ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
Научная статья
УДК 159.922.6:159.913
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА С РАЗНОЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ
Надежда Федоровна Сухарева1, Анастасия Петровна Тимошенко2
1 2 Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева,
г. Саранск, Россия
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы агрессивного поведения людей зрелого возраста с разной стрессоустойчивостью. Объектом исследования выступают агрессия и стрессоустойчивость зрелых людей. Цель исследования -провести сравнительный анализ агрессивного поведения людей зрелого возраста с разной стрессоустойчивостью. В процессе исследования использовались методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, статистический метод, метод тестирования, опрос с помощью психодиагностической методики. Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование позволило установить, что существуют различия в особенностях агрессивного поведения людей зрелого возраста с разной стрессоустойчивостью. Достоверность различий между группами испытуемых была подтверждена в результате использования непараметрического метода Н-критерия Крускала-Уоллиса. Результаты исследования могут внести вклад в научное понимание связи между агрессивным поведением и уровнем стрессоустойчивости, что будет полезно для дальнейших исследований в области психологии личности.
Ключевые слова: агрессия, стрессоустойчивость, люди зрелого возраста, агрессивное поведение, агрессия зрелых людей, стрессоустойчивость зрелых людей
Для цитирования
Сухарева Н. Ф., Тимошенко А. П. Агрессивное поведение людей зрелого возраста с разной стрессоустойчивостью // Векторы психолого-педагогических исследований. 2024. № 3(04). С. 35-41.
© Сухарева Н. Ф., Тимошенко А. П., 2024
/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
36 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Original article
AGGRESSIVE BEHAVIOR OF MATURE PEOPLE WITH DIFFERENT STRESS RESISTANCE
Nadezhda Fedorovna Sukhareva1, Anastasia Petrovna Timoshenko2
1 2 Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia
Abstract. This article is devoted to the problem of aggressive behavior of mature people with different resistance to stress. The object of the study is aggression and stress resistance of mature people. Purpose of the study: to conduct a comparative analysis of the aggressive behavior of mature people with different stress tolerance. The following methods were used in the research process: theoretical analysis of literature on the research problem, statistical method, testing method, survey using psychodiagnostic techniques. The conducted theoretical and empirical research made it possible to establish that there are differences in the characteristics of aggressive behavior of mature people with different resistance to stress. The significance of the differences between the groups of subjects was confirmed by using the nonparametric method Kruskal-Wallis test. The results of the study will contribute to the scientific understanding of the relationship between aggressive behavior and the level of stress resistance, which is useful for further research in the field of personality psychology.
Keywords: aggression, resistance to stress, people of mature age, aggressive behavior, aggression of mature people, resistance to stress of mature people
For citation
Sukhareva, N. F. & Timoshenko, A. P. 2024, 'Aggressive behavior of mature people with different stress resistance', Vectors of psychological and pedagogical research, № 3(04), pp. 35-41.
Современное общество характеризуется высокой потребностью в приспособлении человека к быстро меняющимся социальным и технологическим условиям. На фоне повседневной суеты и напряжения человеку сложно справиться со стрессом. Эмоциональные перегрузки, отрицательная информация, давление на работе и другие факторы могут вызвать дискомфорт и негативное состояние. Постоянное напряжение может привести к депрессии, агрессии, фрустрации и др. В современном обществе никто не застрахован от агрессивного поведения окружающих, что может проявляться в конфликтных ситуациях, включая ограбления, убийства и насилие. Недопонимание, изменения, неудачи также могут способствовать возникновению стресса и агрессии. Реакция на стресс у субъектов различна, но общим является ощущение подавленности и несчастья, излишняя возбудимость и агрессивное поведение. Эффективное взаимодействие с людьми требует умения общаться и быть стрессоустойчивым.
Первые исследования природы агрессии принадлежат 3. Фрейду, который предположил существование не только инстинкта жизни, эроса, но и инстинкта смерти, разруше-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
ния [7]. Данная проблематика рассматривалась многими отечественными и зарубежными и учеными. Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения. Например, А. Басс определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи» [1].
А. Басс и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии.
1. Физическая агрессия (физические действия против кого-либо).
2. Раздражение (вспыльчивость, грубость).
3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.).
4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т. д.).
5. Негативизм (оппозиционное поведение) [4].
Причины агрессии у взрослых можно разделить на несколько групп.
Психосоциальные - низкий социальный статус и уровень жизни, пропаганда насилия в средствах массовой информации, унижения, оскорбления со стороны окружающих.
Поведенческие - неприемлемые поступки, которые затрудняют общение с людьми (бесцельное существоание, поступки, вызывающие осуждение, антисоциальное поведение).
Личностные - к агрессии в большей степени склонны раздражительные, легко возбудимые люди, лица, ведущие асоциальный образ жизни, холерики и сангвиники. Другие причины: готовность к риску, низкая или завышенная самооценка, трудности общения, неустроенность, потеря работы, семьи.
