Научная статья на тему 'Аис СГМ. Подсистема «Педагогический мониторинг»: условия обучения'

Аис СГМ. Подсистема «Педагогический мониторинг»: условия обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
128
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ / УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ СООТВЕТСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кунц Светлана Евгеньевна

В статье представлено краткое описание блока «Условия обучения школьников» социально-гигиенического мониторинга и технологии функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кунц Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аис СГМ. Подсистема «Педагогический мониторинг»: условия обучения»

УДК 371.71:631

Кунц Светлана Евгеньевна

Главный специалист Муниципального учреждения «Кустовой медицинский информационно-аналитический центр» (МУКМИАЦ), ivc@ivcgzo.nkz.ru, Новокузнецк

АИС СГМ. ПОДСИСТЕМА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ»: УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ

Kunts Svetlana Evgenjevna

Municipal authority «Sectional medical information-analytical centre» (MU SMIAC), ivc@ ivcgzo. nkz. ru, Novokuzn etsk

AIS SGM. THE SUBSYSTEM «PEDAGOGICAL MONITORING»:

TRAINING CONDITIONS

Мониторинг условий обучения представляет собой систему непрерывного наблюдения и анализа показателей по соблюдению санитарно-эпидемиологических правил в целом по городу, районам города, в отдельных общеобразовательных учреждениях и учреждениях повышенного обучения.

Автоматизированная система «Социально-гигиенический мониторинг», подсистема «Педагогический мониторинг», блок «Условия обучения» (СГМ УО) предусматривает автоматизацию следующих процессов:

- создание баз данных материальной базы образовательных учреждений города, организации питания учащихся, соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН);

- расчет интегрированной количественной оценки условий обучения;

- формирование информации для принятия управленческих решений по созданию условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья участников воспитательно-образовательного процесса;

- проведение экспертной оценки показателей, включенных в модель санитарно-гигиенического благополучия (СГБ);

- проведение экспертной оценки уровня СГБ (приемлемый, удовлетворительный, низкий, очень низкий).

Условия обучения оцениваются по разделам:

1. Требования к размещению общеобразовательных учреждений.

2. Требования к участку общеобразовательных учреждений.

3. Требования к зданию.

4. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений.

5. Требования к воздушно-тепловому режиму.

6. Требования к естественному и искусственному освещению.

7. Требования к водоснабжению и канализации.

8. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленном здании.

АИС СГМ. ПОДСИСТЕМА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ'»...

9. Требования к режиму образовательного процесса.

10. Требования к организации медицинского обслуживания учащихся.

11. Требования к санитарному состоянию и содержанию.

12. Требования к организации питания.

Группой экспертов каждому показателю дается оценка в баллах по шкале «от -10 до 10». Используя метод обработки групповой экспертизы, строится модель благополучия условий учебно-воспитательного процесса [1].

При этом условия учебно-воспитательного процесса оцениваются «качественные», если условия обучения п-го объекта соответствуют модели благополучия.

Количественным выражением условий обучения является коэффициент соответствия условий данного объекта модели условий обучения.

Назовем этот коэффициент уровнем соответствия (УС). Эталонным коэффициентом считается коэффициент равный единице. Это интегрированная оценка с учетом бальных оценок всех показателей, включенных в оценку.

Учитывая основное правило статистики - «сравнивая сравнимое», необходимо произвести распределение совокупности объектов на однородные группы:

- учреждения повышенного обучения (лицеи, гимназии);

- общеобразовательные учреждения;

- школы здоровья;

- специализированные школы.

В системе реализованы функции ввода и поддержки исходной и расчетной информации в актуальном состоянии, предоставлена возможность корректировки нормативной модели оценки показателей, формирования выходной информации, формирования единой городской базы [2].

Ежегодно идет проверка сотрудниками СЭС соответствия общеобразовательных учреждений санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, данные проверки заносятся в систему в районных пунктах СЭС, далее информация передается в единую городскую базу в МУ КМИАЦ. Ежегодно КМИАЦ собирает информацию, производит расчет индексов и формирует протоколы расчета, динамику изменений интегрированных показателей в виде диаграмм [3].

Выходная информация системы используется для принятия управленческих решений на городском уровне управления условиями обучения, т. е. улучшения материальной базы образовательных учреждений, организации рационального питания, соблюдения СанПиНа.

Ниже в таблицах приведены рассчитанные коэффициенты соответствия нормам санитарно-гигиенического состояния учреждений образования города по районам города и общеобразовательным учреждениям за 2008-2009 учебный год.

Таблица 1 - Основные индикаторы оценки условий обучения по районам города Новокузнецка в 2008-2009 гг.

