ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 316 DOI 10.12737/2676
I АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ РОССИЙСКИХ I ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВПО «РГУТИС»)
Варламова Анна Викторовна, аспирант кафедры философии, социологии и психологии, anna-varlam@list.ru,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
Развитие программ академической мобильности в российских вузах становится все более важной составляющей учебного процесса в условиях создания единой европейской зоны высшего образования, а также налаживания социальных, политических, экономических и культурных отношений с европейскими соседями. В связи с этим все больше обучающихся российских вузов принимают в ней участие. Выделяют внутригородскую, внутрироссийскую и международную академическую мобильность.
В развитие международной академической мобильности в ФГБОУ ВПО «РГУТиС» неоценимый вклад вносит Учебно-методическое объединение учебных заведений РФ по образованию в области сервиса и туризма, которое 25лет успешно функционирует на базе университета.
В статье приведен анализ академической мобильности обучающихся вузов. Проанализированы позиции студентов в отношении академической мобильности и проводимой государством политики в сфере развития академической мобильности в Российской Федерации. Рассмотрены понятия «мобильность», «академическая мобильность». Представлена динамика участия в программах академической мобильности обучающихся ФГБОУ ВПО «РГУТиС». Приведены результаты пилотажного социологического исследования (анкетирования) студентов и аспирантов университета по данной тематике.
Ключевые слова: мобильность, академическая мобильность, международная академическая мобильность, внутрироссийская академическая мобильность, обучающиеся, студенты, магистры, аспиранты, Болонский процесс
Глобализация — это ключевая реальность XXI века, которая затронула все сферы жизнедеятельности человека. Ярким примером влияния глобализации на сферы образования и науки является Болонский процесс (создание единой Европейской зоны высшего образования), неотъемлемым элементом которого является академическая мобильность.
Основными субъектами академической мобильности выступают:
• обучающиеся всех уровней образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура);
• профессорско-преподавательский состав вуза;
• администрация высшего учебного заведения.
В данной статье мы более подробно проанализируем академическую мобильность обучающихся российских вузов. Основными целями и задачами академической мобильности обучающихся вузов являются:
• формирование у студентов, магистров и аспирантов на основе компетентностного подхода своей образовательной траектории;
• выбор обучающимися учебного заведения в соответствии со своими способностями, устремлениями, профессиональной мотивацией и другими социальными и личностными потребностями;
• выбор обучающимися в рамках ООП предметов, курсов, дисциплин (модулей);
• обмен научным и культурным потенциалом, ресурсами, технологиями обучения
74 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2014 / №1
Академическая мобильность обучающихся российских вузов
и другими познаниями в области обеспечения интеллектуального и компетентност-
ного роста.
Участвуя в программах академической мобильности, студенты, магистры, аспиранты, как отмечается в документах, регламентирующих Болонский процесс (в том числе и академическую мобильность), получают новый академический и культурный опыт, доступ к более качественным образовательным услугам.
Содействие и поощрение международной академической мобильности способствует формированию качественно новых трудовых ресурсов, способных занять достойное место на мировом рынке труда, а также существенно повлиять на качество трудовых национальных ресурсов.
Как было подчеркнуто в докладе Всемирного банка за 2003 г., «образование сегодня становится сферой, определяющей стратегическую конкурентоспособность государства в международном масштабе». В связи с этим сегодня большинство государств поддерживают академическую мобильность обучающихся на государственном уровне.
Первоначально во многих европейских странах студенческая молодежь одобрительно встретила Болонский процесс и, соответственно, академическую мобильность. Для расширения их возможностей были созданы движения в поддержку, но через несколько лет названные движения трансформировались в антидвижения.
Основной причиной такого изменения, по мнению обучающихся, послужило снижение возможности участия в академической мобильности в связи с высокими требованиями к уровню достатка для въезжающих в европейские страны, а также завышенной направленностью образования на рынок труда, падением качества образования, повышением платы за обучение.
Российские студенты также неоднозначно относятся к Болонскому процессу. По данным социологических опросов, 72% респондентов хотели бы учиться в вузах другой страны или Российской Федерации год или семестр. Однако оплатить свое обучение имеют возможность только 5% опрошенных студентов [3, с. 34].
