В. В. Рау г=
АГРАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ:
РОЛЬ И МЕСТО РОССИИ
Анализируются некоторые предпосылки и условия развития интеграционных процессов в аграрном секторе России и стран СНГ во взаимосвязи с решением других народнохозяйственных задач на постсоветском пространстве при активном включении стран Содружества в мировую экономику.
Проблемы экономической интеграции в странах СНГ. Своеобразие современной экономической и политической жизни СНГ характеризуется, с одной стороны, углублением стабилизационных процессов в обществе, а с другой -завершением в основном периода так называемого первоначального посткризисного экономического роста, связанного, главным образом, с перегруппировкой уже имеющихся ресурсов, более полной загрузкой простаивающих мощностей. Дальнейший экономический рост во все большей степени обусловливается необходимостью проведения глубоких структурных преобразований, привлечением значительных инвестиций, существенным укреплением правового и кадрового потенциала реформ, выбором оптимальных пропорций и приоритетов во внутренней и внешней политике.
В связи с выходом стран СНГ из затяжного системного кризиса и исчерпанием лежащих на поверхности ресурсов экономического роста взоры политического руководства этих государств все чаще обращаются к глубинным источникам дальнейшего развития, способным в долговременной перспективе обеспечить устойчивую народнохозяйственную динамику. Одним из таких источников признается экономическая интеграция бывших союзных республик, воссоздание на новой рыночной основе кооперационных связей и системы разделения труда, объективно обусловленных природно-экономическими и территориальными особенностями этих стран [1, 2].
Сторонники особого пути постсоветских республик в мировом цивилизационном процессе часто говорят о присущей этим странам специфике. Безусловно, такая специфика у государств Содружества есть, однако она обусловлена не только общим историческим прошлым, но и объективными геополитическими, природно-климатическими, региональными особенностями, которые формируют их национальный колорит и самобытность, оказывая определяющее влияние на выбор долгосрочной стратегии развития.
По мере того как экономика России и других стран СНГ постепенно приобретает открытость и зримые рыночные очертания, для ее адекватного описания, анализа и прогнозирования все с большим успехом может быть использовано богатейшее многообразие классических методов и моделей исследования рынков, выявления сравнительных конкурентных преимуществ, разработанное и широко применяемое мировой экономической наукой и практикой [3]. Это в равной степени справедливо как для микро- и макроуровня отдельных национальных экономик, так и для уровня наднациональных формирований, различного рода интеграционных структур и межгосударственных региональных объединений, начинающих играть более заметную роль на евро-азиатском экономическом пространстве.
Процессы, идущие в мире, побуждают государства Содружества к активному поиску эффективных и действенных моделей региональной интеграции, адекватных особенностям современного этапа их внутреннего развития и вызовам глобализации. Одной из наиболее значимых форм экономического взаимодействия бывших союзных республик в рамках СНГ является в настоящее время Европейско-Азиатское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС). Первоочередными задачами этой организации, созданной на основе Таможенного союза пяти государств СНГ - Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана - обозначены, в частности, такие, как согласование позиций стран-участниц при вступлении в ВТО, гармонизация законодательства, переход к применению единых транспортных тарифов и др. Одной из важных особенностей ЕврАзЭС следует признать достаточно обязательный характер принимаемых им решений для входящих в него государств.
Высшим органом управления в рамках ЕврАзЭС является Межгосударственный совет, состоящий из глав государств и правительств. К его компетенции отнесены стратегические вопросы выбора направлений и перспектив развития интеграции. Основной постоянно действующий орган - Интеграционный комитет, в состав которого входят заместители глав правительств. В период между заседаниями Интеграционного комитета текущую работу обеспечивает Комиссия постоянных представителей сторон, назначаемых президентами государств-участников. Организационное обеспечение деятельности Межгосударственного совета и Интеграционного комитета возлагается на Секретариат Интеграционного комитета, возглавляемый Генеральным секретарем. Совершенствование правовой базы интеграции осуществляется Межпарламентской ассамблеей, формирующей основы законодательства в базовых сферах правоотношений и принимающей типовые законопроекты, на основе которых затем разрабатываются акты национального законодательства.
