Научная статья на тему 'ВОЗДЕЙСТВИЕ АЭРОБНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕВУШЕК В ВОЗРАСТЕ 17-22 ЛЕТ'

ВОЗДЕЙСТВИЕ АЭРОБНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕВУШЕК В ВОЗРАСТЕ 17-22 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА / АЭРОБНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ДЕВУШКИ 17 - 22 ЛЕТ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бутченко Эльмира Камильевна

Одним из проявлений высшей нервной деятельности человека являются эмоции. Эмоциональное состояние играет огромную роль в жизни человека. В данной статье рассматривается влияние аэробных физических упражнений на эмоциональное состояние девушек 17- 22 лет, занимающихся оздоровительной аэробикой. Для установления влияния оздоровительной аэробики на эмоциональное состояния занимающихся была поставлена цель исследования: изучение и выявление эффективности выполнения упражнений оздоровительной аэробики, проявления интереса к занятиям и на динамику улучшения эмоционального состояния студентов. В представленном эксперименте приняли участие 86 девушки первого курса в возрасте от 17 до 22 лет, которые были распределены на две группы. Студенты, выбранные для исследования, состояли в основной медицинской группе. Проанализированные в ходе исследования данные позволили установить высокую эффективность улучшения психоэмоционального и физического состояния девушек, занимающихся оздоровительной аэробикой, включаемые в занятия физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бутченко Эльмира Камильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF RECREATIONAL AEROBICS ON THE EMOTIONAL STATE OFFIRST-YEAR GIRLS AGED 17-22 YEARS

One of the manifestations of the highest nervous activity of a person is emotions. Emotional state plays a huge role in a person's life. This article examines the effect of aerobic exercise on the emotional state of girls aged 17-22 years engaged in recreational aerobics. To establish the influence of recreational aerobics on the emotional state of students, the aim of the study was set: to study and identify the effectiveness of performing recreational aerobics exercises, showing interest in classes and on the dynamics of improving the emotional state of students. The presented experiment involved 86 first-year girls aged 17 to 22 years, who were divided into two groups. The students selected for the study were in the main medical group. The data analyzed in the course of the study allowed us to establish a high efficiency of improving the psycho-emotional and physical condition of girls engaged in recreational aerobics included in physical education classes.

Текст научной работы на тему «ВОЗДЕЙСТВИЕ АЭРОБНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕВУШЕК В ВОЗРАСТЕ 17-22 ЛЕТ»

2. Kazarbin, A.V., Lunina, Yu.V. (2020), "Research work of students as a factor in the development of engineering thinking", Problemyi sovremennogo obrazovaniya, No 3, pp. 124-131.

3. MacConnell, J. (2004), Fundamentals of modern algorithms, Tehnosfera, Moskva.

4. Chernyikh, A.I., Horoshun, C.V., Shaposhnikova, T.L. (2014), Preparation of engineering university students for industrial practice in the conditions of informatization of education, KubGTU, Krasnodar.

5. Shaposhnikova, T.L., Vyazankova, V.V. and Tedoradze, T.G. (2020), "Diagnostics of students' competencies and personal and professional qualities based on infometry", Uchenyie zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 188, No 10, pp. 428-435.

6. Dong, N., Chen, Z. Seldon, A., and Abidoye, O. (2020), "The fourth education revolution: will artificial intelligence liberate or infantilize humanity", Higher Education, Vol. 80, pp. 777-799.

7. Eryilmaz M. (2015) "The Effectiveness of Blended Learning Environment", Contemporary Issues in Education Research, Vol. 8, No 4, pp. 251-256.

8. Yaakub, M.H. and Mohamed, Z.A. (2020), "Measuring the performance of private higher education institutions in Malaysia", Journal of Applied Research in Higher Education, Vol. 12, No. 3, pp. 425-443.

Контактная информация: tamara_bus@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.11.2022

УДК 796.012.61:159.943

ВОЗДЕЙСТВИЕ АЭРОБНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕВУШЕК В ВОЗРАСТЕ 1722 ЛЕТ

Эльмира Камильевна Бутченко, преподаватель, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань

Аннотация

Одним из проявлений высшей нервной деятельности человека являются эмоции. Эмоциональное состояние играет огромную роль в жизни человека. В данной статье рассматривается влияние аэробных физических упражнений на эмоциональное состояние девушек 17- 22 лет, занимающихся оздоровительной аэробикой. Для установления влияния оздоровительной аэробики на эмоциональное состояния занимающихся была поставлена цель исследования: изучение и выявление эффективности выполнения упражнений оздоровительной аэробики, проявления интереса к занятиям и на динамику улучшения эмоционального состояния студентов. В представленном эксперименте приняли участие 86 девушки первого курса в возрасте от 17 до 22 лет, которые были распределены на две группы. Студенты, выбранные для исследования, состояли в основной медицинской группе. Проанализированные в ходе исследования данные позволили установить высокую эффективность улучшения психоэмоционального и физического состояния девушек, занимающихся оздоровительной аэробикой, включаемые в занятия физической культуры.

