Научная статья на тему 'Агиографический контекст распространения имени Николай в домонгольской Руси'

Агиографический контекст распространения имени Николай в домонгольской Руси Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
336
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЕРУССКИЙ ИМЕНОСЛОВ / СВ. НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ / СВЯТОСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ / "ИНОЕ ЖИТИЕ" И ЧУДЕСА СВ. НИКОЛАЯ / THE MEDIEVAL RUSSIAN ONOMASTICON / ST. NICHOLAS THE WONDER-WORKER / SVYATOSLAV YAROSLAVICH / ST. NICHOLAS'S "ANOTHER LIFE" AND HIS MIRACLES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петров Николай Игоревич

Особенное значение для понимания процесса распростране-ния имени Николай в домонгольской Руси имеет «Иное житие» св. Николая и свя-занные с ним повествования о чудесах: св. Николай рождается, взрослеет, творит чудеса, умирает и продолжает творить чудеса после смерти в окружении множества прочих Никол. Рецепция домонгольской Русью имени Николай была усилена этими агиографическими нарративами, помещавшими св. Николая в окружение много-численных тезок и тем самым актуализировавшими в сознании читателя или слу-шателя возможность воспроизведения аналогичной именословной ситуации.St.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nicholas’s “Another Life” and some tales about his miracles have a special importance for understanding of the process of dissemination of the name Nicholas in pre-Mongolian Rus’: St. Nicholas was born, became adult, made the mira-cles, died and continued to make the miracles after his death in a company of many oth-er Nicholases. The reception of the name Nicholas in pre-Mongolian Rus’ was intensi-fied by these hagiographical narratives, which placed St. Nicholas among his numerous namesakes and thus made topical in a reader’s or listener’s mind the opportunity of real-ization of the similar onomastic situation.

Текст научной работы на тему «Агиографический контекст распространения имени Николай в домонгольской Руси»

Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях

ПаХаюрыаьа: еп ХРопы, еп рроаыры, еп еьбеь

Выпуск 4

2015

страницы 86-99

Петров Н. И.

Агиографический контекст распространения имени Николай в домонгольской Руси

Присутствию имени Николай в русском именослове, несомненно, была свойственна определенная историко-культурная динамика. И, например, в ту пору российской истории, когда гимназист Коля Кра-соткин искренне полагал, что его имя слишком «тривиально, казенно»1, отмеченная Н.Д.Чечулиным малочисленность Николаев среди носителей прочих имен, упоминаемых в писцовых книгах XVI в., конечно же должна была восприниматься в качестве некой древнерусской экзотики: «...Имя Николай встречается чрезвычайно редко; среди более чем 50000 имен, личных и отчественных, просмотренных мною, имя Николай (почти всегда в форме "Микула") не попадается и сотни раз». Объяснение этому исследователь видел в том, что на Руси в то время «св. Николай пользовался слишком большим почтением... чтобы решались употреблять его имя как личное или, по крайней мере, как личное явное»2. Изложенное делает достаточно актуальным вопрос о начальном этапе распространения имени Николай на Руси: насколько типичным было оно для домонгольского древнерусского именослова? Можно ли «проецировать» на Х1-ХП столетия ту исключительность использования имени Николай, которая нам известна для XVI в.?

При абсолютно очевидной случайности отражения Николаев домонгольской Руси в соответствующих источниках нельзя не обратить внимания на достаточно заметное число таких людей. Так,

1 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Роман в четырех частях с эпилогом // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1982. Т. 12. С. 31. Ср.: «Самое имя святителя [Николая, Н.П.] — одно из употребительнейших у нас: его любят носить и простолюдины и особы из Царской Фамилии» (Нарциссов Д. Святый Николай, архиепископ мирликийский, исповедник и чудотворец. М., 1895. С. 156).

2 Чечулин Н.Д. Личные имена в писцовых книгах XVI века, не встречающиеся в православных святцах. СПб., 1890. С. 5-6; Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988. С. 218; Симсон П. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М., 1880. С. 159.

например, в новгородских (№ 109, 849, 1045З), старорусской (№ 54) и смоленской (№ 55) берестяных грамотах XI-XII вв. упоминается, соответственно, четыре Микулы и в последнем случае — Никола. В граффити новгородского Софийского собора (№ 16, 55, 104, 113, 1826) мы встречаем еще пятерых Микул и Никол Х1-ХП вв. Любопытно, что в берестяных грамотах XIII в. упомянут лишь один Микула (№ 6157); в настенных граффити той поры также известен только один Никола (киевский Софийский собор, № 598). Впрочем, конечно же, специфические особенности как формирования, так и выявления отмеченных разновидностей письменных источников (берестяных грамот и граффити) не позволяют нам — в отличие от позднейшего корпуса писцовых книг — считать подобные наблюдения более или менее убедительными в статистическом отношении. Представляется, что особенное значение для понимания характера распространения имени Николай в домонгольской Руси имеет целый ряд эпизодов жития св. Николая Чудотворца, рассмотрение которых следует предварить указанием на первый достоверный случай наречения на Руси новорожденного именем Николай.

