Научная статья на тему 'АГРАРНЫЙ СЕКТОР ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ: ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ'

АГРАРНЫЙ СЕКТОР ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ: ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
175
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АГРАРНЫЙ СЕКТОР ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ: ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ»

Л.Н. Шаншиева

АГРАРНЫЙ СЕКТОР ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ: ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ

Общественная трансформация, начавшаяся в ГДР осенью 1989 г., и последовавшее за этим объединение Германии обусловили масштабные изменения во всех сферах экономики, в том числе и в сельском хозяйстве.

Ситуация в аграрном секторе Восточной Германии накануне рыночных преобразований не отличалась значительно от положения в других бывших социалистических странах. Поскольку политическая экономия социализма содержала тезис о превосходстве крупных предприятий над мелкими производственными формами, то в соответствии с этим в ГДР, индустриально развитой стране, были созданы сельскохозяйственные производственные кооперативы (СХПК), ставшие основными центрами производства сельскохозяйственной продукции. Перед СХПК были поставлены не только экономические, но и важные социальные задачи - обеспечить выравнивание жизненных условий между городом и деревней. Кроме того предполагалось, что экспорт сельскохозяйственной продукции должен увеличить валютные поступления в страну. Вместе с тем такой подход имел и свою оборотную негативную сторону: стремление достичь максимальных производственных результатов приводило к полному использованию сельскохозяйственных угодий, независимо от природных условий.

Помимо СХПК в сельских районах создавались государственные народные кооперативы (ГНК). Приоритетными задачами этих предприятий было и разведение домашнего скота и обеспечение существующих в стране хозяйств семенами и посадочными

материалами. Государственная политика в аграрной сфере основывалась на планомерном образовании цен и дотировании производства. Но это не всегда приводило к эффективным результатам, зачастую оборачивалось даже нерациональным ведением хозяйства и серьезными убытками.

Наряду с вышеуказанными формами хозяйствования каждому члену кооператива в ГДР предоставлялась в личное пользование земельная площадь в размере 0,25 га. Несмотря на небольшую долю частных хозяйств в сельскохозяйственных угодьях в целом, они производили значительный объем аграрной продукции. В 1989 г. (накануне краха ГДР) это было около 34% всей продукции в стране, 22 - поставки яиц, 14 - овощей и около 15% забойного скота (6, с. 13). Вместе с тем все более актуальным становился вопрос о необходимости реформирования аграрной отрасли, так как в сельском хозяйстве ГДР было занято большое количество рабочей силы, основные средства производства устарели, а производительность труда по сравнению с показателями в Западной Германии была значительно ниже. Все это отражалось на эффективности труда и качестве продукции. Таковы были основные исходные условия трансформационного процесса в сельском хозяйстве ГДР накануне объединения с ФРГ.

Договор об объединении Германии содержал среди прочего договоренности о реформировании сельского хозяйства. Статья 15 Договора предусматривала формирование нового порядка регулирования отношений на аграрном рынке по правилам Евросоюза. С одной стороны, это обусловило серьезное давление на сельское хозяйство Восточной Германии, с другой - давало возможность автоматически войти в структуру ЕС, избежав многих процедур и барьеров.

В тот период специалисты активно обсуждали тему будущего организационного развития, формирования новой структуры сельского хозяйства в восточных федеральных землях. Значительное внимание уделялось процессу «деколлективизации» бывших СХПК, «встраивания» сельских районов бывшей ГДР в структуру старых федеральных земель, вопросам эффективности работы предприятий в переходный период. В частности, в докладе сотрудников Института аграрного развития в Центральной и Восточной Европе (1АМО, г. Галле) подчеркивалось: «Включение восточногерманского сельского хозяйства в институциональную систему Федеративной Республики Германии и ЕС было одной из главных целей приватизации и организации в новых федеральных

землях. Это означало полную перестройку восточногерманского общества в процессе принятия и внедрения социально-рыночного хозяйства, федерального права, а также структурного приспособления экономики к старой ФРГ. Необходимо было создать конкурентоспособное, ориентированное на рынок и благоприятное для окружающей среды сельское хозяйство. Огромные убыточные сельскохозяйственные комбинаты должны были быть децентрализованы, а частная собственность на средства производства снова восстановлена» (6, с. 16).

Переход к рыночным условиям развития сельского хозяйства в восточных землях был связан в первую очередь с вопросами собственности бывших кооперативов и государственных предприятий. В то время как права на пользование и собственность земель производственных кооперативов (4,1 млн. га) были переданы прежним хозяевам, земли государственного пользования в размере 1,7 млн. га должны были получить новые владельцы.