Ключевые слова: оздоровительная аэробика, аэробные упражнения, эмоциональное состояние, физические упражнения, девушки 17 - 22 лет, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p75-80

IMPACT OF RECREATIONAL AEROBICS ON THE EMOTIONAL STATE OF FIRST-YEAR GIRLS AGED 17-22 YEARS

Elmira Kamilievna Butchenko, the teacher, Astrakhan State Medical University, Astrakhan

Abstract

One of the manifestations of the highest nervous activity of a person is emotions. Emotional state plays a huge role in a person's life. This article examines the effect of aerobic exercise on the emotional state of girls aged 17-22 years engaged in recreational aerobics. To establish the influence of recreational aerobics on the emotional state of students, the aim of the study was set: to study and identify the effec-

tiveness of performing recreational aerobics exercises, showing interest in classes and on the dynamics of improving the emotional state of students. The presented experiment involved 86 first-year girls aged 17 to 22 years, who were divided into two groups. The students selected for the study were in the main medical group. The data analyzed in the course of the study allowed us to establish a high efficiency of improving the psycho-emotional and physical condition of girls engaged in recreational aerobics included in physical education classes.

Keywords: wellness aerobics, aerobic exercises, emotional state, physical exercises, girls 17 - 22 years old, students.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы все большее внимание привлекает проблема напряжения и перенапряжения физиологических систем организма в условиях воздействия эмоциональных факторов. Накапливается все больше данных о том, что состояние здоровья, уровень нервно-психической и физической работоспособности человека, устойчивость его к целому ряду заболеваний зависят от состояния ЦНС, от характеристики его эмоционального фона. [3, 6]. Для сохранения и укрепления здоровья необходимо соблюдать здоровый образ жизни. В нем важная роль принадлежит физическим упражнениям [5]. Помимо того, что занятия физической культурой и спортом укрепляют здоровье в целом, это ещё и влияет на наше эмоциональное состояние. Поэтому на современном этапе развития общества актуальным является сохранение и укрепление здоровья человека, и формирование его к мотивации занятиям физическими упражнениями [3, 11]. В последнее время интерес к традиционным занятиям физической культурой существенно снизился, поэтому наиболее важным является изучение разнообразных методик и систем тренировок, а также повышению интереса к ним [6, 9].

Одной из задач физического воспитания является оздоровительная - это укрепление здоровья, совершенствование телосложения, психологическая и эмоциональная реализация потребностей в физической активности [4, 6].

В данной статье рассматривается влияние аэробных упражнений на эмоциональное состояние девушек первого курса в возрасте 17-22 лет, занимающихся оздоровительной аэробикой на занятиях физической культуры.

Оздоровительная аэробика - это одно из направлений физической культуры. Характерной чертой данного вида физической культуры является доступность, простота и вариативность применяемых средств, регулируемая нагрузка, эмоциональная насыщенность занятий за счет выполнения комплексов упражнений под музыкальное сопровождение, возможность контроля и самоконтроля состояния здоровья занимающихся [1, 2, 11].

Занятия оздоровительной аэробикой предъявляют к занимающимся особые требования и оказывают на них специфические воздействия. Упражнения в совокупности с музыкой и условиями, в которых проходят занятия, а также средствами восстановления работоспособности при занятиях оздоровительной аэробикой являются комплексным методом, обладающим огромными по своей силе воздействия на эмоциональное состояние человека [4, 8, 9].

Актуальность моей исследовательской работы заключается в использовании в процессе физического воспитания средств и методов оздоровительной аэробики, которые в свою очередь эффективно воздействуют на эмоциональное состояние девушек в возрасте 17-22 лет и способствуют сохранению и укреплению их здоровья.

ОГРАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Исследование проводилось на кафедре физической культуры Астраханского Государственного Медицинского Университета, в котором приняли участие 86 студенток в возрасте от 17 до 22 лет первого курса разных факультетов. В течение шести месяцев занятия в обеих группах проходили по два академических часа два раза в неделю.

