ДЕЛА АГРАРНЫЕ
Эльмира КРЫЛАТЫХ
ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА НА ВОСТОКЕ ГЕРМАНИИ
Аграрные преобразования в России и в новых федеральных землях Германии (территория бывшей ГДР) начались почти одновременно, в 1990-1991 годах. Их важнейшей составной частью стало реформирование земельных отношений в сельском хозяйстве. В целевых ориентирах этих реформ было немало схожего. И Россия и восточная Германия переходили от централизованно планируемой аграрной экономики к экономике рыночного типа. А для этого необходимо было изменить земельные отношения, определяющие облик сельского хозяйства.
В новых землях Германии в течение сравнительно короткого периода была создана законодательная основа для восстановления экономических функций частной земельной собственности, которая формально существовала и в ГДР. Распространение на восточные земли правовых норм, действовавших в ФРГ, позволило ввести новую систему регулирования земельных отношений в аграрном секторе этих земель.
Немецкий опыт реформирования земельных отношений может быть интересен для России как в практическом, так и в научном плане. С целью изучения самого процесса реформирования и его результатов был осуществлен специальный проект: с пятилетним интервалом - в 1992, 1997 и 2002 годах - силами российских и немецких экономистов-аграрников проводились экспедиции в четырех землях восточной части Германии. Объектами изучения стали 18 сельскохозяйственных предприятий различных организационно -правовых форм. По результатам проекта были подготовлены специальные брошюры. Автор данной статьи как участник всех экспедиций, сосредотачивает свое внимание на вопросах регулирования земельных отношений, формировании и развитии земельного рынка в восточных районах ФРГ.
Крылатых Эльмира Николаевна, академик Российской академии сельскохозяйственных
наук, заместитель директора Российско-немецкой высшей школы управления АНХ при Правительстве РФ, руководитель Центра аграрных рынков Всероссийского института аграрных проблем и информатики РАСХН
© 2002
Основы земельной реформы и регулирования земельных отношений
Земельные отношения во многом определяют всю аграрную структуру любой страны, поскольку в сельском хозяйстве земельные угодья являются основным средством производства. Особое значение имеют системы правового, экономического и организационного регулирования земельных отношений в аграрном секторе экономики. Изменение структуры земельной собственности и освоение новых методов регулирования земельных отношений составляют основу аграрных преобразований в постсоциалистических странах.
Земельная реформа, проводимая после воссоединения Германии, была нацелена на:
• восстановление правовых и экономических основ частной собственности на
землю;
• переход к регулируемому земельному рынку;
• усиление экологических требований к землепользованию в аграрном секторе.
Новая система земельных отношений рассматривается как важнейшее условие интеграции сельского хозяйства бывшей ГДР в экономические системы Федеративной Германии и Европейского Союза.
Создание институциональных основ реформирования земельных отношений включало применение действовавших в ФРГ и введение новых федеральных законов. В числе первых: Гражданский кодекс Германии (1896 г.), Закон о правовых сделках, связанных с земельными участками (1961 г.), Закон о порядке учета в поземельных книгах (1964 г.), Закон о поземельном налоге (1973 г.), Закон о землеустройстве (1976 г.), Закон о налоге при покупке земельного участка (1982 г.). Среди новых актов особое значение имел закон "Об адаптации сельского хозяйства к рыночным условиям" (1991 г.).
Для проведения приватизации земли, а также имущества государственных предприятий в Германии было создано в 1991 году Ведомство по опеке, центральный аппарат которого насчитывал в 1992 году всего 80 человек. Были созданы также региональные звенья на уровне земель и представительства в районах.
Поскольку приватизация земли и формирование земельного рынка представляют собой достаточно длительный и сложный процесс, было решено создать самостоятельную организацию - Общество по реализации земельных участков и управлению ими (БУУв). Его учредителями выступили Ведомство по опеке и три крупных банка.
О большом влиянии Ведомства по опеке и БУУв на реальную экономическую жизнь можно судить по оценкам руководителей хозяйств и фермеров. Эти организации сдают землю в аренду, продают земельные участки, возвращают их прежним владельцам, рекомендуют определенный уровень арендной платы и цены земельного участка в расчете на балло-гектар (балл - показатель качества угодия).