Психические заболевания - депрессия, шизофрения, расстройства личности (психопатии), эпилептическая болезнь, неврозы.
Состояния интоксикации на фоне зависимости от алкоголя, наркотических веществ. Употребление психоактивных препаратов нарушает познавательные функции, восприятие, изменяет сознание, двигательную активность и поведение.
Эффект стресса во многом зависит от того, насколько интенсивны требования к приспособительной способности организма. Г. Селье писал: «Неспецифическая адаптационная активность в биологической системе существует всегда, а не только в ситуациях, достигших какого-то критически опасного уровня взаимоотношений со средой, что полная свобода от стресса означает смерть, и в метафорической форме назвал стресс вкусом и ароматом жизни» [5].
Основной индивидуальной характеристикой содержания самого стресса является адаптация или по-другому можно сказать - стрессоустойчивость. В психологическом словаре стрессоустойчивость определяется следующим образом: «набор личностных черт, определяющих устойчивость к различным видам стрессов» [3].
Интересен вопрос о взаимосвязи между уровнем агрессии человека и уровнем стрес-соустойчивости. Есть некоторые свидетельства данной корреляции, но точная природа этой связи до конца не изучена и может быть сложной и многогранной. Важно также отметить, что потенциальная взаимосвязь между агрессией и стрессоустойчивостью не означает, что стрессоустойчивость является биологически обусловленным свойством. личности. Стрессоустойчивость частично обусловлена врожденностью, частично развивается с течением времени посредством воспитания и обучения, личностного роста и влияния окружающей среды.
38 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Было проведено исследование, целью которого являлся сравнительный анализ агрессивного поведения людей зрелого возраста с разной стрессоустойчивостью. Исследование проводилось на базе научно-практического центра «Акмеологический центр» при ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск. В исследовании приняли участие 34 человека, в возрасте 21-56 лет.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существуют различия в особенностях агрессивного поведения людей зрелого возраста с разной стрессоустойчивостью.
На первом этапе была осуществлена диагностика уровня стрессоустойчивости людей зрелого возраста. С этой целью был применен тест на определение уровня стрессоустойчивости личности И. А. Усатова. Методика учитывает ресурсы (факторы) стрессоустойчивости, которые обеспечивают способность эффективно справляться со стрессовым воздействием. Опросник насчитывает 38 вопросов, позволяющих оценить уровень стрессоустойчивости. Данные приведены в таблице 1.
У 55,9 % людей зрелого возраста преобладает средний уровень стрессоустойчивости. 20,59 % взрослых людей имеют уровень стрессоустойчивости выше среднего. 11,76 % испытуемых обладают уровнем стрессоустойчивости ниже среднего. Одинаковое количество респондентов имеют высокий (5,88 %) и низкий (5,88 %) уровни стрессоустойчивости.
Далее было организовано эмпирическое изучение уровня агрессивности людей зрелого возраста. Для этого был отобран опросник уровня агрессивности Басса-Перри. В агрессивных проявлениях можно выделить три основных компонента: поведенческий компонент (физическая агрессия); эмоциональный компонент (гнев);когнитивный компонент (враждебность).
Таблица 1
Результаты исследования уровня стрессоустойчивости личности
по тесту И. А. Усатова
Уровень стрессоустойчивости Количество испытуемых
Чел. %
Высокий 2 5,9
Выше среднего 7 20,6
Средний уровень 19 55,9
Ниже среднего 4 11,8
Низкий 2 5,9
Таблица 2
Результаты исследования агрессии людей по опроснику агрессии Басса-Перри
Интегральная шкала уровня агрессии Количество испытуемых
Чел. %
Высокий 6 17,6
Средний 16 47,06
Низкий 12 35,3
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
Интегральная шкала - суммарный показатель по всем вопросам трех шкал. Применение опросника позволило выявить данные, представленные в таблице 2.
Данные показывают, что большинство респондентов (47,06 %) имеют средний уровень агрессии. Что означает умеренно выраженную тенденцию к деструктивным реакциям, есть эмоциональная готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (гнев, чувство несправедливости, неудовлетворенности, обиды). Самая малочисленная группа обладает высоким уровнем агрессии (17,65 %), респонденты склонны к сильным реакциям, основанным на негативных чувствах и негативных оценках людей и событий. 35,29 % опрошенных имеют низкий уровень агрессии, что означает отсутствие или незначительную выраженность тенденции к деструктивным реакциям в области межличностных отношений, они не используют физическую силу в отношении другого лица. Результаты диагностики уровня агрессивного поведения в зависимости от стрессоустойчивости представлены в таблице 3.
Согласно распределению респондентов по группам, отмечается, что многие люди с высоким уровнем стрессоустойчивости имеют низкий уровень агрессии. У людей с уровнем стрессоустойчивости выше среднего проявляются средний (14,29 %) и низкий (85,71 %) уровни агрессии. Респонденты со средним уровнем стрессоустойчивости также обладают средним (78,95 %) и низким (21,05 %) уровнями агрессии. Респонденты с уровнями стрессоустойчивости ниже среднего и низким имеют высокий уровень агрессии. Проанализировав полученные результаты и выявив среднее значение уровня агрессии для каждой группы по уровню стрессоустойчивости, мы выявили, что в агрессивном поведении людей зрелого возраста с разным уровнем стрессоустойчивости имеются различия. Для подтверждения их достоверности использовался Н-критерий Крускала - Уоллиса (табл. 4).
