Научная статья на тему 'Деятельность протоиерея николая малиновского на посту ректора вологодской духовной семинарии (1906–1916 гг.)'

Деятельность протоиерея николая малиновского на посту ректора вологодской духовной семинарии (1906–1916 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
139
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Святейший Синод / Учебный комитет / Вологодская духовная семинария / архиепископ Никон (Рождественский) / епископ Антоний (Быстров) / протоиерей Николай Малиновский / протоиерей Николай Кибардин / духовное образование / догматическое богословие. / Holy Synod / Educational Committee / Vologda Theological Seminary / archbishop Nikon (Rozhdestvensky) / bishop Anthony (Bystrov) / archpriest Nikolay Malinovsky / archpriest Nikolay Kibardin / theological education / dogmatic theology

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Широков Павел Федорович

В статье на основе архивных материалов, а также дневниковых записей помощника инспектора Вологодской семинарии Никифора Ильинского представлено исследование о деятельности протоиерея Николая Малиновского (1861–1917) на посту ректора Вологодской духовной семинарии. При написании статьи использовались материалы Российского государственного исторического архива г. Санкт-Петербурга (РГИА) и Государственного архива Вологодской области (ГАВО), значительная часть которых впервые вводится в научный оборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Activities of Archpriest Nikolay Malinovsky as the Rector of the Vologda Seminary (1906–1916)

The article presents a study on the activities of archpriest Nikolay Malinovsky (1861–1917) as rector of the Vologda Theological Seminary. It is based on archival materials and diary entries of Nikifor Ilyinsky, assistant inspector of the Vologda Seminary as well as on the materials of the Russian State Historical archive of St. Petersburg and the State Archive of the Vologda region. A significant part of them is being introduced into scientific circulation for the first time.

Текст научной работы на тему «Деятельность протоиерея николая малиновского на посту ректора вологодской духовной семинарии (1906–1916 гг.)»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 1 (4) 2020

Иеромонах Ферапонт (Широков)

Деятельность протоиерея Николая Малиновского на посту ректора Вологодской духовной семинарии

(1906-1916 гг.)

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10006

Аннотация: В статье на основе архивных материалов, а также дневниковых записей помощника инспектора Вологодской семинарии Никифора Ильинского представлено исследование о деятельности протоиерея Николая Малиновского (1861-1917) на посту ректора Вологодской духовной семинарии. При написании статьи использовались материалы Российского государственного исторического архива г. Санкт-Петербурга (РГИА) и Государственного архива Вологодской области (ГАВО), значительная часть которых впервые вводится в научный оборот.

Ключевые слова: Святейший Синод, Учебный комитет, Вологодская духовная семинария, архиепископ Никон (Рождественский), епископ Антоний (Быстров), протоиерей Николай Малиновский, протоиерей Николай Кибардин, духовное образование, догматическое богословие.

Об авторе: Иеромонах Ферапонт (Широков Павел Федорович)

Магистр богословия, соискатель кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии.

E-mail: ierom.ferapont@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5514-9193

Ссылка на статью: Ферапонт (Широков), иером. Деятельность протоиерея Николая Малиновского на посту ректора Вологодской духовной семинарии (1906-1916 гг.) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1 (4). С. 86-94.

* