Научная статья на тему '"ПРИВЕТСТВУЮ ВАС, ГЕНЕРАЛА ИЗ ГЕНЕРАЛОВ В УЧЕНОМ МИРЕ..." ПИСЬМА РЕКТОРА ВОЛОГОДСКОЙ СЕМИНАРИИ ПРОТОИЕРЕЯ НИКОЛАЯ МАЛИНОВСКОГО Н. Н. ГЛУБОКОВСКОМУ (1907-1910 ГГ.)'

"ПРИВЕТСТВУЮ ВАС, ГЕНЕРАЛА ИЗ ГЕНЕРАЛОВ В УЧЕНОМ МИРЕ..." ПИСЬМА РЕКТОРА ВОЛОГОДСКОЙ СЕМИНАРИИ ПРОТОИЕРЕЯ НИКОЛАЯ МАЛИНОВСКОГО Н. Н. ГЛУБОКОВСКОМУ (1907-1910 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ МАЛИНОВСКИЙ / Н. Н. ГЛУБОКОВСКИЙ / ЕПИ СКОП ИОАНН (КРАТИРОВ) / ВОЛОГОДСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / СРЕДНЕЕ ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ КОМИТЕТ / РЕКТОР

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Широков Павел Федорович (Иеромонах Ферапонт)

В настоящей публикации в научный оборот вводятся письма известного автора учебного пособия по догматическому богословию, ректора Вологодской духовой семинарии протоиерея Николая Малиновского. Письма адресованы знаменитому богослову, экзегету и церковному историку Николаю Никаноровичу Глубоковскому. Письма относятся ко времени педагогической деятельности Н. Н. Глубоковского в Санкт-Петербургской духовной академии, в которой он трудился с 1891 г. вплоть до закрытия духовной школы. Протоиерей Николай Малиновский и Н. Н. Глубоковский являются уроженцами Вологодской губернии и выпускниками Вологодской семинарии. Автор писем затрагивал различные аспекты и проблемы духовного образования. Письма ректора семинарии являются ценным источником по истории Вологодской духовной семинарии в непростой для нее период революционных волнений. Многие приведенные материалы проливают свет на те или иные события, происходившие в духовной школе Вологодской епархии. Отдельные документы посвящены одному из выпускников, а впоследствии преподавателю Вологодской семинарии епископу Саратовскому и Царицынскому Иоанну (Кратирову). В письмах открываются новые факты, дается оценка происходившим событиям, которую не всегда возможно получить путем изучения исторических документов. Публикуемые письма находятся в архивном фонде Н. Н. Глубоковского в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Широков Павел Федорович (Иеромонах Ферапонт)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“MY GREETINGS TO YOU, GENERAL OF THE GENERALS IN THE WORLD OF SCIENCE...” LETTERS OF RECTOR OF VOLOGDA SEMINARY, ARCHPRIEST NIKOLAI MALINOVSKY TO N. N. GLUBOKOVSKY (1907-1910)

This article makes public letters of a well-known author of the handbook in dogmatic theology, Rector of Vologda Theological Seminary, Archpriest Nikolai Malinovsky. The letters are addressed to the famous theologian, exegete and church historian Nikolai Nikanorovich Glubokovsky. They date back to the time of the pedagogical activity of N. N. Glubokovsky at St. Petersburg Theological Academy, where he worked from 1891 until the time of its closure. Archpriest Nikolai Malinovsky and N. N. Glubokovsky were natives of Vologda Guberniya and were graduates of Vologda Seminary. The author of the letters touched upon various aspects and problems of theological education. The letters of the Rector of the Seminary are a valuable source which reflects the life of Vologda Theological Seminary in one of the most diffi cult periods of its history, overshadowed by the revolutionary turmoil. Many of the materials published here shed light on certain events that took place at the Theological School of Vologda Diocese. Some documents deal with one of the graduates, later teacher, of Vologda Seminary, i. e. Bishop of Saratov and Tsaritsyn Ioann (Kratirov). The purpose of the article is a comprehensive analysis of this epistolary heritage; it is directly related to the history of secondary theological education in Vologda Diocese. These letters discover new facts, evaluate relevant historical events, which cannot always be done by studying historical documents only. The research methodology is based on the historical method, which allows one to assess historical events in Vologda Theological Seminary at the beginning of the twentieth century. The published letters are kept in the archival fund of N.N. Glubokovsky in the Manuscript Department of the Russian National Library and have not been used by researchers before.

Текст научной работы на тему «"ПРИВЕТСТВУЮ ВАС, ГЕНЕРАЛА ИЗ ГЕНЕРАЛОВ В УЧЕНОМ МИРЕ..." ПИСЬМА РЕКТОРА ВОЛОГОДСКОЙ СЕМИНАРИИ ПРОТОИЕРЕЯ НИКОЛАЯ МАЛИНОВСКОГО Н. Н. ГЛУБОКОВСКОМУ (1907-1910 ГГ.)»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

проректор по воспитательной работе,

Широков Павел Федорович (иеромонах Ферапонт),

2021. Вып. 98. С. 145-166

Б01: 10.15382Миг11202198.145-166

преподаватель кафедры

церковно-исторических дисциплин Вологодской духовной семинарии Российская Федерация, 160901, г. Вологда, ул. Монастырская, 2

ierom.ferapont@yandex.ru

ОИСГО: 0000-0001-5514-9193

«Приветствую Вас, генерала из генералов

в ученом мире...»

Письма ректора Вологодской семинарии протоиерея Николая Малиновского Н. Н. Глубоковскому (1907-1910 гг.)

П. Ф. Широков (Вступительная статья, публикация и примечания)

Аннотация: В настоящей публикации в научный оборот вводятся письма известного автора учебного пособия по догматическому богословию, ректора Вологодской духовой семинарии протоиерея Николая Малиновского. Письма адресованы знаменитому богослову, экзегету и церковному историку Николаю Никаноровичу Глубоковскому. Письма относятся ко времени педагогической деятельности Н. Н. Глубоковского в Санкт-Петербургской духовной академии, в которой он трудился с 1891 г. вплоть до закрытия духовной школы. Протоиерей Николай Малиновский и Н. Н. Глубоковский являются уроженцами Вологодской губернии и выпускниками Вологодской семинарии. Автор писем затрагивал различные аспекты и проблемы духовного образования. Письма ректора семинарии являются ценным источником по истории Вологодской духовной семинарии в непростой для нее период революционных волнений. Многие приведенные материалы проливают свет на те или иные события, происходившие в духовной школе Вологодской епархии. Отдельные документы посвящены одному из выпускников, а впоследствии преподавателю Вологодской семинарии епископу Саратовскому и Царицынскому Иоанну (Кратирову). В письмах открываются новые факты, дается оценка происходившим событиям, которую не всегда возможно получить путем изучения исторических документов. Публикуемые письма находятся в архивном фонде Н. Н. Глубоковского в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки.

© Широков П. Ф., 2021.

Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 98.

С. 145-166.

Ключевые слова: протоиерей Николай Малиновский, Н. Н. Глубоковский, епископ Иоанн (Кратиров), Вологодская духовная семинария, среднее духовное образование, Учебный комитет, ректор.

Автором публикуемых писем является известный богослов, составитель учебных пособий по догматическому богословию протоиерей Николай Малиновский. Письма охватывают период его пребывания на посту ректора Вологодской духовной семинарии и являются важным источником при изучении истории среднего духовного образования в Вологодской епархии.

Протоиерей Николай Малиновский родился 18 ноября 1861 г. в селе Рабан-ская слобода Вологодского уезда, в семье священника местной церкви. В 1881 г. он окончил Вологодскую духовную семинарию, после чего продолжил обучение в Московской духовной академии. Академию Малиновский окончил со степенью кандидата богословия и «с правом не держать дополнительных устных испытаний перед защитой магистерской диссертации»1. Во время учебы он всегда выделялся примерным прилежанием и трудоспособностью, несмотря на то что вынужден был очень рано вступить в самостоятельную жизнь, став сиротой. Все последующие годы своей жизни Малиновский посвятил духовному образованию. В течение нескольких лет он занимался преподаванием богословских наук в Харьковской семинарии, где в 1889 г. принял священный сан. В 1894 г. он получил назначение на должность инспектора Ставропольской духовной семинарии. Служение в Харьковской семинарии «совпало с излюбленною им специальностью и на всю жизнь определило направление ученых его трудов»2. Именно в Харькове был начат труд по созданию учебного пособия по богословию, за которое впоследствии Малиновский получил степень магистра богословия.

