Научная статья на тему 'АИС СГМ. Подсистема «Педагогический мониторинг». Блок «Педагогический процесс»'

АИС СГМ. Подсистема «Педагогический мониторинг». Блок «Педагогический процесс» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
111
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВХОДНЫЕ ДАННЫЕ / ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ / МОНИТОРИНГ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / БАЗЫ ДАННЫХ / ЭКСПЕРТНЫЕ ДАННЫЕ / НОРМАТИВНЫЕ ДАННЫЕ / ФАКТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соседко Сергей Юрьевич

В статье представлен краткий обзор блока «Педагогический процесс» подсистемы «Педагогический мониторинг» СГМ, цели и задачи блока, входная и выходная информация, функции системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соседко Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АИС СГМ. Подсистема «Педагогический мониторинг». Блок «Педагогический процесс»»

Библиографический список

1. Олещенко А. М. Оценка риска здоровья населения от факторов окружающей среды в системе социально-гигиенического мониторинга [Текст]/ А. М. Олещенко, В. Д. Суржиков, Г. И. Чеченин, Ю. А. Григорьев // Материалы межрегиональной конференции по социально-гигиеническому мониторингу, 13-14 марта 2002 г. / Минздрав РФ, Омская государственная медицинская академия. - Омск, 2002.-С. 105-107.

2. Суржиков В. Д. Оценка риска населения от факторов окружающей среды в системе социально-гигиенического мониторинга города [Текст]/ В. Д. Суржиков, А. М. Олещенко, Г. И. Чеченин // Материалы пленума межведомственного научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды Российской Федерации, 20-21 декабря 2001 г. - М., 2002. - С. 141-143.

3. Чеченин Г. И. Автоматизированная система социально-гигиенического мониторинга здоровья и среды обитания - инструмент повышения эффективности охраны здоровья населения [Текст]/ Г. И. Чеченин // Информационные технологии в управлении: сборник докладов: международный форум, 23-25 апреля 2008 г. в Нижнем Новгороде. - Нижний Новгород, 2008. - С. 211-215.

УДК 371.71:613

Соседко Сергей Юрьевич

Инэюенер-программист, главный специалист Муниципального учреждения «Кустовой медицинский информационно-аналитический центр», sergl7.85@mail.ru, Новокузнецк

АИС СГМ. ПОДСИСТЕМА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ». БЛОК «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС»

Sosedko Sergej Jurjevich

Municipal authority «Sectional medical information-analytical centre» (MU SMIAC), sergl7.85@mail.ru, Novokuznetsk

AIS SGM. THE SUBSYSTEM «PEDAGOGICAL MONITORING». «PEDAGOGICAL PROCESS»

Социальные потрясения, падение уровня жизни, снижение общедоступной медицинской помощи в сочетании с плохим питанием и возрастающими учебными нагрузками ухудшили состояние здоровья школьников.

В современной ситуации образования, самым острым вопросом остается проблема здоровья субъектов образовательного процесса. Сегодня решать проблемы социально-экономические, образовательные, воспитательные невозможно не учитывая проблему здоровья: физического, нравственного, интеллектуального, психического. Так как статус личности определяется не только уровнем образованности, но и состоянием здоровья.

40

Блок «Педагогический процесс» был разработан в рамках общегородской автоматизированной системы «Социально-гигиенический мониторинг», имеет единый нормативно-справочный фонд и основывается на едином подходе к расчету интегрированных показателей оценки педагогического процесса и является составной частью подсистемы «Педагогического мониторинга», в рамках программы «Образование и здоровье» [3].

Блок «Педагогический процесс» был разработан для автоматизации процесса учета, контроля, прогноза и оценки образовательного процесса на уровне общеобразовательных учреждений, районов города и города в целом.

В блоке «Педагогический процесс» реализованы следующие функции:

- создание и поддержка в актуальном состоянии базы данных «Сведения об образовательных учреждениях города»;

- создание и поддержка в актуальном состоянии базы данных «Оценка показателей образовательного процесса»;

- поддержка в актуальном состоянии базы нормативно-справочного фонда;

- прогноз;

- расчет и формирование выходной информации оценки образовательного процесса.

Входными данными для этой системы являются:

1. Фактические показатели деятельности общеобразовательных учреждений, представленные разделами:

- характеристика школы;

- организация учебного процесса;

- система школьного физического воспитания;

- результаты учебной деятельности;

- организация здоровьесберегающей деятельности.

2. Нормативные данные.

Фактические показатели ежегодно заполняются в общеобразовательных учреждениях, передаются в виде выгруженного файла в МУ «КМИАЦ», где вносятся в общегородскую базу данных, обрабатываются и представляются вместе с годовым отчетом в комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка.

Нормативные данные показателей формируются согласно нормативным документам, регламентирующим деятельность общеобразовательных учреждений, фактическим данным и экспертными данными [2].

Экспертные данные получены в результате работы группы экспертов и представляют собой информацию об оценке показателя, а именно: показатель, единица измерения, балльная оценка, тенденция показателя (стремление показателя к оптимальному значению, увеличению или уменьшению) [1].

Выходная информация системы:

- сведения об общеобразовательных учреждениях;

- интегрированные показатели образовательного процесса учреждения;

- интегрированные показатели образовательного процесса района;

- интегрированные показатели образовательного процесса города;

- стандарт успешности;

- прогноз;

- выходная информация системы.

«Сведения об общеобразовательных учреждениях» формируется из годовой информации, подаваемой общеобразовательными учреждениями. Режим работы с базой данных предполагает ввод и корректировку информации по усмотрению пользователя, быстрый поиск информации и выбор.

