Научная статья на тему 'ЭТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЭТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
557
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА / НОВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ЭТИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рогожа Мария Михайловна

Природа и функционирование профессиональных этик рассматриваются на примере документоведения. Отмечается, что в современном, постиндустриальном, обществе этическое регулирование развивается в тех профессиях, которые связаны с потребителями профессиональных услуг прямо или опосредованно, а их результаты актуально или потенциально способны наносить человеку ущерб. В статье уделяется внимание идее нового профессионализма, которая акцентирует этическую составляющую профессиональной деятельности. Указывается, что специалисты-этики зачастую не привлекаются к разработке и обеспечению профессиональных этик в силу их неготовности работать в рамках специфического этического знания с четкой ориентированностью на функционализм. Определяются условия возможности участия специалистов-этиков в разработке профессиональных этик. Рассматриваются вопросы профессиональной этики документоведов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL DIMENSION OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY (BY THE EXAMPLE OF RECORDS MANAGEMENT)

In the paper nature and functions of professional ethics are observed by the example of records management. In the contemporary postmodern society ethical regulation is developed within professions which are directly or indirectly connected with consumers of professional services and which results are actually or potentially able to harm people. The idea of new professionalism is analyzed; the emphasis is made on the ethical component of professional activity. It is mentioned that ethicists are not usually invited to develop and implement professional ethics because of their unreadinness to work in the specific ethical knowledge framework connected with functionality. Ethical problems in records management are observed. Conditions of possibility for ethicists to take part in the development of professional ethics are defined.

Текст научной работы на тему «ЭТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

М.М. Рогожа

УДК 174: 651 (045)

Этическая составляющая профессиональной деятельности

Природа и функционирование профессиональных этик рассматриваются на примере документоведения. Отмечается, что в современном, постиндустриальном, обществе этическое регулирование развивается в тех профессиях, которые связаны с потребителями профессиональных услуг прямо или опосредованно, а их результаты актуально или потенциально способны наносить человеку ущерб. В статье уделяется внимание идее нового профессионализма, которая акцентирует этическую составляющую профессиональной деятельности. Указывается, что специалисты-этики зачастую не привлекаются к разработке и обеспечению профессиональных этик в силу их неготовности работать в рамках специфического этического знания с четкой ориентированностью на функционализм. Определяются условия возможности участия специалистов-этиков в разработке профессиональных этик. Рассматриваются вопросы профессиональной этики документоведов.

Ключевые слова: профессиональная этика, прикладная этика, новый профессионализм, этическая регуляция, документоведение.

Предложенный редакторами журнала вопрос о природе и особенностях «профессиональных и "экстрапрофессиональных" нормативно-ценностных систем... в условиях... модернизирующегося общества» дал возможность представить некоторые размышления о природе профессиональных этик, конкретизируя общие положения примерами из той области, которая крайне редко становится предметом внимания специалистов-этиков, - документоведения.

Хотелось бы сразу отметить, что в контексте темы, связанной с нынешним этапом развития профессиональных этик, современное общество корректнее называть не «модернизирующимся», а «постиндустриальным», имея в виду то значение, которое придавал профессиональной состав-

ляющей постиндустриального общества Д. Белл. В начале 1970-х гг. он очертил контуры «грядущего постиндустриального общества» в рамках «опыта социального прогнозирования»1. Сегодня многие прогнозы сбылись, футурологи-ческие картины стали реальностью. В постиндустриальном обществе, как и предвидел Белл, основополагающий характер приобрели производство информации и развитие научного знания. На первый взгляд, приемлемее называть современное общество «информационным», но в концепции Белла аргументировано доказывается, что информационное общество - это только одна из составляющих современности, связанная с производством, упорядочиванием и хранением информации, в то время как при помощи понятия «постиндустриальное общество» определяется системообразующий фактор современного мира - интеллектуальная технология. Увеличение сегмента наукоемких технологий существенно повысило спрос на высококвалифицированных работников на рынке труда и неизбежно привело к снижению потребности в низкоквалифицированных и неквалифицированных работниках. По Беллу, неотъемлемой чертой постиндустриального этапа развития общества стало появление в нем широкого слоя профессионалов.