Руководители Ведомства стремились демократизировать процедуру передачи земли: работать вместе с крестьянскими организациями, с районными комиссиями, публично и своевременно информировать о наличии земельных участков для аренды и продажи, а также о совершенных сделках. Со своей стороны правительство ФРГ контролировало эту деятельность, чтобы уменьшить опасность негативных процессов. Можно считать, что избранная форма организации дела оправдала себя. Если в 1992 году во время посещения реформируемых кооперативов и создаваемых фермерских хозяйств можно было слышать опасения относительно перспектив работы БУУв, то в 2002-м преобладали положительные оценки.
Восстановление экономических функций частной собственности на землю
В новых федеральных землях параллельно осуществлялись два основных процесса: возвращение прав на землю бывшим собственникам и создание правовых гарантий для реализации этого права тем, кто оставался собственником земельного участка в ГДР, но не мог экономически реализовать свое право.
Напомним, что трансформация земельной собственности на территории бывшей ГДР происходила дважды. Первый раз в 1945-1947 годах, когда переселенцы и крестьяне, проживавшие в советской оккупационной зоне, наделялись земельными участками за счет экспроприированных земель крупных хозяйств (площадью более 100 га). В общей сложности у бывших собственников было изъято 2,7 млн гектаров земли. Из них 2,2 млн га были распределены между малоземельными крестьянами, сельскохозяйственными рабочими и беженцами из бывших восточных районов Германии, отошедших после войны к Польше. К концу 1947 года за счет этих земель было создано 860 тыс. крестьянских хозяйств со средней площадью 8,1 га. Однако новые собственники не имели права делить и продавать свои земельные участки.
С 1952 года собственность на землю в ГДР тех, кто по политическим мотивам переезжал на Запад, упразднялась.
Второй период реформирования земельных отношений и аграрной структуры продолжался с 1953-го по 1962 год. Была проведена массовая коллективизация крестьянских хозяйств, создано 19,3 тыс. сельскохозяйственных производственных кооперативов (СХПК). Члены СХПК формально оставались собственниками земельных участков, переданных хозяйству при вступлении в кооператив, однако у них не было возможности распорядиться своей собственностью.
В последующие годы предпринимались неоднократные попытки повысить эффективность производственных кооперативов. В 1970-е годы кооперативы укрупнялись, а их производственная деятельность сосредотачивалась или на растениеводстве (1 100 СХПК), или на животноводстве (2 400 СХПК). Однако такой способ специализации не дал положительных результатов, а породил много новых проблем. К концу 80-х годов в сельском хозяйстве ГДР осуществляли производственную деятельность 5 110 предприятий, из них 4 530 СХПК и 580 госхозов. Общее число занятых в сельском хозяйстве страны превышало 800 тыс. человек.
Договор об объединении ГДР и ФРГ, подписанный в 1990 году, а также законы "Об адаптации сельского хозяйства к рыночным условиям" и "Об упорядочении вещно-правовых отношений" предусматривали возвращение земельных участков бывшим собственникам или денежную компенсацию.
Заявления претендентов или их наследников о возвращении земельных участков, о выплате компенсации принимались до конца 1992 года. Всего было зарегистрировано около 140 тыс. заявок. Специалисты Ведомства по опеке предполагали, что от 20 до 60 тыс. заявок могут быть удовлетворены путем возвращения земельных участков их бывшим собственникам. Это должно было составить ориентировочно около 0,2 млн га. Ряду бывших собственников предполагалось выплатить компенсацию. Однако ни сумма компенсаций, ни порядок выплат тогда еще не были определены.
Возвращение земли прежним владельцам было связано с немалыми трудностями. За 30 лет существования ГДР многие участки стали собственностью других лиц, оказались застроенными и т. д. Поэтому была предусмотрена возможность замены на равноценные участки, переданные в фонд Ведомства по опеке. Нередко вокруг спорных земель возникали острые социальные конфликты.
Частная собственность крестьян на землю в бывшей ГДР в период массовой коллективизации формально сохранялась. Однако собственники земельных участков были лишены реальных экономических прав. Между кооперативом и землевладельцем не было арендных отношений. Крестьянин не мог выйти из кооператива со своим земельным участком, не мог его продать или заложить. Оставалось лишь одно право — право наследования.
