Взаимосвязь коммуникативной компетентности со стрессоустойчивостью современного студента
Талалуева Татьяна Александровна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных наук ИТУ «РТУ МИРЭА» E-mail: [email protected]
Жемерикина Юлия Игоревна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных наук ИТУ «РТУ МИРЭА» E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу взаимосвязи между стрессоустойчивостью и коммуникативными навыками студентов. В статье представлены дефиниции понятий «стрессоустойчивость» и «коммуникативная компетентность», а также выработана гипотеза об их возможной корреляции. Стрессоустойчивость определяется как интегративное свойство личности, позволяющее ей адаптировать к воздействию экстремальных факторов среды. Коммуникативная компетентность - ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения. Раскрыты ключевые характеристики психоэмоционального статуса студентов. Проведено эмпирическое исследование, направленное на доказание гипотезы. Доказано, что показатели стрес-соустойчивости и коммуникативная компетентность студентов связаны выраженной положительной корреляционной зависимостью.
Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, студент, коммуникация, коммуникативная компетентность, корреляция.
Исследования психоэмоционального статуса, динамики развития личностных качеств и социализации студенческой молодежи всегда вызывали особый научный интерес. Студент являет собой «переходное звено» между подростком и взрослым человеком, и зачастую процесс вхождения во взрослую жизнь оказывается болезненным и сопровождается развитием различных психических и психологических девиаций. Начало студенческой жизни знаменует собой этап кардинальных сдвигов в личностном развитии. Студенты оказываются в условиях новой академической среды, им приходится менять место жительства, разрывать значимые для них связи с друзьями и родителями. Многие молодые люди испытывают трудности в романтических, дружеских, родственных отношениях; им приходится пересматривать многие экзистенциальные установки и чаще задумываться о выбранном ими профессиональном пути.
Многие специалисты, обращающиеся к рассмотрению психоэмоционального статуса и личностных параметров абитуриентов и студентов, указывают на наличие типичных стрессогенных факторов, присущих периоду началу студенческой жизни. По Е.А. Махриной и А.В. Тимофеевой, таковыми являются: смена места жительства, отсутствие социально продуктивных взаимоотношений с новым окружением, постоянно возрастающие учебные нагрузки, необходимость самоконтроля и повышение ответственности за результативность собственных действий во всех сферах жизни [7, с. 13]. М.З. Газиева и З.В. Масаева, в свою очередь, говорят о том, что студент подвержен всем типам стрессовых воздействий - физическим (смена обстановки, режима и состава питания, режима сна), психическим (эмоциональные внутриличностные переживания и внутренние конфликты), социальным (разрыв привычных социальных связей, авторитаризм преподавателей и кураторов, критика), индивидуальным (варьируются для каждого студента - к примеру, стремление повысить академическую успеваемость, проблема совмещения подработок и учебы), финансовым (недостаточность стипендии для покрытия базовых нужд или ее отсутствие, расходы на пропитание и съем жилища) [3, с. 60].
Студенческие годы - это «период рефлексии отношений с окружающими, поиска своего места, обособления и даже отчуждения» [7, с. 13]. Молодые люди, как правило, весьма сензитивны в своих взаимоотношениях с окружающими; семья, учеба, друзья обретают новый смысл и значение, возникают внутренние конфликты с самим собой.
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
Практически каждый студент сталкивается с чувством одиночества, «непохожести», «инаковости». Е.В. Чернышова в данной связи говорит о том, что студент переживает нарастающее ощущение «внутренней пустоты», которое требуется чем-то заполнить, следовательно, «повышается потребность в общении и проявляется его избирательность» [Чернышова, с. 104]. Острую степень личностной значимости на данном этапе приобретает такой вид деятельности, как интимно-личностное общение («счастье - это когда тебя понимают» [9, с. 104]). Данный тезис приводит нас к выводу о возрастающей роли коммуникативного взаимодействия в жизни молодых людей.
Таким образом, краткое рассмотрение психологических условий развития личности студента позволяет прийти к умозаключению о наличии двух акцентных условий личностного развития: подверженность стрессам и важность коммуникационного аспекта бытия молодого человека. Данный промежуточный вывод, в свою очередь, позволяет очертить дальнейшие векторы исследования.