Согласно данным таблицы 4, с помощью Н-критерия Крускала - Уоллиса были статистически достоверно подтверждены различия по уровню агрессии у людей зрелого возраста с разным уровнем стрессоустойчивости. Между группами 1-5 существуют различия в уровне стрессоустойчивости (Нэмп = 19,9 > НКр, при p < 0,01).
Согласно полученным результатам, выдвинутая гипотеза о том, что существуют различия в особенностях агрессивного поведения людей зрелого возраста с разной стрессоустойчивостью, подтвердилась. Таким образом, люди с уровнями стрессоустойчивости выше среднего и высоким обладают менее агрессивным поведением, чем люди зрелого возраста с уровнями стрессоустойчивости ниже среднего и низким.
Таблица 3
Распределение людей зрелого возраста с разным уровнем стрессоустойчивости по уровню агрессии
Уровень агрессии Интегральная шкала Группы с различным уровнем стрессоустойчивости
1 (высокий) 2 (выше среднего) 3 (средний) 4 (ниже среднего) 5 (низкий)
Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %
Высокий 0 0 0 0 0 0 4 100 2 100
Средний 0 0 1 14,3 15 78,9 0 0 0 0
Низкий 2 100 6 85,7 4 21,05 0 0 0 0
40 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Таблица 4
Межгрупповые различия в уровне агрессии людей зрелого возраста с разным уровнем стрессоустойчивости
Группы респондентов с разным уровнем стрессоустойчивости Средний ранг Уровень агрессии по «Интегральной шкале»
Группа 1 (высокий) 6,8 19,9**
Группа 2 (выше среднего) 8,5
Группа 3 (средний) 17,5
Группа 4 (ниже среднего) 31,6
Группа 5 (низкий) 31,3
** при p < 0,01 (13,3), при p < 0,05 (9,5).
Люди действительно различаются по своей стрессоустойчивости и способности контролировать агрессивное поведение. Повышение уровня стрессоустойчивости и развитие навыков управления агрессией играют важную роль в общении, конфликтных ситуациях и общественной жизни в целом. Умение контролировать свои эмоции и реакции помогает строить здоровые отношения, решать проблемы конструктивно и избегать негативных последствий для себя и окружающих, поэтому развитие этих навыков является ключевым элементом личностного роста и успешного взаимодействия в обществе.
Список источников
1. Ениколопов С. Н., Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Понятие агрессии в современной психологии. М. : Политическая энциклопедия, 2014.
2. Ефимова Н. С. Основы общей психологии. М : ФОРУМ; Инфра-М. 2013.
3. Зинченко В. П. Психологический словарь М. : Астрель, 1999.
4. Методы психологической диагностики агрессивности школьников / сост. Л. В. Ши-пова. Саратов, 2016.
5. Селье Г. Биологические корни нашего кодекса. Стресс без дистресса. М. : Академия, 1979. С. 104-109.
6. Усатов И. А. Авторская методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 681-685.
7. Фрейд 3. Введение в психоанализ : лекции. М. : Наука, 1989.
References
1. Enikolopov, S. N., Kuznetsova, Yu. M. & Chudova, N. V. 2014, The concept of aggression in modern psychology, Moscow.
2. Efimova, N. S. 2013, Fundamentals of general psychology, Scientific Research Center Infra-M, Moscow.
3. Zinchenko, V. P. & Meshcheryakova, B. G. 1999, Psychological Dictionary. Moscow.
4. Shipova, L. V. (comp.) 2016, Methods of psychological diagnostics of schoolchildren's aggressiveness, Saratov.
5. Selye, G. 1979, Biological roots of our code. Stress without distress, pp. 104-109, Moscow.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 41
6. Usatov, I. A. 2016, 'Author's methodology "Test to determine the level of stress resistance of an individual"', Scientific and methodological electronic journal "Concept", pp. 681-685.
7. Freud, S. 1989, Introduction to psychoanalysis: lectures. Moscow.
Информация об авторах
Н. Ф. Сухарева - кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной и прикладной психологии;
А. П. Тимошенко - студентка факультета психологии и дефектологии.
Information about the authors
N. F. Sukhareva - PhD (Psychology), associate professor of the Department of special and applied psychology;
A. P. Timoshenko - student at the Faculty of psychology and defectology.
Примечание
Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред (психологические науки).
Статья поступила в редакцию 15.05.2024; одобрена после рецензирования 30.05.2024; принята к публикации 01.06.2024.
The article was submitted 15.05.2024; approved after reviewing 30.05.2024; accepted for publication 01.06.2024.