При этом, как отмечалось выше, в последние годы академическая мобильность приобретает все большую значимость на государствен-
ном уровне. Она становится неотъемлемой частью жизни практически каждого российского вуза. К тому же показатели мобильности становятся одними из значимых индикаторов эффективности деятельности вузов в издаваемых документах Минобрнауки России (Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; Приказ Минобрнауки России от 1 августа 2013 г. № 637 «О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования»).
Таким образом, значимость академической мобильности в нашей стране все больше возрастает, в связи с этим создаются фонды поддержки этого социального явления, например, в нашей стране это РОСАМ (Российский совет академической мобильности).
Несмотря на успешное участие в интеграционных процессах, России необходимо предпринимать дополнительные усилия по активизации академической мобильности, ориентируясь на международные тенденции в сфере образования. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в настоящее время доля иностранных студентов в России составляет 3,9% от общего количества студентов, в то время как в США этот показатель достигает 16,6%, в Великобритании — 13%, Австралии — 6,6%. За рубежом обучается лишь 0,8% российских студентов.
По итогам прошедшей в 2009 г. встречи министров образования стран-участниц Болонского процесса, принявших «Стратегию мобильности 2020», к 2020 г. 20% выпускников вузов должны пройти обучение за рубежом.
В связи с вышеизложенным необходимо рассмотреть понятие «мобильность». Указанный феномен является предметом изучения многих наук: социологии, психологии, педагогики, экономики. Впервые было введено Питиримом Александровичем Сорокиным, и под мобильностью рассматривался переход из одной социальной позиции в другую [4, с. 47].
В психологии мобильность рассматривается как подвижность, способность к движению через познавательные, профессиональные сферы [1, с. 12]. В социальной педагогике под мобильностью понимается неотъемлемый элемент социализации индивида как реакция
75
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
на разнообразные стимулы, готовность к изменению места учебы, работы, характера досуга и т. д. [1, с. 15].
Таким образом, необходимо сделать вывод, что данное понятие можно рассматривать как внешнее передвижение индивида, а также как способность к движению через внутренние присущие свойства, черты.
Анализируя понятие «академическая мобильность», необходимо отметить, что единого и официально принятого толкования данного понятия не существует. Большинство исследователей ссылаются на то, что академическая мобильность — это перемещение лиц, имеющих отношение к образованию, на определенный период в другое образовательное учреждение, расположенное как в нашей стране, так и за рубежом для обучения, преподавания или проведения исследований, после чего обучающийся или преподаватель возвращается в свое основное учебное заведение [1, с. 90].
Согласно глоссарию терминов Болонского процесса, академическая мобильность — это ключевой принцип формирования Европейского исследовательского пространства высшего образования, который предполагает многообразные возможности для свободного перемещения обучающихся в данном пространстве.
Таким образом, академическая мобильность — это перемещение обучающихся или преподавателей на определенный академический срок в другое учебное заведение, расположенное как в Российской Федерации, так и за рубежом.
Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими академическую мобильность в нашей стране, являются: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 638 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования»; Положение о стипендиях Президента РФ, утвержденное распоряжением Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. № 613-рп; Постановление от 9 апреля 2010 г. № 220 Правительства РФ «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования».
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. также ставится вопрос о решении
ряда задач, направленных на развитие академической мобильности в нашей стране:
• формирование инфраструктуры и институциональных условий академической мобильности студентов и преподавателей;
• формирование около 20 научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;
• увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России, до 5% от общего числа студентов;
• увеличение дохода от обучения иностранных студентов в российских вузах до не менее 10% объема финансирования системы образования.
Выделяют следующие виды академической мобильности:
• внутригородскую (перемещение обучающихся на определенный академический срок в другое учебное заведение, расположенное в данном городе);
• внутрироссийскую (перемещение студентов, магистров, аспирантов на определенный академический срок в другое учебное заведение, расположенное в нашей стране);
• международную (перемещение обучающихся соответственно в учебные заведения других стран).
В ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» академическая мобильность обучающихся активно развивается. На базе вуза функционирует Учебно-методическое объединение учебных заведений РФ по образованию в области сервиса и туризма, которое вносит неоценимый вклад в развитие международной и внутрироссийской академической мобильности.
Сегодня в состав УМО в области туризма и сервиса на добровольных началах в качестве членов входят более 400 образовательных организаций, реализующих образовательные программы по направлениям подготовки и специальностям в области сервиса и туризма. Участие представителей вузов в заседаниях Президиума Совета УМО и межвузовское сотрудничество способствуют развитию внутрироссийской академической мобильности.
