Научная статья на тему 'Академическая грамотность в системе подготовки современного компетентного специалиста'

Академическая грамотность в системе подготовки современного компетентного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
74
Поделиться
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ACADEMIC LITERACY / ACADEMIC WRITING / HIGHER EDUCATION / COMPETENT SPECIALIST / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Нонна Антоновна, Куличенко Раиса Михайловна, Пеньков Владимир Федорович, Курин Андрей Юрьевич

В системе подготовки современного компетентного выпускника российского вуза одним из путей ее совершенствования является включение в содержание его подготовки учебной дисциплины «Академическое письмо». При этом в контексте принципов преемственности и непрерывности необходимо углубление и расширение содержания дисциплины, увеличение количества практических занятий, результатом которых будет качественное написание обучающимися научных текстов, и в конечном итоге, научно грамотное написание ими текста выполненного исследования. На основе принципов непрерывности и преемственности представлена этапность освоения академического письма на преемственных школьном и вузовских образовательных уровнях. Показано, что обучение в рамках курса «Академическое письмо» позволит формировать академическую коммуникативную письменную и устную компетенцию, то есть формировать знания о том, как писать курсовую работу, выпускную работу и другие виды письменных текстов; знания различных приемов работы с текстовой информацией; умения написания таких работ, умения публично выступить с научным докладом; владение навыками структурирования текста и построения логических взаимосвязей. В целом выполненный анализ позволил обозначить необходимость и обязательность включения в школьные и вузовские учебные планы учебного предмета «Академическое письмо»; необходимость создания обучающих программ, преемственных учебников, учебных пособий «Академическое письмо» для общего и высшего образования; обязательность выявления или подготовки специалистов, переподготовки в системе повышения квалификации специалистов для осуществления преподавания этого учебного предмета, что позволит совершенствовать систему подготовки современных компетентных специалистов.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Нонна Антоновна, Куличенко Раиса Михайловна, Пеньков Владимир Федорович, Курин Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ACADEMIC LITERACY IN THE ADVANCED SYSTEM TRAINING OF A COMPETENT SPECIALIST

Bstract. In the system of training a modern competent graduate of a Russian university, one of the ways to improve it is to include in the content of his training discipline “Academic writing”. At the same time, in the context of the principles of succession and continuity, it is necessary to deepen and expand the content of the discipline, increase the number of practical classes, the result of which will be the qualitative writing of scientific texts by students, and ultimately, the scientifically competent writing of the text of the research performed by them. On the basis of the principles of succession and continuity, the stages of development of academic writing at the successive school and university educational levels are presented. It is shown that the training in the course “Academic writing” will form the academic communicative written and verbal competence, that is, to form knowledge about how to write a term paper, graduate work and other types of written texts; knowledge of various methods of working with text information; the ability to write such works, the ability to make a scientific report publicly; possession of the skills of structuring the text and building logical relationships. In general, the analysis has helped to identify the need and necessity of inclusion in school and university curricula of the subject “Academic writing”; the need for the creation of training programs, the continuity of the textbooks, “Academic writing” for general and higher education; the obligation of identification or of training, retraining in the system of training specialists for the implementation of the teaching of this school subject, which will allow to improve the system of training modern competent professionals.

Текст научной работы на тему «Академическая грамотность в системе подготовки современного компетентного специалиста»

DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-7-13 УДК 378

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Нонна Антоновна МОРОЗОВА1-1, Раиса Михайловна КУЛИЧЕНКО2), Владимир Федорович ПЕНЬКОВ3), Андрей Юрьевич КУРИН2)

1)1 ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, корп. 1

E-mail: n.moro@bk.ru

2) ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: raisa_kulichenko@mail.ru, kurinandrey@mail.ru 3) ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 106 E-mail: pvf68@mail.ru

