Научная статья на тему 'Аграрное право в российской правовой системе: состояние, динамика и перспективы'

Аграрное право в российской правовой системе: состояние, динамика и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1936
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АГРАРНОЕ ПРАВО / КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / AGRARIAN LAW / COMPLEX BRANCH / INDEPENDENT BRANCH / PROSPECIVES FOR DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акманов Степан Степанович

Статья посвящена анализу современного состояния и места аграрного права в российской правовой системе. Рассматривается динамика развития таких основных правовых институтов, как агрокредитование, агросубсидирование, агрострахование, агролизинг и др.; обосновываются перспективы и тенденции развития аграрного права во втором десятилетии XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agrarian Law in Russian Legal System: Status, Dynamics and Prospecives

The article is devoted to the analysis of the present status of Agrarian Law in Russian legal system. It touches upon the dynamics of the development of such main legal institutes as agrarian crediting, agrarian lease, agrarian insurance. The author substantiates the prospective and tendencies of the development of Agrarian Law in the second decade of the 21-st century

Текст научной работы на тему «Аграрное право в российской правовой системе: состояние, динамика и перспективы»

Вопросы гражданского права и процесса

УДК 349.42

АГРАРНОЕ ПРАВО В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ: СОСТОЯНИЕ, ДИНАМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Акманов С. С., 2011

Статья посвящена анализу современного состояния и места аграрного права в российской правовой системе. Рассматривается динамика развития таких основных правовых институтов, как агрокредитование, агросубсидирование, агрострахование, агролизинг и др.; обосновываются перспективы и тенденции развития аграрного права во втором десятилетии XXI в.

Ключевые слова: аграрное право; комплексная отрасль; самостоятельная отрасль; перспективы развития.

Состояние правовой системы любого общества зависит, прежде всего, от таких факторов, как уровень развития общественно-политической системы, зрелость гражданского общества и степень развития экономических отношений, внешней формой выражения которых право и выступает.

Как обоснованно отмечается в литературе, опыт XX столетия опроверг монофак-торный подход к процессу развития общественной жизни, так как на него оказывают свое влияние многие причины и условия: прогресс науки и техники, состояние экономики и устройство политической системы, вид идеологии и уровень культуры, национальные особенности, а также и международная среда [1]. В этом плане аграрное право не было и не стало исключением из общих правил.

Развитие аграрного права России как сравнительно новой правовой общности в российской правовой системе обусловлено коренной трансформацией как самой общественно-политической системы России, так и формированием новой законодательной базы, призванной урегулировать деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, основанную на различных формах собственности (частной, государственной и муниципальной) и имеющую различные организационно-правовые формы функционирования.

В начале второго десятилетия XXI в. аграрное право России по своей правовой природе и структуре характеризуется как «комплексная специализированная отрасль права, которая представляет собой связанную внутренним единством систему взаимосвязанных правовых норм, регулирующих аграрные (земельные, имущественные, трудовые, организационно-управленческие) общественные отношения в сфере хозяйственной деятельности» [2]. Однако есть авторы, которые признают аграрное право лишь как науку и учебную дисциплину в силу их практической необходимости, но не признают в качестве самостоятельной отрасли в системе российского права из-за отсутствия единого, однородного по своей структуре предмета, метода правового регулирования и кодификационного акта (кодекса) [3].

Наряду с характеристикой предмета аграрного права как специфической группы органически взаимосвязанных общественных отношений, складывающихся в сфере сельскохозяйственной деятельности, необходимо иметь в виду и публичные интересы государства, реализуемые посредством разработки адекватной аграрной политики, а также и принципы аграрного права, наличие соответствующего объема нормативного материала.

Как известно, идея комплексных отраслей возникла еще в конце 60-х — начале 70-х гг. XX в. как итог второй дискуссии о системе

советского права, в которой были выделены традиционные и комплексные отрасли права [4].

В более ранние этапы развития юридической науки к этой проблеме обращался профессор В. К. Райхер и сформулировал вывод о наличии в системе советского права основных и комплексных отраслей права, хотя и несколько в ином аспекте. По его мнению, комплексные отрасли права должны соответствовать следующим условиям:

«Во-первых, необходимо, чтобы совокупность правовых норм была адекватна определенному и специфическому кругу общественных отношений, т. е. сначала имела бы в этом смысле единый и самостоятельный предмет регулирования, а, следовательно, и предметное единство.

Во-вторых, регулируемый такой совокупностью норм специфический круг отношений должен обладать достаточно крупной общественной значимостью.

В-третьих, образующийся такой совокупностью нормативно-правовой материал должен отличаться достаточно обширным объемом» [5].

Применительно к аграрному праву эти условия реально действуют. Ведь действительно предмет аграрного права как комплексной отрасли представляется более сложным в структурном и социально содержательном отношении, так как объединяются в единое целое разновидовые общественные отношения, складывающиеся в сфере сельскохозяйственной деятельности.

Разновидовые общественные отношения объединяются не только в силу наличия единой сферы производственно-хозяйственной деятельности, но и имеющейся конечной цели, заключающейся в извлечении прибыли частноправовыми субъектами аграрных правоотношений посредством обязывающего соблюдения публичных интересов.

Аграрные отношения обладают также и «достаточно крупной общественной значимостью», чтобы стать предметом самостоятельного, обособленного правового регулирования специальной совокупностью интегрированных различных норм и правовых институтов. Эта общественная значимость выражается в том, что Российское государство, будучи конституционным гарантом обеспечения продовольственной безопасности страны, использует для этого отдельные институты аграрного права. И через них го-

сударство, используя институт субсидирования, оказывает финансово-кредитную поддержку сельхозтоваропроизводителям. В таком качестве следует назвать такие правовые институты, как: агролизинг [6], агрокредитование [7], агрострахование [8], залог сельскохозяйственной продукции [9] и др.

Указанные правовые институты аграрного права используются также в целях расширения экспортного потенциала России на международном рынке продовольствия. Эта вполне достижимая цель, учитывая наличие огромных земельных ресурсов, которые пока используются далеко неэффективно, а также имеющийся интеллектуальный потенциал Российской Федерации.

Аграрное право России в настоящее время имеет собственную законодательную базу, отличающуюся «достаточно обширным объемом» и охватывающую различные стороны деятельности сельхозтоваропроизводителей в условиях развития и совершенствования рыночных отношений и вполне позволяющую России стать достойным членом Всемирной торговой организации (ВТО).

В этом качестве следует привести Федеральные законы Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (в ред. ФЗ от 3 декабря 2008 г.) [10]; от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. от 3 декабря 2008 г.) [11]; от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. от 13 мая 2008 г.) [12]; от 9 июля 2002 г. № 83-Ф3 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (в ред. от 13 мая 2008 г.) [13]; от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. от 13 декабря 2008 г.) [14]; от 30 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (в ред. от 14 июля 2008 г.) [15]; Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О зерне» (в ред. от 16 марта 2006 г.) [16] и другие основополагающие акты, регулирующие различные сферы деятельности сельхозтоваропроизводителей.

Однако в России пока отсутствует аграрный кодекс, который мог бы инкорпорировать в сводном комплексном акте нормы, регламентирующие разновидовые отношения, складывающиеся в сельскохозяйственной деятельности. По сходному поводу известный цивилист проф. С. Н. Братусь отмечал, что «в одном кодификационном акте

могут быть объединены нормы, регулирующие разнородные отношения, если они направлены на общий объект, ... подчинены определенной цели» [17]. Опираясь на успешное применение такой формы систематизации аграрного законодательства, как аграрный кодекс, во Франции и в странах Латинской Америки, некоторые авторы предлагают различные модели аграрного кодекса Российской Федерации [18]. На наш взгляд, такие фундаментальные предложения заслуживают пристального внимания федеральных органов законодательной власти Российской Федерации. Тем более что проблемы кодификации приобретают важную государственную значимость в связи с предстоящим вступлением России в систему ВТО.

Здесь весьма уместно, на наш взгляд, привести высказывание председателя Конституционного Суда РФ проф. Зорькина В. Д.: «Договариваясь и кропотливо согласуя национальные и наднациональные интересы — а не отменяя собственные суверенитеты и обязательства перед своими народами» [19].

