Научная статья на тему 'Компетенции современного преподавателя высшей школы в контексте интернационализации образования'

Компетенции современного преподавателя высшей школы в контексте интернационализации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
640
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION / COMPETENCY-BASED FACULTY DEVELOPMENT / EDUCATIONAL DEVELOPMENT / GLOBAL COMPETITIVENESS OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бенсон Глеб Феликсович

В последние десятилетия ведущим трендом, подчеркивающим развитие глобализационных процессов, стала интернационализация высшего образования. Рыночная экономика в России ставит перед образовательными системами новую принципиальную задачу – подготовку высококвалифицированных специалистов в области техники и технологий, способных внести позитивные изменения в экономику, создавать и использовать современные продукты. В связи с этим важным компонентом развития высшего образования становится интернационализация, без которой невозможно российским университетам занять лидирующие позиции в мировых рейтингах. Рассматривается влияние процесса интернационализации на современную высшую школу, определяются ключевые компетенции научно-педагогических работников высшей школы, связанные со способностью преподавателей к решению задач в области международного стратегического партнерства между университетами, реализацией совместных научных и образовательных проектов, разработкой и реализацией уникальных на мировом уровне образовательных программ. Актуальность исследования феномена подготовки преподавателей в контексте международной деятельности обусловлена потребностью университетов в квалифицированных специалистах в области международного сотрудничества, развитии научной профессиональной деятельности с зарубежными партнерами, решении проблем международного научного сотрудничества и продвижения университета в международных рейтингах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCIES OF A MODERN FACULTY MEMBER INFLUENCED BY THE INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION

In recent decades, the internationalization of higher education has become one of the main trends influenced by the development of globalization processes. Market environment in Russia sets a new goal for Russian higher education – training of highly qualified specialists in engineering and technology which are able to change the economic situation, to design and operate modern products and engineering systems. In this context, the internationalization is becoming one of the key components for the development of higher education, which is essential to hold leading positions in world university rankings. The article is focused on the influence of internationalization on the modern higher school, defines the relevant competencies of university research and teaching staff, connected with the ability to collaborate with other universities in international context, to develop and conduct joint research and educational projects, to design and implement unique educational programs. The experience of Tomsk Polytechnic University (TPU) in the field of faculty professional development focused on the development of this set of competencies is presented. The connection between the competencies and the indicators of TPU “road map” is stated. Research relevance is explained by the need of educational institutions to engage high-skilled faculty members, which are able to collaborate effectively in international context, to make research projects with international partners, to contribute to university higher positions in world rankings.

Текст научной работы на тему «Компетенции современного преподавателя высшей школы в контексте интернационализации образования»

УДК 378.126

00! 10.23951/1609-624Х-2017-12-85-91

КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Г. Ф. Бенсон

Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск

В последние десятилетия ведущим трендом, подчеркивающим развитие глобализационных процессов, стала интернационализация высшего образования. Рыночная экономика в России ставит перед образовательными системами новую принципиальную задачу - подготовку высококвалифицированных специалистов в области техники и технологий, способных внести позитивные изменения в экономику, создавать и использовать современные продукты. В связи с этим важным компонентом развития высшего образования становится интернационализация, без которой невозможно российским университетам занять лидирующие позиции в мировых рейтингах. Рассматривается влияние процесса интернационализации на современную высшую школу, определяются ключевые компетенции научно-педагогических работников высшей школы, связанные со способностью преподавателей к решению задач в области международного стратегического партнерства между университетами, реализацией совместных научных и образовательных проектов, разработкой и реализацией уникальных на мировом уровне образовательных программ. Актуальность исследования феномена подготовки преподавателей в контексте международной деятельности обусловлена потребностью университетов в квалифицированных специалистах в области международного сотрудничества, развитии научной профессиональной деятельности с зарубежными партнерами, решении проблем международного научного сотрудничества и продвижения университета в международных рейтингах.

