Научная статья на тему 'АГИОГРАФ ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ КОНОПЛЕВ: ОПЫТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БИОГРАФИИ'

АГИОГРАФ ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ КОНОПЛЕВ: ОПЫТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БИОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Словесность и история
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ КОНОПЛЕВ / БАЛАШОВСКИЙ ВИКАРИЙ / ВОЛОГДА / КРАЕВЕД / АГИОГРАФ / БИОГРАФИЯ / Н. А. ИЛЬИНСКИЙ / АРХИЕПИСКОП НИКОН (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ)

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Солодов Н. В.

Статья посвящена восстановлению биографии протоиерея Николая Алексеевича Коноплева (нач. 1865-1937) - вологодского краеведа, историка, агиографа. Его сочинения о святых Вологодского края содержат уникальные исторические сведения и до сих пор представляют значительную научную ценность. Собирая воедино упоминания, содержащиеся в дореволюционной периодике, архивных документах и недавно опубликованных статьях, мы реконструируем биографию Н. А. Коноплева, корректируя неверные утверждения о заключительных годах его жизни, нередко встречающиеся в научной литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HAGIOGRAPHER ARCHPRIEST NIKOLAI ALEKSEEVICH KONOPLEV: A BIOGRAPHICAL INVESTIGATION

This article attempts to investigate details regarding the life of Archpriest Nikolai Alekseevich Konoplev (early 1865 - 1937), a Vologda ethnographer, historian, hagiographer. His writings about the saints of the Vologda region contain unique historical information and still possess significant scholarly value. This study is based on historical data found in pre-revolutionary periodicals, archival documents and recently published articles. It corrects some inaccurate statements about the final years of Archpriest Nikolai’s life found in scholarly literature.

Текст научной работы на тему «АГИОГРАФ ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ КОНОПЛЕВ: ОПЫТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БИОГРАФИИ»

Н. В. Солодов

АГИОГРАФ ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ КОНОПЛЕВ: ОПЫТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БИОГРАФИИ

Резюме

Статья посвящена восстановлению биографии протоиерея Николая Алексеевича Коноплева (нач. 1865-1937) — вологодского краеведа, историка, агиографа. Его сочинения о святых Вологодского края содержат уникальные исторические сведения и до сих пор представляют значительную научную ценность. Собирая воедино упоминания, содержащиеся в дореволюционной периодике, архивных документах и недавно опубликованных статьях, мы реконструируем биографию Н. А. Коноплева, корректируя неверные утверждения о заключительных годах его жизни, нередко встречающиеся в научной литературе.

Ключевые слова: протоиерей Николай Коноплев, Балашовский викарий, Вологда, краевед, агиограф, биография, Н. А. Ильинский, архиепископ Никон (Рождественский).

Nikolai V. Solodov

HAGIOGRAPHER ARCHPRIEST NIKOLAI ALEKSEEVICH KONOPLEV: A BIOGRAPHICAL INVESTIGATION

Abstract

This article attempts to investigate details regarding the life of Archpriest Nikolai Alekseevich Konoplev (early 1865 - 1937), a Vologda ethnographer, historian, hagiographer. His writings about the saints of the Vologda region contain unique historical information and still possess significant scholarly value. This study is based on historical data found in pre-revolutionary

© Н. В. Солодов, 2021

periodicals, archival documents and recently published articles. It corrects some inaccurate statements about the final years of Archpriest Nikolai's life found in scholarly literature.

Keywords: Archpriest Nikolai Konoplev, Vologda, hagiographer, biography, N. A. Ilinsky, Archbishop Nikon (Rozhdestvensky)

DOI 10.31860/2712-7591-2021-3-123-131

Протоиерей Николай Алексеевич Коноплев (нач. 1865—1937), автор многочисленных сочинений богословского, агиографического, биографического и публицистического характера, родился в семье священника Шей-бухтской Воскресенской церкви Тотемского уезда Вологодской губернии1 .

Его отец — священник Алексей Коноплев (1840—1872) — закончил Вологодское духовное училище в 1854 г. [Лебедев, с. 60] и был переведен в семинарию, которую, таким образом, должен был закончить в 1860 г. Вероятно, в 1862 г. женился на Клавдии Васильевне Масловой [Коноплев, № 77, с. 428]. В 1865 г. он священник Шейбухтской Воскресенской церкви Тотемского уезда; 12 мая 1868 г. переведен к Лальской градской Спасской церкви; 9 мая 1869 г. — к Преображенской церкви, что в Слободе, Устюжского уезда 2.