Необходимо подчеркнуть абсолютную несостоятельность гипотезы о киевском князе Аскольде-Николае, высказанной впервые

3 Арциховский А.В. Грамоты 84-136 // Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1953-1954 гг.). М., 1958. С. 38-41; Янин ВЛ., ЗализнякА.А., ГиппиусА.А. Новгородские грамоты на бересте. (Из раскопок 1997-2000 гг.). М., 2004. Т. 11. С. 61-62; ЗализнякАА., Янин ВЛ., Гиппиус А.А., Рыбина Е.А. Берестяные грамоты из раскопок 2012 г. // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Материалы научной конференции, посвященной 80-летию со дня рождения М.Х. Алешковского, Великий Новгород, 22-24 января, 2013 г. Вып. 27. Великий Новгород, 2013. С. 117-118.

4 Арциховский А.В., Янин В.Л. Новгородские грамоты на бересте. (Из раскопок 1962-1976 гг.). М., 1978. С. 146-148.

5 Авдусин Д.А., Мельникова Е.А. Смоленские грамоты на бересте (из раскопок 1952-1968 гг.) // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1984 год. М., 1985. С. 203-204.

6 Медынцева А.А. Древнерусские надписи новгородского Софийского собора. XI-XIV века. М., 1978. С. 38-40, 66-67, 85-86, 114-124.

7 Янин ВЛ., Зализняк А.А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1984-1989 гг.). М., 1993. С. 21-22.

8 Высоцкий С.А. Древнерусские надписи Софии Киевской. XI-XIV вв. Вып. 1. Киев, 1966. С. 100. О датировке этой надписи исключительно XIII в. см. — Ту-рилов А.А. Заметки о киевских граффити // Лингвистическое источниковедение и история русского языка <2000>. М., 2000. С. 31.

В.Н. Татищевым9 (впрочем, сочувствие этому предположению о христианском имени убитого Олегом в 882 г. соправителя Дира можно встретить и в новейшей научной литературе10). Подробному рассмотрению данной гипотезы, равно как и обзору ее последующей судьбы в российской исторической науке и церковном предании, была посвящена небольшая монография, отсылкой к которой11 я и хотел бы ограничить обращение к затронутому вопросу в представленной публикации. Еще одно предположение, иным и весьма курьезным образом связавшее имя Николай с древнерусским домонгольским княжеским именословом, было высказано уже в конце 1980-х гг. По мнению Н.Н.Никитенко, у киевского князя Владимира Святославича было два христианских имени: помимо того, что при крещении Владимир, как известно, был наречен Василием, он имел еще одно («тайное молитвенное») имя Николай — в честь св. Николая Чудотворца12. Отсутствие возможностей для полноценной аргументации такого предположения кажется в данном случае вполне очевидным и также рассматривалось мною ранее13.

Первый достоверный случай наречения на Руси именем Николай связан, по всей видимости, с князем Святославом Ярославичем14 —

9 Татищев В.Н. История Российская. М.; Л., 1962. Т. 1. Ч. 1. С. 106, 110, 117; 1963. Т. 2. Ч. 2. С. 208 [прим. 63 к гл. 2], 300.

10 Иникова С.А. Почитание свт. Николая Чудотворца в современной русской народной традиции // Правило веры и образ кротости... Образ свт. Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 271, 281 [прим. 1]; Гумин-ский В.М. Святитель Николай и древнерусская паломническая традиция // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М., 2011. С. 192.

11 Петров Н.И. Киевский князь Аскольд-Николай в русской исторической науке и церковном предании ХУШ-ХХ веков. СПб., 2014; Он же. О христианском имени киевского князя Аскольда // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Научный журнал. № 4(9). декабрь. СПб., 2011.

12 Никитенко Н.Н. Программа однофигурных фресок Софийского собора в Киеве и ее идейные истоки // Византийский временник. М., 1988. Т. 49. С. 174-175.

13 Петров Н.И. О некоторых новых гранях образа Николая Чудотворца в России Х1Х-ХХ1 столетий // Староладожский сборник. Вып. 10. СПб., 2013. С. 156-158.

