Научная статья на тему 'ТЕМА ВОЙНЫ И МИРА В СОВЕТСКОЙ И КИТАЙСКОЙ КСИЛОГРАФИИ 1930-1940 гг.'

ТЕМА ВОЙНЫ И МИРА В СОВЕТСКОЙ И КИТАЙСКОЙ КСИЛОГРАФИИ 1930-1940 гг. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
графическое искусство / ксилография / тема войны и мира / пропаганда / китайская ксилография / советская ксилография / идеология / 1930-1940 гг. / graphic art / woodblock printing / war and peace themes / propaganda / Chinese woodblock printing / Soviet woodblock printing / ideology / 1930-1940s

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гуанвэнь У

Актуальность изучения в сравнительном аспекте тематики китайской и советской ксилографии 1930-1940-х годов состоит в её использовании в качестве эффективного средства массовой идеологической пропаганды. Цель исследования изучить особенности раскрытия темы войны и мира в китайской и советской ксилографии 1930-1940-х годов. Были использованы методы исследования: культурно-исторический, аналитический, экспертных оценок, сравнения и интерпретации, статистический. Выявлены общие и отличительные характеристики ксилографии Китая и СССР 1930-1940 годов. Общим было отражение культа личности (4,6±0,4 и 4,5±0,3 баллов). Китайская ксилография отличается большей эмоциональностью, тогда как советская ксилография является более динамичной и идеологически выдержанной. Подтверждена гипотеза, что исторически сложившееся взаимовлияние китайского и советского искусства, в совокупности с общностью идейно-политических воззрений и сходства государственной политики, способствовало возникновению общих черт в изображении войны и мира средствами ксилографии как вида искусства, обладающего значительным воздействием на психологию масс. Дальнейшие исследования будут направлены на изучение этнокультурных различий в восприятии ксилографии, её исторических и гендерных аспектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAR AND PEACE IN SOVIET AND CHENESE WOODBLOCK PRINTS (1930-1940)

The relevance of the study in the comparative aspect of the subject of Chinese and Soviet woodcuts of the 1930-1940s lies in its use as an effective means of mass ideological propaganda. The purpose of the studyis to study the features of the disclosure of the theme of war and peace in Chinese and Soviet woodcuts of the 1930s-1940s.Research methods were used: cultural-historical, analytical, expert assessments, comparison and interpretation, statistical. The general and distinctive characteristics of woodcuts in China and the USSR in 1930-1940 are revealed. The reflection of the personality cult was common (4.6±0.4 and 4.5±0.3 points).The Chinese woodcut is more emotional, while the Soviet woodcut is more dynamic and ideologically consistent. The hypothesis is confirmed that the historical mutual influence of Chinese and Soviet art, together with the commonality of ideological and political views and the similarity of state policy, contributed to the emergence of common features in the depiction of war and peace by means of woodcuts as an art form that has a significant impact on the psychology of the masses. Further research will be aimed at studying ethno-cultural differences in the perception of woodcuts, its historical and gender aspects.

Текст научной работы на тему «ТЕМА ВОЙНЫ И МИРА В СОВЕТСКОЙ И КИТАЙСКОЙ КСИЛОГРАФИИ 1930-1940 гг.»

и хорологию его создания - 1740 годы, поскольку большинство подобных комодов было изготовлено мастером именно в этот период.

Обсуждение

Комод-«гробница» из Большого собрания изящных искусств ASG ближе продукции Жа-на-Матье Шеваллье. Его формы и пропорции гармоничны и хорошо сбалансированы. Накладки отличаются высоким качеством отливки и чеканки. Наборы маркетри тонко и мастеровито исполнены. На комоде стоит клеймо «Chevallier» без инициалов имени. Такой же штамп проставлен и на комоде с аукциона «Hermann Historica» в Мюнхене, атрибутированном Жаном-Матье. При этом французский исследователь Пьер Кельберг, утверждает, что именно Шарль Шеваллье использовал для своей продукции штамп без инициала [5, с. 194]. Однако, авторских клейм Шарля Шеваллье без инициала имени нами выявлено не было. Это обстоятельство служит ещё одним аргументом в пользу авторства старшего из братьев.

Комоды с аукциона и собрания ASG роднят идентичные наборы маркетри с филенками розового дерева на ящиках, абсолютно одинаковые рокайльные накладки на центральных «личинках», а также местоположения клейм в левой части деревянных столешниц. Комод Шарля Шеваллье с аукциона «Antiques

and Art-Lion» в Вейхерово имеет аналогичный набор маркетри и схожие накладки на боковых частях. Данные приёмы декора мастер мог перенять у своего старшего брата. Притом комод с польского аукциона по сравнению с предметом из собрания ASG имеет куда более выраженный вогнуто-выгнутый контур, что придаёт ему излишнюю громоздкость.