Характерно, что порядок принятия решений в Интеграционном комитете установлен с учетом экономического веса сторон и их взносов в бюджет Сообщества. При этом количество голосов на данном этапе распределено следующим образом: Россия - 40%, Белоруссия и Казахстан - по 20, Киргизия и Таджикистан - по 10%. В случае принятия в ЕврАзЭС новых постоянных членов эти пропорции будут соответствующим образом пересматриваться.
На начало 2003 г. в ЕврАзЭС было унифицировано примерно 60% таможенных тарифов, и к 2005 г. намечено завершить в основном формирование единого таможенного пространства. Успешное продвижение в этом направлении во многом будет связано с позицией России, на долю которой приходится 85% совокупного валового внутреннего продукта этих государств.
Развитие торговли в рамках ЕврАзЭС протекает более интенсивно, чем в СНГ в целом. Если, например, в 1995 г. в общем объеме торговли России с государствами СНГ на долю стран Таможенного союза приходилось чуть более 30%, то в среднем за период 1999-2001 гг. на долю стран, входящих в ЕврАзЭС, приходилось уже 40-50% общего товарооборота.
К деятельности ЕврАзЭС проявляют непосредственный интерес ряд других государств Содружества, в частности Украина, Молдавия, Армения, Азербайджан, Узбекистан, рассматривая в перспективе возможность вступления в эту организацию. Приходит постепенное понимание того, что в современном мире региональная интеграция открывает возможности полнее использовать преимущества глобализации и одновременно эффективнее противостоять ее возможным негативным проявлениям.
Опыт экономических реформ в странах СНГ вносит существенный вклад в развитие теории и практики региональной интеграции в современных условиях.
Уникальность этого процесса на постсоветском пространстве состоит в том, что интеграционные процессы идут на территории бывшего единого государства, т. е. по сути осуществляется экономическая реинтеграция на принципиально новой политической, хозяйственной и правовой основе. Причем все это происходит на огромной по географическим понятиям территории в предельно сжатые исторические сроки, буквально на глазах одного поколения людей.
В настоящее время ЕврАзЭС можно рассматривать как интеграционное ядро СНГ. Существует ряд объективных предпосылок, способствующих этому.
С одной стороны, это предпосылки геополитического характера. Между государствами ЕврАзЭС нет принципиальных политических разногласий. Более того, все они являются активными участниками Организации договора коллективной безопасности стран СНГ, в рамках которого ставятся, в частности, задачи совместного обустройства и охраны внешнего периметра государственных границ Содружества, противодействия нелегальной миграции, наркоторговле и незаконным поставкам оружия. Образуя в совокупности естественный географический транспортный коридор из Центральной Азии в Восточную и далее Западную Европу, страны ЕврАзЭС способны консолидированно и эффективно противостоять распространению угрозы терроризма и преступности на обширном и стратегически важном пространстве, обеспечивая мир и стабильность в данном регионе.
Кроме того, государства ЕврАзЭС участвуют в региональных объединениях, выходящих за рамки СНГ, таких, например, как Шанхайская организация сотрудничества, включающая шесть стран (Китай, Россию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан) и занимающаяся преимущественно решением наиболее масштабных проблем региона. Подобное многоуровневое сотрудничество позволяет странам Содружества комплексно и всесторонне подходить к обсуждению самых жгучих международных вопросов.
С другой стороны, существует огромное количество довольно острых экономических, социальных и экологических проблем, решение которых наиболее рационально осуществлять именно на интеграционной основе. Одной из важнейших является выработка и проведение согласованной и предсказуемой внешнеэкономической политики, в том числе и по такому чувствительному для каждой страны вопросу, как вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) [4-8].
