Научная статья на тему '«Перед судом пастырской совести». Дневник священника Василия Соколова «Боровецкого»'

«Перед судом пастырской совести». Дневник священника Василия Соколова «Боровецкого» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
священник Василий Соколов / Боровецкий / епископ Неофит (Следников) / дневник / Вологодская епархия / подвижники благочестия / Вологда / Вологодские епархиальные ведомости / Борок / priest Vasily Sokolov / Borovetsky / Bishop Neophyte (Slednikov) / diary / Vologda diocese / ascetic / Vologda Diocesan Gazette

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Солодов Николай Викторович

Статья посвящена установлению авторства дневника священника Вологодской епархии, фрагментарно издававшегося в Вологодских епархиальных ведомостях в 1908–1916 гг. под названием «Перед судом пастырской совести» без указания автора. Пользуясь публикациями в церковной периодике того времени и архивными данными, мы установили, что автором дневника был известный подвижник Вологодского края иерей Василий Николаевич Соколов (1865–1909) — «Боровецкий», как называли его современники по месту служения: с. Борок Вологодского уезда. Как духовник о. Василий пользовался большим авторитетом среди жителей окрестных селений и даже Вологодской губернии в целом; в конце жизни несколько лет он занимал должность духовника Вологодской духовной семинарии. В круг духовного общения иерея Василия Соколова входили иерей Александр Баданин (ныне местночтимый святой Вологодской епархии), иерей Николай Караулов (сщмч. Николай — причислен к лику святых в числе новомучеников и исповедников Российских), иером. Феофан (Харитонов, впоследствии известный афонский старец), еп. Неофит (Следников, скончался в 1918 г. будучи епископом Старобельским, викарием Харьковском епархии), иеромонах вологодской Крестовой церкви Симеон (Стефанов; 1867–1903, подвижник благочестия), Никита (Громов, насельник Дионисиево-Глушицкого монастыря). Как показывается в статье, именно еп. Неофита (Следникова) следует считать издателем и редактором дневника. Поскольку иерей Василий Соколов крайне внимательно и требовательно относился к своему внутреннему миру, его дневниковые записи изобилуют указаниями на свои недостоинство и несовершенство. У читателя, незнакомого с жизнью священника-подвижника, может сложиться впечатление, что автор действительно живет расслабленной жизнью и далек от духовного преуспеяния. Установление авторства дневника и общее представление о жизни иерея Василия позволяет правильно оценивать его содержание и открывает дневник как памятник жизни пастыря-подвижника для широкого круга читателей. В качестве иллюстрации в приложении публикуются отдельные фрагменты дневника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Judged by the pastoral conscience». Diary of Vasily Sokolov «Borovetsky»

The article is devoted to establishing the authorship of the diary written by some priest of the Vologda diocese and fragmentarily published in the Vologda Diocesan Gazette in 1908–1916 under the title «Judged by the pastoral conscience», with no author’s indication. Using archival data and publications in the church periodicals of that time, the researcher has discovered that the diary belongs to the famous ascetic of the Vologda region priest Vasily Nikolaevich Sokolov (1865–1909), also called by his contemporaries «Borovetsky», which is derived from the place of priest’s service: sett. Borok of the Vologda district. As a priest, Father Vasily enjoyed great prestige among the inhabitants of the surrounding villages and the Vologda province in general; at the end of his life Fr. Vasily for several years held the position of spiritual mentor in the Vologda Theological Seminary. Priest Vasily Sokolov’s circle of spiritual fellowship included: priest Alexander Badanin (now —locally venerated saint of the Vologda diocese), priest Nikolai Karaulov (Holy Martyr Nikolai, canonized with the New Martyrs and Confessors of Russia), and also hieromonk Theophanes (Kharitonov, later — famous elder of Athos), as well as Bishop Neophyte (Slednikov, died in 1918 as Bishop of Starobelsk and Vicar of the Kharkov diocese), and hieromonk of the Vologda Cross Church Simeon (Stefanov, 1867–1903; devotee of piety), and Nikita (Gromov, 1865–1935; inhabitant of the Dionisievo-Glushitsky Monastery). As shown in the article, it is Bishop Neophyte (Slednikov) who should be considered the publisher and editor of the diary. Since priest Vasily Sokolov was extremely attentive and demanding about his inner world, his diary entries are replete with indications of his unworthiness and imperfections. Being unfamiliar with the life of this ascetic priest, a reader may get the impression that the diary’s author really lives a relaxed life and is far from spiritual success. Establishing the authorship of the diary and the biography of priest Vasily allows to correctly assess its content and opens the diary as a witness of the life of the ascetic pastor for a wide range of readers. As an illustration, some fragments of the diary are published in the appendix.

Текст научной работы на тему ««Перед судом пастырской совести». Дневник священника Василия Соколова «Боровецкого»»

УДК 82-94+253

001: 10.24412/2224-5391-2021-36-306-327

Священник Н. В. Солодов

«перед судом пастырской совести». дневник священника василия соколова «боровецкого»

Аннотация. Статья посвящена установлению авторства дневника священника Вологодской епархии, фрагментарно издававшегося в Вологодских епархиальных ведомостях в 1908-1916 гг. под названием «Перед судом пастырской совести» без указания автора. Пользуясь публикациями в церковной периодике того времени и архивными данными, мы установили, что автором дневника был известный подвижник Вологодского края иерей Василий Николаевич Соколов (1865-1909) — «Боровецкий», как называли его современники по месту служения: с. Борок Вологодского уезда. Как духовник о. Василий пользовался большим авторитетом среди жителей окрестных селений и даже Вологодской губернии в целом; в конце жизни несколько лет он занимал должность духовника Вологодской духовной семинарии. В круг духовного общения иерея Василия Соколова входили иерей Александр Баданин (ныне местночтимый святой Вологодской епархии), иерей Николай Караулов (сщмч. Николай — причислен к лику святых в числе новомучеников и исповедников Российских), иером. Феофан (Харитонов, впоследствии известный афонский старец), еп. Неофит (Следников, скончался в 1918 г. будучи епископом Старобельским, викарием Харьковском епархии), иеромонах вологодской Крестовой церкви Симеон (Стефанов; 1867-1903, подвижник благочестия), Никита (Громов, насельник Дионисиево-Глушицкого монастыря). Как показывается в статье, именно еп. Неофита (Следникова) следует считать издателем и редактором дневника. Поскольку иерей Василий Соколов крайне внимательно и требовательно относился к своему внутреннему миру, его дневниковые записи изобилуют указаниями на свои недостоинство и несовершенство. У читателя, незнакомого с жизнью священника-подвижника, может сложиться впечатление, что автор действительно живет расслабленной жизнью и далек от духовного преуспеяния. Установление авторства дневника и общее представление о жизни иерея Василия позволяет правильно оценивать его содержание и открывает дневник как памятник жизни пастыря-подвижника для широкого круга читателей. В качестве иллюстрации в приложении публикуются отдельные фрагменты дневника.

306

© Н. В. Солодов, 2021

Ключевые слова: священник Василий Соколов, Боровецкий, епископ Неофит (Следников), дневник, Вологодская епархия, подвижники благочестия, Вологда, Вологодские епархиальные ведомости, Борок.

Цитирование. Солодов Н. В. «Перед судом пастырской совести». Дневник священника Василия Соколова «Боровецкого» // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 36. С. 306-327. DOI: 10.24412/2224-5391-2021-36-306-327

Сведения об авторе. Солодов Николай Викторович, священник — старший преподаватель кафедры богословия Московской духовной академии (Россия, г. Москва). E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 27.03.2021 Принята к публикации 11.11.2021

В 1908-1916 гг. в Вологодских епархиальных ведомостях был опубликован дневник священника, озаглавленный «Перед судом пастырской совести». Дневник начинается записью 15 октября 1898 г.; дальнейшая хронологическая последовательность такова: 15 октября 1898 г. — 30 сентября 1899 г.1, 2 октября — 24 ноября2, 25 ноября — 31 декабря3, 4 января 1900 г. — 18 февраля4, 20 февраля — 30 апреля5, 4 мая 1900 г. — 10 июня6, 11 июня — 3 сентября7, 4 сентября — 30 сентября 1900 г.8

Свое намерение вести дневник автор объясняет так: «Читаю книжку Святителя Феофана о духовной жизни и дочитался до слов сего богомудрого отца, что полезно вести запись о своей жизни не ради чужого ума, а ради своей пользы и укрепления»9.

Основные мотивы дневника — покаянные размышления о жизни и собственном несовершенстве, укорение себя и побуждение к ревности, мысли

0 молитве, Причастии; приведение на память житий святых и высказываний святых отцов и наставников Иоанна Кронштадтского, Георгия Затворника, Димитрия Херсонского, аввы Исаии, Ефрема Сирина. Несмотря на скромность и даже самоуничижение автора начитанность его производит впечатление.

1 Перед судом пастырской совести // Вологодские епархиальные ведомости (далее — ВЕВ). 1908. № 2. С. 30-36.

2 Там же. № 3. С. 68-73.

3 Там же. № 7. С. 188-192.

4 Там же. № 17. С. 395-400.

5 Там же. № 18. С. 419-426.

6 Там же. 1910. № 17. С. 318-325.

7 Там же. 1910. № 18. С. 329-336.

8 Там же. 1916. № 2. С. 44-46.