Аннотация. В системе подготовки современного компетентного выпускника российского вуза одним из путей ее совершенствования является включение в содержание его подготовки учебной дисциплины «Академическое письмо». При этом в контексте принципов преемственности и непрерывности необходимо углубление и расширение содержания дисциплины, увеличение количества практических занятий, результатом которых будет качественное написание обучающимися научных текстов, и в конечном итоге, научно грамотное написание ими текста выполненного исследования. На основе принципов непрерывности и преемственности представлена этапность освоения академического письма на преемственных школьном и вузовских образовательных уровнях. Показано, что обучение в рамках курса «Академическое письмо» позволит формировать академическую коммуникативную письменную и устную компетенцию, то есть формировать знания о том, как писать курсовую работу, выпускную работу и другие виды письменных текстов; знания различных приемов работы с текстовой информацией; умения написания таких работ, умения публично выступить с научным докладом; владение навыками структурирования текста и построения логических взаимосвязей. В целом выполненный анализ позволил обозначить необходимость и обязательность включения в школьные и вузовские учебные планы учебного предмета «Академическое письмо»; необходимость создания обучающих программ, преемственных учебников, учебных пособий «Академическое письмо» для общего и высшего образования; обязательность выявления или подготовки специалистов, переподготовки в системе повышения квалификации специалистов для осуществления преподавания этого учебного предмета, что позволит совершенствовать систему подготовки современных компетентных специалистов.

Ключевые слова: академическая грамотность; академическое письмо; высшее образование; компетентный специалист; федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования

ПРОБЛЕМА И ЦЕЛЬ

Качественная подготовка специалистов в современных российских университетах как одна из ключевых проблем высшего образования вызывает постоянную необходимость ее совершенствования. В контексте разрешения обозначенной проблемы в свете модернизации российской системы высшего образования, основывающейся на реализации системного подхода к организации вузовского процесса обучения, одной из целей такого совершенствования является постоянное расширение, доработка и уточнение содержания образования. Ориентация содержания в процессе обучения на результат в новой

образовательной парадигме позволила реализуемой компетентностной модели специалиста в свете федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) стать доминирующей в отечественной педагогике (В.И. Байденко, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.) [1; 2] и изменить отношение к содержанию подготовки специалистов. Одним из значимых компонентов компетентностной модели подготовки специалиста являются коммуникативные компетенции, развитие которых должно быть представлено в содержании на всех уровнях подготовки специалистов от бакалавра до аспиранта.

© Морозова Н.А., Куличенко Р.М., Пеньков В.Ф., Курин А.Ю., 2018

7

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ

Проведенный в рамках системно-функционального и системно-уровневого подходов анализ научной и методической литературы, научных статей, формулировок коммуникативных компетенций в российских и зарубежных нормативных документах выявил представленность в них понятия «академическая грамотность». В широком международном контексте - это «академическая грамотность» (АГ), включающая понятия «академическое письмо» и «академическая речь» (Д. Бин, М. Ли, Й. Стари, Б. Стрит, В.В. Томсон, Н. Франк и др.) [3-5]; в российском контексте - «академическое письмо» (И.Б. Короткина) [6; 7], «академический текст» (Е. Ярская-Смирнова) [8], «научный текст» (П.П. Бакланова, Е.С. Кузьмина, И.В. Усачева и др.) [9].

Основная сложность в определении понятия «академическая грамотность» связана с существованием нескольких подходов к его изучению. В ряде зарубежных исследований выделяют ряд концепций формирования академической грамотности при получении высшего образования: модель учебных умений, модель академической социализации и модель академической грамотности. Рассматривая модель учебных умений, авторы данной концепции полагают, что студенты должны овладеть совокупностью определенных умений, чтобы стать академически грамотными. Данная концепция основывается на поведенческой теории и в первую очередь направлена на адаптацию студентов-первокурсников к обучению в новой среде - университете» [4, с. 159]. Данная модель имеет минусы, поскольку студент здесь выступает в роли пассивного субъекта в учебном процессе и других видах деятельности в условиях вуза. Модель академической социализации ведет к пониманию истоков академической грамотности как научного понятия и опирается на ее социальную природу, на взаимосвязь теорий социальной психологии и антропологии. Данный подход ориентирован на создание оптимальных условий для учащихся, в которых они более эффективно осваивают учебные действия через приобщение к образовательной среде учебного заведения, равноправное участие в учебном процессе, освоение принятых норм общения [4].