Из 12 государств СНГ четыре - Грузия, Киргизия, Молдавия, а с 2003 г. и Армения -уже стали членами ВТО, другие ведут интенсивные переговоры о вступлении, проводя соответствующие реформы в экономической политике и законодательстве. В то же время Киргизия является одним из учредителей ЕврАзЭС, а Молдавия и Армения получили в нем статус наблюдателей. Таким образом, возникает актуальная и неотложная проблема оптимального сопряжения между членством ряда государств в ВТО и задачами, которые реализуют ЕврАзЭС и СНГ как организации регионального сотрудничества на постсоветском пространстве. В этой связи страны - участницы ЕврАзЭС приняли коллективное решение о том, что на переговорах по вступлению в ВТО все они выступают с единых позиций, за основу которых принимается позиция России как наиболее экономически развитого участника Сообщества, имеющего существенный авторитет и влияние на международной арене.
В 2003 г. возникла идея нового интеграционного проекта под условным названием Организация региональной интеграции, целью которого провозглашается создание единого экономического пространства на территории
четырех самых крупных государств Содружества (Белоруссии, Казахстана, России и Украины), на долю которых приходится 94% ВВП и 88% общего товарооборота стран СНГ. При этом особенно важно, что для повышения действенности новой структуры с самого начала признано целесообразным формирование на ее основе дееспособных наднациональных органов управления с соответствующими полномочиями.
Безотлагательность и актуальность этой новой инициативы, исходящей непосредственно от президентов государств, связана также с тем, что, несмотря на уже имеющиеся договоренности между странами СНГ о синхронизации процесса вступления в ВТО, существует реальная опасность того, что самостоятельные действия государств Содружества в данном направлении могут существенно затруднить и даже полностью заблокировать в будущем возможность создания единого экономического пространства на постсоветской территории.
В этой связи следует отметить, что темпы прироста ВВП в большинстве государств Содружества в последние годы были весьма высоки, хотя еще недостаточно устойчивы. В 2001 г., например, они колебались от 4-5% в Белоруссии, Грузии, Киргизии, России и Узбекистане до 9-13% в Азербайджане, Армении, Казахстане, Таджикистане и Украине.
Определенную озабоченность продолжает вызывать ситуация в инвестиционной сфере в ряде государств Содружества. Например, чтобы стабильно поддерживать 4,5-5,0-процентные темпы роста российской экономики на фоне структурных реформ, необходимо, по имеющимся расчетам, учитывая износ основных средств, обеспечивать среднегодовой темп прироста капитальных вложений в народное хозяйство на уровне 25%. Реально в 1999-2001 гг. он составлял в Российской Федерации лишь около 10% [9].
В 2002 г. Россия впервые смогла применить к своим заемщикам по СНГ схему «долги в обмен на инвестиции», получив, в частности, акции ряда армянских предприятий в счет погашения государственного долга Армении. Если этот опыт будет признан положительным, он может быть предложен и некоторым другим странам-должникам, в частности государствам Средней Азии, испытывающим временные затруднения в возврате кредитов «живыми» деньгами.
Определенное беспокойство в ходе интеграционного взаимодействия бывших союзных республик вызывает также тот факт, что рост товарооборота между странами как СНГ в целом, так и ЕврАзЭС хронически отстает в последние годы от темпов внутреннего экономического развития этих государств. В качестве одной из главных причин называется недостаточная взаимная согласованность принимаемых внутригосударственных решений, в особенности по вопросам защиты национальных рынков, в том числе продовольственного. Пытаясь оградить свои внутренние рынки от третьих стран, члены Содружества порой существенно затрудняют и взаимную торговлю. Многие эксперты видят выход из создавшегося положения в образовании полноценных наднациональных структур, способных принимать взвешенные, ответственные и своевременные решения с учетом общих интересов. Необходимость в подобных межгосударственных институциональных структурах подтверждается многолетним опытом Европейского Союза.
По мнению ряда политиков и финансистов, при стабильном росте национальных экономик, преодолении существующих проблем и успешном согласовании основных макроэкономических параметров вполне реальной представляется возможность введения к 2010 г. на территории ЕврАзЭС единой валюты, в качестве которой чаще всего рассматривается российский рубль или некая новая единая евразийская валюта, аналогичная евро.