9 Там же. 1908. № 2. С. 30. См. также текст дневника.

Авторство дневника и биография иерея Василия Соколова

Нам удалось установить, что автор этого дневника — свящ. Василий Николаевич Соколов, известный в то время подвижник благочестия, служивший в боровецкой Воскресенской церкви, ныне находящейся в черте г. Сокол Вологодской обл. в месте впадения р. Глушицы в Сухону.

Действительно, если суммировать биографические указания, встречающиеся в тексте дневника, получается следующее: автор — священник со слабым здоровьем (болезнь началась 14 января 1893 г.10), служит в деревне, 17 января 1900 г. ему исполнилось 35 лет11, рукоположен в иереи 18 июня12, день кончины отца — 23 апреля13, преподает в церковно-приходской школе, проводит вне-богослужебные беседы с народом, имеется семья, но при этом человек очень аскетического настроя. Подписаны статьи «иерей В.», в одном месте в указателе содержания «В. С.»14

Чтобы показать совпадение указанных сведений с биографическими данными о. Василия Соколова, приведем его краткое жизнеописание, насколько оно реконструируется по доступным нам источникам.

Родился Василий Николаевич Соколов 17 января 1865 г.15 (соответственно, в 1900 г. ему 35 лет). «Природою Устюжского уезда Христорождественской Кишкинской церкви умершего священника Николая Соколова16 сын. По окончании курса Вологодской духовной семинарии в 1885 году в первом разряде, был уволен в епархиальное ведомство с званием студента»17. Т. е. учился Ва-

10 «1900 г. 13 января. Завтра 6 лет, как я Божиим промышлением впал в тяжелую болезнь, память о которой сохранится на всю жизнь.Слава Богу, много было скорбей в болезни, но она миновала» (см.: Приложение).

11 Запись 17 января 1900 г.: «Сегодня исполняется 35 лет моего жития» (см.: Приложение).

12 «18 июня. День рукоположения меня, недостойного, во иерея» (см.: Приложение).

13 «23 апреля. День кончины моего родителя» (см.: Приложение).

14 Содержание ВЕВ за 1908 г. (с. 1), в № 14 за 1911 г.

15 Число и месяц известны только по дневнику. В клировых ведомостях за 1888 г. возраст — 24 года (Клировые ведомости Богородицерождественской кладбищенской церкви г. Вологды. // Государственный архив Вологодской области (ГАВО). Ф. 1063. Оп. 6. Д. 1. Л. 412 об.), в метрической книге Воскресенской церкви с. Боровецкого на 15.04.1909 — 44 года (Метрические книги церквей Вологодского уезда за 1909 год // ГАВО. Ф. 496. Оп. 38. Д. 40. Л. 803). При этом в некрологе: «...скончался на 46-ом году» (Д. С. Священник Василий Николаевич Соколов (некролог) // ВЕВ. 1909. № 13. С. 312).

16 Василий Андреевич Соколов (1833-23.04.1882) — Различные сообщения официального характера // ВЕВ. 1882. № 11. С. 126. Таким образом подтверждается дата кончины из дневника. Подробная информация о многочисленных представителях вологодского духовенства Соколовых см. на сайте s-sokolov.ru. Пользуясь случаем, благодарю Галину Владимировну Смирнову за предоставленную информацию и указания.

17 Клировые ведомости Богородицерождественской кладбищенской церкви г. Вологды // ГАВО.

силий в одном классе с вологодским агиографом и краеведом прот. Николаем Коноплевым18. «19 августа 1885 года Преосвященным Израилем определен во псаломщика к Леонтьевской Глушицкой церкви, Кадниковского уезда». Вскоре Василий женился на Варваре Александровне Лощиловой, дочери священника Воскресенской боровецкой церкви Александра Лощилова. «1 февраля 1887 года рукоположен во диакона тем же Преосвященным к Ильинской Гриб-цовской церкви того же уезда, а 3 ноября сего 1888 года переведен» диаконом в Богородицерождественскую кладбищенскую церковь г. Вологды19.

По обычаю зять наследовал приход своего тестя. «1889 г. 10 июня определен, а 18 июня рукоположен во священника к Воскресенской Боровецкой церкви, Вологодского уезда, где и прослужил до начала 1905 г.»20 Отношения с тестем были хорошими, во всяком случае мы знаем о совместном паломничестве в Киев: «Были мы с дедушком (так он звал тестя-протоиерея. — Н. С.) в Киеве. Остановились мы в Лавре. С дороги выпили чайку и пошли в собор поклониться образу Пречистой»21.

«С 29 июня 1889 г. по 18 января 1905 г. о. Василий состоял законоучителем Боровецкого земского училища»22.

В этот период с о. Василием произошла «знаменательная перемена», отмечаемая и окружающими и им самим. Предшествовал ей следующий случай. 14 декабря 1893 г.23 вместе с диаконом о. Николаем Миролюбовым он ехал на санях после хождения по приходу «со святой водой». Лошадь испугалась и понесла. О. Николай «выкатился» с саней, а о. Василия выбросило на торчащие пни. Он получил серьезный перелом ноги, который долго и сложно заживал.

«Первые годы своего священнического служения о. Василий не был известен, он не представлял из себя ничего особенного, он с грустью сознавался (впоследствии. — Н. С.), что страшится суда Божия за начало своего пастыр-скаго делания. „Я и выпивал, и курил табак, жил в суете житейской, не понуждал себя к стяжанию дара молитвы. По долгу священства я говорил народу о вреде пьянства, о пагубности пороков, но робко, не смело, я сам чувствовал

Ф. 1063. Оп. 6. Д. 1. Л. 412 об.

18 См. о нем: Солодов Н. В., свящ. Агиограф протоиерей Николай Александрович Коноплев: опыт восстановления биографии // Словесность и история. 2021. № 3. С. 123-131.

19 Там же.

20 Д. С. Священник Василий Николаевич Соколов (некролог). С. 311.

21 Неофит (Следников), игумен. Пастырь душ (памяти о. Василия Боровецкого) // Церковное слово. 1909. № 132. С. 509.

22 Д. С. Священник Василий Николаевич Соколов (некролог). С. 311.

23 В воспоминаниях свящ. Н. Миролюбова (Миролюбов Н., свящ. Из жизни о. Василия Соколова (Боровецкого) // Церковное слово. 1909. № 144. С. 701) указан 1903 г. — очевидная опечатка. В дневнике 13 декабря 1899 г. записано: «Завтра 6 лет, как я Божиим промышлением впал в тяжелую болезнь, память о которой сохранится, на всю жизнь».

в совести: всякий может сказать мне: врачу исцелися сам. Мое слово было медью звенящею, мое слово было не опытное, я не применял сам средств борьбы со грехом, я не плакал о том, что сделался пленником греха. Совесть по временам мучила, но я мало двигался вперед в устроении своей духовной жизни. Посетил меня Господь болезнью и произошел перелом в моей духовной жизни. Я очнулся, сознал свое окаянство, предо мною ясно открылись истинные пути пастырского служения: обновление внутреннее, борьба со страстями, устроение своей духовной храмины и опытное служение пастве в созидании душевного спасения ее, в прямом, верном ответе ее духовным запросам словом и примером христианской жизни пастыря »24.

А вот как передает историю духовного преображения о. Василия знавший его в семинарии Стефан Заслоновский25: «5 лет лечения не помогли больному: нога болела и время от времени выходили осколки кости. Но через 5 лет он вдруг почувствовал себя здоровым. Это его заставило задуматься и переменить жизнь. Он стал читать св. отцов, и начались его беседы с народом. Чтобы укрепиться в подвижническом духе, он ездил к о. Иоанну Кронштадтскому, и покойный батюшка велел ему читать "Добротолюбие". В нем и нашел о. Василий руководство для жизни, и для пастырской деятельности»26.

«Он сделался воздержным, строгим к себе. Пост о. Василий нес суровый. »27. В приходе были заведены продолжительные духовные беседы — в храме или церковной избе. «Ради подъема духовного чувства и усиления любви к Искупителю о. Василий приобрел больших размеров крест с предстоящими, пред которым по пятницам читался акафист страстям Христовым»28. О чтении акафиста Кресту по пятницам говорится и в дневнике (см.: Приложение).

Народ видел искреннюю молитву и подвижническую жизнь священника, слышал его доходчивые проповеди, основанные на мудрости святых отцов, и в огромном количестве стекался в боровецкий храм к ревностному батюшке. Особенно любили его люди простые. В семинарии (где о. Василию пришлось быть духовником 2 года), кажется, на о. Василия смотрели более сдержанно,

24 Неофит (Следников), игумен. Пастырь душ. С. 508.

25 Стефан Федорович Заслоновский (Заслонский) — сын крестьянина Устюжского уезда, Нес-теровской волости (Различные сообщения официального характера // ВЕВ. 1899. № 8-9. С. 165), окончил Вологодскую семинарию (1904), Московскую духовную академию (1909), преподаватель гражданской истории, алгебры и геометрии в Велико-Устюжском епархиальном женском училище (Различные сообщения официального характера // ВЕВ. 1912. № 9. С. 190). См. его статью: Заслоновский С. Ф. Ювеналий (Из школьных воспоминаний) // Христианин. 1908. № 4. С. 958-962.

26 Заслоновский С. Ф. Памяти о. Василия Соколова // ВЕВ. 1909. № 13. С. 315.