14 См. об имени князя Святослава подробнее: ЛитвинаА.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей в Х-ХУ1 вв. Династическая традиция сквозь призму антропонимики. М., 2006. С. 609-610; Они же. Траектории тра-

^Эо

третьим сыном Ярослава Мудрого и дочери шведского конунга Олава, Ингигерд, родившимся в 1027 г.15. Сведения о его христианском имени в летописях отсутствуют, однако, Любечский синодик упоминает соотносимого со Святославом Ярославичем «Великаго Князя Николу, Святослава Чернеговского»16. В.Л.Янин атрибутировал Святославу Яро-славичу группу печатей с изображением св. Николая17. Конечно же Ярослав Мудрый мог руководствоваться при выборе именно этого имени для своего новорожденного сына самыми разными основаниями и определить их в настоящее время не представляется возможным. Тем не менее, стоит подчеркнуть, что из числа факторов, которые могли определить данный выбор Ярослава, не следует исключать влияние бенедиктинцев на распространение культа мирликийского святителя на Руси. Известен тот особенный вклад, который был сделан бенедиктинцами в распространение почитания св. Николая в Европе в VIII-XII вв.18. С активностью ордена св. Бенедикта Нурсийского в Польше в IX-XII вв.19 вполне могло быть связано формирование и развитие культа св. Николая в юго-западной Руси в XI-XШ вв.20. С учетом сказанного особенное внимание привлекает соответствие осеннего «Юрьева дня»

диции. Главы из истории династии и церкви на Руси конца XI - начала XIII века. М., 2010. С. 9-10.

15 ПСРЛ. Т. 1. Лаврентьевская летопись. М., 1997. С. 149.

16 Зотов Р.Вл. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. С. 24, 33.

17 Янин В.Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. Т. I: Печати X - начала XIII в. М., 1970. С. 34-35, 167-168 [№ 10-13], 250 [табл. 2: 10-13].

18 Здесь стоит вспомнить и то, что после перенесения мощей св. Николая в Бари в 1087 г., в течение первых трех дней они находились там в Никольском храме местного бенедиктинского монастыря (Куприченков Д., диак. История мощей святителя Николая Мирликийского // Евразия. Духовные традиции народов. М., 2012. № 4. С. 195; Хеземанн М. Истоки почитания Николая Чудотворца на Западе // Там же. С. 200, 202-203).

19 Buko A. The Archaeology of Early Medieval Poland. Discoveries - Hypothesis - Interpretations. (East Central and Eastern Europe in the Middle Ages, 450-1450. Vol. 1.) Leiden - Boston, 2008. P. 352-355, fig. 161; Michalowski R. Kosciol sw. Mikolaja we wczesnopiastowskich osrodkach rezydencjonalnych // Spoleczenstwo Polski sredniowiecznej. Zbior studiow. T. IV. Warszawa, 1994; о связи киево-печерской обители с чешским бенедиктинским монастырем в XI в. см.: Фло-ровский А.В. Чешские струи в истории русского литературного развития // Славянская филология. Сб. статей. М., 1958. Сб. 3. С. 220-223.

20 Петров Н.И. Культ св. Николая Чудотворца в юго-западной Руси XI-XIII вв. // Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях. Альманах. [Вып. 1]. СПб.; Казань, 2014. С. 108.

(26 ноября) бенедиктинской традиции21, причем установление этого праздника на Руси соотносится как раз таки с Ярославом Мудрым22.

Уместным кажется предположение о том, что появление у киевского князя сына Николы и пребывание последнего в дальнейшем на владимирском (до 1054 г.), черниговском (1054-1073 гг.) и киевском (1073-1076 гг.) престолах определенным образом «санкционировало» в ту пору распространение данного имени на Руси. Павел Флоренский заметил: «Почитаемый Государь или какое-либо другое лицо, стоящее на виду и привлекающее к себе внимание, как правитель, руководитель, большой талант и т. д., вызывают окружающих на подражание, и так как они не могут изменить своего имени, то стараются насадить имя такого лица в своей семье, в своем роде. Так в известное время заметно возрастает процентное содержание некоторого имени. <...> С таким именем распространяется в обществе и комплекс известных представлений и эмоций»23. Вряд ли стоит ожидать от XI столетия такого же мотивированного наречения детей. Имя мирликийского святителя едва ли ни обожествлялось на Руси, что, вероятно, и оправдывало малочисленность случаев наречения в память Николая. Во всяком случае, в писцовых книгах XVI в. лица с этим именем встречаются крайне редко.

Представляется, что столь специфические, «избыточные» народные формы почитания этого святого, свойственные позднейшей русской религиозной жизни, начинают складываться только в ходе монгольского нашествия24. Наречение же Святослава Ярославича Ни-

21 Костромин К.А. Церковные связи Древней Руси с Западной Европой (до середины XII в.). Автореферат дисс.... канд. ист. наук. СПб., 2011. С. 17 (в самой диссертации см. л. 203). Ср. более осторожный взгляд на вопрос о происхождении этого праздника: Лосева О.В. Русские месяцесловы XI-XIV веков. М., 2001. С. 95-98.