Заключение

В Большом собрании изящных искусств ASG находятся как минимум 88 клеймённых предметов мебели XVIII века. Число их возрастает, поскольку многие из этих клейм находятся в труднодоступных местах и обнаруживаются только в ходе реставрационных работ. Данная коллекция уникальна и невероятно обширна не только по меркам частных, но и государственных музеев России.

Наше исследование вносит большой вклад в изучение французской мебели XVIII века, поскольку в нём мы привели не просто факсимиле авторских клейм братьев Шеваллье, но и их фотографии на предметах из собрания ASG, музеев и с аукционов, а также указали их местонахождение на предметах. Эти данные чрезвычайно важны для атрибуции мебели. Увеличение числа подобных исследований с аналогичной информацией поможет систематизировать материалы по мебели Франции

XVIII столетия. Литература:

1. Durand J., Bimbenet-Privat M., Dassas F. Décors, mobilier et objets d'art du musée du Louvre. De Louis XIV à Marie-Antoinette. - Paris: Somogy éditions d'art, 2014. - 554 p.

2. Faniel S. Le XVIIIème siècle français. - Paris: Hachette, 1957. - 232 p.

3. Forray-Carlier А. Le mobilier du musée Carnavalet. - Dijon: Editions Faton, 2000. - 320 p.

4. Kjellberg P. Le meuble français et européen du Moyen Age à nos jours. - Paris: Les Editions de l'Amateur, 2011. - 575 p.

5. Kjellberg P. Le mobilier français du XVIIIème siècle. Dictionnaire des ébénistes et des menuisiers. - Paris: Les Editions de l'Amateur, 2002. - 927 p.

6. Mabille G. Le style Louis XV. - Paris: Baschet et Cie, 1978. - 192 p.

7. Verlet P. Les meubles français du XVIII siècle. - Paris: Presses Universitaires de France, 1982. - 299 p.

8. Wiegandt C-P. Mobilier. Régence. Louis XV. Transition. Louis XVI. - Paris: Editions Massin, 2010. - 191 p.

УДК 32.019.51

Гуанвэнь У

ТЕМА ВОЙНЫ И МИРА В СОВЕТСКОЙ И КИТАЙСКОЙ КСИЛОГРАФИИ 1930-1940 гг.

Актуальность изучения в сравнительном аспекте тематики китайской и советской ксилографии 1930-1940-х годов состоит в её использовании в качестве эффективного средства массовой идеологической пропаганды. Цель исследования - изучить особенности раскрытия темы войны и мира в китайской и советской ксилографии 1930-1940-х годов. Были использованы методы исследования: культурно-исторический, аналитический, экспертных оценок, сравнения и интерпретации, статистический. Выявлены общие и отличительные характеристики ксилографии Китая и СССР 1930-1940 годов. Общим было отражение культа личности (4,6±0,4 и 4,5±0,3 баллов). Китайская ксилография отличается большей эмо-

циональностью, тогда как советская ксилография является более динамичной и идеологически выдержанной. Подтверждена гипотеза, что исторически сложившееся взаимовлияние китайского и советского искусства, в совокупности с общностью идейно-политических воззрений и сходства государственной политики, способствовало возникновению общих черт в изображении войны и мира средствами ксилографии как вида искусства, обладающего значительным воздействием на психологию масс. Дальнейшие исследования будут направлены на изучение этнокультурных различий в восприятии ксилографии, её исторических и гендерных аспектов.

Ключевые слова: графическое искусство, ксилография, тема войны и мира, пропаганда, китайская ксилография, советская ксилография, идеология, 1930-1940 гг.

Wu Guangwen WAR AND PEACE IN SOVIET AND CHENESE WOODBLOCK PRINTS (1930-1940) The relevance of the study in the comparative aspect of the subject of Chinese and Soviet woodcuts of the 1930-1940s lies in its use as an effective means of mass ideological propaganda. The purpose of the studyis to study the features of the disclosure of the theme of war and peace in Chinese and Soviet woodcuts of the 1930s-1940s.Research methods were used: cultural-historical, analytical, expert assessments, comparison and interpretation, statistical. The general and distinctive characteristics of woodcuts in China and the USSR in 19301940 are revealed. The reflection of the personality cult was common (4.6±0.4 and 4.5±0.3 points).The Chinese woodcut is more emotional, while the Soviet woodcut is more dynamic and ideologically consistent. The hypothesis is confirmed that the historical mutual influence of Chinese and Soviet art, together with the commonality of ideological and political views and the similarity of state policy, contributed to the emergence of common features in the depiction of war and peace by means of woodcuts as an art form that has a significant impact on the psychology of the masses. Further research will be aimed at studying ethno-cultural differences in the perception of woodcuts, its historical and gender aspects.

Key words: graphic art, woodblock printing, war and peace themes, propaganda, Chinese woodblock printing, Soviet woodblock printing, ideology, 1930-1940s

Введение

Искусство ксилографии обладает большой выразительностью и психологическим воздействием, имеет важное идейно-воспитательное значение, особенно в связи с массовостью печатной продукции, выполненной в технике ксилографии [1; 4]. Поэтому изучение особенностей ксилографии Китая и СССР 1930-1940-х годов в контексте межкультурных и межгосударственных контактов, их влияние на современное массовое искусство является актуальной темой исследования.

Цель исследования - изучить особенности раскрытия темы войны и мира в китайской и советской ксилографии 1930-1940-х годов.

Задачи исследования: 1)проанализировать данные источников научной литературы по проблеме развития искусства ксилографии в Китае и СССР в 1930-1940-е годы; 2) провести сравнительное исследование особенностей советской и китайской ксилографии 19301940-х годов; 3) выявить характерные черты изображения войны и мира в советской и китайской каллиграфии 1930-1940-х годов и оценить их выраженность.

Гипотеза исследования: исторически сложившееся взаимовлияние китайского и советского искусства, в совокупности с общностью идейно-политических воззрений и сходства государственной политики, способствовало возникновению общих черт в изображении войны и мира средствами ксилографии как вида искусства, обладающего значитель-

ным воздействием на психологию масс.

Обзор литературы

История развития и выразительность китайской ксилографии

Бурное социально-политическое развитие Китая в первой половине ХХ века отмечено реформами в сфере искусства и созданием новой национальной культуры, в которой ксилография, сюжеты которой отражали идеологию построения коммунизма, занимает одно из центральных мест [1; 2; 5; 9]. Стиль исполнения гравюр на дереве в 1930-х годах соответствовал идеологическим задачам и настроениям того периода и характеризовался реализмом, эмоциональностью, резкостью линий [10]. Осознание художниками идеологического потенциала ксилографии способствовало созданию в 1936 г. Национального движения гравюры на дереве, у истоков которого стоял писатель Лу Синь [2]. Таким образом, китайская ксилография 1930-х годов была, прежде всего, политическим оружием, средством воплощения и пропаганды революционных тенденций, выражением антивоенных и антифашистских настроений, демонстрации народной силы Китая [1; 10].

Особенности советской ксилографии в сравнении с китайской

В СССР период 1930-1940-х годов становление и развитие советской школы ксилографии было тесно взаимосвязано с книжной иллюстрацией [6; 8]. Общими чертами китайской и советской ксилографии исследователи

[7] называют реалистичность изображения, глубокий психологизм чувств и переживаний, отражение актуальных исторических событий и политических идей. Советская ксилография во взаимодействии с китайской обогатилась тонкостью исполнения, прорисовкой деталей и вторых планов [2; 5; 7; 10]. Таким образом, между советской и китайской ксилографией отмечается не только общность изобразительных приёмов, но и сходство сюжетов, при сохранении характерных черт национального стиля.

Проявление взаимовлияния китайской и советской ксилографии в темах войны и мира

Взаимовлияние творчества советских и китайских художников в первой половине ХХ века было связано с активными культурными контактами, общностью культурных традиций и политическими задачами [7; 10]. Отражение как в китайской, так и в советской ксилографии темы войны в 1930-1940-х годах было обусловлено сложной обстановкой на Дальнем Востоке [9]. Стиль социалистического реализма, возникший в СССР, нашёл отклик в творчестве китайских художников левого мировоззрения, став инструментом антивоенной пропаганды и борьбы с фашизмом [11].

Материалы и методы

Методологической основой исследования стал культурно-исторический подход к изучению ксилографии в контексте межкультурного взаимодействия Китая и СССР. Были использованы методы анализа источников научной литературы, художественного наследия китайских и советских мастеров ксилографии 1930-1940-х годов, метод экспертных оценок, методы сравнения и интерпретации, статистический метод количественного и качественного анализа результатов исследования.