В ходе земельной реформы 90-х годов собственники земельных участков, в том числе и бывшие работники сельскохозяйственных производственных кооперативов (СХПК), получили право продавать свои участки, сдавать их в аренду, передавать по наследству, дарить, обменивать на другие участки.
Вместе с тем существует ряд законодательных предписаний, которые призваны препятствовать дроблению участков сельскохозяйственного назначения или использованию их в несельскохозяйственных целях. Эти нормы различны в отдельных федеральных землях.
Сильное воздействие на землепользование оказывают экологические ограничения для собственников и арендаторов. Установлены соотношения между поголовьем животных и размером земельного участка, предписано отводить часть земель под лесополосы в районах, подверженных эрозии. С 1990 года действует программа добровольного отказа от использования части пашни или снижения интенсивности ее обработки, включая дозы применения удобрений и ядохимикатов с компенсацией недополученных доходов.
Регулирование арендных отношений
Земельная реформа привела к широкому использованию арендных отношений. Получили развитие 3 вида аренды:
• аренда земли предприятиями и отдельными гражданами у Ведомства по опеке;
• аренда предприятиями земли у частных собственников;
• аренда фермером земли у частного собственника или предприятия.
Порядок аренды регулируется специальным законом ФРГ, а ее конкретные условия и размеры арендной платы устанавливаются договором между арендодателем и арендатором. Рекомендуемые размеры этой платы определяет Ведомство по опеке, исходя из цены земли и банковского процента.
В производственных сельскохозяйственных кооперативах, где побывала группа российских исследователей, арендные отношения оформляются специальным договором с каждым владельцем земельного участка. Срок аренды у частного собственника составляет обычно 12 лет.
Количество заключаемых договоров зависит от специализации хозяйства и от возможностей в конкурентной борьбе привлечь собственников земли условиями аренды. Например, фермер Остермайер, в хозяйстве которого побывала наша группа в 2002 году, заключил 40 арендных договоров. Это позволило ему развернуть производство зерновых и сахарной свеклы на 475 га. Сельскохозяйственный кооператив Кальбе заключил около 1 000 арендных договоров сроком на 15-18 лет. Общая площадь угодий составила 3 500 га. Зарегистрированный кооператив Кюблер привлек 3 000 га земли, заключив более 600 договоров на срок, как правило, 12 лет. Небольшое семейное хозяйство Уахнера в Герсдорфе, имея в собственности 57 га земли, арендовало на 20 лет еще 30 га у своих односельчан.
Аренда мелких участков порождает трудности сведения их в удобные для обработки массивы. Традиционным способом решения этой проблемы служит обмен участками между арендаторами с согласия собственников.
Размер арендной платы устанавливается в расчете на один балл, отражающий качество сельскохозяйственных угодий. По данным за 1999-2001 годы, размер арендной платы колебался от 4 до 8 марок в расчете на балл в различных регионах. При среднем качестве земли в 80 баллов арендная плата составляет примерно 500-600 марок на гектар в год. Например, в сельскохозяйственном кооперативе Кальбе арендная плата установлена в зависимости от срока аренды: 400 БЫ/га при краткосрочной аренде (1 год), 450 БЫ/га при среднесрочной (6 лет) и 500 БЫ/га при долгосрочной аренде (12 и более лет).
Считается, что это равновесная цена: собственник земли заинтересован сдавать ее в аренду, а пользователю выгодно прибегнуть к аренде вместо покупки земельного участка такого же размера и качества.
В договор аренды кроме обязательства по арендной плате могут быть включены положения, согласно которым арендатор выплачивает земельный налог, страховку. В арендную плату может быть включена определенная надбавка, которая используется на мелиорацию земель.
Средний уровень арендной платы в начале реформирования, когда арендные договора заключались преимущественно на один-два года, имел тенденцию к росту.
Спрос на земельном рынке в этот период возрастал, что привело к повышению арендной платы по группе индивидуальных предпринимателей на 20%, по группе юридических лиц - на 40%, по обществам физических лиц - на 45%:.
Наиболее высокая арендная плата была отмечена в земле Саксония-Ангальт, где расположены очень плодородные черноземы, самая низкая - в земле Бранденбург-Берлин.