22 Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской с приложением статьи А.А. Белецкого о греческих надписях на мозаиках. М., 1960. С. 15-16, 51-52.

23 Флоренский П., свящ. Имена // Флоренский П., свящ. Малое собрание сочинений. Вып. 1: Имена. Кострома, 1993. С. 4324 Петров Н.И. Некоторые соображения о почитании св. Николая Чудотворца на Руси в связи с татаро-монгольским нашествием // Ладога в контексте истории и археологии Северной Евразии. Сб. статей памяти Дмитрия Алексеевича Мачинского. По материалам XVII чтений памяти Анны Мачин-ской (Старая Ладога, 22-23 декабря 2012 г.) и XVIII чтений памяти Анны и Дмитрия Алексеевича Мачинских (Старая Ладога, 21-22 декабря 2013 г.). СПб., 2014; Он же. Об истоках обожествления св. Николая Чудотворца на Руси // Новгородика-2012. У истоков российской государственности. Материалы IV

^Эо

оС^

колой и в особенности его последующие княжения несомненно должны были привлечь внимание как знати, так и обывателей к агиографическим сочинениям, посвященным святому патрону князя. Между тем в так называемом «Ином житии» («Въ дни прежняя благоволи Богъ...») и в связанных с ним повествованиях о прижизненных и посмертных чудесах этого святого мы сталкиваемся с заметной, бросающейся в глаза многочисленностью упоминаемых в данных текстах Никол, персонажей и лиц, носивших имя святителя.

В настоящее время «Иное житие» принято соотносить не со св. Николаем Мирликийским, жившим в IV в., а со св. Николаем Пинар-ским, подвизавшимся в VI в. Древнерусский перевод жития св. Николая Мирликийского, составленный Симеоном Метафрастом, появился только в XV в.25. Что же касаетсяперевода на славянский (древнерусский) «Иного жития», также связывавшегося на Руси с мирликийским святителем, то он был осуществлён намного раньше, уже во второй половине - конце XI в.26.

Прежде всего, в «Ином житии» обращают на себя внимание образы Никол-священнослужителей из числа современников и даже родственников св. Николая. Николой звали «стрыя» (дядя по отцу) св. Николая, о котором говорится уже в самом начале жития: «...Бысть мужь дивенъ преподобенъ от Бога, именемь Никола въ стране Тарга-сии, въ веси Фароя... <...> ...въ святемь и славнемь монастыри Акала-сиисти...»27. Далее этот Никола называется архимандритом, а также — духовным отцом св. Николая28. Любопытно, что в Похвале на перенесение мощей св. Николая («Се наста братие...»), написанной, видимо, также во второй половине XI в.29, архимандрит Никола и нарекает своего племянника этим именем: «...Благослови детища. и прозва

международной научной конференции. Ч. 1. Великий Новгород, 2013. С. 396-

25 Крутова М.С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М., 1997. С. 120, 126-127.

26 Леонид, архим. Житие и чудеса св. Николая Мирликийского и похвала ему. Исследование двух памятников древней русской письменности XI века. (Памятники древней письменности и искусства. Вып. XXXIV). СПб., 1881. С. 12.

27 Там же. С. 27-28.

28 Там же. С. 30-31, 33, 61.

29 В самом тексте Похвалы отсутствуют какие-либо указания на связь этого сочинения именно с праздником перенесения мощей в 1087 г. (Хруста-лев Д.Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. СПб., 2002. С. 178-179).

397.

именемъ своимъ Никола»30. Впрочем, в основной редакции31 «Иного жития» приведённый сюжет описан иначе. Младенца, будущего святителя, Николаем нарекли его родители, Феофан и Нона: «Видевши же детища зило оугодно Богоу и чисть родися и нарекоша имя емоу Никола». Лишь после этого они сообщают о рождении сына священнику, «преподобномоу Николе стрыю детища»32. В распространенной же редакции «Иного жития» наречение новорожденного Николой его родителями приобрело отличное от основной редакции звучание: «Видевши же сия родителе, яко детишь сей родися зело угоденъ Богу и чисть, наркоша имя ему Никола, дяди его именем»33.

Помимо всего основная редакция «Иного жития» сообщает, что в пору отрочества св. Николая, Николой звали местного архиепи-скопа34. В распространенной редакции «Иного жития» этого архиепископа зовут Филипп35. Но лица, тезоименитые чудотворцу сопровождают его в дальнейшем. Даже в повествовании о кончине св. Николая (чудо «бысть емоу провозвещенье о преставленьи его») среди его ближайшего окружения названы «Никола архидияконъ» и «Никола же честныи дияконъ», упоминаемый в данном тексте дважды («предьстоящоу Николе дьякоу»)36.