Ключевые слова: интернационализация высшего образования, развитие компетенций научно-педагогиче-скихработников, развитие образования, международная конкурентоспособность высшей школы.

Интернационализация образования представляет собой процесс, охватывающий практически все сферы деятельности современного университета. Это не только внешние формы, направленные на развитие международного сотрудничества, но еще и сложная внутренняя трансформация. Она затрагивает все виды деятельности высших учебных заведений и направляет их в сторону международного взаимодействия.

Данные процессы требуют непосредственного участия научно-педагогических работников университета, активно вовлеченных в международную мобильность и находящихся на пике мировых исследований, а также применяющих современные образовательные технологии в процессе обучения российских и иностранных студентов.

Содержание деятельности современных научно-педагогических работников в последние годы сильно изменилось. Профессиональный облик современного преподавателя складывался под влиянием нескольких процессов, обусловивших развитие системы высшего образования в конце ХХ -начале ХХ1 в.

Одним из важных факторов влияния на деятельность университетских преподавателей стала массовость высшего образования: только за первое десятилетие ХХ1 в. число абитуриентов, поступивших в высшие учебные заведения мира, увеличилось со 100 до 150 млн человек. Подобная глобальная увлеченность высшим образованием привела к

тому, что в вузы стали поступать абитуриенты, не только не имеющие осознанных целей получения профессионального образования, но и не готовые к восприятию сложного материала ввиду недостаточной развитости необходимых интеллектуальных и психологических качеств. Преподаватели, будучи вынужденными видоизменять содержание своих курсов и педагогического общения, чтобы сделать материал доступным для этой группы молодежи, стали терять имеющийся профессионализм, а во многих случаях перестали стремиться к постоянной модернизации содержания образования и совершенствованию личностных способностей. Таким образом, не только высшее образование перестало быть привилегией элиты, но и университетские преподаватели уже больше не напоминают ту интеллигенцию, знакомую нам по художественной литературе и фильмам, которая обладала высочайшей культурой, знала по несколько иностранных языков и была способна увлечь молодежь искусством своей речи.

Другим немаловажным фактором, влияющим на профессиональный портрет преподавателя вуза, являются процессы интеграции. Решение комплексных задач в новых и смежных областях требует от преподавателя широкого спектра компетенций, позволяющих в полной мере использовать результаты фундаментальных и прикладных исследований. В XXI в. практически каждую сферу инженерной деятельности затрагивают интеграционные

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2017. 12 (189)

процессы - от использования современных технологий до прикладных научных исследований [1]. Глобальные технологические цепочки, мультидис-циплинарность новых знаний, непрерывное инновационное развитие в условиях постоянно растущих объемов информации формируют новый облик преподавателя в современной цивилизации. Педагоги становятся проводниками научно-технических инноваций в условиях динамичной информационной среды, а инженерное образование приобретает статус фактора экономического развития общества.

Глобализационные и интеграционные тенденции прослеживаются как в теории, так и в практике современного инженерного образования. Кроме того, они являются частью политики лидирующих стран, которые стремятся создать единое мировое образовательное и научно-исследовательское пространство. Это влечет за собой изменение основных приоритетов в области образования - той части социальной системы общества, которая может сыграть значительную роль в его преобразовании [2].

Проблема состоит в том, что государства имеют различные уровни заинтересованности в данных процессах. Лидирующие страны получают возможность диктовать свои стандарты и измерения, привлекать самых талантливых преподавателей и студентов, получать дополнительное финансирование за счет международной академической мобильности и улучшать благодаря этому свою систему образования. Интерес других стран состоит в том, чтобы попасть в создающееся международное пространство, провести реформирование и модернизацию собственных образовательных систем, повысить конкурентоспособность своих выпускников, разработать новые исследовательские и образовательные программы на уровне мировых стандартов.