Проведён анализ произведений трёх представителей китайской ксилографии и трёх советских мастеров этого вида художественного творчества, выбранных случайным образом среди наиболее известных и характерных авторов произведений ксилографии периода 1930-1940 годов. Был использован метод экспертных оценок, в котором в качестве экспертов приняли участие 12 студентов 1-3 курсов художественного факультета, обучающихся искусству графики, выбранных посредством простой рандомизации из общего числа учащихся по данной специальности, из них 8 юношей и 4 девушки, средний возраст 18,6 лет.

Было выделено 8 основных критериев и 72 их характеристики, по которым проводилась сравнительная оценка китайских и советских образцов ксилографии 1930-1940-х годов. Степень выраженности каждой из характеристик оценивалась при помощи среднего балла, который высчитывался в соответствии с 5-балльной шкалой Лайкерта (1 - очень слабая выраженность, 2 - слабая выраженность, 3 -средняя степень выраженности, 4 - достаточная степень выраженности, 5 - значительная степень выраженности).

Статистическая обработка результатов исследования проводилась в программе Microsoft Exel и с использованием онлайн-калькулятора Social Science Statistics. Статистическая значимость различия характеристик оценивалась при помощи t-критерия Стьюдента.

Ограничения исследования были связаны с тем, что для сравнения использовались произведения ксилографии довольно ограниченного временного периода, без учёта влияния многовековых исторических особенностей развития ксилографии в Китае и СССР, а также современного состояния и перспектив развития этого вида искусства в обеих странах. В задачи настоящего исследования не входило изучение влияния гендерного фактора на развитие ксилографии, однако в перспективе планируется более глубокое изучение данного вопроса, так же как сравнение влияния на искусство ксилографии социально-исторических аспектов.

Этическая сторона исследования обеспечивалась принципом информированного согласия студентов на участие в исследовании, анонимностью ответов и конфиденциальностью информации, а также соблюдением академической доброчестности.

Результаты исследования

Рассматривая особенности китайской ксилографии 1930-1940 годов, следует обратить внимание на стиль исполнения, характер штриха и цветовую гамму, а также тематику работ. Одним из наиболее ярких и новаторских представителей китайской ксилографии был Чэнь Яньцяо. В своих работах он показывал угнетённое положение простых людей, пропагандировал идеи борьбы за независимость и возрождение Китая. Говоря о взаимосвязи советской и китайской ксилографии, следует обратить внимание на знаковую в этом отношении работу Чэнь Яньцяо «Лу Синь и Максим Горький» (Рис. 1).

Рис. 1. Чэнь Яньцяо, «Лу Синь и Максим Горький». Ксилография. Источник: http://global.chinadaily. com.cn/a/202106/28/WS60d92dfda310efa1bd65e4f4_ 1.html

Совсем иначе смотрятся работы другого признанного мастера китайской ксилографии, - Ци Байши, - убеждённого, что рисовать необходимо то, что человек видит ежедневно, что ему близко и понятно, Ци Байши изображал мир природы и окружающих людей (рис. 2).

* ;->у

Рис. 2. Ци Байши «Кража сосуда с вином» Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/com-mons/b/b4/Qi_bai_shi.jpg

Джек Чен (рис. 3) был выразителем ещё одного направления китайской ксилографии -карикатуры, в чём его можно сравнить с советскими Кукрыниксами (рис. 4).

Рис. 3. Джек Чен. Карикатуры. Ксилография. Источник: https://www.britishmuseum.org/collection

точник: http://book.uraic.ru/galereja/vystavki-

2022/nado_chtob_kazhdyj_v

Та же сатирическая тема аналогичным образом решается другим выдающимся графиком того времени А. Каневским (рис. 5).

Рис. 5. А. Каневский. Иллюстрации к книге М. Е. Салтыкова-Щедрина «За рубежом», 1936 г. Источник: http://book.uraic.ru/galereja/vystavki-2022/ nado_chtob_kazhdyj_v

Среди советских мастеров ксилографии следует также рассмотреть работы В. А. Фаворского, выполненные в 1930-1940-х годах. Тематикой его ксилографий были, прежде всего, книжные иллюстрации к литературным произведениям (рис. 6).

Рис 6. В. А. Фаворский. «Новая жизнь» Данте.

