Научная статья на тему 'Агрессия как социально-психологическая форма девиантного поведения. Ее причины и последствия'

Агрессия как социально-психологическая форма девиантного поведения. Ее причины и последствия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2085
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / ДЕВИАЦИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТЕОРИЯ ИНСТИНКТА / ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД / КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СОЦИОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ТЕОРИЯ ПОБУЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сержантова А.А., Уваров И.А.

В данной статье феномен агрессии рассматривается в качестве социально-психологической формы девиантного поведения. Работа содержит статистические данные о возросшем уровне агрессивности российского общества, полученные Институтом психологии РАН. Приведены определения агрессии, с точки зрения социологии и психологии. В частности работа содержит сравнительный анализ понятий «агрессивность» и «агрессия». В качестве концепций, объясняющих феномен агрессии, в статье приведены и проанализированы следующие подходы: теория инстинкта, эволюционный подход, когнитивный подход, социологический подход, социобиологическая теория и теория побуждения. В качестве основных причин агрессивного девиантного поведения рассматриваются такие как долгосрочные физические и психические нагрузки, профессиональные и семейные неудачи, алкогольная и наркотическая зависимость, длительный прием антидепрессантов, травмы психологического характера, отсутствие полноценного отдыха. Также изучен целый ряд социально-психологических мотивов, способных спровоцировать агрессию индивида, и возможных последствий подобного девиантного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Агрессия как социально-психологическая форма девиантного поведения. Ее причины и последствия»

Агрессия как социально-психологическая форма девиантного поведения. Ее причины и последствия

Сержантова Анжелика Александровна,

кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социально-экономического дисциплин. Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского, le-diali@mail.ru

Уваров Игорь Артурович,

доктор исторических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского.

В данной статье феномен агрессии рассматривается в качестве социально-психологической формы девиантного поведения. Работа содержит статистические данные о возросшем уровне агрессивности российского общества, полученные Институтом психологии РАН. Приведены определения агрессии, с точки зрения социологии и психологии. В частности работа содержит сравнительный анализ понятий «агрессивность» и «агрессия».

В качестве концепций, объясняющих феномен агрессии, в статье приведены и проанализированы следующие подходы: теория инстинкта, эволюционный подход, когнитивный подход, социологический подход, социобиологическая теория и теория побуждения.

В качестве основных причин агрессивного девиантного поведения рассматриваются такие как долгосрочные физические и психические нагрузки, профессиональные и семейные неудачи, алкогольная и наркотическая зависимость, длительный прием антидепрессантов, травмы психологического характера, отсутствие полноценного отдыха. Также изучен целый ряд социально-психологических мотивов, способных спровоцировать агрессию индивида, и возможных последствий подобного девиантного поведения. Ключевые слова: агрессия, девиация, девиантное поведение, теория инстинкта, эволюционный подход, когнитивный подход, социологический подход, социобиологическая теория, теория побуждения.

п

с <

6

о

о см

О!

В современном обществе из ежедневных новостей человеку все чаще приходится слышать о новых фактах насилия в самых разных точках мира. К сожалению, статистика указывает на тот факт, что с пугающей частотой происходят самые антисоциальные проявления девиантного поведения, такие как убийства, совершенные на почве неустойчивого психологического состояния нарушителей закона. Так, в 2013 году СМИ активно афишировали новость о том, что Институтом психологии РАН было проведено исследование, показавшее возросший уровень агрессии среди россиян.

По мнению социологов и психологов, феномен агрессии в российском обществе стал частью моды. В соответствии с полученными данными, уровень агрессии значительно повысился с 1981 по 2011 годы. При этом главными причинами этому являются криминальная мода и, так называемый, гламур [2].

Таким образом, статистика указывает на существование серьезной проблемы современного общества. Об актуальности данной проблемы говорит не только сухой язык цифр. В повседневной жизни человеку очень часто приходится становиться свидетелем агрессивных проявлений поведения. Поэтому проблема возрастающего с каждым годом уровня агрессии требует глубоко социально-психологического анализа ее причин и возможных последствий.

С точки зрения современной социологии, агрессия трактуется как поведение индивида, которое нацелено на причинение ущерба как морального, так и физического (вплоть до полного уничтожения) другому индивиду. С точки зрения психологии, агрессия представляет собой намеренное деструктивное поведение человека, приносящее окружающим людям психологический дискомфорт или физический ущерб [7].