Таким образом, в рамках настоящей статьи мы предпримем попытку доказать и описать, во-первых, важность стрессоустойчивости и коммуникативных навыков для представителей студенческой молодежи и, во-вторых, обозначить характер взаимосвязи между двумя данными параметрами.
Следует отметить, что ключевым недостатком современной психолого-педагогической литературы является обсуждение феноменов «в вакууме», т.е. не во взаимосвязи с другими феноменами, а в отрыве от сопряженных характеристик. Такой подход, к сожалению, не позволяет раскрыть глубинную сущность многих психологических состояний и фактов. В данной связи некоторые авторы предпринимают попытки увязать несколько параметров личности воедино [1; 2; 4; 6 и др.], обнаружить корреляцию между ними или отсутствие таковой.
В обыденном сознании стрессоустойчивость и коммуникативные способности не являются сопряженными понятиями, а сосуществуют параллельно. При более детальном анализе и при наблюдении за человеческими коллективами можно прийти к выводу о наличии некоторой связи между тем, как общается человек, и тем, как он способен справляться с трудными жизненными ситуациями.
Прежде чем описать характер взаимосвязи между двумя рассматриваемыми нами концептуальными категориями, следует обозначить сущность каждой из них. В.М. Мокрецова определяет стрессоустойчивость следующим образом: «способность поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности в напряженных ситуациях» [8]. Е.В. Чернышова предлагает следующую дефиницию стрессоустойчиво-5 сти: стрессоустойчивость следует понимать в ка-5 честве природной или целенаправленно развитой Я способности повышать «показатели психического ° функционирования и деятельности при возраста-ав ющих стрессовых нагрузках» [9, с. 104]; при этом
коммуникативный аспект стрессоустойчивости выступает, по мнению исследователя, доминирующим: стрессоустойчивость проявляется прежде всего при взаимодействии с людьми и напрямую связан с эмоциональной стабильностью, выносливостью, открытостью и доброжелательностью [9, с. 104]. М.З. Газиева и З.В. Масаева дефини-руют стрессоустойчивость в виде набора личностных характеристик: (1) эмоциональная устойчивость и способность к самоконтролю; (2) способность переносить нагрузки и решать задачи в экстремальных ситуациях; (3) способность адекватно распределять резервы нервно-психической эмоциональной энергии; (4) стабильная направленность эмоциональных переживаний; (5) способность перенаправлять внутреннюю энергию, в т.ч. негативную, в русло положительного решения задач [3, с. 60].
Р.Р. Илимбетов, в свою очередь, говорит о том, что стрессоустойчивость - понятие более широкое, чем просто способность «удерживать» эмоции. Стрессоустойчивость являет собой интегратив-ное свойство личности, позволяющее ей адаптироваться к воздействию экстремальных факторов среды - как социальной, так и физической - к примеру, ухудшение гигиенических условий и смена места проживания. Кроме того, устойчивость к стрессам следует понимать как отсутствие изменений в работоспособности и поведении человека в необычных условиях [4, с. 3]. А.В. Латышев и Е.В. Дворцова определяют стрессоустойчивость как способность индивида поддерживать психику в здоровом состоянии, выбирая при этом наиболее эффективные из возможных поведенческие стратегии [6, с. 644]. Обобщенную дефиницию представил И.А. Курясев: стрессоустойчивость он понимает как «сложную системную характеристику человека, которая отражает его способность успешно осуществлять свою деятельность в сложных и экстремальных условиях» [5, с. 65].
Вопросы стрессов и адаптации к ним изучаются современной психологией уже более столетия. К настоящему времени в научном массиве сформировалось три ключевых подхода к изучению адаптации к стрессам: классический подход, базирующийся на теории стресса Г. Селье; системный подход, в рамках которого стресс рассматривается в качестве компонента пограничных нервно-психических расстройств и дезадаптации личности; копинг-подход, основанный на природе стресса и совладания с ним (Р. Лазарус [10]).
В рамках изучения механизмов совладания также существуют различные точки зрения: дис-позиционный подход фокусируется на особых личностных качествах, обуславливающих совладание с трудностями и стили преодоления стресса; ситуативный подход, ключевым постулатом которого является то, что стиль совладания определяется не столько личностью, сколько типом стрессовой ситуации и интенсивностью стресса; интегра-тивный подход, сочетающий в себе ситуативный и диспозитивный [8].