Мать Николая Алексеевича — Клавдия Васильевна Коноплева (ок. 1843 — 18.11.1907) 3 — дочь дьякона Шеленгской церкви Грязовец-кого уезда. Отец ее умер рано, и образование она получила в Ярославском училище для девиц духовного звания. Впоследствии о. Николай напишет о своей матери: «Питомицы училища по окончании своего обучения вверяемы были попечению местных Преосвященных, которые принимали их в свое непосредственное ведение и оставляли за ними сельские приходы, куда избранники их посвящались в сан иерея... С тех пор, как я стал помнить себя, вспоминаю и то, что в отчем доме существовала народная школа, в которой учили крестьянских детей отец и мать. Последняя, конечно, принимала гораздо больше участия в этом деле и была душой своей домашней школы. Не долго так продолжалось. Десять только лет пожил отец мой после своего

1 Информация с сайта http://parishes.mrezha.ru со ссылкой на ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 721. Л. 266. Ведомость Шейбухтской Воскресенской церкви Тотемского уезда за 1865 г. На сайте myheritage.com приведены, вероятно, сведения потомков: родился в 1865 г. в селе Троицком.

2 Информация с сайта http://parishes.mrezha.ru со ссылкой на ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 291. Ведомость Преображенской церкви, что в Слободе Великого Устюга, за 1870 г., а также: [ВЕВ, 1868, № 12, с. 410; 1869, № 12, с. 271; 1871, № 18, с. 385; 1872, № 5, с. 115].

3 ГАВО. Ф. 496. Оп. 60. Д. 8, 176. Метрические книги церквей г. Вологды за 1907 г., Леонтиев-ская церковь.

супружества, оставив после себя двадцатисемилетнюю вдову и нас, трех детей. Мне — старшему — было тогда восемь лет» [Коноплев, № 77, с. 428]. После смерти мужа Клавдия Васильевна устроилась работать наставницей в женском училище сельца Миклаево — недалеко от последнего места служения супруга, в 1894 г. она учитель в женском училище при Троицкой Но-земской церкви Грязовецкого уезда 4, по соседству с с. Шейбухтой.

В 1879 г. Николай Коноплев закончил Вологодское духовное училище по первому разряду [Лебедев, с. 82], в 1885 г. — Вологодскую духовную семинарию [ВЕВ, 1885, № 14, с. 196] (в [Коновалов, с. 188] ошибочно 1884 г.), в 1889 г. — Казанскую академию [ВЕВ, 1908, № 7, с. 144].

Во время учебы в Казани он написал работу «Святые Вологодского края»5, которая в 1895 г. была издана отдельной книгой. Работа велась с привлечением архивных данных, а также местных преданий. В фонде Казанской академии в ГАРТ имеется дело «Об исходатайствовании студенту III курса Коноплеву доступа в Вологодские архивы и библиотеки»6.

Рецензию на сочинение писал П. В. Знаменский. «...Нарекания П. В. Знаменского вызвало и сочинение о вологодских святых Н. Коно-плева. Предисловие к своей работе автор переписал из известного труда В. О. Ключевского, посвященного родственной проблематике. Забыв определить предмет своего исследования, он позаимствовал его из работ этого же ученого. Отсюда бездоказательность попыток студента опровергнуть выводы историка. П. В. Знаменский особо подчеркивал противоречивость в исследовании: автор, жалуясь на отвлеченный образ святого у В. О. Ключевского, берет его за основу вывода своего сочинения» [Бажура, с. 325]. Тем не менее кандидатская степень была получена.

В сентябре 1893 г. Н. Коноплев (в это время он не имел сана) подал прошение в Казанскую академию с просьбой разрешить ему представить доработанное сочинение «Святые Вологодского края» на соискание звания магистра богословия. Совет предложил пересдать часть экзаменов, за которые ранее были получены четверки. Но Николай, ссылаясь на занятость (преподавание в семинарии, мужской гимназии и женском духовном училище) просил сделать ему исключение и допустить до защиты без пересдачи экзаменов. Разрешение получено не было, и он забрал рукопись [Протоколы 1893, с. 448—450, 483—485]. Со временем, как мы увидим далее, его удивительная настойчивость в борьбе за ученую степень увенчалась успехом.

