Научная статья на тему 'Аграрное реформирование в России'

Аграрное реформирование в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАПЫ АГРАРНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ: ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ / STAGES OF AGRARIAN REFORMS / СОВЕТСКИЙ / SOVIET / СОВРЕМЕННЫЙ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ / STATE REGULATION OF AGRICULTURE DEVELOPMENT / ПРИСОЕДИНЕНИЕ РОССИИ К ВТО / PRE-REVOLUTIONARY / PRESENT / THE NATURE OF INTERRELATIONS BETWEEN THE POWER AND PEASANTS / RUSSIA ENTERING THE WTO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полушкина Татьяна Михайловна

В статье проведен ретроспективный анализ структурно-функ-циональной организации отечественного сельского хозяйства с интерпретацией эволюционного состояния системы государственного регулирования, что потребовало выявления основополагающих тенденций, этапов трансформационных изменений в институциональной природе аграрного строя России (в том числе советского периода), установления тесноты связи между прогрессом в отрасли и степенью государственного влияния, сравнения альтернативных рыночно-институциональных версий аграрного реформирования в России с особенностями их проявления в условиях транзитивного состояния отечественной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides retrospective analysis of structural and functional organization of Russian agriculture. It comments on evolution of the state regulation system, which made it necessary to identify fundamental trends and stages in transformations in institutional nature of agrarian order in Russia (including the Soviet period) and to discover the links between progress in industry and the degree of governmental influence and to compare alternative market and institutional variants of agrarian reforms in Russia with their display in conditions of transit nature of Russian economy.

Текст научной работы на тему «Аграрное реформирование в России»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Д-р экон. наук Т. М. Полушкина

АГРАРНОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ В РОССИИ

В статье проведен ретроспективный анализ структурно-функциональной организации отечественного сельского хозяйства с интерпретацией эволюционного состояния системы государственного регулирования, что потребовало выявления основополагающих тенденций, этапов трансформационных изменений в институциональной природе аграрного строя России (в том числе советского периода), установления тесноты связи между прогрессом в отрасли и степенью государственного влияния, сравнения альтернативных рыночно-институциональных версий аграрного реформирования в России с особенностями их проявления в условиях транзитивного состояния отечественной экономики.

Ключевые слова и словосочетания: этапы аграрного реформирования: дореволюционный, советский, современный; государственное регулирование развития аграрной сферы экономики; присоединение России к ВТО.

На протяжении всей российской истории постоянно возникал, частично разрешался, откладывался и вновь инициировался вопрос о рациональном устройстве аграрных дел, что вполне объяснимо: Россия очень долго оставалась земледельческой страной.

Русский крестьянин всегда был личностью, и причем незаурядной. Вплоть до XVII в. в России крестьянин свободно перемещался и сам устраивал свою жизнь, прошел от Урала через всю Сибирь и Дальний Восток до самого Тихого океана и дальше - до Аляски и Калифорнии, распахивая бескрайние просторы Сибири и Забайкалья, а также степи Причерноморья и Северного Кавказа.

В первой половине XVIII в. в России было положено начало регулированию государством права владения крепостными. К этому периоду относится первый документ, засвидетельствовавший факт государственной поддержки сельского хозяйства, - «Обзор действий департамента сельского хозяйства России в течение пяти лет с 1844 по 1849 год». В обзоре, в частности, указано, что в ведении Министерства государственных имуществ имеется 500 тыс. рублей, которые предназначаются для выдачи льготных ссуд (по 4% против 5% в других кредитных учреждениях) землевладельцам.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Высочайший манифест об отмене крепостного права, более 22 млн русских крестьян были освобождены от тормозившей в течение почти трех столетий развитие России крепостной зависимости. Страна вступила в третий этап аграрных преобразований - по-слекрепостной, в ходе которого были проведены две реформы - 1861 и 1906 гг. Последняя позднее получила название Столыпинской реформы.

Реформу 1861 г. можно считать первой и достаточно последовательной попыткой введения регулирования государством аграрных дел: была четко

сформулирована идеология преобразований, определены стратегия, политика, меры государственного воздействия, причем на длительную перспективу. Кроме административных, появились первые экономические меры государственной поддержки крестьян. В совокупности расходы, направляемые правительством на поддержание крестьянства, в период с 1895 по 1902 г. составляли от 2 до 4% бюджета страны.

Таким образом, дореволюционная Россия пусть медленно, но шла по пути развития аграрной сферы, формируя при этом первые меры государственного регулирования. Если бы не потрясения последующих лет, вполне вероятно, что страна постепенно, эволюционно перешла бы к цивилизованному рыночному развитию, преимущества которого были впоследствии доказаны мировым опытом.

В Советской России начало государственному регулированию развития сельского хозяйства было положено Декретом о земле, принятым II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 г.

