Научная статья на тему 'Закономерности и принципы интернационализации инженерного образования'

Закономерности и принципы интернационализации инженерного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENGINEERING EDUCATION / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / INTERNATIONALIZATION / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ПРИНЦИПЫ / PATTERNS AND PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов Петр Николаевич, Зиятдинова Юлия Надировна

Актуальность проблемы интернационализации образования обусловлена мировыми тенденциями глобализации и интеграции, стремлением российских университетов к международному признанию. Цель статьи заключается в анализе закономерностей и обосновании на этой основе принципов интернационализации инженерного образования, составляющих суть авторской концепции. Особое внимание уделяется принципам регионализации, международного социального партнерства, включенности субъектов образовательного процесса в международную деятельность, интенсификации их подготовки для решения задач интернационализации, ориентации на саморазвитие. Определены задачи интернационализации инженерного образования и представлены ее уровни: декларативный, поисковый, организационный и продуктивный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипов Петр Николаевич, Зиятдинова Юлия Надировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATTERNS AND PRINCIPLES FOR THE INTERNATIONALIZATION OF ENGINEERING EDUCATION

Internationalization of university education is motivated by globalization, integration and international recognition challenges for the Russian universities. The paper aims at analyzing the laws and patterns which condition the principles for internationalization of engineering education, describing the original approach to the problem. The principles, described in the article, are: regionalization, international social partnership, participation of students and faculty in international activities, intensification of students and faculty training for solving internationalization problems, self-directed development. The tasks for internationalization of engineering education are classified and presented in the stages of declaration, exploration, organization and production

Текст научной работы на тему «Закономерности и принципы интернационализации инженерного образования»

Таким образом, вместе с диссеминацией практики на новые регионы будет возрастать потребность в консультантах и необходимость разбираться в практических аспектах организаций собраний и позиционировании проектов в СМИ со стороны самих чиновников.

В последнее десятилетие работники федеральных, региональных органов государственной власти и местного самоуправления столкнулись в своей работе с новыми темами, требующими дополнительного профессионального образования. Одной из них является инициативное бюджетирование, проблематика которого в настоящее время отсутствует в системе дополнительного профессионального образования. Можно констатировать существенную потребность систе-

мы образования в такого рода концепции и ее скорейшей реализации на практике.

1. Вагин В. В., Шаповалова Н. А., Гаврилова Н. В.. Инициативное бюджетирование: международный контекст российской версии // Финансовый журнал. — 2015. — № 3 (25). — С. 117-122.

2. Руководство по внедрению партиципаторного бюджетирования для муниципалитетов РФ. — СПб., 2015.

3. Dias N. Twenty-five yeans of participatory budgets in the world. A new social and political movement? / Hope for Democracy. 25 yeans of Participatory Budgeting worldwide. — In Loco Association, 2014.

4. Transnational Models of Citizen Participation: The Case of Participatory Budgeting / Y. Sintomer, C. Herzberg, A. Rocke, G. Allegretti // Journal of Public Deliberation. — 2012. — Vol. 8, Issue 2, Article 9. — URL: http://www. publicdeliberation.net/jpd/vol8/iss2/art9.

УДК/uDC 378.147 П. Н. Осипов, Ю. Н. Зиятдинова

P. Osipov, J. Ziyatdinova

закономерности и принципы интернационализации

ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

PATTERNS AND PRINCIPLES FOR THE INTERNATIONALIZATION OF ENGINEERING EDuCATION

Актуальность проблемы интернационализации образования обусловлена мировыми тенденциями глобализации и интеграции, стремлением российских университетов к международному признанию. Цель статьи заключается в анализе закономерностей и обосновании на этой основе принципов интернационализации инженерного образования, составляющих суть авторской концепции. Особое внимание уделяется принципам регионализации, международного социального партнерства, включенности субъектов образовательного процесса в международную деятельность, интенсификации их подготовки для решения задач интернационализации, ориентации на саморазвитие. Определены задачи интернационализации инженерного образования и представлены ее уровни: декларативный, поисковый, организационный и продуктивный.

Internationalization of university education is motivated by globalization, integration and international recognition challenges for the Russian universities. The paper aims at analyzing the laws and patterns which condition the principles for internationalization of engineering education, describing the original approach to the problem. The principles, described in the article, are: regionalization, international social partnership, participation of students and faculty in international activities, intensification of students and faculty training for solving internationalization problems, self-directed development. The tasks for internationalization of engineering education are classified and presented in the stages of declaration, exploration, organization and production.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ и Правительства Республики Татарстан в рамках научного гранта «Проектирование и реализация модели интернационализации инженерного образования в Республике Татарстан», проект №15-16-16003.

