Научная статья на тему 'Аграрная структура России в процессе становления системы рыночных отношений'

Аграрная структура России в процессе становления системы рыночных отношений Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
225
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ СТРУКТУРА / УКЛАДЫ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Прибыткова И.И.

В статье рассматривается аграрная структура сельского хозяйства, как России в целом, так и Центрально-Черноземного района и ее влияние на устойчивое развития сельского хозяйства. Приводится характеристика современной организационно-хозяйственной структуры аграрной экономики России. Сделан вывод, что в настоящее время возможно существование и функционирование в современной России как крупных, так и мелких форм организации сельхозпроизводства. Повышение эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственного производства возможно при условии развития многоукладности в аграрной сфере. Дается определение каждой категории хозяйств. Рассматриваются структуры сельскохозяйственных организаций и анализируются их основные экономические показатели. Делается анализ структуры производства продукции сельского хозяйства в крестьянско-фермерских хозяйствах в Центрально-Черноземном районе и Российской Федерации за ряд лет. Анализируются и личные подсобные хозяйства в структуре производства продукции также за ряд лет. Приводятся расчеты по сравнительной эффективности сельскохозяйственных организаций, личных подсобных хозяйств и крестьянско-фермерских хозяйств. Каждый социально-экономический уклад имеет свои особенности, связанные с его природой, историей становления и развития, с условиями деятельности на определенном этапе развития рыночных отношений в аграрном секторе экономики. Все это определяет эволюцию и перспективы того или иного сельскохозяйственного уклада. Задачей реформирования аграрной структуры является правильный выбор организационно-правовых форм хозяйствования, который позволит обеспечить высокую эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий. Повышение эффективности в аграрной сфере сельскохозяйственного производства, по мнению автора, будет определяться развитием многоукладной экономики и рациональным сочетанием различных форм сельхозпроизводства, что поможет обеспечить конкурентоспособность сельскохозяйственного производства и безопасность страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Прибыткова И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аграрная структура России в процессе становления системы рыночных отношений»

жилищной политике имеет решающее значение во многих отношениях. Основными проблемами являются соблюдение федеральных полномочий в реализации приоритетных задач в области жилищного строительства, а также разработка моделей и механизмов развития строительного рынка в российских регионах. Это требует решения широкого круга задач, постоянно совершенствуя и оптимизируя методы реализации.

Вывод. Реализация государственной программы позволяет улучшить социально-экономическое положение сельских районов, улучшить качество жизни сельского населения. Реализация таких проектов способствует улучшению сельских территорий, повышению интереса и открытию инициативы сельских жителей, особенно молодежи. Но в сельских территориях роль государства частична и она работает только с самими рыночными механизмами и для этой цели необходимо дальнейшее развитие бизнеса.

Список использованных источников

1. Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 N 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»[Электронный источник]: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/27397.html/

2. Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 № 214-ФЗ (последняя редакция) "[Электронный источник]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51038/

3. Рахман И.А. Рынок недвижимости. - М.: Экономика, 2005.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Р32 Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 996 с.

List of sources used

1. Resolution of the Government of the Russian Federation of 15.07.2013 N 598 "On the federal targeted program" Sustainable development of rural areas for 2014 - 2017 and for the period until 2020 "[Electronic source]: http://www.consultant.ru/ law / hotdocs / 27397.html /

2. Federal Law "On Participation in Shared Construction of Apartment Buildings and Other Real Estate Objects and on Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation" dated 30.12.2004 No. 214-FZ (last version) "[Electronic source]: http: // www .consultant.ru / document / cons_doc_LAW_51038 /

3. Rahman IA Real estate market. - Moscow: Economics, 2005.

4. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2015: P32 Stat. Sat. / Rosstat. - M., 2015. - 996 p.

УДК 631.153

АГРАРНАЯ СТРУКТУРА РОССИИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПРИБЫТКОВА И.И.,

научный сотрудник, ФГБНУ «Научно-исследовательский институт экономики организации агропромышленного комплекса Центрально-Черноземного района»,moшtormgr@mail.m, тел.89103458777.

