Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГА НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГА НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
148
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГА НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ»

Следует особо подчеркнуть, что все эти инвестиционные проекты были разработаны частными компаниями без привлечения потенциала научно-образовательных учреждений.

Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что решение задачи по наращиванию

экспортного потенциала АПК не представляется реализуемым в отсутствии интеграционных процессов науки и бизнеса, отечественных научно-технических и технологических разработок развития отрасли.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГА НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ.

Клеменс Фукс, Проф., д-р наук, Высшая школа прикладных наук Нойбранденбург (Германия)

Общность исходной ситуации в России и Восточной Германии

Путем коллективизации сельского хозяйства по советскому образцу в Германской Демократической Республике (ГДР) была сформирована крупноформатная структура производства. Даже сегодня, в эпоху рыночной экономики, это дает определенные экономические преимущества. Однако переход на новую систему хозяйствования был делом весьма непростым. Особую сложность на начальном этапе представляли правовая неопределенность, дефицит необходимого инвестиционного капитала и, наряду с другими многочисленными рисками, избыток рабочей силы. Сегодня ситуация прямо противоположная в сельском хозяйстве снова требуются специалисты и руководящие кадры; то же самое мы наблюдаем и в России.

Нижеследующий доклад разделен на две части; в первой будут представлены преподавание и научные исследования в области аграрной экономики в Высшей школе Нойбранденбург, а во второй рассмотрен общественный вклад сельского хозяйства Восточной Германии во всеобщее благо.

Структура доклада: Развитие сельского хозяйства в Восточной Германии

I. Преподавание и научные исследования в области аграрной экономики в Высшей школе Нойбранденбург

II. Развитие сельского хозяйства в Восточной Германии

1. Роль сельского хозяйства и организационная структура предприятий

2. Рынок земли

3. Реорганизация и государственная поддержка

4. Общественный вклад сельского хозяйства во всеобщее благо

III. Резюме

I. Преподавание и научные исследования в области аграрной экономики в Высшей школе Нойбранденбург

Нойбранденбург расположен в федеральной земле Мекленбург - Передняя Померания и гра-

ничит на севере с Балтийским морем, а на востоке - с Польшей. От столицы - Берлина - находится примерно в 130 км. На иллюстрациях - Долен-ское озеро и виды Высшей школы Нойбранденбург. В ВУЗе обучаются около 2 тысяч студентов на четырех факультетах:

- Аграрное хозяйство и продовольственный сектор;

- Здоровье, обслуживание, менеджмент;

- Ландшафтоведение и геоматика;

- Социальная деятельность, образование и воспитание.

Высшая школа Нойбранденбург была «заново» основана 01 сентября 1991 г. после падения Берлинской стены и воссоединения Восточной и Западной Германии на месте «старого» педагогического института. Таким образом, в ее истории прослеживаются прямые параллели с сельским хозяйством в том, что касается его реорганизации, «нового старта» и вклада в формирование Восточной Германии.

На факультете «Аграрное хозяйство и продовольственный сектор» по этим двум направлениям подготовки обучаются около 600 студентов, преподавательский состав включает 24 человека, из них 12 профессоров.

С учетом четырех профессорских должностей, аграрная экономика занимает особое место среди всех направлений преподавания и исследования. Здесь традиционно выделены четыре предметные области: аграрная политика, экономика предприятия, учение о рынках и управление предприятием (табл.1). Направления исследований охватывают актуальные вопросы, волнующие как потребителей, так и общество в целом.

Целью обучения по направлению «Аграрное хозяйство» является подготовка специалистов широкого профиля, которые могут осуществлять руководство как отдельными подразделениями, так и предприятием в целом. Получение диплома бакалавра дает возможность раннего вхождения в состав менеджмента среднего звена. Получение

диплома магистра подготавливает к работе на руководящих позициях и открывает путь к научной карьере, в т.ч. к получению ученой степени в уни-

верситете. Выпускники весьма востребованы на рынке труда и часто находят себе место сразу же после окончания обучения.

