Научная статья на тему 'АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРОЯВЛЯЮЩЕЕСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ И ВЛИЯЮЩЕЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ'

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРОЯВЛЯЮЩЕЕСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ И ВЛИЯЮЩЕЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / ПОВЕДЕНИЕ / СПОРТ / ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СТУДЕНТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Еганов А.В., Малетина Е.Б., Чемерчей О.А.

Агрессивное поведение, проявляющееся в образовательной среде у студенток и оказывающее отрицательное влияние на психическое здоровье, обусловлено наличием высоких значений следующих параметров: эмоциональной возбудимости, нервного напряжения, раздражительности, нервозности, волнения, наличия психических расстройств и заболеваний. При этом отмечены высокие значения зависимости от социальной группы, психического напряжения, траты нервной энергии, необходимости времени на отдых и восстановление, частоты применения медицинских, успокаивающих психику препаратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Еганов А.В., Малетина Е.Б., Чемерчей О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGGRESSIVE BEHAVIOR MANIFESTED IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND AFFECTING YOUNG PEOPLE'S MENTAL HEALTH

Female students' aggressive behavior manifested in educational environment and having a negative impact on mental health is due to the presence of the following parameters' high values: emotional excitability, nervous tension, irritability, nervousness, excitement, the presence of mental disorders and diseases. At the same time, high values of dependence on the social group, mental stress, nervous energy waste, the need for time to rest and recover, the frequency of medical, mental calming drugs use were noted.

Текст научной работы на тему «АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРОЯВЛЯЮЩЕЕСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ И ВЛИЯЮЩЕЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ»

REFERENCES

1. Bikmullina, A.R. and Fazleeva, E.V.(2020), "Application of distance learning technologies in the disciplines "Physical culture" and "Elective courses in physical culture and sports", News of TulGU. Physical Culture. Sport, No. 3, pp. 12-20.

2. Gerasimenko, K.S., Bolgov, A.N. and Karagodina, A.M.(2021), "Application of the game method to improve the speed and strength abilities of volleyball players", Theoretical and methodological aspects of training specialists for the sphere ofphysical culture, sports and tourism: collection of materials of the I International Scientific and Practical Conference, Volgograd.

3. Dorontsev, A.V., Porubayko, L.N., Zinchuk, N.A., N.V. and Ermolina, N.V. (2022), "The study of motivationally determined priorities for motor activity classes in students of various medical groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (204). pp. 122-127.

4. Dorontsev, A.V., Ermolina, N.V and Zinchuk, N.A. (2019), "The relevance of integrating sectional sports classes into the general education space of secondary school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (167). pp. 98-102.

5. Dorontsev, A.V. (2009), Formation in future doctors of the skill of preventing morbidity by means of physical culture and sports, dissertation, Volgograd.

6. Zavalishina, S.Yu. and Makhov, A.S. (2022), "Physical education for functional optimization of young body", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 58.

7. Morozov, O.G., Melnikova, T.I., Morozova, L.V. and Kiryanova, L.A. (2018), "Crossfit as a means of improving the special physical fitness of highly qualified volleyball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (159), pp. 192-197.

8. Svetlichkina, A.A. and A.V. Dorontsev, (2020), "Features of planning the level of physical activity among students of the special medical group "A" with concomitant diseases of the cardiovascular system and vertebral region", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179). pp. 245-250.

9. Medvedev, I.N., Karpov, V.Yu., Lapina, N.M. and Svetlichkina, A.A. (2022), "Functional features of the heart in young swimmers", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 6 (208), pp. 234238.

10. Chichkova, M.A., Svetlichkina, A.A and Chichkov, M.A. (2020), "Influence of adaptive loads on the parameters of the cardiovascular system in patients with minor anomalies in the development of the heart and congenital sensorineural hearing loss", Astrakhan Medical Journal, No. 1 (15), pp. 28-35.