В настоящее время Россия занимает промежуточную позицию, так как, с одной стороны, для стран СНГ и некоторых стран юго-восточной Азии она все еще остается лидером в области инженерного образования и может предлагать им конкурентоспособные образовательные услуги. С другой стороны, российское инженерное образование уступает ведущим вузам мира и стремится перенимать у них передовые образовательные практики. При этом следует учитывать тенденции последнего десятилетия в мировой экономике, которые говорят о том, что рынок передовых образовательных услуг разделен между ведущими вузами Северной Америки и Европы [3].

Глобальные преобразования также связаны с необходимостью обеспечить совместимость национальных систем образования разных стран, кото-

рая является еще одной тенденцией реформирования инженерного образования. Такая совместимость позволяет упростить систему нострифика-ции дипломов об образовании и способствует развитию академической мобильности. Наглядной иллюстрацией создания единых образовательных стандартов высшего образования в Европе является Болонский процесс, запущенный в 1999 г. в г. Болонье, когда руководители образования 29 стран подписали Совместную декларацию о создании единого европейского образовательного пространства. О нем официально было заявлено в 2010 г. на конференции министров образования стран Европы в Будапеште. В том же году количество членов Европейского образовательного пространства было расширено до 47 стран [4]. В 2015 г. на девятой конференции министров в Ереване было объявлено о присоединении к данному списку Республики Беларусь. Целью Болонского процесса является гармонизация систем высшего образования европейских стран, повышение их конкурентоспособности и привлекательности, обеспечение академической мобильности студентов и трудоустройства выпускников в любой точке Европы. Это достигается благодаря общественному контролю и единой системе оценки квалификаций [5, 6].

Таким образом, наблюдаемые в настоящее время глобальные тенденции развития инженерного образования свидетельствуют о необходимости изменений в традиционном инженерном образовании.

Как отмечает В. В. Путин, «восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов - и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Международная конкурентоспособность нашей высшей школы должна стать нашей национальной задачей» [7].

Одним из проектов в сфере высшего образования, направленных на повышение мировой конкурентоспособности российских университетов, является проект «5-100» [8]. Анализ дорожных карт университетов - участников проекта показывает, что уровень опыта и компетенций преподавателей вузов недостаточен для достижения амбициозных задач с учетом плана мероприятий по развитию ведущих университетов, направленного на повышение их конкурентоспособности и вхождение в число лидеров среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Эксперты отмечают следующие проблемы, мешающие достижению цели: недостаточный уровень владения профессорско-преподавательского состава (ППС) английским языком, низкая академическая мобильность научно-педагогических работников (НПР), недостаточные международные

связи, слабые позиции в международном информационном пространстве, низкая вариативность образовательных траекторий, недостаток образовательных программ, аккредитованных по международным стандартам, программ двойного диплома, программ на иностранном языке, недостаточная привлекательность образовательных продуктов для иностранцев.

Таким образом, в последние годы появилась необходимость в более глубоком анализе международного опыта организации кадровой работы с профессорско-преподавательским составом в ведущих университетах мира. Практическая ценность изучения закономерностей и принципов должностного роста университетских педагогических кадров неизменно связана с не менее важной проблемой определения общих и национальных подходов к оценке профессиональной деятельности преподавателей. Эти два аспекта являются определяющими при проведении аккредитации высшего учебного заведения, выявлении его позиции в международных рейтингах, а также влияют на привлекательность учебного заведения для студентов, в том числе и иностранных [9-11].

Сегодня в мире существует большое многообразие университетов, различающихся:

- по источникам финансирования: государственные и частные;

- предлагаемым образовательным программам: классические и отраслевые (специализированные);

- географическому расположению: локализированные в мегаполисах и на периферии;

- контингенту обучающихся: региональные, национальные и международные вузы;

- степени участия в международных проектах и исследовательской деятельности: национальные исследовательские, опорные университеты и т. д.