Таблица 1 - Изучение и исследования в области аграрной экономики в Высшей школе

Нойбранденбург

Предметная область Профессора Выбранные темы исследований

Аграрная политика, политическая экономия, политика в области окружающей среды Проф., к.н. Теодор Фок (Theodor Fock) fock@hs-nb.de Возобновляемые источники энергии Программа Магистр естественных наук (Master of Sc.) совместно с Аргентиной Земельный рынок

Экономика сельскохозяйственных предприятий Проф., д.н. Клеменс Фукс (Clemens Fuchs) cfuchs@hs-nb.de Благополучие сельхозживотных/Экономика молочного производства (проект в Моск. обл*) Таксация на рынке земли Возобновляемые источники энергии

Учение об аграрных рынках и аграрный маркетинг Проф., к.н. Михаэль Харт (Michael Harth) harth@hs-nb.de Увеличение региональной добавленной стоимости Имидж сельского хозяйства (на примере крупных предприятий) Новые каналы сбыта для органического сельского хозяйства

Менеджмент, методика консультирования / Коммуникации Проф., к.н. Райнер Лангош (Rainer Langosch) langosch@hs-nb.de Управление персоналом и его развитие Использование соц. сетей коммуникации Цифровизация („4.0")

* Дроганова Ю.: Экономический анализ животноводческих предприятий вокруг Москвы с особым учетом рисков для доходов и расходов. Диссертация на соискание учетной степени кандидата наук, Университет Штут-гарт-Хоэнхайм, 2017 (Droganova, Y. : Wirtschaftliche Analyse der Tierhaltungsbetriebe um die Metropole Moskau unter besonderer Berücksichtigung von Aufwands- und Ertragsrisiken. Dissertation Universität Stuttgart-Hohenheim, 2017). https://www.hs-nb.de/fileadmin/hs-neubrandenburg/studiengaenge-fachbereiche/FB_AL/Harth/Taetigkeitsbericht_HS_ NB_Agraroekonomie_2015_2018.pdf

II. Развитие сельского хозяйства в Восточной Германии

11.1 Роль сельского хозяйства и организационная структура предприятий

Позвольте мне небольшой исторический экскурс, пусть даже «смена курса» произошла всего лишь около 30-и лет назад. Если судить по доле занятых, то роль сельского хозяйства в экономике ГДР была достаточно значима. В 1989 году доля занятых в сельском хозяйстве составляла 10,8 %, тогда как в Западной Германии в этом секторе работало около 4,2 % занятых. Скорее всего, столь высокий показатель в Восточной Германии частично объяснялся наличием скрытой безработицы. Соотношение доли занятых между Востоком и Западом, как будет видно далее, в настоящее время изменилось в противоположную сторону при одновременном существенном снижении. Предвосхищая возможный вывод: сельское хозяйство в Восточной Германии продолжает быть эффективным.

Организационная структура предприятий тогда едва ли могла быть разнообразнее. Если в Западной Германии до сих пор продолжается структурная перестройка основанного на семейных фермерских предприятиях сельскохозяйственного производства, то в 1989 г. в ГДР насчитывалось 3 844 сельскохозяйственных производственных кооператива, 464 «народных имения» и еще 802 частных предприятия. На один растениеводческий сельскохозяйственный производственный кооператив в среднем приходилось 4 530 га сельскохозяйственных земель.

Последующая реструктуризация сначала сопровождалась существенной неопределенностью в правовых и экономических вопросах. Как промышленные, так и сельскохозяйственные предприятия оказались совершенно не готовы к воссоединению страны и включению в состав ЕС.

Источник: Минсельхоз ФРГ, Статистический ежегодник (Stat. Jahrbuch ELF) 2016 г.

Таблица 2 - Динамика количества сельскохозяйственных предприятий.

Число предприятий, единиц

Западная Германия Восточная Германия

1989 665100 5110

1995 555139 32605

1999 441567 30393

2010 273676 24455

2016 249910 24660

Источник: Минсельхоз ФРГ, Статистические ежегодники (Stat. Jahrbuch ELF) различных лет

Таблица 3 - Общая площадь сельскохозяйственных угодий и площадь в расчете на одно предприятие

в 2016 г.

Западная Германия Восточная Германия

Общая площадь сельскохозяйственных угодий, тыс. га 11166 5525

Количество предприятий 249910 24660

В том числе

Юридических лиц (ЗАО, ООО, АО и проч.) Х 3670

Индивидуальных предприятий (просто тов-во, полное тов-во, тов-во на вере и проч.) Х 20990

Площадь сельскохозяйственных угодий в расчете на одно предприятие, га 44 224

Предприятия были выброшены «в свободное плавание» в условиях рынка. От деления на растениеводческие и животноводческие сельскохозяйственные производственные кооперативы отказались, и многие предприятия объединились. После принятия закона «Об адаптации сельского хозяйства» (LwAnpG) в 1990 году и последующих его новелл всем сельскохозяйственным производственным кооперативам пришлось до 31.12.1991 преобразоваться в новые организационно-правовые формы или ликвидироваться. Народные имения были приватизированы. Последствия принятых тогда решений ощущаются и сейчас.