Весьма значительными были в тот период масштабы предоставления в аренду земель из фонда Ведомства по опеке. В общей сложности на конец 1995 года было передано в аренду 1,04 млн га угодий, из них 40% приходилось на землю Мекленбург-Передняя Померания, 27% - на землю Бранденбург-Берлин и 17% - землю Саксония-Ангальт. Во всех землях преобладала долгосрочная аренда (от 77 до 95% всей сданной в аренду земли). Из всей земли, предоставленной в долгосрочную аренду, 58% арендовали юридические лица, возникшие на базе бывших сельскохозяйственных кооперативов; 42% - физические лица, в том числе 29% - лица, проживавшие в данной местности на момент объединения Германии; около 5% - новые местные собственники, до объединения не жившие в данной местности; 0,7% - другие арендаторы2.
В 1992 году Ведомство по опеке сдавало землю в аренду на один год. Однако после решения вопросов о возвращении земельных участков бывшим владельцам сроки аренды возросли до 12 лет. Была разработана шкала приоритетов. В первую очередь землю получали те, кто организовал свое фермерское хозяйство. Фермер должен был представить убедительную концепцию развития своего предприятия, обладать необходимыми знаниями и опытом работы в сельском хозяйстве. В первую очередь земля предоставлялась также тем, кто раньше уже работал в этом районе фермером. Наличие собственного земельного участка у фермера повышало его шансы на аренду.
Во вторую очередь земля предоставлялась в аренду кооперативам и обществам с ограниченной ответственностью, которые работали на базе реформированных СХПК.
1 Statistisches Jahrbuch über Enährung, Landwirtschаt und Forsten, 1995. S. 318.
2 Agrarwirtschaft in den Neuen Ländern. Bonn, 1996. S. 20.
В третью очередь земля предоставлялась фермерам и предпринимателям из западной Германии или из-за границы.
К началу 1996 года 90% земель, находившихся в ведении БУУв , были переданы в аренду. Это один из результатов первого этапа реформы.
Регулирование сделок по купле-продаже земельных участков
Земельный рынок ФРГ регулируется государством в соответствии с "Законом о правовых сделках, связанных с земельными участками" и другими земельными актами. Сделка между покупателем и продавцом может быть оформлена (зарегистрирована), если на нее получено разрешение государственного органа.
В соответствии с параграфом 8 этого Закона разрешение на куплю-продажу выдается в случаях:
• продажи целого сельскохозяйственного предприятия;
• продажи участка для улучшения межевых границ;
• обмена земельными участками для улучшения землепользования;
• приобретения участков взамен изымаемого для общественных и других нужд.
Те же государственные органы в соответствии с параграфом 9 Закона откажут в разрешении на проведение сделки, если продажа земельного участка:
• противоречит мерам по улучшению структуры сельскохозяйственного производства;
• приводит к уменьшению землепользования и потере жизнеспособности предприятия, желающего продать часть своих угодий;
• вызывает необходимость делить площадь, включенную уже в процесс переустройства территории.
В результате аграрной реформы население бывшей ГДР получило право продавать и покупать земельные участки. За первые 6 лет проведения аграрной реформы земельный рынок приобрел динамичность. Площадь ежегодно продаваемых сельскохозяйственных угодий в новых землях Германии увеличилась в период с 1991-го по 1998 год почти в 4 раза. При этом число сделок возросло в 3 раза, а размер площади на одну сделку в 1,5 раза. В старых землях ФРГ рынок менее динамичен: количество сделок стабилизировалось на уровне 28 тыс., площадь проданной земли возросла всего на 5%, а средняя площадь одного участка составила всего 1,6 га по сравнению с 6,1 га в новых землях. В последующие годы эти тенденции сохранялись1.
БУУв предполагало продавать земельные участки, находящиеся в собственности государства, постепенно в течение 15 лет по рыночным ценам. Растянуть этот процесс было необходимо, чтобы избежать резкого падения цен на землю. Вместе с тем предложение земельных участков со стороны БУУв должно было быть достаточным, чтобы не допустить такого повышения цен, при котором приобретение земельного участка оказалось бы абсолютно непосильным для фермеров. В 2001 году БУУв предлагало на продажу 59 тыс. га сельскохозяйственных угодий.