Восточногерманский опыт аграрных преобразований отличался многообразием правовых форм хозяйствования, что видно на примере приводимой ниже таблицы.

Таблица

Землепользование по хозяйствам различных правовых форм в ФРГ

Доля сельхозуго- Средний размер

дий по группам землепользова-

Правовые формы предприятий хозяйств, в % ния, га

Новые Старые Новые Старые

земли земли земли земли

Фермерские хозяйства 24,2 91,4 56 26

Объединения фермеров (комман-

дитные и другие товарищества без 23,0 7,7 393 61

образования юридического лица)

Производственные кооперативы 29,0 0,1 1419 57

Общества с ограниченной ответственностью 22,0 0,1 680 25

Акционерные общества 1,5 0,1 1247 261

Общественно-правовые юридические лица 0,2 0,4 137 56

Источник: Аграрные преобразования в новых федеральных землях Германии (1991-2002 годы). - М., 2003, - С. 29.

Правовой основой перестройки послужил Закон об адаптации сельского хозяйства, который принимался поспешно в силу стремительного объединения Германии и поэтому не мог быть идеально отточенным. Но все же по сути он содержал принципиальные базовые положения перехода к рынку. В результате важнейшими правовыми формами использования сельскохозяйственных угодий в восточных федеральных землях стали частные предприятия, простые товарищества, зарегистрированные товарищества, общества с ограниченной ответственностью. Вопреки ожиданиям экономистов, в Восточной Германии образовалось значительно меньше семейных предприятий с основным доходом, чем в других странах с рыночной экономикой. Число таких предприятий составило в 1995 г. около 7080. К 2003 г. их количество возросло до 8400, но было намного ниже, чем в Западной Германии (160 700). Сказывалось влияние прежней ориентации на развитие сельского хозяйства с крупными предприятиями. Кроме того, как отмечают немецкие эксперты, членам новых товариществ не хватало необходимых для руководства предприятия управленческих качеств. В конечном итоге возобновлению сельскохозяйственной деятельности мешали ограниченные перспективы получения прибыли, трудоемкость процессов организации нового дела, высокие риски.

Можно отметить также большое разнообразие созданных кооперативов по видам деятельности. В их числе были торгово-кредитные, закупочные и сбытовые, молочные, животноводческие, племенные, плодовые и овощные, цветочные, виноградарские, аграрные, винно-водочные, водные, рыбоводческие и пр. Кроме того, в 2002 г. действовало 45 кооперативов по торговле продуктами питания и деликатесами, а также 172 кооператива - объединения пекарей и мясников. Наиболее многочисленные так называемые аграрные кооперативы, действующие в новых федеральных землях, явились преемниками бывших СХПК. Их оборот составил в 2001 г. 1470 млн. евро (без НДС) (1, с. 11).

В результате к середине первого десятилетия 2000-х годов в этой сфере экономики Германии произошли серьезные структурные изменения, число сельскохозяйственных предприятий снизилось с 1999 по 2004 г. на 16,6% за счет их укрупнения. Эта тенденция проявилась как в новых землях (при этом граница роста сельскохозяйственных предприятий на этих территориях достигла 100 га), так и на территории старых федеральных земель, где граница роста достигла 75 га (ранее - 50 га) (6, с. 22-23).

По прогнозу ученых Института аграрного развития в Центральной и Восточной Европе, сделанному в начале 2000-х годов, в силу увеличения производительности и снижающихся цен «размеры производства в рамках структурных перемен должны будут и дальше возрастать с целью обеспечения минимальных затрат на производство и достаточного дохода хозяйств» (6, с. 22-23). По истечении 10 лет эта тенденция действительно проявилась достаточно определенно.

Процесс реорганизации сельскохозяйственных предприятий довольно серьезно осложнялся проблемой старых долгов, т.е. банковских обязательств, которые имели СХПК к моменту валютного союза. Несмотря на то, что после введения западногерманской марки долги были уменьшены вдвое, все же на 1 июля 1990 г. их сумма составляла около 7,6 млрд. марок (6, с. 20). Средняя задолженность на 1 га была на уровне 1500 марок. Долги представляли угрозу существованию правовых преемников прежних кооперативов. Высокие долговые обязательства вели к тому, что было почти невозможно взять новые кредиты. Таким образом, предприятиям оставалось использовать меры федеральной поддержки со стороны государства. Так как финансовая нагрузка соответствующих предприятий достигла угрожающего их существованию уровня, правительство приняло решение осуществить: а) частичную ликвидацию задолженности через Попечительский совет1, б) создать возможности балансового уменьшения нагрузки.