В соответствии с планом, основными задачами и функциями УМО в области серви-
76 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2014 / №1
Академическая мобильность обучающихся российских вузов
са и туризма в июле 2013 г. прошло заседание Президиума Совета УМО на базе Ховдско-го государственного университета (г. Ховд, Монголия). По итогам обсуждения заседания Президиума УМО были приняты решения о развитии международной академической мобильности преподавателей и обучающихся вузов — членов УМО по образованию в области сервиса и туризма, а также образовательного туризма, как одного из механизмов реализации академической мобильности обучающихся.
В работе УМО активно принимают участие представители образовательных организаций и работодателей Франции, США, Вьетнама, Южной Кореи, Армении и ряда других стран, что также способствует развитию международной академической мобильности.
Участвуя в академической мобильности, обучающиеся приобретают новые знания, навыки и обучаются международным стандартам обслуживания. Обучающиеся активно принимают участие в программах межвузовской и международной академической мобильности.
В период с 2011 по 2013 гг. 297 студентов, магистров и аспирантов университета приняли участие в программах академической мобильности (237 обучающихся приняли участие в программах внутрироссийской академической мобильности и 60 студентов и аспирантов — в программах международной академической мобильности).
С каждым годом, как видно из диаграммы, приведенной на рис. 1, количество обучающих-
ся, участвующих в программах академической мобильности, увеличивается. При этом больше всего принимают участие студенты и магистры профильных специальностей и направлений подготовки университета, соответственно: Туризм, Социально-культурный сервис и туризм (туризм), Гостиничное дело, Сервис. Среди аспирантов наибольшее число по специальности 22.00.04 — Социальная структура, социальные институты и процессы.
Наиболее распространенными формами академической мобильности студентов, магистров и аспирантов ФГБОУ ВПО «РГУТиС» являются:
• программы обмена студентов, магистров и аспирантов;
• проведение и выполнение научных исследований;
• проведение конгрессов, конференций, симпозиумов и других мероприятий;
• международные программы (двухстороннего и многостороннего обмена студентов, магистров и аспирантов);
• прохождение практик.
В 2013 году было проведено пилотажное социологическое исследование (анкетирование) студентов и аспирантов ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса». Было опрошено 100 респондентов, в том числе 90 студентов специальностей и направлений подготовки: Туризм, Психология, Социальная работа и 10 аспирантов специальностей: Социальная структура, социальные институты и процессы; Экономика и управление
народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности); Машины, агрегаты и процессы (коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание).
В ходе исследования нами было выявлено, что чуть менее половины опрошенных респондентов (49%) информированы о возможностях участия в программах академической мобильности и 38% не владеют такой информацией (рис. 2).
Большинство опрошенных студентов и аспирантов, а именно 28%, узнают о возможностях участия в программах академической мобильности из СМИ, от друзей — 16% респондентов и, только, 8% опрошенных — от преподавателей. Рис. 1. Динамика корреляции обучающихся, участвующих в программах Вариант ответа «другое» выбрали академической мобильности (АМ) за 2011—2013 годы
77
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Таблица 1
Обучающиеся (студенты, магистры и аспиранты), участвующие в программах академической мобильности с 2012 по 2013 гг., по специальностям и направлениям подготовки
Направление подготовки, специальность Количество обучающихся, участвующих в программах академической мобильности Количество магистров, участвующих в программах академическую мобильность
в других вузах вФГБОУВПО «РГУТиС» в других вузах в ФГБОУ ВПО «РГУТиС»
2011-2012 учебный год
1. Туризм 28 73 - 5
2. Социально-культурный сервис и туризм 29 - 5 -
2012-2013 учебный год
1. Туризм 29 74
2. Сервис 10
3. Социально-культурный сервис и туризм 32 -
4. Социальная структура, социальные институты и процессы 8 -
5. Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности) 4 -
27% опрошенных (типичные ответы: «во время данного опроса», «от родителей»).
При этом большинство опрошенных не смогли точно сформулировать определение «академическая мобильность» (респондентов попросили написать, что они понимают под указанным понятием), несмотря на то, что ранее ответили, что информированы о возможностях участия в академической мобильности.
