Научная статья на тему 'Роль и специфика договора при реализации Российской государственной аграрной политики'

Роль и специфика договора при реализации Российской государственной аграрной политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
284
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС. / AGREEMENT / FARM COMMODITY PRODUCERS / STATE AGRARIAN POLICY / AGROINDUSTRIAL COMPLEX / INTRAFARM AND SPECIFIC AGREEMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ивлева Евгения Владимировна

Выполнение задач аграрной политики в настоящее время должно проходить не только с помощью госрегулирования, но и посредством использования одного из главных средств гражданско-правового регулирования отношений договора. Раскрывается специфика договора, регулирующего отношения между сельхозтоваропроизводителями, его основные черты, показано место «нетипичного» договора в системе договорных отношений, существующих в сельском хозяйстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role and Specific Character of Agreements in the State Agrarian Policy Implementation in Russia

It is pointed out that fulfillment of agrarian policy objectives today should be carried out not only by means of state regulation but also by agreements concluding one of the main means of civil-legal regulation of relations. The specific character of the agreement which is to adjust the relations between farm commodity producers and its main features are revealed. The author also draws attention to «untypical» agreements in the system of contractual relations being practiced in agriculture.

Текст научной работы на тему «Роль и специфика договора при реализации Российской государственной аграрной политики»

Роль и специфика договора при реализации российской государственной аграрной политики

Е.В. Ивлева, аспирантка, Оренбургский ГАУ

Принятием Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» № 264-ФЗ законодатель четко определил понятие государственной аграрной политики и основные направления господдержки сельхозтоваропроизводителей, указав, что под государственной аграрной политикой понимается составная часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий [1].

Устойчивое развитие предполагает их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства продукции, повышение эффективности, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.

Безусловно, выполнение названных задач в настоящее время должно проходить не только с помощью государственного регулирования, но и посредством использования одного из главных средств гражданско-правового регулирования отношений — договора. Сегодня вряд ли найдутся серьезные аргументы, отрицающие роль гражданско-правовых договоров в регулировании имущественных отношений между сельхозтоваропроизводителями и их контрагентами, которые строятся на основе формального равенства и автономии воли сторон.

Примерно с середины 80-х гг. ученые-аграрии перешли к изучению не отдельных договоров или их элементов, а к анализу всей системы договорных отношений коммерческих сельхоз-организаций: 1) договоров общегражданских —

купли-продажи, поставки, подряда и др.; 2) договоров специфических — именно для сельхоз-сектора экономики, например аренды земель, на производственно-техническое обслуживание коммерческих сельхозорганизаций, эксплуатацию водохозяйственных, гидротехнических и мелиоративных систем, агрохимическое обслуживание и т.д.; 3) договоров внутрихозяйственных [2].

Сегодня даже представители аграрно-правовой науки, прочно стоящие на «твердых позициях цивилистики», вынуждены признавать наличие нетипичных договорных отношений в сельском хозяйстве. Например, договор, заключенный между Минсельхозом России и заводом-производителем специальной сельхозтехники, не может рассматриваться в качестве полноценного гражданско-правового договора и даже как договора в пользу третьего лица. По своей правовой природе этот документ приближается к заказу, который размещает госзаказчик при поставке товаров для государственных нужд. В связи с этими М.И. Козырь предлагает специально обсудить «вопрос о целесообразности включения в ГК РФ самостоятельного раздела о договорах в сфере государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей» [3].

В науке давно обращалось внимание на так называемые административные, хозяйственные, комплексные, смешанные, «нетипичные» и т.п. договоры. Так, А.В. Демин, исследуя содержание ст. 124 ГК РФ, указывает на то, что «в договорных отношениях, в которых проявляются характерные признаки государственных органов как государственно-властных субъектов, наделенных соответствующими полномочиями прерогативно-

го характера, применяются нормы иных отраслей, а именно международного, конституционного, административного, финансового, природоресурсного права. Но возникающие при этом правоотношения уже не являются гражданско-правовыми» [4].

