Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
313
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / КОНТРОЛЬ / ПРИНЯТИЕ РИСКА / СТРЕСС / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зятькова Е.О., Стоянова И.Я., Бохан Н.А.

Проблема преодоления человеком жизненных трудностей является актуальной для медицинской психологии, так как напрямую связана с психологическими факторами, определяющими психическое здоровье. Психологические особенности в контексте возможностей использовать доступные ресурсы способствуют или наоборот препятствуют становлению жизнестойкости и стрессоустойчивости в различных психогенных ситуациях. В данной статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого было изучение взаимосвязи между жизнестойкостью как психологического ресурса и психическим напряжением и тревогой. Исследовались личностные характеристики студентов при помощи проективной методики «Дерево». Полученные результаты позволили сделать вывод о наличии выраженной жизнестойкости, которая способствует формированию личностных ресурсов для совладания с психотравмирующими ситуациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зятькова Е.О., Стоянова И.Я., Бохан Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL RESOURCES OF STRESS RESISTANCE AND HARDINESS OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF MENTAL HEALTH

The problem of overcoming life difficulties by the person is relevant for medical psychology, as it is directly related to the psychological factors that determine mental health. Psychological features in the context of opportunities to use available resources contribute to or, conversely, hinder the development of resilience and stress resistance in various psychogenic situations. This article presents the results of the empirical study aimed at studying the relationship between resilience as the psychological resource and mental stress and anxiety. The personal characteristics of students were studied by using the projective technique "Tree". The obtained results allowed us to conclude that there is pronounced resilience, which contributes to the formation of personal resources for coping with psychotraumatic situations.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»

2. Dubrovina D.A. and Shumakova O.A. (2019), Psychological and pedagogical prevention of profanity in younger adolescents, Buki Vedi, Moscow.

3. Nadyarova E.Sh. (2014), "The spread of Slang expressions in the youth polylinguocultural environment", Scientific notes of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. Philological sciences. No. 1-2. pp. 64-74

4. Suvorova N.N. and Drofa S.Yu. (2019), "The reasons for the use of slang by modern youth as a variant of the Russian non-literary language", Philology: Scientific Research, No. 1. pp. 216-222.

5. Filippova E.Yu. (2014), "Ethical aspects of medical slang", Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University, No. 7 (148). pp. 99-102.

Контактная информация: daria.89@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.05.2021

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ПСИХИЧЕСКОГО

ЗДОРОВЬЯ

Екатерина Олеговна Зятькова, аспирант, Томский государственный университет; Ирина Яковлевна Стоянова, доктор психологических наук, профессор, Томский государственный университет, ведущий научный сотрудник, НИИ психического здоровья Томского национального исследовательского медицинского центра РАН; Николай Александрович Бохан, доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, заслуженный деятель науки РФ, директор НИИ психического здоровья Томского национального исследовательского медицинского центра РАН, руководитель отделения аддиктивных состояний, заведующий кафедрой, Сибирский государственный медицинский университет

Аннотация

Проблема преодоления человеком жизненных трудностей является актуальной для медицинской психологии, так как напрямую связана с психологическими факторами, определяющими психическое здоровье. Психологические особенности в контексте возможностей использовать доступные ресурсы способствуют или наоборот препятствуют становлению жизнестойкости и стрес-соустойчивости в различных психогенных ситуациях. В данной статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого было изучение взаимосвязи между жизнестойкостью как психологического ресурса и психическим напряжением и тревогой. Исследовались личностные характеристики студентов при помощи проективной методики «Дерево». Полученные результаты позволили сделать вывод о наличии выраженной жизнестойкости, которая способствует формированию личностных ресурсов для совладания с психотравмирующими ситуациями.

Ключевые слова: жизнестойкость, вовлеченность, контроль, принятие риска, стресс, стрес-соустойчивость, индивидуально-психологические особенности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p483-487

PSYCHOLOGICAL RESOURCES OF STRESS RESISTANCE AND HARDINESS OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF MENTAL HEALTH

Ekaterina Olegovna Zyatkova, the post-graduate student, Tomsk State University; Irina Ya-kovlevna Stoyanova, the doctor of psychological sciences, professor, Tomsk State University, leading researcher, Research Institute of Mental Health of Tomsk National Research Medical Center; Nikolai Alexandrovich Bohan, the doctor of medical sciences, professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Honored Scientist of the Russian Federation, Director of the Research Institute of Mental Health of the Tomsk National Research Medical Center of the Russian Academy of Sciences, Head of the Department of Addictive States, Department chairman, Siberian State Medical University