В эти же годы в свет вышел первый том «Православного догматического богословия». После введения нового Устава духовных семинарий в 1884 г. Малиновский как преподаватель богословских наук отчетливо осознал необходимость создания учебника, который должен был соответствовать новой программе. В течение долгих лет Малиновский тщательно и кропотливо трудился над составлением учебного пособия. «Новый учебник М[алиновского] был наиболее популярным пособием по догматическому богословию вплоть до закрытия духовных школ в революционные годы»3. Особенность учебного пособия заключалась в компилятивном характере изложения. «Не стремясь непременно отыскивать и прокладывать новые пути, следуя общепринятому плану в расположении догматических истин, я старался в кратком и общедоступном изложении представить возможно полное и всестороннее освещение или рассмотрение каждого догматического вопроса»4, — отметил Малиновский во время защиты магистерской диссертации.

1 Артёмкин Д., свящ. Малиновский // Православная энциклопедия. Т. 43. М., 2016. С. 207.

2 Некролог // Прибавление к Церковным ведомостям. 1917. № 8. С. 181.

3 Там же. С. 208.

4 Малиновский Н. П. Речь пред защитой магистерской диссертации: «Православное догматическое богословие» // Богословский вестник. 1904. Т. 2. № 6. С. 251.

15 августа 1902 г. священник Николай Малиновский был назначен на должность ректора в Каменец-Подольскую духовную семинарию с возведением в сан протоиерея. 15 июня 1906 г. протоиерей Николай Малиновский получил назначение на должность ректора в родную alma mater — Вологодскую духовную семинарию. Начало ХХ в. было непростым периодом в жизни духовных школ. Революционные волнения не обошли стороной и Вологодскую семинарию5. Новый ректор не сразу произвел положительное впечатление как на воспитанников, так и на педагогическую корпорацию. «С виду угрюмый, малоразговорчивый, малообщительный»6, — так его характеризовал помощник инспектора Никифор Ильинский. Однако, благодаря стойкому характеру и авторитету, ректору удалось вывести семинарию из кризисного состояния.

В годы ректорства в Вологде протоиерей Николай Малиновский продолжал труд по составлению учебника по догматическому богословию, а также составил учебное руководство по Закону Божию для мужских и женских гимназий. В 1910 г. ревизор Учебного комитета П. Ф. Полянский7 дал следующую характеристику Малиновскому: «Ректор — начальник, обладающий замечательным тактом, авторитетом и умеющий всегда поддерживать между сослуживцами отношения миролюбия, направленные к общим интересам заведения.»8. С началом Первой мировой войны трудами ректора в Вологодской духовной семинарии был устроен один из первых в городе лазаретов, духовная школа активно подключилась к служению Родине9. Все последние годы жизни протоиерея Николая Малиновского были посвящены неустанной деятельности на благо родной ему духовной школы. В октябре 1916 г. Святейший Синод удовлетворил прошение ректора об отставке, а уже 28 января следующего года он скончался. «Кратковременным отдыхом почивший лишь воспользовался, чтобы приготовить себя в вечность. <...> Жестокий недуг (он умер от склероза сердца. — Примеч. автора) — удел многих трудолюбцев — сразил его»10.

При изучении жизненного пути протоиерея Николая Малиновского можно с уверенностью отметить скудость материала, связанного с его биографией. В то же время нет особой необходимости подробно излагать жизнеописание извест-

5 Ферапонт (Широков), иером. Роль и значение начальствующих лиц духовных школ в противодействии революционным волнениям в семинариях в начале ХХ века (на примере Вологодской духовной семинарии) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. №1 (29). С. 171.

6 Воспоминания Н. И. Ильинского // ГАВО. Ф. 5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 329.

7 Петр (Полянский Петр Федорович) (1862-1937) — член Учебного комитета при Святейшем Синоде, ревизор учебных духовных заведений. Впоследствии митрополит Крутицкий, Местоблюститель патриаршего престола Русской Православной Церкви (с 1925 по 1937), свя-щенномученик.

8 По отчету статского советника Полянского о ревизии духовно-учебных заведений Вологодской епархии // РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 244. Л. 51.

9 Ферапонт (Широков), иером. Духовно-патриотическая деятельность воспитанников Вологодской духовной семинарии в годы Первой мировой войны // Церковь. Богословие. История: материалы VII Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 8-10 февраля 2019 г.). Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2019. С. 383.

10 Некролог // Прибавление к Церковным ведомостям. 1917. № 8. С. 180.

ного богослова, историка Церкви Николая Никаноровича Глубоковского11 — оно хорошо известно. Отдельным периодам его научной деятельности в России и в эмиграции посвящено немало трудов. Протоиерея Николая Малиновского и Н. Н. Глубоковского связывала многолетняя дружба. Последний достаточно высоко (в отличие от некоторых современников) оценил богословские труды Малиновского. Он писал, что в его работе «компилятивным способом удачно и старательно представлено компактное объединение русской научной литературы на протяжении всего догматического объема»12.

Сохранившиеся письма протоиерея Николая Малиновского Н. Н. Глубо-ковскому находятся в деле 598 фонда 194 Отдела рукописей Российской национальной библиотеки. Все письма подлинники, автографы. Всего в деле 18 писем. Переписка охватывает период с октября 1907 по октябрь 1910 г. Но три письма не представляют интереса: они являются небольшими пояснительными записками по разным вопросам, поэтому ниже публикуется только 15 писем. Письма ректора Вологодской духовной семинарии являются ценным источником по истории Вологодской духовной семинарии. Автор откликается в них на происходящие события в системе духовного образования, в частности на предполагаемые реформы. Малиновский дает характеристику отношения правящего архиерея епископа Вологодского и Тотемского Никона (Рождественского) к духовной семинарии, рассказывает о волнениях в семинариях, которые проявлялись по причине сохранения переводных экзаменов. Из писем видно, что Глубоковский проявлял интерес к жизни своей родной духовной школы. Отдельно стоит выделить письма, посвященные выпускнику Вологодской семинарии епископу Саратовскому Иоанну (Кратирову), скончавшемуся в 1909 г.

Письма публикуются с современной орфографией и пунктуацией. Сохраняются подчеркивания. Сокращенные слова раскрываются в квадратных скобках.

№ 1

25 октября 1907г.

(л. 1) Глубокоуважаемый Николай Никанорович!

Одновременно с сим посылаю письмо в Уральск — настоятельно прошу А[лександра] Н[иканоровича]13 перебраться, т[о] е[сть] изъявить согласие, в

11 См.: Богданова Т. Н. Н. Глубоковский. Судьба христианского ученого. М.; СПб., 2010; Богданова Т., Клементьев А. Глубоковский // Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 601-610.

12 Глубоковский Н. Н., проф. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 11.

13 Речь идет об Александре Никаноровиче Глубоковском, родном брате Н. Н. Глубоковского, выпускнике Вологодской семинарии 1870 г., который проживал в Уральске. В тот же год в письме епископу Вологодскому Никону (Рождественскому) протоиерей Николай Малиновский пишет: «Из Киева от бывшего преподавателя Л. А. Соколова получил я сообщение письмом, что он не находит возможности для себя менять свою службу в Киеве на инспекторство в семинарии. От другого кандидата из Уральска хотя не получал еще ответа, но его брат (имеется в виду Н. Н. Глубоковский. — Примеч. авт.) пишет, что не согласится тоже, дал бы

отечество и прошу дать ответ одновременно и Вам, и мне. Помогите. Инспектор нужен, и не из шутов, а деловитый. Бог знает, что может выйти, если пошлют иеромонаха, вроде бывшего Феофана14 или недавно назначенного в Усть-Сысольск помощника Смирнова15. Невероятное убожество и несоответствие с административной должностью. Здешних кандидатов нет. О ком думали, || (л. 1 об.) нельзя представить; не выдержал испытания. Есть бы, т[о] е[сть]в смысле мог бы быть представлен преподаватель ф[илосо]фии16, но молод, только что перешел из Подольской сем[ина]рии, и нужен как преподаватель философии, и потому очень и очень не хотели бы его трогать. Если согласится А[лександр] Н[иканорович], сообщите о сем имеющему прибыть к 1 ноября нашему епископу17. Я-то уже говорил с ним о сем. И тогда дело двинем. Мы бы его, А[лександра] Н[иканоровича], устроили хорошо. В семинарии теперь спокойно и идет дело как следует. Служба была бы не так трудна. Но если бы решительно не пожелал А[лександр] Н[иканорович], не порекомендуете ли епископу хорошего кого в инспекторы к нам. Не поможет ли и Мих[аил] Андреевич18? Помогите чем можно, а все бы лучше — из Ур[альс]ка.

|| (л. 2) Еще просьба: нужны мне символические книги рим[о]-кат[олической] церкви, особенно каноны и декреты Тридент[ского] собора. Давно написал Киммеля, но не высылает, очевидно, не разыщет издания. Не укажете ли, какое бы издание можно скоро и легко приобрести? Нужен подлинный текст, а если с комментариями, то немец[кая] книга. Нужен еще греч[еский] текст «Послание вост[очных] патриархов». Тоже не укажете ли подходящего для немудрой работы издания.