Николы фигурируют и в описаниях двух чудес, совершенных святым при жизни и входящих в «Иное житие». В чуде «о человеце от него же изгна духъ нечисть» упоминается имя этого бесноватого: «во-дяще человека связана именемь, Никола...»37. А в чуде «человека соуха болна исцели» больной вновь оказывается Николой: «бе бо соухъ, именемь Никола от веси Сионьскы...»38. Интересно, что в распространенной редакции жития речь в обоих случаях идет уже о Микулах: 1) «водящи с собою человека связана именем Микулу...»; 2) «бе бо ис-

30 Леонид, архим. Житие и чудеса св. Николая Мирликийского... С. 102.

31 Здесь и далее указываются редакции «Иного жития», выделенные Н.В. Пак (Пак Н.В. Житийные памятники о Николае Мирликийском в русской книжности XI-XVII веков: Дисс. канд. филол. наук. СПб., 2000. С. 47, 51-52 [прим. 17])

32 Леонид, архим. Житие и чудеса св. Николая Мирликийского... С. 28.

33 Пак Н.В. Житийные памятники о Николае Мирликийском... С. 12 [прил. 2].

34 Леонид, архим. Житие и чудеса св. Николая Мирликийского... С. 29-30.

35 Пак Н.В. Житийные памятники о Николае Мирликийском... С. 13 [прил. 2].

36 Леонид, архим. Житие и чудеса св. Николая Мирликийского... С. 74-75 [прим. 6].

37 Там же. С. 42.

38 Там же. С. 70.

^Эо

сох велми, от злаго беса люте мучим, именемъ Микула от Сивоньския веси». При этом сам святой по-прежнему без искажений называется Николой39.

Николы являются также персонажами трех посмертных чудес св. Николая. В чуде «яко избави корабль отъ потопа морскаго» «Се-меонъ именемъ некто, Божии человекъ, исповедьникъ чисть, въ чер-нечьстве сый пребывая... имяше же въ ты дни слоугоу именемъ Нико-лоу...» Этот Никола отправляется в плавание по морю на корабле, который попадает в бурю. Находящиеся на корабле люди призывают на помощь св. Николая. Но именно слуга Симеона, названный теперь не иначе как «Никола чернецъ», видит явившегося на помощь святого. «Они же ници лежаще кричахоу молящеся, сице глаголюще: святый Николае, помози ны и избави ны. И лежащимъ имъ въ корабли и молящимся, Никола чернецъ взниче, да видитъ море; и виде человека въ белахъ ризахъ ходяща. ...Зряше Никола чернецъ, близь корабля идоу-ща святаго Николоу, великаго чюдотворца, по морю идоуща, яко по соухоу, очима своима яве, беседоующа къ немоу, и въ корабль влезоу-ща съ радостью, и глаголюще: въстани, брате, не дремли, но иди на свою работоу, имея радость. И отселе съ тобою есмь, еже ты призыва-еши Николоу отъ Мюръ идоуща, да се ныне слави Бога; и то рекъ емоу, отиде от очью его. И от того часа бысть тихо море...»40.

Никола — имя исцеленного юноши в чуде «яко исцели человека безъ ногъ суща и по земли ползающа»: «оуноша бе некто именемъ Никола...»41. И, наконец, Николой звали того самого константинопольского рукодельника, о котором повествует чудо «о ковре, его же купив и пакы взврати вспять»: «Бе некто именемь Никола въ преже-реченемъ граде Костянтине, роукодельемъ кормяся, веренъ къ Богу, имея заветъ свой къ святомоу Николе, не провожаше дни святаго Николы никогда же бесъ памяти»42.

В текстах, соотнесённых Н.В. Пак с распространенной редакцией «Иного жития», и содержащих посмертные чудеса св. Николая,

39 Пак Н.В. Житийные памятники о Николае Мирликийском... С. 18-19, 31 [прил. 2].

40 Леонид, архим. Посмертные чудеса Святителя Николая Архиепископа Мир-Ликийского Чудотворца. Памятник древней русской письменности XI века. Труд Ефрема, епископа Переяславского. (Памятники древней письменности и искусства. Вып. ^П.) СПб., 1888. С. 1-2.

41 Там же. С. 10.

42 Там же. С. 20; Леонид, архим. Житие и чудеса св. Николая Мирликий-ского... С. 80.

вновь упомянуты не Николы, а Микулы: «Микула мних», «некей уно-ша, Микула именем», «муж дивень рукоделникъ именем Микула». Однако, сам святой (также как и в рассмотренных выше прижизненных чудесах) устойчиво называется Николой43.