1 Рассчитано по данным "Статистического ежегодника. 2000 года" Федерального статистического ведомства Германии. С. 151.
В начале 90-х годов, как следует из официальных данных, уровень цен в восточной Германии снижался, хотя процесс формирования земельного рынка еще не был завершен. Под влиянием сокращения животноводства и уменьшения потребности в кормах снижались цены на земли лугов и пастбищ; цены на плодородную пашню и цены на земли вокруг городов были относительно выше и стабильнее. Сложилась трех-четырехкратная разница в ценах на земельные участки примерно одного качества в западных и восточных районах Германии. В хозяйствах, где побывала наша группа в 1992 году, называли цену одного гектара земли от 10 до 13 тыс. марок. В западных землях рыночная цена в то время была около 30 тыс. марок за га земли среднего качества.
Государство поручило проводить операции купли-продажи земли банкам и ВУУв. Порядок операций с землей определяется специальным законом, действовавшим на территории ФРГ.
С 1996 года ВУУв приступило к продаже земельных участков фермерам и сельскохозяйственным предприятиям по льготным ценам. Эти цены на 35% ниже рыночных, что, несомненно, содействовало повышению спроса на земельные участки. Однако желающие приобрести участок должны доказать свою способность эффективно использовать его. Приобретенные у БУУв участки не могут быть перепроданы новым владельцам в течение 20 лет без особого разрешения БУУв.
При совершении купли-продажи участка установлен налог в 2% от стоимости земли. Он учитывается в конце года при уплате подоходного налога. Продавец может быть освобожден от платежа налоговой суммы, если полученные деньги инвестирует в сельскохозяйственное производство.
В хозяйствах, которые изучала наша группа, преобладает желание в случае необходимости взять дополнительно землю в аренду. При сложившихся соотношениях арендной платы, цены земли и процента землю выгоднее арендовать, чем покупать. Вместе с тем почти все руководители хозяйств и фермеры отмечали, что возрастает конкуренция между арендаторами. Через 10 лет, когда настанет время массового перезаключения арендных договоров, арендная плата может возрасти.
В производственных кооперативах, как правило, выкупают участки земли у своих членов или их наследников для сохранения сложившихся структур землеустройства.
В связи с относительно низкими ценами на сравнимые по качеству участки на новых землях ФРГ можно ожидать миграции фермеров с запада. Наглядным примером служит хозяйство Остермайера, который предполагает арендовать или купить в перспективе около 500 га земли в Саксонии, сохраняя при этом свое фермерское хозяйство под Ганновером (80 га).
Органы управления земель имеют право устанавливать предельные размеры земельной собственности, чтобы предотвратить монополизацию сельскохозяйственных рынков. Однако нам не удалось выявить случаев отказа в регистрации сделок продажи участков по этим основаниям.
Сравнительный анализ структуры землепользования в новых и старых федеральных землях в 1999-2001 годах
Землепользование в новых землях ФРГ существенно отличается от землепользования в ее западной части. Эти различия имеют исторические причины: преобладание на восто-
ке крупных сельскохозяйственных производственных кооперативов, а на западе - небольших фермерских хозяйств. Аграрная реформа и рыночная адаптация сельского хозяйства в новых землях привели к значительным изменениям в размерах, структуре землевладения и землепользования, но не устранили существенных различий в обеих частях объединенной Германии.
В восточной Германии на долю 19,4 тыс. хозяйств, владеющих до 50 га обрабатываемой земли, приходится почти две трети общего числа предприятий, но менее 4 % обрабатываемой площади. В то же время доля хозяйств, владеющих свыше 1 000 га земли, не превышает 5%, но в их руках сосредоточено более 50% сельскохозяйственных угодий. Размеры землепользования в среднем по этой группе составили 1769 га.
В западных землях ФРГ 50% всей площади приходится на хозяйства, имеющие от 30 до 100 га. Их удельный вес по числу предприятий - около 30%, а средний размер землепользования не превышает 53 га.
По всей совокупности сельскохозяйственных предприятий средний размер землепользования в расчете на одно хозяйство в новых землях ФРГ более чем в 6 раз превышает аналогичный показатель на Западе (соответственно 197 га и 30 га). Вместе с тем вследствие развития фермерского сектора на новых землях произошли существенные изменения. Накануне реформы средний размер землепользования одного предприятия (госхозы и СХПК) составил в 1 135 га, что почти в 6 раз превышало современные размеры.