4 Информация взята с сайта http://parishes.mrezha.ru; см. также: [Коноплев].

5 ГАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 386.

6 ГАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 8209.

С 10 ноября 1889 г. Н. Коноплев преподает в Архангельском епархиальном женском училище [ВЕВ, 1908, № 7, С. 144], с 19 декабря 1891 г. назначается «преподавателем по гомилетике, литургике и практическому руководству для пастырей в Минскую духовную семинарию» [ЦВ, 1892, № 4, с. 28]. С 1893 г. он преподаватель Закона Божия в приготовительном классе Минской гимназии и преподаватель словесности и педагогики в Минском женском училище духовного ведомства [ВЕВ, 1908, № 7, с. 144]. В 1897—1898 гг. — редактор «Минских епархиальных ведомостей». С августа 1898 г. — законоучитель Вологодской классической гимназии [Там же]. 30 августа 1898 г. рукоположен во священника гимназической Свято-Духов-ской церкви [ВЕВ, 1898, № 20, с. 258]. В 1899 г. избран в совет вологодского братства Всемилостивого Спаса [ВЕВ, 1899, № 13, с. 316]. С 1903 г. — учитель педагогики Вологодской Мариинской женской гимназии [ВЕВ, 1908, № 7, с. 144] 7. 14 декабря 1906 г. назначен преподавателем в Вологодскую семинарию [ВЕВ, 1908, № 7, с. 144; 1907, № 2, с. 14; ЦВ, 1906, № 51-52, с. 538]. 30 декабря 1906 г. перемещен к Вологодской Леонтиевской церкви [ВЕВ, 1907, № 2, с. 15].

В 1899 г. награжден набедренником [ВЕВ, 1899, № 3, с. 48], в 1901 — камилавкой [ВЕВ, 1901, № 11, с. 178], на 1908 г. имел наперсный крест и орден Станислава 3-й степени [ВЕВ, 1908, № 7, с. 144]. В 1913 г. возведен в сан протоиерея [ВЕВ, 1913, № 10, с. 166], в 1917-м награжден палицей [СЕВ, 1917, № 21, с. 736].

В начале 1900-х проживал в Вологде, на Подлесной ул., в собственном доме.

В 1906-1909 гг. был редактором журнала «Церковное слово» — приложения к «Вологодским епархиальным ведомостям» [ВЕВ, 1907, № 2, с. 13]. Писал статьи в «Церковное слово», «Вологодские епархиальные ведомости» и другие издания архиеп. Никона (Рождественского). Основные темы его статей: святые Вологодского края, биографические очерки и некрологи, опасность социализма в противостоянии монархии.

О. Николай сумел представить свои сочинения царской семье, за что удостоился высочайшей благодарности: «Государь Император, в 14-й день июня сего года, Всемилостивейше соизволил повелеть благодарить священника Леонтиевской церкви г. Вологды Николая Коноплева за поднесение Их Императорским Величествам с Августейшей Семьей составленных им книг: 1) „Царь и Отечество", 2) „Руководство к первоначальному наставлению в Законе Божием", 3) „Курс Священной Истории"» [ВЕВ, 1912, № 14, с. 309].

7 С авг. 1903 г., но упоминается в изд.: [Памятная книжка на 1899-1900, с. 183].

На 1 января 1914 г. Николай Коноплев — «1-го округа благочинный протоиерей Леонтиевской церкви» [ВЕВ, 1914, № 1, с. 9], 14 января он назначен председателем Вологодского братства во имя Всемилостивого Спаса [ВЕВ, 1914, № 3, с. 41], а затем — настоятелем вологодского Спасовсе-градского собора [ВЕВ, 1915, № 5, с. 120]. В августе того же, 1914 г. назначен «председателем Совета Епархиального женского училища... с увольнением его от должности благочинного по 1 округу г. Вологды» [ВЕВ, 1914, № 17, с. 361].

«От 31 августа — 2 сентября 1916 года за № 6287 постановлено: преподавателя Вологодской духовной семинарии протоиерея Николая Коноплева назначить на должность смотрителя Балашовского духовного училища» Саратовской губернии [ЦВ, 1916, № 39, с. 351].

