Агроэкотуризм: региональный взгляд
Агроэкотуризм считается одним из самых привлекательных вариантов отдыха в нашей стране и, пожалуй, самым доступным видом бизнеса на селе. Этому способствуют прекрасная природа, добрые традиции, национальный колорит, присущий Беларуси, а также институциональная среда, созданная для развития данного вида предпринимательства. Большим потенциалом в этом плане обладает Припятское Полесье, которое выделяется разветвленной гидрографической сетью, обилием заповедных охраняемых территорий, калейдоскопическим многообразием быта. О том, какие предпосылки для становления агроэкотуризма имеются в регионе, мы беседуем с Виктором ДЕМЯНЧИКОМ, заместителем директора по научной работе Полесского аграрно-экологического института НАН Беларуси, кандидатом биологических наук, доцентом.
Виктор Трофимович, как в целом можно охарактеризовать ситуацию с развитием агроэко-туристического направления на Полесье?
- Прогресс в этой отрасли определился и благодаря инициативным людям от науки, сумевшим транслировать лучший зарубежный опыт на наши реалии, и хорошо проработанной нормативно-правовой базе, и роскошным преференциям в части налогов и сборов. Агроэкоту-ризм - один из немногих механизмов, доступных большинству желающих, который способен помочь преодолеть депрессию сельской глубинки, в том числе и в Припятском Полесье. Этот регион включает в себя 7 административных районов Брестской и Гомельской областей, на территории которых агроэкотуризм развивается в рамках одноименной Государственной программы. В прошлом году в части реализации ее плановых мероприятий
по формальным показателям именно это направление характеризовалось внушительным ростом. Особенно выделялись 4 района Гомельщины - Житко-вичский, Петриковский, Мозыр-ский и Наровлянский. При этом лидировал Житковичский район, где число агроэкоусадеб и комплексов увеличилось за последние 5 лет с одной до 30. В 10 из 16 районов Брестской области их количество стало больше на 50%, в том числе в Пинском, Луни-нецком и Столинском районах. В 2014 г. количество объектов агротуризма в Гомельской области выросло на 17%, а принятых туристов - на 24,6% по сравнению с 2010 г. А вот на Брестчине в указанный период значительного подъема не происходило. Ведущие позиции по величине дохода и численности побывавших гостей были у Брестского, Кобринского и Малоритского районов. Пинский занимал по этим показателям четвертое место. По количеству объектов
агроэкотуризма в Брестской области впереди были Каменец-кий и Брестский районы. Здесь проявились эффекты привлекательности всемирно известной Беловежской пущи и большого города Бреста. В аутсайдерах Ганцевичский, Ляховичский, Малоритский и Столинский районы, где появилось менее 10 усадеб. В целом агроэкотуризм в Припятском Полесье на общенациональном фоне имеет низкие темпы развития.
- Что, по вашему мнению, нужно сделать для того, чтобы исправить ситуацию?
- На сотрудников Полесского аграрно-экологическо-го института НАН Беларуси возложена функция научного обеспечения туризма в рамках Государственной программы «Припятское Полесье», а также совместного проекта БРФФИ
и Брестского облисполкома о разработке инновационной технологии вовлечения биологического потенциала памятников природы в систему интерактивного агроэкотуризма в нашем регионе. Когда мы приступили к выполнению НИР, то проблем вскрылось больше, чем достижений. Оказалось, что у разных регионов слишком различные стартовые позиции, поэтому далеко не все из них готовы войти в современное приоритетное русло агроэкотуризма.
Прежде всего был разработан оригинальный алгоритм оценки природно-туристического потенциала на уровне административного района. Применялась развернутая балльная шкала определенных критериев для активного летнего и пассивного зимнего туристических сезонов. Основными индикаторами стали: число созерцаемых объектов, видов, явлений природной среды и природопользования, сохранивших естественную целостность, репрезентативность; их количество на экскурсионном маршруте, на одной экскурсионной точке; протяженность, площадь мест валеологических ограничений (радиационного загрязнения, лесов 1-2 класса пожароопасности, пограничных полос и других спецтерриторий); а также наличие сопутствующих объектов этнографической и современной социально-экономической среды, дополняющих краеведческо-экскурсионную презентабельность местности.
- Разнится ли в соответствии с разработанным вами алгоритмом природно-туристи-ческий потенциал административных районов Припятского Полесья?