Реферат. В статье рассматривается аграрная структура сельского хозяйства, как России в целом, так и Центрально-Черноземного района и ее влияние на устойчивое развития сельского хозяйства. Приводится характеристика современной организационно-хозяйственной структуры аграрной экономики России. Сделан вывод, что в настоящее время возможно существование и функционирование в современной России как крупных, так и мелких форм организации сельхозпроизводства. Повышение эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственного производства возможно при условии развития многоукладности в аграрной сфере. Дается определение каждой категории хозяйств. Рассматриваются структуры сельскохозяйственных организаций и анализируются их основные экономические показатели. Делается анализ структуры производства продукции сельского хозяйства в крестьянско-фермерских хозяйствах в Центрально-Черноземном районе и Российской Федерации за ряд лет. Анализируются и личные подсобные хозяйства в структуре производства продукции также за ряд лет. Приводятся расчеты по сравнительной эффективности сельскохозяйственных организаций, личных подсобных хозяйств и крестьянско-фермерских хозяйств. Каждый социально-экономический уклад имеет свои особенности, связанные с его природой, историей становления и развития, с условиями деятельности на определенном этапе развития рыночных отношений в аграрном секторе экономики. Все это определяет эволюцию и перспективы того или иного сельскохозяйственного уклада. Задачей реформирования аграрной структуры является правильный выбор организационно-правовых форм хозяйствования, который позволит обеспечить высокую эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий. Повышение эффективности в аграрной сфере сельскохозяйственного производства, по мнению автора,

будет определяться развитием многоукладной экономики и рациональным сочетанием различных форм сель-хозпроизводства, что поможет обеспечить конкурентоспособность сельскохозяйственного производства и безопасность страны в целом.

Ключевые слова: аграрная структура, уклады, сельское хозяйство, сельскохозяйственные предприятия, крестьянско-фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства.

THE AGRARIAN STRUCTURE OF RUSSIA IN THE PROCESS FORMATION OF SYSTEM OF MARKET RELATIONS

PRIBYTKOVA I.I.,

researcher, RESEARCH Institute of Economics of the organizationagro-industrial complex of the Central black earth region», monitoringr@mail.ru, tel. 89103458777.

Essay. The article deals with the agricultural structure of agriculture, as Russia as a whole, and the Central black earth region and its impact on the sustainable development of agriculture. The characteristic of the modern organizational and economic structure of the agricultural economy of Russia is given. It is concluded that at present it is possible to exist and operate in modern Russia both large and small forms of agricultural production organization. The increase of efficiency and competitiveness of agricultural production is possible under the condition of the development of multitasking in the agricultural sector. The definition of each category of farms is given. The structures of agricultural organizations are considered and their main economic indicators are analyzed. The analysis of the structure of production of agricultural products in peasant farms in the Central black earth region and the Russian Federation for a number of years. Personal subsidiary farms in the structure of production are also analyzed over a number of years. Calculations on the comparative efficiency of agricultural organizations, private farms and peasant farms are presented. Each socio-economic structure has its own characteristics associated with its nature, history of formation and development, with the conditions of activity at a certain stage of development of market relations in the agricultural sector. All this determines the evolution and prospects of a particular agricultural way. The task of reforming the agricultural structure is the right choice of organizational and legal forms of management, which will ensure a high efficiency of agricultural enterprises. According to the author, the increase of efficiency in the agricultural sphere of agricultural production will be determined by the development of a diversified economy and a rational combination of different forms of agricultural production, which will help to ensure the competitiveness of agricultural production and the security of the country as a whole.

Key words: agricultural structure, structures, agriculture, agricultural enterprises, peasant farms, personal subsidiary farms.

Введение. На основе государственных, региональных и отраслевых целевых программ осуществилось дальнейшее развитие сельского хозяйства и регионов, повышение его эффективности и конкурентоспособности в современных условиях, а также решение социальных проблем сельских территорий, все это выполнялось в ходе решения Государственных программ 2008-2012 гг. развития сельского хозяйства. В настоящее время продолжает реализоваться аналогичная Государственная программа на 20132020 гг.