И в каждой из перечисленных групп можно выявить свои особенности в области определения требований к профессиональной деятельности преподавателей и организации процедур их должностного продвижения. Так, в провинциальных университетах к ведению лекционных занятий допускаются преподаватели без ученой степени, в то время как в столичных вузах существует конкурс даже между докторами наук. Естественно, что и заработная плата сотрудников, а также другие формы вознаграждения в университетах разного типа сильно различаются. Заработная плата вузовского преподавателя напрямую зависит от экономической стабильности в государстве, а также от того внимания, которое уделяется высшему образованию в конкретном обществе. На первый взгляд может показаться, что достаток преподавателя складывается из таких факторов, как наличие ученой степени и звания, учебной нагрузки и т. д., однако

зачастую страны, заинтересованные в скорейшей подготовке собственных кадров высшей квалификации, выплачивают профессору более высокую зарплату, чем в государствах, имеющих многовековую историю высшего образования.

В любом случае при определении кадровой политики каждый университет ориентируется на приоритеты в национальной экономике, которые позволяют ему сохранять положение передового инновационного учебного заведения, использующего наиболее прогрессивные технологии и формы образования. Это дает ему возможность оставаться конкурентоспособным среди других университетов за счет пополнения коллектива сотрудников наиболее выдающимися преподавателями, которые, в свою очередь, способны организовывать образование, содержание и качество которого может привлечь тысячи студентов со всего мира. Профессорско-преподавательский состав университета, его квалификационные характеристики, а также показатели остепененности, участия в различных научных программах, грантах и хоздоговорной деятельности являются сегодня одними из важнейших критериев, по которым определяют положение вуза в международных рейтингах [9, 11].

На сегодняшний момент в информационном обществе одним из главных приоритетов при выборе сотрудников университетов является их активная научная деятельность в наиболее перспективных областях знания: нанотехнологиях, электронике, энергосбережении, микробиологии, робототехнике, генной инженерии и многих других. Не менее важно продолжение научных исследований и в более традиционных отраслях науки. Поэтому идеальный образ современного преподавателя университета - это прежде всего ученый, имеющий мировую известность благодаря своим научным трудам, участвующий в различных международных научных проектах, регулярно публикующий статьи в признанных журналах, проводящий аудиторные занятия с обучающимися на высоком теоретическом уровне и вовлекающий талантливую молодежь в совместную научно-исследовательскую работу.

Однако уровень профессионализма преподавателя университета обеспечивается не только базовым образованием, наличием опыта педагогической и научно-исследовательской работы, лидерских качеств, позволяющих руководить коллективом, уровнем развития материально-технической базы и научных лабораторий университета и др., но и многими другими факторами, способными создавать постоянно действующую мотивирующую среду для плодотворной работы ученого. Здесь прежде всего следует отметить наличие социально-правовой

базы, гарантирующей сотруднику стабильную занятость на протяжении достаточно продолжительного отрезка времени, конкурентную заработную плату, удерживающую его от поиска работы в других организациях, достаточно свободный график рабочего времени, позволяющий заниматься научными изысканиями, и др.

Между тем в каждой стране сложились определенные традиции, определяющие социальное положение университетских научно-педагогических работников в обществе, системы их материального и нематериального поощрения, направленные на создание таких условий, в которых наиболее полно могли бы раскрыться творческие способности университетских ученых и все их интеллектуальные усилия были бы ориентированы на создание инновационного знания и подготовку новых поколений высококвалифицированных молодых специалистов. Такой накопленный в разных странах десятилетиями, а иногда и столетиями опыт можно и нужно изучать, если мы стремимся провести реформирование российского высшего образования, так как в первую очередь следует задуматься над сохранением и восполнением педагогических кадров, а также созданием условий для становления университетского преподавателя нового типа, ибо без живого контакта между профессорами и обучающимися все электронные образовательные ресурсы и высокотехничные информационные технологии окажутся малоэффективными.