The study was performed with financial support of the grant RHF «Design and implementation of the model of internationalization of engineering education in the Republic of Tatarstan», project No. 15-16-16003.

Ключевые слова: инженерное образование, интернационализация, глобализация, международное сотрудничество, закономерности, принципы.

Keywords: engineering education, internationalization, globalization, international cooperation, patterns and principles.

Активное участие России в глобальных мировых процессах определяет необходимость участия университетов в международных рейтингах и неизбежность интернационализации образовательных программ [1]. Анализ деятельности российских национальных исследовательских университетов инженерного и технического профиля свидетельствует как об определенных достижениях в этом направлении, так и о наличии проблем, сдерживающих это движение [2-5]:

— низкая публикационная активность на иностранном языке, в первую очередь в изданиях, индексируемых в международных базах данных (Scopus, Web of Science и др.);

— низкие показатели институционального участия университетов и личного участия НПР в международных профессиональных сообществах и глобальных конференциях, проводимых ими, несмотря на интенсивное участие в программах повышения квалификации в ведущих зарубежных научных и образовательных центрах;

— недостаточные меры по обеспечению международного имиджа вуза через представление результатов своего развития в международных рейтингах и профессиональных сообществах.

Опыт последних пяти лет международной деятельности Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ) позволяет говорить о том, что вуз стал частью мирового образовательного и научного сообщества, в котором он успешно осуществляет сетевое взаимодействие с приоритетными партнерами, получает доходы от международной деятельности и даже реализует ряд международных проектов в науке и образовании. Сравнение практической деятельности КНИТУ с ведущими мировыми университетами, а также анализ научной литературы дают основание разработать некоторые теоретические положения новой идеологии университета о международном сотрудничестве.

Интернационализация инженерного образования обусловлена объективными потребностями и интересами общества, что является

общей ее закономерностью. Уровень интернационализации образования зависит от политической и экономической ситуации в стране и регионе, где находится образовательная организация. Наряду с международной направленностью образования проявляется и его региональная заданность, позволяющая использовать все возможности отдельно взятого региона для успешной интернационализации образования.

Примером благоприятного для интернационализации инженерного образования региона России является Республика Татарстан, один из лидеров экономического развития в области химической, нефтяной, машиностроительной и авиационной промышленности. Полиэтническая среда республики способствует развитию контактов с зарубежными странами, особенно теми, где проживают татарские диаспоры, сохраняющие национальную культуру и традиции. В регулярных визитах правительственных делегаций Республики Татарстан в разные страны мира практически всегда принимают участие руководители ведущих университетов, в том числе КНИТУ, что говорит о заинтересованности республики в интернационализации образования. Более того, в последние годы продвигается международный бренд города Казани не только как места туристического и спортивного притяжения, но и международного образовательного центра, о чем свидетельствуют постоянно проводимые на базе КНИТУ международные научные школы и симпозиумы [7; 8]. Таким образом, интернационализация университета является разнонаправленным процессом. С одной стороны, она зависит от интернационализации других организаций и среды, с которыми вуз находится в прямом или косвенном взаимодействии, а с другой — обусловливает уровень их интернационализации.

Социальная обусловленность интернационализации университетского образования позволяет обнаружить еще одну закономерность изучаемого явления — единство и взаимосвязь его цели, содержания, средств, методов и результатов.

На каждом этапе развития образовательная организация определяет свои цели и задачи. При этом уровень ее развития зависит от доминирующей цели или совокупности целей, подкрепленных реальными действиями по их достижению. Цель интернационализации образования зависит от уровня и темпов развития общества, его потребностей и воз-

можностей, уровня развития и возможностей педагогической науки и практики. Чем более последовательно и системно образовательная организация осуществляет свою деятельность по интернационализации образования, тем более эффективно она достигает своей цели.

Содержание деятельности образовательной организации по интернационализации образования зависит от общественных потребностей, темпов социального и научно-технического прогресса, интеллектуальных возможностей ее субъектов, а также ее материально-технических и экономических возможностей и заключается в передаче международного знания через научные дисциплины, преподавании интернациональных по своей природе дисциплин (политология, культурология и т. д.), применении технологий, ранее успешно реализованных в других странах и т. д.