Контактная информация: aleksandr.doroncev@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 24.03.2023

УДК 796.01:159.9.614.2

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРОЯВЛЯЮЩЕЕСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЕ И ВЛИЯЮЩЕЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ

Александр Васильевич Еганов, доктор педагогических наук, профессор, Елена Борисовна Малетина, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск; Олег Алексеевич Чемерчей, кандидат педагогических наук, военнослужащий, Челябинск

Аннотация

Агрессивное поведение, проявляющееся в образовательной среде у студенток и оказывающее отрицательное влияние на психическое здоровье, обусловлено наличием высоких значений следующих параметров: эмоциональной возбудимости, нервного напряжения, раздражительности, нервозности, волнения, наличия психических расстройств и заболеваний. При этом отмечены высокие значения зависимости от социальной группы, психического напряжения, траты нервной энергии, необходимости времени на отдых и восстановление, частоты применения медицинских, успокаивающих психику препаратов.

Ключевые слова: агрессивность, поведение, спорт, повседневная жизнь, психическое здоровье, образовательная среда, студентки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.03.p160-166

AGGRESSIVE BEHAVIOR MANIFESTED IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND AFFECTING YOUNG PEOPLE'S MENTAL HEALTH

Alexander Vasilievich Eganov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Elena Borisovna Maletina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk; Oleg Alekseevich Chemerchey, the candidate of pedagogical

sciences, military, Chelyabinsk

Abstract

Female students' aggressive behavior manifested in educational environment and having a negative impact on mental health is due to the presence of the following parameters' high values: emotional excitability, nervous tension, irritability, nervousness, excitement, the presence of mental disorders and diseases. At the same time, high values of dependence on the social group, mental stress, nervous energy waste, the need for time to rest and recover, the frequency of medical, mental calming drugs use were noted.

Keywords: aggressiveness, behavior, sports, daily life, mental health, educational environment, female students.

ВВЕДЕНИЕ

Тенденция агрессивного поведения в образовательной среде обучающихся отражает одну из актуальных социальных проблем общества, в том числе связанную с психическим здоровьем. С педагогических позиций проблема проявления агрессивного поведения и его негативного влияния на психическое здоровье обучающихся, неоднократно рассматривалась в специальной литературе [6, 5, 12, 15]. Агрессивное поведение личности препятствует самореализации, общению, взаимодействию в социальной среде и связано с успешностью овладения учебно-профессиональной деятельностью. Исследования [2, 6, 7, 11] свидетельствуют, что агрессивное поведение является одной из наиболее распространенных форм нарушения здоровья.

Г. Селье отмечает: «Действие стресса наслаивается на специфические проявления в отклонении психического здоровья и меняет состояние человека в худшую или лучшую стороны. Люди не должны и не в состоянии избегать факторов стресса, ибо многие стрессоры являются активизаторами в жизни человека, а само безделье также является фактором стресса» [9].

Влияние агрессивного поведения на здоровье обучающихся не всегда однозначно. Это может зависеть от формы проявления позитивной или негативной агрессивности. Например, А. Г. Левицкий с соавторами [5] высказали мнение о том, что с увеличением позитивной агрессивности повышается уровень соматического здоровья и снижается заболеваемость, а с повышением негативной агрессивности, уровень соматического здоровья снижается, а заболеваемость становиться выше.

Причинами проявления агрессивного поведения обучающейся молодежи следует также считать следующие стрессоры: стресс-фрустрацию, вызванную условиями учебной, спортивной деятельности [1, 5, 15], влиянием сверстников, средств массовой информации [13], а также высокий уровень академической неуспеваемости [6], социально-психологический климат в среде обучающихся [11], непосредственное социальное окружение [7, 11], ситуации унижения человеческого достоинства личности [6], сверстники, гендерная принадлежность [8]. Агрессивное поведение может быть обусловлено также свойством личности [5], особенностями характера [2] или проявлением психических расстройства и заболеваний [2, 15], высокая агрессивность и реактивная тревога [4, 10, 12, 15]. Беспричинная агрессивность свидетельствует о том, что в организме нарушен гормональный баланс, что может привести к снижению психического здоровья [6, 7].