Основу российского экспорта как в дальнее, так и ближнее зарубежье составляют энергоносители (около 40% общей стоимости всех экспортных поставок). На долю СНГ приходится 18% мировых запасов нефти (России - 12%) и 40% газа (России - 35%). Однако из 12 государств Содружества лишь Россия и Казахстан обладают существенными нефтегазовыми запасами, они же экспортируют значительное количество электроэнергии в другие государства Содружества, а также через их территорию в третьи страны. Так, Белоруссия в 2002 г. потребляла 16,5 млрд. куб. м российского газа и обеспечивала транзит через свою территорию еще 28 млрд. куб. м.
ЕврАзЭС становится основой формирования общего регионального энергетического пространства на территории СНГ. Первоочередной задачей сегодня является воссоздание единой электроэнергетической сети, существовавшей до распада СССР и ориентированной на значительные экспортные поставки электроэнергии. (По расчетам специалистов, восстановить уровень, допустим 1989 г., когда из Советского Союза экспортировалось 39 млрд кВт электроэнергии, удастся еще не скоро.) Синхронизация работы объединенной энергосистемы даст большой экономический эффект уже в ближайшие годы, обеспечит свободный рынок сбыта для производителей и широкий выбор поставщиков для потребителей энергии. Перспективы интеграционного взаимодействия открываются, кроме того, при освоении нефтяных месторождений в Казахстане, а также транзитных поставках энергоносителей через территорию союзных государств в Западную Европу и Центральную Азию.
Реальный фактор интеграционного экономического сближения - осуществление масштабных совместных проектов. Так, в области энергетики предполагается совместными усилиями государств ЕврАзЭС реконструировать две гидроэлектростанции в Киргизии и Таджикистане, что позволит не только пополнить запасы энергоресурсов, но и развить орошаемое земледелие, получить дополнительные рабочие места и доходы в наиболее трудоизбыточных и бедных сельскохозяйственных регионах.
Таким образом, взаимовыгодная кооперация в такой важной для стран Содружества энергетической сфере все теснее вплетается в общую ткань экономических взаимоотношений государств СНГ, оказывая позитивное влияние на темпы интеграционных процессов во всех других секторах народного хозяйства.
Перспективы аграрной интеграции на постсоветском пространстве. Важнейшей объективной предпосылкой взаимовыгодной интеграции в аграрной сфере является наличие существенных природно-климатических различий в странах СНГ: от тундры и тайги на севере России до влажных и сухих субтропиков в государствах Закавказья и Средней Азии. Это предполагает интенсивный товарообмен различными видами продовольственной продукции, рациональное размещение аграрного производства на территории дружественных государств, формирование крупных специализированных зон по производству и переработке сельскохозяйственного сырья, объединение усилий для научно-технического, технологического, кадрового, финансового обеспечения АПК, создание на этой основе полноценного общего аграрного рынка стран Содружества.
Для победы в жесткой конкурентной борьбе в эпоху глобализации Россия и другие страны СНГ должны в полной мере использовать объективные преимущества, которыми они обладают в силу своего географического положения, территориальных и климатических особенностей. В аграрной сфере к таким неоспоримым преимуществам можно отнести обширность территории, богатство и разнообразие природных, и в частности земельных, ресурсов. Россия, например, располагает 9%
мировых площадей сельскохозяйственных угодий и лишь 2,5% населения мира. Россия и ряд других государств СНГ по агроклиматическому потенциалу существенно уступает западноевропейским и североамериканским странам, в то же время в них имеются регионы, где эти условия соответствуют лучшим мировым аналогам - это южные черноземные области России и Украины, значительная часть территории Молдавии, Грузии, Азербайджана, Армении, ряда среднеазиатских республик.
Большой земельный потенциал и традиционно экстенсивный путь развития аграрного производства позволяют без чрезмерных инвестиционных затрат организовать крупномасштабное выращивание многих видов экологически чистой сельскохозяйственной продукции как для внутреннего потребления, так и на экспорт. Потребность в такой продукции в мире исключительно велика и в первую очередь со стороны населения тех стран, которые в силу ограниченности природных ресурсов вынуждены в значительной мере переходить на все более интенсивные методы выращивания сельскохозяйственных культур и разведения скота, концентрируя применение средств механизации, химизации и мелиорации на ограниченной, локальной территории. К ним относятся в первую очередь такие традиционные торговые партнеры государств СНГ, как страны Западной Европы и Япония.
Экспорт из России и других стран Содружества экологически чистой продовольственной продукции, произведенной на совместных предприятиях с ведущими мировыми компаниями - производителями продуктов питания способствовал бы успешному продвижению на рынки развитых стран инвестиций*, а также приданию конечному продукту рекламного сопровождения в странах-потребителях.
Эффективный экспорт экологически чистой продовольственной продукции означал бы для России и других стран СНГ конкретный вклад в расширение внешнеторговой ориентации, уменьшение хронической зависимости от мировых нефтяных и газовых цен, придал бы дополнительный мощный импульс интеграции усилий по развитию сельскохозяйственного производства и формированию аграрного рынка Содружества.
Немаловажным условием успешной интеграции в сельском хозяйстве является также взятый странами СНГ курс в основном на развитие многоукладного аграрного производства, где наряду с личными подсобными хозяйствами населения и фермерскими (крестьянскими) наделами получают новое, рыночное развитие крупные предприятия (бывшие колхозы и совхозы), а также вертикально интегрированные агропромышленные объединения, агрокомбинаты, агрофирмы, агрохолдинги.
В России, как и ряде других государств Содружества, доля крупных предприятий в производстве сельскохозяйственной продукции после многих лет непрерывного снижения вновь стала постепенно возрастать: если в 1985 г. она составляла 76,9%, 1990 г. - 73,7, 1995 г. - 50,2, 1998 г. - 39,2, то в 2001 г. - 43,9, 2002 г. - 45%.
Наличие сходной многоукладной структуры аграрного производства позволяет последовательно и с меньшими затратами гармонизировать и унифицировать всю научно-техническую и технологическую политику, разрабатывать и осуществлять долгосрочные совместные программы и проекты по модернизации машиннотракторного парка, повышению плодородия земель, мелиорации и ирригации, селекции и семеноводству, защите растений и животных, биотехнологии и т. д.
* Положение с инвестициями в аграрный сектор остается весьма напряженным. Так, общий объем капитальных вложений в АПК России за 10 кризисных лет сократился в 20 раз, а их удельный вес в общей сумме инвестиций в народное хозяйство снизился с 31% в 1991 г. до 2,7% в 2001 г. Нач-иная с 1994 г. выбытие основных производственных средств в сельском хозяйстве стало опережать их ввод, а износ техники достиг 70%. Сходное положение сохраняется пока и в большинстве других государств СНГ.
В частности, постепенно возрождаются более тесные контакты в сфере сельскохозяйственного машиностроения. Так, в 2002 г. в Татарии приступили к сборке тракторов «Беларусь-1221» по лицензии Минского тракторного завода. Предполагается, что в дальнейшем его годовой объем производства составит более 2,5 тыс. машин. До сих пор выпуск тракторов такого класса не производился ни на одном из семи тракторных заводов России, в то время как потребность в них только в Российской Федерации составляет сейчас, по некоторым оценкам, 40 тыс. машин и лишь частично удовлетворяется прямыми поставками техники из Белоруссии.
Социальные аспекты экономической интеграции в странах СНГ. Интеграция - ключ к решению не только экономических, но и многих социальных проблем. Особенность социально-экономической ситуации в государствах Содружества - неравномерное обеспечение природными ресурсами: если в одних из них (России, Белоруссии) имеется относительный недостаток трудовых ресурсов по многим видам массовых профессий, то в других (Киргизии, Таджикистане) их сравнительный избыток, особенно в сельской местности. В условиях безвизового режима, существующего в ЕврАзЭС и на большей части остальной территории СНГ, это объективно порождает значительные и часто трудноконтролируемые миграционные потоки.