Успешная социализация в университете является фактором академического прогресса и способствует формированию определенного типа идентичности [10].

В системе современного российского образования используется так называемая «концепция функциональной грамотности», в рамках которой функционально грамотным признается человек, способный «решать проблемы учебной деятельности, стандартные жизненные проблемы, проблемы ориентации в системе ценностей, проблемы подготовки к образованию» [11, с. 36].

В анализируемой статье Н.В. Смирновой и И.Ю. Щемелевой «Роль письма в современном университете: анализ зарубежной практики обучения академическому письму» авторами «поднимаются вопросы о необходимости формирования академической грамотности студентов в процессе обучения в вузе. Приводится обзор теоретических подходов к академической грамотности, анализируются различные практики обучения академическому письму в ведущих университетах мира. Обосновывается необходимость и намечаются пути развития умений академического письма не только на английском, но и на родном языке (языке обучения), как основного компонента академической грамотности современного студента» [12].

Результат анализа ФГОС ВО свидетельствует о представленности в них коммуникативных компетенций на уровне бакалавриата: «обладать способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь» (ОК-6); «владеть основами речевой профессиональной культуры» (ОПК-3); «способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания» (ОПК-5)1; на уровне магистратуры - обладать «готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1) и др.2; на уровне подготовки кадров высшей квалификации (аспирантуры) - готовностью использовать методы и технологии научной

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (бакалавриат). Педагогическое образование. М., 2011.

2 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (магистратура). Педагогическое образование. М., 2014.

коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4)3. При этом, фиксируя внимание на выделенных компетенциях, здесь принципиально важно подчеркнуть: во-первых, положение о целесообразности развивать перечисленные выше компетенции уже на уровне общего образования [13], которое соотносится тезисом в школьном стандарте среднего общего образования, о том, что «предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности, и, во-вторых, об обязанности студентов в процессе обучения в вузе, начиная с первого курса выполнять и представлять в письменном и устном виде такие учебно- и научно-исследовательские работы, как рефераты, курсовые работы, научные статьи, а затем - выпускные квалификационные работы.

Выполненный далее анализ формулировок приведенных компетенций свидетельствует о том, что студенты должны «владеть», характеризоваться «готовностью...» и т. д., а в учебных планах бакалавриата, магистратуры, аспирантуры при этом отсутствует учебная дисциплина «Академическое письмо». При этом необходимо обратить внимание на то, что еще в ГОС ВПО (2000) в требованиях к обязательному минимуму содержания ООП подготовки в блоке общегуманитарных и социально-экономических дисциплин представлена дисциплина ГСЭ.Ф.08 «Русский язык и культура речи». В перечне дидактических единиц в этой дисциплине обозначены следующие: функциональные стили современного русского языка; взаимодействие функциональных стилей; научный стиль; специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи; речевые нормы учебной и научной сфер деятельности; словесное оформление публичного выступления; основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения»4. Но при этом подчеркнем, что это фрагмент учебного курса, а не самостоятельный полноценный учебный курс, и в на-

3 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (подготовка кадров высшей квалификации). Педагогическое образование. М., 2014.

4 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2000.

стоящее время учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» не входит в обязательный перечень осваиваемых гуманитарных дисциплин в вузе.