27 Неофит (Следников), игумен. Пастырь душ. С. 508.

28 Неофит (Следников), игумен. На свещнице (на годовщину по смерти о. Василия Соколова) // ВЕВ. 1910. № 10. С. 157.

во всяком случае помощник инспектора семинарии Н. А. Ильинский29 ограничивает свои воспоминания о нем достаточно прохладным замечанием: «Отличался строгою религиозною настроенностью и был очень популярен, особенно среди простого народа»30.

«Подвижническая жизнь, труды и скорби подломили силы о. Василия. По-следие годы своей жизни на Борку он часто хворал. Раскинутость прихода, многотрудность служения в нем побудила о. Василия оставить Борок, свой приход, с которым он так сроднился душой. Тяжело ему было расставаться со своей паствой, со своим делом»31.

18 января 1905 г. он был назначен «духовником семинарии и законоучителем образцовой школы при ней»32 и переехал в Вологду.

Стефан Заслоновский, учившийся во время службы о. Василия в семинарии в V и VI классе вспоминал: «Тогда был инспектором о. Ал. К. Л<ебедев>33. Было время взаимного недоверия. О. Василий серьезно недоумевал, как можно так мало доверять семинаристам. "Да ведь с таким недоверием к воспитанникам вам-то, о. инспектор, тяжело жить!" Говорил он раз о. инспектору. "А вот я, — добавлял он нам, — смотрю и мне кажется, что все идет хорошо и народ все хороший. Меня пугали, что в семинарии учатся все озорники, сладить с ними трудно, а вот я живу, слава Богу, не первый месяц и как будто много лет тут живу; так обжился"»34.

29 Никифор Александрович Ильинский был сыном священника села Вознесенье (совр. с. Вохма) на Вохме Никольского уезда. Родился 11 марта 1867 г. В 1884 г. окончил Вологодскую семинарию, с 1885 г. надзиратель, а с 1889 г. помощник инспектора в Вологодской семинарии. Несколько раз намеревался принять священный сан, но так и остался мирянином. С 1918 по 1921 г. был секретарем в Рабкрине, затем учителем в «школе 2 ст<упени> и медтехникуме». (См.: Ильинский Н. А. Из далекого прошлого // ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1; Различные сообщения официального характера // ВЕВ. 1900. № 18. С. 307-308). В 1934 г. переехал в Ленинград, в 1942 г. скончался от голода в блокадном Ленинграде (Блокада, 1941-1944. Ленинград. Книга памяти / предс. редколл. В. Н. Щербаков. СПб., 2004. Т. 12).

30 Ильинский Н. А. Из далекого прошлого // ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 423 об.

31 Неофит (Следников), игумен. Пастырь душ. С. 508.

32 Различные сообщения официального характера // ВЕВ. 1905. № 3. С. 29.

33 Алексей Константинович Лебедев (14.05.1856-1918) окончил Московскую духовную академию в 1882 г., с 27 июля 1882 г. преподаватель русского и церковнославянского языка в Вологодском духовном училище, с 8 октября 1887 г. преподаватель латинского языка в Вологодской семинарии, с 3 сентября 1888 г. преподаватель церковнославянского и русского языка в Вологодском епархиальном училище, с 25 марта 1900 г. священник Вологодского Успенского женского монастыря, с 16 марта 1901 г. инспектор Вологодской семинарии (Различные сообщения официального характера // ВЕВ. 1905. № 21. С. 309). «С 1906 по 1918 г. служил в Риге, сначала в должности смотрителя духовного училища, а потом Ректора духовной семинарии (которая во время войны была эвакуирована в Нижний Новгород). В 1918 г. он скончался в Вологодской губернии; после него осталась жена и душевнобольная дочь.» (Лебедев В. К. Письмо к епископу Иоанну (Поммеру) // История в письмах. Из архива священномученика архиепископа Рижского Иоанна (Поммера). Тверь, 2015. С. 96-97).

34 Д. С. Священник Василий Николаевич Соколов (некролог). С. 312.

Сохранилась проповедь о. Василия к воспитанникам семинарии: «Несколько слов, сказанных воспитанникам Вологодской духовной семинарии их духовником после первой молитвы пред учением 1 сентября сего 1906 года»35, в которой он, вполне согласно с вышеприведенной мыслью, говорит о печальном явлении недоверия: «Мне кажется особенно странным живущее в вас, молодых людях, недоверие к воспитателям и учителям своим. Почему эти люди кажутся вам какими-то зложелателями, кои будто и ищут только одного — как бы вредить вам? Поверьте, друзья, что это помышление не от Бога, а от врага всякаго мира и любви, ибо где Бог, там простота, там простор, легкость, отсутствие натянутости и неискренности, как, наоборот, всякая теснота и недоверие от врага».

Но недолго продолжалась служба в семинарии. «Злой недуг (чахотка), начавшийся еще на Борку, заставил его уйти из семинарии на покой. В семинарии о. Василий служил до сентября 1907 года, а после сего года 1 % жил в г. Вологде на пенсии»36.

В Вологде «подкрепление себе о. Василий искал в частом причащении Св. Таин. Счастливейшим днем своей жизни считал он тот, когда, по милости Божией, он чувствовал в себе силы съездить на извозчике к ближайшей от квартиры37 Екатерининской церкви и поучаствовать в совершении литургии»38. Священник этой церкви Николай Караулов39 (впоследствии епископ Вельский, викарий Вологодской епархии, священномученик) был духовником о. Василия во время его жизни в г. Вологде и участвовал в его погребении.

У о. Василия было трое детей: Гамилиил (1886 г. р.), Александра (1893 г. р.) и Николай (1895 г. р.)40, правда, в некрологе говорится «После него остались: жена и сын, обучающийся в духовном училище»41. Значит ли это что Александры не было в живых? Гамалиил во всяком случае здравствовал, но не упомянут.

Еп. Неофит (Следников)42 особенно подчеркивает, что семейное положение о. Василия не мешало его подвижническому настроению: «Зажглась в сердце

35 Несколько слов, сказанных воспитанникам Вологодской духовной семинарии их духовником после первой молитвы пред учением 1 сентября сего 1906 года // ВЕВ. 1906. № 19. С. 731-733.

36 Д. С. Священник Василий Николаевич Соколов (некролог). С. 312; Различные сообщения официального характера // ВЕВ. 1907. № 20. С. 472.

37 «Против Свято-духова монастыря» (Д. С. Священник Василий Николаевич Соколов (некролог). С. 312).

38 Неофит (Следников), игумен. Пастырь душ. С. 512.

39 Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века / игум. Дамаскин (Орловский) и др.; под общ. ред. митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Тверь, 2006. Т. Апрель. С. 19-27.

40 По данным С. М. Соколова (Соколовы: священнослужители Вологодской губернии. URL: http://s-sokolov.ru/same_families/sokolovs8.php (дата обращения: 20.03.2021).

41 Д. С. Священник Василий Николаевич Соколов (некролог). С. 313.

42 См. о нем далее.

пастыря истинная горячая вера, она зовет на подвиг. Ничто земное его не тревожит. По-видимому, такое настроение невозможно у пастыря, человека семейного? — Возможно. Отец Василий Боровецкий пример того. Он был проникнут всем существом своим этим убеждением: или будете искать царства Божия, тогда все будет у тебя, что нужно»43. Действительно, средства находились не только на жизнь, но и на перестройку Боровецкого храма.

Но была ли семейная жизнь о. Василия полноценной, или же она была принесена в жертву более высокому «монашескому» идеалу? Судя по дневникам, более вероятен 2-й вариант: в записях часто звучит тема борьбы с телесными похотениями и совсем отсутствуют упоминания о членах семьи — наличие супруги и детей у автора дневника угадывается лишь по единичным обмолвкам. Возможно, правда, эти упоминания о семейном быте были вычеркнуты при публикации.

Последние 3 месяца жизни о. Василий провел в Борке. Скончался он 15 апреля 1909 г. Погребение совершали (кроме приходского духовенства Воскресенской церкви): священник вологодской градской Екатерининской церкви Николай Караулов, свящ. Гамалиил Соколов (сын усопшего), диак. Геннадий Кедров, диак. Павел Одинцов44, иеродиак. Никита45 (Глушицкий монастырь). О. Василию было 44 года46.

Итак, все указанные сведения, в т. ч. даты, совпадают с биографическими данными о. Василия Соколова. Не удалось проверить лишь дату рождения, не указанную в найденных нами документах.

Кроме этого в дневнике упомянуты 2 календарных события, которые можно проверить по архивным источникам.

43 Неофит (Следников), игумен. На свещнице. С. 157.

44 Павел Аркадьевич Одинцов служил в Воскресенской боровецкой церкви пслаломщиком с 1899 г, с 1905 по 1935 г. диаконом, затем священником. «Вместе с членами церковного совета активно выступал против закрытия Воскресенской Боровецкой церкви, призывал к защите церкви и неоднократно ездил по этому поводу в Вологду и Москву. За такую активную деятельность по сохранению Воскресенского храма Павел Аркадьевич был репрессирован и погиб в 1937 году в Томской тюрьме»: сообщено Галиной Владимировной Смирновой.

