Научная статья на тему 'Академическая мобильность как фактор развития международного сотрудничества исследовательского университета'

Академическая мобильность как фактор развития международного сотрудничества исследовательского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1046
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / INTEGRATION / INTERNATIONALIZATION OF HIGHER SCHOOL / ACADEMIC MOBILITY / GLOBALIZATION / COMMUNICATIVE FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE / INTERNATIONAL COOPERATION / BOLOGNA PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртазина Л. Г., Зиятдинова Ю. Н.

Интеграция российской высшей школы в мировое образовательное пространство приводит к ее сближению с аналогичными структурами ведущих стран мира. Использование международного опыта высшей школы развитых стран с целью совершенствования собственной системы высшего образования приводит к необходимости расширения международного сотрудничества вузов и развитию академической мобильности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The integration of Russian universities into the world educational space leads to their rapprochement with similar structures in the leading countries of the world. Using international experience of developed countries higher education leads to the need to enhance international cooperation of universities and to develop academic mobility

Текст научной работы на тему «Академическая мобильность как фактор развития международного сотрудничества исследовательского университета»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 378.1

Л. Г. Муртазина, Ю. Н. Зиятдинова

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Ключевые слова: интеграция, интернационализация высшей школы, академическая мобильность, глобализация, иноязычная коммуникативная компетенция, международное сотрудничество, Болонский процесс.

Интеграция российской высшей школы в мировое образовательное пространство приводит к ее сближению с аналогичными структурами ведущих стран мира. Использование международного опыта высшей школы развитых стран с целью совершенствования собственной системы высшего образования приводит к необходимости расширения международного сотрудничества вузов и развитию академической мобильности.

Key words: integration, internationalization of higher school, academic mobility, globalization, communicative foreign language competence, international cooperation, Bologna process.

The integration of Russian universities into the world educational space leads to their rapprochement with similar structures in the leading countries of the world. Using international experience of developed countries higher education leads to the need to enhance international cooperation of universities and to develop academic mobility.

Интернационализация высшего образования предполагает объединение международных усилий по разработке и реализации профессионально-образовательных программ, созданию национальных банков научной и учебно-методической информации, обеспечивающих доступ к мировым коммуникационным сетям [1]. Глобализационные процессы, революция в информационно-коммуникационных технологиях, становление мирового рынка труда в условиях экономики, основанной на знаниях, формируют новые требования к специалистам 21 века. В первую очередь, эти требования связаны с улучшением качества подготовки специалистов для производства, интегрированного в мировую экономику [2]. Как следствие, возникает необходимость создания специфической образовательной системы, в рамках которой будущий специалист не только овладевает знаниями, обеспечивающими ему мобильное поведение на рынке труда, но и приобретает компетенции, позволяющие выработать индивидуальную стратегию своей профессиональной деятельности, успешно адаптироваться и реализовать свой потенциал в условиях современного общества [3].

В этих условиях наблюдается рост интереса студентов и преподавателей к участию в программах академического обмена, международных проектах, а также продолжению образования за рубежом. Кроме того, использование в работе иностранных технологий, материалов, что сегодня достаточно распространено в республике, требует от специалиста определенных знаний сверх программы российского вуза. Если же выпускник участвовал в программах академического обмена, побывал во время учебы за рубежом на профильном производстве, то он совершит меньше ошибок во время работы по специальности.

Академическая мобильность позволяет расширить как общий кругозор, так и межкультурную компетенцию специалиста. Пребывание за рубежом, изучение традиций другой страны, ценностей и корпоративной культуры другого университета позволяют иными глазами посмотреть на собственную культуру, обычаи и традиции, качество образования в своем университете. Взгляд со стороны разрушает стереотипы, обостряет противоречия.

Представляя за рубежом российское образование и сравнивая различные учебные культуры, появляется уникальная возможность критически оценить зарубежный опыт, при этом находя много позитивного и достойного адаптации в своей стране. Возвращаясь в свой университет с багажом накопленных знаний и впечатлений, участники академического обмена оказывают влияние на позитивные изменения его корпоративной культуры, повышают роль международного сотрудничества [4].