При анализе причин возникновения феномена агрессии необходимо различать понятия «агрессивность» и «агрессия». Слово «агрессия» имеет латинское происхождение. При переводе оно обозначает «нападать» или «нападение». Различие между понятиями заключается в том, что агрессивность является чертой характера, а агрессия -состоянием человека. Существуют различные социально-психологические теории, объясняющие

смысл и возможные причины возникновения агрессивного поведения.

Ранее других концепций, объясняющих феномен агрессии, возникла теория инстинкта, в рамках которой агрессивное поведение рассматривается в качестве врожденного. Наиболее знаменитым представителем данной теории является З. Фрейд. Врач и психолог, основатель теории психоанализа, З. Фрейд считал, что «агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, агрессия - это тот же самый инстинкт, только спроецированный вдвойне и нацеленный на внешние объекты» [6, с. 112-114].

В основе теории инстинкта лежит положение об инстинктивном стремлении человека к смерти. Это положение является достаточно спорным в контексте теории психоанализа. Фактически оно отвергалось многими последователями З. Фрейда, которые разделяли его взгляды, касающиеся многих вопросов. Однако даже критики ученого были солидарны с ним в том, что первоисточником агрессии являются врожденные, инстинктивные силы.

Также феномен агрессивного поведения изучался теоретиками-эволюционистами, которые в качестве источника агрессии видели иной врожденный механизм. Таковым механизмом им представляется инстинкт борьбы, который свойственен каждому животному, в том числе и человеку.

К. Лоренц, лауреат Нобелевской премии, является представителем эволюционного подхода к объяснению сущности и причин агрессии. Согласно представлениям К. Лоренца, инстинкт борьбы развивался в течение длительной эволюции. Ученый выделяет три важнейшие функции данного инстинкта. Во-первых, благодаря борьбе представители видов рассеиваются на географическом пространстве, что ведет к максимальной утилизации имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия способствует улучшению генетического фонда, поскольку только самым жизнеспособным и энергичным индивидуумам удается сохранить свое потомство. В -третьих, сильным животным лучше удается защищаться и поддерживать жизнедеятельность потомства [3, с. 545-546].

Существует социобиологическая теория агрессии. Социобиологи обосновывают свое видение процесса естественного отбора. Основным аргументом данной теории является следующее высказывание: гены оказывают длительное влияние на возникновение агрессивности, потому как они отвечают за обеспечение адаптивного поведения.

Иными словами, гены «приспособлены» настолько, что приносят вклад в процесс репродукции, гарантируя свою сохранность у будущих поколений. Это означает, что с точки зрения со-циобиологов, индивидуумы стремятся оказывать содействие тем, кто имеет схожие гены, обеспе-

чивая их выживание. Таким образом, индивидуумы готовы к самопожертвованию, проявляя альтруизм. Они будут проявлять агрессию по отношению к тем, кто не состоит с ними в родстве, не имея общих генов.

Иная точка зрения у представителей теории побуждения. В рамках данной теории источник агрессии представляет собой позыв, который вызывается внешними причинами. Примером данного направления служит теория фрустрации, которая была предложена Д. Доллардом и его последователями. Д. Доллард считает, что индивид, переживший фрустрацию, ощущает побуждение к агрессии.

В центре когнитивных моделей агрессии находятся когнитивные и эмоциональные процессы, которые лежат в основе агрессивного типа поведения. Характер интерпретации индивидом провокационных или угрожающих действий другого индивида оказывает влияние на его поведение и чувства. При этом на когнитивные процессы, которые задействованы в определении степени угрожающей индивиду опасности, оказывают влияние на степень его эмоционального возбуждения.

Последнее теоретическое направление рассматривает агрессию в качестве социального явления. Агрессия в данном контексте представляет собой форму поведения, которое было усвоено в процессе социализации. В рамках теории социального научения для того, чтобы понять феномен агрессии, необходимо обращать внимание на три ключевых положения:

- путь, которым агрессивная модель поведения была усвоена;

- факторы, которые провоцируют ее проявление;

- условия, которые поспособствовали закреплению агрессивной модели поведения.

В описанных выше теориях рассматриваются различные причины возникновения агрессивного поведения. Однако в современном обществе можно выделить иной перечень факторов, провоцирующих агрессию. Современными психологами и социологами предлагаются следующие причины агрессивности человека:

- долгосрочные физические и психические нагрузки;

- неудачи, связанные с профессиональной деятельностью, конфликты на работе;

- чрезмерное употребление алкоголя, наркотическая зависимость;

- длительный прием антидепрессантов и снотворных препаратов;

- трудности в семейной жизни, проблемы в интимных отношениях, неустроенная личная жизнь;

- травмы, имеющие психологический характер, зачастую полученные в период раннего взросления;

- длительное переутомление, спровоцированное недосыпанием, а также отсутствием полноценного отдыха.