45 Игумен Никита (Николай Михайлович Громов; 1865-05.07.1935) из крестьян деревни Редюкино (Исповедная ведомость Воскресенской боровецкой церкви Вологодского уезда за 1915 г. // ГАВО. Ф. 1063. Оп. 1. Д. 115. Л. 20 об.; Исповедная ведомость Воскресенской боровец-кой церкви Вологодского уезда за 1916 г. // ГАВО. Ф. 1063. Оп. 1. Д. 117. Л. 20.). В 1897 г. служил церковным сторожем в Боровецкой церкви, к 1909 г. принял монашество с именем Никита в Дионисиево-Глушицком монастыре (Миролюбов Н., свящ. Из жизни о. Василия Соколова. С. 704). После закрытия монастыря в 1924 г. о. Николай служил в Воскресенской боровецкой церкви и Серафимо-Васильевской пятинской церкви. Был известен на Борке как большой молитвенник. (Сведения об о. Никите предоставлены игум. Дионисием (Воздвиженским)).

46 Метрические книги церквей Вологодского уезда за 1909 год // ГАВО. Ф. 496. Оп. 38. Д. 40. Л. 803.

9 ноября 1899 г. в дневнике записано: «Убили Луку. Тяжкое преступление и для язычника, а для христианина прямо ужасное! Какое тяжелое горе для матери и отца убийцы!». В метрических книгах с. Боровецкого находим: 8 ноября 1899 г. «Собственник деревни Бердники крестьянин Лука Павлов Маракасов, 50 лет, убит»47.

9 августа 1899 г. «Сегодня схоронили р. Б. Екатерину А-ву; и жалко и весело. Слава Богу; так умирать хорошо всякому. "Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится", вот что читали ея уста пред самой кончиной». В метрической книге: 7 (9) августа 1899 г. «Собственника деревни Карпова умер-шаго крестьянина Евгения Агафонова дочь девица Екатерина Агафонова, 28 лет, умерла от чахотки, исповедовал и приобщал священник Василий Соколов»48. Таким образом, авторство можно считать твердо установленным.

Публикация дневника еп. Неофитом (Следниковым)

Принимая установленное авторство дневника, мы обнаруживаем его характеристику в воспоминаниях еп. Неофита (Следникова) об о. Василии Соколове: «Сохранился дневник батюшки, веденный им более пяти лет — это раскрытие болячек его души, это постепенное, медленное врачевание их, устроение своего духовного Мира. От большинства страниц при чтении дневника веет сильной скорбью о греховности природы человека, о немощи его, чувствуется, как автор с болью в сердце досадует на себя за то, что не устоял против козней врага. Но есть страницы, проникнутые светлым упованием, радостью духовною, как плодом духовного подвига, каковою радостью Господь награждает смиренных рабов Своих»49.

Вероятно, владыка Неофит и занимался изданием дневника, возможно вместе с о. Николаем Карауловым, духовником о. Василия в последние «вологодские» годы.

Еп. Неофит, в миру Николай Николаевич Следников (1873-1918), был сыном протоиерея Троицкого собора г. Вельска. Окончил Вологодское духовное училище (1888), Вологодскую семинарию (1894) и Казанскую академию (1898). В 1899 г. он был определен на должность Вологодского епархиального миссионера — по обязанностям епархиального миссионера изъездил до крайних пределов Вологодскую епархию; рассказ из одной из таких поездок о чудесном обращении разбойника приведен в приложении. В августе 1908 г. пострижен в монашество еп. Никоном (Рождественским), в то время Правящим архиере-

47 Метрическая книга. Вологодский уезд. Церковь: Воскресенская боровецкая. 1899 г. // ГАВО. Ф. 496. Оп. 38. Д. 8. Л. 108 об. - 110.

48 Там же. Л. 98 об. - 99.

49 Неофит (Следников), игумен. Пастырь душ. С. 511.

ем Вологодской епархии. В том же месяце рукоположен в иеромонаха и вскоре стал настоятелем Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. В марте 1909 г. возведен в сан игумена50. Был ближайшим сотрудником еп. Никона.

Заметим, что как раз с сентября 1908 г. прекращается серия регулярных публикаций дневника о. Василия. По всей видимости, принятие монашества и новых послушаний не оставило возможности заниматься статьями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 марта 1913 г. игум. Неофит (Следников) рукоположен во епископа Измаильского, викария Кишеневской епархии — правящим архиереем был Серафим (Чичагов). Затем, в ноябре 1914 г. он назначен епископом Прилуцким, викарием Полтавской епархии — правящим епископом был Феофан (Быстров). А с 16 октября 1917 г. он епископ Старобельский, викарий Харьковской епархии; правящий архиерей — Антоний (Храповицкий). С 22 мая 1918 г. еп. Неофит временно управлял Харьковской епархией. Заболел «испанской болезнью, которая потом осложнилась воспалением легких и брюшным тифом»51, и скончался 29 сентября (ст. ст.) 1918 г.52

И мирянином, и настоятелем монастыря, и епископом он собирал сведения и публиковал статьи и книги о подвижниках благочестия Вологодского края. Как верно замечает А. Каплин: «Именно ему принадлежат жизнеописания почти всех вологодских подвижников благочестия XIX — начала ХХ-го века»53. Как мы видели, несколько статей еп. Неофит посвятил и о. Василию Боровецкому.

В качестве еще одного намека на то, что именно еп. Неофит (Следников) мог быть редактором-издателем дневника о. Василия служит то, что в уже упоминавшемся указателе содержания статей ВЕВ за 1908 г. дневник указан непосредственно перед списком статей еп. Неофита.

Подведем итог нашим рассуждениям. Аргументами в пользу участия еп. Неофита (Следникова) в издании дневника о. Василия Соколова служат: 1) наличие статей еп. Неофита об о. Василии; 2) упоминание в них дневника о. Василия и хорошее знакомство с содержанием дневниковых записей, что означает наличие (во всяком случае временное) у еп. Неофита рукописи; 3) широкая деятельность владыки Неофита по собиранию и публикации жизнеописаний современных ему подвижников благочестия; 4) корреляция времени публикации статей с жизненными обстоятельствами еп. Неофита — об этом

50 Различные сообщения официального характера // ВЕВ. 1913. № 7. С. 313.

51 О смерти преосвященного Неофита, епископа Старобельского, I викария Харьковской епархии // Государственный архив Харьковской области (ГАХО). Ф. 40. Оп. 101. Д. 1652. Л. 2 об.

52 См.: Каплин А. «...Когда стрелы врагов изощрены, и они со всех сторон пускаются врагами в корабль церковный...». К столетию со дня кончины епископа Неофита (Следникова) 187312.10/29.09 1918 // Русская народная линия. https://ruskline.ru/analitika/2018/11/2018-11-07/ kogda_strely_vragov_izowreny_i_oni_so_vseh_storon_puskayutsya_vragami_v_koraЫ_cerkovnyj/ (дата обращения: 06.08.2021).

53 Там же.

еще будет сказано ниже; 5) помещение дневника в указателе содержания вместе со статьями еп. Неофита.

Таким образом, хотя мы не располагаем прямыми доказательствами, однако совокупность приведенных аргументов позволяет нам с большой вероятностью утверждать, что именно еп. Неофит (Следников) опубликовал дневники о. Василия Боровецкого.

Примечательно, что время ведения дневника указано — более 5 лет. Начавшись осенью 1898 г., он должен был, таким образом, продолжаться до конца 1903 г. Опубликованы же были лишь записи до конца 1900 г. Судя по нерегулярности выходивших отрывков, оставшаяся часть хранилась где-то в архиве владыки Неофита. К сожалению, после кончины епископа опись рукописей составлена не была. Имеется лишь список книг54, которые предполагалось отправить отцу покойного в Вельск; состоялась ли отправка, не известно.

Упоминания в дневнике священника Александра Баданина

Обратим внимание на последнюю опубликованную запись дневника о. Василия 27 сентября 1900 г.: «Навестил вчера о. Александра. Вот пример простоты необыкновенной в обращении с людьми! Вот что тянет к себе! Господи, помоги и нам, недостойным, духом сим проникнуться!.. 28. Исповедание своих грехов весьма полезно, ибо оживляет человека, дарует ему большое рвение к Богослужению, словно ношу какую-то снимает с плеч. Поистине грехи и страсти греховные — тяжелая ноша, которой не чувствует нерадивый человек. 30. Наиболее надо стараться о том, чтобы держать знамя своего служения. Пусть все видят, что мы, иереи Божии, люди не от мира сего. И жизнь свою должны проводить мы не по обычаям мира многострастного. Хорошо бы так! Только мы, грешные, худо смотрим за собой, худо держим себя пред людьми. Заслужить внимание и любовь искреннюю от людей — дело для пастыря великое, тогда его словам все будут придавать особый вес. Таковы: отец Иоанн Кронштадтский пастырь, о. А-р и другие ревнующие о Бозе».

Достаточно ясно, что речь здесь идет об о. Александре Баданине, известном вологодском пастыре-подвижнике (ныне местночтимый вологодский свя-той)55. Мы видим в этих словах признание высочайшего авторитета о. Александра. Вероятно, о. Василий ездил к нему на исповедь.

О посещении подвижника о. Василием сообщается и в книге воспоминаний об о. Александре «Молитвенник к Богу усердный». Книга была издана в Волог-

54 О смерти преосвященного Неофита, епископа Старобельского, I викария Харьковской епархии // ГАХО. Ф. 40. Оп. 101. Д. 1652. Л. 38-39.

55 См.: Сорокин А., прот. Александр Вологодский // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 521.