Для создания организационно устойчивой и экономически эффективной аграрной структуры в ходе реализации этих программ идет преобразовательный процесс институциального характера. В статье рассматриваются структурные изменения в сельском хозяйстве, а также изменения организационно-хозяйственных структур, отличающихся по формам бизнеса.

Материалы и методика исследования. В сельском хозяйстве произошедшие рыночные отношения привели к институциональным преобразованиям, что отразилось и на изменении аграрной структуры сельхозпроизводства.

Понятие аграрной структуры очень многогранно, но в целом под ней понимается «соотношение хозяйств разных типов (классов). Все типы хозяйств

характеризуются удельным весом в валовой и товарной продукции, в использовании трудовых, земельных и финансовых ресурсов сельского хозяйства» [1. - С.140].

Сложившийся исторический опыт и современная мировая практика говорят о целесообразности многоукладной экономики сельского хозяйства.

В России в дореформенный период в аграрном секторе существовали две формы хозяйствования: колхозы и совхозы. За годы реформ аграрная структура сельскохозяйственных предприятий претерпела существенные изменения.

При анализе институциональной аграрной структуры статистика и исследователи выделяют три категории хозяйств: крупные - сельскохозяйственные организации, мелкие - крестьянско (фермерские) хозяйства и мельчайшие - хозяйства населения (личные подсобные хозяйства и огородно-дачные) [2. -С.26].

Каждый из этих укладов в рыночных отношениях имеет свою историю становления и особенность развития и перспективы деятельности.

Доли этих укладов имеют тенденцию изменяться в ту или иную сторону или оставаться неизменными. Если взять в целом по России, то в 2016 г. доли СХО, К(Ф)Х и ЛПХ(ХН) составляли соответственно - 52,5; 12,1; 35,4 % в структуре валовой продукции экономи-

ки аграрного сектора регионов ЦЧР. В Воронежской области, к примеру, доля СХО за (2000-2016 гг.) в аграрной структуре выросла почти в два раза, и составила 86,4 %, это произошло за счет сокращения в основном доли хозяйств населения, но при этом увеличилось количество фермерских хозяйств, за этот период они выросли с 1,7 % до 11,5 в 2016 г. Если рассматривать Курскую область, то за этот же период произошли изменения в СХО, доля этих организаций выросла в 2016 г. по сравнению с 2000 г. с 44,2 % до 72,7 %.

Все эти категории хозяйств, составляют единую систему в аграрной экономике региона, поэтому изменения в одних организационно-хозяйственных структурах приведут к изменениям в других.

В производстве сельскохозяйственной продукции значение различных категорий хозяйств меняется по годам.

Структура производства продукции сельского хозяйства в областях Центрально-Черноземного района по категориям хозяйств приводится в таблице 1. В течение 16-ти летнего периода структура производства по категориям сельскохозяйственных производителей в целом по ЦЧР существенно менялась. Доля сельскохозяйственных организаций к 2000 г. увеличилась на 22,2 процентных пункта, а по сравнению с 2006 г. на 17,5 процентных пункта. За этот же период выросло производство в крестьянско-фермерских хозяйствах на 6,7 процентных пункта. Личные подсобные хозяйства оказались более устойчивыми в ходе кардинальных экономических и социальных преобразований в стране. Доля производства сельхозпродукции, приходящаяся, на эту категорию, сначала росла, составив около половины от всего производства, а в 2016 г., с развитием сельскохозяйственных организаций - снизилась и составила 20,3 %.

В сельском хозяйстве областей Центрально Черноземного района функционируют различные формы хозяйствования, имеющие разнообразные организационно правовые формы.

Рациональная форма собственности и хозяйствования имеет огромное значение в условиях, обеспечивающих экономическое саморазвитие сельскохозяйственных организаций. В процессе реформирования организаций в сельском хозяйстве произошел переход к новым формам хозяйствования в многоукладной экономике. Процесс этот продолжается, происходит

непрерывное соотношение количества организаций различных организационно-хозяйственных форм собственности и хозяйствования.