Abstract

The problem of overcoming life difficulties by the person is relevant for medical psychology, as it is directly related to the psychological factors that determine mental health. Psychological features in the context of opportunities to use available resources contribute to or, conversely, hinder the development of resilience and stress resistance in various psychogenic situations. This article presents the results of the empirical study aimed at studying the relationship between resilience as the psychological resource and mental stress and anxiety. The personal characteristics of students were studied by using the projective technique "Tree". The obtained results allowed us to conclude that there is pronounced resilience, which contributes to the formation of personal resources for coping with psychotraumatic situations.

Keywords: hardiness, commitment, control, challenge, stress, stress resistance, individual psychological characteristics.

ВВЕДЕНИЕ

В студенческой жизни стресс связан с академической успеваемостью, усвоением большого объема информации, становлением умений и навыков, которые необходимы для адаптации к условиям учебной и социальной жизнедеятельности [1]. В качестве одного из ресурсов, способствующих стрессоустойчивости в сложных жизненных ситуациях, исследователи рассматривают жизнестойкость, которая характеризуется совокупностью взаимосвязанных компонентов вовлеченности, контроля и принятия риска, которые способствуют мужеству и мотивации для того, чтобы повернуть стрессовые обстоятельства от потенциальных угроз в рост возможностей [2, 5].

Цель исследования - изучение психологических проявлений жизнестойкости и стрессоустойчивости у студентов в контексте личностных особенностей.

МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выборка исследования составила 235 студентов (137 юношей, 98 девушек) разных вузов г. Томска (Томского государственного университета, Томского политехнического университета, Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники), очной формы обучения с первого по пятый курс в возрасте от 17 до 26 лет (19,29±1,68). Для проведения исследования использовались следующие методики: для оценки стрессовых признаков и степени их проявления опросник «Инвентаризация симптомов стресса» (Иванченко с соавт., 1994), для диагностики жизнестойкости опосник «Тест жизнестойкости» С. Мадди (Русскоязычный вариант Леонтьев Д.А. 2006), для определения наличия или отсутствия тревоги применялся модифицированный восьми цветовой тест Люшера (Собчик Л.Н. 2001), для изучение полностью или частично неосознаваемых форм мотивации личности и выявление индивидуально-типологических особенностей человека проективная методика «Дерево» (К. Кох 1988).

Статистическая обработка данных осуществлена в программе Statistica 10.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе анализа данных выделены показатели жизнестойкости при помощи описательной статистики (таблица 1). Результаты свидетельствуют о том, что средние значения шкал «вовлеченность», «контроль» и общий показатель жизнестойкости оказались несколько ниже, а шкала «принятие риска», наоборот, демонстрирует немного высокое среднее значение в сравнении со значениями [3]. Можно предположить, что молодые люди имеют более низкую мотивацию в борьбе со стресогенными обстоятельствами и стараются избегать трудных жизненных ситуаций. Однако, несмотря на это, стараются извлечь выгоду из полученного, пусть негативного опыта. опыта, Согласно концепции жизнестойкости С. Мадди, в основе компонента принятие риска находится идея о том, что усвоение новых знаний, извлекаемых из опыта, способствует развитию. При этом не имеет значения - позитивный или негативный опыт получен в новых жизненных обстоятельствах [3].

Таблица 1 - Среднее значение показателей Теста жизнестойкости студентов

Жизнестойкость Вовлеченность Контроль Принятие риска

Среднее 77,03 30,68 27,99 17,09

Стандартное отклонение 20,08 8,96 8,26 5,16

С помощью цветового теста Люшера выявлено наличие тревоги у студентов трех вузов. Корреляционный анализ с помощью рангового критерия Спирмена показал взаимосвязь между стрессом и тревогой (г=0,191). В данном случае тревога сопровождается психическим напряжением, возможно, это связанно с академической успеваемостью и нагрузкой, а также с периодом сессии.