в У X

ДА

>

0-X

т гп А о п гп т;

о

-С ГП

о т; О

О и Д

о

-о О ГО 0-Я

С точки зрения психологии, существуют характеристики, способные провоцировать агрессивное поведение человека. Среди них можно выделить боязнь быть осужденным со стороны общества, склонность надумывать враждебное отношение в свой адрес со стороны окружающих людей, раздражительность и предрасположенность испытывать чувство стыда вместо положенного чувства вины во многих жизненных ситуациях [4, с. 311].

Таким образом, современному человеку приходится ежедневно сталкиваться с факторами, провоцирующими агрессивное поведение, что связано с постоянно ускоряющимся ритмом жизни. Психологи и социологи выделяют разновидности мотивов агрессивного поведения:

- патологические мотивы, проявляются в виде психозов, бреда, галлюцинаций и так далее (зачастую патологические мотивы рождаются вследствие психических заболеваний и отклонений);

- враждебные мотивы, влекут за собой эмоциональные срывы, вспышки ярости, ненависти, гнева);

- гедонистические мотивы, агрессия представляет собой инструмент получения удовольствия;

- авторитарные мотивы, проявляются в жажде власти - человек одержим стремлением доминировать над окружающими его людьми любой ценой;

- мотивы отрицания, агрессия в данном случае является способом нарушить общепринятые правила и нормы;

- мотивы психической саморегуляции - человек стремится уравновесить собственное эмоциональное состояние;

- защитные мотивы - человек совершает акты проактивной или реактивной агрессии;

- мотивы приобретения и достижения, провоцируют агрессию, которая проявляется для овладения материальными ценностями, социальным статусом и позитивной самооценкой;

- мотивы следования - человек проявляет агрессию, чтобы соблюдать установленные социальные нормы (маргинальное, социально-активное, привычное, конформистское поведение).

Каким могут быть последствия агрессивного поведения для самого человека и для окружающих его людей? Прогноз будущего - это всегда трудоемкий процесс, однако его можно смоделировать, обратившись к прошлому опыту. Придерживаясь этой позиции, М. Раттер выяснил, что социально неодобряемые формы поведения (речь идет об агрессивности, демонстративном неповиновении, разрушительных действиях, лживости и так далее) практически всегда со-„ провождаются плохими взаимоотношениями с с окружающими людьми [5, с. 101-104]. © Д. Московитцем и А. Шварцманом была про-оТ слежена траектория жизни людей, которые с о детства характеризовались как агрессивные и ^ замкнутые. Результаты их исследования пока-2 зывают, что детей, в поведении которых обна-

руживается сочетание агрессивности и стремления избегать социальных контактов, в будущем ожидает множество весомых проблем. В число таковых проблем можно отнести слабую успеваемость в школе, низкий уровень интеллектуального развития, трудности в ходе социализации и социальной адаптации.

Авторами было выдвинуто предположение о том, что склонность ребенка к уходу от общения является признаком нездорового восприятия им себя как личности, преувеличения каких-либо неудач, торможения активности. Также авторы приходят к выводу, что агрессивности зачастую сопутствует плохое состояние здоровья. Это связано с тем, что подавление агрессивных эмоций способно привести к снижению иммунитета, что подтверждается современной медициной.

Хронические проявления гнева оказывают разрушительное действие на организм человека. Среди наиболее частых психосоматических заболеваний можно выделить следующие: сердечно сосудистые заболевания, расстройства функций желчного пузыря, расстройство желудка, проблемы с зубами, мигрени, изжога [1, с. 375-378].

С точки зрения современной психологии, вспышки агрессии являются причиной целого ряда заболеваний психогенного происхождения, поскольку негативные эмоции связаны с телом и его физиологическими характеристиками.

Доказано, что частый гнев является причиной хронического депрессивного состояния. Чем чаще человек проявляет агрессию, тем более длительным становится реабилитационный период апатии и анемии. Часто после вспышек гнева у человека могут наблюдаться следующие последствия: потеря энергии, чувство вины, связанной с тем, что был причинен вред другому человеку; понижение самооценки, уязвленное самолюбие, потому как вред был нанесен самому себе; депрессивное состояние.