В фонде архиепископа Никона (Рождественского) содержится письмо к нему от о. Николая Коноплева. В нем говорится: «Поручение Вашего Высокопреосвященства — о составлении статейки о митрополите Филарете — я принял к сердцу. Сожалею о том лишь, что литература здесь не столь богата, как в Вологде. И меня испытует Господь. Дочь моя 8 — жена офицера — в минувший год овдовела, возвратилась ко мне с малюткой. Старший сын 9 по очереди взят в военную службу, выслушал курс школы прапорщиков, произведен в офицеры и с начала февраля сильно захворал, лежит в моей квартире, прикованный к одру. Температура была выше 40°К. Буди воля Божия. Здесь нашел себе друга в лице глубоко просвещенной игумении Марии. Ей 75 лет. Делим с нею досуги и выписываем оба Троицкое слово»10. Статья о митр. Филарете, действительно, была написана и послана архиеп. Никону 11. В ней указана дата 5 июня 1917 г. Значит, письмо можно датировать концом февраля — маем 1917 г.

Упоминаемая в письме игумения Мария — судя по всему, настоятельница Балашовского Покровского монастыря (в миру — Екатерина Захаровна Мандрыка, 1841 — 1920). Она родилась в малороссийской дворянской семье. Окончила Казанский Родионовский институт благородных девиц. В 1861 г. поступила послушницей в Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь, в 1864 г. определена в Казанско-Богородицкий монастырь, где была старшей по живописной мастерской, а в 1884 г. стала настоятельницей

8 Елена, см. о ней далее.

9 Дмитрий, в 1911 г. закончил Вологодское духовное училище и поступил в Вологодскую семинарию [Лебедев, с. 117].

10 РГБ. Ф. 765. К. 9. Ед. хр. 26.

11 РГБ. Ф. 765. К. 17. Ед. хр. 55. Полустолетие со дня кончины святителя Филарета митрополита Московского.

Балашовского Покровского монастыря. Она упоминается в записках баронессы Розен, письмах митр. Антония (Вадковского). Сохранились ее письма к еп. Гермогену (Долганеву) 12 (см.: [Елдашев]).

После закрытия Балашовского училища в 1922 г. о. Николай стал настоятелем Митрофаньевской церкви в Саратове [Кривошеева, с. 92]. Был арестован: «Сотрудники канцелярии епископа Досифея (протоиерей Н. Коноплев, Н. В. Златорунский, П. Е. Рождественский и др.) 1-2 июня 1922 г. были арестованы, на епископа Досифея 1 июня был наложен домашний арест со строгой изоляцией. Допрашивались епископ Вольский Иов (Рогожин) и епископ Уральский и Покровский Тихон (Оболенский). После 15 июня семь обвиняемых были освобождены под подписку о невыезде, а епископ Досифей 17 июня был помещен в Саратовский губисправ-дом. Всех подследственных было решено привлечь к ответственности через Саратовский губернский ревтрибунал» [Кривошеева, с. 120].

В некоторых публикациях (см., напр.: [Хачанов]; [История иерархии]) утверждается, что о. Николай стал епископом Балашовским, потом уклонился в обновленчество, а после — в беглопоповский раскол. Эти сведения происходят из работы митр. Мануила (Лемешевского) [Мануил] и не соответствуют действительности. В деталях это показал о. Максим Плякин [Пля-кин]. Наиболее весомый аргумент состоит в том, что в 1934 г. прот. Николай Коноплев защитил магистерскую диссертацию (после 45 лет работы над сочинением!). Отзыв на нее писал митр. Ташкентский Арсений (Стадницкий) 13.

Данные о последних годах жизни о. Николая Коноплева (и это служит дополнительным аргументом для опровержения сведений о его мнимом епископстве) находятся в воспоминаниях многолетнего помощника инспектора Вологодской семинарии Н. А. Ильинского: «В настоящее время Николай Алексеевич находится в г. Саратове при одной из церквей этого города. О. протоиерей отличался общительностью и гостеприимством. Умер в 1937 г.»14. Последняя фраза приписана другими чернилами, очевидно, позднее; основной текст в этой части писался после 1920 (скорее даже, после 1926) г.

У о. Николая Коноплева был брат Сергей Алексеевич. Он окончил Вологодское духовное училище в 1884 г. [Лебедев, с. 85], в 1894 г. — Казанскую академию [Лебедев, с. 28] (см. также: [Протоколы 1890, с. 197 (20 августа)]). Некоторое время преподавал в Вологодском епархиальном женском училище, а в 1897 г. назначен в Лысковское духовное училище [ЦВ, 1897,

12 ГАСО. Ф. 1132. Оп. 1. Д. 162.