Анализ современных вузовских учебных планов показал почти полное отсутствие дисциплины «Академическое письмо/научный текст» даже среди дисциплин по выбору. Только лишь в редких случаях, как, например, в учебном плане подготовки аспирантов в Томском государственном университете среди учебных дисциплин фигурирует дисциплина «Академическое письмо». В НИУ ВШЭ также ведется преподавание данной дисциплины. В Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина ведется кружковая работа со студентами в данном направлении. Но это лишь единичные случаи, и регулярное обучение академическому письму в вузах России как отдельной, обязательной дисциплины - отсутствует.

В американской же системе образования, по результатам анализа более 30 сайтов зарубежных университетов, выполненного Н.В. Смирновой и И.Ю. Щемелевой, согласно одному из распространенных подходов к определению АГ, «грамотный студент способен читать и писать, слушать и высказывать свое мнение, критически мыслить, пользоваться информационно-коммуникационными технологиями, демонстрировать академический прогресс и навыки успешной учебы» [12]. Предполагается, что «данные компетенции развиваются в рамках всех дисциплин, изучаемых студентом в вузе, то есть формирование АГ и развитие всех ее составляющих рассматривается как одна из целей образования» [12]. Западная модель образования уже достаточно давно основывается на понятии АГ. В процессе вузовского обучения в зарубежных университетах «ключевой компетенцией является академическое письмо, основы которого закладываются на этапе школьного образования, а в вузе оно лишь развивается на новом качественном уровне.

Несмотря на то, что существуют различные подходы к определению концепта АГ, АГ в целом, в трактовке западных ученых, выступает в роли критерия для определения уровня готовности студента к обучению в университете» [12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В российских же вузах, например, исходя из обсуждения результатов защит выпу-

скных квалификационных работ, магистерских и кандидатских диссертаций, результатов их рецензирования, отмечаем, что к авторам этих работ много претензий к логичности написанных ими научных текстов, к их научности, точности, последовательности, систематизации, объективности и т. д., что является еще одной причиной активно поднимать вопрос и обсуждать обязательность включения предмета «Академическое пись-мо»/«Научный текст» в систему высшего образования. При этом необходимо отметить, что в России в последнее десятилетие неоднократно поднимался вопрос о необходимости введения в учебный процесс этой учебной дисциплины [14-17].

В настоящее время появилось несколько учебных пособий по обучению академическому письму: «Академическое письмо» И.Б. Короткиной, «Создание академического текста» Е. Ярской-Смирновой и др. Но они не решают проблему в целом в связи с тем, что работа И.Б. Короткиной адресована руководителям образовательных учреждений, Е. Ярской-Смирновой - студентам, а адресные работы для школьников, бакалавров, магистров, аспирантов вообще отсутствуют. Также необходимо подчеркнуть, что еще в 1993 г. преподавателем МГУ им. М.В. Ломоносова И.В. Усачевой было опубликовано учебно-методическое пособие «Курс эффективного чтения учебного и научного текста» для студентов 1-2 курсов университетов. Этот курс читался студентам в МГУ им. М.В. Ломоносова, а также он использовался при подготовке аспирантов в ряде аспирантур, например, в аспирантуре Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. Автор наряду с обучением чтению учебного и научного текста рассматривает такие вопросы, как «Структура идеального конспекта», «Научные и учебные тексты -источники научной информации» и др. В пособии И.В. Усачева, выделяя «основные этапы научного исследования», подчеркивает, что «результаты научной работы на каждом из этих этапов воплощаются в научных текстах разных типов» [9]. Однако созданные единичные программы и учебные материалы не решают проблему в целом.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Все рассмотренное выше на основе принципов непрерывности и преемственности позволяет представить следующую этап-ность освоения академического письма на преемственных школьном и вузовских образовательных уровнях:

- на уровне общего образования в основной и старшей школе необходимо школьников обучать наряду с написанием сочинений, написанию докладов, рефератов, описанию выполняемых проектов и другого в рамках существующих правил написания научного текста;