Сельскохозяйственные предприятия в аграрной структуре занимают одно из ведущих мест. Они осуществляют свою деятельность в соответствии с поставленными перед ними задачами. Классификация сельскохозяйственных организаций и предприятий представлена такими видами: государственные и муниципальные унитарные, в том числе казенные предприятия; Открытые акционерные общества (ОАО), Закрытые акционерные общества (ЗАО), Акционерные общества (АО), Общества с ограниченной ответственностью (ООО), кооперативы, коллективные предприятия и прочие. На данный период времени представлены организационно-правовые формы сельскохозяйственных предприятий, их размеры и эффективность работы.

Рассмотрим на примере одной из областей Центрально Черноземного района Воронежской области структуру сельскохозяйственных организаций за ряд лет по организационно-правовым формам хозяйствования, которая приводится в таблице 2.

Данные таблицы показывают, что за период с 2005 года по 2016 г. произошли изменения в организационно-правовых формах хозяйствования. Наибольшую долю в структуре в 2005 г. составляли общества с ограниченной ответственностью (49,8 %), на втором месте прочие организации их процент составляет (24,7 %). В 2016 г. сократились государственные унитарные предприятия почти на половину и составили 0,8 %, а наибольший процент составляют ООО (73,8 %). Преобладающий процент ООО объясняется тем, что могут легко объединяться в интегрированные структуры, как по вертикали, так и по горизонтали (в том числе и холдингового типа). Механизм, таких субъектов в юридическом вопросе отработан, и не нужно регистрировать, выпуск новых акций и нести бремя информации о них. Акционерную форму принимают, как правило, крупные сельскохозяйственные предприятия.

Устойчивость функционирования сельскохозяйственного производства во многом определяется стабильным уровнем развития сельскохозяйственных организаций, от деятельности которых в рыночных условиях зависит продовольственная безопасность страны [4. - С. 25].

Таблица 1 - Структура продукции сельского хозяйства в Центрально-Черноземном районе по категориям хозяйств, % [3]_

Категория хозяйств 2000 г. 2006 г. 2016 г. Изменение (+,-)

2016 г. к 2000 г. 2016 г. к 2006 г.

Всего 100 100 100 - -

Сельскохозяйственные организации 48,9 53,6 71 ,1 22,2 17,5

Крестьянско-фермерские хозяйства 1, 9 6,3 8,6 6,7 2,3

Личные подсобные хозяйства 49,2 40,1 20,3 -28,9 -19,8

Таблица 2 - Структура _ сельскохозяйственных организаций Воронежской области [3]

Организационно-правовая форма Воронежская область

2005 г. 2012 г. 2015 г. 2016 г.

количество % количество % количество % количество %

Государственные унитарные предприятия 10 1,6 4 0,7 4 0,8 4 0,8

из них федеральные предприятия 2 4 0,8 4 0,8

Открытые акционерные общества (ОАО) 34 5,3 17 3,2 13 2,7 10 2,1

Закрытые акционерные общества (ЗАО) 84 13,1 61 11,4 40 8,3 35 7,3

Акционерные общества (АО) 7 1,5 11 2,3

Общества с ограниченной ответственностью (ООО) 319 49,8 380 70,9 345 71,7 352 73,8

Кооперативы 33 5,2 14 2,6 11 2,3 11 2,3

Коллективные предприятия 2 0,3 - - -

Прочие 158 24,7 60 11,2 61 12,7 54 11,3

Итого 640 100 536 100 481 100 477 100,0

Таблица 3 - Основные показатели развития сельскохозяйственных организаций Воронежской области [3]

Наименование 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. в %

показателя к 2012 г.

