Научная статья на тему 'Агрессивная медиастратегия в литературной критике (на примере рубрики «Критика вне формата» журнала «Урал»)'

Агрессивная медиастратегия в литературной критике (на примере рубрики «Критика вне формата» журнала «Урал») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
358
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА / РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ / ТРОЛЛИНГ / LITERARY CRITICISM / VERBAL AGGRESSION / TROLLING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шакиров Станислав Маэлсович

Рассматривается агрессивная речевая стратегия, реализуемая в публикациях критика журнала «Урал» Василия Ширяева. Основной техникой построения текстов Ширяева является абсурдизация, приводящая к нарушению языковых табу и цинизму. Сниженно-фамильярное обращение к оппонентам в статьях Ширяева демонстрирует стремление критика к присвоению экспертного статуса. Агрессивная литературно-критическая стратегия Ширяева близка техникам интернет-троллинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aggressive Media Strategy in Literary Criticism (in Columns «Critics outside the Format» in the Magazine «Ural»)

The article deals with aggressive literary-critical strategies which practiced in publications by Basil Shiryaev in «Ural» magazine. The main technique for constructing those texts is absurdisation, which leads to violation of linguistic taboos and cynicism. Shiryaev’s desire to appropriate the status of the expert is manifested in reduced-unceremonious treatment to opponents. Shiryaev’s aggressive literary-critical strategy is similar to techniques of internet trolling.

Текст научной работы на тему «Агрессивная медиастратегия в литературной критике (на примере рубрики «Критика вне формата» журнала «Урал»)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313). Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 283-285.

С. М. Шакиров

АГРЕССИВНАЯ МЕДИАСТРАТЕГИЯ В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ (на примере рубрики «Критика вне формата» журнала «Урал»)

Рассматривается агрессивная речевая стратегия, реализуемая в публикациях критика журнала «Урал» Василия Ширяева. Основной техникой построения текстов Ширяева является абсурди-зация, приводящая к нарушению языковых табу и цинизму. Сниженно-фамильярное обращение к оппонентам в статьях Ширяева демонстрирует стремление критика к присвоению экспертного статуса. Агрессивная литературно-критическая стратегия Ширяева близка техникам интернет-троллинга.

Ключевые слова: литературная критика, речевая агрессия, троллинг.

Как бы это парадоксально ни звучало, но возросшие скорости и насыщенность информационных потоков привели лишь к уменьшению возможностей получения нового знания и к снижению статуса новизны информационных продуктов. Одним из первых эту проблему рассмотрел Андрей Ашкеров [1]. Из триады «специалист» - «профессионал» - «эксперт» реальную власть в современном обществе получили лишь эксперты. «Современному человеку активно внушается мысль о том, что без специальной помощи, консультаций знатоков, профессиональных советов он ничего не понимает, ни в чем не разбирается, не может самостоятельно принимать решения» [20. С. 177]. В результате знание становится товаром, установление истины (гносеология) вытесняется извлечением выгоды (прагматикой). Экспер-тократия (власть экспертов) «исключает плюрализм мнений, множественность позиций, вариативность оценок» [20. С. 177]. Интернет здесь не может помочь: анонимность и замкнутость интернет-коммуникации не позволяет интернет-сообществу стать экспертным сообществом, какие бы профессионалы его ни составляли. По мнению А. Ашкерова, «культ экспертной оценки маскирует обессмысливание нашего существования». Деградируют и мельчают объекты экспертной оценки, возрастает агрессивность коммуникации. Юлия Щербинина предупреждает: «Наряду с экспек-тократией все громче заявляет о себе инвекто-кратия» [19]. Последствия этих процессов драматичны для всех сфер жизни. В сфере литературной критики, по словам Щербининой, это приводит к тому, что «Зоил становится еще и Геростратом», то есть допустимыми становятся агрессивные формы литературной коммуникации.

Предметом нашего рассмотрения стала колонка «Критика вне формата» журнала «Урал», автором которой является Василий Ширяев. В период с апреля 2009 г. по январь 2013 г. в «Урале» было опубликовано 36 материалов этого критика. Безапелляционность суждений, речевая агрессия, с одной стороны, и широкая эрудированность и стилистическая одаренность - с другой, привлекают внимание к этим публикациям. Валерия Пустовая в статье «Слушайте музыку инволюции», опубликованной на личной страничке «Живого Журнала», по-блоковски назвала Ширяева «голосом самой метели - самого нашего культурного времени» [5]. Ширяев, по мнению критика, не создает «литературный продукт», а выявляет «невербализованный смысл посторонних текстов». Ссылаясь на концепцию музыканта и философа В. Мартынова, изложенную в книге «Конец времени композиторов» [4], В. Пусто-вая утверждает, что литература теперь «может существовать только как осмысление самой возможности литературы», а Ширяев, по ее мнению, в этой ситуации «пишет критику как анализ возможности критики». Деконструкция критических систем и оценок, предпринимаемая Ширяевым, производит впечатление «развороченной механической игрушки», а он сам выглядит как трагическая фигура в мире, лишенном привычных эстетических и метафизических критериев. Этот доброжелательно-сочувственный отзыв вызвал абсурдно-ироничный ответ Ширяева, который предложил «разобрать Пустовую»: «Валерия - от Велес (Волос), преисподний б-гЪ, отвечающий за нефть и все дела... Пустовая - от бог пустыни СеТ, Сатана... Валерия Пустовая - это Саудовская Аравия нашей литературной критики: море песка, воды нет, зато “там внизу” - исполнение