Хотя сказанное касается сферы защиты прав человека, но по своей сути имеет прямое отношение к жестким условиям вступления России в систему ВТО, в результате которого Российская Федерация может иметь как позитивные, так и негативные последствия для сельского хозяйства страны и населения в целом.

Ведь и без ВТО сельское хозяйство России экспортирует зерно. И в условиях отсутствия сводного кодифицированного акта аграрное право успешно функционирует в правовой системе России. Действующая совокупность аграрного законодательства представляет собой внешнюю форму проявления реального функционирования аграрного права в правовом пространстве Российской Федерации как суверенного государства. По своей структуре аграрное законодательство есть совокупность норм, содержащихся в различных законодательных актах, призванных регулировать земельные, имущественные, в том числе финансово-кредитные, организационно-управленческие, трудовые отношения, складывающиеся в процессе производственнохозяйственной и иной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, зарегистрированных в установленном законом порядке юридических лиц и граждан — индивидуальных предпринимателей, заня-

тых воспроизводством сельскохозяйственной продукции.

В качестве сельхозтоваропроизводителей признаются те субъекты, доходы у которых от сельскохозяйственной деятельности составляют не менее 70 % от всех доходов за текущий финансовый год (ст. 3 ФЗ от 29 декабря 2006 г.).

Основу аграрных отношений составляют земельные отношения, складывающиеся в процессе использования земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях производства продукции сельского хозяйства надлежащего качества, где земля служит главным средством производства. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» обязывает собственников, землевладельцев соблюсти все агротехнические, землеустроительные требования, призванные обеспечить экологическую безопасность сельскохозяйственных земель, так как они имеют особую социально-экономическую ценность для общества.

Кроме того, земля служит также и в качестве территориального пространства для возведения жилья и объектов социальной и производственной инфраструктур (п. 2

ст. 77 Земельного кодекса РФ). Российским государством поставлена масштабная задача дальнейшего обустройства сельских территорий на уровне современных требований цивилизованного общества.

Следующий не менее важный вид общественных отношений, составляющих неотъемлемую часть предмета аграрного права, — это имущественные отношения, складывающиеся (изменяющиеся, прекращающиеся) с участием сельскохозяйственных товаропроизводителей. Большая часть аграрно-имущественных отношений регулируются посредством привлечения в сферу аграрного права институтов гражданского права, которые имеют «двойную прописку» и носят пограничный характер.

Например, такие институты, как финансовая аренда (лизинг сельхозтехники, племенных животных), агрокредитование [20], агрострахование, залог сельскохозяйственной продукции [21] и другие являются сходными с одноименными институтами гражданского права. Однако в данном случае не происходит механического перемещения, изъятия названных институтов из системы гражданского права, а применяет-

ся конструкция межотраслевых «пограничных институтов», образующихся на стыке смежных однородных и близких друг к другу отраслей права. «Пограничные институты характеризуются наличием между нормами отраслей, образующих данный институт, подвижной предметно-регулятивной связи» [22].

Между названными институтами гражданского права и соответствующими институтами аграрного права как раз и существует указанная подвижная предметно-регулятивная связь.

Эти же правовые институты в системе аграрного права (агролизинг, агрострахование, агрокредитованиие, залог сельхозпродукции) обладают собственной спецификой не только в субъектном составе, но и по содержанию складывающихся в этой сфере отношений, и по целям применения их регулятивного потенциала. В рамках указанных правовых институтов аграрного права широко используется институт агросубсидирования затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по агрострахованию урожая сельхозкультур и посадок многолетних насаждений, а также по агролизингу и части процентных ставок по агрокредитам.

Агроимущественные правоотношения возникают в сфере производства сельскохозяйственной продукции, ее первичной и последующей переработки, по поводу ее перевозки и реализации продукции собственного производства. Все субъекты имущественных отношений могут быть носителями права собственности и иных вещных прав на имущество, они реально экономически обособленны и функционируют автономно во всем рыночном пространстве. В условиях утверждения рыночных отношений формируются такие субъекты аграрного права, как агрохолдинги и другие агросоюзы и ассоциации сельхозтоваропроизводителей

[23], призванные защищать их имущественные права и иные законные интересы. Нормативно-правовые акты, регулирующие имущественные отношения сельскохозяйственных товаропроизводителей, отличаются своей динамичностью, что обусловлено рыночными условиями хозяйствования, а также и формирующимся характером содержания правовых институтов данной комплексной, интегрированной отрасли права.