На фоне этих вызовов актуальной становится подготовка современных преподавателей, обладающих компетенциями, позволяющими им быть конкурентоспособными в быстро меняющейся глобальной образовательной среде, что, в свою очередь, дает возможность университетам, имеющим в своем штате таких специалистов, активно развиваться как в научной, так и в образовательной сферах и занимать лидирующие позиции в мировых рейтингах. И, как следствие, привлекать для обучения наиболее одаренную молодежь и быть центрами современной науки.

Таким образом, разрабатываемые программы и проекты для развития профессиональных компетенций ППС должны быть направлены на решение задач по выполнению плановых показателей ведущих исследовательских университетов (ВИУ). В частности, на повышение качества научно-исследовательской деятельности сотрудников и рост публикационной активности, совершенствование языковой подготовки и др.

Возросший уровень требований к деятельности преподавателей актуализирует задачу оптимизации системы дополнительного профессионально-педагогического образования [12]. Развитие современной высшей школы невозможно без ком-

плексной системы повышения квалификации НПР, учитывающей современный российский и мировой опыт.

В Национальном исследовательском Томском политехническом университете (ТПУ) разработана система непрерывной подготовки преподавателей [12], она ориентирует преподавателей на многоуровневое и непрерывное развитие педагогического мастерства. Однако в условиях развития профессиональных компетенций преподавателей для решения задач интернационализации образования требуется серьезная корректировка ее результатов и содержания. Анализ действующей системы указывает на многие дефициты, в частности слабо внедряется система стажировок и отчетности по ее результатам. Малая доля обучения отводится мастер-классам, недостаточно применяется экспертиза образовательных программ с точки зрения их профессиональных возможностей; преобладает формальный подход к выбору направления повышения квалификации.

Для достижения позитивных изменений необходимо выявить комплекс компетенций, обеспечивающих достижение ключевых показателей университетов в области интернационализации для последующей разработки и внедрения программ повышения квалификации НПР, обеспечивающих развитие данных компетенций.

Постановка целей и определение приоритетов развития профессиональной компетентности преподавателя высшей школы должны осуществляться с учетом плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предполагающих занять ведущие позиции в топ-10 лучших университетов России и топ-100 лучших вузов мира [8].

В ходе проведенного исследования, основанного на анализе деятельности НПР ведущих университетов и анализе дорожных карт университетов -участников проекта «5-100», были выявлены показатели университетов, отражающие их вовлеченность в процесс интернационализации. Среди них можно выделить следующие ключевые показатели:

- количество статей в базах данных Wеb of Science и Scopus;

- доля иностранных студентов, обучающихся по основным образовательным программам;

- доля программ, реализуемых на английском языке;

- доля НПР, принявших участие в программах международной и внутрироссийской академической мобильности за последние два года;

- количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов, реализуемых совместно с российскими и международными высокотехнологичными подразделениями в вузе;

- количество образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, разработанных и реализуемых в партнерстве с ведущими российскими и иностранными вузами и (или) научными организациями.

Дальнейший анализ дорожных карт ведущих университетов России (ВШЭ, ЛЭТИ, МИФИ, КФУ, ДФУ и др.) позволил выявить ключевые профессиональные компетенции преподавателей, необходимые для решения задач интернационализации и вхождения этих университетов в число мировых высокорейтинговых. Для Национального исследовательского Томского политехнического университета выделены следующие компетенции, соответствующие задачам интернационализации (табл. 1), и определена их взаимосвязь с показателями результативности вуза (табл. 2).

Таблица 1

Компетенции преподавателей, соответствующие задачам интернационализации

Компетенция Содержание компетенции

К1 Г отовность к ведению профессиональной научно-педагогической деятельности на английском языке

К2 Способность проектировать образовательные программы с учетом международных стандартов инженерного образования

КЗ Способность реализовать образовательные программы с использованием опыта и лучших практик университетов - мировых лидеров

К4 Способность организовать сетевое взаимодействие с зарубежными университетами при совместной разработке и реализации образовательных программ

К5 Способность организовать и обеспечить международную аккредитацию образовательных программ

Табл. 2 наглядно демонстрирует, что предложенные в ходе исследования компетенции НПР,

связанные с процессами интернационализации образования, непосредственно взаимосвязаны с ключевыми показателями ТПУ, необходимыми для повышения его международной конкурентоспособности.

Анализ состояния кадрового потенциала ТПУ на момент начала реализации проекта «5-100» показал, что университет испытывает потребность в квалифицированных специалистах, готовых решать задачи в области международного сотрудничества, в том числе в условиях академического обмена, научной профессиональной деятельности с зарубежными партнерами, разработки совместных образовательных программ с ведущими зарубежными университетами, освоения современных педагогических технологий и др.

На основании выявленных профессиональных компетенций преподавателей вузов была проведена экспертиза системы повышения квалификации в Томском политехническом университете, в ходе которой было определено, что в вузе существует большое количество программ повышения квалификации НПР, разработанных на высоком уровне и позволяющих частично обеспечить повышение квалификации преподавателей по ряду из заявленных компетенций. При этом содержательный анализ программ показал, что они не позволяют в полной мере обеспечить подготовку НПР по всем необходимым направлениям и требуют доработки. Также существующая на момент экспертизы система повышения квалификации и требования к разрабатываемым программам носили общий характер и не предусматривали комплексного подхода к организации процесса развития компетенций научно-педагогических работников.

Проведенная экспертиза послужила основой для последующего усовершенствования нормативно-правовой базы, целью которой являлось создание

Таблица 2

Взаимосвязь компетенций преподавателей и показателей эффективности вуза, соответствующих

задачам интернационализации ТПУ

Показатель Компетенция

К1 К2 КЗ К4 К5

Количество статей в базах данных Wеb of Science и Scopus х х

Доля иностранных студентов, обучающихся по основным образовательным программам х х х х х

Доля программ, реализуемых на английском языке х х х х

Доля НИР, принявших участие в программах международной и внутрироссийской академической мобильности за последние два года х х

Количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов, реализуемых совместно с российскими и международными высокотехнологичными подразделениями в вузе х

Количество образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, разработанных и реализуемых в партнерстве с ведущими российскими и иностранными вузами и (или) ведущими российскими и иностранными научными организациями х х х х х

системы, позволяющей проводить селекцию программ повышения квалификации, отбор и оценку персонала, а также создать условия и определить требования для разработки новых программ повышения квалификации и модернизации уже существующих, которые в дальнейшем позволят вести подготовку преподавателей на должном уровне.

Помимо создания нормативной базы была также решена задача создания условий и регламентации процессов по разработке и модернизации программ повышения квалификации НПР, обусловленная необходимостью развития фонда дополнительных образовательных программ, направленных на развитие компетенций, определенных в исследовании и нашедших отражение в положении о повышении квалификации НПР ТПУ. Введение в действие регламента бизнес-процесса «Разработка дополнительной образовательной программы» позволило создать условия и определить требования к разрабатываемым программам, а также распределить функции участников процесса разработки, реализации и последующего мониторинга качества программ, обеспечив таким образом процесс непрерывного улучшения системы повышения квалификации.

На основе созданной нормативно-правовой базы была проведена работа по анализу существующих образовательных программ и их роли в раз-

витии компетенций, определенных в ходе исследования. В результате был отобран ряд программ, которые частично или в полном объеме соответствуют требованиям в части развития персонала, а также модернизированы и разработаны программы повышения квалификации, в полной мере обеспечивающие подготовку преподавателей по заявленным компетенциям и успешно реализуемые в ТПУ в настоящее время.