На многочисленность Никол в «Ином житии» обращал внимание еще архиепископ Николаус Фалькониус44. Как полагал архимандрит Антонин (Капустин), распространенность этого имени в «Ином житии» — житии св. Николая Пинарского — как раз таки и отражает влияние в VI в. местного культа св. Николая Мирликийского. «Стрый» и его племянник и даже оба Николы, присутствовавших при кончине святого, — «все принадлежат одному и томуже роду, прославленному исповедником и чудотворцем [св. Николаем Мирликийским - Н.П.]. <...> Именем великого угодника Божия любили называться и вообще в Ликии, и, в частности, в родстве его»45. Однако, очевидно, что древнерусские читатели и слушатели рассмотренных выше агиографических текстов видели в святом Николае именно мирликийского святителя, который рождается, взрослеет, творит чудеса, умирает и продолжает помогать после смерти в окружении множества прочих Никол46.

Среди этих Никол в «Ином житии» присутствует еще один: «Пришедшю времени мирисанью [в греческом тексте — "время Росса-лий" - Н.П.], прадедоу нашемоу Николе, и иде в Мирьскоу митрополию на сборь, рабь Божии Никола» (прижизненное чудо «бысть емоу провозвещенье о преставленьи его»).47 Таким образом, полагал архимандрит Антонин (Капустин), «открывается, что в Мирах совершался большой праздник св. Николая, и что этот св. Николай был предок писателя. После сего не остается, кажется, сомнения, что тут дело идет о

43 Пак Н.В. Житийные памятники о Николае Мирликийском... Л. 35, 37, 48 [прил. 2].

44 А.А. [архимандрит Антонин (Капустин)] Святой Николай, епископ пи-нарский и архимандрит сионский // Труды Киевской Духовной Академии. Т. 2. 1869. Июнь. Киев, 1869. С. 455 [прим. 1].

45 Там же. С. 490 (прим. 2), см. также прим. 4 на С. 491-492 и прим. 3 на С. 492.

46 «Предназначение сказаний о Николае Мирликийском для чтения во время службы или монастырской трапезы — факт установленный и бесспорный. Жития, чудеса и похвальные слова Николая Мирликийского входили практически во все типы календарных сборников уставных чтений... » (Пак Н.В. Житийные памятники о Николае Мирликийском... С. 92).

47 Леонид, архим. Житие и чудеса св. Николая Мирликийского... С. 73.

^Эо

^Эо

великом святителе и чудотворце мирликийском Николае...»48. Однако, если вслед за древнерусскими читателями видеть мирликийского святителя в упоминаемом далее в приведенной цитате «рабе Божием Николе», то «прадед наш Никола» вполне может определенным образом дополнить собой охарактеризованное выше «сообщество» прочих Никол «Иного жития». Впрочем, в распространенной редакции последнего предпринимается попытка сделать упоминание «прадеда» более понятным и увидеть в нем самого св. Николая: «...Пришедшю времени морисанию, сиреч(ь) преставлению, прадеду нашему дивному чюдо-творцю и святителю, архиепископу Мирьскому Николе, иде паки в митрополию в славный град Ликеи...»49.

Множественность Никол присутствует в еще одном посмертном чуде «святаго Николы о Христофоре попе, его же трикраты изба-ви от нага меча». Эта множественность не указывается прямо, но подразумевается, онаруживаясь в диалоге плененного арабами Христофора и его палача. Согласно рассказу, палач трижды заносит над Христофором меч. Но каждый раз невидимый для арабов св. Николай выхватывает из рук палача меч. Дважды Христофор говорит изумленному арабу, что его орудие казни «Никола взя». В третий же раз изумлённый араб уже сам спрашивает Христофора: «..Повежь ми, кый такой Николае? и рече попъ: иже въ Моурехъ лоукыи. И рече Аравитъ: аще тъ есть, тъ великъ моужетъ и добр, много бо есмь слышал, еже творить добра человекомъ»50.

Важно подчеркнуть, что древнерусские переводы «Иного жития», а также других связанных с ним и рассмотренных здесь повествований о прижизненных и посмертных чудесах св. Николая вполне убедительно относятся ко времени самого начала формирования на Руси местного культа этого святого, то есть ко второй половине -концу XI в.51. Чудо «о ковре...» считается сочинением, написанным во второй половине XI в. «на Руси и для русского читателя»52. Этим же временем датируются затронутые в статье наиболее ранние древнерусские тексты о трёх прочих посмертных чудесах св. Николая — «Яко избави корабль отъ потопа морскаго», «Яко исцели человека безъ ногъ суща и по земли ползающа», «Святаго Николы о Христофоре попе». Упомянутые повествования содержатся в рукописи первой половины

48 А.А. [Антонин (Капустин), архим.] Святой Николай... С. 490 [прим. 2].

49 Пак Н.В. Житийные памятники о Николае Мирликийском... С. 33 [прил. 2].