Средствами интернационализации выступают различные аспекты международной деятельности университета, такие как программы академической мобильности студентов и преподавателей, международные образовательные программы, программы развития глобальных компетенций, совместные международные научные школы, включение международного измерения во все аспекты деятельности университета. Кроме того, немаловажная роль принадлежит обеспеченности материально-техническими средствами.

На эффективность управления целостным процессом интернационализации влияет интенсивность обратных связей в педагогической системе вуза, обоснованность корректирующих воздействий.

Успешность интернационализации зависит не только от внешних (общественных, экономических, педагогических) и процессуальных закономерностей, но и от внутренних мотивов субъектов образовательного процесса. Поскольку интернационализация университетского образования предусматривает разнообразную деятельность субъектов образовательного процесса, одной из существенных закономерностей этого процесса является зависимость результатов от их включенности в эту деятельность. Чем целесообразнее организована деятельность субъектов интернационализации (выше ее уровень и шире масштабы), тем эффективнее ее результаты.

Данная закономерность обусловлена тем, что развитие личности происходит посредством «присвоения» человеком общественно-

го опыта в его различных проявлениях. Мотивация субъектов образовательного процесса к включенности в деятельность по интернационализации является внутренним побуждением, обусловленным целым рядом факторов, в том числе личностные интересы, а также материальные и нематериальные формы социального поощрения.

Интернационализация инженерного образования призвана способствовать саморазвитию конкурентоспособности субъектов образовательного процесса для достижения профессионального мастерства в глобальной поликультурной среде. Особое значение приобретает стимулирование международной академической мобильности для выполнения научных исследований. Опыт работы в ведущих зарубежных научных лабораториях и мировых исследовательских центрах способствует приобретению как ценных международных контактов, так и усвоению новых подходов к выполнению работ, он может быть перенесен в российские университеты.

Одной из основных проблем включенности субъектов образовательного процесса в международную деятельность университета является владение языком академической мобильности. В настоящее время таким языком де-факто выступает английский, хотя владение языком страны-партнера также всегда поощряется. К сожалению, студенты и преподаватели большинства российских технических университетов владеют английским языком (равно как и другими иностранными языками) на низком уровне, что во многих случаях выступает одним из основных барьеров их личного участия в инициативах по интернационализации образования.

Анализ выявленных закономерностей позволяет говорить о том, что концепция интернационализации инженерного образования в условиях глобализации должна предусматривать качественно новый уровень взаимодействия исследовательского университета с другими образовательными организациями, как отечественными, так и зарубежными.

Закономерности интернационализации инженерного образования находят свое конкретное выражение в основных положениях (принципах), определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы. Обратим внимание на некоторые из них.

Принцип интеграции определяет взаимную обусловленность отдельно взятых составляющих элементов системы для достижения об-

щей и единой цели, обеспечивает целостный подход к интернационализации инженерного образования на всех ее уровнях.

Принцип интеграции подразумевает связь теоретической и практической подготовки инженера в процессе образования, направленного на международное сотрудничество. Наряду с фундаментализацией образования, предполагающей усиление преподавания научных и теоретических дисциплин, происходит гуманитаризация образования, усиление блока гуманитарных дисциплин в инженерной подготовке, развивающих глобальные межкультурные компетенции. Особое внимание уделяется иностранным языкам как необходимому инструменту для осуществления международного общения. Кроме того, происходит интеграция международного научного знания, на основе которого преподаются инженерные дисциплины.

Интеграция происходит внутри самого образовательного процесса. Также действует интеграция связи образования, науки и производства, которые в условиях глобализации призваны решать задачи общемирового масштаба. Опыт решения таких задач учитывается в инженерном образовании. Цель интернационализации определяет содержание инженерного образования, усиливая в нем международный аспект во всех дисциплинах. Соответственно, формы и методы передачи данного содержания также должны учитывать успешный мировой опыт. Только при такой согласованности целей, содержания, форм и методов интернационализации инженерного образования достигается полная реализация принципа интеграции.

Принцип диверсификации интернационализации инженерного образования предусматривает одновременное участие вуза в программах академической мобильности, международных образовательных программах, грантовых научных исследованиях, международных профессиональных сообществах, реализацию программы развития мультикультурной среды, создания организационной культуры интернационализации внутри университета и т. д., то есть университет действует одновременно по всем возможным направлениям.