О[тец] К[онстантин] В[асильевич] Попов19 уже держал главные экзамены. Хорошо держал. Немного и не хватает у него для звания студента, судя по свидетельству выпускному из сем[ина]рии. Успел бы я, устроил его в духовники и законоучители школы при || (л. 2 об.) семинарии, но имеются препятствия. Довольно своеобразен наш Преосвященный. Пришлось представлять извиняющие обстоятельства, т[о] е[сть] как бы от имени о[тца] Попова, напр[имер] по

ответ телеграммой.» (Письма протоиерея Николая Малиновского епископу Никону (Рождественскому). НИОР РГБ. Ф. 765. К. 9. № 89. Л. 9-9 об.).

14 Иеромонах Феофан (Харитонов) — инспектор Вологодской семинарии с 1897 по 1901 г. Впоследствии переселился на Афон, где принял схиму с именем Феодосий.

15 Речь идет о помощнике смотрителя Усть-Сысольского духовного училища статском советнике Владимире Константиновиче Смирнове (уп. в 1905 г.) (см.: Адрес-календарь Вологодской губернии на 1904-1905 годы. Изд. Вологодской губернской типографии, под ре-дакциею секретаря губернского статистического комитета Н. А. Полиевктова. Вологда: Тип. губ. правл., 1904. XIX. С. 138. (Формат — PDF).

16 Речь идет о Николае Ивановиче Хильтове (1880 — не ранее 1918). Н. И. Хильтов стал инспектором Вологодской семинарии в 1907 г. и пробыл на этой должности весь период ректорства протоиерея Николая Малиновского, получив в 1916 г. назначение на должность ректора Тамбовской семинарии.

17 Речь идет о епископе Вологодском и Тотемском Никоне (Рождественском).

18 Речь идет о Михаиле Андреевиче Остроумове (1847-1920), профессоре кафедры церковного права Таврического университета.

19 Священник Константин Васильевич Попов — сын Василия Михайловича и Анны Ни-каноровны Поповых, племянник Н. Н. Глубоковского.

тому поводу, что о[тец] К[онстантин] П[опо]в решился держать экзамен на студента, не спросив предварительно у епископа благословения. Есть какое-то предубеждение у него, но ясно не высказанное.

Не теряю надежды быть до святок в Питере. Намерен в Пет[ербургский] дух[овный] ценз[урный] комитет представлять рукопись свою — частями. Мой Моск[овский] цензор — пр[отоиерей] И[оанн] Д[митриевич] Петропавловский20 — волею Божией умре недавно. Разсылают ревизоров. Если пожелают сюда, милости просим. Может быть, выпросим денег на ремонт сем[ина]рии, а если не дадут — по-пустому и ездить. Будьте здоровы!

Кланяемся и благожелаем,

Ваш покорный слуга

Прот[оиерей] Н[иколай] Малиновский.

Вологда, 25 окт[ября] 18 июня 1909 г.

ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 598. Л. 1-2 об. Подлинник. Рукопись.

№ 2

|| (л. 5) Глубокоуважаемый Николай Никанорович!

Весьма благодарен Вам и за советы, и за денежное одолжение моему зятю. Если позволят обстоятельства окончить ему академию, то можно надеяться устроить его, довольно трудолюбив, скромен, не звезда, но и не без дарований. Летом постараюсь и повыправить, и понаправить. Воздействиям поддается.

С удовольствием читал Вашу последнюю статью в Страннике21. План реформы комитета весьма мне по душе. Благие бы плоды были от || (л. 5 об.) реформ, в намеченном Вами духе и направлении.

Устал очень. Дела закончены учебныя. Ремонт направлен. Посему сегодня еду на отдых — на родину, и в Кадников (30 и 40 в[ерст] от Вологды) дней на 7-10. Если бы вздумали в Вологду, очень бы рад был и принять у себя, и видеть Вас. Вернулся бы из путешествия (5-6 ч[асов] езды). Сообщите по адресу в Вологду, если надумаете быть на севере.

Окончил и печатание Г^го тома22. Вероятно, в цензуру узаконенную часть экземпляров типография уже послала. При удобном случае, не будет ли возможности напомнить Н. И. Сагарде23, дали бы без особого замечания билет на выпуск книги из типографии. По получении || (л. 6) книги, разумеется, вышлю потребное количество экземпляров.

20 Протоиерей Иоанн Дмитриевич Петропавловский (1844-1907) — профессор МДА, духовный писатель.

21 «Странник» — российский ежемесячный журнал для духовенства, выходивший в 18601917 гг.

22 Речь идет о четвертом томе догматического богословия.

23 Николай Иванович Сагарда (1870-1943) — доктор церковной истории, специалист в области патристики. С 18 октября 1906 г. — секретарь Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета. Ученик и корреспондент Н. Н. Глубоковского.

Наш еп[ископ] Н[икон] путешествует. Предполагает вернуться в свой епархиальный град не ранее 20 июля. Хлопочет о викарие в Вологде. По-видимому, хотел бы архимандрита Антония (Быстрова)24 видеть викарием, поместив его в Прилуках. Удастся ли это, отсюда трудно сказать. Раз отказали в этом, откажут ли и теперь.

Особенного еще ничего нет.

Будьте здоровы. Почтение Анне Васильевне25.

Вам преданный

Прот[оиерей] Н[иколай] Малиновский.

16 июня. 3 ч. дня.

10 мая 1910 г.

ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 598. Л. 5-6. Подлинник. Рукопись.

№ 3

|| (л. 7) Глубокоуважаемый Николай Никанорович!

Приветствую Вас, генерала из генералов в ученом мире, генералом и по табели о рангах граждан Российской империи, в убеждении, что в ближайшее время генеральское нравственное право будет юридически оформлено и внешне — звездой26.

Уже с неделю, как все корректуры некролога — двукратные — сданы в типографию. Давно бы пора быть оттискам, но. но. их нет. И напоминал не раз, однако такова постановка издания. Настойчиво советовал перенести печатание «Вол[огодских] Еп[архиальных] В[едомостей]» в Троицкую лавру, но. бесплодно. || (л. 7 об.) Все же скоро окончится, а брошюровку передам уже в другое место.

6 мая произошла здесь глупая и грубая история; вероятно, пойдет по газетам. Служил в соборе еп[ископ] Антоний. Был генералитет местный... Пред «херувимской» весь хор — с регентом — учителем пения в м[ужском] дух[овном]уч[илище] и женском — ушел с клироса, под предлогом, что не платят денег за пение, в частности, не выдана за апрель дополнительная плата соборным старостой. Регента

24 Архимандрит Антоний (Быстров) (1858-1931) — настоятель Свято-Духова монастыря г. Вологды. С 1910 г. — епископ Вельский, викарий Вологодской епархии. С 1921 г. — епископ Архангельский и Холмогорский. В 1929 г. возведен в сан архиепископа. Скончался 16 июля 1931 г. в Архангельске в тюремной больнице от дизентерии. 26 декабря 2006 г. постановлением Священного Синода был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских (см.: Ферапонт (Широков), иером. Обозрение епископом Вологодским и Тотемским Никоном (Рождественским) Вологодской епархии в период пребывания правящим архиереем (по материалам ежегодных отчетов епархиального архиерея) // Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии. Пенза, 2019. С. 73).

25 Речь идет об Анне Васильевне Лебедевой, вдове учителя Глубоковского профессора А. П. Лебедева. В 1920 г., незадолго до эмиграции, Глубоковский оформил с ней брак.

26 В 1910 г. Н. Н. Глубоковский получил чин действительного статского советника (гражданский чин 4-го класса Табели о рангах, который давал право на потомственное дворянство. Соответствовал чинам генерал-майора в армии и контр-адмирала во флоте. Титуловался «Ваше превосходительство». Знаком различия служили галунные петлицы без просветов с двумя звездами и эмблемой служебного ведомства).

и помощника посадили в тюрьму, проведя через весь город с полицейскими... Антоний тут, конечно, ни при чем. Губернатор первоначально обвинил в телеграмме еп[ископу] Ни[ко]ну его певчих даже в «политической забастовке». Сие служит злобой || (л. 8) дня уже не первый день. Таковы здешние «забавы».

Холодно. Начало доходить даже до легкого замерзания. Опасения за ягодный и огородный урожай, и без него не богатый.

Устал. Отдохнуть капитально хотелось бы, но еще идут экзамены. Хорошо, что кончил пока печатание книги. Скоро, вероятно, получу (1-й т[ом] Д[огматического] Б[огословия] 2-е издание). При случае, не откажите напомнить в цензуре, чтобы не задерживали выпуск книги, когда придет сообщение из типографии. На всякий случай Н. И. Сагарда пусть имеет в виду, что, по сравнению с подлинником, вставка имеется и перестановки (ок[оло] 120 печ[атных] страниц), но нет «подрыва основ». все || (л. 8 об.) такое, что цензура безопасно может разрешить. Будьте здоровы!