- И значительно. Такой рейтинг может служить программным ориентиром для определения приоритетов, инвестиций
и т.д. в дифференцированном
Студенты-туристы на озере Большое Засоминное среди крупнейшего массива
переходных болот
развитии туристического потенциала. В частности, наиболее интересный в этом отношении Житковичский район, у него 80 баллов, на втором месте Пинский - 60 баллов. Туда целесообразно направить наибольший материальный и административный ресурс для развития природных видов туризма и агроэкотуризма. А вот в Мозырском и Наровлян-ском, получивших 17 и 8 баллов соответственно, делать это нужно в меньшей степени. Путем наложения условных картографических квадратов площадью 900 км2 по плотности субъектов агроэкотуризма был определен белорусский «эпицентр» агроэко-туризма. Он оказался в пригороде Минска - десятки усадеб. Аналогичный ареал озерного агроэко-туризма с 36 усадьбами находится в Нарочанском крае, а в Полесье, к примеру, он представлен всего лишь двумя усадьбами в долине озера Червоное. Межрегиональная диспропорция не в пользу Полесья весьма внушительна.
- То есть налицотерри-ториальная диспропорция агроэкотуризма?
- По нашему убеждению, это одна из ключевых проблем, от своевременного осмысления и решения которой зависит судьба самой этой идеи. Но наряду с ней существует еще одно узкое место - функциональная несоразмерность агроэкотуризма. Некоторые современные усадьбы в пригородах и курортных зонах по существу больше напоминают ресторанно-гостиничные заведения, весьма далекие от природы, культурных традиций, но приносящие сравнительно быстрый и реальный доход владельцам.
И на этом фоне очень многие сельские территории печально выглядят своеобразной агроэко-туристической целиной. Решение этой проблемы, характерной как для Припятского Полесья, так и для других регионов страны,
должно стать предметом консолидации творческих и деловых усилий науки и бизнеса, регионов и столицы, государства и общества.
Значительный незадейство-ванный ресурс сфокусирован на школах, особенно малокомплектных и закрывающихся. Здесь интересно и здание, и сами учителя, и ученики. То, что владельцы агроусадеб и активные участники агроэкотуризма на селе в большинстве - представители старшего поколения,- повод для интерактивного вовлечения в эту сферу коренного населения с юных лет. В реальной практике использование полупустующих общественных зданий по новому назначению может давать сначала копеечный доход, но пробуждение живого интереса рано или поздно принесет свои плоды. К тому же здесь и недвижимость будет застрахована от неминуемых миллиардных потерь в случае ее заброшенности.
- В практике туристического планирования существует парадигма, что природа Беларуси в целом и Припятского Полесья в частности самодостаточна, интересна и сама по себе должна стать существенной основой развития туристического продукта. И, по сравнению с архитектурными, этнографическими, историческими, развлекательными материальными объектами и нематериальным наследием, не требует вложений средств. Насколько верно это мнение?
- Это не совсем правильная точка зрения. При таком отношении рейтинг природы неизбежно обречен на инфляцию ожиданий. Для интенсификации вовлечения экотуристического потенциала природы в малый
и средний бизнес, в систему социально-экономической поддержки сельской провинции и реальный сектор экономики
Беларуси и Припятского Полесья необходимо, прежде всего, качественное переосмысление методологических позиций и неотложное формирование новых подходов. Несмотря на обширные естественные комплексы пойм, болот, лесов, объекты природного показа, привлекательные круглый год, не так уж и многочисленны. К примеру, благодаря троллингу Припять резко оживает в начале лета, но к сентябрю становится «туристской пустыней». В ходе целевых экспедиций сотрудниками нашего института обследованы серии локальных объектов, представляющих потенциальную значимость в качестве интерактивных памятников природы в Пинском, Лунинецком, Сто-линском районах. Разработаны и переданы в Брестский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды научные и технико-экономические обоснования объявления 8 новых памятников природы: «Луни-нецкие воротничковые сосны», «Бережновская аллея», «Дубенец-кий дуб», парк «Стошаны», парк «Выжловичи», парк «Дубое», «Ста-ховский луг», «Городищенская терраса», а также преобразования парков «Теребежов» и «Бережное». Каждый из памятников природы представляет еще и культурно-историческую ценность. В Лунин-це - крупнейший в стране бор, где растут сосны с примечательной воротничковой формой ствола.
Одновременно это предельный в регионе по возрасту хвойный лесопарк, сохранившийся благодаря военному назначению. «Бережновская аллея» - фрагмент широко распространенного в XVII-XIX ст. придорожного ландшафта, скомпонованного аллеей пирамидального тополя. Этот вид гибридных тополей образно можно назвать белорусским кипарисом, который в начале нынешнего столетия стал редким или исчезнувшим в подавляющем большинстве мест.
- Какие меры предприняты учеными Полесского аграрно-экологического института НАН Беларуси для сохранения аутентичности населенных пунктов региона?