/term/BЮG194712 и https://brill.com/view/book/ Иллюстрации, 1934 г. Ксилография. Источник:

9789004307940/B9789004307940_009.xml

Рис. 4. Кукрыниксы. Иллюстрация к сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик», 1938 г. Ис-

https://flomaster.club/46964-favorskij-kartiny.html

Как показал сравнительный анализ работ выдающихся мастеров ксилографии Китая и СССР 1930-1940 годов, в их исполнении можно выявить как общие, так и отличительные черты, представленные в Таб. 1. Степень выраженности критериев оценивалась студентами художественного факультета, выступавшими в качестве экспертов, по 5-балльной шкале Лайкерта.

Таблица 1.

Сравнительная характеристика ксилографии Китая(А) и СССР (Б) 1930-1940 годов _

Критерии оценки Характеристики Средний балл t-критерий р

А Б Стьюдента

Сюжет Иллюстрация к художественным произведениям 1,2±0,2 4,6±0,4 -13,16814 <0.05

Изображение природы 4,7±0,3 2,0±0,5 8,45765 <0.05

Изображение быта простых людей 4,6±0,2 3,8±0,2 4,89898 <0.05

Изображение масс под руководством вождя 4,5±0,1 3,0±0,4 6,30126 <0.05

Портреты вождей, идеологических лидеров 4,8±0,2 4,2±0,5 1,9298 >0,05

Подвиг героя 4,4±0,1 4,6±0,2 -1,54919 >0,05

Тяжёлый труд 4,7±0,1 3,2±0,3 8,21584 <0.05

Революционная борьба 4,5±0,5 4,0±0,2 1,60817 >0,05

Движение масс 4,3±0,4 3,2±0,1 4,62092 <0.05

Война 3,6±0,2 3,0±0,2 3,67424 <0.05

Мирный быт 4,1±0,4 4,5±0,1 -1,68034 >0,05

Времена года 4,0±0,2 3,5±0,3 2.40192 <0.05

Дети 3,0±0,1 4,2±0,2 -9,29516 <0.05

Животные 4,4±0,2 3,3±0,2 6,7361 <0.05

Праздник 3,6±0,4 4,4±0,2 -3,09839 <0.05

Эмоции, настро- Трагизм 4,4±0,2 4,2±0,3 0,96077 >0,05

ение Жестокость 4,6±0,4 2,8±0,2 6,97137 <0.05

Жертвенность 4,1±0,3 3,6±0,4 1,73205 >0,05

Безысходность, отчаяние 4,5±0,1 2,2±0,3 12,59762 <0.05

Протест 4,0±0,2 4,1±0,3 -0,71842 >0,05

Упорство 4,4±0,2 4,6±0,2 -1,22475 >0,05

Патетика 4,5±0,3 4,3±0,1 1,09545 >0,05

Умиление 3,8±0,1 4,2±0,2 -3,09839 <0.05

Размышления 4,6±0,2 4,7±0,1 0,7746 >0,05

Угнетение 4,3±0,5 3,8±0,2 1,60817 >0,05

Подъём 4,6±0,3 4,6±0,4 0,000 >0,05

Обновление 4,5±0,3 4,4±0,2 0,48038 >0,05

Надежда 4,3±0,2 4,6±0,1 -2,32379 <0.05

Уверенность 4,0±0,2 4,2±0,3 -0,96077 >0,05

Радость 3,0±0,5 3,8±0,2 -2,57307 <0.05

Напряжение 4,0±0,4 3,8±0,6 1,83533 >0,05

Горе, смерть 4,4±0,2 3,0±0,5 4,50287 <0.05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Депрессия 1,4±0,2 1,3±0,2 0,61237 >0,05