Для достижения поставленной цели в работе были использованы следующие методы исследования: 1) анализ научно-методической литературы; 2) педагогические методы: педагогическое наблюдение, беседа и анкетирование; 3) педагогическое наблюдение по внедрению оздоровительной аэробики в занятия физической культурой для положительной динамики эмоционального состояния девушек. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты, которые распределились на две группы. На протяжении шести месяцев экспериментальная группа (п - 43), выполняла упражнения оздоровительной аэробики, а контрольная группа (п2 - 43), занималась традиционными занятиями физической культуры.

Критериями исследования послужили данные анкетирования респондентов. Математическая обработка числовых показателей, полученных в исследовании, осуществлялась с помощью пакета программ Statistika-22. Различия показателей между результатами данных оценивались методами вариационной и разностной статистики по ^критерию Стъюдента и по АЫОУА для непараметрических независимых выборок, и считались статистически значимыми при р<0,05.

Вопросы анкетирования.

1. Раздражительность, мышечное напряжение.

2. Присутствует раздражительность, отсутствие физической активности.

3. Эмоциональное и умственное перенапряжение, тревога.

4. Усталость, беспокойство, низкая работоспособность.

5. Присутствует усталость, утомление.

6. Уравновешенность, способность сохранять эмоциональное состояние.

7. Удовлетворенность, уравновешенность, уверенность.

8. Позитивное мышление, двигательная активность.

9. Хорошее настроение, бодрость, работоспособность.

10. Радость, высокая работоспособность.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе исследования были установлены основные проблемы неустойчивого эмоционального состояния студентов:

1) адаптация студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней и к ее требованиям;

2) стресс, возникающий в сложных жизненных ситуациях;

3) в своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

4) заниженная самооценка, внутренние комплексы, связанные с телосложением.

Для выявления эмоционального состояния респонденток было проведено анкетирование. Согласно данным проведенного анкетирования в группе п 19% испытуемых из 100% - это 8 студентов - оценивает себя физически активными, с высокой работоспособностью, с позитивным мышлением; 33% респондентов - это 14 испытуемых - эмоционально и умственно переутомлены, с низкой работоспособностью и 48% - 21 из 43 испытуемых - оценивают себя как раздражительных, не имеющих физической активности. В контрольной группе показатели следующие: 21% из 100% - это 9 испытуемых - с высокой работоспособностью и с хорошим настроением, 30% - а это 13 респондентов - эмоционально и умственно переутомлены, с низкой работоспособностью; и 49% - это 21 испытуемых из 43 - оценивает себя как раздражительных, не имеющих физической активности. Результаты обеих групп до эксперимента практически не отличаются (рисунок 1). Мы видим, что эмоциональное состояние двух групп оценивается как пассивное, они практически не способны к действию; утомлены и в большей степени уставшие.

Полученное эмпирическое значение находиться в зоне незначимости. Критическое значение в обеих группах составило 1эмп=0,1. (р< 0,05) 1,99; (р<0,01) 2,63.

По результатам анализа полученных результатов в начале исследования мной было предложено в качестве эксперимента использовать оздоровительную аэробику на заняти-

ях физической культуры в экспериментальной группе с целью выяснить, насколько аэробные физические упражнения с музыкальным сопровождением могут способствовать улучшению эмоционального фона и физического состояния девушек в возрасте 1722 лет. Группа п2 занимались традиционными занятиями физической культурой.

По окончании работы девушкам было снова предложено пройти анкетирования на выявление эффективности выполнения упражнений оздоровительной аэробики, проявления интереса к занятиям физической культуры и на выяснения динамики улучшения эмоционального состояния студентов. В контрольной группе (щ) - 61% из 100% испытуемых, а это 27 девушек, оценивают себя физически активными, с внутренним чувством удовлетворения и высокой работоспособностью; 28% - это 13 респондентов -эмоционально и умственно переутомлены, с низкой работоспособностью; и только 9% из 100% - это 4 испытуемых - оценивает себя как раздражительных, с отсутствием физической активности. В данной группе наблюдаются изменения в психоэмоциональном состоянии девушек. Критическое значение в группе п составило tэмп=5,5. (р<0,05) 1,99; (р<0,01) 2,53. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. В группе п2 45% испытуемых - 19 девушек - оценивают себя как инициативных, физически активных личностей с высокой работоспособностью; 25% респондентов - это 11 девушек -эмоционально и умственно переутомлены, с низкой работоспособностью; 30% испытуемых - это 13 девушек из 43 - оценивают себя как раздражительных, с отсутствием физической активности. Здесь мы тоже видим изменения в результатах исследования, но они незначительные (рисунок 2). Критическое значение в группе п2 составило tэмп=2,5. (р<0,05) 1,99; (р<0,01) 2,63 Полученное эмпирическое значение находится в зоне неопределенности.