Длительное общение с агрессивным человеком приводит к значительной деформации психики окружающих, нарушению самооценки, веры в себя. Могут развиваться депрессивные состояния, гнев, неблагоприятные отношения с окружающими, переходящие

в агрессию на других и на себя.

Таким образом, проблема агрессивного поведения у обучающейся молодежи и влияние его на психическое здоровье является одной из наименее изученной в педагогике. Научное познание которой, рассматривается как одна из актуальной задач.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования. Изучить влияние агрессивного поведения студенток на их психическое здоровье.

Материалы констатирующего исследования были получены в период 2015-2022 гг в городе Челябинске. Группа исследуемых включала студенток Уральского государственного университета физической культуры и института спорта, туризма и сервиса ЮжноУральского государственного университета, занимающихся физической культурой и спортом. Обследованы студентки, занимающиеся спортом (туризмом, атлетической гимнастикой, плаванием, лёгкой атлетикой, лыжными гонками, шейпингом, борьбой дзюдо, самбо) на протяжении времени от двух до 12 лет и не занимающиеся спортом. Студентки имели средний возраст 21,41±0,26 лет, стаж занятий спортом и физической культурой 3,62±0,57 лет, средний уровень спортивного мастерства выборки был в пределах третьего спортивного разряда.

Диагностика компонентов психического здоровья и агрессивного поведения обучающихся проводилась с применением теста самооценки психического здоровья на предложенные утверждения по десятибалльной шкале [14]. Респонденты сравнивали психические состояния, которые они испытывают в обычной жизни по отношению к окружающим их людям. Тестированию было подвергнуто 214 студенток, которые были разбиты на две подгруппы с высоким и низким уровнем проявления агрессивного поведения. В первую группу вошли студентки с высоким уровнем выраженности агрессивного поведения (п=80). Во вторую группу - с низким уровнем агрессивного поведения, (п=86). Средний уровень, оцениваемый в восемь баллов (п=48), в расчет не принимался. Результаты констатирующего исследования подвергались математико-статистической обработке методом расчёта по двухвыборочному Ьтесту критерия Стьюдента для независимой выборки.

Для осуществления коррекционных педагогических воздействий необходимо выяснить причины агрессивного поведения студенток, которые могут быть направлены на смягчение и недопущение негативных последствий агрессивного поведения на психическое здоровье.

Остановимся на некоторых определениях, как они нами понимаются в настоящее время. Теоретический анализ литературы [1, 3, 4, 6, 12, 15] позволил дать определение понятию агрессивного поведения, проявляющегося в повседневной жизни.

Агрессивное поведение, проявляющееся в повседневной жизни студенток - это комплекс направленного деструктивного поведения, противоречащего моральным нормам сосуществования людей в обществе, вызывающее у них состояние психологического дискомфорта, переживания, напряжения, подавленности, тревоги. Такое поведение направлено на насилие, наносящее вред окружающим и, в том числе, себе. Агрессивное поведение включает сложные устойчивые или временные проявления психофизиологических, эмоциональных агрессивных действий и реакций поведенческих актов, деструктивных вербальных воздействий при межличностном взаимодействии. Такое поведение в результате избыточного воздействия на организм и сознание человека неблагоприятных, значительных по силе и продолжительности информационных, психогенных стрессоров, приводит к возникновению стрессовых состояний и отрицательно влияет на уровень психического здоровья. Основной целью агрессивного поведения человека является причинение физического, морального, психологического дискомфорта окружающим.

Следовательно, агрессивное поведение развивается в результате взаимодействия предшествующих, транслирующих мотиваторов, внешних и внутренних,

трансситуативных и ситуативных факторов. Причем приоритет принадлежит личностным качествам [12].