Таким образом, при помощи Попечительского совета была списана часть долгов в размере 1,4 млрд. марок ФРГ. Старыми долгами считались такие, которые были допущены областными органами ГДР, но не дали эффективного результата по развитию производства и не улучшили материальную базу предприятия. Предпосылкой для частичного списания долгов было предъявление плана развития, который предусматривал достижение уровня конкурентоспособности предприятия до 1993 г. «Способными к модернизации рассматривались те предприятия, которые к этому моменту показывали положительный коэффициент ликвидности. В случае, когда этот излишек превышал сумму старых долгов, частичное списание долгов не считалось необходимым. Таким образом, наказывались эффективные предприятия с высокой суммой старых долгов. Вместе с тем такое регулирование способствовало

1 Попечительский совет был создан для разгосударствления бывших предприятий ГДР и их дальнейшей приватизации.

манипуляции предприятиями планами по развитию с целью списания долгов» (6, с. 20).

Балансовая разгрузка предполагала заключение соответствующего договора между предприятием-преемником и банком, давшим в свое время кредит, так называемое соглашение по ранговому распоряжению. Оно означало отказ банка от всех других обязательств. При этом заключалась договоренность об отсрочке платежей по погашению кредитов, которая при достижении прибыли предприятия в размере 20% снова должна была вступить в силу.

На начальном этапе перемен довольно остро стоял вопрос сокращения лишней рабочей силы и повышения интенсивности труда, требовалось также корректировать политику в области заработной платы. После заключения валютного союза между ГДР и ФРГ (летом 1990 г.) был установлен завышенный обменный курс восточной марки к западной, что обусловило автоматическое повышение зарплат на территории ГДР в 4 раза. Это способствовало предотвращению массовой миграции рабочей силы с востока на запад страны. Уже в первый год число работников в сельском хозяйстве было снижено с 859 714 до 312 200 человек, к 2001 г. оно составило 161 700 человек. Поскольку большинство рабочих были одновременно членами кооператива, то при увольнении они требовали выплаты капитальных средств. Это в известной степени ограничивало масштабное закрытие СХПК, именно по этой причине провести реформы в короткие сроки не представлялось возможным.

В тот период на уровне правительства ФРГ были приняты целевые политические решения: по досрочному выходу на пенсию работников, занятых сельскохозяйственным трудом, по сокращению режима работы, по повышению квалификации и переквалификации, по социальной помощи безработным. Эти меры позволили смягчить жесткие условия перехода сельскохозяйственных предприятий к рынку. В итоге количество рабочих на вновь созданных предприятиях было намного меньше, чем задействованной рабочей силы на предприятиях юридических лиц.

Параллельно шел процесс приватизации и эффективного использования рынка земли для предприятий-преемников, а также основателей новых предприятий. Поскольку цены на продукты в ЕС и в ФРГ незначительно отличались, а качество земли в Восточной Германии ненамного уступало ее качеству в Западной, то ожидалось быстрое выравнивание цен на землю в процессе либе-

рализации земельного рынка. Однако на практике этого не произошло. Покупная цена на землю в восточной части страны остается до сих пор намного ниже, чем в западных регионах. В 2003 г. реальная рыночная цена за 1 га в старых федеральных землях в среднем составляла 16 489 евро, в новых землях - соответственно 2309 евро. А вот на рынке аренды к середине первого десятилетия 2000-х годов отмечалось выравнивание цен.

Было несколько причин, объясняющих эту ситуацию. Прежде всего, существовали различия в ориентации производителей на предельную производительность земли. В восточных землях была высока доля арендуемой земли. Низкая доля собственного капитала к началу трансформационного процесса, а также широко распространенный в новых землях закон о наемном труде играли роль как факторы оплаты, что сказывалось на арендной стоимости земли. К тому же в новых землях укрепилась практика аренды целых хозяйств, в противоположность доминирующей в Западной Германии аренде мелких участков. Помимо этого на уровень арендной платы влияли нехватка опыта и профессиональной информации у новоиспеченных арендодателей. В 1997 г. доля арендных площадей достигала 91,1% (наивысший показатель); к 2003 г. она снизилась до 85,1% (для сравнения: в старых землях - 53,6%) (6, с. 27). Высокая доля арендованной земли в Восточной Германии играет до сих пор очень важную роль, так как во многих случаях это была почти единственная возможность расширения предприятия или создания нового.