284

С. М. Шакиров

чорнова золота» [7. С. 237]. Насмешливо-глумливое истолкование имени конкретного человека в этой эскападе отчетливо демонстрирует агрессивность коммуникативной стратегии критика. Издевательски звучит и «совет» Василия Ширяева Валерии Пустовой: «Мы надеемся, что она будет более короче строить предложение и более лучше опустошать свой словарный запас» [7. С. 236].

Абсурдизация как техника построения текста отмечается нами практически в каждой из публикаций Ширяева. Вот несколько примеров. «Разбор» стихотворения: «Про мальчика с пробелами в образовании и которого девочка не выбрала. От этого мальчик хочет одновременно умереть и не умереть, и все такое» [11. С. 236] «Разбор» романа: «Писатель Сенчин велик, когда учит читателя пользоваться турникетом, строить гараж, собирать ягоду и экономить на сливном бачке. <...> Писатель Шишкин велик, когда переписывает учебник криминолистики» (Орфография авторская. -С. Ш.) [17. С. 231]. Образец «интервью»: «Ты кто?.. Что есть истина?.. Отчего ветер дует?.. Почему апельсины круглые?.. Зачем литература?» [9. С. 237] Абсурд уравнивает все в бессмысленности и делает возможным такие словарные «определения»: «Быдло - читатели... Набивание клавиш - 1) современная поэзия, 2) современная проза, 3) литература вообще... Серая слизь - толстые литературные журналы... » [18. С. 253-255] Культура, в трактовке Ширяева, «мертворожденное слово», выдуманное для того, чтобы «попридержать демиурги-ческую прыть мыслящей черни» [7. С. 237], литература - «сложный синтаксис, используемый не по назначению... нецелевое использование языковых средств» [7. С. 237], по-русски «невозможно толково объясниться...» [16. С. 255], «русский язык надо привести в соответствие с евростандартами. То есть восстановить аорист и имперфект в полном объеме, потому что в Европе везде есть аорист и имперфект» [12. С. 230]. Абсурдизация неизбежно приводит к цинизму. Неслучайно поэтому Ширяев так рассуждает о культуре: «Культура - это синоним глагола “вы.бываться”. И никто не любит, когда это самое» (Орфография авторская. - С. Ш.) [7]. Цинизм ведет к нарушению языковых табу. Обсценная лексика, в трактовке Ширяева, «кванторы душевного участия» [7]. Благодаря такому «определению» становятся возможны двусмысленные «логические формулы»: «Валерия Пустовая являет-

ся зачинщиком новой риторической фигуры -figura pustovaica. Формула ее [<Х>-ая (ое, ый) <Х>]» [7. С. 237]. Литературная критика превращается в «распутывание абзацного блядос-ловия в столбцы высказываний» [10. С. 255]. Нарушение «формата» в текстах Ширяева происходит уже на уровне грамматики. «Совершенно не волновайтесь за грамматику и всякие ошибки... Ошибки не должны мешать читать текст, только и всего», - утверждает автор «критики вне формата» [13. С. 232].

Контркультурная позиция, заявляемая Ширяевым, проявляется в сниженно-фамильяр-ном обращении к оппонентам. «Миша пишет красиво, но непонятно. Как и положено фетишисту» [14. С. 253]. «Мы с Пасечником вместе в Липках бухали, и с его творчеством я знаком хорошо» [15. С. 255]. «С Маканиным я встречался в Липках, он мне журнал подписал, от портвейна отказался, правда, ну, сфотографировались» [16. С. 255]. Нам видится еще одна цель подобной «интимизации» общения: таким способом Ширяев подчеркивает свою особую близость к участникам современного литературного процесса, свою особую информированность обо всем, что происходит в современной литературе. Так на практике происходит присвоение экспертного статуса. Для закрепления этого статуса важно подчеркнуть свою исключительность - и Ширяев подписывает свои тексты, акцентируя географическую удаленность (Василий Ширяев, Камчатка, поселок Вулканый) и профессиональную мар-гинальность (работает сторожем) [3]. Другой способ усиления исключительности состоит в постоянном подчеркивании собственной эрудированности. В текстах Ширяева упоминаются имена известных филологов (Лотман, Гаспаров), научные термины и концепции. Автор иронично-непринужденно цитирует классику («Если знаешь, что завтра в полпервого будет конец света - встал, попил чаю (пренепремен-нейше) и написал статью - критическую»). Часто используются иноязычные цитаты и макароническая речь (Risum teneatis, camaradas -«удержитесь от смеха, друзья», смесь латинского и испанского языков) [6].