Психическое здоровье - это холистическое образование, имеющее сложную, многокомпонентную и многоуровневую структуру полноценности функционирования психической сферы. Основу которой составляет состояние общего душевного комфорта, характеризующееся отсутствием психических отклонений, оптимальным регулированием психической сферы индивида, обеспечивающие устойчивость организма к неблагоприятным внешним и внутренним факторам среды, включая учебную деятельность [15].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты статистических различий двух групп студенток, по параметрам психического здоровья отличающихся высоким и низким уровнем проявления агрессивного поведения, представлены в таблице. Студентки с высоким уровнем проявления агрессивного поведения, по сравнении с группой с низким ее проявлением достоверно 0=1,96-6,11, при Р<0,05-0,01) отличаются по следующим более высоким численным значениям показателей: эмоциональной возбудимости, нервному напряжению, раздражительности, нервозности, волнению, наличию психических расстройств и психических заболеваний, психическому напряжению, трате нервной энергии, энергичности, необходимости большего времени на отдых и восстановление, применению медицинских, успокаивающих психику препаратов, зависимостью от социальной группы и интегральному уровню психического здоровья. Это рассматривается нами как стрессоры, отрицательно влияющие на психическое здоровье обучающейся молодёжи.

Таблица - Результаты статистических различий двух групп студенток по параметрам психического здоровья, отличающихся высоким и низким уровнем проявления агрессивного поведения, х±т_

Уровень проявления агрессивного

Параметры психического здоровья и показатели поведения 1 Р

Высокий (п=80) Низкий (п=86)

1. Агрессивное поведение. 9,60±0,06 5,81±0,16 21,8 <0,01

2. Эмоциональная возбудимость. 6,08±0,23 4,65±0,23 4,41 <0,01

3. Нервное напряжение, гнев, злость. 8,24±0,18 6,37±0,24 6,11 <0,01

4. Раздражительность в повседневной жизни. 8,20±0,21 6,56±0,22 5,45 <0,01

5. Нервозность, невротичность. 7,46±0,22 6,09±0,23 4,30 <0,01

6. Волнение в повседневной жизни. 6,35±0,24 5,62±0,22 2,25 <0,03

7. Наличие психических расстройств и заболеваний. 9,04±0,16 8,03±0,27 3,18 <0,01

8. Психическое напряжение. 7,46±0,21 6,02±0,22 4,75 <0,01

9. Трата нервной энергии. 5,65±0,28 4,85±0,27 2,07 <0,04

10. Энергичность в повседневной жизни. 7,18±0,19 6,51±0,19 1,96 >0,05

11. Необходимость времени на отдых и восстановление. 5,42±0,29 4,69±0,25 1,96 <0,05

12. Применение медицинских, успокаивающих психику 8,95±0,24 8,05±0,30 2,35 <0,02

препаратов.

13. Зависимость от социальной группы. 8,04±0,18 6,94±0,25 3,54 <0,01

14. Уровень психического здоровья, сумма баллов. 507,72±6,9 467,8±6,6 4,18 <0,01

15. Активность в деятельности. 6,71±0,24 6,98±0,22 -0,83 >0,41

16. Перманентное настроение. 7,44±0,21 7,59±0,20 -0,53 >0,62

17. Уверенность в себе. 6,68±0,25 6,55±0,24 0,39 >0,71

18. Рост тела, см. 164,5±0,6 166,9±0,7 -2,49 <0,01

19. Масса тела, кг. 56,17±1,02 57,9±0,95 -1,24 >0,22

20. Спортивное мастерство по 100-балльной шкале. 22,08±2,6 21,85±2,4 0,06 >0,95

Примечание: х - среднее значение; ±т - стандартная ошибка средней величины; 1 - двухвыборочный 1-тест по

критерию Стьюдента для независимой выборки; Р - уровень достоверности между группами; < - различия

между группами статистически достоверны; > - различия между группами статистически недостоверны; досто-

верные изменения выделены жирным шрифтом. Показатели с первого по 17 оцениваются в баллах.