Таким образом, в переходный период долгосрочная аренда преобладала в стратегии приватизации земли в восточных федеральных землях.

Рыночные правила конкуренции, в особенности устранение внешнеторговых барьеров, позволили сразу же после объединения Германии увеличить использование высококачественных расходных материалов, новой агротехники, повышая тем самым производительность. Эксперты обращают внимание на то, что к началу переходного периода сельскохозяйственные предприятия новых федеральных земель характеризовались, в отличие от предприятий других секторов экономики, намного меньшими производственными срывами и тем самым высоким уровнем адаптации.

Многие исследователи отмечают сохранение вплоть до настоящего времени заметных отличий между сельским хозяйством на востоке и западе страны, касающихся форм организации, оснащения предприятий, продуктивности и др. Примечательно, что,

несмотря на единодушные прогнозы, объединение Германии не привело к ликвидации крупных форм сельскохозяйственного производства в стране. Как и в бытность ГДР, на востоке страны основу аграрного сектора составляют крупные хозяйства. Правда, за 15 лет после начала реформ в среднем их размер снизился примерно в 3 раза. К началу 2000-х годов из 4600 крупных предприятий образовалось 30 тыс. Заметное преимущество крупным предприятиям дает возможность сформировать крупные партии сельхозпродукции, наличие которых позволяет повышать цену реализации на 5-15%.

Относительно недолгий период коллективизации сельского хозяйства в условиях ГДР и немецкая педантичность, с которой велись все записи о бывших собственниках земли, позволили позже провести реальную реституцию земель. В отличие от российских землепользователей немцы точно знают размер и расположение своих участков. Некоторые прежние владельцы забрали свои земли и стали фермерами, но большинство сдали их в аренду кооперативам и получают немалую арендную плату.

В результате проведенных реформ средний размер сельскохозяйственного предприятия в Восточной Германии оказался в 5 раз больше, чем в Западной Германии (соответственно 100 и 18 га, а в Баварии - 9 га). Но в целом по объединенной Герма нии получалось 32 га, что недалеко от среднего показателя для стран ЕС (в России средний размер коллективного предприятия составлял в 2000 г. около 2 тыс. га пашни, земли фермера -около 50 га) (5).

Довольно неожиданным результатом перехода к рынку стало и то, что крупные сельскохозяйственные предприятия в Германии проявили себя более конкурентоспособными, чем фермерские. В связи с тем, что у первых выше производительность труда и ниже удельные затраты на производство сельхозпродукции, фермеры настойчиво требуют от федерального правительства создать для них более благоприятные условия хозяйствования. У них имеются действительные основания для беспокойства. Опыт Германии показал, что в растениеводстве конкурентоспособными являются те хозяйства, в которых в расчете на 200 га приходится один работник. Естественно, большинство фермерских хозяйств не отвечают этому условию.

Притом что на рынке ЕС наблюдается избыток растениеводческой продукции, государственная финансовая поддержка остается существенной. Например, в Саксонии за гектар зерновых в

2002 г. давали субсидию в 600 марок, за гектар рапса - 1000 марок. Обращает на себя внимание тот факт, что и на пустующие, незасеянные земли выделяли по 500 марок за 1 га. В итоге 15-20% площадей «отдыхали». Это был один из способов предотвращения перепроизводства. За высокую продуктивность были предусмотрены особые льготы, в том числе социальные льготы - например, снижение пенсионного уровня. Занятым в сельском хозяйстве предоставлена возможность уйти на пенсию в 55 лет - при этом из средств ЕС выплачивается обычная пенсия, положенная с 60 лет.

Как уже отмечалось, включение восточногерманского аграрного сектора в рынок ЕС положительно повлияло на ряд показателей. Так, по сравнению с другими трансформирующимися странами условия формирования цен на сельскохозяйственную продукцию были более стабильными. Вместе с тем вступление в европейский рынок обусловило значительные проблемы сбыта сельскохозяйственных продуктов. Членство в ЕС имело существенное влияние и на развитие определенных отраслей производства. Например, производство сахарной свеклы в силу квотовой политики было увеличено, в то время как производство молочных продуктов сокращено.

Естественно, следует учитывать, что решение проблем аграрного развития в восточных землях определяется во многом параметрами общей аграрной политики в рамках ЕС:

- повышением продуктивности сельского хозяйства путем оптимального использования труда и внедрения достижений технического прогресса;

- обеспечением нормального уровня жизни сельским жителям, в частности, повышением уровня индивидуальных доходов;

- поддержанием стабильного состояния рынка;

- обеспечением возможности для осуществления поставок продукции;

- обеспечением разумных цен (7).