Академическая мобильность - одна из важнейших сторон процесса интеграции российских вузов и науки в международное образовательное пространство. В рамках Болонского процесса огромное значение придается вопросу академической мобильности. Правительства многих стран и европейские организации интенсивно поддерживают развитие академической мобильности, понимая ее ключевую роль для роста конкурентоспособности вузов, страны, всего европейского образования, развития единого рынка труда и конкурентоспособности европейской экономики в целом. Академическую мобильность в области международного сотрудничества высшей школы нельзя свести к конкретным действиям, технологиям и механизмам, связанным только с системой обмена студентами и преподавателями учебных заведений разных стран. Эксперты отмечают, что в реальности имеет место сложный и многоплановый процесс интеллектуального продвижения, обмена научным и культурным потенциалом, ресурсами, технологиями обучения. Стимулирование академической мобильности студентов и преподавателей приводит к повышению качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями. Развитие академической мобильности и международного межвузовского сотрудничества позволяет организовывать совместные исследовательские проекты, обменные программы для студентов и преподавателей, специальные программы для иностранных студентов.

Международное сотрудничество является мощным рычагом развития мировой системы высшего образования. Выравнивание уровней подготовки специалистов в разных странах, укрепление международного сотрудничества и развитие равноправного партнерства в сфере высшего образования, взаимообогащение через заимствование позитивного международного опыта, а также стимулирование академической мобильности, в том числе и с помощью финансирования из международных фондов - все это задачи, координация которых возложена на международные отделы вузов.

К сожалению, во многих российских вузах до сих пор недооценивают роль международных отделов, а количество сотрудников, работающих в этих отделах - не более двух или трех человек. А ведь именно на международный отдел возложены такие важные функции, как координация международных образовательных программ; содействие подразделениям вуза в реализации международных проектов, в том числе по линии прямых связей с зарубежными партнерами; организация международных мероприятий (конференции, семинары, совещания, круглые столы, выставки, презентации); прием и командирование делегаций в рамках межвузовского сотрудничества, культурных обменов; поддержка англоязычной версии сайта вуза и многое другое.

Большинство современных вузов вовлечено в международную деятельность, но это, как правило, наиболее простой, обыденный уровень интернационализации. На более высоком уровне интернационализация высшего образования может рассматриваться как процесс систематической интеграции международной составляющей в образование, исследования и общественную деятельность высших учебных заведений. В этом смысле далеко не многие татарстанские вузы могут считаться в истинном смысле международными. Ведь интернационализация - глубокий многоплановый процесс, охватывающий различные стороны жизнедеятельности вуза.

О. Грауманн, М.Н. Певзнер и А.Г. Ширин [5] выделяют несколько уровней интернационализации. К первому уровню они относят международные культурнообразовательные контакты. На этом уровне взаимодействие партнеров осуществляется только

точечно, отсутствует целостность системы. Первый уровень интернационализации предполагает академическую мобильность преподавателей, проведение мероприятий международного формата - форумы, конференции, семинары, мастер-классы с приглашением зарубежных специалистов. Интернационализация второго уровня предполагает уже проведение совместных научных исследований, обучение иностранных студентов, разработку новых педагогических технологий, программы на английском языке. К третьему уровню относится стратегическое партнерство, которое включает в себя долгосрочные договорные отношения, сетевое взаимодействие, взаимопризнание дипломов и совместное участие в проектно-грантовой деятельности.

Говоря об участии в грантах и различных формах международных контактов, следует отметить, что согласно проведенному в 2005 году всероссийскому исследованию среди 2400 преподавателей российских вузов (1% от общей численности), девять из каждых десяти опрошенных преподавателей российских вузов не имели никаких грантов [6]. Это составляет 87,6% от общего количества опрошенных. За 5 лет ситуация изменилась в лучшую сторону. Республика Татарстан уверенно формирует позитивный имидж на мировом образовательном рынке.

С 2006 года в Татарстане функционирует программа грантов Правительства РТ, стимулирующая развитие академической мобильности и содействующая установлению контактов научно-педагогических кадров из Татарстана с ведущими образовательными центрами мира. За 5 лет реализации программы более 1000 человек получили возможность получить уникальный зарубежный опыт, получить дипломы магистра или просто повысить свою квалификацию. Число иностранных студентов в республике достигло 5%, хотя стоит признать, что эта цифра формируется только за счет нескольких вузов, в то время как ряд других вузов не имеет ни одного иностранного студента. И самое главное свидетельство того, что образование в республике развивается по правильному пути - получение Казанским государственным университетом имени В.И. Ульянова-Ленина статуса федерального университета и получение Казанским государственным техническим университетом и Казанским государственным технологическим университетом статуса национального исследовательского университета. И это не случайность.