Педагогический смысл выявленных статистических различий свидетельствует о том, что студентки с высоким уровнем агрессивного поведения, проявляющегося в

повседневной жизни, более эмоционально возбудимы, раздражительны, невротичны, испытывают нервное напряжение, подвержены большему волнению, имеют психические расстройства и психические заболевания, испытывают психическое напряжение. При этом тратят больше нервной энергии, следовательно, им требуется больше времени на отдых и восстановление, вынуждены применять медицинские, успокаивающие психику препараты, что является следствием нахождения в зависимости от социальной группы и, как результат, более низкий уровень психического здоровья. Возможно, повышенное агрессивное поведение оказывает нежелательное влияние на окружающих, но при этом сами они от этого не страдают.

В целом наши результаты исследования не расходятся с мнением Р. М. Магомедовой [6], которая изучала причины проявления агрессивного поведения у студентов и пришла к заключению, что агрессивному поведению студентов свойственны следующие черты личности: избегание зависимости от других людей, вспыльчивость, слабость тормозящих механизмов. В нашей работе [15] также было выявлено, что на психическое здоровье обучающейся молодёжи влияют некоторые стрессоры: высокая раздражительность, повышенное нервное напряжение, плохое настроение, неблагоприятный психологический климат в учебной группе и социальной среде.

По другим показателям, характеризующим психическое здоровье: активность в деятельности, перманентное настроение, уверенность в себе в повседневной жизни, масса тела, спортивное мастерство - статистически значимых различий не выявлено ^=0,06-1,24, Р>0,22-0,71). Следует отметить, что уровень проявления агрессивного поведения не оказывает влияния на спортивное мастерство студенток. Следовательно, одинаковых спортивных результатов могут достигать спортсменки с низким и высоким уровнем агрессивного поведения, проявляющегося в повседневной жизни. При этом, по необъяснимым нами причинам, рост тела в первой группе оказался достоверно ниже по сравнению со второй ^=-2,49, Р<0,01).

ВЫВОДЫ

Агрессивное поведение, проявляющееся в повседневной жизни у студенток, оказывающее отрицательное влияние на психическое здоровье, обусловлено наличием высоких значений следующих параметров: эмоциональной возбудимости, нервного напряжения, раздражительности, нервозности, волнения, наличия психических расстройств и заболеваний. При этом отмечены высокие значения зависимости от социальной группы, психического напряжения, траты нервной энергии, необходимости времени на отдых и восстановление, частоты применения медицинских, успокаивающих психику препаратов.

Выявленные закономерности являются основанием для педагогических воздействий по снижению агрессивного поведения и стрессоров, с ним связанным. Воздействия могут быть направлены на смягчение негативных последствий, влияющих на психическое здоровье студенток с высокой агрессивностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриева Т.Б. Агрессия и психическое здоровье / Т.Б. Дмитриева, Б.В. Шостакович : монография. - Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2002. - 464 с.

2. Егорова Н.В. Взаимосвязь агрессивного поведения и характерологических особенностей лиц, занимающихся и не занимающихся спортом / Н.В. Егорова, Н.Л. Егорова // Физическая культура и спорт: наука, образование, технологии : Всерос. науч.-практ. конф. - Челябинск : Уральская академия, 2019. - С. 268-271.

3. Ениколопов С.Н. Актуальные проблемы исследования агрессивного поведения / С.Н. Ениколопов // Прикладная юридическая психология. - 2010. - № 2. - С. 37-47.

4. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 368 с.

5. Поиск взаимосвязи между раздражительностью, уравновешенностью и уровнем здоровья / А.Г. Левицкий, Д.А. Матвеев, А.А. Поципун, А.В. Шабаев // Ученые записки университета

им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 228-332.