Почтение с благожеланиями Анне Васильевне!

Ваш протоиерей Николай Малиновский!

8 мая 10 ч. в.

ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 598. Л. 7-8 об. Подлинник. Рукопись.

№ 4

|| (л. 10) Глубокоуважаемый Николай Никанорович!

Простите великодушно за замедление в возвращении Вашей докладной записки. Вопрос в ней рассмотрен настолько полно и всесторонне, что трудно делать дополнительные замечания, кроме как эпизодического характера, нельзя спорить с надеждою на успех и против Ваших выводов. Прилагаю в Ваше распоряжение несколько лишь заметок. Боюсь, не поздно ли посланы и будут ли пригодны хоть в малой мере. || (л. 10 об.) После пасхальных каникул время было довольно тревожное и беспокойное. Все еще продолжала действовать кучка агитаторов против экзаменов. Большинство, однако, дало твердый и благоразумный отпор. Тогда члены общесеминарского союза27, преждевременно давшие в Вятку сообщение, что Вол[огодс]кая сем[ина]рия присоединилась к бойкоту, решили добиваться закрытия семинарии другими путями. Сделали попытку (V кл[асс]) химической обструкции, разбив бутылку с вонючей жидкостью в коридоре. Уличен был виновник, выяснилось, что действовал по жребию. Экстренные заседания, увольнение 14 человек, виновных в указанном деянии и пр[очее]. Допустимо, впрочем, еще предположение, не было ли с жидкостью || (л. 11) и злостного умысла в роде Харьковского28, но разрешившегося лишь разбитием

27 Общесеминарский союз был создан в 1906 г. Его целью была «профессиональная борьба на почве академических требований, но с присоединением к ней и политической борьбы», т. к. «свобода академической жизни <.> неосуществима без гарантированных свобод — слова, печати, собраний и совести для всех граждан России». В союз вступили 36 семинарий (см.: Титлинов Б. В. Молодежь и революция. С. 107).

28 В лицо ректора Харьковской семинарии протоиерея Иоанна Знаменского воспитанником семинарии была выплеснута серная кислота.

бутыли о каменный пол. Все более и более выясняется, что есть в среде учащихся прикосновенные к движению и затеям самых крайних «товарищей» <.> Есть угодившие под арест и суд. Капитальную очистку семинарии придется производить. По квартирам полиция уже наведывается. На днях одну квартиру гимназистов брали ночью прямо приступом, с употреблением оружия. Такова стала учебная служба. Пока боремся, но чем все разрешится — Бог знает. Нельзя медлить с реформой духовной школы. Будьте здоровы! Благожелания Михаилу Андреевичу!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ваш покорный слуга

Прот[оиерей] Н[иколай] Малиновский.

11 мая 9 ч. в.

ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 598. Л. 10-11. Подлинник. Рукопись.

№ 5

|| (л. 12) Христос Воскресе!

Поздравляю Вас, глубокоуважаемый Николай Никанорович, с праздником Воскресения Христова и сердечнейше желаю радостей и милостей от Воскресшего.

Простите, что по недосугам и разным случайным причинам весьма замедлил с ответом. О «Культе сердца Иисусова» у меня небольшая заметка в 21/2 печ[атной] четверки, написанной на основании книги А. А. Лебедева и Гетте — Еретичество папства29. Напечатана как примечание || (л. 12 об.) в печатаемом в Под[ольских] Епарх[иальных] Вед[омостях] очерке «О Боге Искупителе». Вероятно, к июню окончится печатание и пришлю в Ваше распоряжение несколько экземпляров, а пока посылаю № Епарх[иальных] Вед[омостей]. Теперь намерен готовить к печати «Союз между церковью земной и небесною», и вообще — печатать отдельные §§ из отдела о Боге Освятителе и эсхатологии. Не выйдет ли той порой и облегченный цензурный устав?

Преподаватель Соколов30, || (л. 13) ныне окончивший кандидат Казанской академии, из трудолюбивых, но едва ли много сведущий. Предлагает для энциклопедии кое-что из кандидатско-семестровых произведений.

Проф[ессору] А. А. Бронзову31 я давно посылал и 1, и 2 ч[асти] Догматики. Он, получив, посылал отзыв в Рус[ский] Паломник, но напечатан ли — не знаю. Семинария прекратила выписку журнала.

В семинарии все обстояло и обстоит благополучно. В половине отпуск I—V кл[асса] || (л. 13 об.) с переводом воспитанников по годовым баллам, а экзамены в VI кл[ассе] окончатся 24 мая. Каникулы будут длинны. В населении относительно спокойно. Ждем не дождемся реформы семинарии. Хоть бы что-

29 Речь идет о книге священника Владимира Гетте «Еретичество папства», изданной в 1895 г. в Харькове.

30 Иванович Соколов (1865-1939) — российский историк Церкви и церковного права, византинист.

31 Александр Александрович Бронзов (1858-1937) — русский православный богослов, церковный историк, публицист.

нибудь сделали в упорядочении учебно-воспитательного дела. Между прочим, не могу добыть новой программы по Догм[атическому] Бог[ословию]. По философии прислали по ошибке. Говорят и отвечают, что программы новые — великий секрет, к[ото]рый ведают лишь члены Синода и Уч[ебного] Комитета. Ну и пусть себе. До свидания.

Будьте здоровы!

Душевно преданный Вам

Прот[оиерей] Н[иколай] Малиновский.

ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 598. Л. 12-13 об. Подлинник. Рукопись.

№ 6

|| (л. 14) Глубокоуважаемый Николай Никанорович!

Весьма благодарим Вас за приветствие и благожелания и просим принять наши поздравления с наступающим новым годом и пожелания радостей и милостей от воплотившагося Господа на многия лета.

Епископ наш пребывает здесь и преимущественно болеет. О духовничестве в семи[на]рии задачи не || (л. 14 об.) заходило. Обходится вопрос молчанием.

Цензура сообщила, что не может частями давать разрешения на издание моего курса. Вот она — охрана «православия»!.. И кажется, нет другого исхода, как подчиниться. Делал попытку в бытность в столице переговорить о моем деле со старшим цензором еп[ископ] Никон. Дважды посылал к нему своего келейника условиться о времени. Но в первый раз цензор не дал ответа никакого, а во второй ответил так: «Не о чем мне рассуждать», — «мало ли тут в Петербурге бывает епископов», — «если хочет Никон что узнать, по делу, пусть наводит справки || (л. 15) в канцелярии комитета в приемные часы», а «я не приду, и ему — не за чем ко мне». И это быль, о к[ото]рой еп[ископ] Н[икон] передавал и в заседании Синода по хозяйственным делам, на который был приглашен и между прочим — Изв[ольский]32 и Рогович33...

Посылаю в распоряжение Ваше две книжицы, недавно полученные из Харькова. Если еще понадобится, вышлю снова. Как часть войдет в полную Догматику изложенное в них. М[ихаилу] А[ндреевичу] О[строумо]ву посылаю особо. Не можется ли возможным сделать в «Страннике» или «Церк[овном] Вестн[ике]» заметку библиографическую вместо публикации?

Морозно стоит, — 26-28

Кланяемся и благожелаем.

Ваш покорный

Прот[оиерей] Н[иколай] Малиновский.

29 декабря

ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 598. Л. 14-15. Подлинник. Рукопись.

32 Петр Петрович Извольский (1863-1928) — российский государственный служащий, обер-прокурор Святейшего Синода (1906-1909).

33 Алексей Петрович Рогович (1858-1935) — русский государственный деятель, товарищ обер-прокурора Священного Синода.

№ 7

|| (л. 16) Глубокоуважаемый Николай Никанорович!

Посылаю Вам несколько замечаний касательно Учебного Комитета, беглых, в Ваше распоряжение. Быть может, что и пригодится. Печатное приложение прислано было мне в том виде, в каком и сам посылаю. Послано было конфиденциально, точнее, в частном письме о[тцом] Жмакиным34, предлагавшим составить программы по богословию. Две составил, но... О[тец] Жмакин составил сам «лучшия». Проекты || (л. 16 об.) новых программ у меня есть все, но не посылаю. Думаю, Вам не трудно иметь их прям из Уч[ебного] Комитета, и едва ли пожалеете, если просмотрите. Некоторые характерны. Думаю, что и «Циркуляры» дали бы любопытные заключения. Да даже недавнее распоряжение об экзаменах в семинариях? По существу, оно хорошо. Но отчего бы не сделать его в первой половине года? Предупреждены были бы уже начавшиеся закрытия семинарий. Мы надежду имеем, что предупредили осложнения, но если || (л. 17) выйдут, то последствия будут очень тяжки для многих.

Неужели Учебный Комитет ничего не знает и о Вятской семинарии до ревизии Тихомирова35? До оповещения в «Колоколе»36? А вот в «Колоколе»-то наш епископ перепечатал часть моего письма к нему о Вятке и положении дел в семинариях.