Члены сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК) в большинстве своем приняли решение продолжать производственную деятельность в новых организационно-правовых формах. Базово у члена кооператива был выбор между тремя вариантами - организация собственного предприятия, соучастие в предприятии-наследнике СПК или получение ежегодной выплаты на протяжении пяти лет. А на фоне экономической турбулентности переходного периода лишь немногие были готовы пойти на риск самостоятельного хозяйствования в качестве предпринимателя.

В 2016 году в Восточной Германии 3 670 юридических лиц различных организационно-правовых форм (зарегистрированные общества, ООО, АО и прочие) и 20 990 индивидуальных предприятий и товариществ (простые товарищества, полные

товарищества, товарищества на вере и прочие) вели хозяйственную деятельность на 5,525 млн. га сельскохозяйственных угодий (табл. 2,3). При этом около двух третей сельхозугодий Восточной Германии приходится на крупные предприятия (размером свыше 500 га), что обеспечивает базу для современного высокоэффективного хозяйствования. Условием существования крупных сельхозпредприятий является доступность земель - либо для взятия в аренду, либо для приобретения в собственность.

И.2 Рынок земли

Большая часть сельхозугодий в Восточной Германии осталась в собственности аграриев, поэтому какой-либо формального «возврата» или специального регулирования в данном вопросе не потребовалось. Для прояснения открытых имущественных вопросов и осуществления государственных компенсационных выплат за отчуждение земель на основе положений оккупационного права был принят закон «О возмещениях и компенсациях» (EALG). Согласно ему, «жертвы» земельной реформы получили (уменьшенную) компенсацию (в виде денежной выплаты или предоставления земли).

Сначала государственные земли сдавались в аренду, а после была осуществлена приватизация оставшихся площадей путем продажи за «лучшую предложенную цену». В первую очередь продавались государственные сельскохозяйственные предприятия, после приватизировались, т.е. пере-

ходили в собственность предложившего на аукционе максимальную цену, народные имения - до 1992 г. через Ведомство по управлению государственной собственностью, а затем через Общество по управлению и использованию земель (BVVG).

С 1992 г. Общество по управлению и использованию земель (BVVG) реализовало около 861 370 га сельскохозяйственных земель и около 590 300 га земель лесного фонда. В том числе 440 300 га сельхозземель были проданы по льготным ценам в соответствии с положениями EALG. Из них около 68 700 га приобрели прежние собственники и 371 500 га - арендаторы (см. табл.4 и табл.5).

Для обеспечения сохранения национального природного наследия была проведена безвозмездная передача федеральным землям и выбранным

Источник: BVVG, 2018; оформление автора

Источник: BVVG, 2018; оформление автора

Сельхозпредприятия, однако, приобретали земли, находящиеся не только в государственной, но и в частной собственности, за счет чего сократилась доля арендуемых земель. Если в 1995 г. в аренду сдавалось около 90 % площадей, то к 2016 году этот показатель снизился примерно до 68 %. Другими словами, аграрии купили около 1/5

ими организациям и учреждениям земельных площадей для природоохранных целей в размере 65 000 га. BVVG завершило этот процесс в конце апреля 2016 г. (Ежегодный отчет Федерального правительства ФРГ о состоянии германского единства за 2016 г., с. 58).

По состоянию на 31 декабря 2017 г. в распоряжении Общества по управлению и использованию земель (BVVG) находились еще около 126 200 га сельхозземель и около 7 600 га земель лесного фонда. Федерация и федеральные земли в 2015 году договорились о продлении срока приватизации до 2030 г. (Ежегодный отчет Федерального правительства ФРГ о состоянии германского единства за 2018 г., с. 69).

всех сельскохозяйственных площадей в Восточной Германии. Устойчивая конкуренция за земли привела к росту как размера арендной платы (табл. 6), так и цены покупки сельскохозяйственных земель (рис.1) и в Восточной, и в Западной Германии.

