Научная статья на тему 'Агрессия как экзистенциальный мотив и способ выражения поведения подростков'

Агрессия как экзистенциальный мотив и способ выражения поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
376
71
Поделиться
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АЛЬТРУИЗМ / ЛИЧНОСТЬ / МОТИВ ПОВЕДЕНИЯ / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / СЕМЬЯ / ПОДРОСТОК

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Сачук Е. Н.

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с проявлением агрессивного поведения подростков, а также выявлением экзистенциальных (жизненных) мотивов и уровней развития агрессии.

AGGRESSION AS EXISTENTIAL MOTIVES AND WAYS OF EXPRESSING THE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

This article describes the current problems associated with the manifestation of aggressive behavior in adolescents, and to identify and existential (life) motives and levels of development aggression.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Агрессия как экзистенциальный мотив и способ выражения поведения подростков»

УДК 616.89-008.64+316.61]-053.7

АГРЕССИЯ КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ МОТИВ И СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ

ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Е.Н. САЧУК, Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск

E-mail: Evgenya-7495@,mail. ru

Научный руководитель: к. с. н., доцент Волкова Т.И.

Аннотация

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с проявлением агрессивного поведения подростков, а также выявлением экзистенциальных (жизненных) мотивов и уровней развития агрессии.

Ключевые слова: агрессия, альтруизм, личность, мотив поведения, экзистенция, семья, подросток.

Актуальность. Мы ежедневно узнаем о тех или иных проявлениях агрессии: войны, теракты, убийства, издевательство сильных над слабыми. Почему люди ведут себя агрессивно? Агрессия (от лат. aggressio - "нападение") - "целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения" [1, с. 8]. Ученые и философы с разных позиций пытались ответить на этот вопрос. З. Фрейд считал, что источник агрессивности - инстинкт смерти, заложенный в человеке [2, с. 850]. Но в истории человечества встречались примеры сообществ, в которых практически полностью отсутствует агрессия (ирокезы). Б. Спиноза полагал: "Человек становится агрессивным, потому, что агрессивное поведение поощряется другими людьми" [3, с. 373]. Значит, агрессия, скорее всего, не инстинктивное, а приобретенное поведение. Люди строят отношения друг с другом на основе различных социальных мотивов. Настроенный на агрессию проявит враждебность к тому партнеру, который ничем его не провоцирует. Понять мотивы человеческого поведения, особенно подростков, очень важно как для оптимизации учебного процесса, так и гармоничных отношений в семье.

Цель исследования: выявить уровень агрессии подростков и уровень альтруизма для объяснения мотивов поведения.

Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы, обобщение, корреляция); эмпирические (анкетный опрос).

Результаты исследования. Для решения поставленной цели было предложено учащимся 5-х, 6-х, 8-х классов МОУ СОШ № 2 г. Копейска ответить на вопросы социологической анкеты. В опросе приняли участие 122 учащихся в возрасте 10-14 лет, из них 57 мальчиков, 65 девочек. Анкета включала в себя 25 вопросов, которые рассматривали: 1) взаимоотношения подростка в семье, 2) в школе, 3) внутренний мир подростка. Исследование выявило, что на становление агрессивного поведения подростка влияют его взаимоотношения в семье и школе. У 67,2% подростков особым доверием в семье пользуются мамы. Только 25,4% респондентов рассказали бы папе о своих проблемах. 63,1% опрошенных подростков нуждаются в помощи родителей и при подготовке к школьным урокам, причем как мальчики, так и девочки, 36,8% опрошенных её не получают. Большинство опрошенных подростков отметило, что ссор в их семье почти не бывает -46,7%, бывают; редко - 33,0% и только 6,6% подростков отметили наличие частых ссор. 57,4% респондентов сталкиваются со словесной агрессией (оскорбления, злые шутки, насмешки). 16,4% подростков сталкиваются в школе с физической агрессией (драки, нанесение различных телесных повреждений). Как подросток реагирует на выпад

агрессивного отношения к себе? Только 20,5% респондентов не обращают внимания на проявление агрессии. Что может вызвать у подростков агрессию, и в каких случаях он ее проявляет? Большинство подростков - 57,4% мотивом для агрессивных действий отмечают грубое обращение с его друзьями, 55,4% - негативные отзывы о нем самом. У 18,3% опрошенных плохое самочувствие является поводом для проявления агрессии, причем, как у мальчиков 19,3%, так и у девочек - 16,9%. Только 1,6% ответили, что им доставляет удовольствие мучить других. При этом 44,8% отказываются подчиняться правилам. Редко сердятся и отказываются что-либо сделать - 18,9%, винят в своих ошибках других - 12,3%, иногда теряют контроль над собой - 13,9%, бывают завистливы и мстительны - 11,5%, и даже специально раздражают людей - 12,3%.

Выводы: 1. Агрессивные действия подростков являются способом неадекватного реагирования ребенка на конфликтную ситуацию; 2. Нездоровая обстановка в семье порождает у подростка негативное отношение к миру, массу отрицательных эмоций и как следствие жестокость - способ отомстить за причиненные обиды и унижения. 3. Для подростка важным является мнение группы, к которой он принадлежит. Положение, социальный статус в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, влияют на его поведение и проявление агрессивности. 4. Одна из причин агрессии - стремление к самоутверждению. Сознание своей особенности, непохожести на других ведет к преувеличению собственной уникальности и завышению самооценки. Отсюда возникает злоба, завистливость и, как следствие, агрессия. 5. Лучший способ борьбы с агрессией -поддержание и развитие противоположных ей мотивов: альтруизма, гуманности, милосердия. Альтруизм не является чертой характера. Связь между личной чертой и склонностью оказывать поддержку из сострадания не обнаружена. 6. Важно научить подростка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Фрейд, З. "Я и Оно" // Сочинения. - М.: Эксмо, 2009. - 864 с.

2. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского. - Р-на-Д: Изд-во "Феникс", 1998. - 512 с.

3. Спиноза, Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье; Трактат об усовершенствовании разума; Этика / Пер. с голл. - М.: Мир книги, Литература, 2007. - 480 с.

Abstract

This article describes the current problems associated with the manifestation of aggressive behavior in adolescents, and to identify and existential (life) motives and levels of development aggression.

Keywords: aggression, altruism, personality, motives, existence, family, teen.