, вернувшись в Чебоксары, посвятили себя искусству керамики. Сегодня И. Федорова, пожалуй, одна из немногих чувашских художников, чье творчество наиболее полно представляет картину современной художественной керамики в республике. Она успешно совмещает творческую работу с преподавательской. В арсенале мастера декоративные блюда, панно, кувшины, малая скульптурная форма и садово-парковые арт-объекты из шамота и глин с красящими оксидами, расписанные цветными глазурями. Ее кувшины по форме напоминают образцы древней керамики, встречающейся на территории Чувашской Республики. Художник выполняет их, используя еще одну традиционно-народную жгутовую технику, а затем декорирует стилизованным чувашским орнаментом. Являясь членом Гильдии ремесленников Чувашии, куда, к слову, входят и другие ученики О.А. Дуняк, она прославилась как мастер, возрождающий традиции прикладного народного творчества.

Заключение

В художественной культуре Чувашии XX в. имя художника и педагога Ольги Александровны Дуняк отведено значительное место. Получив прекрасное академическое образование в области изобразительного искусства, сначала в ЧХУ, где она получила квалификацию живописца, а затем в ЛВХПУ по специальности «Стекло и керамика», она стояла у истоков развития профессионального декоративно-прикладного искусства в Чувашии. Начало ее творческого пути пришлось на 1970-80-е гг. - время расцвета керамического искусства. В ее творчестве органично соединились академическая школа и опыт национальных традиций, которые были способны открыть перед художником широкие горизонты и дать возможность формирования собственного стиля. Весь ее опыт, творческая активность, авторитет и высочайшие профессиональные качества, оказались бесценными в организации процесса подготовки нового поколения художников-керамистов и оказали влияние на становление индивидуального почерка молодых мастеров. Именно ею был определены направления развития чувашской художественной керамики на рубеже XX-XXI вв.

Литература:

1. Бритвин В.Г., Кугураков И.К., Мордвинова А.И. Чебоксарское художественное училище. - Чебоксары: Типография Брындиных, 2019.- 268 с.

2. Бугровская А.С. Соотношение традиции и новаторства в современной авторской керамике России // Искусство керамики и стекла в современном мире : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Санкт-Петербург, 6-8 окт. 2015 г.- СПб., 2016. - С. 5-12.

3. Гусарова Ю.В. О роли художника В.Н. Цыганкова в развитии школы Ленинградской керамики // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2010. - № 4. - С. 155-160.

4. Егорова Н., Янгалакова Е. Прозрачная глубина в эксклюзивных арт-объектах: в Чебоксарах открылась выставка художника по стеклу Сергея Даренкова [Электронный ресурс] // Вести Чувашия. - 2018.24 авг. - Режим доступа: https://chgtrk.ru/novosti/prozrachnaya-glubina-v-eksklyuzivnyh-art-obektah-v-cheboksarah-otkrylas-vystavka-hudojnika-po-steklu-sergeya-darenkova/ (дата обращения: 12.03.2023).

5. Ибрагимов Ф.М-А. Авторское стекло России. 1990-2015. - М., 2016. - 359 с.

6. Крамаренко Л.Г. Керамика 70-80-х годов [Электронный ресурс] // Российская декоративная керамика 60-90-х годов ХХ века. - 2016.-18 июня.- Режим доступа: http://www.keramika.peterlife.ru/doc/ceramic-065.html (дата обращения: 12.03.2023).

7. Первая республиканская выставка изделий народного художественного творчества и народных промыслов: Вышивка. Ткачество. Вязание. Резьба по дереву. Плетение. Керамика. Украшения из серебра и бисера. Музыкальные инструменты: каталог / сост., вступ. ст. Г. Н. Иванов. - Чебоксары, 1984. - 60 с.

8. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья / В.П. Иванов, П.П. Фокин, А.А. Трофимов и др. - Чебоксары: НИИЯЛИЭ, 1993. - 267 с.

References:

1. Britvin V.G., Kugurakov I.K., Mordvinova A.I. Cheboksarskoe hudozhestvennoe uchilishche. - Cheboksary: Tipografiya Bryndinyh, 2019.- 268 s.

2. Bugrovskaya A.S. Sootnoshenie tradicii i novatorstva v sovremennoj avtorskoj keramike Rossii // Iskusstvo keramiki i stekla v sovremennom mire : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., g. Sankt-Peterburg, 6-8 okt. 2015 g.- SPb., 2016. - S. 5-12.

3. Gusarova Yu.V. O roli hudozhnika V.N. Cygankova v razvitii shkoly Leningradskoj keramiki // Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana). - 2010. - № 4. - S. 155-160.

4. Egorova N., Yangalakova E. Prozrachnaya glubina v eksklyuzivnyh art-ob"ektah: v Cheboksarah otkrylas' vystavka hudozhnika po steklu Sergeya Darenkova [Elektronnyj resurs] // Vesti Chuvashiya. - 2018.- 24 avg. -Rezhim dostupa: https://chgtrk.ru/novosti/prozrachnaya-glubina-v-eksklyuzivnyh-art-obektah-v-cheboksarah-otkrylas-vystavka-hudojnika-po-steklu-sergeya-darenkova/ (data obrashcheniya: 12.03.2023).

5. Ibragimov F.M-A. Avtorskoe steklo Rossii. 1990-2015. - M., 2016. - 359 s.

6. Kramarenko L.G. Keramika 70-80-h godov [Elektronnyj resurs] // Rossijskaya dekorativnaya keramika 60-90-h godov HH veka. - 2016.-18 iyunya.- Rezhim dostupa: http://www.keramika.peterlife.ru/doc/ceramic-065.html (data obrashcheniya: 12.03.2023).

7. Pervaya respublikanskaya vystavka izdelij narodnogo hudozhestvennogo tvorchestva i narodnyh promys-lov: Vyshivka. Tkachestvo. Vyazanie. Rez'ba po derevu. Pletenie. Keramika. Ukrasheniya iz serebra i bisera. Muzykal'nye instrumenty: katalog / sost., vstup. st. G. N. Ivanov. - Cheboksary, 1984. - 60 s.

8. Etnicheskaya istoriya i kul'tura chuvashej Povolzh'ya i Priural'ya / V.P. Ivanov, P.P. Fokin, A.A. Trofimov i dr. - Cheboksary: NIIYaLIE, 1993. - 267 s.

УДК 792.09

Е.Н. Шевченко

СЦЕНИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПЬЕС ХАЙНЕРА МЮЛЛЕРА В РОССИИ

Цель настоящей статьи - представить аналитический обзор спектаклей российских театров по пьесам Хайнера Мюллера, крупнейшего немецкого драматурга ХХ века. Цель потребовала решения следующих задач: выявить круг театров и режиссёров, обращавшихся к драматургии Х.Мюллера, раскрыть причины сложностей, возникающих при освоении наследия драматурга отечественным театром, проанализировать самые значимые постановки и сделать выводы относительно особенностей их сценических интерпретаций. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении проблемы адаптации зарубежной драматургии отечественным театром и в деле освоения драматургического наследия Мюллера в России.

Ключевые слова: Хайнер Мюллер, сценическая интерпретация, поэтическая драма, Теодорос Терзо-пулос, Анатолий Васильев, Альметьевский татарский государственный драматический театр, Эдуард Шахов

Elena N. Shevchenko STAGE INTERPRETATIONS OF HEINER MULLER'S PLAYSIN RUSSIA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.