Таблица 4 - Продажа сельскохозяйственных земель по льготным ценам (согласно EALG) и по

рыночной стоимости в разрезе федеральных земель (в гектарах)

Продажа сельскохозяйственных земель

Регион (пашня и лугопастбищные угодья)

По льготным ценам (EALG) По рыночной стоимости Всего

Мекленбург - Передняя Померания 157.120 172.050 329.170

Бранденбург 115.330 128.700 244.030

Саксония-Ангальт 89.890 58.390 148.280

Саксония 56.170 36.280 92.450

Тюрингия 21.710 25.730 47.440

Итого 440.220 421.150 861.370

Таблица 5 - Продажа сельскохозяйственных и лесных участков по льготным ценам (согласно EALG)

по категориям заявителей (в гектарах)

Сельхозземли

Категория заявителей (пашня и лу-гопастбищные угодья) Земли лесного фонда Всего

Прежние собственники 68.700 206.300 275.000

Арендаторы 371.500 371.500

Учредители реорганизованных и новых предприятий 269.100 269.100

Прочие 114.900 114.900

Итого 440.200 590.300 1.030.500

Таблица 6 - Динамика доли арендуемых земель и размера арендной платы, сравнение Восточной и Западной Германии (1991 - 2016 гг.)

Регион 1991 1995 1999 2010 2016 (относит., 2016 к 1991)

Доля арендуемых земель Разница

Восточная Германия 77,50% 90,10% 89,80% 74,10% 67,50% (2016 - 1995:) -22,6%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Западная Германия 42,50% 47% 50% 52,7% 54,1% +11,6%

Размер арендной платы, €/га с/х угодий Рост

Восточная Германия 67 85 97 141 203 303%

Западная Германия 217 216 221 254 346 160%

Источник: Минсельхоз ФРГ, Статистические ежегодники (Stat. Jahrbuch ELF) различных лет.

Источник: Минсельхоз ФРГ, Статистические ежегодники (Stat. Jahrbuch ELF) различных лет

Рисунок 1 - Цена покупки сельскохозяйственных земельных участков в отдельных регионах

с 1998 по 2017 гг.

Если за четверть века размер арендной платы в Восточной Германии вырос почти в три раза (табл. 6), то в федеральной земле Мекленбург -Передняя Померания цена покупки земли в период с 1995 по 2017 гг. увеличилась всемеро (рис. 1).

Причины такого роста разнообразны:

- стремление обеспечить базу для ведения производства за счет приобретения земли в случае, когда заканчиваются договора аренды;

- периодический рост цен на аграрную продукцию после 2007 г.;

- конкуренция за земли, связанная с выращиванием растительного сырья и развитием возобновляемой энергетики (биогаз, солнечная энергия, ветряки);

- появление межрегиональных, в т.ч. не относящихся к сельскому хозяйству инвесторов, ищущих надежные источники для вложения капиталов на фоне мировых финансовых кризисов.

Хотя у большей части сельскохозяйственных предприятий в Восточной Германии пока имеется преимущество в виде относительно не-

высоких средних цен на землю, встречаются отдельные случаи предложений по максимальным ценам, а многие предприятия были вынуждены взять крупные кредиты для приобретения земли и, соответственно, несут серьезную нагрузку по обслуживанию привлеченного капитала.

К сожалению, в данном докладе невозможно более подробно остановиться на прочих аспектах, влияющих на земельный рынок, например, на реформировании отношений землепользования. Однако оптимизация землепользования и реорганизация земель также входят в комплекс мероприятий государственной поддержки.

11.3 Реорганизация и государственная поддержка

Реформирование сельскохозяйственного сектора Восточной Германии включало различные этапы:

- турбулентность переходного периода 1990/91 гг.

- реорганизация и инвестиционный период -примерно с 1992 г.

- обострение конкуренции за оставшиеся земельные участки - примерно с 2007 г.

Общие фразы никогда не отражают деталей, однако не будет преувеличением сказать, что объединение Германии повлияло на множество людских судеб, их взлеты и падения. Это касается также и численности занятых, которую мы еще обсудим ниже. Уменьшение числа занятых в отрасли сопровождалось социальными мерами поддержки, например, введением досрочного выхода на пенсию, и мерами по регулированию рынка труда.

Переходный этап характеризовался, наряду с правовой неопределенностью, изменениями в соотношении себестоимости продукции и цен на нее, которые повлекли за собой некоторые краткосрочные сложности со сбытом после вступления 01.07.1990 в силу Экономического и валютного союза. Инвестиции в полеводство окупаются быстрее, поэтому данный сектор модернизировался первым; оборотной стороной этого процесса стало сокращение поголовья в скотоводстве на 43 %, свиноводстве - на 58 и в овцеводстве - на 80 %. Еще одну проблему в виде старых долгов и обслуживания задолженностей, оставшихся со времен ГДР, мы здесь рассматривать не будем.