Кроме того, имущественные отношения складываются также и при участии субъектов, обладающих властными полномочия-

ми. Однако здесь они выступают в качестве субъекта аграрно-имущественных отношений, а не реализуют присущие им административно-властные потенциальные полномочия (компетенция в потенции).

Например, соглашения, заключаемые между Министерством сельского хозяйства РФ и Иркутской областью как субъекта Российской Федерации, на предоставление денежных средств для приобретения горюче-смазочных материалов в период проведения посевных и уборочных работ. Такое положение вызвано нестабильностью цен на горюче-смазочные материалы. Последнее обусловлено вседозволенностью, отсутствием системного, в установленном законом порядке, контроля исполнительными органами за ценообразованием на нефтепродукты в весенне-осенний период сельскохозяйственных работ.

К сфере имущественных отношений примыкают различные отношения, связанные с оказанием услуг сельхозтоваропроизводителям. В частности, отношения между организациями, осуществляющими закупку сельскохозяйственной продукции, и сельхозтоваропроизводителями, а также отношения, возникающие в сфере материальнотехнического и информационного обслуживания сельскохозяйственных организаций. Хотя сама предпринимательская деятельность в этой сфере не входит в систему аграрного права, так как эти отношения регулируются нормами гражданского права.

Предметом аграрного права охватываются также и трудовые отношения в сфере сельскохозяйственного производства. Они возникают в процессе организации и обеспечения дисциплины и охраны труда, применения в установленном законом порядке соответствующей системы оплаты труда сельскохозяйственных работников.

Специфика сельскохозяйственного труда обусловлена не только его сезонным характером, но и тем, что труд здесь связан с использованием природных ресурсов (почва, водные ресурсы) и живых организмов, биоресурсов.

Сельскохозяйственный труд в условиях рынка стал капиталом особого рода, потребности которого определяются уровнем спроса и предложения на рынке труда и уровнем и темпами экономического развития страны.

Имеется специфика организации и оплаты труда в сельскохозяйственных производ-

ственных кооперативах и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Здесь трудовые отношения в основном регулируются локальными актами, разрабатываемыми и принимаемыми самими членами кооператива и крестьянского хозяйства при участии соответствующих органов управления.

Специфическую группу в составе предмета аграрного права как комплексной отрасли составляют организационно-управленческие отношения. Они возникают в процессе создания, деятельности и обеспечения управляемости сельскохозяйственных товаропроизводителей, функционирующих в соответствующих организационноправовых формах, закрепленных в действующем законодательстве. В силу своего содержания и направленности субъектного состава могут быть как внутренние, так и внешние отношения. Внутренние аграрные отношения — это действия должностных лиц в системе органов управления сельскохозяйственной организации, имеющей соответствующую организационно-правовую форму, по обеспечению организации деятельности органов управления, структурных подразделений, филиалов, представительств, функционирующих в системе сельскохозяйственных кооперативов, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, крестьянских (фермерских) хозяйств. Внутренние отношения подчинены тем задачам, которые вытекают из тех форм и видов деятельности сельхо-зорганизации, в целях осуществления которой она создана.

Внешние аграрные отношения складываются, в основном, в сфере государственного регулирования сельского хозяйства: субсидирование государством процентных ставок по кредитам, предоставленным сельхозтоваропроизводителям Россельхозбанком РФ, части затрат сельхозтоваропроизводителей по агрострахованию, агролизингу. Особо следует выделить в качестве внешних отношения сельхозтоваропроизводителей с налоговыми органами по единому сельскохозяйственному налогу, которые возникают в силу закона.

В системе аграрных отношений следует выделить общественные отношения социально-бытового характера, но они не охватываются предметом аграрного права. Хотя социально-бытовая деятельность и уровень развития социальной инфраструктуры, «устойчивое развитие сельских территорий»

[24] во многом определяют темпы воспроизводства рабочей силы, обеспечивающей трудовыми ресурсами сельскохозяйственное производство. Россия нуждается в квалифицированных работниках сельскохозяйственного профиля.