Насмешка 4,3±0,2 4,7±0,1 -3,09839 <0.05

Агрессия 4,4±0,5 4,3±0,4 0,2705 >0,05

Спокойствие 3,0±0,2 3,2±0,3 -0,96077 >0,05

Любовь 3,4±0,2 3,8±0,2 -2,44949 <0.05

Идея Революция 4,6±0,4 4,6±0,2 0,000 >0,05

Борьба 4,4±0,2 4,2±0,3 0,000 >0,05

Свобода, независимость 4,2±0,3 4,4±0,2 -0,96077 >0,05

Перемены 3,6±0,2 3,9±0,1 -2,32379 <0.05

Обновление 3,4±0,1 4,1±0,4 -2,94059 <0.05

Единство народных масс 4,8±0,2 4,4±0,2 2,44949 <0.05

Победа пролетариата над буржуазией 4,3±0,5 4,6±0,2 0,9649 >0,05

Антимилитаризм 4,5±0,1 4,3±0,2 1,54919 >0,05

Культ личности вождя 4,6±0,4 4,5±0,3 0,34641 >0,05

Светлое будущее 3,8±0,2 4,3±0,5 -1,60817 >0,05

Материнство 2,6±0,2 3,8±0,2 -7,34847 <0.05

Торжество науки 2,5±0,3 3,6±0,4 -3,81051 <0.05

Красота природы 4,4±0,6 4,2±0,2 0,54772 >0,05

Урбанистика 4,3±0,2 4,4±0,1 -0,7746 >0,05

Смысл бытия 4,5±0,3 4,2±0,1 1,64317 >0,05

Способ выраже- Аллегория 3,6±0,2 4,2±0,4 -2,32379 <0.05

ния идеи Реализм 4,4±0,4 4,3±0,2 -0,5547 >0,05

Гипербола 4,2±0,3 4,5±0,1 -1,64317 >0,05

Сатира 4,2±0,2 4,4±0,1 -1,54919 >0,05

Использование Монохромное (чёрно-белое) изобра- 3,8±0,2 4,5±0,3 -3,36269 <0.05

цвета жение

Цветное изображение 4,2±0,3 3,6±0,2 2,88231 <0.05

Яркие, контрастные краски 2,1±0,3 1,6±0,4 1,73205 >0,05

Пастельные тона 3,2±0,3 1,4±0,2 8,64692 >0,05

Насыщенность 4,4±0,2 4,6±0,2 -0,63246 >0,05

Динамика Статичные фигуры 1,2±0,1 1,4±0,3 -1,09545 >0,05

Динамичные фигуры 4,5±0,4 4,6±0,2 -0,3873 >0,05

Характер штриха Плавный 2,3±0,1 1,8±0,2 3,87298 <0.05

Резкий 4,4±0,2 4,3±0,2 0,61237 >0,05

Мелкий, короткий 3,2±0,4 3,0±0,2 0,7746 >0,05

Крупный, длинный 4,5±0,3 4,6±0,2 -0,48038 >0,05

Композиция Цельность 4,6±0,4 4,6±0,2 0,000 >0,05

Разноплановость 2,0±0,2 1,8±0,2 1,22475 >0,05

Лаконичность 3,8±0,4 3,2±0,2 2,32379 <0.05

Белый лист 4,4±0,2 2,8±0,4 6,19677 <0.05

Детализация 4,2±0,3 4,3±0,4 -0,34641 >0,05

Говоря о сюжете ксилографии, следует отметить, что и в Китае, и в СССР 1930-1940-х годов одинаково часто (р>0,05) темой графических работ были революционная борьба, героический подвиг борцов за свободу, а также портреты вождей (4,6±0,4 и 4,5±0,3 баллов), что отражало свойственный обоим государствам культ личности [4].

Обыденность мирного быта в равной мере изображали как китайские, так и советские художники (4,1±0,4 и 4,5±0,1 баллов, р>0,05), однако даже при изображении трагических сцен как в китайской, так и в советской ксилографии не проявляются депрессивные

настроения, наоборот - ощущается революционный подъём (4,6±0,3 и 4,6±0,4 баллов) и упорство в борьбе за лучшую жизнь (4,4±0,2 и 4,6±0,2 баллов) и вера в светлое будущее (3,8±0,2 и 4,3±0,5 баллов, р>0,05). Негативные явления вызывают насмешку (4,3±0,2 и 4,7±0,1 баллов, р<0.05), сатирическое изображение (4,2±0,2 и 4,4±0,1 баллов, р>0,05) призвано способствовать их скорейшему искоренению.

На Рис.7 показана степень выраженности критериальных характеристик китайской и советской ксилографии.

||||||||

12345678 Ряд1 ■ Ряд2

Рис. 7. Выраженность критериев оценки китайской (Ряд 1) и советской (Ряд 2) ксилографии 1930-1940-х годов (1 - сюжет, 2 - эмоции, 3 - идея, 4 - способ выражения идеи, 5 - использование цвета, 6 - динамика, 7 -характер штриха, 8 - композиция).

Как видно на этом рисунке, наиболее существенным качеством советской ксилографии является идея и способ её выражения, что также оказывается приоритетным и для китайской ксилографии.

Обсуждение

В процессе исследования были подтверждены данные источников научной литературы [7; 8] о взаимодействии и взаимовлиянии искусства ксилографии Китая и СССР,

проявившиеся в богатстве жанровой палитры ксилографии больше жестокости, отчаяния, работ первой половины ХХ века и раскрытии эмоционального напряжения, сцен горя и в них тем войны и мира [11]. В работах Джека смерти, тогда как советские гравюры более Чена более всего прослеживаются параллели оптимистичны, в них меньше агрессии и с советской ксилографией, ведь карикатуре в больше позитивных эмоций, таких как ра-СССР придавалось большое значение. В гра- дость, умиление, любовь. фических иллюстрациях П. А. Фаворского [б], Заключение

как и в китайской ксилографии, обращает на Таким образом, исторически сложившееся себя внимание экспрессивность фигур и об- взаимовлияние китайского и советского ис-наруживается сходство со стилем ксилогра- кусства в совокупности с общностью идейно-фии, свойственным Чэнь Яньцяо. политических воззрений и сходства государ-

Наиболее существенным качеством совет- ственной политики, способствовало возник-ской ксилографии 1930-1940-х годов была новению общих черт в изображении войны и идея и способ её выражения, что также явля- мира средствами ксилографии как вида ис-лось приоритетным и для китайской ксило- кусства, обладающего значительным воздей-графии. В то же время в сюжетах китайской ствием на психологию масс.

Литература:

1. Донченко А.И. Революционно-историческое направление в искусстве Китая // Восточная Азия: факты и аналитика. - 2021. - №2. - C. 44-57.

2. Комаровская П.А. К вопросу о новых явлениях в китайском художественном образовании в ХХ в. // Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. - 201б. - №1. - C. 120-128.

3. Кузнецов Д.П. Отражение культа личности ИВ Сталина в предметах материальной культуры // Гороховские чтения. - Челябинск: Материалы десятой региональной музейной конференции, 2010. - 254-2б0с.

4. Машарова Т.В., Сахаров В.А., Сахарова Л.Г. Роль социальной микросреды в духовно-нравственном воспитании молодёжи как предмет осмысления в педагогике русского зарубежья (1920-1930-е гг.) // Интеграция образования. - 2018. - Т. 22, №3. - C. 5б9-581.

5. Полежаева Н.М., Кравцова М.Е., Цветаева М.Н. Живописный «Детский стиль» и его влияние на художественную культуру Китая, 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/217198832.pdf (дата обращения: 21. 05. 2023).

6. Смирных Л.Л. Страницы истории Советской книжной иллюстрации. 1930-1940-е годы // Художественное образование: история и современность. - Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2019. - C. 111-123.

7. Струкова А.И. Дальневосточные стилизации в советском искусстве 1920-1930-х годов // Искусствознание. - 2017. - №2. - C. 1бб-215.

8. Чертыковцева Е.А. У истоков отечественного графического дизайна // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2019. - Т. 4, №85. - C. 315318.

9. Чудодеев Ю.В. СССР и Китай накануне и в годы Второй мировой войны // Общество и государство в Китае. - 2015. - Т. 45, №2. - C. 750-772.

10.Чэнь Ц. Мастера ксилографии периода Китайской Республики 1910-х-1940-х гг. // Пути поднебесной: сб. науч. тр. - Минск: МГЛУ, 2022. - С. 207-212.

11.Bevan P. Chinese Art and its Part in the Worldwide Fight against Fascism // A Modern Miscellany. - Brill, 2018. - P. 275-32б.

References:

1. Donchenko A.I. Revolyucionno-istoricheskoe napravlenie v iskusstve Kitaya // Vostochnaya Aziya: fakty' i analitika. - 2021. - №2. - C. 44-57.

2. Komarovskaya P.A. K voprosu o novy'x yavleniyax v kitajskom xudozhestvennom obrazovanii v XX v. // Vestnik SPbGU. Filosofiya i konfliktologiya. - 201б. - №1. - C. 120-128.

3. Kuzneczov D.P. Otrazhenie kul'ta lichnosti IV Stalina v predmetax material'noj kul'tury' // Goroxovskie chteniya. - Chelyabinsk: Materialy' desyatoj regional'noj muzejnoj konferencii, 2010. - 254-260s.

4. Masharova T.V., Saxarov V.A., Saxarova L.G. Rol' social'noj mikrosredy' v duxovno-nravstvennom vospi-tanii molodyozhi kak predmet osmy'sleniya v pedagogike russkogo zarubezh'ya (1920-1930-e gg.) // Integraci-ya obrazovaniya. - 2018. - T. 22, №3. - C. 5б9-581.

5. Polezhaeva N.M., Kravczova M.E., Czvetaeva M.N. Zhivopisny'j «Detskij stil'» i ego vliyanie na xudozhestvennuyu kul'turu Kitaya, 2018 [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://core.ac.uk/download/pdf/217198832.pdf (data obrashheniya: 21. 05. 2023).