6. Магомедова Р.М. О причинах проявления агрессии и агрессивного поведения студентов современного вуза / Р.М. Магомедова // Казанский педагогический журнал. - 2012. - № 2 (92). - С. 131-137.

7. Мальченкова В.В. Некоторые вопросы специфики психолого-педагогических условий, способствующих минимизации агрессивности общения «преподаватель-студент» / В.В. Мальченкова, Е.В. Мальченков // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - №11. - Ч. 2. - С. 380-384 ; URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38392 (дата обращения 17.02.2023).

8. Маскаева Т.Ю. Гендерные психические и поведенческие особенности и их проявление как результат занятий различными видами спорта / ТЮ. Маскаева, Г.Н. Германов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - Т. 118, №12. - С. 266-272.

9. Селье, Г. Стресс без дистресса / под общ. ред. Е.М. Крепса. - Москва : Прогресс, 1982. -

124 с.

10. Смоленцева В.Н. Агрессия в спорте: профилактика и коррекция агрессивного поведения спортсменов : монография / В.Н. Смоленцева. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2015. - 149 с.

11. Черепов Е.А. Взаимосвязь социально-психологического климата в классе со здоровьем ученика / Е.А. Черепов, К.Б. Киекпаева // Инновации в спорте, туризме и образовании : материалы междунар. конф.. - Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ - 2016. - C. 142-148.

12. Шестакова, Е.Г. Агрессивное поведение и агрессивность личности / Е.Г. Шестакова, Л.Я. Дорфман // Образование и наука. - 2009. - Вып. 7. - С. 51-66.

13. Bashir, H. Effects of Social Media on Mental Health: A Review Article / H. Bashir, S.A. Bhat // The International Journal of Indian Psychology. - 2016. - № 4(3). - pp. 125-131. DOI: 10.25215/0403.134.

14. Eganov A.V. Screening test for express assessment of students' mental health / A.V. Eganov, V.V. Erlikh, V.S. Bykov // International Journal Of Applied And Fundamental Research. - 2013. - № 2. // URL: www.science-sd.com/455-24385 (дата обращения 21.02.2023).

15. Effect of social stressful factors on mental health in students / A.V Eganov, V.S. Romanova, S.A. Nikiforova, V.Yu. Kokin, N.Ya. Platunova // Journal of Physical Education and Sport. - 2020. - Vol. 20 (2). - pp. 818-821.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Dmitrieva, T.B., Shostakovich, B.V. (2002), Aggression and mental health, St. Petersburg, Law Center Press.

2. Egorova, N.V. and Egorova, N.L. (2019), "Aggressive behavior and characterological features interrelation of persons engaged and not engaged in sports", Physical culture and sport: science, education, technology, All-Russian scientific and Practical conference, Chelyabinsk, pp. 268-271.

3. Enikolopov, S.N. (2010), "Actual problems of aggressive behavior research", Applied Legal psychology. No. 2, pp. 37-47.

4. Ilyin, E.P. (2014), Psychology of aggressive behavior, Peter, St. Petersburg.

5. Levitsky, A.G., Matveev, D.A., Posipun, A.A. and Shabaev, A.V (2015), "The search for the relationship between irritability, balance and the level of health", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (121), pp. 228-332.

6. Magomedova, R.M. (2012), "On the causes of aggression and aggressive behavior of a modern university students", Kazan Pedagogical Journal, No. 2 (92), pp. 131-137.

7. Malchenkova, V.V. and Malchenkov, E.V. (2020), "Some questions of the specifics of psychological and pedagogical conditions that contribute to minimizing the aggressiveness of teacher-student communication", Modern high-tech technologies, No 11, part 2, pp. 380-384, available at: URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38392 (date of application: 17.02.2023).

8. Maskayeva, T.Yu. and Germanov, G.N. (2014), "Gender mental and behavioral features and their manifestation as a result of practicing various sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12, pp. 266-272.