В настоящее время ввиду обострившихся противоречий между странами Евросоюза активно обсуждаются меры по совершенствованию общей аграрной политики, разрабатываются проекты по ее реформированию. Их суть сводится в основном к следующему: 1) снижению уровня минимально допустимой цены, поддерживаемой ЕС (на большинство сельхозпродуктов - на 33%); 2) выплате компенсаций фермерам за сокращение пахотных земель, сокращение объемов производства и за ранний выход на пенсию (с 55 лет) (7, с. 6). Еще осенью 2010 г. Европейская комис-

сия опубликовала документ «Общая аграрная политика до 2020: продовольствие, природные ресурсы, сельские территории - развитие будущего», в соответствии с которым разрабатывается данная реформа (см.: 10).

Достаточно актуальным требованием реформирования европейской аграрной политики является приведение ее в соответствие с потребностями экологического права. Германия уделяет серьезное внимание этому направлению развития. В октябре 2007 г. федеральное правительство приняло «Национальную стратегию по биологическому разнообразию», в которой был сформулирован ряд глобальных задач по устойчивому развитию сельского хозяйства. В соответствии с этим документом до 2020 г. в ФРГ должны быть созданы условия для безопасного существования большого количества популяций диких животных, которые типичны для регионов с разным производством сельскохозяйственной продукции. До 2015 г. предполагается снизить азотные выбросы и увеличить используемые в природных целях территории (аграрные биотопы). К 2020 г. с целью защиты экосистемы будет минимизирована концентрация удобрений. Хотя решаются эти вопросы очень медленно: по данным Федерального министерства по вопросам экологии, в 2010 г. из 12 индикаторов намеченной стратегии только один (развитие устойчивого лесохозяйствования) был приближен к цели.

Если говорить о наиболее значимых факторах дальнейшего экономического развития восточных земель, то к их числу относится влияние демографической ситуации: продолжающаяся миграция рабочей силы на запад страны, снижение рождаемости, старение населения. В новых землях в настоящее время проживают 15 млн. человек, это на 2 млн. меньше, чем было в 1990 г. Часто Восточную Германию называют «заповедником пенсионеров», поскольку отток жителей с этих территорий происходил в основном за счет активной, работоспособной молодежи. Поэтому ученые предполагают следующий сценарий развития трудового потенциала на востоке страны: с одной стороны, будет все больше ощущаться недостаток квалифицированной рабочей силы, с другой - продолжится рост безработицы среди малоквалифицированных работников (9).

Что касается перспектив сельскохозяйственного производства, то будет меняться его структура, обусловленная как ситуацией на общеевропейском рынке, так и климатическими изменениями. К примеру, специалисты из Института изучения последствий изменения климата (г. Потсдам) считают, что в ближайшие 20101

30 лет летние месяцы будут более сухими, поэтому урожай риса на востоке Германии значительно снизится, но при этом вырастет урожай пшеницы. С учетом этого, по их мнению, целесообразно в восточных землях частично отказаться от посевов риса и создавать плантации по выращиванию деревьев.

В других новых странах - членах ЕС ситуация в сельском хозяйстве также довольно сложная, обнаруживаются общие негативные тенденции. В июне 2012 г. специалисты из Института аграрного развития в Центральной и Восточной Европе изучили данные спутниковых снимков о состоянии сельскохозяйственных угодий в пяти бывших социалистических странах Европы. Обработанные результаты исследования представили картину состояния территории размером 200 на 200 км, в которую попали земли России, Беларуси, Польши, Литвы и Латвии. Самые неутешительные результаты были отмечены в Латвии, там заброшено 42% бывших обрабатываемых земель. В средней полосе России этот показатель составляет 31,3%, в Литве - 28,4, в Польше - 14, в Беларуси - 13,15%. Среди изучаемых регионов наибольшая доля заброшенных пашен зафиксирована в Смоленской области - 46%. Показательный контраст наблюдается на российско-белорусской границе: в приграничной зоне 47% заброшенных земель находятся на стороне России и всего 10% - на белорусской стороне (4).