Поэтому одно из важнейших направлений сотрудничества стран СНГ в социально-экономической сфере связано с упорядочением миграционных потоков, согласованием базовых принципов миграционной политики, а также сбалансированием спроса и предложения на рабочую силу со стороны формирующегося общего рынка труда государств Содружества, и в особенности рынка стран ЕврАзЭС, в целях последовательного снижения социальной напряженности. В рамках этого сотрудничества Россия с 2002 г. ввела, в частности, экономически обоснованную квоту на выдачу иностранцам разрешений на въезд и временное проживание в стране для осуществления трудовой деятельности. Предполагается при введении соответствующих правил и квот более детально учитывать потребности народного хозяйства отдельных государств СНГ в иностранной рабочей силе по регионам и отраслям, исходя из принципа приоритетности использования национальных трудовых ресурсов, общей демографической ситуации, а также возможностей по приему и обустройству приглашаемых иностранных граждан.
В сельском хозяйстве посредством более рационального размещения и специализации аграрного производства, а также его интенсификации и диверсификации в ходе интеграционного взаимодействия можно смягчить такие острые социальные проблемы сельской местности, как бедность и безработица. Общий фактический уровень безработицы в деревне превышал в 2001 г. в большинстве стран СНГ критический уровень, составлявший, по оценке ООН, 10%. При этом подавляющее большинство сельских безработных социально не защищены, а цивилизованный рынок труда на селе не сформирован. Уровень бедности в деревне также значительно выше, чем в городе. Например, средняя зарплата в аграрном секторе России составляла в 2000 г. 65% прожиточного минимума
трудоспособного человека, в 2001 г. - 79%. Социальные инвестиции в АПК за период реформ здесь сократились в 13-14 раз. Их объем в расчете на одного сельского жителя сейчас в 5 раз ниже, чем в среднем на жителя Российской Федерации, тогда как в 1990 г. эти расходы были значительно выше (83%). За 90-е годы сеть сельских школ сократилась на 15%, детских садов - на 44, участковых больниц - на 32, клубов - на 23%, сеть торговых предприятий потребительской кооперации уменьшилась вдвое. Депопуляция охватила 73 региона России, где
проживает 93% сельских жителей. В 17 регионах смертность сельского населения превышает рождаемость в 2-3 раза [10].
Социальные проблемы стали за годы кризиса ощутимым барьером на пути роста агропромышленного производства во всех странах Содружества и преодолевать их наиболее эффективно объединенными усилиями этих государств.
В силу множества внутренних и внешних причин страны СНГ находятся на разных стадиях готовности к сотрудничеству. Одним из признанных инициаторов и лидеров интеграционного взаимодействия на постсоветском пространстве является Казахстан, демонстрирующий в последние годы высокие показатели социально-экономического развития. Здесь разработаны и успешно осуществляются долгосрочная программа «Казахстан-2030» и 10-летний стратегический план, в рамках которых идет непрерывный поиск перспективных путей развития всех секторов экономики и социальной жизни. При этом внутреннее развитие республики активно увязывается с задачами, стоящими перед ЕврАзЭС и в целом СНГ.
Темпы роста казахстанской экономики в 2000-2002 гг. достигли 10% в год, а уровень инфляции не превысил 7%. По объемам привлекаемых иностранных инвестиций Казахстан, согласно оценкам Европейского банка реконструкции и развития, вышел на первое место среди стран СНГ и на третье - стран с переходной экономикой, включая государства Восточной Европы и Балтии (после Польши и Венгрии). К началу 2003 г. Казахстан привлек около 21 млрд. долл. иностранных инвестиций, из которых 66% составляют прямые инвестиции, главным образом, в горно-добывающую промышленность. Согласно оценкам ученых, по запасам природных ресурсов республика занимает 6-е место в мире. Из 110 элементов таблицы Менделеева здесь выявлены 99, разведаны 70 и добываются 60.
Опираясь на успехи в макроэкономике, республика приступила к последовательной модернизации одной из своих ключевых экспортных отраслей -зернового производства, а также связанных с ним отраслей животноводства, ориентируясь в первую очередь на рост взаимовыгодного товарообмена со странами ЕврАзЭС и СНГ, в особенности на емкий и перспективный российский рынок. Казахстан - одно из крупнейших по площади государств СНГ, а российско-казахстанская граница (более 6 тыс. км) - одна из самых протяженных в мире. На приграничное сотрудничество приходится, в частности, 2/3 общего товарооборота между Россией и Казахстаном. В целом же приграничные связи государств СНГ, являясь подлинным локомотивом интеграционных процессов во всех сферах экономики, в том числе и аграрной, объективно способствуют принятию многих назревших межгосударственных решений в рамках Содружества.