- на уровне бакалавриата, продолжая этот процесс, обучать студентов написанию эссе, курсовых работ, текстов выступлений на научных студенческих конференциях, выпускных квалификационных работ;

- на уровне магистратуры - обучать написанию научных статей в профессиональные, ВАКовские журналы, выпускной квалификационной работы - магистерской диссертации с учетом ее специфики; обучать навыкам публичного выступления в рамках формирования академической речи;

- на уровне аспирантуры, совершенствуя и усложняя процесс усвоения элементов академического письма, обучать студентов написанию текстов научных статей в международные научные журналы, написанию текста автореферата, кандидатской диссертации; обучать умению защитить результаты выполненного исследования на методологических семинарах, конференциях, симпозиумах, в процессе защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Такое обучение в рамках курса «Академическое письмо» позволит формировать академическую коммуникативную письменную и устную компетенцию, то есть формировать знания о том, как писать сочинение, эссе, реферат, курсовую работу, выпускную работу, аннотацию и другие виды письменных текстов; знания различных приемов работы с текстовой информацией; умения написания таких работ, умения публично выступить с научным докладом; владение навыками структурирования текста и построения логических взаимосвязей на уровне всего текста и отдельных предложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом выполненный анализ позволил обозначить необходимость и обязательность включения в школьные и вузовские учебные планы учебного предмета «Академическое письмо»; необходимость создания обучающих программ, преемственных учебников, учебных пособий «Академическое письмо» для общего и высшего образования; обязательность выявления или подготовки специалистов, переподготовки в системе повышения квалификации специалистов для осуществления преподавания этого учебного предмета, что позволит совершенствовать систему подготовки современных компетентных специалистов.

Список литературы

1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

3. Die Technik wissenschaftlichen Arbeitens. Eine praktische Anleitung / Hg. N. Franck, J. Stary. Schöningh, 2009.

4. Lea M., Street B. Student writing in higher education: an academic literacies approach // Studies in Higher Education. 1998. Vol. 23. № 2. P. 158159.

5. Thomson W. A Guide for the Young Economist. Cambridge: MIT Press, 2001.

6. Короткина И.Б. Академическое письмо: процесс, продукт и практика. М.: Юрайт, 2018. 294 с.

7. Короткина И.Б. Академическое письмо. М.: Юрайт, 2011. 174 с.

8. Ярская-Смирнова Е. Создание академического текста. М.: Вариант, 2013. 156 с.

9. Усачева И.В. Курс эффективного чтения учебного и научного текста. М., 1993. 75 с.

10. Johns A.M. Text, role and context: Developing academic literacies. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. 150 p.

11. Управление качеством образования / сост. О.Е. Лебедев. М., 2002. 236 c.

12. Смирнова Н.В., Щемелева И.Ю. Роль письма в современном университете: анализ зарубежной практики обучения академическому письму // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2015. Вып. 2. C. 185-197.

13. Морозова Н.А. Преемственность в освоении учебного курса «Академическое письмо» в общем среднем и высшем образовании // Современное образование в стране: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы городского межвуз. круглого стола / сост. и ред. Л.В. Полякова, Г.М. Коджаспирова. М.: Экон-Информ, 2017. С. 53-60.

14. Морозов В.Э. Культура письменной научной речи. М.: ИКАР, 2008. 268 с.

15. Роботова А.С. Надо ли учить академической работе и академическому письму? // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 47-55.

16. Чичерина Н.В. Медиаграмотность как ключевая компетенция современного специалиста: структура и содержание // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2012. № 1. С. 152-158.

17. Шестак В.П., Шестак Н.В. Формирование научно-исследовательской компетентности и «академическое письмо» // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 115-119.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 02.08.2018 г. Отрецензирована 25.08.2018 г. Принята в печать 17.09.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.