Выручка от реали-

зации продукции (услуг), млн. руб. 60804,8 60877,4 75850,4 90420,5 102297,6 168,2

Площадь сельхозугодий, тыс. га 2477,9 2409,1 2634,6 2519,4 2575,9 103,9

Площадь пашни,

тыс. га 2128,9 2067,6 2120,2 2183,4 2251,7 105,8

Среднегодовая численность работников, тыс. чел. 44,3 42,8 40,4 40,4 40,8 92,1

Поголовье КРС,

тыс. гол. 258,6 254,5 283 293,2 303,9 117,5

Поголовье свиней,

тыс. гол. 437,6 537,6 426 564,3 560,8 128,2

В России сельскохозяйственное производство считается традиционно рискованным, а убытки от производственной деятельности могут быть вызваны внешними по отношению к организации причинами, не поддающимися контролю (погодные условия, эпидемии, закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и т. д.). При таких условиях простейшим способом становится выбор организационно-правовой формы, который предусматривает ограниченную ответственность по обязательствам организации.

Проанализируем деятельность сельскохозяйственных предприятий по некоторым основным экономическим показателям на примере Воронежской области. За исследуемый период с 2012-2016 гг. прослеживается положительная динамика в развитии сельского хозяйства области (таблица 3).

Положительная динамика развития сельскохозяйственного производства в последние годы связана не только с благоприятными погодными условиями

этих лет, но и с аграрной политикой государства, влиянием, как внутренних, так и внешних факторов.

Так, выручка от реализации произведенной продукции выросла в 1,7 раза в 2016 г. по сравнению с 2012 г. Развивается отрасль животноводства, что подтверждается ростом поголовья крупного рогатого скота и свиней, но при этом при положительной динамике производства в тоже время происходит уменьшение среднегодовой численности работников.

В рыночных отношениях аграрная реформа способствовала изменению поведения сельхозтоваропроизводителей, они стали более ориентироваться на рынок спроса. Поэтому система государственного регулирования, должна строиться с ориентацией на прибыльность в отраслях, которые признаются приоритетными.

Немаловажную роль в аграрной структуре имеют и фермерские хозяйства. Развитие фермерских хозяйств является очевидной реальностью, их структура производства еще далека до совершенства.

Вместе с тем фермерство способно не только решить проблему обеспечения населения продуктами питания, а промышленность сельскохозяйственным сырьем, но и возродить деревню, вернуть крестьянину чувство хозяина на земле [5. - С. 23].

В сельской местности крестьянско-фермерские хозяйства играют важную роль в перспективе развития сельскохозяйственного производства и развития сельской территории. В этих хозяйствах, несмотря на то, что отмечается еще низкая производительность труда, отсутствие высокой эффективности производства, можно сказать, что эта сфера будет расширяться и сохраняться.

В современных условиях крестьянско-фермерские хозяйства выполняют ряд важнейших народнохозяйственных функций: обеспечивают сельские семьи продовольствием, формируют предложения на общероссийском, региональном и местном продовольственных рынках, обеспечивают занятость, решают социальные вопросы.

Вместе с этим у крестьянско-фермерских хозяйств имеются существенные недостатки отсутствие материально-технической базы, недостаточное агросер-висное обслуживание и слабая ремонтная база.

Они также не имеют рынка для покупки семян и удобрений, не налажен сбыт продукции, не могут сразу приобрести агрегаты и сельскохозяйственную технику.

В настоящее время в Российской Федерации согласно Всероссийской переписи 2016 г. находится 136719 крестьянско-фермерских хозяйств, в целом по ЦЧР 6512 хозяйств, а в Воронежской области - 2511 хозяйств [6. - С.14].

Рассмотрим структуру производства продукции в крестьянско-фермерских хозяйствах в ЦентральноЧерноземном районе и Российской Федерации (таблица 4).

Анализ данных таблицы позволяет говорить о небольшом росте производства продукции в крестьян-

ско-фермерских хозяйствах. В целом по ЦентральноЧерноземному району произошел за этот период небольшой рост производства продукции на 0,9 процентных пункта. Наибольший рост производства продукции наблюдался в 2016 г. по сравнению с 2012 г. в Воронежской области с 10,1 % до 11,5 % и в Курской области с 6,9 % до 8,7 %. В Белгородской области то же небольшое увеличение всего лишь на 1,4 %, а самый маленький процент приходится на Тамбовскую область и составляет всего лишь 1 %.

