Научная статья на тему 'АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЧЕСТНОСТЬ КАК ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЧЕСТНОСТЬ КАК ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1874
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЧЕСТНОСТЬ / УНИВЕРСИТЕТ / ЭТИКА ДОБРОДЕТЕЛИ / ДОБРОДЕТЕЛЬ / ЦЕННОСТИ СТУДЕНТА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рогожа Мария Михайловна

В статье рассматривается понятие академической честности и модусы актуализации академической честности как этической ценности в современном университете. Академическая честность показана как принцип этики добродетели, а конкретные примеры из университетской жизни дают возможность увидеть ее действенность в такой системе координат. Ведущая роль данного принципа в современной академической сфере показана в контексте актуализации третьей (после обучения и научного исследования) миссии университета - общественного служения - и произошедшей в ходе ее установления массовизации высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC INTEGRITY AS THE ETHICAL PROBLEM

The paper deals with the concept of academic integrity and modi of actualization of the academic integrity as the ethical value at a contemporary university. Academic integrity is analyzed as the principle of the virtue ethics, and examples of university life allow to see its efficiency in such value frame. The leading role of this principle at contemporary academia is represented in the context of actualizing of the third (after education and research) mission, namely public service and its direct effect - mass character of higher education.

Текст научной работы на тему «АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЧЕСТНОСТЬ КАК ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

М.М. Рогожа

УДК 174:378.4 (045)

Академическая честность как этическая проблема

Аннотация. В статье рассматривается понятие академической честности и модусы актуализации академической честности как этической ценности в современном университете. Академическая честность показана как принцип этики добродетели, а конкретные примеры из университетской жизни дают возможность увидеть ее действенность в такой системе координат. Ведущая роль данного принципа в современной академической сфере показана в контексте актуализации третьей (после обучения и научного исследования) миссии университета - общественного служения - и произошедшей в ходе ее установления массовизации высшего образования.

Ключевые слова: академическая честность, университет, этика добродетели, добродетель, ценности студента.

В современном академическом дискурсе понятие академической честности постепенно занимает центральное место, отражая общую тенденцию университетской жизни активно апеллировать к ценностям, призывать членов академического сообщества следовать им. В украинской академической среде буквально за последний год был проведен ряд мероприятий, в центре которых оказывалась академическая честность.

Это Круглые столы и конференции: «Инновационный университет и лидерство: перспективы развития» (Одесский государственный экологический университет, июль, 2015); Украинско-польская международная научная конференция «Классический университет в контексте вызовов эпохи» (Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, сентябрь, 2016);

Исследовательские и образовательные проекты: Польско-украинский проект «Инновационный университет и лидерство» (2014-2016); «Проект содействия академической добродетели в Украине (SAIUP)». Социологическое исследование Восточно-

украинского фонда социальных исследований совместно с Институтом социально-гуманитарных исследований Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина «Академическая культура студенчества: основные факторы формирования и развития»; «Осенняя школа исследовательских методов и академического письма в социально-гуманитарных науках (платформа «Осв™ тренди», сентябрь, 2016). В этот же ряд можно поставить и создание подкомиссии «Академическая добродетель» в составе научно-методической комиссии Министерства образования и науки Украины, а также публикацию и широкую презентацию в академической среде коллективной монографии «Академическая честность как основа устойчивого развития университета» [1].

Собственно, в научный дискурс понятие академической честности было привнесено американскими учеными, с 1990-х годов активно обсуждающих проблематику academic integrity. На постсоветском пространстве в этико-прикладном ключе вопросы integrity как общей проблемы честности поднимались на страницах специализированных изданий [5, 10, 11, 12, 13]. Термин переводился преимущественно как «честность», но сама его многозначность обуславливала необходимость указания англоязычного оригинала в скобках рядом с русским переводом. Только Р. Г. Апресян в реферате работы по академической этике дает перевод integrity как «добросовестность» [3], хотя годом ранее этот же термин он переводит как «честность», применительно к политической сфере [2]. Оксфордский словарь разъясняет значения слова integrity: качество быть честным и иметь твердые моральные принципы, моральная прямота [22]. Когда Апресян предлагает свой перевод, он указывает на смыслы, соотносимые с вышеуказанными: «Integrity - это, конечно, целостность, но также и честность, искренность, прямота; в специфическом этико-прикладном аспекте - добросовестность» [3, 228].