- Это последняя территория в равнинной части Европы и далеко за ее пределами, где еще можно встретить целые деревни, сохраняющие и традиционное природопользование, и ландшафт, и архитектуру, и быт в тех формах, которые были сотни лет назад. Живыми музеями в этом плане могут считаться Кудричи, Коробье, Симоничский Млынок. Оригинальны околицы почти всех крупных деревень, расположенных на террасе Припяти и ее притоков. Здешние старинные пастбища, лошади, куры и гуси местных пород и иные хозяйственные реликты признаны
не только историко-краеведче-
Как пользоваться
наставкой - 1Л
старинной о
рыболовной 1
снастью для < о
подледного лова §
вьюнов, можно до тк
сих пор услышать S s
из первых уст < сс
в д. Коробье. 0 1 I
Женщины-рыбаки s s
на Полесье < ■т >
не редкость < I
и в наши дни и
ской экзотикой, но и условием производства экологически чистого продукта, необходимого всем людям. Поэтому сотрудниками института разработаны концепции или специальные обоснования для проведения неотложных мер не столько по сохранению, а нередко - по реанимации этих уникальных объектов национальной и континентальной культуры и природы с тем, чтобы приглашать туриста из любой страны мира и оставить в достойном виде для потомков наследие природы и культуры.
- Современные виды туризма - агроэкотуризм, медицинский, рыболовный, охотничий - и различные формы рекреации в условиях Припят-ского Полесья в значительной мере обусловлены состоянием и доступностью природных либо социальных ресурсов.
А вот их сохранение в большей мере относится к компетенции субъектов конкретных областей природопользования - земельной, водной и т.д. Не возникает ли в этой связи дисбаланса интересов?
- Мы считаем, что туристическая сфера может оказать существенное стимулирующее влияние на устойчивое развитие запасов конкретного природного или социального ресурса. В процессе анализа социально-экономической ситуации, успешных
и проблемных аспектов учеными института составлены отраслевые рекомендации по развитию агроэ-котуризма в Припятском Полесье. Одна из них - «Обеспечение сельских субъектов агроэкотуриз-ма (наравне с арендопользовате-лями) правами по использованию традиционных орудий рыболовства». Своеобразие природы и местных традиций, включая рыболовство,- отличительная особенность Полесья. Традиционный рыбопромысел на небольших водоемах и разливах - одна
из форм былого сервитутного ресурсопользования, распространенного в большинстве районов региона на протяжении всей обозримой истории до 1990-х гг. Это одно из немногих мест в Европе, где веками практикуется неограниченный лов традиционными орудиями разных рыб, в особенности вьюна. Летом прошлого года в ознаменование этой этно-экологической особенности в Пинске установлен памятник рыбе - вьюну Misgurnus /в$$Ш$. Сложилась парадоксальная ситуация: вьюнов можно поймать только традиционными орудиями лова, которые для коренных жителей оказались запрещенными согласно современным правилам рыболовства. Поэтому следует пересмотреть отдельные положения универсальной для всей территории Беларуси нормативно-правовой базы касаемо сер-витутного природопользования в сторону либерализации к интересам и традициям коренного населения, в частности Полесья. Природные условия и традиции природопользования в разных регионах страны разные. Иногда это находит понимание и в государственных органах управления. К примеру, в Припятском Полесье украинским полешукам разрешено заготавливать дикоросы на белорусской территории в Сто-линском районе. Недавно сделано исключение из общих правил рыболовства для пользователей арендных угодий, которым разрешается применять традиционные орудия рыболовства. Почему бы не сделать такое исключение и для владельцев агроэкоусадеб? Подобное новшество позволило бы организовать туристические акции по интерактивному применению традиционных орудий, существенно расширить гастрономическую экзотику края, обеспечить привлекательность региона и в зимний период. Тем более что вреда природе от этого практически никакого, а вьюн
в настоящее время в большинстве стран Европы исчез или включен в тамошние Красные книги. Более того, замечено, что депрессия или даже исчезновение вьюна происходит именно в угодьях, где кустарный промысел этого вида рыб прекращен. Оставаясь одним из наиболее рыбных регионов страны, Припятское Полесье к тому же «хранитель» особых рецептов суховяленого консервирования - гастрономического бренда.
- Какие еще работы выполнены коллективом института
в интересах агроэкотуристи-ческого развития сельских территорий?
- Обоснованы 5 туристических комплексов: «Сяд-з1ба Рынькаука», «Доминик», «Шале-Гринвуд» и др., а также уникальный объект «Выгонощан-ская фортеция», подготовлено 5 пособий и справочников, внедрены другие агроэкотуристические инновации. Они ориентированы на поддержание эволюционно адекватной системы расселения: сохранение разных населенных пунктов, включая хутора; улучшение экологического комфорта проживания, оздоровления, питания; появление потенциальных или реальных источников дохода. Важное место в нашей работе отводится поддержанию социально-экологического оптимизма в плане будущего сельской местности, преемственности материальных, социальных, духовных ценностей сельских территорий, а также активизации исторической памяти. Разработки института нацелены также на сохранение биотопов ключевых видов флоры и фауны, природного равновесия на юге лесной зоны и в специфических селитебных экосистемах. СИ
ИринаЕМЕЛЬЯНОВИЧ