Так, например, в настоящее время в Казанском государственном технологическом университете по различным программам учатся граждане Азербайджана, Афганистана, Вьетнама, Ирака, Йемена, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Нигерии, Судана, США, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и других стран. КГТУ имеет договорные отношения с 38 университетами, международными образовательными структурами и фирмами из 20 стран мира [7]. В 2010 году достигнута договоренность о создании научнообразовательного центра с международной корпорацией Honeywell - мировым лидером, работающим в области высоких технологий, согласно которому университету будет безвозмездно поставлены три компьютерных класса технологий виртуального обучения. Одним из особо важных является проект «Виртуальный нефтеперерабатывающий завод» -уникальный проект, объединивший различные ноу-хау в области нефтегазопереработки. Студенты получат уникальную возможность проходить стажировку на заводах-партнерах корпорации Honeywell. Развивается сотрудничество с компанией Jonwai (Тайвань) -крупнейшим производителем термопластавтоматов в Тайване, в рамках этого партнерства планируется запустить демонстрационный зал оборудования для переработки полимеров. КГТУ является членом Евроазиатско-Тихоокеанской Объединенной сети университетов UNINET, включающей более 30 университетов, а также ассоциированным членом Международного Союза теоретической и прикладной химии (ИЮПАК). КГТУ занят в международном проекте ЮНЕСКО «Микронаучный эксперимент» в сотрудничестве с учебным центром Radmaster Университета Уитуотерсрэнда (ЮАР), фирмой Somerset Educational Ltd и с аналогичным центром Университета Бергена (Норвегия); проекте Темпус CD-JEP 25188-2004 «Экологическое машиностроение в химических технологиях и

биотехнологиях». В рамках этого проекта КГТУ включен в состав консорциума из восьми университетов, в который входят, в том числе, университетский колледж Лондона, Болонский университет, Будапештский университет технологии и экономики, НГТУ, Московский государственный университет экологического машиностроения, Волгоградский государственный технический университет, Кузбасский Сибирский государственный технологический университет.

Статус Национального исследовательского университета позволил значительно расширить возможности преподавателей пройти зарубежные стажировки. Так, осенью 2010 г. 32 преподавателя прошли повышение квалификации в ведущих университетах Великобритании, 66 - в Университете штата Аризона (США), 90 - в университете земли Нижняя Саксония (ФРГ). В 2011 году преподаватели направляются «точечно» малыми группами в ведущие мировые научные и образовательные центры по приоритетным направлениям развития университета.

Очередным шагом на пути интернационализации Казанского государственного технологического университета станет проведение первой в России международной летней школы программы Фулбрайта в области точных наук и технологий «Наноматериалы и нанотехнологии» в рамках Года химии, объявленного ЮНЕСКО в 2011 году, при поддержке Госдепартамента США совместно с Посольством США в Российской Федерации, Министерством образования и науки Республики Татарстан, Академией наук Республики Татарстан.

Таким образом, развитие академической мобильности студентов и преподавателей способствует интеграции университета в международное научно-образовательное пространство, что позволяет в дальнейшем развивать совместные образовательные и научные проекты, а также способствует коммерциализации научных исследований и разработок на международном уровне.

Литература

1. Рябов, Л.П. Инновационные процессы в системах высшего образования / Л.П. Рябов // Образовательная политика. - 2006. - №7. - С.41-47.

2. Симкин, В.Н. Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция / В.Н. Симкин // Иностранные языки в школе. - 1998. - №3. - С. 82-84.

3. Нужнова, С. В. Формирование готовности к профессиональной мобильности// Высшее образование в России. - 2009. - №6. - С.152-156.

4. Зиятдинова ,Ю.Н. Сравнительный анализ изучения межкультурной коммуникативной компетенции в России и за рубежом / Ю.Н. Зиятдинова, Е.В. Волкова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. -№12.- С. 159-163.

5. Грауманн, О. Новая идентичность вуза в условиях интернационализации образования / О. Грауманн, М.Н. Певзнер, А.Г. Ширин // Высшее образование в России. - 2009. - №6. - С.123-131.

6. Арефьев, А.Л. Деятельность иностранных фондов и организаций в области образования и науки в России: Социологический анализ. - М.: Центр социального прогнозирования, 2006. - 320с.

7. Официальный сайт КГТУ/ http://www.kstu.ru/article.jsp?id=780&id_e=16400&

©Л. Г. Муртазина - ст. препод. каф. иностранных языков в профессиональной коммуникации КНИТУ, mourt@mail.ru; Ю. Н. Зиятдинова - канд. пед. наук, доц. той же кафедры, uliziat@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.