де в 1916 г. без указания автора. В современном переиздании56 книги указано, что ее автором был архиеп. Никон (Рождественский). Это не так. В предисловии к изданию прот. Алексий Сорокин совершенно справедливо замечает, что архиеп. Никон был издателем книги, принимавшим непосредственное участие в публикации. Возможно, он даже написал предисловие и участвовал в редактуре. Однако автором-составителем был сотрудник архиеп. Никона, к тому времени епископ — Неофит (Следников). К такому выводу мы приходим на основе анализа текста и встречающихся в нем биографических данных автора: так, из текста следует, что он учился во 2-м классе Вологодского духовного училища между 1884 и 1887 гг. в 3-м отделении. Более подробная аргументация будет приведена нами в последующих публикациях.

Сейчас нам важно отметить, что еп. Неофит (Следников) был составителем книги об о. Александре Баданине, вышедшей в 1916 г. И как раз в том же году был опубликован единственный после 1910 г. фрагмент дневника о. Василия, в котором говорится о поездке к о. Александру. Это дает нам еще одно косвенное подтверждение авторства владыки Неофита: готовя книгу к изданию, он обнаружил в дневнике о. Василия запись об о. Александре и послал для публикации еще один фрагмент.

Приведенные нами данные показывают, что автором дневника «Перед судом пастырской совести» был иерей Василий Соколов «Боровецкий», а опубликован он был с большой степенью вероятности еп. Неофитом (Следниковым).

На примере обсуждаемого дневника особенно рельефно видна важность авторства для восприятия духовно-поучительных сочинений. Пока читателю неизвестны автор и его моральный облик, записи дневника могут восприниматься как депрессивные жалобы нерадивого сельского священника-неудачника. Знакомство с личностью о. Василия позволяет нам верно интерпретировать его внутренний монолог, как свидетельство огромного ежедневного труда, сложностей и разочарований, от которых не свободны даже наиболее ревностные и преуспевающие подвижники.

56 Молитвенник к Богу усердный: воспоминания об о. Александре Баданине, священнике г. Вологда. Сергиев Посад, 1916. (совр. изд.: СПб., 2006).

Приложение 1

Обращение разбойника

Однажды в вагоне железной дороги во время поездки я разговорился с соседом по месту, крестьянином, по виду благочестиво настроенным, оказавшимся действительно хорошим христианином. Он ехал проведывать в Вологду духовного отца Василия Бо-ровецкого; часто навещал он его. Вениамин, так звали соседа, крестьянин Грибцовского прихода, рассказал мне, почему он питает любовь к батюшке, к которому его так влекло. «Еще несколько лет тому назад я был настоящим разбойником. В одном кармане — нож, в другом револьвер у меня были постоянно. Никого не жалел, ни Бога не боялся, ни людей не стыдился, как говорят. Я был грозой для соседей. Веньку да Данилку, моего приятеля, боялись все, даже имени пугались. Тяжело, должно быть, становилось народу от наших безобразий, он решил прикончить с нами. Днем я уж не показывался в деревне, только ночью выходил из дома. Тоска напала на меня. Жить, как следует, не могу. А так, по-прежнему, нельзя жить, убьют, какой ответ дам на том свете Господу? Раз темною ночью, не сказавшись никому, ушел я из дома на Борок, прослышал, что есть там батюшка хороший, который может дать совет и направить на путь спасительный. Батюшка о. Василий ласково принял меня. Я рассказал ему про свое горе, просил исповедать меня. Батюшка сначала отправлял меня исповедаться к своему приходскому священнику, но я упросил его принять мое покаяние. И точно вновь родился я, как исповедался у о. Василия. Я долго слушал его наставления. Три дня прошло, и не видал, как пролетели они. Иду домой радостный, бодрый; попадается мне навстречу толпа соседей, они вышли искать меня, думали, что меня кто-нибудь, злодея, „уходил". А я толпе — в ноги. Простите, говорю, забудьте мои грехи, чем могу теперь каждому из вас услужу. Как мне не любить о. Василия, он меня из бездны выволок», — заключил свою речь Вениамин. Поговорите с боровецкими прихожанами, они расскажут вам дивные случаи вразумления батюшки, обращения им многих на спасительный путь жизни.

Публикуется по: Неофит (Следников), игумен. Пастырь душ (памяти о. Василия Боро-вецкого) // Церковное слово. 1909. № 132. С. 509-510.

Приложение 2

Дневник «Перед судом пастырской совести» (фрагменты)

«1898 год, 15 окт. Читаю книжку Святителя Феофана о духовной жизни и дочитался до слов сего богомудрого отца, что полезно вести запись о своей жизни не ради чужого ума, а ради своей пользы и укрепления. И вот, я надумал делать кое-какие заметки о своем непотребстве. Но что писать? Добрым сердцем и умом хочется пожить для будущей бесконечной жизни; но дела не оправдывают моих желаний. Беспечность и страсти, нажитые годами, по рукам и ногам меня вяжут. А пора бы бороться с ними из-за обладания бесценным сокровищем. С чего же начать? Опытные советуют учиться молитве, просить у Господа просветления ума и сердца. Буду же понуждать себя к этому труду, хотя плоть ленивая и бесплотный враг мешают и борют меня. Мне, грешному, надлежало бы быть светильником горящим и светящим, умеющим и могущим побо-

роть и страсти и врага. А я что?.. Бездна греха, тьма непроглядная. Боже, помоги пожить добром, помоги! Как хорошо бы обрести у Господа благодать ныне и в день судный! Как хорошо бы совсем отвергнуться своей злой воли, самолюбия и самощадения!

16 октября. Пятница. День великий для христианина. Господь пострадал за нас, грешных; ныне побуждает думать о кресте и память Св. Лонгина сотника, самовидца крестной смерти и славного воскресения из мертвых Господа. Хорошо бы, если бы Господь воскресил и мою умерщвленную грехом — этим змеиным ядом, душу, оживил бы заглохшее от пороков сердце. Но страсти все беспокоят, малодушие и пристрастье к деньгам. Хотя я их, кажется, для себя и не собираю, но все же желание их и скудость с маловерием неотступны от моей грешной души. Крепись, плачь, молись, всегда поминай слова отца Иоанна Кронштадтского, что сердце беспрестанно противится добру и доброделанию, а порывается все ко злу, греху, маловерию. Господи, помилуй, помоги и спаси!

17 ноября. Жизнь продолжается: иной день — лучше, иной — хуже. Все хромаешь как-то на оба колена. Часто служу я, недостойный, нечистый приобщаюсь Св. Даров. Как брение Зиждителя принимаю, — тайна непостижимая. Нищ и наг человек на земле, убог грехом, предан беспечности. Вспомню ли свою жизнь, или посмотрю на жизнь мира грешного и соблазнительного, всюду беспечность; редко-редко где вздох из глубины сердечной вырвется и душа скажет о своем существовании. Ох ты, мир, прелестный суетою, — доколе будем прельщаться тобою! (Георгий Затворник Задонский).

5 июня. Благодарение Господу, что сегодня менее других дней берет меня нетерпеливость; сердечно, с любовью разговариваю с пришедшими с нами, грешными, помолиться. Какая в людях тьма непроглядная: помолиться как следует не ведят, а мы еще и научать их ленимся! Горе нашему нерадению! Хорошо с простыми людьми побеседовать от сердца, хорошо добрым словом, растворенным любовью ко грешнику, смягчать оледеневшие сердца. Се долг мой, се звание наше!

1899 г. 23 июня. Сегодня служили соборно с приехавшим к нам о. инспектором семинарии иеромонахом Феофаном57. Доброта и простота его сердца удивительны. Дай Бог побольше таких воспитателей юношества. Духа он Христова имеет, духа молитвы имеет и умиления сердечного. О, даждь, Господи, и нашей молитве иметь дерзновение пред непостижимым Величеством Твоим!

19 июля. Время проходит больше в праздности, чем в трудах; худые мы твари, — трудом тяготимся, предаемся праздности, а она и душу убивает, и тело расслабляет. Не от того ли и моя болезнь столь продолжительна, что многие лета провожу в бездействии. Чуть представится случай потрудиться, а тут какая-то темная сила препятствует мне, особенно когда нужно сказать что-нибудь человеку для спасения души. Или иной раз скажешь что-либо с гордостью. О, многоразличные нападения от врага, особенно на нас, иереев Божиих!

9 августа. Вчера служил со мной приезжий иерей; се раб Божий, смиренный и благоговейный. Всем нам надо быть такими; ибо мы совершаем страшные Св. Тайны. Всем нам дарованы от Господа великие полномочия: все мы должны быть во всем образом — словом, а делом тем паче, житием, любовью, все покрывающею, верою крепкою, чистотою, простотою до подобия детям малолетним и незлобивым. Быть таковыми нужда неотложная, а особенно в наше время да истребятся из сердец наших все

57 Иером. Феофан (Харитонов, 1865-1937) — подвижник, впоследствии известный афонский старец.

корни и терния гордыни, высокоумия, нечистоты, жадности, неверия и тысячи других страстей. Сегодня схоронили р. б. Екатерину А-ву; и жалко и весело. Слава Богу; так умирать хорошо всякому. "Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится", — вот что читали ее уста пред самой кончиной.