50 Леонид, архим. Посмертные чудеса Святителя Николая... С. 12-13.

51 Леонид, архим. Житие и чудеса св. Николая Мирликийского... С. 12.

52 Хрусталев Д.Г. Разыскания... С. 139-140.

- середины XII в. — отрывке из минейного Торжественника в составе Златоструя53. Скорее всего, к моменту рождения Святослава Яросла-вича отмеченные литературные сочинения еще не были известны на Руси. Но мы вполне можем допустить, что ко времени его киевского княжения значительная часть этих рассказов уже вошла в фонд древнерусской библиотеки. Вероятно, под влиянием авторитета Святослава-Николая, культ мирликийского святителя получил поддержку и в местах правления князя: во Владимире, Чернигове и в Киеве. Впо-следствие, почитание памяти мирликийского святителя было многократно усилено целым рядом агиографических нарративов, помещавших княжеского патрона в окружение многочисленных тезок и тем самым актуализировавших в сознании читателя (слушателя) возможность воспроизведения аналогичных именословных ситуаций. Представляется, что вполне естественным следствием появления и распространения на Руси охарактеризованных текстов должен был стать заметный рост «удельного веса» соответствующего имени, особенно — после учреждения в 1090-х гг. в Киеве празднования перенесения мощей св. Николая в Бари в 1087 г.54

Источники и литература

1. А.А. [архимандрит Антонин (Капустин)] Святой Николай, епископ пинарский и архимандрит сионский // Труды Киевской Духовной Академии. Т. 2. 1869. Июнь. Киев, 1869.

53 Макеева И.И. Древнейшие славянские рукописи с чудесами Николая Мирликийского. К проблеме славянского перевода // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М., 2011. С. 176; она же. Чудеса Николы Мирликийского. Комментарии // БЛДР. Т. 2: (XI-XП века). М., 1999. С. 532.

Датировка данной рукописи, содержащей древнейший сохранившийся древнерусский текст, описывающий чудеса св. Николая, обоснована Ф.В. Карауловой. Именно по её выводам текст относится ко второй половине XII в. (Караулова Ф.В. Палеографическое и фонетическое описание рукописи Златоструя XII века. Автореферат дисс... канд. филол. наук. Л., 1977. С. 21-22.

Архимандрит Леонид (Кавелин) связывал упомянутые посмертные чудеса св. Николая уже с краткой или первоначальной редакцией древнерусского перевода «Иного жития» (Леонид, архим. Житие и чудеса св. Николая Мирликийского... С. 17; Сравни: Макеева И.И. Древнейшие славянские рукописи...

^Эо

С. 185.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

54 Хрусталев Д.Г. Разыска А], 254-255, 277-279.

2. Авдусин Д.А., Мельникова Е.А. Смоленские грамоты на бересте (из раскопок 1952-1968 гг.) // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1984 год. М., 1985.

3. Арциховский А.В. Грамоты 84-136 // Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1953-1954 гг.). М., 1958.

4. Арциховский А.В., Янин В.Л. Новгородские грамоты на бересте. (Из раскопок 1962-1976 гг.). М., 1978.

5. Высоцкий С.А. Древнерусские надписи Софии Киевской. XI-XIV вв. Вып. 1. Киев, 1966.

6. Гуминский В.М. Святитель Николай и древнерусская паломническая традиция // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М., 2011.

7. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Роман в четырех частях с эпилогом // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1982. Т. 12.

8. Зализняк АА., Янин ВЛ., Гиппиус АА., Рыбина Е.А. Берестяные грамоты из раскопок 2012 г. // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Материалы научной конференции, посвященной 80-летию со дня рождения М.Х. Алешковского, Великий Новгород, 22-24 января, 2013 г. Вып. 27. Великий Новгород, 2013.

9. Зотов Р.Вл. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892.

10. Иникова С.А. Почитание свт. Николая Чудотворца в современной русской народной традиции // Правило веры и образ кротости... Образ свт. Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004.

11. Караулова Ф.В. Палеографическое и фонетическое описание рукописи Златоструя XII века. Автореферат дисс... канд. филол. наук. Л., 1977.

12. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988.

13. Костромин К.А. Церковные связи Древней Руси с Западной Европой (до середины XII в.). Автореферат дисс.. канд. ист. наук. СПб., 2011.

14. Крутова М.С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М., 1997.

15. Куприченков Д., диак. История мощей святителя Николая Мирликий-ского // Евразия. Духовные традиции народов. М., 2012. № 4.

16. Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской с приложением статьи А.А. Белецкого о греческих надписях на мозаиках. М., 1960.