Добросовестность - это честность при выполнении обязательств, обязанностей [16, 150]. В толковом словаре В. Даля среди значений слова «добросовестность» указываются «благонамеренность» и «строгая богобоязненность в поступках» [14, 445]. В целом, речь идет о качествах честности, правдиво-

сти, твердости, возникающих в условиях осознанного следования взятым и/ или возложенным обязательствам. Необходимо обратить внимание на второй корень слова «добросовестность» - «совесть». Это традиционное для этической теории понятие, характеризующее «способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков» [17, 312]. Речь идет о том, чтобы осознавать и оценивать собственные действия. Если мы говорим об academic integrity, то предполагаем обязательность, добросовестность в академической среде. Останавливаясь на общепринятом словоупотреблении «академическая честность», следует иметь в виду весь очерченный здесь комплекс смыслов с акцентуацией смыслов добросовестности.

Для дальнейшего продвижения в этой теме следует указать и традицию, сложившуюся в украиноязычной академической сфере в отношении перевода термина academic integrity -«академiчна доброчеснють» (академическая добродетель). Здесь можно отчетливо увидеть отсылку академической честности как добросовестности к этике добродетели. Нет оснований считать такую связку намеренной. Скорее, свою роль сыграли смыслы «добро» и «честность», составляющие украинское слово «добродетель» и в таком своем качестве выходящие на указанные выше значения academic integrity.

На связь академической честности и этики добродетели специально указывает в своем реферате Р.Г. Апресян: «На основе этики добродетелей и вырастает концепция добросовестности (integrity), посредством которой на первый план в деятельности учебных заведений вместо «правил и регулятивов» выдвигаются добродетели, которые рассматриваются как должная база принятия решений и оценки деятельности» [3, 231].

Добродетели - это такие моральные качества личности, которые формируются и развиваются в рамках определенной практики. Исследователи этики добродетели вскрывают дея-тельностный характер моральных качеств: «Участвуя в практиках, человек развивает в себе как специфические личностные качества, необходимые для достижения внутренних целей-благ

конкретных практик, так и коммуникативные качества, необходимые для взаимодействия с другими участниками практики, вне которого осуществление практики невозможно» [4, 443]. В рамках практики формируется система норм и принципов, которые индивиды осваивают и развивают в процессе деятельности.

В свете этого этические кодексы представляют собой своды норм и ценностей в духе этики добродетели. В них академическая честность выведена основополагающим принципом деятельности в академической практике.

Рассмотрим принцип академической честности, сформулированный в этическом кодексе Европейского университета-института во Флоренции (European University Institute, учебное заведение высшего университетского уровня и исследовательский центр подготовки специалистов гуманитарного профиля для работы в структурах Европейского союза [15]). Академическая честность в этом документе [20, 8-9] определена в терминах (добродетелях) правдивости, доверия, честности, уважения, ответственности, законности. Она выступает в качестве метапринципа, каждый из параметров которого определяется соответствующими требованиями. Правдивость основана на требовании добывать знания, быть включенными в поиск истины, а также быть интеллектуально честными в изучении, обучении и исследовании. Доверие задается требованием формирования атмосферы взаимного доверия путем поддержки свободного обмена идеями и возможностью реализации своего академического потенциала. Честность основывается на требованиях создания прозрачных институциональных норм и процедур, а также налаживания взаимодействия между членами академического сообщества. Уважение как добродетель связана с требованием (взаимо)уважения студентов, профессорско-преподавательского состава и персонала во имя познания, образования и интеллектуального наследия. Ответственность задана требованием поддержания норм поведения в академической среде. Законность предполагает соблюдение действующих правовых норм в отношении авторского права, прав интеллектуальной собственности третьих сторон, средств и условий, регулирующих доступ к исследовательским ресур-

сам, а также клеветы. Нужно отметить, что в таком свете добродетель законности/ законопослушности задает этическую установку: морально быть законопослушным.