Истинные устои колхозов обозначились сразу: экономическое бесправие; личное бесправие крестьян, лишенных паспортов и возможности выбора работы и места жительства; принудительный труд и его неполная оплата -были созданы в очень короткие сроки с применением насилия, репрессий, массовых арестов глав семейств, выселением. Начался переход к сугубо административным методам государственного воздействия и новый этап советского периода развития агросферы - коллективизация.

В 1927-1928 гг. изменяется система государственных заготовок. В 1929 г. подавляющая масса продукции сельского хозяйства приобреталась государством уже без посредства частного капитала по твердым ценам. Кооперация сворачивается полностью. Ущерб, нанесенный коллективизацией, превосходит даже потери крестьян от мер военного коммунизма и Великой Отечественной войны. Поголовье крупного рогатого скота с 1928 по 1934 г. снизилось в два раза, овец - на 69%, лошадей - на 48%. Однако (и в этом отличие) произошло не просто разрушение производительных сил деревни, были подорваны крестьянская этика и мораль, духовность, образ жизни, разрушен потенциал аграрной науки.

Аграрный сектор после Великой Отечественной войны восстанавливался крайне медленно. Продолжалось изъятие материальных и трудовых ресурсов села, налоговая нагрузка на крестьян продолжала увеличиваться. Средний размер налога на один колхозный двор в 1952 г. по сравнению с уровнем 1949 г. вырос на 26%. Безусловно, система государственного регулирования развития сельского хозяйства нуждалась в неотложных коррективах. В 1953 г. были введены более обоснованные закупочные цены на сельхозпродукцию. Они были подняты в среднем в 3 раза.

Начался следующий, четвертый этап в развитии отечественного сельского хозяйства и регулировании этого процесса государством - этап реформ 1953-1965 гг., реформ половинчатых, не совсем удавшихся. Он характеризуется сдерживанием развития товарно-денежных отношений, засильем бюрократического аппарата, совхозизацией и гигантоманией сельскохозяйственного производства, ликвидацией «бесперспективных» деревень.

Тем не менее его следует признать более прогрессивным, чем ранние этапы советского периода развития сельского хозяйства. В 1958 г. вместо прежней сложной системы (обязательные поставки, контрактация, натуроплата за работы МТС) была введена единая система заготовок - государственные закупки. Вместе с увеличением закупочных цен это привело к подъему сельского хозяйства, который, как представляется, можно считать проявлением компенсационного роста, частично возместившего тот ущерб, который был нанесен отечественной агросфере в годы коллективизации и войны.

Уже на рубеже 1960-х гг. нарушения в ценовой политике, снижение эквивалентности обмена, удорожание промышленных товаров, продажа колхозам техники МТС по высоким ценам вновь привели к резкому спаду экономического роста на селе. Отрасль развивалась экстенсивно.

Сельское хозяйство вступило в последний этап советского периода развития - этап господства экстенсивного типа развития с элементами застоя и углубляющегося отставания от аграрных секторов развитых стран (19651991). Существенной характеристикой этого этапа государственного регулирования были попытки решения проблемы соизмеримости затрат и их результатов. Так, если в 1960-1961 гг. государственные закупочные цены не покрывали 35% издержек по выращиванию крупного рогатого скота, то к 1980 г. этот разрыв сократился до 19,5%. Поддерживать стабильность ценовых пропорций в этих условиях было возможно только посредством вливания в сферу производства большого количества средств для компенсации реальных издержек.

В 1970-1980 гг. прошлого столетия в СССР/РСФСР была создана мощная система государственного регулирования аграрного сектора, действующая практически по всем известным направлениям воздействия государства на его развитие. Это была «золотая» эра в плане количественных показателей поддержки аграрной отрасли страны (кстати, вполне сопоставимая с современным уровнем поддержки села в развитых странах Запада). Проблема заключается в том, что эта система была крайне неэффективной. Был нарушен баланс между регулированием и интересом. Причем деревня скудела молодыми, умными и трезвыми людьми.

Наметились признаки нового аграрного кризиса, в стране усиливался дефицит сельскохозяйственных продуктов. Предпринимаемые попытки улучшить ситуацию (Продовольственная программа 1982 г., дифференцированные надбавки к ценам 1988 г., договорное регулирование исполнения государственного заказа, реформирование затратной системы хозяйствования) не принесли желаемых результатов.

Следует согласиться с мнением ученых, которые определяют ситуацию в сельском хозяйстве России 1990-х гг. как катастрофу - экономическую, социальную и духовную. Основные ее черты характеризуют некоторые факты. За десять лет реформ почти на 30 млн га, или на четверть, сократились посевные площади, более чем на 50% - поголовье скота и птицы. Капитальные вложения в АПК (в сопоставимых ценах) уменьшились в 20 раз, объемы мелиоративных работ - в 30 раз.

По мере стабилизации экономической политики в России и по мере того, как сельхозпроизводители, набираясь опыта работы в рыночных условиях,

становились все более целеустремленными и организованными, аграрная политика в нулевые годы стала приобретать вновь протекционистский характер.