В целом можно констатировать, что сельскохозяйственный сектор по сравнению с остальными отраслями экономики довольно быстро преодолел экономические сложности и хозяйствует в настоящее время весьма эффективно. Не в последнюю очередь этому способствовала государственная поддержка:

(1) инвестиционная и стартовая помощь сельскохозяйственным предприятиям для целей восстановления, создания и реструктуризации;

(2) особые программы поддержки для восточногерманского аграрного сектора (например, для стимулирования инвестиций) до 1997 г.;

(3) перерабатывающие предприятия также получали инвестиционные субсидии и поддержку в рамках структурных программ;

(4) интеграция в систему аграрного субсидирования ЕС в составе двух «столпов»:

о первый «столп» образуют введенные с 1992 г. прямые субсидии аграриям,

о второй «столп» включает целевые программы поддержки, направленные на устойчивое и бережное по отношению к природе производство и развитие сельских территорий.

Для пп. (1) и (2) до 1997 г. для Восточной Германии действовали особые нормативно-правовые положения, регулирующие господдержку. Также обеспечивался упрощенный доступ на

рынки капитала. Были доступны льготные кредиты сроком до 30 лет, с кредитной ставкой в 1 % и с 2%-ой ставкой погашения основной суммы долга. До 75 % затрат на инвестиции компенсировались за счет субсидий. Это позволяло создать особенно благоприятные стартовые условия. Затем произошел переход на национальные правовые нормы и нормы ЕС с обычными аграрными кредитами и поддержкой за счет погектарных субсидий.

Что касается упомянутых в п. (4) прямых субсидий, то в настоящее время они составляют около 250 € на гектар сельхозземель и выплачиваются при условии выполнения аграриями определенных требований. Финансирование мер поддержки экономически слабых регионов осуществляется не только за счет национальных средств. Из Европейских структурных и инвестиционных фондов (ESI-Fonds) - Европейского фонда регионального развития (EFRE), Европейского социального фонда (ESF), Европейского сельскохозяйственного фонда развития сельских территорий (ELER) для регионов Германии за период 2014 - 2020 предусмотрено выделение 28,8 млрд. евро. Из них на долю восточногерманских регионов приходится около 13,4 млрд. евро (Ежегодный отчет Федерального правительства ФРГ о состоянии германского единства за 2018 г., с. 21).

Преимущество восточногерманского сельского хозяйства - крупноформатная структура производства - позволяет использовать положительный эффект масштаба (Economies of Scale). Как следствие, это обеспечивает более высокий уровень прибыли в растениеводстве в расчете на гектар и на одно предприятие. Так, в период между 2010/11 и 2016/17 хозяйственными годами средняя прибыль на одно «крупное» сельхозпредприятие (юридическое лицо) составила 197 573 €, тогда как более «мелкие» частные предприятия, для которых сельское хозяйство является основным источником дохода, заработали лишь 53.869 € на одно предприятие (табл. 7). Однако «провал» в 2015/16 и 2016/17 году показывает, что крупные предприятия в кризисные годы (засуха, проблемы на рынке молока, циклические колебания на рынке скота) легче попадают в сложную ситуацию, чем более гибкие и диверсифицированные мелкие семейные предприятия.

Таблица 7 - Экономическая эффективность: сельхозпредприятия в Германии (с.-х. - главный источник дохода) и крупного сельхозпредприятия в Восточной Германии (с 2010/11 по 2016/17 гг.)

на одно сельхозпредприятие (Германия) на одного работника сельхозпредприятия (Германия) на одно предприятие (юрлицо) (Восточная Германия) на одного работника предприятия (юрлицо) (Восточная Германия)

2011/12 55572 32142 179075 34623

2012/13 62535 35548 338419 42887

2013/14 63380 36390 335565 43503

2014/15 43271 27405 240243 39260

2015/16 41251 26875 35317 30895

2016/17 57203 33839 56817 30989

Источник: Минсельхоз ФРГ, Статистические ежегодники (Stat. Jahrbuch ELF) различных лет.