Профессионалы - люди, которые получили специальные теоретические знания и практические навыки, а в процессе трудовой деятельности приобрели соответствующий опыт и стаж. Работая экспертами, консультантами, научно-техническими специалистами, они играют ведущую роль в современной экономике и шире - в обществе в целом2. В

1 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования /Пер. с англ. 2-е изд., испр. и доп. М.: Academia, 2004.

2 Оборотная сторона научно-технического прогресса вызывает серьезную обеспокоенность ученых (см., например: Beck U. From Industrial Society to the Risk Society: Questions of Survival, Social Structure and Ecological Environment. // Theory Culture Society. № 9. 1992.

постиндустриальном обществе не социальное происхождение и финансовый достаток, а профессиональная компетентность стала определяющим критерием оценки кандидата на должность. Белл назвал такое положение дел ме-ритократическим господством.

Следует отметить, что в западной культуре понятие профессии традиционно связано с идеями призвания, служения. Например, понятием «профессия» в немецком и английском языках охватываются смыслы «призвания»,

о

«связанности обетами»3. Ценностный компонент заложен в самые основы профессиональной деятельности и изначально обусловлен потребностью занятых трудовой деятельностью представителей социальных групп определять свою общественно значимую миссию посредством имплицитных или эксплицитных этических регламентаций. С возникновением профессии как специфического явления эпохи Модерна, сопряженного со специализированной, предмет-

^ ^ 4

но-определенной и целеориентированной деятельностью4, действие этики распространяется в тех отраслях, функционирование которых актуально или потенциально способно нанести моральный и/ или материальный ущерб жизнедеятельности отдельного человека, группе лиц или обществу в целом.

Таким образом, традиционные профессиональные этики медика, военного, ремесленника дополняются рядом новых ценностно-нормативных систем профессиональной деятельности. Этика развивается в тех профессиях, которые

С. 97-123), но в данной статье выходит за рамки рассматриваемой темы.

о

3 Зубец О. П. Профессия в контексте истории ценностей // Этическая мысль. Вып. 4 / Под ред. А. А. Гусейнова. М.: ИФ РАН, 2003. С. 103-120.

4 Данное определение профессии см.: Апресян Р. Г. Вид на профессиональную этику // Общепрофессиональная этика. Ведомости. Вып. 25 / Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2004. С. 174.

непосредственно связаны с клиентами, потребителями профессиональных услуг напрямую или опосредованно, а их результаты актуально или потенциально способны наносить им ущерб. Это инженерное дело, управление, экономика, государственная служба и ряд других профессий. Этика призвана снимать противоречия между общими моральными требованиями и требованиями к индивиду как представителю профессии, устранять напряжения, возникающие между общечеловеческими и профессиональными ценностями. Запрос на этическое регулирование идет изнутри и извне профессии.

Запрос извне, от общества, обусловил появление новой формы этики, направленной на непосредственное внедрение этического знания в общественную практику. Это прикладная этика, которая регулирует отношения представителей профессии с заинтересованной (обеспокоенной) общественностью. Как таковая, прикладная этика возможна только в гражданском обществе, поскольку именно публичная сфера становится местом обсуждений общественностью актуальных этических проблем, достижения договоренностей, принятия решений, а также создания механизмов общественного мониторинга и обеспечения его действенности.

Запрос на этическое регулирование, идущий изнутри профессии, активирует механизмы действия профессиональной этики, вернее профессиональных этик, поскольку в каждой профессии предлагается достаточно автономная нормативно-этическая система, действенная только в ее рамках.

Сегодня специалистами в области профессиональных и прикладных этик активно обсуждается идея нового профессионализма, с помощью которой акцентуируется этическая составляющая профессиональной деятельности. В рамках нового профессионализма появляется возможность сознательного конструирования и целенаправленного внедрения этической составляющей в профессиональную деятель-

ность, формирование гармоничных отношений в трудовом коллективе, основанных на творческом развитии человека и общества5.