6. Smirny'x L.L. Stranicy istorii Sovetskoj knizhnoj illyustracii. 1930-1940-e gody' // Xudozhestvennoe obrazovanie: istoriya i sovremennost'. - Nizhnij Tagil: Nizhnetagil'skij gosudarstvenny'j social'no-

pedagogicheskij institut (filial) FGAOU VO «Rossijskij gosudarstvenny'j professional'no-pedagogicheskij univer-sitet», 2019. - C. 111-123.

7. Strukova A.I. DaFnevostochny'e stilizacii v sovetskom iskusstve 1920-1930-x godov // Iskusstvoznanie. -

2017. - №2. - C. 166-215.

8. Cherty'kovceva E.A. U istokov otechestvennogo graficheskogo dizajna // Ucheny'e zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarny'e i sociaFny'e nauki. - 2019. - T. 4, №85. - C. 315-318.

9. Chudodeev Yu.V. SSSR i Kitaj nakanune i v gody' Vtoroj mirovoj vojny' // Obshhestvo i gosudarstvo v Ki-tae. - 2015. - T. 45, №2. - C. 750-772.

10. Che'n' Cz. Mastera ksilografii perioda Kitajskoj Respubliki 1910-x-1940-x gg. // Puti podnebesnoj: sb. nauch. tr. - Minsk: MGLU, 2022. - S. 207-212.

11. Bevan P. Chinese Art and its Part in the Worldwide Fight against Fascism // A Modern Miscellany. - Brill,

2018. - P. 275-326.

УДК 5527

А.А. Малинина

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА И НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА О.А. ДУНЯК

Статья посвящена творчеству известного чувашского художника и педагога О.А. Дуняк. Цель работы -осветить ключевые аспекты деятельности многогранного художника и большого педагога, определив ее вклад в чувашскую культуру. Серьезное академическое образование обусловило высокий профессионализм и свободное владение разными видами искусства: живописью, художественным стеклом, декоративной керамикой. В ее работах органично соединились формы народного искусства и творческий креатив мастера. Материалом исследования послужило наследие Ольги Дуняк из собрания Чувашского государственного художественного музея, факты ее педагогической деятельности в Чебоксарском художественном училище, а также творчество ее учеников.

Ключевые слова: О.А. Дуняк, академическая школа, народные традиции, декоративно-прикладное искусство Чувашии, живопись, художественная керамика, художественное стекло, художник-керамист

Alina A. Malinina THE ROLE OF THE ACADEMIC SCHOOL IN THE WORK OF THE ARTIST-TEACHER O.A. DUNYAK

The article is devoted to the work of the famous Chuvash artist and teacher O.A. Dunyak. The purpose of the work is to highlight the key aspects of the activities of a multifaceted artist and a great teacher, determining her contribution to the Chuvash culture. Serious academic education has led to high professionalism and fluency in various types of art: painting, art glass, decorative ceramics. Her works organically combined the forms of folk art and the creative creativity of the master. The research material was the legacy of Olga Dunyak from the collection of the Chuvash State Art Museum, the facts of her pedagogical activity at the Cheboksary Art School, as well as the creativity of her students.

Key words: O.A. Dunyak, academic school, folk traditions, decorative and applied art of Chuvashia, painting, art ceramics, art glass, ceramic artist

Введение

Изобразительное искусство Чувашии развивается в русле российской реалистической школы, испытывая в полной мере ее влияние. Особенно ярко это наблюдается в живописи и графике. У декоративно-прикладного искусства свой путь - в нем соединились современность и народные традиции. Этот вид художественного творчества представлен ткачеством, вышивкой, резьбой, плетением и, конечно, гончарным ремеслом. Искусство мастеров-керамистов Чувашии пока не получило достойного освещения, хотя с давних времен мастера-кустари изготавливали необходимую в быту керамическую посуду и глиняные игрушки. В начале XX века получило развитие артельное производство керамической

посуды, которое прекратилось в 1960-ее гг. Новый виток развития керамического производства пришелся на 1970-е гг., когда при Чебоксарском кирпичном заводе была создана экспериментальная лаборатория. Это событие было связано с именем О. Дуняк.

Ольга Александровна Дуняк (1940-2023) внесла серьезный вклад в профессиональное становление и развитие декоративно-прикладного искусства (ДПИ) в Чувашии. Ее произведения художественного стекла и декоративной керамики получили признание не только в республике - она была активным участником многочисленных тематических и групповых выставок зонального, российского и всесоюзного уровня. В творческих замыслах она всегда искала новые средства для вопло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.