До эксперимента в контрольной и экспериментальной группах соотношение результатов анкетирования эмоционального состояния девушек было практически одинаковым.

60 50 40 30 20 10 0

70-100

50-60 1п1 Ип2

0-40

Рисунок 1 - Эмоциональное состояние до эксперимента

70 60 50 40 30 20 10 0

63

70-100

50-60 1п1 Ип2

0-40

Рисунок 2 - Эмоциональное состояние после эксперимента

Результаты исследования выявили, что рост показателей экспериментальной группы обусловлен положительным влиянием аэробных физических упражнений на эмоционального состояние девушек, занимающихся оздоровительной аэробикой во время занятий физической культуры. Кроме того, студенты этой группы на протяжении всего исследования были более продуктивны и активны. В динамике контрольной группы также наблюдалась тенденция улучшения показателей, однако прогресс улучшения оказался намного ниже, чем в экспериментальной группе.

Проведенный анализ позволил установить эффективность улучшения психоэмоционального и физического состояния девушек на занятиях физической культурой с использованием упражнений оздоровительной аэробики.

ВЫВОДЫ

В результате анкетирования были выявлены положительные и отрицательные аспекты эмоционального состояния респондентов. Было установлено, что в результате проведенного эксперимента улучшилось психоэмоциональное состояние испытуемых в экспериментальной группе. Исследование позволяет утверждать, что аэробные упражнения оздоровительной аэробики положительно влияет на эмоциональное состояние девушек.

Таким образом, анализ литературы и практики показал, что использование оздоровительной аэробики в физическом воспитании девушек 17-22 лет в качестве экспериментальной модели может оказать существенное влияние на эмоциональное состояние и способствует сохранению и укреплению их здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Факторы изменчивости показателей комплексной физической подготовленности студентов / Э.А. Аленуров, В.Ю. Карпов, Е.С. Куманцова, А.В. Доронцев // Теория и практика физической культуры. 2022. № 8. С. 85-86.

2. Бутченко Э.К. Эффективность воздействия музыкального сопровождения на посещаемость студентами занятий по физической культуре / Э.К. Бутченко, Н.Д. Тагирова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 5 (152). - С. 70-75.

3. Исследование мотивационно обусловленных приоритетов к занятиям двигательной активностью у студентов различных медицинских групп. / А.В. Доронцев, Л.Н. Порубайко, Н.А. Зин-чук, Н.В. Ермолина. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 2 (204). - С. 122-127.

4. Доронцев А.В. Актуальность интеграции секционных занятий видами спорта в общеобразовательное пространство средней школы / А.В. Доронцев, Н.В. Ермолина, Н.А. Зинчук. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 98-102.

5. Ефимова-Комарова Л.Б. Повышение работоспособности и развитие двигательных качеств студентов на занятиях прикладной физической культурой средствами фитнеса / Л.Б. Ефимова-Комарова., Г.Ю. Голованова // Научная сессия ГУАП Сборник докладов научной сессии, посвященной Всемирному дню авиации и космонавтики. В 3-х частях. - 2019. - С. 185-188.

6. Physiological Basis of Physical Rehabilitation of Athletes after Ankle Injuries / V. Yu. Karpov, S.Yu. Zavalishina, , A.V. Dorontsev [et. al.] // Indian Journal of Public Health Research and Development. - 2019. - No. 10 (10). - P. 2051-2055.

7. Магин В.А. Теоретические подходы к организации воспитательной деятельности студенческой молодёжи / В.А. Магин // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 1 (80). - С. 235-237.

8. Functional reaction of the cardiovascular system to irritation of vestibular receptors in students engaged in different types of martial arts / I.N. Medvedev, V. Yu. Karpov, O.N. Makurina [et. al.] // International journal of biology and biomedical engineering. - 2022. - No. 16. - P. 96-104.

9. Изменения силовых показателей у студенток 18-19 лет, занимающихся в основном отделении со спортивной направленностью (аэробика) / Т.Е. Сиверкина, И.А. Кабанова, Т.А. Ведище-ва, Т.А. Качалова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 407410.