Если вести речь об академической честности в контексте этики добродетели, то закономерно и наличие методических пособий/ рекомендаций по совершению правильных поступков, организации правильной деятельности в рамках практики. Примером такого методического пособия является «Руководство для студентов по академической честности в Массачусетском технологическом институте (Massachusetts Institute of Technology)» [19], в котором даны подробные разъяснения целей и задач следования принципам академической честности и правдивости, а также подробно описаны случаи их нарушения. Формулировки и способ изложения даны предельно четко и понятно.

Например, в параграфе «Что такое академическая честность?» [19, 3] советы даны таким образом, что побуждение к конкретному действию сопряжено с запретом противоположного.

Так, во-первых, вопрос плагиата ставится следующим образом:

1. «Делай: Верь в ценность собственного ума».

«Не делай: Не приобретай письменные работы и не принуждай кого-либо писать работу для тебя».

2. «Делай: Проводи исследования честно и уважай других за их работу».

«Не делай: Не копируй идеи, данные и точные формулировки без цитирования источника».

Во-вторых, предлагается вопрос о несанкционированном сотрудничестве:

«Делай: Думай своим умом».

«Не делай: Не сотрудничай с другим студентом сверх меры, определенной преподавателем».

В-третьих, уделено внимание вопросам мошенничества.

1. «Делай: Демонстрируй свои собственные достижения».

«Не делай: Не копируй ответы другого студента; не проси другого студента сделать вместо тебя твою работу. Не подделывай результаты. Не используй электронные или иные приспособления во время экзаменов».

2. «Делай: Принимай исправления преподавателя как часть учебного процесса».

«Не делай: Не изменяй оценки экзаменов и не подавай их на пересдачу».

3. «Делай: Готовь оригинальную работу для каждого занятия».

«Не делай: Не подавай проекты или письменные работы, подготовленные для предыдущего занятия».

В-четвертых, по проблеме содействия академической нечестности указано:

«Делай: Демонстрируй собственные способности».

«Не делай: Не позволяй другому студенту копировать твои ответы на проверочных работах или экзаменах. Не сдавай экзамен или проверочную работу за другого студента».

Далее в «Руководстве» подробно объясняется, что такое плагиат и указываются конкретные шаги, которые необходимо предпринять во избежание обвинений в плагиате; разъясняется, как и какие нужно использовать электронные источники и как правильно их цитировать. Подчеркивается, что академическое письмо - неотъемлемая часть академической честности, и приводятся конкретные примеры корректного избегания плагиата путем переформулировки. Даются разъяснения моделей сотрудничества студентов в учебном процессе и приводятся примеры недопустимого взаимодействия. Подается список мошеннических действий в учебном процессе, например, изготовление копий письменных работ, подделка подписей, помощь другому студенту в аморальных действиях в учебном процессе и т.п. В результате освоения материала этого методического пособия студент должен составить внятное представление о том, что такое академическая честность, как ее достичь и практиковать, и каковы морально недопустимые действия в этой сфере.

В недавно опубликованном «Пособии по академической честности» авторы, признанные специалисты в данной проблематике, отмечают, что гораздо эффективнее не давать перечень запретов, описание санкций и примеры наказаний, а показывать и разъяснять конкретные правильные поступки, побуждать индивида к моральному действию [21, 16].

Такого рода подробные инструкции кодексов и методических пособий - яркие, но не единичные примеры нравоучительных текстов в академической сфере. Возникают закономерные вопросы: Почему стало необходимым разъяснять так подробно, казалось бы, очевидные вещи? Почему академическая честность стала ценностью, которую вменяют в обязанность так настойчиво и последовательно?

Ответы следует искать в ценностных сдвигах, произошедших в современном университете. Закрепившееся со времени становления Гумбольдтовского университета единство обучения и исследования претерпевает сегодня существенные содержательные изменения, сопряженные с ценностными трансформациями. Университетская миссия прирастает деятельностью «во благо общества». Стейкхолдеры вместе с профессионалами обсуждает возможности университета быть полезным обществу, реагировать на ожидания общественности. Направленность университета на запросы общества изменяет социальные роли преподавателя и студента. Приоритет переходит от того, кто обучает, к тому, кто получает знания, ориентируясь на рынок труда и дальнейшую трудовую деятельность после университета [8, 141-142]. Эта тенденция тем более заявляет о себе, чем сильнее общество нуждается в работниках со специальными знаниями, навыками, получивших специальную профессиональную подготовку, которую может обеспечить нынешний университет.