Ориентация на замещение собственной продукцией импорта получила оформление в виде доктрины продовольственной безопасности, принятой после резкого повышения цен на мировое продовольствие в 2007-2008 гг., когда были поставлены цели достижения самодостаточности в снабжении населения основными продуктами питания.

Восстановление аграрного сектора было продекларировано Президентом РФ в качестве одного из приоритетных национальных проектов развития государства. Был принят Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», разработана и утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. За 20062009 гг. было принято 22 федеральных закона (только в 2008 г. - 14), 4 программы и около 100 Постановлений Правительства РФ, касающихся развития аграрной сферы экономики. Приоритет в системе воздействия государства на развитие агросферы был отдан прямой поддержке сельскохозяйственного производства.

В июле 2012 г. была принята Государственная программа развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы, в которой расходы на сельское хозяйство увеличены до 9,2% расходной части федерального бюджета, что составляет 158,9 млрд рублей.

Одним из главных механизмов государственного регулирования развития аграрного сектора экономики по-прежнему остается субсидирование процентной ставки по кредитам. В 2009 г., к примеру, доля этой меры поддержки составляла около 45% общего агрегированного показателя поддержки (АПП).

Российская Федерация после длительных переговоров 22 августа 2012 г. присоединилась к ВТО, в связи с чем приняла на себя обязательства относительно доступа на рынок, внутренней поддержки сельского хозяйства и субсидирования экспорта. Начался новый в этап в отношениях государства и крестьянства.

Разработан график постепенного снижения или отмены импортных пошлин на ряд сельскохозяйственных продуктов. Простая связанная ставка на сельскохозяйственные товары установлена на уровне 10,8%, что предполагает снижение на 3,5% действующей средней ставки, составляющей 14,3%.

Что касается мер внутренней поддержки аграрной сферы экономики, приняты обязательства в отношении содержащихся в «желтой корзине» субсидий, которые оцениваются в виде агрегированных мер поддержки как инструмент искажения условий торговли. Разрешенный доступ этих субсидий на 2012 г. определен в размере 9 млрд долларов с последующим снижением до 4,4 млрд долларов, что соответствует среднегодовому объему АПП для России периода 2006-2008 гг. Основная доля АПП приходилась на льготные займы сельскому хозяйству - 1,6 млрд долларов.

Вместе с тем у РФ существует значительный резерв увеличения господдержки аграрной сферы экономики в рамках «зеленой корзины», направленной на развитие и внедрение научных исследований, образование, информационно-консультационное обслуживание, ветеринарные и фитосанитарные

мероприятия и пр. Государство вправе финансировать названные направления в любом необходимом объеме исходя из возможностей бюджета.

Именно так поступают многие развитые страны Запада - члены ВТО, сокращая только определенные виды поддержки, используя скрытые формы поддержки своих производителей. В результате, несмотря на меры ВТО по либерализации торговли в странах ОСЭР, поддержка сельскохозяйственных производителей в последние годы не уменьшается, а увеличивается.

В 2010 г. совокупная поддержка сельского хозяйства в России составляла 18,3 млрд долларов, в то время как в ЕС - 116,2 млрд долларов, в США -133,5 млрд долларов. В это время структурно совокупная поддержка сельского хозяйства выглядела следующим образом: в России - поддержка производителей - 84,8%, поддержка инфраструктуры - 15,2%, трансферты потребителям из бюджета - 0%; в США - соответственно 19,1, 52,3 и 28,5%; в ЕС - соответственно 87,2, 11,5 и 1,3%.

В этих условиях государство должно принять все необходимые меры в целях защиты отечественного производителя. Следует адаптировать меры государственного регулирования к условиям членства РФ в ВТО.

Система государственного воздействия на развитие аграрного сектора России изначально (с момента зарождения) не базировалась на положении о приоритетности развития сельского хозяйства страны и об уважении к крестьянскому труду. Это своеобразным образом запрограммировало отставание его социально-экономического развития на длительную перспективу; заложило основы отношения власти, государства в целом к крестьянству как к второстепенному классу; оказало значительное влияние на становление менталитета сельского населения, позволявшего долгие годы применять к нему методы внеэкономического принуждения и прямого давления.

Список литературы

1. Житкова В. А. Государственная поддержка сельскохозяйственных производителей на региональном уровне: приоритеты и перспективы : монография. - Нижний Новгород : Изд-во ВВАГС, 2007.

2. Кондратьев Н. Д. Особое мнение. Избранные произведения : в 2 кн. -Кн. 1. - М. : Наука,1993.

3. Кузнецов А. В. Увеличение товарности сельского хозяйства в эпоху промышленного переворота в России // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 3 (57).

4. Материалы международного обучающего семинара «Поддержка сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО: проблемы и возможные решения», Казань, 30-31 января 2013 г. - Казань, 2013.

5. Федоренко В. Ф., Буклагин Д. С., Аронов Э. Л., Шибаева Л. Н., Букла-гина Г. В. Вступление России в ВТО: ожидаемое влияние на развитие сельского хозяйства. Аналитический обзор. - М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.