Пасха стояла дождливая. Сегодня первый день — солнечный. Юг привлекательнее.

Будьте здоровы!

Ваш покорный слуга

Прот[оиерей] Н[иколай] Малиновский.

Суб[бота] 11 ч. в.

ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 598. Л. 16-17. Подлинник. Рукопись.

№ 8

|| (л. 18) Христос Воскресе!

Глубокоуважаемый Николай Никанорович!

Со светлым праздником Воскресения Христова! Сердечно желаю Вам радостей и милостей от Воскресшаго Господа.

Приношу Вам великую благодарность за участие и советы в деле Д. И. Прозорова. Для него выяснилось все, что требовалось, и семья его теперь более спокойно относится к вероятному в ближайшем будущем браку родственников в недозволенном для брака свойстве. Книжку получил. Благодарю и за сие.

Оказался в Петербурге Мих[аил] Ан[дреевич] О[строумо]в. Вычитал, что состоит членом Учил[ищного] Совета при Синоде и постоянной службы в Харь-

34 Протоиерей Василий Иванович Жмакин (1853-1907) — русский писатель, историк, богослов. Член учебного комитета при Святейшем Синоде.

35 Дмитрий Иванович Тихомиров (1855-1917) — российский деятель просвещения. Действительный статский советник, член Учебного комитета при Святейшем Синоде.

36 «Колокол» — церковно-политическая газета, издававшаяся в столице с 1906 г.

кове. || (л. 18 об.) Удивительно, как просто все делается в столице. Побеждаются законы естества, связанного местом и временем. Думается, что это устроен для Мих[аила] А[ндрееви]ча переходный мост к чему-либо другому. Дай Бог!.. Прошу передать от меня ему глубокое почтение. В случае письма к нему, куда бы писать? Не сообщите ли? А я был бы очень рад, если бы взяли «командировку» в Вологду Вы с ним и пожаловали в здешние края. Теперь и время свободное. В июне еще лучше.

Как знаете, синодальный указ об экзаменах повстревожил учащихся. Начались обсуждения, сходки. Было сие и здесь. Имеем сведения, что являются агитаторы из других семинарий. Велись сношения и с Вяткой. Благоразумное большинство решило подчиниться распоряжению. Таково настроение теперь. Думаем, что не изменится и после праздников. Все предупредительные || (л. 19) меры приняты.

Интересуемся, кто будет назначен Председателем Уч[ебного] Комитета. Только бы не Т[имофей] Б[уткеви]ч37. о возможности чего возвещал «Колокол». Читал в последнем № «Ц[ерковных] Ведом[остей]» протоколы заседания пред-соборного присутствия об Уч[ебном] Комитете. Мягко выражено осуждение сему учреждению, да и не все сказано. У меня есть дополнительные материалы, можно бы и огласить, да некогда писать. Еще подожду. Кстати, не последовало ли каких цензурных облегчений по части издания книг, прежде разрешившихся Синодом. У меня 4 года была в цензуре 2-я ч[асть] догматики<нрзб>; к осени не теряю надежды приготовить окончание к печати; том большой будет. Посылать в цензуру при прежних условиях — значит, опять на годы. Вот и хотелось бы обойти сие. Проекты сего есть, но, может быть, и самый закон не изменен ли?..

ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 598. Л. 18-19. Подлинник. Рукопись.

№ 9

|| (л. 20) Глубокоуважаемый Николай Никанорович!

Вчера получил от о[тца] Г[еоргия] И[вановича] Титова38 сообщение, что назначение А[лександра] Шайжина39 на словесность и историю литературы «оказывается затруднительным, ввиду того, что сей кандидат был в Академии на историческом отделении и не слушал лекций по словесности и литературе». Сообщается об этом «с искренним сожалением, о невозможности услужить» <.> Стало быть, это дело не прошло в утвердительном смысле в Комитете. Быть может, какие особые обстоятельства или лица настоятельно выдвинули формальное препятствие, в существе Комитетом строго не соблюдаемое. Комитет утверждает академистов преподавателями физики и математики. Кто же || (л. 20 об.) из них

37 Тимофей Иванович Буткевич (1854-1925) — протоиерей, писатель, профессор Харьковского университета, член Государственного совета. С 1906 г. — член Святейшего Правительствующего Синода, входил в Учебный комитет Синода.

38 Протоиерей Георгий Иванович Титов (1841-1919) — писатель, член Учебного комитета при Синоде.

39 Александр Семенович Шайжин — впоследствии преподаватель истории литературы и словесности Вологодской духовной семинарии.

слушал сия науки в Академии? А назначения на языки?.. Кто же из академиков вовсе не знает словесности, а в некоторой мере и истории литературы?.. Могли бы быть, думается, формальное препятствие ослаблено, но и не обойдено — допущением быть испр[авлять] должность, с утверждением в должности через год — по донесении, как практикуется с назначениями академиков на физику и математику. Но. дело кончено, по-видимому, и должно с сим помириться. Все же пока, до штатной службы, имеем надежду устроить А. С. Ш[айжи]на здесь: предоставим уроки немецкого языка в I кл[ассе] (9 ур[оков] в 3-х отд[елениях]) и временно — по словесности (из платы по найму) в I же классе (часть, но не все уроки). И предполагается, что он будет ныне преподавать лишь словесность, а || (л. 21) историю литературы во II и III кл[ассе] — старший преподаватель. Могут открыться еще уроки в жен[ском] еп[архиальном] уч[илище], да и в семинарии часто пустуют по разным предметам, то по продолжительной болезни, то по неимению штатных преподавателей, то по вызову их в окружной суд и пр[очее], так что временно ему дано дело и более спокойно можно будет ожидать назначения на штатную должность. Д. Н. Б-ву после Вашего письма из Ессентук я, конечно, написал, еще не поздно было, но, насколько знаю из газет, он в отпуске до 12 сентября с 10-20 июля.

Весьма жалею, что не заехал снова в Ессентуки, при поездке сюда из Владикавказа... Жалею, что и поехал по Волге через Царицын. На пароходе еще заболел желудком, в особенности в связи с простудой, да и наскучила долгая || (л. 21 об.) поездка в одиночестве.

Что ждать по духовному ведомству? Неужели все ложь была в левых газетах по интересующим нас вопросам, как о том заявляют «Моск[овские] Вед[омости]» и «Колокол»? Одно ясно — происходит что-то нескладное в дух[овном] ведомстве. Как бы не разрешилось и более нескладно.

Возможно, что здесь в недалеком будущем будут опять вакансии, если не в семинарии, то в дух[овном] училище. Не теряю посему надежды при Вашем и других добрых людей содействии устроить здесь А. С. и на штатное место, хоть на некоторое время. Он не прочь в законоучители, но пока советую не спешить с этим, особенно в первый встречный город.

Будьте здоровы! Почтение и благожелание Анне Васильевне.

Вам душевно преданный

Прот[оиерей] Н[иколай] Малиновский.

29 авг. 11 ч[асов] в[ечера].

ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 598. Л. 20-21 об. Подлинник. Рукопись.

№ 10

|| (л. 22) Глубокоуважаемый Николай Никанорович!

Посылаю, что получил о Ел[изавете] Ив[ановне] Кратировой40. Полагаю, что получили или получите последнее мое издание. Сегодня из типографии по-

40 Елизавета Ивановна Кратирова — супруга Ивана Александровича Кратирова, впоследствии епископа Саратовского и Царицынского Иоанна (1839-1909) (см.: Глубоковский Н. Н.

лучил сообщение, что еще не выслан из цензуры билет на выход книги. Не откажите при случае поговорить с Н. И. Сагардой, чтобы не оч[ень] замедлили, хотя я ему о сем писал. Каково пишет наш пр[еосвященный] Н[икон] и об автономии Вашей, и о Тарееве41?.. Сумбур идет. Здесь особенного ничего нет. Будьте здоровы! Почтение и благожелание Анне Васильевне.

Ваш протоиерей Николай Малиновский.

22 янв[аря]

ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 598. Л. 22. Подлинник. Рукопись.

№ 11

|| (л. 24) Глубокоуважаемый Николай Никанорович!

Вечером 12 февр[аля] помер пр[еосвященный] Иоанн42, а 14-го погребен в склепе одного из храмов Симонова монастыря. Сообщаю некоторые сведения о последних днях его жизни и погребении: быть может, полезно будет для некролога в «Церк[овном] Вестн[ике]» или «Ведом [остях]» и для приготовленной Вами биографии почившего. Грубая и бесстыдная несправедливость совершена по отношению к нему предержащею «святейшею» властью. В декабре был посылаем м[итрополитом] А[нтони]ем43 саратовский Г[едео]н44 навестить пр[еосвященного] И[оан]на; Г[едео]н был в Москве проездом из Петербурга в Саратов. По-видимому, состоялось уже в это время || (л. 24 об.) опреде-

Преосвященный Иоанн (Кратиров), бывший епископ Саратовский, ректор С. Петербургской духовной академии. (1895-1899) // Христианское чтение. 1909. № 3. С. 421-440).