Информация об авторах

Морозова Нонна Антоновна, доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента педагогики института педагогики и психологии образования. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: n.moro@bk.ru

Куличенко Раиса Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор-консультант. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: raisa_kulichenko@mail.ru

Пеньков Владимир Федорович, доктор политических наук, профессор, профессор кафедры связей с общественностью. Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: pvf68@mail.ru

Курин Андрей Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора педагогического института по науке. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: kurinandrey@mail.ru

Для корреспонденции: Курин А.Ю., e-mail: kurinandrey@mail.ru

Для цитирования

Морозова Н.А., Куличенко Р.М., Пеньков В. Ф., Курин А.Ю. Академическая грамотность в системе подготовки современного компетентного специалиста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 176. С. 7-13. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-7-13.

DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-7-13

ACADEMIC LITERACY IN THE ADVANCED SYSTEM TRAINING OF A COMPETENT SPECIALIST

Nonna Antonovna MOROZOVA1), Raisa Mikhaylovna KULICHENKO2), Vladimir Fedorovich PENKOV3), Andrey Yurevich KURIN2)

1)1 Moscow City University 4-1 2-y Selskokhozyaystvennyy Dr., Moscow 129226, Russian Federation E-mail: n.moro@bk.ru 2) Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: raisa_kulichenko@mail.ru, kurinandrey@mail.ru

3) Tambov State Technical University 106 Sovetskaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: pvf68@mail.ru

Abstract. In the system of training a modern competent graduate of a Russian university, one of the ways to improve it is to include in the content of his training discipline "Academic writing". At the same time, in the context of the principles of succession and continuity, it is necessary to deepen and expand the content of the discipline, increase the number of practical classes, the result of which will be the qualitative writing of scientific texts by students, and ultimately, the scientifically competent writing of the text of the research performed by them. On the basis of the principles of succession and continuity, the stages of development of academic writing at the successive school and university educational levels are presented. It is shown that the training in the course "Academic writing" will form the academic communicative written and verbal competence, that is, to form knowledge about how to write a term paper, graduate work and other types of written texts; knowledge of various methods of working with text information; the ability to write such works, the ability to make a scientific report publicly; possession of the skills of structuring the text and building logical relationships. In general, the analysis has helped to identify the need and necessity of inclusion in school and university curricula of the subject "Academic writing"; the need for the creation of training programs, the continuity of the textbooks, "Academic writing" for general and higher education; the obligation of identification or of training, retraining in the system of training specialists for the implementation of the teaching of this school subject, which will allow to improve the system of training modern competent professionals.

Keywords: academic literacy; academic writing; higher education; competent specialist; federal state educational standards of higher education

References

1. Baydenko V.I. Kompetentnostniy podkhod k proektirovaniyu gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya (metodologicheskie i metodicheskie voprosy) [Competence-Based Approach to the Design of State Educational Standards of Sigher Professional Education (Methodological and Methodical Issues)]. Moscow, Quality problems research center of training specialists, 2005, 114 p. (In Russian).

2. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Key competences - a new paradigm of education results]. Vysshee obrazovanie segodnya - Higher Education Today, 2003, no. 5, pp. 34-42. (In Russian).

3. Franck N., Stary J. (eds.). Die Technik wissenschaftlichen Arbeitens. Eine praktische Anleitung. Schoningh, 2009. (In German).

4. Lea M., Street B. Student writing in higher education: an academic literacies approach. Studies in Higher Education, 1998, vol. 23, no. 2, pp. 158-159.

5. Thomson W. A Guide for the Young Economist. Cambridge: MIT Press, 2001.

6. Korotkina I.B. Akademicheskoepis'mo:protsess,produkt ipraktika [Academic Writing: Process, Product, and Practice]. Moscow, Urait Publ., 2018, 294 p. (In Russian).

7. Korotkina I.B. Akademicheskoe pis'mo [Academic Writing]. Moscow, Urait Publ., 2011, 174 ps. (In Russian).

8. Yarskaya-Smirnova E. Sozdanie akademicheskogo teksta [The Creation of an Academic Text]. Moscow, Variant Publ., 2013, 156 p. (In Russian).