10. Тарасенко Е.И. Профилактика стресса студенток с использованием дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой / Е.И. Тарасенко, Н.И. Медведкова // Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма : сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции. - Казань, 2018. - С. 243-245.

11. Юрошкевич, Е.В. Влияние аэробики на функциональное состояние основных систем организма у студентов / Е.В. Юрошкевич, А.В. Юрошкевич // Молодой ученый. - 2018. - № 45 (231). - С. 289-292.

REFERENCES

1. Alenurov, E.A., Karpov, V.Y., Kumantsova, E.S. and Dorontsev, A.V. (2022), "Factors of variability of indicators of complex physical fitness of students", Theory and practice ofphysical culture, No. 8. - pp. 85-86.

2. Butchenko, E.K. and Tagirova, N.D. (2022), "The effectiveness of the impact of musical accompaniment on students' attendance of physical culture classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F.

Lesgafta, No. 5 (152), pp. 70-75.

3. Dorontsev, A.V., Porubayko, L.N., Zinchuk, N.A. and Eimolina, N.V. (2022), "The study of motivationally determined priorities for motor activity classes in students of various medical groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (204), pp. 122-127.

4. Dorontsev, A.V., Ermolina, N.V. and Zinchuk, N.A. (2019), "The relevance of the integration of sectional sports classes in the general education space of secondary school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (167), pp. 98-102.

5. Efimova-Komarova, L.B. and Golovanova G.Y. (2019), "Improving the working capacity and development of motor qualities of students in the classroom of applied physical culture by means of fitness", Scientific session of the GUAP Collection of reports of the scientific session dedicated to the World Day of Aviation and Cosmonautics. In 3 parts, St. Petersburg, pp. 185-188.

6. Karpov, V.Yu., Zavalishina, S.Yu., Dorontsev, A.V., Skorosov, K.K. and Ivanov, D.A. (2019), "Physiological Basis of Physical Rehabilitation of Athletes after Ankle Injuries", Indian Journal of Public Health Research & Development, No. 10 (10), pp. 2051-2055.

7. Magin, V.A. (2020), "Theoretical approaches to the organization of educational activities of students", The world of science, culture, education, No. 1 (80), pp. 235-237.

8. Medvedev, I.N., Karpov, V.Yu., Makurina, O.N., Eremin, M.V., Dorontsev, A.V., Sibgatulina, F.R., Ivanov, D.A. (2022), "Functional reaction of the cardiovascular system to irritation of vestibular receptors in students engaged in different types of martial arts", International journal of biology and biomedical engineering, No. 16, pp. 96-104.

9. Siverkina, T.E., Kabanova, I.A., Vedishcheva and T.A., Kachalova, T.A. (2020), "Changes in strength indicators in female students 18-19 years old, engaged in the main department with a sports orientation (aerobics)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (181), pp. 407-410.

10. Tarasenko E.I. and Medvedkova N.I. (2018), "Prevention of stress of female students using respiratory gymnastics A.N. Strelnikova", Problems and innovations of sports management, recreation and sports tourism Collection of materials of the IV All-Russian scientific and practical conference, Kazan, pp. 243-245.

11. Broshkevich, E.V., Yurkevich, A.V. (2018), "The influence of aerobics on the functional state of the main body systems in students", Young scientist, No. 45 (231), pp. 289-292.

Контактная информация: ishmeeva2008@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 31.10.2022

УДК 37.037

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕНИНГРАДЦЕВ В ВОЕННОЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВРЕМЯ (1941-1945 ГГ.)

Ирина Владимировна Власова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрены основные направления художественно-пропагандистской деятельности ленинградцев в период 1941-1944 гг. Особое внимание уделено пропагандистской деятельности научных работников, артистов, художников и жителей города на фронте, внутри блокадного кольца, в эвакуации. Раскрывается аксиологический аспект пропаганды, проводимой ленинградскими учеными в эвакуации. Определено место художественно-пропагандисткой деятельности ленинградцев в деле сохранения культурного наследия страны. На основании архивных данных показана лекционная, выставочная и методическая деятельность научных работников Ленинграда в эвакуации, на фронте, в осаждённом городе. При рассмотрении аксиологический аспект художественно-пропагандисткой работы использованы архивные материалы ЦГАЛИ и данные самых известных российских архивов. В результате выявлено, что художественно-пропагандистская работа жителями Ленинграда во время Великой Отечественной войны успешно проводилась на линии фронта, внутри блокадного кольца и в эвакуации. Научная деятельность не прекращалась на протяжении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.