Таким образом, предметом аграрного права России является комплекс органически взаимосвязанных и взаимообусловленных земельных, имущественных, трудовых, организационно-управленческих, финансово-кредитных отношений сельскохозяйственных товаропроизводителей, функционирующих на основе различных форм собственности (частной, государственной и муниципальной) [25] и организационно-правовых форм хозяйствования, объединяемых единой целью публичного характера, заключающейся в обеспечении продовольственной безопасности страны. Наличие в составе предмета аграрного права разнотипных по своему содержанию отношений, интегрируемых как единое целое самой сферой сельскохозяйственной деятельности, обуславливает необходимость применения различных методов правового регулирования в системе аграрного права России.

В зависимости от видов аграрных общественных отношений органами специальной компетенции применяется императивный метод регулирования отношений по борьбе с различными болезнями животных и растений, а также в сфере технико-технологического надзора.

В сфере агроимущественных отношений применяется метод равенства субъектов имущественных отношений. Так, в частности, по договору контрактации сельскохозяйственный товаропроизводитель обязуется передать произведенную (выращенную) им сельхозпродукцию заготовителю (ст. 535 ГК РФ). Субъекты данного договора обладают сбалансированными правами, и на них возлагаются соответствующие обязательства, вытекающие из заключенного ими договора контрактации. Кроме того, широко применяется метод дозволения: «разрешено все, что не запрещено».

Применение указанного метода в условиях широкой имущественной обособленности и автономии воли в сельскохозяйственной деятельности субъектов аграрных правоотношений позволяет им, и даже побуждает их соизмерять производимые затраты с потенциально ожидаемыми доходами.

Организационно-управленческие отношения сельхозтоваропроизводителей регулируются методами координации и субординации. По своему субъектному составу и своей социально-экономической значимости, как уже отмечалось, они подразделяются на внутренние и внешние отношения. Наличие публичных интересов в сельском хозяйстве страны обусловливает необходимость использования ограничительно-запретительных методов в регулировании аграрных отношений. Так, например, Земельный кодекс РФ, принятый 25 октября 2001 г. (ФЗ № 137-Ф3), обязывает сельхозтоваропроизводителей использовать земли сельскохозяйственного назначения способами, «обеспечивающими сохранение» способности земли «быть средством производства в сельском хозяйстве», предотвращающими «деградацию, загрязнение и захламление земель» (ст. 12) [26].

Кроме указанного, действуют нормативно-правовые акты, призванные обеспечить соблюдение экологической безопасности пищевых продуктов, применение ядохимикатов в сельском хозяйстве, правил в области семеноводства сельскохозяйственных растений и др. [27].

В России происходит интенсивная экологизация аграрного законодательства, и проведены широкие высокопрофессиональные исследования в этой сфере [28].

В качестве одного из признаков, характеризующих природу аграрного права как комплексной отрасли, принято считать наличие специфических отраслевых принципов, присущих аграрному праву. «Особое же положение принципов в структуре права заключается в том, что они представляют собой основополагающие регулятивные элементы структуры права» — подчеркивает известный теоретик права проф. С. С. Алексеев [29].

Действительно, принципы в данном случае аграрного права определяют само содержание данной отрасли как комплексного образования. В принципах аграрного права выражаются основные созидательные идеи, мировоззрения, которые положены в основу функционирования и в организационную структуру аграрного права.

Принципы аграрного права способствуют установлению «общеюридических начал» в регулировании аграрных отношений с учетом уровня агроэкономического развития страны и тенденции развития общест-

венных отношений в России в целом. Принципы аграрного права служат объединяющим началом в данной отрасли, обеспечивая единство правового регулирования всего видового разнообразия аграрных отношений, составляющих предмет аграрного права. Принципы аграрного права закрепляются в нормах аграрного законодательства, которые именуются декларативными нормами-принципами. Они формируют задачи аграрного права, государственную политику, например государственную аграрную политику России. Она закреплена в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (ст. 5) [30].