Неотъемлемой чертой современности становится массовость высшего образования. Эта особенность была озвучена на Международной конференции по этическим и моральным изменениям в высшем образовании и наук в Европе (Бухарест, сентябрь, 2004). В итоговом документе конференции, «Бухарестской декларации по этическим ценностям и принципам высшего образования в европейском регионе» (2004), в преамбуле было указано: «Университеты отвечают не только за формирование будущих профессиональных, технических и социальных элит; они теперь обучают массовые студенческие контингенты» [9]. Это гораздо раньше предельно четко выразил У. Эко: «В былое время университеты были элитарными. Туда поступали дети тех, кто сам кончал университеты... У нас образование но-

сит массовый характер. В университеты идет молодежь любых социальных слоев, после каких угодно школ» [18, 6].

Охват широких слоев населения высшим образованием меняет критерии отбора абитуриентов: неизбежно снижается планка требований к уровню их подготовленности к учебе в университете. Это касается, в первую очередь, моральных качеств, которые необходимы для университетской жизни и которые, в свою очередь, укрепляются и развиваются в ходе обучения в университете. Например, в отчете Йельского университета за 1828 г. было указано, что моральное развитие личности является одной из целей получения высшего образования. Такая постановка вопроса была задана религиозной составляющей в университетской жизни. Преподавательский состав укомплектовывался священниками, а студенческий контингент видел свою миссию после окончания университета в духовной деятельности [21, 8-9].

Эту же тональность отмечал и Г. С. Батыгин. Он констатировал, что первыми профессионалами в Европе были люди, чья деятельность связана с миром университета: «Первоначальный смысл слова "профессия" заключается в открытом заявлении о принятии монашеского обета... Профессионалы... не работают, а служат: они отдали себя делу и ничего не просят взамен» [6, 6]. Это имел в виду и Ж. Бенда, когда писал об интеллектуалах, живущих высшими духовными ценностями, занимающихся бескорыстной умственной деятельностью и видящих свою миссию в сохранении неутилитарных ценностей [7, 76].

Именно такая установка традиционно принималась и воспроизводилась в университетской среде, как на уровне университетских интеллектуалов, так и в процессе обучения - студентами, которые готовились сами стать университетскими интеллектуалами, или профессионалами: юристами, медиками, священниками, позднее - инженерами. Дух профессионального служения, ориентированность на высокие этические стандарты были основой системы ценностных координат в мире университета.

Ориентированность современного университета на запросы общества, которое нуждается в массах квалифицированных (специально обученных) работников ведет к массовизации

высшего образования. В таких условиях невозможно сохранить пафос учебного процесса как морального совершенствования личности. Поэтому мы не только наблюдаем, но зачастую и активно участвуем в институционализации ценностно-нормативной составляющей университетской жизни. Так и получается, что очевидные ценности - взаимоуважения, доверия, справедливости, научной честности, равно как и способность личности осознавать свои моральные обязанности по отношению к учебному процессу, научному знанию и взаимодействию в академической среде - перестали быть сами собою разумеющимися, а оказались предметом специальных этико-нормативных действий. Целью создания, внедрения и продвижения этической инфраструктуры (в данном случае, этических документов - кодексов, методических рекомендаций) является необходимость обеспечить соблюдение традиционных этических норм университетской жизни преимущественно мягкими обязывающими средствами.

Список литературы

1. Академiчна чеснють як основа сталого розвитку уывер-ситету /за аг. ред. Т. В. ФУкова, А. G. Артюхова. К.: Таксон, 2016. - 234 с.

2. Апресян Р. Г. Политическая этика в Канаде (по материалам ресурсов Интернета) // Политическая этика: социокультурный контекст. Ведомости. Вып. 24 / Под ред. В.И.Бакшта-новского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2004. С. 256-267.