Следует отметить, что высокий уровень жизнестойкости способствует восприятию психотравмирующей ситуации как менее опасной, а также погружение в происходящие события и принятие их с целью решения проблем, а не избегание или отрицание, способствует успешному совладанию с трудными жизненными ситуациями [4, 5]. Данное положение подтверждается отрицательной взаимосвязью между тревогой и показателем жизнестойкости и ее компонентом вовлеченность (г= -0,145; г=-0,169), выявленной с помощью ранговой корреляции Спирмена. Кроме этого следует отметить, что жизнестойкость и ее компоненты (вовлеченность, контроль и принятие риска) отрицательно коррелирует со стрессом (г= -0,615; г= -0,617; г= -0,526; г= -0,466). В представлениях С. Мадди, жизнестойкость предполагает наилучшее осуществление человеком своих психологических возможностей в трудных жизненных ситуациях «психологическую живучесть» и «расширенную эффективность». Автор подчеркивает, необходимость взаимодействия трех компонентов, которые определяют жизнестойкость, а также их выраженность для успешной работоспособности, сохранения здоровья и наиболее активной борьбы со стре-согенными условиями [3, 5].

Следующим этапом проведенного исследования являлось изучение индивидуально - психологических особенностей студентов как предикторов совладания с трудными жизненными ситуациями, их адаптации в условиях вуза. Для решения поставленной задачи был проведен частотный анализ признаков (элементов) методики «Дерево» в выборке студентов (таблица 2). Анализ рисунков осуществлялся по схеме, предложенной Р. Стора. Интерпретация осуществлялась в отношении признаков, которые встречаются у студентов более чем в 70 рисунках.

Таблица 2. - Наиболее часто встречаемые признаки-характеристики дерева в рисунках студентов_

№ признака-характеристики дерева Название признака Частота встречаемости признаков (%)

10 «Корни меньше, чем ствол» 77 (33%)

27 «Левая позиция с тенденцией к центру» 100 (43%)

87 «Ствол, входящий в листву» 104 (44%)

95 «Ствол, расширенный внизу» 139 (59%)

100 «Общая высота - высота 4» 164 (70%)

133 «Легкие линии ствола» 88 (37%)

Полученные результаты по методике «Дерево» (таблица 2) свидетельствуют о наличии признака 10 «Корни меньше, чем ствол» в выборке студентов (77 (33%)), что свидетельствует о намерении узнать, что от них скрыто. Это обусловлено пытливостью и стремлением к получению знаний. Частотность признака 27 «Левая позиция с тенденцией к центру» (100 (43%)) трактуется как двойственное желание покровительства и независимости. Признак 87 «Ствол, входящий в листву» (104 (44%) свидетельствует о желании сохранить то, чем обладаешь. Возможно, что данная характеристика связана с беспокойством по поводу своей привлекательности. Признак 95 «Ствол, расширенный внизу» (139 (59%) трактуется как стремление поиска прочной позиции в своей среде, в референтной группе. Частотность признака 100 ««Высота 4» (164 (70%)) характеризуется как стремление к самоутверждению, быть значимым для других и замеченным. Признак

133 «Легкие линии ствола» (88 (37%)) интерпретируется, как стремление действовать свободно, но при этом присутствует страх самоутвердиться.

Все вышеназванные признаки образуют комплекс индивидуально-психологических особенностей студентов, которые характеризуются проявлением эмоциональных переживаний и психическим напряжением в значимых ситуациях. Можно сделать вывод, что психологические ресурсы, такие как жизнестойкость и стрессоустойчи-вость способствуют, стремлению к самоутверждению, мотивации в поисках оптимального пути для реализации своих возможностей, независимости, получению новых знаний и опыта, не смотря на трудные жизненные ситуации и стрессогенные условия, что позволит занять прочную позицию в студенческой среде.

ВЫВОДЫ

Результаты исследования показали, что совокупность трех компонентов жизнестойкости (вовлеченность, контроль, принятие риска) способствуют более успешному и эффективному формированию стрессоустойчивости студентов в образовательной среде. Данный результат соответствует положению С. Мадди о том, что три компонента жизнестойкости должны быть сильными, а их сочетание способствует превращению стрессов в преимущества [4]. Однако при наличии тревоги не все компоненты жизнестойкости способствуют преодолению трудностей. При этом могут отсутствовать такие характеристики, как работоспособность, мотивация к реализации и поиск оптимального пути для решения проблем. Следует отметить, что выявленные признаки дерева в рисунках студентов имеют такие характеристики как стремление к самоутверждению, поиску новых знаний, самостоятельности. При этом отмечается наличие негативных проявлений в виде беспокойства, тревоги и страха. Следовательно, личностные психологические ресурсы студентов, связанные с жизнестойкостью и стрессоустойчивостью. способствуют реализации возможностей преодоления трудностей, а также компенсации негативных проявлений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушма Т.В. Стрессоустойчивость студентов разных профилей обучения / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). - С. 22-26.