Тексты Ширяева не так просты, как это может показаться на первый взгляд. Не являются они и спонтанными импровизациями литературного «камчадала». Вся эта «критика вне формата», публикуемая в «толстом» литературном журнале на протяжении трех лет (немалый срок для журнальной колонки одного

Агрессивная медиастратегия в литературной критике.

285

автора!), реализует агрессивную литературнокритическую стратегию, близкую интернет-стратегии «троллинга».

«Цель троллинга - дать определенные стимулы для того, чтобы вызвать негативные реакции участников форумов либо иных виртуальных сообществ» [2. С. 48-51]. В виртуальном пространстве (на форумах или в комментариях) размещаются заведомо провокационные сообщения. Разгорающиеся в относительно замкнутых сообществах скандалы ведут к катастрофическим последствиям: сообщество, конференция или ее ветка распадаются либо утрачивают большинство участников. Трол-линг в Интернете всегда преследует конкретные корыстные цели: от банального шантажа и вымогательства до получения конфиденциальных сведений от рассерженных участников троллинг-коммуникации.

Хочется верить, что публикация «неформатных» критических текстов Василия Ширяева в журнале «Урал» не преследует подобных целей, а все это лишь «пикантная» забава для интеллектуалов. Может быть, талантливый критик, обретя желаемый «публицитный» капитал, обратит всю свою интеллектуальную мощь на поиски универсальных «объединительных» смыслов, транслируемых современной русской литературой? А ещё хочется верить, что не корпорации экспертов, а все мы - писатели, критики, читатели - пока еще способны (и готовы!) самостоятельно строить свое понимание мира и человека.

Список литературы

1. Ашкеров, А. Ю. Экспертократия: управление знаниями. Производство и обращение информации в эпоху ультракапитализма. М., 2009. 132 с.

2. Внебрачных, Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестн. Удмурт. ун-та. 2012. № 1. С. 4851.

3. Журнал «Урал». Авторы. Василий Ширяев. [Электронный ресурс]. URL: http://

uraljoumal.ru/authors-shiryaev-vasily

4. Мартынов, В. Конец времени композиторов. М., 2002. 132 с.

5. Пустовая, В. К вопросу о том, как потом: моя полемика с Ириной Роднянской о литературной инволюции [Электронный ресурс]. URL:http://pustovayava.livejoumal.com/31594. html

6. Ширяев, В. Большая Книга Артема Рон-дарева // Урал. 2013. № 1. С. 242-244.

7. Ширяев, В. Валерия Пустовая как Саудовская Аравия нашей литературной критики // Урал. 2012. № 9. С. 236-238.

8. Ширяев, В. «Дура lex» Бориса Паланта и проблемы нарранаррации // Урал. 2011. № 7. С. 235-239.

9. Ширяев, В. Елена Георгиевская: «Я люблю понятные» // Урал. 2010. № 11. С. 233-239.

10. Ширяев, В. Еще о критике // Урал. 2009. № 7. С. 254-255.

11. Ширяев, В. Замечания на стихотворения Константина Комарова «От времени вдогонку» // Урал. 2012. № 10. С. 236-238.

12. Ширяев, В. Как делать критику критики // Урал. 2012. № 5. С. 228-230.

13. Ширяев, В. Как делать критику. Инструкция // Урал. 2011. № 8. С. 230-232.

14. Ширяев, В. Михаил Бойко как литкрити-ческий Гришковец // Урал. 2009. № 11. С. 252255.

15. Ширяев, В. Обмен мнениями с Андреем Махаоном о «Модэ» Владислава Пасечника // Урал. 2012. № 2. С. 235-238.

16. Ширяев, В. Ответ за Маканина // Урал. 2009. № 4. С. 253-255.

17. Ширяев, В. Платон мне друг, но читать лучше Аристотеля // Урал. 2012. № 12. С. 231232.

18. Ширяев, В. Словарь литературно-ругательной лексики (дополнение к словарю юного критика) // Урал. 2010. № 9. С. 253-256.

19. Щербинина, Ю. Оскорбительная критика: опыт отражения // Нева. 2013. № 1. С. 184187.

20. Щербинина, Ю. Экспертократия: ремесло и промысел // Нева. 2011. № 12. С. 175-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.