9. Selye, G. (1982), Stress without distress, Progress, Moscow.

10. Smolentseva, V.N. (2015), Aggression in sports: prevention and correction of athletes' aggressive behavior, monograph, Omsk.

11. Cherepov, E.A. and Kiekpaeva, K.B. (2016), «The relationship of the socio-psychological climate in the classroom with the student's health», Innovations in sports, tourism and education, mat. international conf., Chelyabinsk, pp. 142-148.

12. Shestakova, E.G. and Dorfman, L.Ya. (2009), "Aggressive behavior and aggressiveness of personality", Education and Science, Issue 7, pp. 51-66.

13. Bashir, H. and Bhat, S.A. (2016), "Effects of Social Media on Mental Health: A Review Article", International Journal of Indian Psychology, No. 4(3), DOI: 10.25215/0403.134.

14. Eganov, A.V., Erlikh, V.V. and Bykov, V.S. (2013). "Screening test for express assessment of students' mental health", International Journal of Applied And Fundamental Research, No. 2, available at: www.science-sd.com/455-24385 (date of application: 21.02.2023)

15. Eganov, A.V., Romanova, V.S., Nikiforova, S.A, Kokin, V.Yu. and Platunova, N.Ya. (2020), "Effect of social stressful factors on mental health in students", Journal of Physical Education and Sport, Vol. 20 ( 2), pp. 818-821.

Контактная информация: eganov@bk.ru

Статья поступила в редакцию 23.02.2023

УДК 796.082.1

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ УЧАСТИЯ РОССИЙСКИХ ДЗЮДОИСТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ

Светлана Владимировна Ерегина, доктор педагогических наук, доцент, Всероссийское физкультурно-спортивное Общество «Динамо», Москва; Константин Николаевич Та-расенко, кандидат педагогических наук, Московский государственный университет

спорта и туризма, Москва

Аннотация

В настоящее время действует механизм международных санкций, наложенных на российский спорт. Дзюдоисты национальной команды ограничены на участие в Международных стартах. Для поддержания высокого уровня подготовленности спортсменов Федерацией дзюдо России организованы профессиональные спортивные соревнования. Востребованность участия в таких соревнованиях требует изучения. Цель исследования - определить востребованность участия российских дзюдоистов в профессиональных спортивных соревнованиях. Методика и организация исследования. В исследовании проводилось изучение востребованности участия российских дзюдоистов в профессиональных спортивных соревнованиях, были проанализированы количественные показатели спортсменов, занимающихся дзюдо на этапе совершенствования спортивного мастерства и на этапе высшего спортивного мастерства (2019-2021). Результаты исследования и их обсуждение. В статье представлены результаты исследования уровня конкуренции при отборе в сборные команды РФ по дзюдо. Выводы. В процессе исследования был выявлен высокий уровень конкуренции при попадании дзюдоистов в сборную команду РФ.

Ключевые слова: профессиональные спортивные соревнования, конкуренция, отбор в сборную команду, дзюдоисты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.03.p166-169

DEMAND FOR THE PARTICIPATION OF RUSSIAN JUDOKAS IN PROFESSIONAL

SPORTS COMPETITIONS

Svetlana Vladimirovna Eregina, the doctor of pedagogical sciences, docent, All-Russian Physical Culture and Sports Society "Dynamo", Moscow; Konstantin Nikolaevich Tarasenko, the candidate of pedagogical sciences, Moscow State University of Sport and Tourism, Moscow

Abstract

Currently, there is a mechanism of international sanctions imposed on Russian sports. Judokas of the national team are restricted from participating in international competitions. To maintain a high level of preparedness of athletes, professional sports competitions in judo are organized. The demand for participation in such competitions requires study. The purpose of the study is to determine the demand for the participation of Russian judoka in professional sports competitions. Methodology and organization of research. The study studied the demand for the participation of Russian judoka in professional sports competitions,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.