По отобранным программам в период с 2014 по 2016 г. прошли обучение 853 преподавателя ТПУ. Объективной оценкой повышения уровня компетенций преподавателей ТПУ является динамика показателей результативности, позволяющих университету занимать ведущие места в российских и международных рейтингах. Университет показал положительную динамику по всем показателям, на которые были направлены развиваемые у преподавательского состава компетенции, а динамика прироста по показателям результативности в разрезе каждой компетенции составила в 2015 г. 2 и более раза, а в 2016 г. по ряду компетенций превысила 3 раза к уровню 2014 г. Таким образом, опытно-экспериментальная проверка подтвердила эффективность выбранной траектории развития профессиональных компетенций преподавателей вузов в контексте интернационализации высшего образования.

9.

10.

Список литературы

Зиятдинова Ю. Н. Концептуальные подходы к интернационализации инженерного образования в развитых странах мира // Вестн. Каз. технолог. ун-та. 2013. Т. 16, № 8. С. 345-348.

Прилипко Е. В., Лойко К. В. Полярные взгляды на глобализацию // Политематический сетевой электрон. науч. журнал Кубанского гос. аграрного ун-та. 2013. № 90. С. 1046-1054.

Пензина Е. В. Феномен глобализации: глобализация и вестернизация // Вестн. КрасГАУ. 2012. № 8. С. 228-233. Bologna Process - European Higher Education Area // Bologna. Paris. URL: http://www.ehea.info/ (дата обращения: 07.05.2017). Барабанова С. В., Зиятдинова Ю. Н. Проблемы и перспективы развития законодательства об образовании в условиях международной интеграции и глобализации // Право и образование. 2012. № 1. С. 1-10.

Иванова В. И. Реализация болонских идей в России: нормативные противоречия // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. С. 70-74.

Путин В. В. О наших экономических задачах // Ведомости. 30.01.2012. № 3029. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2012/01/30/o_ nashih_ekonomicheskih_zadachah (дата обращения: 07.05.2017).

Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. URL: http://5top100.ru/ (дата обращения: 07.05.2017).

Белоцерковский А. В. К вопросу о рейтингах и рангах // Высш. образование в России. 2014. № 1. С. 3-10.

Юревич М. А. Зарубежная практика профессиональной деятельности преподавателей системы высшего профессионального образования // Наука. Инновации. Образование. 2012. Вып. 12. С. 115-121.

Kehm B. M., Stensaker B. University Rankings, Diversity, and the New Landscape of Higher Education. Rotterdam: Sense Publishers. 2009. 183 p.

Минин М. Г., Бенсон Г. Ф., Беломестнова Э. Н., Паканова В. С. Непрерывное развитие педагогического профессионализма преподавателей инженерного вуза // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2013. № 5 (5). С. 41-45.

Глеб Феликсович Бенсон, старший преподаватель кафедры инженерной педагогики, Национальный исследовательский Томский политехнический университет (пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050). E-mail: bgf@tpu.ru

Материал поступил в редакцию 12.09.2017.

Г. Ф. Бенсон. Компетенции современного преподавателя высшей школы в контексте... DOI 10.23951/1609-624X-2017-12-85-91

COMPETENCIES OF A MODERN FACULTY MEMBER INFLUENCED BY THE INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION

G. F Benson

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russian Federation

In recent decades, the internationalization of higher education has become one of the main trends influenced by the development of globalization processes. Market environment in Russia sets a new goal for Russian higher education - training of highly qualified specialists in engineering and technology which are able to change the economic situation, to design and operate modern products and engineering systems. In this context, the internationalization is becoming one of the key components for the development of higher education, which is essential to hold leading positions in world university rankings. The article is focused on the influence of internationalization on the modern higher school, defines the relevant competencies of university research and teaching staff, connected with the ability to collaborate with other universities in international context, to develop and conduct joint research and educational projects, to design and implement unique educational programs. The experience of Tomsk Polytechnic University (TPU) in the field of faculty professional development focused on the development of this set of competencies is presented. The connection between the competencies and the indicators of TPU "road map" is stated. Research relevance is explained by the need of educational institutions to engage high-skilled faculty members, which are able to collaborate effectively in international context, to make research projects with international partners, to contribute to university higher positions in world rankings.