Социологи, социальные психологи, специалисты по перс

соналу, работающие в организациях и на предприятиях , подчеркивают важность творческого аспекта деятельности работника, необходимость его постоянного профессионального совершенствования и повышения квалификации.

Однако общественная потребность в массовом профессионализме работников неизбежно ведет к снижению этического пафоса профессии как призвания. Акцентуация функциональной составляющей профессиональной деятельности означает определенного рода технологизацию профессии. Такой поворот в рассуждениях о профессионализме зачастую вызывает настороженность в философских кругах, хотя для специалиста по профессиональной/прикладной этике речь может идти о конкретизации миссии профессии в процессе осуществления профессионалом морального выбора путем аналитических, организационных, информационных процедур выполнения и оценки7.

В рамках нового профессионализма этическая составляющая предполагает знание основ этики и умение применить этическое знание на практике. В свое время Аристотель говорил, что исследование в этике проводится не для того чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы поступать

5 Васильевене Н., Васильев А. Этика организаций: институциона-лизация ценностей в деловую жизнь // Со^альна етика: теоретичн i приклады проблеми: матер. Мiжнар. наук.-практ. конф. К.: ВПЦ «Кивський уыверситет», 2010. С. 26-34.

6 Например, см.: Заболотна В. О. Психолопчы основи управлЫня персоналом: Навч.поаб. К.: Гнозис, 2010. С. 29-66; Сапри^на М. А. . Корпоративна со^альна вщповщальнють: моделi та управлЫська практика: пщручник. К.: Фарбований лист. 2011. С. 225-243.

7 Бакштановский В. И. Прикладная этика. Инновационный курс для магистр(ант)ов и профессоров. Ч.1. Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. С. 184-192.

о

добродетельно8. Традиционно этика подчеркивала необходимость ориентации на практическую значимость теоретических построений. Сегодня ситуация качественно изменилась. Интенсивное развитие прикладных и профессиональных этик происходит преимущественно без привлечения специалистов по этике, силами энтузиастов от тех профессий или предметно определенных областей практики, в которых происходит осознание необходимости этического ре-гулирования9. Каждая из таких этик создается для решения конкретных задач ценностно-нормативной регуляции. И если специалисты по этике не участвуют в разработке профессиональных / прикладных этик, их интеллектуальном и методическом обеспечении, в создании профессиональных кодексов, написании учебников или иных оформленных сборников этических регламентаций, то представители профессий самостоятельно создают и осуществляют этическую регуляцию профессиональной деятельности. Зачастую в таких опытах этической регламентации собственно этическая составляющая либо вообще отсутствует, либо перемешана с общими рассуждениями о духовности, апелляциями к религиозным ценностям, либо же сведена к служебному этикету. Нормативная составляющая таких регламентаций представлена в виде дескриптивных сводов пра-

8 Аристотель. Этика. М.: АСТ, 2002. С. 65-66.

9 Публикации специальной литературы в этой области дают возможность увидеть палитру ценностно-нормативных приоритетов в ней. Существующие учебники по прикладным/ профессиональным этикам можно условно разделить на две части. Одни - пишутся философами для студентов философских специальностей и выступают своего рода компендиумами знаний, давая обзоры по существующим профессиональным и прикладным этикам. Другие - создаются представителями профессий, ощутившими необходимость этической регламентации, как правило, биологами, медиками, экологами, экономистами, военными, юристами. Каждый учебник посвящен одной определенной профессиональной этике и представляет собой внятный ответ на поставленные профессией вопросы этического характера, отражая потребности в этике со стороны практиков.

вил, а функционал сводится к менеджменту ценностей,

Л П

СОПам и прочим структурам, имеющим достаточно отдаленное отношение к этике. Такое положение дел можно наблюдать в различных областях профессиональной деятельности и предметно определенных практиках.