Сама государственная политика реализуется также через специальные принципы, такие как доступность и адресность государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечения равных условий конкуренции на этом рынке и др.

В качестве общеотраслевых принципов аграрного права в аграрно-правовой литературе России многими авторами выделяются более десяти принципов, например, право российских граждан на полноценное питание; равенство участников аграрных правоотношений; право свободы выбора форм и направлений трудовой и сельскохозяйственной деятельности; многообразие форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования и др. [31].

Однако среди отраслевых принципов аграрного права важным представляется выделить принцип безопасности потребителей сельскохозяйственной продукции в связи с бурным развитием генно-инженерной деятельности в сельском хозяйстве. Расширяется количество генно-модифицированной продукции сельского хозяйства (в растениеводстве, животноводстве). Поэтому принцип усиления контроля за сертификацией продукции сельского хозяйства выдвигается на первый план.

В этой связи, на наш взгляд, необходимо обеспечить реализацию принципа общедоступности для граждан сведений о безопасности (опасности) генно-инженерной деятельности в сельском хозяйстве. Это имеет важное государственное значение в решении сложившихся в России актуальных демографических проблем. Аграрное право как комплексная, интегрированная отрасль

российского права имеет собственную «организационную» структуру, сложившуюся систему объективно взаимосвязанных правовых институтов. Исходя из системообразующей значимости, институты аграрного права сгруппированы в общую, особенную и специальные части. В общую часть аграрного права включаются: предмет и система аграрного права; источники аграрного права; государственное регулирование сельского хозяйства; правовой статус сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих различные организационно-правовые формы; субъекты малых форм агропроизводства (крестьянские хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан). Общая часть охватывает те вопросы (проблемы), изучение которых позволяет обосновать, аргументировать объективный характер формирования аграрного права как комплексной отрасли, имеющей определенную динамику в своем развитии. Особенная часть состоит из отдельных договорных институтов (агролизинга, агрострахования, агрокредитования и др.), используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для извлечения доходов (прибыли) в процессе осуществления ими специфической производственно-хозяйственной деятельности, а также институтов, регулирующих трудовые отношения между работодателями и наемными работниками, правовой режим земель сельскохозяйственного назначения и имущества сельхозтоваропроизводителей, специфику ответственности за нарушение аграрного законодательства. В этом плане важно акцентировать внимание на оптимизации публично-правовых и частноправовых аспектов в регулировании аграрных отношений на современном этапе их развития. В специальную часть включается аграрное законодательство (право) зарубежных стран, «агросравнительное правоведение».

По мере динамичного развития аграрных отношений в Российской Федерации и масштабов деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспеченной надлежащей законодательной базой, соответствующей требованиям Всемирной торговой организации (ВТО), предопределяются также и тенденции, перспективы дальнейшего совершенствования и качественного развития аграрного права России как самостоятельной отрасли в российской правовой системе. По этому поводу в теории права отмеча-

ется, что «в настоящее время формируются своеобразные сферы комплексного характера, юридически опосредствующие новые “слои социальности” (экологическое право, информационное право, предпринимательское право), и более того, нарастает тенденция их перерастания их в основные отрасли» [32]. Вышеуказанные «слои социальности» есть своего рода «дорога к истине» по пути трансформации аграрного права в самостоятельную отрасль права в российской правовой системе.

Однако дороже сама истина, чем дорога к ней, которая может быть долгой, извилистой и тернистой. Сказанное, на наш взгляд, вполне применимо к процессу продвижения аграрного права в ранг самостоятельной отрасли в российской правовой системе. И

1. См.: Шахназаров Г. Двигаться все же необходимо. Несостоявшееся выступление на общем собрании РАН // Новая газ. 1994. 11 мая.

2. Козырь М. И. Аграрное право России. М., 2008. С. 69.

3. См.: Аграрное право : учебник / под ред. С. А. Боголюбова. М., 2007. С. 12.

4. См.: Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 1. М. : Юрид. лит., 1987. С. 258; Он же. Право: азбу-ка-теория-философия: опыт комплексного исследования. М. : Статут, 1999. С. 46.

5. См.: Райхер В. К. Общественно-исторические типы страхования. М. ; Л., 1947. С. 189—190.