Группы (разделы) Районы города

Цент- ральный Куйбы- шевский Орд- жони- кид- зевс- кий Кузнец- кий Завод- ской Ново- ильин- ский

Размещение образовательного учреждения 0.97 0.7 0.8 0.9 0.86 1

Участок образовательного учреждения 0.93 0.96 0.9 0.83 0.9 0.98

Здание образовательного учреждения 0.85 0.79 0.86 0.72 0.81 0.9

Питание 0.9 0.99 1 0.9 1 1

Оборудование учебных помещений 0.92 0.87 1 1 1 1

Воздушно-тепловой режим 1 1 0.9 0.93 0.88 1

Естественное освещение 0.96 0.8 0.87 0.98 0.95 1

Искусственное освещение 0.81 0.83 0.93 0.81 0.86 1

Водоснабжение и канализование 1 1 1 1 1 1

Режим образовательного процесса 0.93 1 0.96 0.96 0.92 0.97

Санитарное состояние и содержание 1 1 1 1 1 1

Оценочная шкала коэффициента соответствия:

0.95 - 1.00 - приемлемый 0.90 - 0.94 - удовлетворительный 0.85 - 0.89 - пониженный

0.80 - 0.84 - низкий Менее 0.80 - очень низкий

Из данных представленных в таблице 1 видно, что хуже обстоит дело с соответствием условий обучения нормативам и правилам в общеобразовательных учреждениях Куйбышевского и Центрального районов.

Обращает также внимание тот факт, что здание и участок полностью на 1.0 не соответствует ни в одном районе.

Система «Условия обучения» социально-гигиенического мониторинга начала функционировать с 2006 г. В течение следующих лет поэтапно каждый год подключались новые общеобразовательные учреждения и на сегодняшний момент в мониторинге участвуют более 80 процентов образовательных учреждений города.

АИС «Социально-гигиенический мониторинг» Блок «Условия обучения»

Таблица 2 - Коэффициент соответствия санитарно-гигиеническогосостояния образовательных учреждений утвержденным нормативам

за 2008-2009 учебный год

Наименование образовательного учреждения Текущее значение лингвистическая оценка Предыдущее значение Абсолютное изменение Отметка о контроле

Учреждения повышенного обучения

МОУ «ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 32» 0,99 (Приемлемый) 0,90 0,09

МОУ «ГИМНАЗИЯ № 59» 0,98 (Приемлемый) 0,95 0,03

МОУ ЛИЦЕЙ №27 0,98 (Приемлемый) 0,92 0,06

МОУ ЛИЦЕЙ № 11 0,98 (Приемлемый) нет данных

Коэффициент соответствия СанПиНу 0,96 (Приемлемый)

Общеобразовательные учреждения

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3» 0,93 (Удовл-ный) 0,93 0,00

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5» 0,99 (Приемлемый) 0,98 0,01

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» 0,93 (Удовл-ный) 0,96 -0,03

МОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49 0,87 (Пониженный) 0,81 0,06

Коэффициент соответствия СанПиНу 0,92 (Удовл-ный)

Школа здоровья

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 67» 0,91 (Удовл-ный) 0,83 0,08

Коэффициент соответствия СанПиНу 0,91 (Удовл-ный)

ГОРОД 0,93 (Удовл-ный) 0,91 0,01

АИС СГМ. ПОДСИСТЕМА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ»...

Библиографический список

1. Олещенко А. М. Оценка риска здоровья населения от факторов окружающей среды в системе социально-гигиенического мониторинга [Текст]/ А. М. Олещенко, В. Д. Суржиков, Г. И. Чеченин, Ю. А. Григорьев // Материалы межрегиональной конференции по социально-гигиеническому мониторингу, 13-14 марта 2002 г. / Минздрав РФ, Омская государственная медицинская академия. - Омск, 2002.-С. 105-107.

2. Суржиков В. Д. Оценка риска населения от факторов окружающей среды в системе социально-гигиенического мониторинга города [Текст]/ В. Д. Суржиков, А. М. Олещенко, Г. И. Чеченин // Материалы пленума межведомственного научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды Российской Федерации, 20-21 декабря 2001 г. - М., 2002. - С. 141-143.

3. Чеченин Г. И. Автоматизированная система социально-гигиенического мониторинга здоровья и среды обитания - инструмент повышения эффективности охраны здоровья населения [Текст]/ Г. И. Чеченин // Информационные технологии в управлении: сборник докладов: международный форум, 23-25 апреля 2008 г. в Нижнем Новгороде. - Нижний Новгород, 2008. - С. 211-215.

УДК 371.71:613

Соседко Сергей Юрьевич

Инэюенер-программист, главный специалист Муниципального учреждения «Кустовой медицинский информационно-аналитический центр», sergl7.85@mail.ru, Новокузнецк

АИС СГМ. ПОДСИСТЕМА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ». БЛОК «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС»

Sosedko Sergej Jurjevich

Municipal authority «Sectional medical information-analytical centre» (MU SMIAC), sergl7.85@mail. ru, Novokuznetsk

AIS SGM. THE SUBSYSTEM «PEDAGOGICAL MONITORING».

«PEDAGOGICAL PROCESS»

Социальные потрясения, падение уровня жизни, снижение общедоступной медицинской помощи в сочетании с плохим питанием и возрастающими учебными нагрузками ухудшили состояние здоровья школьников.

В современной ситуации образования, самым острым вопросом остается проблема здоровья субъектов образовательного процесса. Сегодня решать проблемы социально-экономические, образовательные, воспитательные невозможно не учитывая проблему здоровья: физического, нравственного, интеллектуального, психического. Так как статус личности определяется не только уровнем образованности, но и состоянием здоровья.

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.