По сравнению с другими формами хозяйствования крестьянско- (фермерские) хозяйства в рыночной системе многоукладной экономики сельского хозяйства должны быть равноправными со всеми другими формами хозяйствования.

Одной из составляющих аграрной структуры являются также и личные подсобные хозяйства (хозяйства населения).

Хозяйства населения или личные подсобные хозяйства - это трактовка домашней деятельности, которая ведется на приусадебных участках в сельской местности.

Формат юридической деятельности определен только для личного подсобного хозяйства, которое регулируется ФЗ «О развитии личного подсобного хозяйства», а ведется она в соответствии с ФЗ11 - на участках с разрешенным видом использования «личное подсобное хозяйство» [7. - С.150].

По данным Всероссийской переписи за 2016 год в Российской Федерации находится 23487 личных подсобных хозяйств, в Центрально-Черноземном районе -1790.

Наибольшее количество личных подсобных хозяйств находится в Воронежской области - 565, это составляет 30 % от всего количества по ЦЧР [6. - С. 20].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим структуру производства продукции в личных подсобных хозяйствах за ряд лет (таблица 5).

Таблица 4 - Структура производства продукции сельского хозяйства в крестьянско-фермерских хозяйствах в ЦЧР и РФ (в фактически действовавших ценах) [3]

_В процентах

Субъект 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

РФ 8,9 9,8 10,0 11,1 12,1

ЦЧР 7,2 6,9 6,8 8,0 8,1

Белгородская обл. 3,1 2,9 2,9 3,4 4,2

Воронежская обл. 10,1 9,2 9,4 10,7 11,5

Курская обл. 6,9 6,9 6,7 7,6 8,7

Липецкая обл. 6,5 6,1 6,3 7,3 7,9

Тамбовская обл. 12,3 11,4 10,7 12,4 12,4

Таблица 5 - Структура производства продукции сельского хозяйства в личных подсобных хозяйствах ЦЧР и РФ (в фактически действовавших ценах) [9]

_В процентах

Субъект 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

РФ 43,2 42,6 40,5 37,4 35,4

ЦЧР 27,7 30,2 26,4 23,3 20,7

Белгородская обл. 12,7 14,5 10,9 10,4 9,4

Воронежская обл. 41,5 48,5 42,9 38,7 33,9

Курская обл. 34,0 32,9 27,7 25,0 18,6

Липецкая обл. 26,7 29,0 32,3 24,6 20,9

Тамбовская обл. 30,1 25,4 22,7 18,5 19,3

В последнее время в аграрной структуре доля личных подсобных хозяйств в валовой продукции сельского хозяйства увеличилась. Например, если рассматривать производственную структуру в целом по ЦЧР за 2016 год, то ЛПХ составляют 20,7 %, а в крестьянско-фермерских хозяйствах 8,1 % в производстве продукции. Наибольшее производство в Воронежской области 33,9 % и Липецкой областях 20,9 %, а наименьшее производство в Белгородской области 9,4 %. В современных рыночных условиях на расширение производства личных подсобных хозяйств оказывают многие факторы. В первую очередь можно отметить такой процесс, как натурализация экономических отношений в сельскохозяйственных предприятиях и перераспределение их ресурсов в пользу хозяйств населения. Личные подсобные хозяйства являются резервом сельского хозяйства в производстве продукции и гарантом продовольственной независимости страны, являясь существенным дополнением основных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Собственное хозяйство для жителей села порой является единственным источником существования, так как обеспечивает их продуктами питания и работой. Личные подсобные хозяйства, несмотря на уменьшение численности сельского населения, увеличение людей пенсионного и предпенсионного возраста остаются основным и надежным источником обеспечения продовольствием селян. Проведенный анализ работы личных подсобных хозяйств позволил сделать вывод, что они развиваются эффективнее, чем коллективное хозяйство.

Выводы и предложения. Аграрная структура в новых рыночных отношениях должна быть ориентирована на достижение рациональных пропорций, сочетания крупного, среднего и малого бизнеса, чтобы обеспечить реализацию преимуществ каждой формы хозяйствования, равноправного отношения ко всем категориям хозяйств. При этом учитывать региональные особенности, доступность и адресность государственной поддержки [8. - С. 595].

