инвесткредитам из федерального бюджета будет компенсироваться 2/3 ставки рефинансирования ЦБ и в пределах 1/3, но не менее 20% ставки рефинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации. Исключение сделано для производителей молока - в размере 80% ставки рефинансирования из средств федерального бюджета и не менее 20% ставки из региональных бюджетов, а также производителей мяса крупного рогатого скота - в размере 100% ставки рефинансирования из средств федерального бюджета и в пределах 3 процентных пунктов сверх ставки рефинансирования из региональных бюджетов. По кредитным договорам, заключенным до 2013 г., сохраняются прежние условия.
Литература
1. Богзыков Ю.С., Котеев В.Б. Факторы экономической эффективности мясного скотоводства в сельскохозяйственных производственных кооперативах Республики Калмыкия // Агропродовольственная политика России. - 2013. - №3. - С. 65-67.
2. Богзыков Ю.С., Манджиева Р.Д. Оценка мер государственной поддержки сельскохозяйственной кооперации на региональном уровне // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. -2014. -№34-С. 107-112.
3. Сельское хозяйство, охота и лесоводство в Республике Калмыкия // Статистический сборник. -Калмыкия: Калмыкиястат, 2014. - 160 с.
УДК 631.12
Доктор экон. наук В.А. ТКАЧЕНКО
( СПбГАУ, vat2005íS>mail.ra)
АГРАРНЫЕ РЕФОРМЫ НА КУБЕ
Аграрная реформа, органическое земледелие, инновационный ресурс
После победы Кубинской революции в 1959 году правительством Острова свободы было принято решение о проведении аграрной реформы.
Для решения этой сложной и насущной проблемы Куба обратилась к Советскому Союзу, и наша страна направила соответствующих специалистов.
На Кубе был создан Институт Аграрной Реформы (INRA), который возглавлял в то время Карлос Рафаэль Родригес. Он четко поставил задачи преодоления монокультуры сахарного тростника в сельском хозяйстве, формирование на национализированных землях сельскохозяйственных кооперативов и народных имений (госхозов), а также организации и проведения сельхоз.работ в этих новых хозяйствах.
В это время на Кубу из нашей страны поступили трактора, различная сельхозтехника, минеральные удобрения, пестициды, что позволило сформировать современные госхозы (Granjas del Pueblo), которые в доли земельного фонда занимали около 70%, кооперативы ( Cooperativa Agrícola) -25% и фермерские хозяйства (fincas) - около 5%, где осваивались индустриальные технологии по возделыванию различных сельскохозяйственных культур: зерновых, овощей, кукурузы, фасоли, сои, картофеля, риса, хлопка. Таким образом, преодолевалась монокультура и шло становление поликультуры в сельском хозяйстве Кубы.
Аграрная реформа 1959-1989 гг. основывалась на внедрении индустриальных технологий, новациях в организациях производства, труда и управлении, а также на политической воле руководителей страны. Это позволило Кубе увеличить производство сахара-сырца в 3,5 раза, обеспечить население рисом собственного производства, повысить потребление продуктов питания более чем в два раза[1].
Успешно решались и социальные проблемы: повышался уровень и качество жизни. Так, средняя продолжительность жизни на Кубе достигла: 78 лет: женщины - 79,3 года, мужчины - 72,6 года (намного выше нынешних российских показателей) [2].
Социально-экономическое развитие Кубы после революции 1959г., несмотря на все перипетии на её пути, доказали свое превосходство даже над американской моделью развития. По многим показателям Куба не только догнала, но и перегнала США (образование, медицинское обслуживание, средняя продолжительность жизни, по сокращению показателей детской и общей смертности населения). Да, доля ВВП на душу населения на Кубе значительно ниже, чем в США. Здесь меньше автомашин, компьютеров, всевозможных плееров и других средств. Но техника и блага призваны служить жизни, делать её здоровой и продолжительной, а не наоборот. По этим основным синтетическим показателям жизни Куба идет наравне с США, а иногда и впереди. Вот такая реальность!
При реформировании аграрного сектора Кубы социальные и экологические проблемы и теперь имеют приоритетное значение.
В настоящее время сельскохозяйственные реформы, начатые в 1990-х гг., называют кубинской «органической революцией», которая, используя богатый арсенал методов органического земледелия, демонстрирует широкие возможности для решения производственных, социально-экономических и экологических проблем.
Из-за прекращения торгово-экономических отношений России с Кубой в начале 1990-х гг. и эмбарго со стороны США появились негативные процессы в аграрной экономике: в 1994 г. производство сельскохозяйственной продукции сократилось до 54% от уровня 1989 г., особенно сильно сократился выпуск сахара и табака.
Не было горючего не только для сельхозпроизводства, но и для армии. В таких условиях крупное индустриальное сельское хозяйство, созданное на Кубе, функционировать не могло: страна одновременно лишалась поставок продуктов питания на основе ранее заключенных договоров и средств для их производства.
Вклад экономистов-аграриев в «органическую революцию» был очень важным, а руководство страны обеспечило социально-политические экономические условия для реализации научного потенциала. При этом пришлось пойти на непростой пересмотр ряда идеологических установок.