В процессе реформирования аграрного сектора восточной Германии произошло новое распределение сельскохозяйственных угодий по группам хозяйств.
К 2001 году на новых землях ФРГ сложилась достаточно устойчивая структура землепользования. На долю четырех правовых форм предприятий: общества с ограниченной ответственностью, коммандитные и другие товарищества без образования юридического лица и фермерские хозяйства - приходятся примерно равные удельные веса в структуре земельных угодий: по 22-24%, 29% сельскохозяйственных угодий обрабатывают производственные кооперативы. На долю акционерных обществ и общественно-правовых юридических лиц приходится менее 2 процентов.
Таблица 1
Землепользование по хозяйствам различных правовых форм в восточных и западных землях ФРГ
Правовые формы предприятий Удельный вес с/х угодий по группам хозяйств, % Средний размер землепользования (га)
новые земли старые земли новые земли старые земли
1. Фермерские хозяйства 24,2 91,4 56 26
2. Объединения фермеров (коммандитные и др. товарищества без образования юридического лица) 23,0 7,7 393 61
3. Производственные кооперативы 29,0 0,1 1419 57
4. Общества с ограниченной ответственностью 22,0 0,1 680 25
5. Акционерные общества 1,5 0,1 1247 261
6. Общественно-правовые юридические лица 0,2 0,4 137 56
Рассчитано по данным табл. № 8 Доклада о продовольственной и аграрной политике Правительства Германии.
Эта структура резко отличается от структуры землепользования в западной части Германии, где 91% сельскохозяйственных угодий возделывают семейные фермерские хозяйства и 8% коммандитные товарищества. Столь же существенны и различия средних размеров землепользования в хозяйствах разных правовых форм. Наиболее крупными остаются производственные кооперативы, средняя площадь которых на одно предприятие составляет 1 419 га, превышая в 3,6 раза средние размеры земельных угодий коммандитных товариществ, в 20 раз - обществ с ограниченной ответственностью, в 25 раз - фермерских хозяйств. По отношению к акционерным обществам различие в размерах землепользования незначительно - всего в 1,13 раза, однако эта форма хозяйствования не получила распространения.
Сопоставление средних размеров землепользования в обеих частях Германии показывает несомненные преимущества восточных земель. Здесь средняя площадь фермерских хозяйств более чем в 2 раза, а коммандитных товариществ - в 6,4 раза превосходит средние размеры площади аналогичных типов хозяйств в старых землях. Отмеченное движение западных фермеров на восток для организации новых хозяйств, несомненно, связано с исчерпанием возможностей существенного увеличения размеров землепользования на западе.
Важной составной частью анализа земельных отношений является характеристика структуры сельскохозяйственных угодий, находящихся в собственности и аренде.
Таблица 2
Структура землепользования в сельскохозяйственных предприятиях ФРГ в 2001 году (в процентах)
Правовой статус земель Удельный вес предприятий, обрабатывающих земли данной категории Удельный вес земель данной категории
новые земли старые земли новые земли старые земли
1. Земли, находящиеся в собственности предприятия 72 88 11,0 47,0
2. Земли арендуемые 71 68 88,2 52,0
в т. ч. у посторонних лиц 66 63 86,7 44,5
3. Земли, безвозмездно полученные для хозяйства 9 5 0,8 1,0
Рассчитано по данным таблицы № 9 Доклада о продовольственной и аграрной политике Правительства Германии.
Как правило, предприятия имеют часть земель в собственности и другую часть арендуют. По данным за 2001 год, 72% хозяйств обрабатывали собственную землю и столько же (71%) прибегали к аренде земли. Преимущественной формой землепользования в новых землях стала аренда земельных участков у мелких земельных собственников. На ее долю приходится 88% всей обрабатываемой площади. Удельный вес земли, которую возделывают сами собственники, составляет всего 11%. В старых землях Германии соотношение собственных и арендованных земель совершенно иное: 47% и 52% соответственно. По сравнению с 1999 годом доля арендуемых земель на востоке страны снизилась на 1,5, а на западе - повысилась на 2 процентных пункта.