2. Курясев И.А. Стресс и стрессоустойчивость студентов / И.А. Курясев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Экология и безопасность жизнедеятельности. -2013. - № 5. - С. 64-67.

3. Леонтьев Д.А., Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - Москва : Смысл, 2006. - 63 с.

4. Maddi S.R. Hardiness: An operationalization of existential courage / S.R. Maddi. - DOI: 10.1177/0022167804266101 // Journal of Humanistic Psychology. - 2004. - Vol.44. - № 3. - P. 279-298.

5. Maddi, S.R. The Personality Construct of Hardiness, IV: Expressed in Positive Cognitions and Emotions Concerning Oneself and Developmentally Relevant Activities / S.R. Maddi, R. Harvey, D.M Khoshaba. - DOI 10.1177/0022167809331860 // Journal of Humanistic Psychology. - 2009. - Vol. 49. -№ 3. - P. 292-305.

REFERENCES

1. Bushma, T.V., Zuikova E.G. and Volkova L.M. (2019), "Stress resistance of students of different training profiles", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgaft, No. 6 (172), pp. 22-26.

2. Kuryasev, I.A. (2013), "Stress and stress resistance of students", Bulletin of the Russian University of Friendship of Peoples. Series: Ecology and life safety, No. 5. pp. 64-67.

3. Leontiev, D.A. and Rasskazova, E.I. (2006), Test of resilience, Smysl, Moscow.

4. Maddi, S.R. (2004), "Hardiness: An operationalization of existential courage", Journal of Humanistic Psychology, Vol. 44, No. 3, pp. 279-298, DOI: 10.1177/0022167804266101.

5. Maddi, S.R., Harvey, R.H. and Khoshaba, D.M. (2009), "The Personality Construct of Hardiness, IV: Expressed in Positive Cognitions and Emotions Concerning Oneself and Developmentally Relevant Activities", Journal of Humanistic Psychology, Vol. 49, No. 3, pp. 292-305, DOI 10.1177/0022167809331860.

Контактная информация: zyatkova-katya@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.05.2021

УДК 159.9

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ КНИГ И УЧЕБНИКОВ ПО СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ РАЗНЫХ СТРАН

Ольга Юрьевна Куликова, кандидат исторических наук, Игорь Анатольевич Воронов,

доктор психологических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В настоящее время спортивная психология (как очень молодая наука) переживает сложный этап становления. Как будет развиваться эта наука в дальнейшем и каковы будут приоритетные направления её развития сейчас еще трудно прогнозировать. Но анализ некоторых публикаций -книг и учебников - по спортивной психологии дают нам пищу для размышления не только для будущего, но и для решения текущих насущных задач. В статье анализируются и сравниваются две книги по психологии спорта (авторы из США и Российской Федерации) и три учебника по спортивной психологии (авторы из Российской Федерации, США и Англии). В результате такого сравнения публикаций мы видим разные стратегии в решении насущных задач спортивной психологии в разных странах, где спорт играет важную роль в системе государственного управления. Ключевые слова: спортивная психология, учебники.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p487-491

COMPARATIVE ANALYSIS OF SOME BOOKS AND TEXTBOOKS ON SPORTS PSYCHOLOGY FROM DIFFERENT COUNTRIES

Olga Yuryevna Kulikova, the candidate of historical sciences, Igor Anatolyevich Voronov, the

doctor of psychological sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Abstract

Currently, sports psychology (as a very young science) is going through the difficult stage of formation. It is still difficult to predict how this science will develop in the future and what the priority directions of its development will be. But the analysis of some publications - books and textbooks - on sports psychology gives us food for thought not only for the future, but also for solving current pressing problems. The article analyzes and compares two books on sports psychology (authors from the United States and the Russian Federation) and three textbooks on sports psychology (authors from the Russian Federation, the United States and England). As a result of comparing even such a narrow range of publications, we see different strategies for solving current problems of sports psychology in different countries, where sports play an important role in the system of public administration. Keywords: sports psychology, textbooks.

Спортивная психология (или психология спорта) - дисциплина относительно молодая в современной науке. Спортивная психология, как дисциплина, по-разному трактуется и структурируется в Российской Федерации и в других странах. В связи с этим возникает множество проблем, связанных и с определением дисциплины, ее предмета, целей и задач. Для примера сравним некоторые публикации, которые, по мнению авторов, ярко иллюстрируют сказанное выше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.