П.4 Общественный вклад сельского хозяйства во всеобщее благо

Определение «всеобщего блага» было впервые сформулировано в эпоху Античной Греции философом Платоном (428 - 347 гг. д.н.э.) в его труде «Государство»: «Всеобщее благо представляет собой функцию и цель политической общности, в нем осуществляются потребности, инте-

ресы и счастье всех граждан путем добродетельной и правильной жизни». И это относится не только к политике, но и является требованием к экономике. Сегодня «всеобщее благо» отождествляется с «устойчивостью», поскольку в обоих случаях необходимо учитывать одновременно экономические, экологические и социальные цели (рис. 2).

Экология

Рисунок - 2. Треугольник «устойчивости».

Из-за наличия многочисленных конфликтов целей «устойчивость» представляет собой целевую установку, к которой человечество всегда будет стремиться, но которая вряд ли будет им достигнута. В общественных дискуссиях, ведущихся в Германии в настоящее время, преобладают, наряду с другими важными аспектами, такие темы, как благополучие животных, био-

логическое разнообразие и изменения климата. Степень устойчивости хозяйствования конкретного предприятия можно определить, например, с использованием «Индикаторов устойчивости» Немецкого сельскохозяйственного общества (dlg-Nachhaltigkeitsmdikatoren), которые базируются на уже упомянутых экономических, экологических и социальных показателях (табл. 8).

Таблица 8 - Индикаторы устойчивости Немецкого сельскохозяйственного общества.

Экологические индикаторы

Сальдо баланса азота Энергоёмкость

Сальдо баланса фосфора Интенсивность применения средств защиты растений

Сальдо баланса гумуса Переуплотнение почвы

Агро-био-разнообразие Эрозия почв

Уход за ландшафтом Парниковые газы

Экономические индикаторы

Доход предприятия/Создание добавочной стоимости

Относительная отдача факторов производства

Исчерпание среднесрочного предела на обслуживание привлечённого капитала

Изменение доли собственного капитала предприятия

Нетто-инве стиции

Норма прибыли

Социальные индикаторы

Заработная плата

Трудовая нагрузка

Обучение и повышение квалификации

Продолжительность отпуска

Участие в управлении предприятием

Источник: https://www.nachhaltige-landwirtschaft.info/kriterien.html

Ниже кратко охарактеризуем полезность современного сельского хозяйства для общества с упором на Восточную Германию:

- Производство продуктов питания и продовольственная безопасность; уровень самообеспеченности продовольствием в Германии в 2016/17 году составлял лишь 85% и имел тенденцию к снижению. В первую очередь благодаря развитому растениеводству Восточная Германия вносит существенный вклад в надежное продовольственное обеспечение.

- Возобновляемая энергетика и вклад в защиту климата; благодаря относительно высокой и постоянной скорости ветра на севере Германии и, соответственно, во многих регионах Восточной Германии, а также благодаря низкой плотности населения здесь построено много ветряков, и вырабатываемое ими электричество способствует экономии невозобновляемых энергетических ресурсов.

Рабочие места в самом сельском хозяйстве, а также в секторе снабжения и последующей переработки сельскохозяйственной продукции характеризуются относительной стабильностью, по крайней мере, в Восточной Германии после «провала» в начале 90-х удалось достичь стабильной занятости в сельском хозяйстве (табл. 9), и отрасль даже начала испытывать дефицит кадров.

Таблица 9 - Динамика численности занятых в сельском хозяйстве (в тыс. чел.).

Годы Западная Германия Восточная Германия

1989 1610 799,7

1991 1510 375

1995 1248,4 161,4

1999 1268,2 168,8

2010 928,2 147,6

2016 793 143,3

Источник: Минсельхоз ФРГ, Статистические ежегодники (Stat. Jahrbuch ELF) различных лет.

- Сохранение культурного ландшафта является важной задачей сельского хозяйства; сельское хозяйство не только обеспечивает обработку полей, но и уход за значительными природоохранными площадями. Кроме того, в Восточной Германии имеется ряд уникальных национальных парков (Мюриц, Ясмунд, Переднепомеран-ские лагуны, Нижняя долина Одера, Саксонская Швейцария, Гарц, Хайних), привлекающих множество туристов. В Мекленбурге - Передней Померании зафиксирован самый долгий срок пребывания туристов в гостиницах среди всех регионов Германии, и общее число ночевок в гостиницах в год достигает почти 30 млн.

- Вклад в валовой социальный продукт; доля сельского, лесного и рыбного хозяйства в валовой добавленной стоимости всей экономики со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.