И далее, исходя из анализа теоретической литературы автор формулирует следующее определение: «Административный договор — это управленческое соглашение не менее двух субъектов административного права, заключенное на основе норм административного права в публичных целях, опосредующее горизонтальные (координационные) управленческие отношения, правовой режим которого содержит административно-правовые элементы, выходящие за рамки частного права». Итак, обеими сторонами административного договора являются, во-первых, субъекты административного права, во-вторых, договоры заключаются на основе норм административного права.

Однако в сфере АПК одной из сторон договора может быть Минсельхоз России, а другой — коммерческая организация, например ОАО «Рос-агролизинг». И заключаются такие соглашения в соответствии со специальными постановлениями Правительства РФ, в которых определяются обязанности и права названного министерства по распределению бюджетных средств, контролю за их использованием сельхозтоваропроизводителями и другими коммерческими сельхозоргани-зациями.

Так, в соответствии с порядком использования средств уставного капитала ОАО «Росагро-лизинг», направляемых на обеспечение АПК по договорам финансового лизинга за счет средств, полученных из бюджетов различных уровней, средства уставного фонда используются целевым образом на обеспечение сельхозтоваропроизводителей объектами лизинга на основе договоров среднесрочного и долгосрочного финансового лизинга.

Финансирование лизингополучателей в соответствии со ст.85 Бюджетного кодекса РФ может реализовываться совместно с региональными и местными бюджетами. ОАО «Росагролизинг» распределяет средства своего уставного капитала в соответствии с ежегодно предоставляемыми Минсельхозом региональными лимитами средств на финансирование мероприятий по закупке и поставке объектов лизинга на условиях финансового лизинга и в соответствии с перечнем потенциальных лизингополучателей, имеющих особое значение для осуществления государственной агарной политики.

ОАО «Росагролизинг» заключает договоры «генерального» лизинга с региональными лизинговыми компаниями, допущенными по результатам конкурса к лизинговым операциям, а те в

свою очередь — «локальные» лизинговые договоры с конкретными лизингополучателями.

А.В. Демин отмечает, что договоры с участием органов государственного управления именуются в литературе по-разному (административный контракт, административно-правовое соглашение, публично-правовая сделка, координационное соглашение, ведомственное соглашение, управленческий договор, государственный контракт (договор), а также просто контракт, договор, соглашение, договоренность). Отдельные авторы используют такие термины, как координационно-управленческий договор (В.Д. Рудашевский), горизонтальные соглашения (Р.О. Халфина), организационно-административные соглашения (Б.Б. Хангельдыев), публично-правовой договор (М. Якуба) и другие [5].

Между тем З.С. Беляева высказала следующую точку зрения: «Нет и не может быть так называемых сельскохозяйственных или аграрно-гражданских договоров. ГК РФ не создает каких-либо препятствий для учета специфики сельского хозяйства в гражданско-правовых договорах, так как их условия определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст.421). В ГК имеется специальный для сельского хозяйства договор контрактации. Кроме того, стороны могут заключить смешанный договор или договор, не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Вместе с тем комплексное изучение договоров сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках науки «аграрное право» необходимо и вполне оправданно, так как, оставаясь гражданско-правовыми, они имеют свою специфику и в совокупности влияют на производственно-хозяйственную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Рассмотрев некоторые точки зрения по вопросу наличия специального вида договора, регулирующего отношения между сельхозтоваропроизводителями, можно сделать ряд следующих выводов.

Во-первых, важнейшим признаком, характеризующим договоры с участием сельхозтоваропроизводителей, является то обстоятельство, что они (в соответствии с установившимся правовым режимом) в единстве и согласованно должны регулировать все стороны производственного процесса (управление АПК производством, собственно производство растениеводческой и животноводческой продукции, сбыт сельхозпродукции). Исходя из характера этой деятельности заключаются договоры: внутрихозяйственные; индивидуального, семейного, коллективного или арендного подрядов; внешние — гражданско-правовые (поименованные и непоименованные в ГК РФ), регулирующие однородные имуществен-

ные отношения; внешние — в сфере управления, которые предопределяют содержание многих договоров, заключаемых сельхозтоваропроизводителями с их контрагентами (товарного, денежного кредита и лизинга за счет специальных льготных фондов).