Обратимся к рассмотрению сущности термина «коммуникативная компетентность». Уже в самой дефиниции данного понятия можно проследить связь между стрессом и коммуникативными предпочтениями и навыками: к примеру, по В.М. Мо-крецовой, коммуникативная компетентность есть «ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения» [8]. В определении коммуникативной компетенции требуется, на наш взгляд, исходить не из критерия успешности передачи информации, а из критерия эмоционального исхода коммуникативного акта, ведь коммуникация - это не просто передача данных, а целая система мотивированных когнитивно-вербальных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей, актуализирующая социальные отношения и индивидуально-психологические связи.
В ряде исследований наблюдается отождествление понятий компетентности и коммуникативных качеств. Так, Н.А. Вагапова с соавт. коммуникативные качества определяет как набор свойств, умений и навыков, характеризующей отношение личности к людям и обеспечивающей возможность установления и поддержания контакта [1, с. 48]. Следует также отметить, что синтез категорий стрессоустойчивости и коммуникативной компетентности порождает такие терминологические категории, как «толерантность», «эмоциональный интеллект», «конфликтоустойчивость». Следовательно, сама по себе коммуникация есть некий конфликт, его принятие/непринятие и регуляция; «наличие и сбалансированность всех трех аспектов коммуникации, конфликта, принятия и регуляции, делают ее эффективной» [1, с. 51].
На следующем этапе эмпирического исследования был произведен качественно-количественный и сравнительный анализ данных по обеим параметрам диагностическим исследования, произведена математическая обработка эмпирического материла, сформулированы обоснованные выводы.
В эмпирическом исследовании приняло участие 30 студентов университета РТУ МИРЭА, обучающихся по специальности бизнес-информатика. Возраст респондентов - от 17 до 20 лет. Из них 17 - юноши и 13 - девушки.
Целью данного эмпирического исследования являлось изучение взаимосвязи между уровнем стрессоустойчивости и уровнем коммуникативной компетентности у студентов представленной выборки. Для сбора данных были использованы методики, подобранные в соответствии с целями и задачами исследования и позволяющие изучить вышеуказанные составляющие в структуре личности респондентов. Для достижения данный целей был применен нижеследующий диагностический инструментарий:
1. Тест самооценки стрессоустойчивости С. Ко-ухена и Г. Виллиансона, позволяющий реализовать самодиагностику уровня стрессоустойчивости.
2. Тест Л. Михельсона в варианте Ю.З. Гиль-буха, предназначенный для определения уров-
ня коммуникативном компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.
В рамках теста самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона1 выделяется пять уровней стрессоустойчивости. Данный тест позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости. По итоговой сумме баллов, набранных в результате прохождения опросника, оценивается уровень стрессоустойчивости каждого респондента: 40-50 баллов - крайне высокий; 25-39 баллов - высокий; 15-24 балла - выше среднего; 5-14 баллов - ниже среднего; 0-4 балла - низкий. В соответствии с ключом подсчитывается сумма баллов, которая отражает степень устойчивости в стрессогенной ситуации (Таблица 1).
Таблица 1. Результаты диагностики стрессоустойчивости студентов
Испытуемый Количество баллов Испытуемый Количество баллов Испытуемый Количество баллов
1 13 11 13 21 16
2 12 12 28 22 41
3 16 13 36 23 36
4 11 14 21 24 29
5 10 15 26 25 32
6 24 16 9 26 7
7 32 17 5 27 13
8 12 18 10 28 18
9 11 19 8 29 9
10 10 20 15 30 5
Примечание: собственная разработка автора
Таким образом, в целом респонденты показали достаточно низкие уровни устойчивости к стрессам, что, возможно, обусловлено самой спецификой жизненного периода - студенчества (Рисунок 1).
крайне
высокий
высокий
Рис. 1. Результаты самодиагностики стрессоустойчивости студентов Примечание: собственная разработка автора
На втором этапе эмпирического исследования респондентам был предложен тест Л. Михельсона (в переводе и адаптации Ю.З. Гильбуха), по-
1 Тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://collegepss.ru/images/resursniy_sentr_1/2019-2020/prilogen ie_oprosniki.pdf. - Дата доступа: 31.05.2023.