Еще совсем недавно заинтересованность специалистов прикладной истории, архивоведов (документоведов) в решении этических вопросов профессиональной деятельности казалась исключением из правил. Однако сейчас от них все чаще можно услышать об актуальности этики в их сфере, важности ценностно-нормативной регуляции вопросов научной честности в работе с документами, сохранения документов культурного наследия в архивах, ответственности за правдивость предоставленной информации, добросовестности в составлении аналитических отчетов, недопущения фальсификаций, халатности и т.п.

Один из известных теоретиков архивного дела в Украине, Я.С. Калакура, в своей статье «Профессиональная этика архивиста и избежание конфликтов»11 определяет профессиональные этические вопросы отрасли, очерчивает проблемы соблюдения норм профессиональной этики и служебного этикета, а также показывает связь этики архивного дела и этики государственной службы (более 60% работников архивов Украины имеют статус государственных служащих). При этом автор отмечает отсутствие каких-либо разработок специалистов этиков в данной отрасли.

О высоком уровне интереса к ценностно-нормативной регуляции этой области общественной практики свидетель-

10 Стандартные операционные процедуры - документально оформленные системы инструкций, позволяющие обеспечивать согласованность и прозрачность процессов работы, четкое распределение задач по компетентности, качеству и логической последовательности действий.

11 Калакура Я.С. Професмна етика архiвiста та запоб^ання кон-фл^в: контекст менеджменту// Архiви УкраТни. Вип. 4 (280). 2012. С. 15-31.

ствует широкий круг участников международного проекта «InterPARES - Доверие», инициированного группой канадских университетов и исследовательских центров, зани-

А О

мающихся архивами и управлением документами12. Среди задач проекта - целый ряд четкой этической направленности: формирование доверия к электронным ресурсам, обеспечение аутентичности документов, надежности новостей, приватности, прозрачности, подотчетности недопущение утечки конфиденциальной информации.

Введение в учебные планы подготовки документоведов специального курса «Этика организаций и учреждений (профессиональной направленности)» профессионалы объясняют необходимостью дать студенту знания должного и недолжного поведения в рамках профессии, научить принимать правильные профессиональные решения в морально неоднозначных вопросах, осознанно делать моральный выбор, решать дилеммные ситуации в соответствии с четкими ценностно-нормативными алгоритмами, на основании внятных критериев.

В то же время для специалистов в этой сфере дистинк-ции этического знания и моральной практики, дилеммных и этикетных вопросов остаются за скобками. Упомянутая статья специалиста по архивному делу является типичным тому примером.

Нередко документоведы спрашивают об этике документов. Для специалиста по этике такой вопрос проблема-тизирует анализ этических документов, в первую очередь этических кодексов, деклараций, содержащих ценностно-нормативную составляющую профессиональной деятельности. А для документоведа такая постановка вопроса содержит запрос на разработку этической экспертизы. Говоря об этике документа, они подразумевают анализ документа на этичность содержания, нуждаясь в процедуре, которая бы позволяла им анализировать управленческую докумен-

12 Trust in Digital Records in an Increasingly Networked Society// Mode of access: http://www.interparestrust.org

тацию, договоры и т.п. на соответствие принятым в отрасли и в социокультурном пространстве в целом этическим и этикетным нормам.

Соблюдение строгости этических формулировок и оказание практической помощи в такого рода разработках фактически и составляют сферу компетенции специалиста по этике в профессиональной деятельности. Неготовность большинства этиков работать в таких предметно определенных рамках ведет к игнорированию их роли при разработках и внедрении профессиональных этик.

Для того, чтобы участвовать в разработке и обеспечении профессиональных этик, специалисты-этики должны принять существующие в профессиях запросы на специфическое этическое знание. Общение с практиками показывает, что в рамках профессии, ощущающей потребность в этической регуляции, от этики требуется не только демонстрация философской традиции и эвристического потенциала, но и внятно представленная система этических норм профессиональной деятельности, разработка механизмов соотнесения/ согласования универсальных и профессиональных норм, а также формирование механизмов их внедрения в профессиональную деятельность, обеспечение действенности и мониторинга.