Диверсификация также предусматривает разработку основ нормативно-правового регулирования процессов интернационализации на локальном университетском уровне, где выполнение любых действий регулируется специальными инструкциями и памятками.

Принцип регионализации предусматривает ориентацию образовательных программ на потребности интернационализации отдельно взятого региона с учетом уже сложившихся в нем международных связей, поликультурной среды и миграционной политики. При реализации данного принципа учитываются зарубежные связи и контакты региона, наличие совместных международных проектов, число иностранных партнеров на территории региона и, соответственно, представительства региона в других странах, то есть степень общей интегрирован-ности региона в международную среду. Самым эффективным становится такой подход, когда модель межкультурных и международных контактов внутри региона проецируется на международное сотрудничество и интернационализацию инженерного образования.

Принцип международного социального партнерства предусматривает многоаспектное взаимодействие субъектов международного инженерного образования, к которым относятся университеты, научные лаборатории, исследовательские центры, промышленные предприятия, международные профессиональные сообщества, правительственные организации и министерства, определяющие политику интернационализации в отдельно взятых странах и в мире в целом. Кроме того, субъектами социального партнерства могут выступать студенты, преподаватели и администраторы образовательных учреждений, являющиеся социально активными гражданами. Данный принцип требует разработки специальных механизмов нормативно-правового регулирования отношений между субъектами, которые могут принимать различные формы. Они определяются типами договоров и соглашений как на уровне межгосударственной политики, так и на уровне регионов, университетов, кафедр или отдельно взятых личностей.

Принцип включенности субъектов образовательного процесса в реальную международную деятельность предполагает личностную активность студентов и преподавателей. Личностная значимость субъектов образовательного процесса в международной деятельности подкрепляется их внутренней мотивацией, то есть интересом к культуре других стран, желанием общаться с иностранцами, стремлением посетить другие регионы мира, а также многими другими субъективными факторами. Включенность в международную деятельность требует проявления инициативности со стороны преподавателей и студентов в опреде-

ленных ситуациях, то есть личного участия в установлении непосредственных контактов с представителями других стран, поиске гран-товых программ, подаче статей для международных конференций, предложении новых механизмов сотрудничества. Все это требует свободного владения иностранными языками. При этом необходима как уверенность в собственном успехе, так и поддержка со стороны администрации университета. Принцип включенности студентов и преподавателей в международную деятельность предусматривает разработку механизмов материального и нематериального поощрения их максимального участия во всевозможных международных программах.

Принцип интенсификации подготовки субъектов образовательного процесса для решения задач интернационализации инженерного образования заключается в разработке специальных приемов, которые дают возможность задействовать резервные возможности субъектов для повышения эффективности интернационализации. Неотъемлемой составляющей готовности преподавателей и студентов к решению задач интернационализации является владение глобальными компетенциями. Для интенсификации их развития применяются различные дидактические приемы, кроме того, очевидна эффективность использования современных информационных и коммуникационных технологий.

Одной из глобальных компетенций и необходимым инструментом для решения задач интернационализации является иноязычная компетенция. Интенсификация подготовки по иностранному языку на всех уровнях образовательного процесса (бакалавриат, магистратура, аспирантура, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки) осуществляется посредством коммуникативных методик, а также психофизиологических приемов, традиционно разработанных для иностранных языков, позволяющих использовать весь потенциал возможностей человека для получения и усвоения больших объемов информации [9]. Формирование других глобальных компетенций [Ю] осуществляется через дисциплины гуманитарного и профессионального блоков, которые пронизывает единая цель интернационализации в соответствии с принципом интеграции.

Кроме того, принцип интенсификации подготовки субъектов образовательного процесса для решения задач интернационализации ин-

женерного образования подразумевает погружение в мультикультурную и мультиязычную среды университета, где проводятся многочисленные мероприятия международной направленности, а также происходят непосредственные международные контакты.

Принцип ориентации на саморазвитие требует создания условий для самостоятельной активности субъектов образовательного процесса, способствующих самопознанию, самосовершенствованию, самоопределению, самообразованию в процессе интернационализации всех аспектов собственной деятельности. В соответствии с принципом саморазвития личности у субъекта должна быть сформирована способность к самостоятельному приращению знаний о возможностях участия в международных программах, что позволяет осуществлять свободу выбора и формировать ответственность за его результаты. Это способствует активному вовлечению в процессы интернационализации каждого преподавателя и студента.