9. Usacheva I.V. Kurs effektivnogo chteniya uchebnogo i nauchnogo teksta [Course of Effective Reading Academic and Scientific Texts]. Moscow, 1993, 75 p. (In Russian).

10. Johns A.M. Text, role and context: Developing academic literacies. Cambridge, Cambridge University Press, 1997, 150 p.

11. Lebedev O.E. (compiler). Upravlenie kachestvom obrazovaniya: sbornik metodicheskikh materialov [Education Quality Management]. Moscow, 2002, 236 p. (In Russian).

12. Smirnova N.V., Shchemeleva I.Y. Rol' pis'ma v sovremennom universitete: analiz zarubezhnoy praktiki obucheniya akademicheskomu pis'mu [Writing at the university level: american, european and russian perspectives]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 9. Filologiya. Vostokovedeniye. Zhurnalistika - Vestnik of Saint Petersburg University. Series 9. Philology. Asian Studies. Journalism, 2015, no. 2, pp. 185-197. (In Russian).

13. Morozova N.A. Preemstvennost' v osvoenii uchebnogo kursa «Akademicheskoe pis'mo» v obshchem srednem i vysshem obrazovanii [Succession in the development of the "academic writing" course in general secondary and higher education]. Materialy gorodskogo mezhvuzovskogo kruglogo stola «Sovremennoe obrazovanie v strane: sostoyanie, problemy, perspektivy razvitiya» [Materials of the City Interuniversity Round Table "Modern Education in the Country: State, Problems, Prospects of Development"]. Moscow, Ekon-Inform Publ., 2017, pp. 53-60. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Morozov V.E. Kul'turapis'mennoy nauchnoy rechi [Culture of Written Scientific Speech]. Moscow, IKAR Publ., 2008, 268 p. (In Russian).

15. Robotova A.S. Nado li uchit' akademicheskoy rabote i akademicheskomu pis'mu? [Is it necessary to teach the academic work and academic writing?]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2011, no. 10, pp. 47-55. (In Russian).

16. Chicherina N.V. Mediagramotnost' kak klyuchevaya kompetentsiya sovremennogo spetsialista: struktura i soderzhanie [Media Literacy as a Key Competence of Modern Specialists: Components and Content]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: gumanitarnyye i sotsial'nyye nauki - Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. Series "Humanitarian and Social Sciences ", 2012, no. 1, pp. 152-158. (In Russian).

17. Shestak V.P., Shestak N.V. Formirovanie nauchno-issledovatel'skoy kompetentnosti i «akademicheskoe pis'mo» [Research competence and academic writing]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2011, no. 12, pp. 115-119. (In Russian).

Received 2 August 2018 Reviewed 25 August 2018 Accepted for press 17 September 2018 There is no conflict of interests.

Information about the authors

Morozova Nonna Antonovna, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Pedagogy Department, Institute of Pedagogy and Psychology of Education. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: n.moro@bk.ru

Kulichenko Raisa Mikhaylovna, Doctor of Pedagogy, Professor, Consulting Professor. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: raisa_kulichenko@mail.ru

Penkov Vladimir Fedorovich, Doctor of Politics, Professor, Professor of Public Relation Department. Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation. E-mail: pvf68@mail.ru

Kurin Andrey Yurevich, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Deputy Director of the Pedagogical Institute for Science. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: kurinandrey@mail.ru For correspondence: Kurin A.Y., e-mail: kurinandrey@mail.ru

For citation

Morozova N.A., Kulichenko R.M., Penkov V.F., Kurin A.Y. Akademicheskaya gramotnost' v sisteme podgotovki sovremennogo kompetentnogo spetsialista [Academic literacy in the advanced system training of a competent specialist]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 176, pp. 7-13. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-7-13. (In Russian, Abstr. in Engl.).