Для лучшего понимания специфики аграрных реформ в Восточной Германии целесообразно привести некоторые выводы отечественных экономистов, сделанные в результате сравнительного анализа немецкого опыта с опытом российских реформ (см.: 2). Такой анализ показал разительные отличия их итогов, несмотря на то, что начинались они одновременно. Так, аграрный сектор России вместо предполагаемого развития впал в глубокую депрессию, из которой не может выйти длительное время. За период реформ на 30% и более сократился объем производства большинства наиболее важных видов сельхозпродукции, почти на 32% сократилось производство валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах, снизились показатели эффективности отрасли. В результате около 80% сельскохозяйственных предприятий страны остались на длительное время неплатежеспособными и неконкурентоспособными (2).

Сельское хозяйство на территории бывшей ГДР с начала реформ быстро пошло в гору и уже в 2000 г. по основным показателям практически достигло уровня фермерских хозяйств на западе Германии, а в животноводстве обогнало их. И это вопреки тому,

что на востоке Германии почвы и климат менее благоприятны для возделывания большинства сельскохозяйственных культур. В целом примерно 70% сельскохозяйственных предприятий в восточных федеральных землях к 2005 г. адаптировались к рынку. Решающую роль в этом сыграли государственные субсидии.

Вместе с тем в литературе отмечается, что было бы неверно успех реформ связывать только с финансовой поддержкой, получаемой товаропроизводителями. Существенную роль в этом сыграли и такие факторы, как защита прав собственности, стабильность, простота и понятность «правил игры». В данном случае государство обеспечило ключевые предпосылки эффективной работы новых предприятий.

Значительную роль в успешном развитии аграрного сектора Восточной Германии сыграла созданная для этого правовая база. «Особенность законодательной базы, лежащей в основе реформирования аграрного сектора Германии, - простота, понятность, стабильность. В России с начала аграрной реформы принято более 20 федеральных законов, президентских указов и правительственных постановлений, т. е. на порядок больше, чем в Германии. Однако, как известно, значимого эффекта эти документы не дали» (2).

Сопоставляя аграрный сектор Восточной Германии с соответствующей отраслью в западных федеральных землях, исследователи пришли к выводу о существенных отличиях между ними. «Разница особенно заметна в наличии большого числа правовых форм предприятий, значительно повышенной доли арендуемой земли, пониженного поголовья скота, а также в размерах предприятий. Наблюдаемые изменения в немецком аграрном секторе показывают, что под влиянием аграрно-политических мер Европейского союза западнонемецкая модель маленьких предприятий со временем должна уступить восточнонемецкой модели больших предприятий» (6, с. 3).

Список литературы

1. Аграрная реформа в странах Центрально-Восточной Европы и России, (19902000). - М., 2003. - 255 с.

2. Адуков Р.Х. Опыт адаптации сельскохозяйственных организаций к рыночным условиям. - Режим доступа: http://www.adukov. ru/articles/opyt_adaptacii_ k_rynku/.

3. В Германии вымирают крестьянские хозяйства. - Режим доступа: http://mycityforum.com/phpBB 3/viewtopic .php.

4. ДынниченкоА. В постсоциалистической Европе заброшено до половины сельхозугодий. - Режим доступа: http://www.profi-forex.org/news/ entry1008126987 html

5. Кнаппе Э., Нефедова Т.Г. Восточные кооперативы против западных фермеров. - Режим доступа: http://geo.1september.ru/2002/28/15.htm.

6. Ротэ А., Лиситса А. Аграрный сектор Восточной Германии в переходном периоде - исходная ситуация, развитие и основные проблемы. - Режим доступа: http://www.iamo.de/dok/iamo 2006_ru.pdf

7. Унификация экономической политики ЕС. Унификация аграрной политики. -Режим доступа: http://idetperformans.com/fundamentalnye-problemy-razvitiya-ekonomiki... Дата обращения 14.06.2012.

8. Филатов А.И. Система консультационной службы в сельском хозяйстве Германии. - Режим доступа: www.ftcntr.ru/Articl/filat001.htm.

9. Fuchs I., Zika G. Entwicklung von Beschäftigung und Erwerbspersonenpotential in Ostdeutschland: Droht eine Abwartsspirale? - Mode of access: http://www.Jong-demography.org./docs/Fuchs_Zika_BMWi.pdf

10. Kock W. Eine umweltgerechte Reform der europäischen Agrarpolitik ist dringend erforderlich! // Zeitschrift fur Umweltrecht. - Baden-Baden, 2011. - H. 1. - S. 1-3.

11. Mittelbach H. Zur Lage der Landwirtschaft in den neuen Bundeslaändern // Aus Politik und Zeitgeschichte. - Bonn, 1995. - H. 33-34. - S. 14-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.