сз о со -а
А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
средством которого был определен уровень коммуникативной компетентности и качество сфор-мированности основных коммуникативных умений. Методика Л. Михельсона позволяет, согласно представленному автором ключу1, выделить три типа коммуникативного поведения, причем два и них («зависимый» и «агрессивный») выступают неэффективными коммуникативными стратегиями и свидетельствуют о недостаточном развитии коммуникативной компетенции, в отличие от стиля «компетентный». В данной связи нам представляется рациональным ранжировать три коммуникативных стиля в зависимости от уровня сфор-мированности коммуникативной компетентности: «агрессивный» - 0 баллов, «зависимый» - 2 балла, «компетентный» - 10 баллов (Таблица 1). «Зависимый» стиль, при этом, в меньшей степени является конфликтогенным и более эффективным, чем агрессивный (0 баллов), но при этом, он также является неэффективным (в связи с чем ему присваивается коэффициент 2).
Таблица 2. Результаты диагностики коммуникативной компетентности студентов
Испыту- Коли- Испыту- Коли- Испыту- Коли-
емый чество емый чество емыи чество
баллов баллов баллов
1 2 11 0 21 2
2 2 12 2 22 10
3 2 13 10 23 10
4 2 14 10 24 10
5 0 15 10 25 10
6 0 16 0 26 2
7 10 17 2 27 2
8 2 18 0 28 2
9 2 19 2 29 0
10 0 20 2 30 0
Примечание: собственная разработка автора
В общем виде результаты подсчетов типов коммуникативных личностей можно представить следующим образом (Рисунок 2):
Далее посредством коэффициента корреляции К. Пирсона (Pearson), нами была изучена степень линейной зависимости между двумя переменными - стрессоустойчивостью (Таблица 1) и коммуникативность компетентностью (Таблица 2).
Результат подсчётов привел к показателю в 0.8344271252814548. Следует отметить, что коэффициент 1 в рамках данной методологии указывает на идеальную положительную корреляцию, тогда как корреляция 0 означает отсутствие взаимосвязи между двумя переменными значениями. В нашем случае коэффициент позволяет утверждать, что показатели стрессоустойчиво-сти и коммуникативная компетентность студентов связаны выраженной положительной корреляционной зависимостью.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
1) Студент подвержен различным типам стрессов - физическим, психическим, социальным, индивидуальным, финансовым. Доказано наличие двух акцентных условий личностного развития студента: подверженность стрессам и важность коммуникационного аспекта бытия молодого человека.
2) Стрессоустойчивость определяется как инте-гративное свойство личности, позволяющее ей адаптировать к воздействию экстремальных факторов среды. Коммуникативная компетентность - ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения. При детальном анализе можно прийти к выводу о наличии связи между тем, как общается человек, и тем, как он способен справляться с трудными жизненными ситуациями.
3) По результатам эмпирического исследования доказано, что показатели стрессоустойчивости и коммуникативная компетентность студентов связаны выраженной положительной корреляционной зависимостью.
Литература
1. Вагапова, Н.А. Коммуникативные качества личности как фактор бесконфликтного взаимодействия / Н.А. Вагапова, А.А. Андрияно-ва, Е.А. Кузьмичева // Вестник КГЭУ. - 2009. -№ 3. - С. 47-51.
2. Ванягина, М.Р. Общекультурные компетенции успешного специалиста XXI в. / М.Р. Ванягина // Вестник СПбГИК. - 2020. - № 3 (44). -С.125-130.
3. Газиева, М.З. Стрессоустойчивость индивидуальности как предмет психолого-педагогического изучения / М.З. Газиева, З.В. Масаева // Западно-Сибирский педагогический вестник. - 2014. - № 2. - С. 59-67.
о с
CJ
см
1Л
Аггрессивный Зависимый | Компетентный
Рис. 2. Результаты диагностики коммуникативной компетентности студентов Примечание: собственная разработка автора
1 Тест Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха) предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/test-l-mikhelsona-perevod-i-adaptatsiia-iu-z-gilbu.html. - Дата доступа: 31.05.2023.
4. Илимбетов, Р.Р. Коммуникативная толерантность и стрессоустойчивость персонала учреждения ФСИН / Р.Р. Илимбетов // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. - 2022. -№ 2-3(14-15). - С. 55-62.
5. Курясев, И.А. Стресс и стрессоустойчивость студентов / И.А. Курясев // Вестник РУДН. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. - 2013. - № 5. - С. 64-67.