41 Михаил Михайлович Тареев (1867-1934) — русский религиозный философ, богослов, писатель, преподаватель Московской духовной академии.

42 Иоанн (Кратиров) (1839-1909) — епископ Саратовский и Царицынский, в миру Иван Александрович Кратиров, родился 27 июля 1839 г. в с. Лохте Тотемского уезда Вологодской губернии в семье священника. В 1860 г., по окончании полного курса в Вологодской духовной семинарии, поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1864 г., после чего был назначен на должность наставника в высшем и среднем отделениях Вологодской духовной семинарии. 31 августа 1870 г. перемещен в Московскую духовную академию и утвержден в ней секретарем Совета и Правления. Кратирова приглашали в Санкт-Петербург чиновником особых поручений и ректором семинарии, но он отказался. Однако дело изменилось с назначением (15 сентября 1882 г.) в Харьков архиепископа Амвросия (Ключарева), который убедил Кратирова перейти ректором в Харьков. Овдовев, принял монашество. 25 апреля 1893 г. хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Хиротония совершена в соборе Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга. 23 августа 1895 г. он был определен епископом Нарвским, викарием Санкт-Петербургской епархии и 31 августа назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. В 1899 г. назначен епископом Саратовским и Царицынским. В 1903 г. уволен от управления Саратовской кафедрой и назначен штатным членом Московской Синодальной Конторы и управляющим ставропигиальным Симоновым монастырем. 5 декабря 1908 г. он был уволен от должности штатного члена и от настоятельства в Симоновом монастыре. Скончался вечером 12 февраля 1909 г. (см.: Глубоковский Н. Н. Преосвященный Иоанн (Кратиров), бывший епископ Саратовский. С. 421-440).

43 Антоний (Вадковский) (1846-1912) — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, с 1898 г. — постоянный, а с 9 июня 1900 г. — первенствующий член Святейшего Синода.

44 Ермоген (Долганёв) (1858-1918), с 1903 г. — епископ Саратовский, впоследствии — епископ Тобольский и Сибирский, священномученик.

ление об освобождении пр[еосвященного] И[оан]на от членства в синодальной конторе, напечатанное в Церк[овных] Вед[омостях] с указом о сем самому пр[еосвященно]му И[оан]ну, послан был указ и монастырю о том, чтобы «для архиерея» приготовлено было помещение в Симоновом же монастыре, без упоминания, однако, для какого. Освобождение от членства в конторе не произвело на пр[еосвященного] И[оанна] особого действия. Но указом от 5 дек[абря] приказано было освободить его и от управления монастырем и перевести в то помещение, приготовить которое заранее было указано. Но и монастырские власти еще не знали, что оно для него предназначено. Помещение оказалось низкое, тесное, окна в 1 арш[ин] вышиною; комнаты со сводами, из них одна темная и холодная, рядом с холодным ватерклозетом — скорее кладовая, а не комната; || (л. 25) другая — почти темная (днем я затруднялся читать в ней по недостатку света) и две сравнительно светлых; все комнаты очень маленькие, клетки. Лучшего помещения монастырь не мог дать, хотя и готов бы был: любили в нем пр[еосвященного] И[оан]на. В довершении всего, в синодальном указе значилось, что имеет быть возбуждено ходатайство о пенсии ему в 1000 руб[лей] и, кажется, по предварительном поступлении от него прошения о пенсии. Так воздал Синод за 40-летнюю учебную и административную службу!.. Покойный точно все это предчувствовал, когда просил при оставлении службы в Академии дать ему пенсию по учебной службе, а не назначать в епарх[иальные] архиереи, когда отклонял и предложения арх[иепископа] Ам[вро]сия45 о монашестве и архиерействе. Даже и «братия», видавшая виды, возмущена была расправой || (л. 25 об.) с ним. И за что, для чего? В «Церк[овных] Вед[омостях]» устыдились напечатать об освобождении от управления монастырем. Средств-сбережений у него не было и не осталось. Что получал — раздавал. Перемещение на новую квартиру-темницу и синодальный последний указ так подействовал на старца, что в нем, по отзыву бывших близкими к нему в последнем лиц, как будто внутри что-то сразу оборвалось. Он не жаловался, жил воспоминаниями, начал обнаруживать забывчивость, где и что он говорил о поездке то в Вологду к (умершему) брату и сестре, то в Харьков. Почти не принимал ни пищи, ни лекарств. Началось постепенное тихое угасание, завершившись, по-видимому, безболезненным засыпанием, смертью мирною и спокойною. Замечательно, что тело, || (л. 26 об.) хотя и приняло облик смерти, но почти не изменилось; и в день погребения не имело трупного запаха.

Погребение совершили еп[ископы] Мисаил46 (управляющий Симон[овым] мон[астырем]), Иоанникий47 и Григорий48. Участвовал и я. Был протопресвитер

45 Речь идет об архиепископе Харьковском и Ахтырском Амвросии (Ключареве) (1820— 1901).

46 Мисаил (Крылов) (1837-1918) — епископ Олонецкий и Петрозаводский. В 1908 г. уволен на покой с назначением управляющим ставропигиальным Симоновым монастырем в Москве.

47 Иоанникий (Казанский) (1839-1917) — епископ Архангельский и Холмогорский. В 1908 г. был уволен на покой в Данилов монастырь в Москве.

48 Григорий (Вахнин) (1865-1919) — епископ Орловский и Севский. Выпускник Харьковской духовной семинарии 1885 г.

Марков49 и 4 архим[андри]та, братия монастыря, несколько священников московских. Еп[ископ] Мисаил сказал при гробе теплое и задушевное слово о почившем. Викариев Моск[овски]х на погребении не было, равно не было никого и от Моск[овской] Академии. Приезжал лишь П. И. Казанский50, но как личный друг почившего, а не от Академии.

Все главное сообщил, а если что окажется неясным или неполным, сообщу дополнительно.

|| (л. 27) В Вологде — тревожное время. Свирепствует скарлатина и в тяжелых формах. Тревожные же слухи распространяются и относительно холеры. Некоторые учебные заведения готовятся уже к прекращению занятий, а муж[ская] гимназия — прекратила до 2 марта. В семинарии, слава Богу, все благополучно, заболевших не было, а впредь — надежда на милость Божию. Принимаем и предохранительные меры.

Что-то от Мих[аила] Андр[еевича] Остр[оумо]ва нет вестей. Я полагал, что хоть о получении-то книги напишет несколько строк. Слишком, видимо, предался «суете».

|| (л. 27 об.) Пишу А. А. Б[ронзо]ву сегодня.

Будьте здоровы!

Почтение Анне Васильевне!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вам душевно преданный

Протоиерей Николай Малиновский

17 февраля

ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 598. Л. 24-27 об. Подлинник. Рукопись.

№ 12

|| (л. 28) Глубокоуважаемый Николай Никанорович!

Весьма благодарю Вас за полученные сегодня оттиски ст[атьи] о преосвященном] Иоанне. Присоединяюсь всей душей к сказанному Вами. В этом же духе и мною послан некролог в «Бог[ословский] В[естник]»; просил напечатать непременно в мартовской книжке. Я безлично кое-кого еще обозначаю. В случае возражений — готов буду отвечать. Моск[овский] Ц[ерковный] В[естник] № 8 со ст[атьей] — заметкой Е[пископа] М(исаила) читал. Если Вы и не имели ее под руками, ничего не потеряли. Речь. не оратора и не сильного умом, но искренняя и задушевно была в произношении. Перечисляются там еще еп[иско]пы, совершившие панихиды. Это и я опустил в статье — намеренно. Ни один из викариев не явился на погребение. В извлечении некролог о пр[еосвященном] И[оанне] помещу в Епарх[иальных] Вед[омостях]. Поместим в сем[ина]рии его портрет. Привез из Москвы 40 экземпляров] портретов его дов[ольно] больш[ого] формата (печатных, Саратовских).

49 Протоиерей Владимир Марков (1841-1918) — настоятель храма Троицы на Арбате (1870-1900), протопресвитер Успенского собора в Кремле (1900-1911), настоятель храма Христа Спасителя (1911-1917).

50 Казанский Петр Иванович (1838-1913) — богослов, библеист, заслуженный профессор МДА.

|| (л. 28 об.) С. Никитский51 мне хорошо известен. Год с небольшим служил он в Харькове при пр[еосвященном] И[оан]не. Был моим предшественником в Х[арьковской] сем[инарии] по преподаванию богословия. Я был назначен советом Ак[адемии] по окончании курса Моск[овской] сем[инарии] на богословие. Н[икитс]кий через графа Уварова добился перевода в Москву на предназначенное мне место, а меня в Х[арько]в — на его место. Все вышло к лучшему. Едва ли он мог сообщить ценные данные, но к пр[еосвященному] Иоанну, несомненно, был расположен. Человек деловитый, хотя большой аферист. Значительное состояние имеет и имение под Москвой. Скупает разные издания и хорошие гешефты52делает. Оборотист.