В 2010 г. охвачено 80% общеобразовательных учреждений города Новокузнецка. Каждое общеобразовательное учреждение оценивается по 61 показателю.

Примерный вид протоколов, подаваемых в администрацию г. Новокузнецка, приведен в таблицах.

Таблица 1 - Индекс успешности образовательного процесса за 2008-2009 учебный год

Категория, общеобразовательное учреждение Индекс образовательного процесса Отклонение от уровня города

Текущее значение Предыдущее значение Темп прироста

МОУ средняя общеобразовательная школа №91 0,42 0,86 -51,2%

МОУ средняя общеобразовательная школа №26 0,64 0,63 1,59%

МОУ средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением английского языка 0,81 0,82 -1,22%

Из таблицы 1 видно, что индекс школы № 91 и у школы № 72 ухудшились по сравнению с предыдущим годом на 51,2% и 1,22% соответственно, школа № 26 улучшила свой индекс успешности на 1,59%.

В таблице 2 приведен пример некоторых показателей подаваемых в администрацию г. Новокузнецка.

Из таблице 2 видно что школа № 1 переполнена на 12,8%, хотя по сравнению с прошлым годом этот показатель уменьшился. Также средняя наполняемость первых классов выше нормы и этот показатель вырос в среднем на одного человека за год, увеличилось число учеников не занимающихся физкультурой по медицинским показателям, но они остаются в пределах нормы.

Таблица 2 - Интегрированная оценка по МОУ средняя общеобразовательная школа № 1

Наименование показателя Баль- ная оцен- ка Це- левое зна- че- ние Ин- декс пока- зателя Фактическое значение Абсо- лют- ное от- кло- Темп при- рос- та Отметка о контроле

Текущее Пре- дыду- щее

Процент наполняемости школы относительно нормативной мощности 8 100 0,777 112,8 116,5 -3,8 -3,22 *

Средняя наполняемость 1 классов 9 25 0,803 27 26 1 3,85

Процент учеников, не занимающихся физ-рой по мед. показателям 8 3 1 1,774 1,288 0,49 37,8

Индекс успешности педагогического процесса 0,7674 (Пониженный)

Блок «Педагогический процесс» был введен в опытную эксплуатацию в 2006 г. В результате первого года эксплуатации (2006-2007 гг.) были внесены изменения в стандарт (нормативные данные), добавлены показатели во входную информацию и доработаны дополнительные сводки выходной информации.

Библиографический список

1. Захаренков, В. В. Состояние и перспективы развития автоматизированной информационной системы социально-гигиенического мониторинга здоровья школьников и педагогических работников [Текст]/ В. В. Захаренков, Г. И. Чеченин, Л. Н. Егорова // Комплексный мониторинг состояния здоровья обучающихся в системе управления качеством образования: материалы межрегиональной науч-практ. конф. XV междун. выставки-ярмарки “УЧСИБ - 2007” “Образование Сибири - XXI веку”, Новосибирск, 11 марта 2007 г. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. - С. 82-92.

2. Юнусова, В. А. АИС «Педагогический мониторинг» [Текст]/ В. А. Юнусова // Системы автоматизации в образовании, науке и производстве А8'2007: труды VI Всероссийской науч.-практ. конф., Новокузнецк 17-19 мая 2007 г. - Новокузнецк: СибГИУ, 2007. - С. 306-308.1БВК 5-7806-0249-2.

3. Чеченип, Г. И. Автоматизированная система социально-гигиенического мониторинга здоровья и среды обитания - инструмент повышения эффективности охраны здоровья населения [Текст]/ Г. И. Чеченин // Сборник докладов Всероссийской науч.-практ. конф. «Проблемы информатизации здравоохранения на современном этапе» и Второй всероссийский науч.-практ. конф. «Телемедицина в системе здравоохранения», 23-25 апреля 2008 г. в Нижнем Новгороде. - Нижний Новгород, 2008. - С. 21-25.

УДК 371.78

Ильина Татьяна Валерьевна

Педагог-психолог МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр «Здоровье» психолого-педагогической реабилитации и коррекции», tatiana_val@mail.ru, Новокузнецк

Савинцева Ольга Михайловна

Педагог-психолог МОУ для детей, нуэ/сдающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр «Здоровье» психолого-педагогической реабилитации и коррекции», tatiana_yal@mail.ru, Новокузнецк

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В РАБОТЕ ППМС-ЦЕНТРА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Ilyina Tatyana Valerevna

Teacher-psychologist МОУ for children, I require-shchih the psihologo-pedagogical and mediko-social help The centre “Health” Psihologo-pedagogical rehabilitation and correction, tatiana_val@mail. ru, Novokuznetsk

Savintseva Olga Mihajlovna

Teacher-psychologist МОУ for children, I require-shchih the psihologo-pedagogical and mediko-social help The centre “Health” Psihologo-pedagogical rehabilitation and correction, tatiana_val@mail. ru Novokuznetsk

EXPERIENCE AND PROSPECTS OF USE OF RESULTS OF PEDAGOGICAL MONITORING IN WORK OF THE PPMS-CENTER AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Социально-гигиенический мониторинг (СГМ) является государственной системой организационных, социальных, медицинских, санитарно-эпиде-миологических, научно-технических и иных мероприятий, отражающих динамику изменений показателей здоровья субъектов образовательного процесса, психического и физического развития обучающихся, педагогического процесса и условий обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.