6. Об этом см.: Акманов С. С. Агролизинг // Аграрное и земельное право. 2006. № 6. С. 48—67.

7. Об этом см.: Акманов С. С. Правовой институт агрокредитования: становление и развитие // Право и государство: теория и практика. 2007. № 4. С. 88-97.

8. Об этом см.: Акманов С. С. Правоотношения по субсидированию затрат сельхозтоваропроизводителей на страхование имущества // Закон и право. 2010. № 8. С. 56-61.

9. Акманов С. С. Залог сельскохозяйственной продукции по российскому законодательству / / Юрист. 2001. № 2. С. 49-55.

10. Собр. законодательства РФ. 2007. № 1. (ч. 1). Ст. 27.

11. Там же. 1995. № 50. Ст. 4870.

12. Там же. 2003. № 24. Ст. 2249.

13. Там же. 2002. № 28. Ст. 2787.

14. Там же. 2002. № 30. Ст. 3018.

15. Там же. 1995. № 32. Ст. 3199.

16. Рос. газ. 1993. № 102.

17. Братусь С. Н. О путях систематизации хозяйственного законодательства // Сов. государство и право. 1975. № 9. С. 56.

18. Козырь М. И. Аграрное право России. М., 2008. С. 70.; Козырь М. И. Аграрное право России: проблемы становления и развития. М., 2003. С. 167.

19. Зорькин В. Д. Предел уступчивости // Рос. газ. 2010. 29 окт. С. 11.

20. См.: Акманов С. С. Институт сельскохозяйственного кредита (агрокредитование) // Сиб. юрид. вестн. 2003. № 2. С. 35-41.

21. Акманов С. С. Складские свидетельства как способ обеспечения залога сельскохозяйственной продукции // Сиб. юрид. вестн. 2002. № 1. С. 18-24.

22. Поленина С. В. Основополагающие правовые категории - право и законодательство и их роль в повышении стабильности общественного развития // Концепция стабильности закона. М. : Проспект, 2000. С. 29-43.

23. См.: Акманов С. С. Агрохолдинги в системе аграрных правоотношений российских сельхозтоваропроизводителей // Аграрное и земельное право. 2010. № 5. С. 8-20.

24. См.: Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы : утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446 // Гарант [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

25. См.: также Аграрное право : учебник / под ред. Г. Е. Быстрова ; М. И. Козыря. М. : Юрист, 2000. С. 6-7. Это был первый учебник по аграрному праву России. Глава XIII написана автором данной статьи, доцентом С. С. Акмановым.

26. Собр. законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

27. См.: О качестве и безопасности пищевых продуктов : федер. закон от 2 янв. 2000 г. № 29-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2000. № 2. Ст. 151; Об утверждении Положения о сортовом и семенном контроле сельскохозяйственных растений в РФ : постановление Правительства РФ от 15 окт. 1998 г. № 1200 // Собр. законодательства РФ. 1998. № 43. Ст. 5352.

28. Об этом см.: Козырь О. М. Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве от загрязне-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния пестицидами : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1985; Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве / отв. ред. О. С. Колбасов. М., 1989; Правовой механизм государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса / под ред. С. А. Боголюбова. М. : Норма, 2009. Гл. 5. С. 109-126 (автор главы — проф. С. А. Боголюбов).

29. Алексеев С. С. Общая теория права. В 2 т. Т. 1. М. : Юрид. лит., 1981. С. 262.

30. Собр. законодательства РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 27.

31. См., напр.: Аграрное право : учебник / под ред. Козыря М. И. [и др.]. М. : Юристъ, 2000. С. 18.

32. Алексеев С. С. Право. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 46.

Agrarian Law in Russian Legal System: Status, Dynamics and Prospecives

© Akmanov S., 2011

The article is devoted to the analysis of the present status of Agrarian Law in Russian legal system. It touches upon the dynamics of the development of such main legal institutes as agrarian crediting, agrarian lease, agrarian insurance. The author substantiates the prospective and tendencies of the development of Agrarian Law in the second decade of the 21-st century.

Key worlds: Agrarian Law; complex branch; independent branch; prospecives for development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.