Key words: internationalization of higher education, competency-based faculty development, educational development, global competitiveness of higher education.

References

1. Ziyatdinova Yu. N. Kontseptual'nyye podkhody k internatsionalizatsii inzhenernogo obrazovaniya v razvitykh stranakh mira [Fundamental approaches to the internationalization of higher education in the developed countries]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta -Herald of Kazan Technological University, 2013, vol. 16, no. 8, pp. 345-348 (in Russian).

2. Prilipko E. V., Loyko K. V. Polyarnyye vzglyady na globalizatsiyu [Opposite views on the globalization process]. Politematicheskiy setevoy elektron. nauch. zhurnal Kubanskogo gos. agrarnogo un-ta - Polythematic Online Scientific Journal of Kuban State Agrarian University, 2013, no. 90, pp. 1046-1054 (in Russian).

3. Penzina E. V. Fenomen globalizatsii: globalizatsiya i vesternizatsiya [Globalization phenomenon: globalization and westernization]. Vestnik KrasGAU - The Bulletin of KrasSAU, 2012, no. 8, pp. 228-233 (in Russian).

4. Bologna Process - European Higher Education Area. URL: http://www.ehea.info/ (accessed 7 May 2017).

5. Barabanova S. V., Ziyatdinova Yu. N. Problemy i perspektivy razvitiya zakonodatel'stva ob obrazovanii v usloviyakh mezhdunarodnoy integratsii i globalizatsii [Problems and perspectives for the development of educational regulations under the circumstances of international integration and globalization]. Pravo i obrazovaniye - Law and Education, 2012, no. 1, pp. 1-10 (in Russian).

6. Ivanova V. I. Realizatsiya bolonskikh idey v Rossii: normativnyye protivorechiya [Bologna concepts in Russia: legal contradictions]. Znaniye. Ponimaniye. Umeniye - Knowledge. Understanding. Skill, 2005, no. 3, pp. 70-74 (in Russian).

7. Putin V. V. O nashikh ekonomicheskikh zadachakh [About Russian economic goals]. Vedomosti, 30.01.2012, no. 3029 (in Russian). URL: http:// www.vedomosti.ru/politics/articles/2012/01/30/o_nashih_ekonomicheskih_zadachah (accessed 7 May 2017).

8. Proyekt povysheniya konkurentosposobnosti vedushchikh rossiyskikh universitetov sredy vedushchikh mirovykh nauchno-obrazovatel'nykh tsentrov [Russian academic excellence project] (in Russian). URL: http://5top100.ru/ (accessed 7 May 2017).

9. Belotserkovskiy A. V. K voprosu o reytingakh i rangakh [About rankings and grades]. Vysshee obrazovaniye v Rossii - Higher Eduaction in Russia, 2014, no. 1, pp. 3-10 (in Russian).

10. Yurevich M. A. Zarubezhnaya praktika professional'noy deyatel'nosti prepodavateley sistemy vysshego professional'nogo obrazovaniya [International experience of faculty activity in higher education area]. Nauka. Innovatsii. Obrazovaniye - Science. Innovation. Education, 2012, vol. 12, pp. 115-121 (in Russian).

11. Kehm B. M., Stensaker B. University Rankings, Diversity, and the New Landscape of Higher Education. Rotterdam, Sense, 2009. 183 p.

12. Minin M. G., Benson G. F., Belomestnova E. N., Pakanova V. S. Nepreryvnoye razvitiye pedagogicheskogo professionalizma prepodavateley inzhenernogo vuza [Continuing pedagogical staff development in engineering University]. Dopolnitel'noye professional'noye obrazovaniye v strane i mire - Continuing Professional Education in the Country and the World, 2013, no. 5 (5), p. 41-45 (in Russian).

Benson G. F., National Research Tomsk Polytechnic University (pr. Lenina, 30, Tomsk, Russian Federation, 634050). E-mail: bgf@tpu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.