В рамках нового профессионализма такая конкретизация предмета содействует повышению этической компетентности профессионала, способствует пониманию критериев оценки профессиональных поступков и критериев различения профессиональных и внепрофессиональных ситуаций как предмета оценки в рамках профессиональной деятельности.

Профессиональная этика включает в поле своего рассмотрения морально неоднозначные вопросы профессиональной деятельности, оставляя почти без внимания как общетеоретические, так и практические моральные проблемы, выходящие непосредственно за рамки профессии. Так, этическое регулирование профессиональной деятель-

ности документоведа оставляет вне поля зрения этические вопросы войны и мира, ненасилия так же, как и историко-этические проблемы, прямо не относящиеся к специальности.

В вопросах этического регулирования профессиональной деятельности общие моральные требования к личности не устраняются, но внимание сосредоточивается на профессиональной составляющей. В поле зрения профессиональной этики попадает, например, не поведение работника в личной жизни, а его профессиональная деятельность: отношения с коллегами, руководством, клиентами, потребителями услуг, моральный выбор в профессиональной деятельности, принятие профессиональных решений, механизмы разрешения профессиональных моральных дилемм и т.д.

В рамках общественно значимой трудовой деятельности предъявлять работникам те высокие моральные требования, которые совершенствующийся индивид волен предъявлять по отношению к себе в пространстве индивидуальной ответственности, значит превышать возможности действенности всякой профессиональной этики. От действия в рамках профессионального поведения требуется, в первую очередь, моральность содержания и результата. Здесь оказывается непринципиальным вопрос, почему сотрудник поступает должным образом: потому ли, что боится санкций, дисциплинарных взысканий, или потому, что имеет твердую моральную позицию, в соответствии с которой для него недопустимо поступать недолжным образом.

Такая перспектива этических разработок не всегда устраивает специалистов-этиков. В адрес профессиональных и прикладных этик нередко звучит критика в упрощении этического знания, его поверхностном применении, способном привести к выхолащиванию морального пафоса, а также в излишнем функционализме. Эта обеспокоенность возникает и у специалистов, непосредственно занимающихся профессиональными/ прикладными этиками. Так, В. И. Бак-

штановский, разрабатывая теорию прикладной этики в ме-таэтическом ключе, обосновывает необходимость проектирования и производства специального знания, «приуготовленного для решения проблемных ситуаций, проектно-ориентированного, технологически оснащенного» таким образом, что «благодаря такому знанию традиционные для "практической философии" способы взаимодействия с нравственной жизнью (систематическая критика нравов с позиций нравственного идеала, содействие духовным исканиям человека при самостоятельном решении им предельных вопросов человеческого бытия, помощь в выборе решения в сложных конфликтных ситуациях и т.п.) дополняются вовлечением социально-управленческого, социально-технологического, социально-проектного подходов, предполагающих влияние на нормативно-ценностные подсистемы теоретизирующего и проектно-технологизированного этико-прикладного знания, призванного не только объяснять моральные явления, помогать субъекту (индивиду, сообществу, обществу) понимать их, но и оказывать преобразующее воздействие на нравственную жизнь»13.

Эта цитата показывает, каким образом определяется надфункциональность «профессиональных и экстрапрофессиональных "малых" нормативно-ценностных систем». Автором подчеркивается идея «служения», «высокой миссии» профессиональной/ прикладной этики и стремление не допустить «банализации этико-прикладной проблема-

14

тики»14, оградить ее от редукции моральности к легальности и сведения к набору этикетных правил и инструкций-регламентов. С позиции такого подхода к профессиональ-

13 Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Прикладная этика: обретение идентичности // Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы / Под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Альфа-М, 2009. С. 298.

Л Л

14 Бакштановский В. И. Прикладная этика: Инновационный курс для магистр(ант)ов и профессоров. Ч.2. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2012. С. 233.

ным/ прикладным этикам всякие предложения конкретизации предмета и акцентуация функциональности профессиональных/ прикладных этик неизбежно будут выглядеть как «примитивизация актуальности развития прикладной этики».