17. Леонид, архим. Житие и чудеса св. Николая Мирликийского и похвала ему. Исследование двух памятников древней русской письменности XI века. (Памятники древней письменности и искусства. Вып. XXXIV). СПб.,

18. Леонид, архим. Посмертные чудеса Святителя Николая Архиепископа Мир-Ликийского Чудотворца. Памятник древней русской письменности XI века. Труд Ефрема, епископа Переяславского. (Памятники древней письменности и искусства. Вып. LXП.) СПб., 1888.

1881.

19. Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей в X-XVI вв. Династическая традиция сквозь призму антропонимики. М., 2006.

20. Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Траектории традиции. Главы из истории династии и церкви на Руси конца XI - начала XIII века. М., 2010.

21. Лосева О.В. Русские месяцесловы XI-XIV веков. М., 2001.

22. Макеева И.И. Древнейшие славянские рукописи с чудесами Николая Мирликийского. К проблеме славянского перевода // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М., 2011.

23. Макеева И.И. Чудеса Николы Мирликийского. Комментарии // БЛДР. Т. 2: Ш^П века). М., 1999.

24. Медынцева А.А. Древнерусские надписи новгородского Софийского собора. XI-XIV века. М., 1978.

25. Нарциссов Д. Святый Николай, архиепископ мирликийский, исповедник и чудотворец. М., 1895.

26. Никитенко Н.Н. Программа однофигурных фресок Софийского собора в Киеве и ее идейные истоки / / Византийский временник. М., 1988. Т. 49.

27. Пак Н.В. Житийные памятники о Николае Мирликийском в русской книжности XI-XVII веков: Дисс. канд. филол. наук. СПб., 2000.

28. Петров Н.И. Киевский князь Аскольд-Николай в русской исторической науке и церковном предании XVIII-XX веков. СПб., 2014.

29. Петров Н.И. Культ св. Николая Чудотворца в юго-западной Руси XI-XIII вв. // Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях. Альманах. [Вып. 1]. СПб.; Казань, 2014. С. 99-114.

30. Петров Н.И. Некоторые соображения о почитании св. Николая Чудотворца на Руси в связи с татаро-монгольским нашествием // Ладога в контексте истории и археологии Северной Евразии. Сб. статей памяти Дмитрия Алексеевича Мачинского. По материалам XVII чтений памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 22-23 декабря 2012 г.) и XVIII чтений памяти Анны и Дмитрия Алексеевича Мачинских (Старая Ладога, 21-22 декабря 2013 г.). СПб., 2014.

31. Петров Н.И. О некоторых новых гранях образа Николая Чудотворца в России XIX-XXI столетий / / Староладожский сборник. Вып. 10. СПб., 2013.

32. Петров Н.И. О христианском имени киевского князя Аскольда // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Научный журнал. № 4(9). Декабрь. СПб., 2011.

33. Петров Н.И. Об истоках обожествления св. Николая Чудотворца на Руси // Новгородика-2012. У истоков российской государственности. Материалы IV международной научной конференции. Ч. 1. Великий Новгород, 2013.

34. ПСРЛ. Т. 1. Лаврентьевская летопись. М., 1997.

35. Симсон П. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М., 1880.

36. Татищев В.Н. История Российская. М.; Л., 1962. Т. 1; 1963. Т. 2.

37. Турилов А.А. Заметки о киевских граффити // Лингвистическое источ-

^Эо

никоведение и история русского языка <2000>. М., 2000.

38. Флоренский П., свящ. Имена // Флоренский П., свящ. Малое собрание сочинений. Вып. 1: Имена. Кострома, 1993.

39. Флоровский А.В. Чешские струи в истории русского литературного развития / / Славянская филология. Сб. статей. М., 1958. Сб. 3.

40. Хеземанн М. Истоки почитания Николая Чудотворца на Западе // Евразия. Духовные традиции народов. М., 2012. № 4.

41. Хрусталев Д.Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. СПб., 2002.

42. Чечулин Н.Д. Личные имена в писцовых книгах XVI века, не встречающиеся в православных святцах. СПб., 1890.

43. Янин В.Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. Т. 1: Печати X - начала XIII в. М., 1970.

44. Янин ВЛ., Зализняк А.А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1984-1989 гг.). М., 1993.

45. Янин ВЛ., Зализняк А.А., Гиппиус АА Новгородские грамоты на бересте. (Из раскопок 1997-2000 гг.). М., 2004. Т. 11.

46. Buko A. The Archaeology of Early Medieval Poland. Discoveries - Hypothesis - Interpretations. (East Central and Eastern Europe in the Middle Ages, 450-1450. Vol. 1.) Leiden - Boston, 2008.

47. Michalowski R. Kosciol sw. Mikolaja we wczesnopiastowskich osrodkach rezydencjonalnych // Spoleczenstwo Polski sredniowiecznej. Zbior studiow. T. IV. Warszawa, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.