Во-вторых, регулирование различных сфер деятельности осуществляется не одним, а несколькими взаимосвязанными договорами, опосредующими многочисленные действия сельхозтоваропроизводителей, их контрагентов и компетентных органов государства, выполняющих возложенные на них функции в сфере аграрной политики. Такие договоры содержат предписания норм унифицированных или дифференцированных аграрно-правовых актов. Это обусловлено тем, что аграрное право, в отличие от гражданского, регулирует не изолированные, единичные сделки товарного обмена — между продавцом и покупателем, заказчиком и подрядчиком, заемщиком и заимодавцем и т.д., а определенные взаимосвязанные группы общественных отношений, возникающих в едином процессе производства продукции (обработки земли, материально-технического обеспечения, финансирования и кредитования сельского хозяйства, а также государственного регулирования всех предыдущих частей и др.).

В-третьих, предусмотренные в Гражданском кодексе нормы о гражданско-правовых договорах чрезвычайно абстракты и рассчитаны на регулирование столь же абстрактных имущественных отношений во всех сферах экономики. Они содержат единые унифицированные правила оборота любых вещей и не могут обеспечить учет всех правовых режимов земельных фондов, льготное кредитование и иные виды поддержки сельхозтоваропроизводителей, которые установлены аграрным законодательством. В то же время нельзя отрицать роль норм Гражданского кодекса в заключении соответствующих договоров в сельском хозяйстве. Регулирующее воздействие ГК РФ проявляется в том, что стороны на его основе в некоторых случаях выбирают тип договора, выясняют перечень существенных условий нужного им договора, его форму, руководствуются общими нормами о порядке заключения, учитывают основания изменения и прекращения договоров.

И, наконец, в-четвертых, специфика договоров в сельском хозяйстве проявляется и в особенностях нормативно-правового договорного режима, конструируемого уполномоченными правотворческими органами или самими сторонами, учитывающими природные свойства объекта правоотношения, например сельхозпродукции, специфику ее производства (договор контрактации), или специальные организационно-финансовые меры поддержки (например авансирование и предоставление товарных кредитов в рамках договорного правоотношения на закупку продукции для государственных нужд).

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что специализированные договоры в сельском хозяйстве существуют и представляют собой систему соглашений сельхозтоваропроизводителей и их контрагентов, а также уполномоченных государством агентов, органов государственного управления, представляющую собой устойчивое и автономное единство правовых частей (договоров гражданско-правовых, аграрно-управленческих и внутрихозяйственных), которые регулируют отношения во всех сферах сельского хозяйства (управления производством, собственно производства растениеводческой и животноводческой продукции, сбыта сельхозпродукции, ее переработки) или «обслуживают» основное производство, особенности которых проявляются в характере нормативно-правового режима, конструируемого уполномоченными правотворческими органами или самими сторонами с учетом своих локальных экономических интересов и природной специфики сельскохозяйственного производства.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // Правовая информационная система «ГАРАНТ» Платформа F1 Эксперт. Версия — июнь 2009.

2. Аграрное право: учебник для вузов; 2-е изд. испр. и доп. / Под ред. проф. Г.Е. Быстрова и проф. М.И. Козыря. — М., 2000. - С. 362.

3. Договорные отношения сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях перехода к рыночной экономике: Материалы круглого стола // Государство и право. 2001. -№ 7. - С. 49-50.

4. Демин, А.В. Общие вопросы теории административного договора / А.В. Демин. Красноярск, 1998. — С. 28.

5. Лукьяненко, В.Е. Понятие системы договорных отношений в агропромышленном комплексе / В.Е. Лукьяненко // Законодательство и экономика. 2002. — № 9. — С. 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.