6. Латышев, А.В. Взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта с профессиональным выгоранием у сотрудников МВД / А.В. Латышев, Е.В. Дворцова // Молодой ученый. - 2020. - № 20 (310). - С. 644-646.
7. Махрина, Е.А. Адаптация и стрессоустойчивость студентов / Е.А. Махрина, А. Тимофеева // E-Scio. - 2022. - № 6 (69). - С. 13-21.
8. Мокрецова, В.М. Стрессоустойчивость и коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности педагогов и медиков / В.М. Мокрецова // Репозиторий БГПУ. - 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elib.bspu.by/bitstream/ doc/39443/1/%D0%9C%D0%BE%D0%BA%D-1%80%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2%D 0%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%B-D%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1% 8F_2019.pdf. - Дата доступа: 31.05.2023.
9. Чернышева, Е.В. Взаимосвязь коммуникативных качеств и стрессоустойчивости в юношеском возрасте / Е.В. Чернышева // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 8. -С.103-113.
10. Lazarus, R.S. Psychological stress and the coping process / R.S. Lazarus. - NY.: McGraw, 1966. -№ 11.
INTERRELATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE
WITH STRESS RESISTANCE OF A MODERN STUDENT
Talalueva T.A., Zhemerikina Yu.I.
ITU «RTU MIREA»
The article contains the analysis of the relationship between stress
resistance and communication skills of students. The article pre-
sents the definitions of the concepts of stress resistance and communicative competence, as well as a hypothesis about a possible correlation. Stress resistance is defined as an integrative property of a person that allows him to adapt to the effects of extreme environmental factors. Communicative competence - situational adaptability and fluency in verbal and non-verbal means of social behavior. The key characteristics of the psycho-emotional status of students are revealed. An empirical study aimed at proving the hypothesis was carried out. It is proved that indicators of stress resistance and communicative competence of students are associated with a clear positive correlation.
Keywords: stress, stress resistance, student, communication, communicative competence, correlation.
References
1. Vagapova, N.A. Communicative qualities of a personality as a factor of conflict-free interaction / N.A. Vagapova, A.A. Andri-yanova, E.A. Kuzmicheva // Vestnik KSEU. - 2009. - No. 3. -S. 47-51.
2. Vanyagina, M.R. General cultural competencies of a successful specialist of the XXI century. / M.R. Vanyagina // Vestnik SPb-GIK. - 2020. - No. 3 (44). - S. 125-130.
3. Gazieva, M.Z. Stress resistance of individuality as a subject of psychological and pedagogical study / M.Z. Gazieva, Z.V. Masaeva // West Siberian Pedagogical Bulletin. - 2014. -No. 2. - S. 59-67.
4. Ilimbetov, R.R. Communicative tolerance and stress resistance of the staff of the FSIN institution / R.R. Ilimbetov // Bulletin of the Chelyabinsk State University. Education and healthcare. -2022. - No. 2-3 (14-15). - S. 55-62.
5. Kuryasev, I.A. Stress and stress resistance of students / I.A. Kuryasev // Vestnik RUDN. Series: Ecology and life safety. - 2013. - No. 5. - S. 64-67.
6. Latyshev, A.V., Dvortsova, E.V., Dvortsova, E.V., Relationship between stress resistance and emotional intelligence and professional burnout among employees of the Ministry of Internal Affairs // Young scientist. - 2020. - No. 20 (310). - S. 644-646.
7. Makhrina, E.A. Adaptation and stress resistance of students / E.A. Makhrina, A. Timofeeva // E-Scio. - 2022. - No. 6 (69). -S. 13-21.
8. Mokretsova, V.M. Stress resistance and communicative competence in the professional activities of teachers and physicians / V.M. Mokretsova // BSPU Repository. - 2019 [Electronic resource]. - Access mode: https://elib.bspu.by/bit-stream/doc/39443/1/%D0%9C%D0%BE%D0%BA%D1%8 0%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20-%20 36_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%B-D%D1%82%D0%B0%D1%86% D0%B8%D1%8F_2019.pdf. -Access date: 05/31/2023.
9. Chernysheva, E.V. Relationship between communicative qualities and stress resistance in youth / E.V. Chernysheva // Pedagogical education in Russia. - 2017. - No. 8. - S. 103-113.
10. Lazarus, R.S. Psychological stress and the coping process / R.S. Lazarus. - NY.: McGraw, 1966. - No. 11.