Способность к саморазвитию, профессиональному самоопределению для достижения максимального профессионального мастерства и нахождения своего места в международном пространстве, основанная на постоянной работе над собой, становится приоритетом стратегии интернационализации университета.

Заявленные принципы заложены в основу концепции интернационализации инженерного образования, определяющей основные приоритеты, цель, задачи, направления, механизмы и этапы интернационализации образования в российском исследовательском университете.

Цель интернационализации инженерного образования в российском исследовательском университете заключается в обеспечении конкурентоспособности университета на международном рынке путем организации образовательной, исследовательской, предпринимательской и административной деятельности университета на основе общечеловеческих ценностей и общемировых стандартов, а также достижения высокой международной репутации в академической среде и бизнес-сообществе.

Для достижения цели интернационализации необходимо решение следующих задач:

• организация двусторонней студенческой мобильности через разработку, реализацию и международную сертификацию образовательных программ;

• организация двусторонней преподавательской мобильности через систему стажировок и совместных научных исследований;

• создание эффективной инфраструктуры международной деятельности университета;

• развитие международной научно-исследовательской среды посредством регулярного участия в научных грантовых программах и привлечения ведущих зарубежных ученых в университет;

• создание мультикультурной, мультиязы-ковой среды университета;

• развитие системы подготовки кадров для зарубежных стран и экспорта образовательных услуг;

• повышение международной репутации и известности вуза.

Достижение данных целей и задач, то есть процесс интернационализации инженерного образования в российском исследовательском университете, проходит поэтапно и характеризуется в зависимости от подхода различными уровнями:

—декларативный (намерение направить образовательный процесс на подготовку конкурентоспособных на мировом и внутреннем рынках специалистов, развитие международной деятельности в разных направлениях);

— поисковый (поиск наиболее оптимальных форм международной деятельности университета, развитие глобальных компетенций субъектов образовательного процесса);

— организационный (создание общей культуры или климата организации, принципы и цели которой включают в себя поддержку любых инициатив, связанных с интернационализацией);

— продуктивный (интеграция международного измерения в образовательную, исследовательскую, предпринимательскую и административную деятельность инженерного

университета, постановка глобальных целей и задач, достижение высокой международной репутации в академической среде и бизнес-сообществе).

Таковы некоторые положения, представляющие собой сущность концепции интернационализации инженерного образования, основанной на взаимодействии внешних процессуальных закономерностей и внутренних мотивов субъектов образовательного процесса.

1. Paivi J. Tossavainena Institutionalising internationalisation strategies in engineering education // European Journal of Engineering Education. — 2009. — Vol. 34, Issue 6. — P. 527-543.

2. Осипов П. Н., Иванов В. Г., Зиятдинова Ю. Н. По пути интернационализации инженерного образования (опыт КНИТУ) // Высшее образование в России. — 2014. — № 3. — С. 117-123.

3. Осипов П. Н., Зиятдинова Ю. Н. Глобализация как фактор саморазвития студентов // Высшее образование в России. — 2015. — № 1. — С. 140-145.

4. Аляев В. А., Зиятдинова Ю. Н. Новая идеология международного сотрудничества // Высшее образование в России. -2015. — № 5. -С. 81-85.

5. Зиятдинова Ю. Н., Безруков А. Н. Интернационализация инженерного образования: опыт и перспективы // Профессиональное образование. Столица. — 2015. — № 5. — С. 21-23.

6. Жураковский В. М. О некоторых итогах и перспективах деятельности национальных исследовательских университетов // Высшее образование в России. — 2013.— № 12. — С. 9-20.

7. Дьяконов Г. С., Иванов В. Г., Кондратьев В. В. Проблемы инженерного образования и подготовка кадров в области химических технологий // Высшее образование в России. — 2013. — № 2. — С. 33-38.

8. КНИТУ: навстречу Международной научной школе (Интервью с ректором Г. С. Дьяконовым) // Высшее образование в России. — 2012. — № 11. -С. 40-47.

9. Валеева Л. А. Формирование критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку // Высшее образование в России. — 2008. — № 11. — С. 120-122.

10. Rollinsa H. A., Hoeya J. J. Defining, developing and assessing global competence in engineers // European Journal of Engineering Education. — 2006. — Vol. 31, Issue 1. — P. 119-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.