Данные, полученные в ходе анкетирования, показывают, что, несмотря на активную поддержку развития программ академической мобильности со стороны государства, большая часть студентов и аспирантов плохо информированы о возможностях участия в этих программах. Большинство обучающихся по профильным направлениям подготовки и специальностям университета («Туризм») более информированы о своих возможностях участия по сравнению со студентами непрофильных специальностей и направлений подготовки («Психология», «Социальная работа»).
При этом большинство опрошенных, независимо от правильности их трактовки указанного понятия, в дальнейшем хотели бы принять участие в программах международной академической мобильности (рис. 3).
В ходе исследования нами были выделены причины, которые затрудняют возможность участия респондентов в программах академической мобильности:
45%
40%
35%
30%
25%
20%
15%
10%
5%
0%
вариант
«другое»
не
ответили на вопрос
да
нет
Рис. 2. Информированность студентов и аспирантов о возможностях участия в программах академической мобильности
• материальные затруднения;
• низкий уровень владения информацией о возможностях прохождения академической мобильности;
• языковые барьеры.
Для разрешения выделенных проблем необходимо особое внимание уделить, во-первых, информационно-рекламной деятельности среди обучающихся университета (например, провести информационно-рекламные семинары о возможностях участия в программах академической мобильности, создать на сайте университета: http://www.rguts.ru. вкладку «Академическая мобильность», создать информационно-рекламную страничку в социальной сети «ВКонтакте», FaсeBook и т. д.)
78
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2014 / №1
Академическая мобильность обучающихся российских вузов
не ответили другое нет
да, в европейских вузах
да, в российских вузах
0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40%
Рис. 3. Мнение респондентов о перспективах участия в программах
Во-вторых, для преодоления языковых барьеров среди обучающихся университета необходимо разработать в Управлении дополнительных образовательных услуг ФГБОУ ВПО «РГУТиС» программы дополнительного образования, мастер-классы, семинары, на-
правленные на устранение языковых барьеров.
Для совершенствования и развития организации в вузе программ академической мобильности и внедрению инноваций, необходимо проводить в вузе ежегодный социологический мониторинг обучающихся и преподавателей для составления социологического портрета академической мобильности.
Таким образом, вышеизложенные мероприятия будут способствовать совершенствованию и развитию в университете программ академической мобильности, показатели которой становятся одним из главенствующих индикаторов при мониторинге вузов об эффективности их деятельности.
Литература
1. Галичин В.А., Карпухина Е.А., Матвеев В.В., Сугакова А.П. Академическая мобильность в условиях интернационализации образования / М.: Университетская книга, 2009. 460 с.
2. Ананьева Т.Н. Инновационная деятельность УМО // Образование в области сервиса и туризма: Сборник статей посвящен 20-летию Учебно-методического объединения учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса и туризма. / Под общ. ред. д.и.н., проф. А.А. Федулина, д.с.н., проф. Т.Н. Ананьевой. М.: ИЦ «Маска», 2008. С. 14—19.
3. Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л. Развитие академической мобильности в вузах России и ФГОС // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 3—14.
4. Пинигина О.Н. Студенческая мобильность как фактор повышения качества обучения иностранным языкам и межкультурной коммуникации в вузах // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. № 4. С. 33—37.
5. Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность // Человек, цивилизация, общество. М., 1992. С. 45—56.
6. Федулин А.А. Роль ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» в развитии образования в области туризма и сервиса // Образование в области сервиса и туризма: Сб. статей, посвященных 20-летию Учебно-методического объединения учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса и туризма. / Под общ. ред. д.и.н., проф. А.А. Федулина, д.с.н., проф. Т.Н. Ананьевой. М.: ИЦ «Маска», 2008. С. 8-13.
ACADEMIC MOBILITY OF RUSSIAN HE STUDENTS (CASE STUDY: RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF TOURISM AND SERVICE)
Varlamova Anna Viktorovna, post-graduate student at the department of Philosophy, Sociology and Psychology, anna-varlam@list.ru,
The Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
With the process of European Integration of Higher education under way and the Russian Federation building up social, political, economic and cultural relations with its European partners, the development of intraurban, domestic and international academic mobility of Russian HE student is gaining momentum, attracting increasing numbers of HE institutions.
The article analyses student academic mobility, focusing on the concepts of ‘mobility ’ and ‘academic mobility ’ as well as the students ’ stance on academic mobility and the state policy in regard to the phenomenon. The author researches the dynamics of the Russian State University of Tourism and Service
79