13 Сведения опубликованы в «Журнале Московской Патриархии» за 1935 год (см.: [Сухова]).

14 Никифор Александрович Ильинский. Из далекого прошлого // ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 382).

№ 13, с. 110; ВЕВ, 1897, № 23, с. 485]. В 1908 г. переведен в Уманское духовное училище [ЦВ, 1908, № 9, с. 47], а с 1912 г. служил в Вологодском училище [Лебедев, с. 28] 15.

Сохранились некоторые сведения относительно семьи о. Николая Коно-плева. Точные даты рождения его жены и детей, за исключением младшего сына, установить не удалось, однако известно, что в 1912 г. его жене Клавдии Степановне было 48 лет, а их детям: Елене — 19 лет, Нине — 17 лет, Димитрию — 15 лет, Ксении — 13 лет, Николаю — 11 лет, Алексею — 7 лет (родился 4 марта 1905 г.) 16.

В метрических книгах Никольской Владыченской церкви Вологды за 1915 г. находим запись: «30 апреля (крещена 10 мая) родилась Галина. Родители: поручик 30-го Сибирского стрелкового полка из потомственных дворян Владимир Михайлович Петрачук и Елена Николаевна. Восприемники при крещении — дочь протоиерея Нина Николаевна Коноплева и протоиерей Вологодского Спасовсеградского собора Николай Алексеев Коноплев»17. Здесь Елена Николаевна — дочь о. Николая. Галина — впоследствии Галина Константиновна Стульгинская (Ширяева) 18. В. М. Петрачук скончался в 1916 г. У Елены Николаевны Коноплевой и ее второго мужа Константина Ширяева в 1926 г. родилась дочь, Нина Константиновна Белякова, известный писатель, переводчик, которая сохраняла предание о своем деде, что «по его книгам изучал Закон Божий Цесаревич Алексей»19.

О. Николай Коноплев оставил после себя большое количество статей в церковных журналах и пять книг:

Святые Вологодского края. М., 1895.

Руководство к первоначальному наставлению в Законе Божием. Сергиев Посад, 1911.

Священная история Ветхого Завета в объеме курса средних учебных заведений и духовных училищ. Сергиев Посад, 1909.

Священная история Нового Завета: учеб. пособие для духовных училищ. Сергиев Посад, 1909.

Спасовсеградский собор в гор. Вологде и его святыни. Сергиев Посад, 1915.

15 См. также: РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Святейшего Синода). Оп. 437. Д. 1626. Коноплев Сергей Алексеевич — послужной список.

16 ГАВО. Ф. 1063. Оп. 20. Д. 42. Исповедные ведомости Леонтиевской церкви г. Вологды за 1912 год (приходской и консисторский варианты). См. также: ГАВО. Ф. 496. Оп. 60. Д. 6. Л. 933 об.

17 ГАВО. Ф. 496. Оп. 60. Д. 21. Л. 71 об.-72.

18 По данным myheritage.com.

19 http://www.rusperson.com/html/20/RU01008740.shtml. Автор этой статьи надеется на отклик потомков о. Николая Коноплева, возможно сохранивших в семейном архиве материалы, касающиеся их предка.

Литература

Бажура — Бажура Е. А. Критика подхода светской исторической науки к анализу изложения русской церковной истории П. В. Знаменским // Люди и тексты: Исторический альманах. 2014. № 5. С. 307-327.

ВЕВ — Вологодские епархиальные ведомости.

Елдашев — Елдашев А. М. Игуменья Мария Балашовская // Клио. 2014. № 2 (86). С. 102-108.

История иерархии — История иерархии Русской Православной Церкви: Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями) / [Работа начата М. Е. Губониным в 1969-1971 гг. и продолжена в 2004-2006 гг. исследовательской группой в составе: канд. ист. наук П. Н. Грюнберг — руководитель, канд. ист. наук Ф. А. Гайда, Е. Н. Грюнберг, И. П. Кирпичев, Н. А. Кривошеева]. М.: ПСТГУ 2006. 928 с.

Коновалов — Коновалов Ф. Я., Панов Л. С., Уваров Н. В. Вологда, XII — начало XX века: Краеведческий словарь. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1993. 299 с.

Коноплев — Коноплев Н. Народная учительница // Церковное слово. 1908. № 75. С. 397-400; № 77. С. 427-432; № 78. С. 442-448.

Кривошеева — Кривошеева Н. А. Саратовская епархия в 1917-1930 гг.: Мемориальная записка А. А. Соловьева // Вестник ПСТГУ Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. М., 2010. Вып. 4 (37). С. 88-125.

Лебедев — Лебедев В. Историческая записка о состоянии Вологодского духовного училища за 100 лет его существования и списки служивших в училище и учеников, окончивших полный курс в нем за первое столетие (18141914 гг.). Вологда: Тип. Губ. правления, 1916.

Мануил — Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно). Машинопись. Куйбышев, 1966. Ч. 5. 502 с.

Памятная книжка на 1899-1900 — Памятная книжка и адрес-календарь Вологодской губернии на 1899-1900 гг. / Под ред. Н. А. Полиевктова. Вологда: Тип. Губ. правления, 1899. 373 с.

Плякин — Плякин М. «Фантом» в списках саратовских викариев: К проблеме идентификации епископа Николая (Коноплёва) // Межрегиональные Пименовские чтения. 2019. Т. 16. С. 126-133.

Протоколы 1890 — Протоколы заседаний совета Казанской духовной академии за 1890 г. Казань: [б. и.], 1892.

Протоколы 1893 — Протоколы заседаний совета Казанской духовной академии за 1893 г. Казань: [б. и.], 1895.

СЕВ — Саратовские епархиальные ведомости.

Сухова — Сухова Н. Ю. Научно-богословская аттестация в период гонений 19201930-х гг. и присвоение ученой степени доктора богословия митрополиту Сергию (Страгородскому) // Вестник ПСТГУ Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. М., 2009. Вып. 3 (32). С. 99-115.

Хачанов — Хачанов А. Л. Балашовское викариатство // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2002. Т. 4. С. 286.

ЦВ — Церковные ведомости.

References

Bazhura, E. A. (2014). 'Kritika podkhoda svetskoi istoricheskoi nauki k analizu izlozheniya russkoi tserkovnoi istorii P V Znamenskim', Lyudi i teksty. Istoricheskii al'manakh, 5, 307-327.

Eldashev, A. M. (2014). 'Igumen'ya Mariya Balashovskaya', Klio, 2, 102-108.

Gubonin, M. E., Gryunberg, P N., eds. (2006). Istoriya ierarkhii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi.

Kommentirovannye spiski ierarkhovpo episkopskim kafedram s 862 goda. Moscow: Izdatel'stvo Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gosudarstvennogo uni-versiteta, 928 p.

Khachanov, A. L. (2002). 'Balashovskoe vikariatstvo', in: Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow: Tserkovno-nauchnyi tsentr "Pravoslavnaya entsiklopediya". Vol. 4, 286.

Konoplev, N. (1908). 'Narodnaya uchitel'nitsa', Tserkovnoe slovo, 75, 397-400; 77, 427-432; 78, 442-448.

Konovalov, F. Ya., Panov, L. S., Uvarov, N. V (1993). Vologda, XII — nachalo XX veka. Kraeved-cheskii slovar'. Arkhangelsk: Severo-Zapadnoe knizhnoe izdatel'stvo, 299 s.

Krivosheeva, N. A. (2010) 'Saratovskaya eparkhiya v 1917-1930 godakh. Memorial'naya zapiska A. A. Solov'eva', in: Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya II: Istoriya. Istoriya Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. Moscow. Vol. 4, 88-125.

Manuil (Lemeshevskii), mitropolit (1966). Russkie pravoslavnye ierarkhi perioda s 1893 po 1965 god (vklyuchitel'no). Kuibyshev. Vol. 5, 502 p.

Plyakin, M. (2019). '"Fantom" v spiskakh saratovskikh vikariev. K probleme identifikatsii episkopa Nikolaya (Konopleva)', Mezhregional'nye Pimenovskie chteniya. Vol. 16, 126-133.

Protokolyzasedanii soveta Kazanskoidukhovnoi akademiiza 1890 god (1892). Kazan': [s. n.].

Protokoly zasedanii soveta Kazanskoi dukhovnoi akademii za 1893 god (1895). Kazan': [s. n.].

Sukhova, N. J. (2009). 'Nauchno-bogoslovskaya attestatsiya v period gonenii 1920-1930-kh godov i prisvoenie uchenoi stepeni doktora bogosloviya mitropolitu Sergiyu (Stragorodskomu)', in: Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya II: Istoriya. Istoriya Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. Moscow. Vol. 3, 99-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.