25 августа. Какая всюду в народе слепота. Мальчик 14 лет не знает ничего ни про Господа нашего Иисуса Христа, ни про Крест Его. Тьма непроглядная. А мы, пастыри, в беспечности живем, сами мало учим и родителям не внушаем наставлять детей вере, благочестию, любви ко храму; детей не привлекаем к себе. Господи, отверзи мои скверные уста на учение Твоего достояния, ценою Св. Крови Твоей купленного, да не разленимся, да не стужают мне в сем деле враги мои!

2 октября. Как назвать, — бесстрашием, или безделием, например, такие грехи, как табакокурение, смехотворство? Не боится человек, находящийся во власти их, досаждать Пресладкому Господу, не ревнует о утехе, бываемой от Св. Духа, — умилении, вере живой и ясновидящей, сокрушении и плаче о грехах. Может быть, душа не испытывала утех сих по своей жестокости и потому не знает и не ценит их. Вся задача нас, пастырей Церкви Христовой, отвратить людей от утех земных и пустых и приохотить людей к исканию утех небесных: любви, радости, мира, долготерпения, кротости, милосердия, веры. Но как приучать их, Ты Сам, Господи, нас — пастырей умудри, даждь разумение и силу словам, беседами поучениям нашим, а наипаче помоги, да люди видят наши добрые дела и подвигнутся к подражанию им.

25 октября. Блажен раб, который воспитан с пеленок под покровом Св. Церкви, в духе христианской набожной жизни; великих духовных дарований может он сподобиться. И замечательно, от юности возлюбившие Христа Бога нашего уходили от мира сего в стены св. обителей. Мы в юности не получили этих живых семян веры и любви58, потому и не искали их в зрелые годы. Хорошо бы, обратившись хотя ныне на путь истинный, поревновать идти по нему и приложить серьезнейшее старание о воспитании своих детей и чад духовных. Самая первая добродетель и спасительная — сохранение души для царства небесного.

5 ноября. Слава Тебе, Богу нашему! Сегодня на исповеди человек до 40, и в храме молящихся не мало. Слава Тебе Господи, привлекающему Своей любовью к Себе простые и добрые сердца! Но почему же другие, видя на своих глазах людей, усердствующих о устроении спасения, не только их примеру не ревнуют, но даже иногда и молящихся осуждают? Вспоминается горькая правда притчи о сеятеле; сердца людские различны до противоположности. Выжечь надо в нас дух гордыни и нетерпения, в чем бы он ни проявлялся: всему корень — себялюбие и своеволие.

9 ноября. Убили Луку59. Тяжкое преступление и для язычника, а для христианина прямо ужасное! Какое тяжелое горе для матери и отца убийцы! Но знаешь их вину; она в том, что мы не воспитываем своих детей в страхе Божием. Родители, повинитеся

58 Вырос о. Василий Соколов в священнической семье и мы не имеем сведений, чтобы это была особенно «неблагочестивая» семья. Обычная семья сельского священника. С другой стороны, интересно было бы проследить судьбу детей самого о. Василия: Гамалиила, Александры и Николая. Известно, что Гамалиил Соколов был священником в сельском приходе. Судьба его после революции неизвестна: несмотря на редкое имя, сведений о нем не находится.

59 «Собственник деревни Бердники крестьянин Лука Павлов Маракасов, 50 лет, убит» (Метрическая книга. Вологодский уезд. Церковь: Воскресенская боровецкая. 1899 г. // ГАВО. Ф. 496. Оп. 38. Д. 8. Л. 108 об.-110).

в погибели своих детей Им каторга, Сибирь; но хорошо, если Господь страдание здесь за грех вменит на будущем нелицеприятном суде. Суд без милости людям дерзким, развращенным. Моя мысль обращается к духовным отцам, которые принимают сан священный по расчетам житейским. Недаром же мало истинных ревнителей о славе Божией. Горе нам, свой свет омрачающим, вместо того, чтобы светить людям. Мы, иереи, — уста Божии; ревнуйте же о чистоте жизни и не приобщайтесь делам неплодным тьмы. По завещанию Апостола, иерей Божий, "злостражди, яко добрый воин Христов"; а связавшись житейскими сластьми и похотьми, как можешь ты служить Господу? Какая должна быть сокрушенная и смиренная душа, когда предстоит приносить молитвы и благодарения за весь мир, о своих согрешениях ежеминутных и о людских невежествах! О, Господи, научи нас неосужденно всегда совершать молитву и общественную и домашнюю все об одном этом!

25 ноября. Тайный голос непрестанно укоряет меня, что я лениво проповедую, лениво беседую о вере по деревням с народом. А я слаб грудью, страдаю от одышки. Меня мучит это раздвоенное состояние. Хочу и оправдать себя пред Господом своею немощью, но не смею. Не знаю, как быть, а время все бежит вперед. Хоть бы раз в неделю выезжать в деревню. Св. апостолы всю жизнь положили на дело проповеди Слова Божия, потому что в них сильна была любовь к ближними ко Господу. А во мне?.. Во мне хоть бы укоренился глубже страх Божий, который бы гнал ленивца на истинный подвиг служения иерейского. В деревне тяготит и то, что после беседы сердце остается жестоким и упорным. Впрочем, не буду смущаться этим; наше дело сеять и сеять, а возрастит и оплодотворит Господь Бог. Разреши же, премилосердный Господи, ослепление и недоумение души моей, я жажду иметь хотя некоторое оправдание на суде Твоем страшном.

26 ноября. Что за окаянство! Пастырь св. Церкви Христовой должен радоваться, когда рабы Божии идут к нему за добрым словом, советом, наставлением, а враг наш тут и есть: он и отягощением телесным удерживает меня, и глупою обидчивостью, недосугом, раздражением, нетерпением; а между тем сколько бы можно добра посеять в сердце того, кто пришел ради веры в твое слово! О, Господи, помоги!! Тысячу раз собирался я не раздражаться, видя наплыв людей, но все уловляет меня в свои сети всезлобный, всехитрый вор и обольститель — диавол. Воистину предлежит брань без надежды перемирия и отдыха до гробовой доски.

8 декабря. Сколь отрадно видеть, что праздник, в честь великого святителя Николая начал проводиться прихожанами более и более по-христиански. Надо стараться всеми силами души и тела неленостно умягчать жесткие сердца людей, сеять семя Слова Божия. Господи Премилостивый, пресвитеров сладосте, Сам помоги! До плотских ли удовольствий священнику и в самом деле, когда нам заповедано вести жизнь духовную, жизнь ангельскую; ибо от уст нас, иереев Божиих, люди взыщут закона, а по жизни нашей будут судить нас.

1900 г. 13 января. Завтра 6 лет60, как я Божиим промышлением впал в тяжелую болезнь, память о которой сохранится на всю жизнь. Слава Богу, много было скорбей в болезни, но она миновала. Таково все земное, — сладкое и горькое — скоротечно; не так будет за гробом, там радости бесконечны, скорби и мучения вечны. Всячески избе-

60 См.: жизнеописание в главе «Биография иерея Василия Соколова» настоящей статьи.

жать надо последних и благодатию и бесконечным милосердием Божиим удостоиться первых. Сподоби, Господи, в вечной славе Твоей царствовати! Но куда увлекают нас страсти наши, худые умы, злые и гордые сердца, животолюбивые тела, сладострастие, не позволенное, собственным сердцем и совестью осуждаемое, при спокойном бесстрастном состоянии? Боже, Ты един веси недуги наша, исцели их и мысли просвети, и надежду укрепи и помощь благовременную при искушении пошли, усердно молюся Ти!

16 января. Да будет мне, дерзновенному, прощено мое обыкновение принимать рабов Божиих на исповедь во всякое время и допускать их к Животворящим Тайнам, без вычитывания положенного молитвенного правила. Искренность покаяния и сердечность пожелания жить по-Божьи да будут достаточным ручательством к допущению грешников к Живоносному Источнику Св. Таин Христовых. Припоминается слово, что грешник будет жив не ради своих заслуг, но ради Самого Господа. Представляю я, недостойный, исповедавшему свою совесть войти самому в нечистое сердце свое, украсить его, просветить, даровать зрение греха, ненависть ко греху, желание очищения и обновления. Помнится слово Господа — Царствие Божие не в слове, а в силе, в силе раскаяния во грехах. Мне думается, важнее всего пособить грешнику покаяться с сердцем сокрушенным, потом краткою речью навести на его душу страх предвкушением Св. Даров. Господи, прости мне непотребнейшему, что принимаю вследствие усиленной просьбы приходящих на исповедь из других приходов61. Хочется всех приблизить ко Господу, все мы члены друг другу, от плоти и от костей Его. Ты, Господи, ведый сокровенная и тайная сердец наших, Сам умудри и настави на страх Твой.

17-е января. Сегодня исполняется 35 лет моего жития62. А я все еще не положил начала спасения, все еще живу в страстях скверных, богопротивных. Что за сила страстей, как они увлекают, как беспокоят, раздражают душу. Господи, спаси мя, погибающего от обаяния душевредных страстей: а как скрепить себя, — недоумеваю. Не обман ли это вражий, что и небольшого воздержания довольно!