Причины таких различий понятны. На востоке преобладают различные формы частных коллективных хозяйств, которые ведут производство на земельных участках, арендованных у своих членов (акционеров, пайщиков и др.). На западе превалируют семейные фермерские хозяйства, основой которых является передаваемая по наследству земельная собственность. Цена земли и арендная плата здесь значительно выше, чем на востоке, что понижает спрос на земельном рынке.
Соотношение двух важнейших факторов производства - земли и труда является показателем нагрузки земли на одного физического работника, а также на одного условного работника с учетом полной занятости в течение года. В аграрном секторе восточной Германии после пятикратного за годы реформ сокращения числа занятых нагрузка земли повысилась до 35 га на физического работника и до 64 на условного полно занятого работника, что в 3,5 и 1,6 раза выше, чем в сельском хозяйстве на западе.
Таблица 3
Нагрузка сельскохозяйственных угодий на одного работника в ФРГ
новые земли старые земли
1999 2001 1999 2001
1. Сельскохозяйственные угодья 5 605,6 5 598,9 11 545,9 11 471,1
(тыс. га)
2. Всего работников (тыс. чел.) 168,9 161,7 1 268,2 1 162,0
3. Рабочая сила в пересчете на полную занятость (тыс. усл. ед.) 112,8 103,8 499,6 457,2
4. Нагрузка земельной площади (га):
на одного работника 33 35 9 10
на одного полно занятого 67 64 39 39
Рассчитано на основании данных таблиц № 8 и № 10 Доклада о продовольственной и аграрной политике Правительства Германии.
Можно предположить, что избыточность занятых в западных землях может перерасти в проблему сельской безработицы. Только за два последних года число работающих в сельском хозяйстве сократилось на 8 процентов. Возможное изменение аграрной политики в целом и размеров государственной поддержки в частности может привести к разорению части ферм как на западе, так и на востоке. По некоторым оценкам, не исключено высвобождение из сельского хозяйства 15 процентов, или около 200 тыс. человек, занятых в настоящее время.
* * *
Основными результатами аграрных преобразований в новых землях ФРГ стало следующее:
• Глубокие перемены в аграрной структуре, которые способствовали адаптации производства к рыночным условиям ЕС;
• Высвобождение из сельского хозяйства почти 700 тыс. человек, которые постепенно были перераспределены в другие отрасли и регионы при частичном сохранении проблемы сельской безработицы;
• Восстановление экономической роли частной собственности в аграрном производстве повысило заинтересованность собственников земельных участков сдавать их в аренду фермерам и сельскохозяйственным кооперативам, а арендаторам дало стимулы эффективного использования этой земли, благодаря увеличению сроков аренды;
• Аграрный сектор восточной Германии сохранил преимущества по сравнению с сельским хозяйством старых земель в размерах хозяйств и приобрел новые преимущества благодаря большему разнообразию организационно-правовых форм.
• Рост продуктивности сельского хозяйства на новых землях выразился в повышении урожайности зерновых (с 1990-го по 1999 год) в 1,4 раза, в том числе озимой пшеницы - в 1,8 раза, урожайности картофеля - в 1,6 раза, сахарной свеклы - в 1,3 раза, рапса - в 1,5 раза. Средние надои молока возросли с 4,1 тыс. л до 6,6 тыс. л, т. е. в 1,6 раза, превзойдя этот уровень в животноводстве старых земель на 900 л; в результате произошло существенное сближение уровней эффективности сельского хозяйства обеих частей Германии.
Выводы для России, где начался и до сих пор еще не завершился сложный процесс перехода к новой системе земельных отношений, построенной на сочетании государственной и частной земельной собственности. Постепенно создается законодательная основа регулирования этих отношений в аграрном секторе.
Поэтому десятилетний опыт трансформации земельных отношений на востоке Германии представляет несомненную ценность для России. Особое значение имеют немецкий опыт законодательного обеспечения и организационного регулирования арендных отношений, система ведения земельного кадастра, правила регистрации сделок с земельными участками, применение ограничений при продаже и купле земельных участков сельскохозяйственного назначения. В рыночной экономике ФРГ ее федеральные и земельные органы власти играют самую активную роль в регулировании земельных отношений. Это также представляет интерес для российских регионов.