Госхозы (народные имения) и кооперативы были трансформированы во множество мелких индивидуальных хозяйств, хотя земля осталась в государственной собственности. Стимулировались арендные формы хозяйствования, особенно небольшие (семейные и групповые). На коллектив из четырех работников выделялась одна кабаллерия (13,4 га) с правом свободной продажи сверхплановой продукции на рынке. Кооперативы объединяются в организации (Союз по кооперативному производству), которые состоят из фермеров, производящих специфическую продукцию. Уменьшение размеров производственных единиц - логичная реакция на невозможность сохранить индустриальные технологии из-за отсутствия ресурсов. Это позволило в определенной мере сохранить сельскохозяйственное производство.
Особого внимания заслуживает опыт Кубы в городском хозяйстве. Городское земледелие зародилось спонтанно в начале 1990-х гг. в провинциальных городах Кубы как естественная реакция на продовольственный кризис. Для сельхозпроизводства использовались все пригодные пригородные участки, которые отводились коллективам, предприятиям, школам, товариществам, отдельным семьям [2].
В 1998гг. в Гаване и ее пригородах было произведено 541 тыс. т продовольствия, что обеспечило до 30% потребности в нем. Во многом этому способствовала помощь государства: консультации специалистов, обеспечение семенами, инструментом, биопрепаратами, компостами, организация водоснабжения.
Городское земледелие высоко оценила ООН, которая создала фонд для поддержки этого направления сельхозпроизводства, ведь это очень важно для других мегаполисов мира: Каира, Мехико, Найроби и ряда других. Конечно, не следует забывать, что речь идет об экстремальной ситуации, когда не важна трудоемкость технологий и соответственно реальная себестоимость продукции. Нужны продукты питания.
Очень важно, что на Кубе проблемы аграрных реформ решаются на научных основах. Активно используются результаты своих и международных научных исследований. Так, в апреле 2015 года в Гаване прошла крупная международная конференция, в которой приняли участие около двух тысяч ученых и специалистов из 30 государств: России, Испании, Германии, Канады и др. На этом форуме особенно активно дебатировались проблемы сельского хозяйства, продовольственной
безопасности, сохранения окружающей среды и управления рисками. Полезность таких форумов, как отмечали многие участники, несомненна для развития инновационных идей в аграрной экономике.
К положительным явлениям проводимой аграрной реформы на Кубе можно отнести и то, что осваиваются технологии возделывания сельскохозяйственных культур по производству
органических продуктов, таких как сахар-сырец, кофе, какао и ряд других. Одновременно ведется их сертификация с целью продвижения этой продукции на мировой рынок. Даже фирмы США, несмотря на эмбарго, закупают на Кубе органический сахар через третьи страны.
Куба - лидер органического земледелия, что гарантирует ей рынок сбыта за рубежом по повышенным ценам, а это в современной ситуации исключительно важно.
Проводимая аграрная реформа на Кубе, в основе которой лежит органическое земледелие, не только сыграла решающую роль в преодолении производственного кризиса в стране, но и позволила накопить опыт производства органической продукции, что очень ценно для развития мирового сельского хозяйства[2].
На основании результатов аграрных реформ логично сделать вывод: на Кубе формируется интеллектуальный, научно-инновационный ресурс, с помощью которого можно решать стратегические, производственные и социально-экономические государственные задачи в области аграрного сектора экономики.
В настоящее время (2011-2014 гг.), когда агропромышленный комплекс Кубы стал выходить из кризисного состояния и обеспечивает 2-3% годового прироста внутреннего валового продукта, проявляются прогрессивные тенденции институциональных преобразований. Создаются крупные международные структуры совместно с другими странами: Израилем, Канадой, Бразилией и т.д., в различных отраслях агропромышленного комплекса. [2]
Это позволило Кубе в определенной степени преодолеть эмбарго США, выйти на продовольственный международный рынок и занять там достойное место
Литература
1. 35 лет дружбы, Куба-Ленинград-Санкт-Петрбург (Под о ред. Н.Г. Елисеевой). СПб: Изд-во торгово-промышленной палаты, 2007.-168с.
2. Интернет URL: http: // ресурсы: www.ostranah.ra; [email protected]
УДК 338.24.01 Доктор экон. наук Н.П. ИЛЬИН
(СПбГАУ, ¡1гик1 (ШюЬпаИ.сот)
СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Бифуркация, теория катастроф, диссипативная структура, диссинергия
Настоятельная потребность формирования новой парадигмы стратегического управления в экономике обуславливается все более явно проявляющейся неспособностью современной экономической науки дать надежные инструменты управления экономикой. Наблюдающееся в настоящее время положение, по оценкам многих ведущих экономистов, является наиболее тяжелым за все последние годы. Утверждения о том, что кризис преодолен, во многом не соответствуют действительному положению в экономике страны. Тяжесть современного кризиса подтверждается фактической невозможностью обоснованного научного прогноза ближайших перспектив экономики, когда ведущие экономисты дают зачастую взаимоисключающие оценки. Сложившееся положение связано как с различными экономическими ограничениями, вызванными политическими причинами, так и некомпетентным менеджментом. Кроме того, ситуация в экономике страны может усугубиться в ближайшее время в связи с возможным кризисом в мировом экономическом хозяйстве в целом.
Современная теория управления во многом базируется на принципах системного анализа. В основе системного подхода лежит рассмотрение объекта управления как целостного комплекса взаимосвязанных элементов или совокупности взаимодействующих объектов. Трудности, с которыми сталкиваются исследователи и менеджеры при обосновании, формировании и реализации систем