Вместе с тем требуют решения проблемы приграничных территорий. Необходимы конкретные, продуманные и энергичные совместные действия государств СНГ, чтобы при существующей пока открытости общих границ обеспечить должный контроль и порядок в сфере трансграничных отношений и, в частности, активно противодействовать теневому и криминальному бизнесу, нелегальной миграции, надежно и своевременно перекрывать возможные каналы контрабанды, незаконных транзитных поставок оружия, наркотиков, обеспечивать эффективную защиту от проникновения на сопредельные территории международной преступности и терроризма [11].
* * *
Успешная аграрная интеграция и расширение взаимной торговли продовольственной продукцией в рамках ЕврАзЭС и СНГ в целом возможны на путях, с одной стороны, существенного укрепления сотрудничества по многим другим направлениям народного хозяйства, а с другой - роста объемов и эффективности самого агропромышленного производства в каждой из стран Содружества, что в совокупности создает надежную и сбалансированную основу
взаимовыгодного товарообмена и формирования полноценного общего рыночного пространства.
Особые усилия должны быть направлены на решение стратегических задач, преодоление тех препятствий и барьеров, которые способны оказывать наиболее существенное и долгосрочное влияние на ход воспроизводственных процессов. К их числу в продовольственной сфере следует отнести:
- содействие восстановлению и развитию научно обоснованных специализации и размещения аграрного производства, возрождению в новых рыночных условиях специализированных товарных зон на основе природно-климатических преимуществ, объективно присущих отдельным государствам и регионам;
- всемерное стимулирование конечного спроса населения на продовольственную продукцию как важнейшего фактора оживления производства и торговли в АПК;
- приоритетное развитие некапиталоемких инновационных направлений интенсификации сельскохозяйственного производства, связанных, в частности, с сохранением и совершенствованием генофонда растений и животных, улучшением плодородия почв, освоением затратосберегающих и экологически безопасных технологий на всех стадиях движения продукции от поля до прилавка;
- последовательное устранение политических, правовых и экономических препятствий для формирования благоприятного инвестиционного климата, способствующего постепенной «расшивке узких мест» и устранению структурных диспропорций.
Литература
1. Богомолов О.Т. Сложный путь интеграции России в мировую экономику // Проблемы прогнозирования. 2003. № 2.
2. Барковский А.Н. Экономические стратегии стран СНГ: поляризация интересов // Проблемы прогнозирования. 2003. № 3.
3. Портер М. Конкуренция (Пер. с англ.). М.: Изд. Дом «.Вильямс», 2002.
4. Михневич С. Многофункциональность сельского хозяйства и ее влияние на процесс либерализации мировой торговли // Вопросы экономики. 2003. № 1.
5. Крылатых Э.Н., Строкова О.Г. Аграрные аспекты присоединения к ВТО стран СНГ // Аграрная Россия. 2003. № 1.
6. Тарасов В.И. О некоторых результатах оценки последствий и способов разрешения конфликтов на мировом продовольственном рынке // Аграрная Россия. 2003. № 1.
7. Алтухов А.И. Обеспечение продовольственной безопасности России при её вступлении в ВТО //Аграрная Россия. 2003. № 1.
8. Назаренко В.И. Сельское хозяйство России в системе мирохозяйственных связей // Аграрная Россия. 2003. № 1.
9. Узяков М.Н. О перспективах экономического роста в России // Проблемы прогнозирования. 2002. № 4.
10. Бондаренко Л. Социально-демографическая ситуация на селе //АПК: экономика, управление. 2002. № 2.
11. Флоринская Ю.Ф. Проблемы нового российского приграничья (на примере омского участка российско-казахстанской границы // Проблемы прогнозирования. 2003. № 4.