Для эффективной работы сельскохозяйственных предприятий в рыночных условиях необходимо в полной мере использовать привлечение финансовых средств, лизинговых операций, субсидированных инвестиционных кредитов для приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования, расширить систему страхования сельскохозяйственных культур.

Крестьянско-фермерские хозяйства занимают небольшой удельный вес в общем объеме производства, но тоже не заменимы в продовольственном обеспечении страны. Фермерский сектор выполняет не только экономические функции, но и выступает источником занятости сельского населения.

Перспективное развитие крестьянско-фермерских хозяйств возможно только при условии государственной поддержке, льготном кредитовании, совершенствования ценообразования, оказания финансовой помощи в повышении плодородия почв и развития животноводства, в том числе и разведения высокопродуктивных пород скота и птицы, укрепления материально-технической базы, инфраструктурного и рыночного обеспечения, проведения

мероприятий экологического характера. А также необходимо перенимать и учитывать для увеличения производства продукции крестьянско-фермерским хозяйствам передовой опыт зарубежных стран и организовывать поездки за рубеж фермеров по обмену опытом и изучать передовые технологии, современные достижения науки и техники. Осуществлять правильное планирование доходов и расходов. По К(Ф)Х очень мало статистической информации которая позволила бы оценить в полной мере их финансовое положение по экономическим показателям себестоимость продукции, рентабельность, обеспеченность техникой и другими средствами производства. Анализ деятельности К(Ф)Х позволил бы правильно планировать оказание помощи им.

Личные подсобные хозяйства являются устойчивой, стабильной формой хозяйствования. Они заняли свою нишу в структуре производства продукции, продолжают наращивать производство. Но вместе с этим им необходима государственная поддержка на всех уровнях исполнительной власти, федеральном, региональном, органов местного самоуправления, которая укрепит их положение в экономике. Они также нуждаются в дотациях, субсидиях, строительстве дорог, газификации населенных пунктов. Сдерживающими элементами развития ЛПХ являются проблемы в реализации продукции на рынке, необходимо оказывать им помощь в реализации своей продукции самим, минуя перекупщиков, низкая материально-техническая оснащенность, нехватка помощи от сельхозпредприятий. В перспективе помогать в повышении товарности личных подсобных хозяйств, привлекая их в кооперацию и кооперативные отношения с другими участниками аграрного рынка. Одним из перспективных направлений для ЛПХ является их интеграция с сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями и другими субъектами агропромышленного комплекса. Для решения возникающих проблем для владельцев ЛПХ неплохо было бы создавать информационно-консультационные службы. Проводить пропаганду новых сортов овощей, картофеля и современных технологий их производства. В животноводстве пропагандировать высокопродуктивные породы скота и птицы, а также мероприятия по повышению плодородия почв и мероприятия экологического характера. В то же время необходимо совершенствовать статистический учет для хозяйств ЛПХ, чтобы упростить процесс кредитования ЛПХ.

В рыночных отношениях организационная работа с личными подсобными хозяйствами имеет хорошие перспективы, но требует особых подходов, учитывающих как их преимущества, так и недостатки.

Для эффективной работы всех сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо обеспечить государственную поддержку, чтобы правила производственного субсидирования регламентировались для всех категорий хозяйств исключительно федеральным центром с дифференциацией по регионам. В особой поддержке в данный момент нуждаются крестьянско-фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели, у которых доступ сей-

час в два раза ниже, чем у сельскохозяйственных организаций.

Аграрная структура Центрально-Черноземного района нуждается в инновационном развитии хозяйств всех типов. Создание эффективной аграрной структуры во многом определяется развитием сельских территорий, наличием рабочей силы, поэтому для предотвращения сельской безработицы, государству необходимо вводить дополнительные меры по привлечению в сельское хозяйство и его аграрную структуру молодых специалистов, предотвращать миграцию сельской молодежи в город.