Таким образом, феномен агрессии представляет собой крайне антисоциальную форму девиа-нтного поведения и является острой социально-психологической проблемой современности. Агрессия может рассматриваться с точки зрения целого ряда социально-психологических концепций, среди которых необходимо назвать теорию инстинкта, эволюционный подход, когнитивный подход, социологический подход, социобиологи-ческую теорию и теорию побуждения. Причинами агрессивного девиантного поведения индивида могут служить самые различные факторы: от долгосрочных физических и психических нагрузок до различных форм зависимостей. Для предупреждения разрушительного воздействия возможных социально-психологических последствий агрессии как крайней формы девиантного поведения необходима своевременная диагностика.

Литература

1. Берковиц, Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковиц. - М.: Олма-Пресс, 2007. - 510 с.

2. Исследования РАН показали возросший уровень агрессии россиян [Электронный ресурс] / Информационный портал «Life.ru» новость от 10.31.2013. URL: 1^:Ше.тЛ/новости/123828 (дата обращени: 18.02.2019)

3. Лоренц, К. Агрессия. Так называемое зло. К естественной теории агрессии [Текст] / 3 К. Лоренц // Оборотная сторона зеркала. - М.: Республика, 2008. - 616 с.

4. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - М.: Евразия, 2015. - 480 с.

5. Раттер, М. Помощь трудным детям [Текст] / М. Раттер. - М.: Прогресс, 1987. - 424 с.

6. Фрейд, З. Недовольство культурой [Текст] / З. Фрейд. - Харьков: Фолио, 2013. - 222 с.

7. Шестакова, Е.Г. Агрессивное поведение и агрессивность личности [Текст] / Е.Г. Шестакова, Л.Я. Дорфман // Образование и наука. - 2009. -№3. - С. 23 - 28.

Aggression as a socio-psychological form of deviant behavior. its causes and consequences Serzhantova A.A., Uvarov I.A.

Military Academy of military air defense of the armed Forces of the Russian Federation named after Marshal of the Soviet Union Vasilevsky In this article, the phenomenon of aggression is considered as a socio-psychological form of deviant behavior. The work contains statistical data on the increased level of aggressiveness of Russian society, obtained by the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. The definitions of aggression are given in terms of sociology and psychology. In particular, the work contains a comparative analysis of the concepts of "aggressiveness" and "aggression". The following approaches are presented and analyzed as concepts explaining the phenomenon of aggression: the theory of instinct, the evolutionary approach, the cognitive approach, the sociological approach, the socio-biological theory and the theory of motivation. The main causes of aggressive deviant behavior are considered such as long-term physical and mental stress, professional and family failure, alcohol and drug addiction, long-term anti-depressants, psychological trauma, lack of proper rest. Also studied a number of socio-psychological motives that can provoke the aggression of the individual, and the possible consequences of such deviant behavior. Key words: aggression, deviation, deviant behavior, instinct theory, evolutionary approach, cognitive approach, sociological approach, sociobiological theory, theory of motivation.

References

1. Berkovits, L. Aggression: Causes, consequences and control

[Text] / L. Berkovits. - M .: Olma-Press, 2007. - 510 p.

2. Studies of the RAS showed an increased level of aggression of

Russians [Electronic resource] / Information portal "Life.ru" news from 10.31.2013. URL: https://life.ru/t/news/123828 (access date: February 18, 2019)

3. Lorenz, K. Aggression. The so-called evil. Towards a natural theory of aggression [Text] / 3 K. Lorenz // Reverse side of the mirror. - M .: Republic, 2008. - 616 p.

4. Maslow, A. Motivation and personality [Text] / A. Maslow. - M .:

Eurasia, 2015. - 480 c.

5. Rutter, M. Helping difficult children [Text] / M. Rutter. - M .: Pro-

gress, 1987. - 424 p.

6. Freud, Z. Discontent with culture [Text] / Z. Freud. - Kharkov: Folio, 2013. - 222 p.

Shestakova, E.G. Aggressive behavior and personality aggressiveness [Text] / E.G. Shestakova, L.Ya. Dorfman // Education and Science. - 2009. - №3. - P. 23 - 28.

6

У

X Д

s

m

X

H

А

Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

tr

X

tr

гп

А

о

п

m

т;

н

т

П

о

S

X

S

m

о

т;

О

О

З

Д

О

О

ГО

Ö-

20

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.