3. Апресян Р. Г. Macfarlane B. Teaching with Integrity; the Ethics of Higher Education Practice. L.-NY: Routledge Falmer, 2004. - 184 p. (реферат Р. Г. Апресяна) // Этика образования. Ведомости. Вып. 26 / Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карна-ухова.Тюмень: НИИ ПЭ, 2005. С. 228-238.

4. Артемьева О. В. Теоретические основания этики добродетели // Философия и этика: сборник научных трудов. К 70-летию академика А. А. Гусейнова. М.: Альфа-М., 2009. С. 433445.

5. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Ноу-хау как способ существования прикладной этики: по мотивам эксперти-

зы концептуальной модели университетского кодекса // Этический кодекс университета. Ведомости. Вып. 34 / Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова.2009. Тюмень: НИИ ПЭ. С. 158-246.

6. Батыгин Г. С. Профессионалы в расколдованном мире // Этика успеха: Вестник исследователей, консультантов и ЛПР. Вып. 3. Тюмень - Москва, 1994. С. 6-11.

7. Бенда Ж. Предательство интеллектуалов. М.: ИРИСЭН, Мысль, Социум, 2009. - 310 с.

8. Брызгалина Е. В. Болонский процесс: трансформации ценностей в системе образвания // Этическое регулирование в академической среде: Материалы международной научно-практической конференции / МГУ им. М. В. Ломоносова, 4-5 декабря 2009. М.: МАКС Пресс, 2009. С. 138-143.

9. Бухарестская декларация по этическим ценностям и принципам высшего образования в Европейском регионе (2004). CEPES, Бухарест. URL http://www.sde.ru/files/t/pdf/2.pdf / (дата обращения: 14.11.2016).

10. Васильевене Н. Доверие и стратегии его укрепления средствами этики // Со^альна етика:Теоретичн i приклады про-блеми. Зб. наук.ст. К.:Уыверситет «Укра'|'на», 2012. С. 33-46.

11. Васильевене Н. Институционализация деловой этики: инструментальное внедрение ценностей в деятельность организаций // Прикладная этика: «КПД практичности». Ведомости. Вып. 32. Тюмень, 2008.С. 82-107.

12. Васильевене Н. «... Профессиональная и организационная этики должны усиливать друг друга, а не противостоять» (интервью Н. Васильевене В. И. Бакштановскому) // Этический кодекс университета. Ведомости. Вып. 34 / Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н.Карнаухова, Тюмень, 2009. С. 139-145.

13. Васильевене Н. Этика в деле формирования корпоративной ответственности //Со^альна етика: модуси вщповщаль-носД Мiжнародна наук.-практ.конф. (2010 ; Кив) /редкол. А. G. Конверський [та Ы.]. К.: ВП КиТвський уыверситет, 2011. С. 92-108.

14. Даль В. Толковый словарь живого великоруського язи-ка в 4т. Т. 1. М.: Русский язик, 1989. - 699 с.

15. Морозова М. Европейский университет-институт во Флоренции// Европейский альманах. История. Традиция. Культура. М.: Наука, 1993. С. 170-174.

16. Ожегов С. И. Словарь рус^ого языка/ под ред. Н. Ю. Шведовой. Изд. 14-е, стереотип. М.: Русский язык, 1983. - 816с.

17. Словарь по этике /Под ред. И. С. Кона. 4-е изд. М.: Политиздат, 1981. - 430 с.

18. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: учеб-метод. пособие. 2 изд. М.: Книжный дом «Университет», 2003. - 240 с.

19. Academic Integrity at MIT. A Handbook for Students/ P. Brennecke. MIT Press, 2016. - 36 p.

20. Code of Ethics in Academic Research European University Institute URL http://www.eui.eu/Documents/ServicesAdmin/De-anOfStudies/CodeofEthicsinAcademicResearch.pdf/ (accessed 14.11.2016).

21. Handbook of Academic Integrity /ed. by T. Bretag. Springer Reference, 2016. 1097 р.

22. Integrity // English. Oxford Living Dictionaries URL http: en.oxforddictionaries.com/definition/integrity(accessed 14.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.