Газетные сведения доходят до В[олог]ды о проектах реформ. Мне думается, что рано еще вдаваться в крайний пессимизм. Воспряньте духом! Еще не пришло время нам думать о пенсии. На монахах новейшего покроя далеко не уехать. Вам, конечно, виднее и более известно делающееся, но едва ли что согласное выйдет из действий комиссии по реформе дух[овно]-уч[ебных]завед[ений], || (л. 29) в частности академий. Еще много воды утечет, прежде чем додумаются до чего-либо такого, что предложено будет к исполнению. Кратко хочется написать о «православии» Храповицкого53, да некогда. Спешу с IV т[омом] Дог[ма]тики. Штудирую кн[игу] проф[ессора] Соколова54. Много полезного для меня. Переделываю разрешенный цензором § об особен [нос]тях рим[о]-кат[олического] уч[ения] о священстве.

Я склонен, (но не убежден) был думать, что М. А. О[строумо]в в столице, на досуге от лекций и профессорства, сделает и будет убежденно стремиться к чему-либо особо дельному... Казалось бы, и независимый человек, с волей упрямою, по крайней мере в семье. Воздействовали искушения столичного чиновного мира.

Поживем, увидим, а пока будем делать свое прямое дело. Почтение Анне Васильевне и А. А. Бронзову. Будьте здоровы.

Вам преданный протоиерей Николай Малиновский

6 марта 11 ч[асов] в[ечера]

ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 598. Л. 28-29. Подлинник. Рукопись.

51 Речь идет о Сергее Павловиче Никитском — писателе, выпускнике Московской духовной академии.

52 Коммерческое дело, основанное на спекуляции низшего разбора или на обмане.

53 Антоний (Храповицкий) (1863-1936) — митрополит Киевский и Галицкий, основатель и первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей.

54 Иоанн Павлович Соколов (1870-1921) — профессор Санкт-Петербургской духовной академии. С 1901 г. — исполняющий делами доцента кафедры истории и разбора западных исповеданий. В 1907 г. защитил диссертацию «Учение Римо-католической церкви о таинстве священства. Историко-догматический очерк» и получил степень магистра богословия. Состоял доцентом. 1 сентября 1909 г. стал экстраординарным профессором кафедры истории и обличения западных исповеданий в связи с историей Западной Церкви от 1054 г. до настоящего времени. С 30 сентября 1916 г. — член правления Петроградской духовной академии. С 13 мая 1917 г. — член совета при Святейшем Синоде по укреплению и распространению Православной веры. Участник Поместного собора 1917-1918 гг.

№ 13

|| (л. 30) Глубокоуважаемый Николай Никанорович!

Великодушно извините, что отвечаю на Ваши письма с замедлением. В экзаменах много недосуга и усталости. Посылаю беглые заметки о пр[еосвященном] Иоанне. Думаю, суть можно уловить, а если бы нужда открылась в подробностях касательно чего-либо, готов служить, чем могу, в пределах своих сведений. Частности, думаю, не погодятся. Проверить мои суждения, впечатления, воспоминания о Харькове смог бы М. А. Остр[оумо]в; мог бы и восполнить, ибо он по многим || (л. 30 об.) делам и отношениям был ближе меня посвящен самим Ив[аном] Александровичем] Кр[атировы]м.

Не будете ли в Вологде? Можно бы поговорить — это лучше; порыться и в письмах. Если вздумаете, чему я был бы очень рад, сообщите о времени. Помещение у меня найдется удобное, нестеснительное, ну и все прочее. Хотелось бы и побеседовать. Не вздумает ли и М. А. О[строумо]в, если еще не уехал в Харьков? Милости просим «на ревизию». Одно время самому хотелось поехать в Петербург, но еп[ископ] Н[ико]н все «отклонял». Теперь понял, почему он это делал, понял и его... Больше, чем понимал раньше... Тяжело будет служить с ним дальше, но делать нечего. Несчастная и епархия!

|| (л. 31) С Р[ождества]Хр[истова] Еп[иско]па нет в В[олог]де. Викарию право на управление и теперь не дано. Вершит дела одноглазый секретарь. В сложном положении и сем[ина]рия. Пора бы сему положить конец, но, кажется, некому. Скверные вести идут о деяниях, творящихся в Синоде. Как бы не сказались скоро и плоды сего.

0 В. Попове55 — <нрзб>. Поведением его теперь довольна инспекция. Опасность ему не грозит. Внушения библейские много сделаны. Я лично доволен его поведением. Были у него случайные увлечения. С IV кл[асса] постепенно воздействовали, чтобы переходил в 1-м разряде. Способности позволяют достигнуть это без особого напряжения.

|| (л. 31 об.) О многом бы хотелось поговорить, но усты к устом.

Будьте здоровы! От приехавших студентов слышу, что, по-видимому, испытываете и утомление, и тяжесть в душе, и горечь!.. Помоги Вам Бог!

Если приедете, постараемся поуспокоить. И я бы с Вами поотдохнул.

Будьте здоровы!

Кланяемся Вам и благожелаем

Ваш преданный

Протоиерей Николей Малиновский

1 июня 11 ч[асов] в[ечера]

ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 598. Л. 30-31 об. Подлинник. Рукопись.

55 Вероятно, речь идет об одном из родственников Н. Н. Глубоковского, обучавшемся в Вологодской семинарии.

№ 14

|| (л. 32) Глубокоуважаемый Николай Никанорович!

В подлинной (в деле) бумаге Консистории не был указан уезд, в коем находится Ло[хотская] Пр[оисхожденская] церковь56. От сего — и недоговоренность. По точной справке в нынешних списках приходов — в Тотемском уезде. Вопрос: «Как и в каком родстве с архиеп[ископом] Амвросием57 был И. А. Кратиров»? Для меня нечто неожиданное и новое. Насколько мне известно, никакого родства не было и нет, ни непосредственном, ни чрез посредство племянников и племянниц пр[еосвященного] И[оан]на и пр[еосвященного] Ам[вро]сия. Разве завелось такое после его болезни, а пока он был в доброй памяти — никогда не говаривал || (л. 32 об.) ни о родстве, ни о свойстве, даже и в Саратове и после Саратова. Содействовал он браку одного Вологжанина (кажется, Церков-ницкого) на дочери прежднего и старого слуги арх[иепископа] А[мвро]сия, но Ц[ерковниц]кий — не в родстве с пр[еосвященным] И[оанном]м, а дочери слуги А[мвроси]я усвояется родство с пр[еосвященным] А[мвросием] и даже близкое — сплетнями, цена коим — 0. Такие сплетни были некогда в Харькове.

Весьма благодарен Вам за книжку «О реформе дух[овной] школы». В прошлом письме забыл поблагодарить, а Вы прислали второй экз[емпляр]. Простите за забывчивость и оплошность. Вообще, исправно доходят все Ваши сообщения и посылки. Не окажется ли у Вас экземпляра свободного, хоть подержанного «Руководства к корректуре», издания || (л. 33) Вашего покойного брата58. Если найдется, не откажите послать. Предстоит много печатания мне. Теперь окончено печатание учебного пособ[и]я для VI кл[асса], а дальше будет новый курс печататься...

Оч[ень] жаль, что не судьба Вам ныне быть здесь. Жарко. Выше 30! Купанье доброе... Но и о здоровье Вашем надлежит позаботиться. Оно нужно для оч[ень] и оч[ень]многих и для прав[ославой] учености блага.

Да поможет Вам Бог!

Ваш преданный слуга

Протоиерей Николай Малиновский

Вологда

7 июня

ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 598. Л. 32-33. Подлинник. Рукопись.

№ 15

|| (л. 34) Глубокоуважаемый Николай Никанорович!

Посылаю Вам заметки о пр[еосвященном] Иоанне и пр[очем]. Относительно заметок: предполагаю, что понадобятся общие данные. Что мог, воспроизвел в памяти, а подробности написал, чтобы более понятна была психология

56 Епископ Иоанн (Кратиров) был сыном священника Лохотской Происхожденской церкви Александра Георгиевича Кратирова.

57 Речь идет об архиепископе Харьковском и Ахтырском Амвросии (Ключареве).

58 Речь идет о Матвее Никаноровиче Глубоковском (1857-1903) — русский журналист, издатель, основатель научно-популярного журнала «Наука и жизнь».