3 февраля. Человек сначала ко всему оказывает усердие, а потом расслабевает; то же случилось с моими беседами. Сначала церковная келия не вмещала народа, собиравшегося послушать слово Божие, поучиться от Божественного; а ныне его меньше; как-то остыло в народе чувство доброе. Впрочем, избранные рабы с терпением и не-леностно продолжают упражняться в доброделании. Но и притча Христа о сеятеле говорит, что только четвертая часть людей, коим возвещается слово Божие, творит плод в терпении; % слушающих оказываются неустойчивы, ненадежны. О, расслабление наше греховное, о, сон наш беспробудный! Живем невнимательно, бесстрашно, не собирая добра для будущего. Такое одолело меня отягощение, что не мог я помолиться сегодня вечером и своего малого моления принести Всеблагому Богу; разленился и ночью помолиться взамен этого. Что за тягота. Чувствуешь, что великий грех — оставить молитву, дать покой телу, но и не можешь себя пересилить!

4 февраля. Сегодня утром приразилась злоба беспричинная на странницу и своего прихожанина. Обидел первую и не по-отечески, неласково обошелся со вторым. Ох ты, окаянство мое! А еще мысленно желаешь, чтобы люди уважали тебя; не уважать надо эту гордыню, а принижать до земли. Душевная тоска ныне, потому что не пособоровал

61 О множестве приходящих к о. Василию из других мест см.: Там же.

62 17 января 1865 г.

женщину, сегодня погребенную63. Она больная просила меня сподобить ее сего таинства, только лошади у ней не было, а на своей лошади что-то не поехал, дожидаясь по-путья. Все нерадение, нестарание, невнимание, желание сделать добро без труда!

3 марта. Сижу дома, а пятница. Надо бы идти в храм Божий и читать акафист Честному Кресту64. Не знаю, что делать с моим умом, волей, сердцем. Буря страстей, самых негодных охватывает душу мою: от людей они сокрыты, но Сердцеведец и Всеведущий Бог зрит их. Поборись! Желание есть, но какая-то духовная леность, бесчувствие ко всему святому побеждает доброе желание. Во всякий грех легко впасть. Люб грех сердцу: в сию минуту согрешил бы, а там будь, что будет. Господи мой, Господи, как вырвать скверну из глубины сердечной? Дела могут благообразны быть, а Господь зрит наипаче на тайники сердечные; по свету хорош, благочестив, богобоязнен, в душе же лентяй, сладострастник, обжора, бесстрашный. Смутися воистину дух мой и не знаю, что делаю! Господи, изведи из темницы душу мою, из тяжкого плена, накажи меня лучше как-нибудь, только избавь вечного мучения! Побори борющия мя! 10 часов утра. Звонят к часам и вечерне. Нет, уж сговорено: в храм Божий не пойду; но какой ответ дам Богу, не знаю! Душа испытывает страшные страдания: уныние, скорбь беспредметная, все это за презрение воли Божией. Куда девается у нашей воли сила бороться с грехом? Непонятное дело; становишься чуркой, рабом, ни к чему не годным. О, окаянство наше, немощность наша, порабощение грехам! Что будет там душам грешным, когда всякая помощь Божия оставит человеческую душу? Боже, имиже веси судьбами, спаси непотребных нас! В себе не обретаем силы воли бороться со грехом. Чувствуется опять отягощение вести беседу с народом. — Разве это не прежняя мечта вражеская? Нет, видно, до гробовой доски на белом свете не будет покоя, хотя бы ты и захотел творить добро! Твое желание делать добро противно врагу, он гонит человека. Вся, елика имаши, душе, иди продай и имети имаши сокровище на небеси! Что продай? Са-моугодие, самощажение, твою лень, невнимательность, невоздержность, бесстрашие!

6 марта. Вот наши умы и сердца! Мальчика, ради страха, уволил я из школы, потому что не ходит он в храм Божий. Думаю, пусть отец его придет ко мне и разъяснит причину этого. Приезжает отец и, видимо с обидой, выражает недовольство по поводу моего образа действий; в школе, говорит, следите за своим учеником, а в церковь не придет он, дело не ваше, нет в этом беды. А я возбудился, убогий, и взволновался от задорных речей отца и отказал сыну в приеме обратно в училище. Думаю, так и следует поступить, чтобы не было никому в школе потачки. Но чувствую, что заняться с раздосадованным отцом нужно бы поспокойнее, подушевнее, надо бы уговорить, успокоить его. Горе — эта наша гордость и раздражительность, она ближе к худым сердцам нашим, чем снисхождение, братожаление и тихий нрав.

8 апреля. Великая Суббота. Исповедь продолжалась до 1 часу ночи, говеет около 500 человек. Труда довольно. Хорошо, если бы труд сей Богу был приятен, или хоть не послужил бы в суд или во осуждение. Сегодня и самому полегче и на душе поспокойнее; благодарение Страдавшему и погребению Давшемуся!

63 «Собственника деревни Большого Двора умершего крестьянина Аристарха Стефанова Радичева жена вдова Анна Ивановна Радичева», 56 лет, умерла 2 февраля 1900 г. от чахотки, отпевал 4 февраля свящ. Василий Соколов (Метрическая книга Воскресенской Боровецкой церкви за 1900 г. // ГАВО. Ф. 496. Оп. 38. Д. 8. Л. 236 об. - 237).

64 Акафист читался перед крестом, см.: жизнеописание (глава «Биография иерея Василия Соколова»).

23 апреля. День кончины моего родителя65. И мне скоро придется умирать; при моем здоровье, может, уж и очень скоро, что же делать мне, грешному? Молиться, если еще не поздно; творить милостыню телесную, а наипаче духовную. Между тем я стал удаляться от проповеди слова Божия, по своей немощи, это врагу на руку, он радуется, народ же требует непрестанного напоминания о путях спасения. В одних надо поддержать ревность о спасении, в иных усилить, других удержать от неразумных порывов, а в болезни только озлобляешься, рвешься, удаляешься от людей. Пойду служить панихиду по отце — долг сыновний отдать.

18 июня. День рукоположения меня, недостойного, во иерея66. Велик подвиг и обет иерейский: будь верным на всякое время образом благочестия, терпения, веры, любви, чистоты; а как это трудно для нас, умерщвленных страстями! Но молитвою веры да побеждаем живущий в нас грех, вернее, — благодатию Божиею, немощная врачующею и оскудевающая восполняющею. Бог — источник неоскудный, животворящий для нас, только почерпала нужно обрести через молитву и смирение».

Публикуется по: Перед судом пастырской совести //Вологодские епархиальные ведомости. 1908. № 2. С. 30-36; № 3. С. 68-73; № 7. С. 188-192; № 17. С. 395-400; № 18. С. 419426; 1910. № 17. С. 318-325; № 18. С. 329-336; 1916. № 2. С. 44-46.

Источники

1. Государственный архив Вологодской области (ГАВО). Ф. 1063. Оп. 1. Д. 115, 117; Оп. 6. Д. 1; Ф. 496. Оп. 38. Д. 8, 40; Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1.

2. Государственный архив Харьковской области (ГАХО). Ф. 40. Оп. 101. Д. 1652.

3. Д. С. Священник Василий Николаевич Соколов (некролог) // Вологодские епархиальные ведомости. 1909. № 13. С. 311-313.

4. Заслоновский С. Ф. Памяти о. Василия Соколова // Вологодские епархиальные ведомости. 1909. № 13. С. 314-316.

5. Заслоновский С. Ф. Ювеналий (Из школьных воспоминаний) // Христианин. 1908. № 4. С. 958-962.

6. Миролюбов Н., свящ. Из жизни о. Василия Соколова (Боровецкого) // Церковное слово. 1909. № 144. С. 701-704.

7. Неофит (Следников), игумен. На свещнице (на годовщину по смерти о. Василия Соколова) // Вологодские епархиальные ведомости. 1910. № 10. С. 156-158.

8. Неофит (Следников), игумен. Пастырь душ (памяти о. Василия Боровецкого) // Церковное слово. 1909. № 132. С. 507-512.

9. Несколько слов, сказанных воспитанникам Вологодской духовной семинарии их духовником после первой молитвы пред учением 1 сентября сего 1906 года // Вологодские епархиальные ведомости. 1906. № 19. С. 731-733.

65 Скончался 23 апреля 1882 г., см.: Там же.

66 18 июня 1889 г., см.: Там же.

10. Перед судом пастырской совести // Вологодские епархиальные ведомости. 1908. № 2. С. 30-36; № 3. С. 68-73; № 7. С. 188-192; № 17. С. 395-400; № 18. С. 419-426; 1910. № 17. С. 318-325; № 18. С. 329-336; 1916. № 2. С. 44-46.

11. Различные сообщения официального характера // Вологодские епархиальные ведомости. 1882. № 11. С. 126; 1899. № 8-9. С. 165; 1900. № 18. С. 307-308; 1905. № 3. С. 29; № 21. С. 309; 1907. № 20. С. 472; 1912. № 9. С. 190; 1913. № 7. С. 313.

Литература

1. Блокада, 1941-1944. Ленинград. Книга памяти / предс. редколл. В. Н. Щербаков. СПб., 2004. Т. 12: И-К (Иванова-Калинов).

2. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века / игум. Дамаскин (Орловский) и др.; под общ. ред. митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Тверь, 2006. Т. Апрель.

3. Каплин А. «...Когда стрелы врагов изощрены, и они со всех сторон пускаются врагами в корабль церковный...». К столетию со дня кончины епископа Неофита (Следникова) 187312.10/29.09 1918 // Русская народная линия. https://ruskline.ru/analitika/2018/11/2018-11-07/ kogda_strely_vragov_izowreny_i_oni_so_vseh_storon_puskayutsya_vragami_v_korabl_ cerkovnyj/ (дата обращения: 06.08.2021).