Все это вместе взятое поможет в создании такой аграрной структуры, которая бы была эффективной в условиях развития рыночной экономики России. В агропромышленном комплексе экономический рост должен быть обеспечен за счет достижения науки и научно-технического прогресса.

Повышение эффективности в аграрной сфере отечественного сельскохозяйственного производства

будет определяться развитием многоукладной экономики, а также эффективным сочетанием различных форм организации сельскохозяйственного производства, что в свою очередь обеспечит продовольственную безопасность страны и конкурентоспособность сельскохозяйственного производства. В рыночных отношениях Россия нуждается в такой организационно-хозяйственной структуре, которая была бы способной противостоять неблагоприятным внутренним и внешним факторам, способной выполнить свои социально-производственные функции. В то же время необходима адекватная государственная политика, основанная на развитии эффективной аграрной структуры страны в целом и регионов в перспективе.

Во всех отраслях сельскохозяйственного производства система государственного регулирования аграрной структуры должна строиться на обеспечении прибыльности производства, которые признаются приоритетными.

Список использованных источников

1. Зволинская О.В. Региональные особенности эффективного функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств в Астраханской области // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2009. - № 5. -С. 22-24.

2. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи, 2016. - Т.2. - 1095 с.

3. Федеральная служба государственной статистики «Регионы России - 2017».

4. Узун В. Аграрная реформа в России: мифы и реальность // Вопросы экономики. - 2008. - № 10. -С. 139-156.

5. Узун В.Я., Сарайкин В.А. Типы институциональной аграрной структуры и их зонирование в России // Никоновские чтения. - 2011. - № 16. - С. 26-33.

6. Формы статистической отчетности агропромышленного комплекса по областям ЦЧР 2005-2016 гг.

7. Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О личном подсобном хозяйстве».

8. Зволинский В.П., Головин В.Г., Роткин В.М. Агроресурсная кооперация - новый тип аграрных отношений // Вестник российской сельскохозяйственной науки. - 2009. - № 3. - С. 25-26.

9. Прибыткова И.И. Некоторые аспекты при разработке долгосрочного планирования аграрной структуры производства // Сборник Всероссийской научно-практической конференции Новосибирского аграрного университета, 2018. - С. 594-596.

10. Формирование инновационной системы АПК: механизм государственно-частного партнерства / Под ред. И.Г. Ушачева, И.С. Санду, В.И. Нечаева и др. - М.: ФГБНУ ВНИЭСХ, 2014. - 219 с.

List of sources used

1. Zvolinskaya O.V. Regional features of the effective functioning of peasant (farm) farms in the Astrakhan region // International Agricultural Journal. - 2009. - No. 5. - P. 22-24.

2. Results of the All-Russian Agricultural Census, 2016. - T.2. - 1095 s.

3. Federal Service of State Statistics "Regions of Russia - 2017".

4. Uzun V. Agrarian Reform in Russia: Myths and Reality // Questions of Economics. - 2008. - No. 10. - pp. 139156.

5. Uzun V.Ya., Saraykin V.A. Types of institutional agrarian structure and their zoning in Russia // Nikon readings. - 2011. - No. 16. - P. 26-33.

6. Forms of statistical reporting of the agro-industrial complex in the regions of the Central Chernozem region 2005-2016.

7. Federal Law of 07.07.2003 No. 112-FZ (as amended on 01.05.2016) "On personal subsidiary plots".

8. Zvolinsky V.P., Golovin V.G., Rotkin VM. Agroresource cooperation - a new type of agrarian relations // Bulletin of Russian Agricultural Science. - 2009. - No. 3. - P. 25-26.

9. Pribytkova I.I. Some aspects in the development of long-term planning of the agrarian structure of production // Collection of the All-Russian Scientific and Practical Conference of the Novosibirsk Agrarian University, 2018. -S. 594-596.

10. The formation of an innovative system of agribusiness: the mechanism of public-private partnership / Ed. I.G. Usacheva, I.S. Sandu, V.I. Nechaev et al. - M .: FGBNU VNIESSH, 2014. - 219 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.