•к "к "к

Сфера морали обширна и неоднородна. Она охватывает область идеальных представлений личности, подотчетной в своих решениях перед собой и высшими силами; пространство межличностной коммуникации, наполненное интерсубъективным содержанием; пространство социальных отношений, в которых человек определен в качестве гражданина, члена социальной группы, представителя профессии15. Профессиональные этики локализованы в пространстве социальных отношений, в котором человек действует как представитель профессии. Более того, каждая из профессиональных и прикладных этик относится к определенной сфере, которая обеспечивает ценностно-нормативное сопровождение конкретной профессии или предметно определенной практики.

Представляется, что такая конкретизация предмета профессиональных / прикладных этик, фокусирование внимания на содержании и механизмах этической регуляции профессии не упрощает восприятие морали, не выхолащивает и не банализует этику.

Конкретизация предмета этической регуляции профессиональной деятельности позволяет, во-первых, не отдавать этическую составляющую нового профессионализма исключительно на откуп представителям профессий, а совместно с ними участвовать в разработке и обеспечении профессиональных и прикладных этик. Во-вторых, такая конкретизация позволяет избежать обвинений в излишнем

л ^

15 Апресян Р. Г. Феномен взаимности: коммуникативные и нормативные предпосылки исторического формирования морали // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия: Философия. 2012. №1. С. 75-76.

морализировании. Этика по сути своей ориентируется на должное, а следовательно, понуждает поступать правильно, содержит в себе ценностно-императивный компонент. Но адекватность требований профессиональной этики, концентрирующихся не на «морали вообще», а специализированно/ предметно ограниченной ее области, позволяет избегать абстрактных суждений и требований, подмены критериев. Последнее случается, например, тогда, когда профессионала ориентируют на высокие идеалы морали, предъявляют универсалистские требования, оставляя беспомощным в решении конкретных дилемм профессиональной деятельности в условиях, когда применение всеобщих моральных норм не очевидно.

Конкретизация предметного поля этической регуляции профессиональной деятельности также блокирует применение двойных моральных стандартов, препятствуя оценке работника как частного лица и предотвращая попытки прикрывать необязательность в работе, профессиональную некомпетентность, халатность, безразличие рассуждениями о порядочности и общечеловеческих ценностях.

Библиография

Апресян Р. Г. Вид на профессиональную этику // Общепрофессиональная этика. Ведомости. Вып. 25. / Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2004.

Апресян Р. Г. Феномен взаимности: коммуникативные и нормативные предпосылки исторического формирования морали // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия: Философия. 2012. №1. Аристотель. Этика. М.: АСТ, 2002.

Бакштановский В. И. Прикладная этика. Инновационный курс для магистр(ант)ов и профессоров. Ч.1. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2011.

Бакштановский В. И. Прикладная этика: Инновационный курс для магистр(ант)ов и профессоров. Ч.2. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2012.

Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Прикладная этика: обретение идентичности // Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы / Под ред. Р. Г. Апресяна. М.: Альфа-М, 2009. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования /Пер. с англ. 2-е изд., испр. и доп. М.: Academia, 2004.

Васильевене Н., Васильев А. Этика организаций: институ-ционализация ценностей в деловую жизнь // Со^альна ети-ка: теоретичн i приклады проблеми: матер. Мiжнар. наук.-практ. конф. К.: ВПЦ «КиТвський ушверситет», 2010. Заболотна В. О. Психолопчш основи управлння персоналом: Навч.поаб. К.: Гнозис, 2010.

Зубец О. П. Профессия в контексте истории ценностей // Этическая мысль. Вып. 4 / Под ред. А. А. Гусейнова. М.: ИФ РАН, 2003.

Калакура Я.С. Професмна етика архiвiста та запоб^ання конфл^в: контекст менеджменту// Архiви Укра'ши. Вип. 4 (280). 2012.

Сапришна М. А. Корпоративна со^альна вщповщальнють: моделi та управлнська практика: пщручник. К.: Фарбований лист. 2011.

Beck U. From Industrial Society to the Risk Society: Questions of Survival, Social Structure and Ecological Environment. // Theory Culture Society. № 9. 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.