4. Лебедев В. К. Письмо к епископу Иоанну (Поммеру) // История в письмах. Из архива священномученика архиепископа Рижского Иоанна (Поммера). Тверь, 2015. С. 96-97.

5. Молитвенник к Богу усердный: воспоминания об о. Александре Баданине, священнике г. Вологда. Сергиев Посад, 1916.

6. Солодов Н. В., свящ. Агиограф протоиерей Николай Александрович Коноплев: опыт восстановления биографии // Словесность и история. 2021. № 3. С. 123-131.

7. Сорокин А., прот. Александр Вологодский // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 521.

Priest Nikolai V. Solodov

«judged by the pastoral conscience». diary of vasily sokolov «borovetsky»

Abstract. The article is devoted to establishing the authorship of the diary written by some priest of the Vologda diocese and fragmentarily published in the Vologda Diocesan Gazette in 1908-1916 under the title «Judged by the pastoral conscience», with no author's indication. Using archival data and publications in the church periodicals of that time, the researcher has discovered that the diary belongs to the famous ascetic of the Vologda region priest Vasily Niko-laevich Sokolov (1865-1909), also called by his contemporaries «Borovetsky», which is derived from the place of priest's service: sett. Borok of the Vologda district. As a priest, Father Vasily enjoyed great prestige among the inhabitants of the surrounding villages and the Vologda

province in general; at the end of his life Fr. Vasily for several years held the position of spiritual mentor in the Vologda Theological Seminary. Priest Vasily Sokolov's circle of spiritual fellowship included: priest Alexander Badanin (now —locally venerated saint of the Vologda diocese), priest Nikolai Karaulov (Holy Martyr Nikolai, canonized with the New Martyrs and Confessors of Russia), and also hieromonk Theophanes (Kharitonov, later — famous elder of Athos), as well as Bishop Neophyte (Slednikov, died in 1918 as Bishop of Starobelsk and Vicar of the Kharkov diocese), and hieromonk of the Vologda Cross Church Simeon (Stefanov, 1867-1903; devotee of piety), and Nikita (Gromov, 1865-1935; inhabitant of the Dionisievo-Glushitsky Monastery). As shown in the article, it is Bishop Neophyte (Slednikov) who should be considered the publisher and editor of the diary. Since priest Vasily Sokolov was extremely attentive and demanding about his inner world, his diary entries are replete with indications of his unworthiness and imperfections. Being unfamiliar with the life of this ascetic priest, a reader may get the impression that the diary's author really lives a relaxed life and is far from spiritual success. Establishing the authorship of the diary and the biography of priest Vasily allows to correctly assess its content and opens the diary as a witness of the life of the ascetic pastor for a wide range of readers. As an illustration, some fragments of the diary are published in the appendix.

Keywords: priest Vasily Sokolov, Borovetsky, Bishop Neophyte (Slednikov), diary, Vologda diocese, ascetic, Vologda Diocesan Gazette.

Citation. Solodov N. V. «Pered sudom pastyrskoi sovesti». Dnevnik sviashchennika Vasiliia Sokolova «Borovetskogo» [«Judged by the Pastoral Conscience». Diary of Vasily Sokolov «Borovetsky»]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2021, no. 36, pp. 306-327. DOI: 10.24412/2224-5391-2021-36-306-327

About the author. Solodov Nikolai Viktorovich, priest — Senior Lecturer at the Department of Theology of the Moscow Theological Academy (Russia, Moscow). E-mail: [email protected]

Submitted on 27 March, 2021 Accepted on 11 November, 2021

References

1. Blokada, 1941-1944. Leningrad. Kniga pamiati [The Blockade, 1941-1944, Leningrad. A Book of Memory]. Ed. V. N. Shcherbakov. Saint Petersburg, 2004, vol. 12.

2. D. S. Sviashchennik Vasilii Nikolaevich Sokolov (nekrolog) [Priest Vasily Nikolaevich Sokolov (Obituary)]. Vologodskie eparkhial'nye vedomosti — Vologda Diocesan Gazette, 1909, no. 13, pp. 311-313.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Damaskin (Orlovsky), Hegumen and Others. Zhitiia novomuchenikov i ispovednikov Ros-siiskikh XX veka [Lives of the New Martyrs and Confessors of Russia of the 20th Century]. Ed. Metropolitan Juvenaly of Krutitsy and Kolomna. Tver, 2006, vol. April.

4. Kaplin A. «...Kogda strely vragov izoshchreny, i oni so vsekh storon puskaiutsia vragami v ko-rabl' tserkovnyi...». K stoletiiu so dnia konchiny episkopa Neofita (Slednikova) 1873-12.10/29.09 1918 [«...When the Arrows of the Enemies are Sophisticated, and They are Launched from All Sides by the Enemies into the Church Ship...». On the Centenary of the Death of Bishop Neo-

phyte (Slednikov) 1873-12.10 / 29.09 1918]. Russkaia narodnaia liniia [Russian folk line]. Available at: www.ruskline.ru/analitika/2018/11/2018-11-07/ kogda_strely_vragov_izowreny_i_ oni_so_vseh_storon_puskayutsya_vragami_v_korabl_cerkovnyj/ (accessed: 06.08.2021).

5. Lebedev V. K. Pis'mo k episkopu Ioannu (Pommeru) [Letter to Bishop Ioann (Pommer)]. Istoriia vpismakh. Iz arkhiva sviashchennomuchenika arkhiepiskopa Rizhskogo Ioanna (Pommera) [History in Letters. From the Archive of Hieromartyr Archbishop of Riga Ioann (Pommer)]. Tver, 2015, pp. 96-97.

6. Miroliubov N., sviashch. Iz zhizni o. Vasiliia Sokolova (Borovetskogo) [From the Life of Priest Vasily Sokolov (from Borok)]. Tserkovnoe slovo — Church Word, 1909, no. 144, pp. 701-704.

7. Molitvennik k Bogu userdnyi: vospominaniia ob o. Aleksandre Badanine, sviashchennike g. Vologda [A Zealous Prayer to God. Memoirs about Fr. Alexandr Badanin, Priest in Vologda]. Sergiev Posad, 1916.

8. Neofit (Slednikov), igumen. Na sveshchnitse (na godovshchinu po smerti o. Vasiliia Sokolova) [On the Candlestick (On the Anniversary of Death of Fr. Vasily Sokolov)]. Vologodskie eparkhial'nye vedomosti — Vologda Diocesan Gazette, 1910, no. 10, pp. 156-158.

9. Neofit (Slednikov), igumen. Pastyr' dush (pamiati o. Vasiliia Borovetskogo) [Shepherd of Souls (In Memory of Priest Vasily Borovetsky)]. Tserkovnoe slovo — Church Word, 1909, no. 132, pp. 507-512.

10. Neskol'ko slov, skazannykh vospitannikam Vologodskoi dukhovnoi seminarii ikh duk-hovnikom posle pervoi molitvy pred ucheniem 1 sentiabria sego 1906 goda [A Few Words Spoken to the Pupils of Vologda Theological Seminary by Their Confessor after the First Prayer on the Occasion of the New Academic Year on September, 1 of this 1906]. Vologodskie eparkhial'nye vedomosti — Vologda Diocesan Gazette, 1906, no. 19, pp. 731-733.

11. Pered sudom pastyrskoi sovesti [Judged by the Pastoral Conscience]. Vologodskie eparkhial'nye vedomosti — Vologda Diocesan Gazette, 1908, no. 2, pp. 30-36; no. 3, pp. 6873; no. 7, pp. 188-192; no. 17, pp. 395-400; no. 18, pp. 419-426; 1910, no. 17, pp. 318-325; no. 18, pp. 329-336; 1916, no. 2, pp. 44-46.

12. Razlichnye soobshcheniia ofitsial'nogo kharaktera [Various Official Messages]. Vologodskie eparkhial'nye vedomosti — Vologda Diocesan Gazette, 1882, no. 11, pp. 126; 1899, no. 8-9, pp. 165; 1900, no. 18, pp. 307-308; 1905, no. 3, pp. 29; no. 21, pp. 309; 1907, no. 20, pp. 472; 1912, no. 9, pp. 190; 1913, no. 7, pp. 313.

13. Solodov N. V., sviashch. Agiograf protoierei Nikolai Aleksandrovich Konoplev: opyt voss-tanovleniia biografii [Hagiographer archpriest Nikolai Aleksandrovich Konoplev: a biographical investigation]. Slovesnost' i istoriia — Literature and History, 2021, no. 3, pp. 123-131.

14. Sorokin A., prot. Aleksandr Vologodskii [Priest Alexander of Vologday. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopaedia]. Moscow, 2000, vol. 1, pp. 521.

15. Zaslonovskii S. F. Iuvenalii (Iz shkol'nykh vospominanii) [Juvenal (From School Memories)]. Khristianin — The Christian, 1908, no. 4, pp. 958-962.

16. Zaslonovskii S. F. Pamiati o. Vasiliia Sokolova [In Memory of Priest Vasily Sokolov]. Vologodskie eparkhial'nye vedomosti — Vologda Diocesan Gazette, 1909, no. 13, pp. 314-316.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.