событий. Если М. А. О[строумо]в не сделался дипломатом, то все можем иллюстрировать. Я это утверждаю. В понимании подкладки событий прежде мы сходились, разве в мелочах была разность. Думаю, что из моих заметок понадобится может 5-10 строк, так и писал... Но если что не будет понятно, почувствуется нужда в восполнении недоговоренного, возникнут недоумения, сделайте на полях заметки и вопросы, || (л. 34 об.) обратно листы пришлите, восполню, насколько могу, если нужно, и в литературном изложении, хотя не думаю, чтобы в этом была надобность. По крайней мере, из письма Вашего я не усмотрел, чтобы требовалось и это последнее и многое другое. А если чего не допонял, прошу извинить. Готов исправить.

О генеалогии Вашей. Секретарь Консистории П. В. Лебедев взялся лично руководить, и следят за справками в архивы архивариусы. Присылаю все в подлиннике, что они разузнали в архиве. Никакого гонорара за справки, если и окажутся они имеющими значение для Вас, полагаю, не потребуется, но, думаю, что секретарь и, || (л. 35) кажется, Ваш ученик, а почитатель — несомненно, будет рад, если пошлете что-либо из своих изданий, через меня или непосредственно, как найдется более удобным. 30-го авг[уста] отправляется в столицу моя жена с дочерью. Быть может, возможно будет посылка с ней. Возможно встреча. Пробудет до 10-15 сент[ября].

Не откажите передать посылаемый ответ на запрос проф[ессору] Бронзову, не крепко срочный.

Грустные наши дела. Епархия без пастыря, а если и бывает, то вершат дела прихвостни... Приехал сюда 3-4 авг[уста] (уехал 3-4 янв[аря]), а около 1 сент[ября] опять хочет уезжать в Петербург. (вероятно, сначала на родину, в Москву, и еще куда-ниб[удь]). Опасность, как бы не вышло осложнения между ним и семинарией. Предстоит или открыть || (л. 35 об.) 3 отд[еление] в 1-м кл[ассе], или отказать в приеме и удалить 12-14 чел[овек], или, вопреки закону и всякой педагогике, допустить по 60 чел[овек] в 1-м классе. Против двух последних возможностей Правление сем[ина]рии, против первой — епископ, но едва ли против последней.

С 1 сент[ября] оставляет службу при семинарии прот[оиерей] В. С. Карпов59. Нужен будет новый преподаватель. Предполагаю попытаться, не пожелает ли Н. А. Рукин60? От прихода отказался он, состоит в дух[овном] училище. Мало, однако, надеюсь на согласие. Не окажется ли у Вас на примете хорошего кандидата? Сообщите, если встретится. Спешить представлением не имеем в виду. Идут реформы, или готовятся. Мог ли бы я, напр[имер], вместо Св[ященного] Писания взять на себя преподавание Догматики? Не наметилось ли каких решений у власти на случай таких возможностей?

Весь к Вашим услугам

Протоиерей Николай Малиновский

28 авг. 11 ч[асов] 30 мин[ут]веч[ера]

ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 598. Л. 34-35 об. Подлинник. Рукопись.

59 Протоиерей Василий Степанович Карпов — кандидат богословия, преподаватель основного, догматического, нравственного богословия и еврейского языка.

60 Протоиерей Николай Александрович Рукин — преподаватель русского языка Вологодского духовного училища.

Список литературы

Артёмкин Д., свящ. Малиновский // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. 43. М., 2016. С. 207-209.

Богданова Т., Клементьев А. Глубоковский // Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 11. М., 2006. С. 601-610.

Богданова Т. Н. Н. Глубоковский. Судьба христианского ученого. М.; СПб., 2010.

Ферапонт (Широков), иером. Духовно-патриотическая деятельность воспитанников Вологодской духовной семинарии в годы Первой мировой войны // Церковь. Богословие. История: материалы VII Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 8-10 февраля 2019 г.). Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2019. С. 382-289.

Ферапонт (Широков), иером. Обозрение епископом Вологодским и Тотемским Никоном (Рождественским) Вологодской епархии в период пребывания правящим архиереем (по материалам ежегодных отчетов епархиального архиерея) // Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии. Пенза, 2019. С. 71-76.

Ферапонт (Широков), иером. Роль и значение начальствующих лиц духовных школ в противодействии революционным волнениям в семинариях в начале ХХ века (на примере Вологодской духовной семинарии) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 1 (29). С. 151-173.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2021. Vol. 98. P. 145-166 DOI: 10.15382/sturII202198.145-166

Pavel Shirokov (Hieromonk Ferapont), Vicerector for Pedagogical Work, Master of Theology, Teacher at the Vologda Theological Seminary 2 Monastyrskaya Str., Vologda 160901, Russian Federation ierom.ferapont@yandex.ru ORCID: 0000-0001-5514-9193

"My Greetings to You, General of the Generals in the World of Science ..." Letters of Rector of Vologda Seminary, Archpriest Nikolai Malinovsky to N. N. Glubokovsky

(1907-1910)

P. Shirokov

Abstract: This article makes public letters of a well-known author of the handbook in dogmatic theology, Rector of Vologda Theological Seminary, Archpriest Nikolai Malinovsky. The letters are addressed to the famous theologian, exegete and church historian Nikolai Nikanorovich Glubokovsky. They date back to the time of the pedagogical activity of N. N. Glubokovsky at St. Petersburg Theological Academy, where he worked from 1891 until the time of its closure. Archpriest Nikolai Malinovsky and N. N. Glubokovsky were natives of Vologda Guberniya and were graduates of

Vologda Seminary. The author of the letters touched upon various aspects and problems of theological education. The letters of the Rector of the Seminary are a valuable source which reflects the life of Vologda Theological Seminary in one of the most difficult periods of its history, overshadowed by the revolutionary turmoil. Many of the materials published here shed light on certain events that took place at the Theological School of Vologda Diocese. Some documents deal with one of the graduates, later teacher, of Vologda Seminary, i. e. Bishop of Saratov and Tsaritsyn Ioann (Kratirov). The purpose of the article is a comprehensive analysis of this epistolary heritage; it is directly related to the history of secondary theological education in Vologda Diocese. These letters discover new facts, evaluate relevant historical events, which cannot always be done by studying historical documents only. The research methodology is based on the historical method, which allows one to assess historical events in Vologda Theological Seminary at the beginning of the twentieth century. The published letters are kept in the archival fund of N.N. Glubokovsky in the Manuscript Department of the Russian National Library and have not been used by researchers before.

Keywords: Archpriest Nikolai Malinovsky, N. N. Glubokovsky, Bishop Ioann (Kratirov), Vologda Theological Seminary, secondary religious education, Educational Committee, rector.

References

Artiomkin D. (2016) "Malinovskii", in Pravoslavnaia Entsiklopediia [Orthodox Encyclopaedia], vol. 43 (in Russian).

Bogdanova T., Klement'iev A, (2006) "Glubokovskii", in Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopaedia], vol. 11, p. 601-610 (in Russian).

Bogdanova T. (2010) N.N. Glubokovskii. Sud'ba khristianskogo uchenogo [N.N. Glubokovsky. The fate of a Christian scholar]. Moscow; St. Petersburg (in Russian).

Ferapont (Shirokov), hieromonk (2019) "Dukhovno-patrioticheskaia deiatel'nost' vospitannikov Vologodskoi Dukhovnoi Seminarii v gody Pervoi mirovoi voiny" [Spiritual and patriotic activity of students ofVologda Theological Seminary during the First World War]. Tserkov'. Bogoslovie. Istoriia: Materialy VII Vserossiiskoi nauchno-bogoslovskoi konferentsii (Ekaterinburg) [Church. Theology. History: Materials of the 7th All-Russian Scientific and Theological Conference (Yekaterinburg, February 8-10, 2019)]. Yekaterinburg. P. 382-289 (in Russian).

Ferapont (Shirokov), hieromonk (2019) "Obozrenie Episkopom Vologodskim i Totemskim Nikonom (Rozhdestvenskim) Vologodskoi eparkhii v period prebyvaniia praviashchim arkhiereem (po materialam ezhegodnykh otchetov eparkhial'nogo arkhiereia)" [Survey by Bishop of Vologda and Totma Nikon (Rozhdestvensky) of Vologda Diocese during his stay as Ruling Bishop (based on annual reports of the diocesan bishop)], in Niva gospodnia. Vestnik Penzenskoi dukhovnoi seminarii [Lord's fields. Bulletin of Penza Theological Seminary]. Penza, p. 71-76 (in Russian).

Ferapont (Shirokov), hieromonk (2020) "Rol' i znachenie nachal'stvuiushchikh lits dukhovnykh shkol v protivodeistvii revoliutsionnym volneniiam v seminariiakh v nachale 20 veka (na primere Vologodskoi dukhovnoi seminarii)" [The role and significance of the leaders of theological schools in countering revolutionary unrest in seminaries at the beginning of the twentieth century (with Vologda Theological Seminary as an example)]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii, 1 (29), p. 151-173 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.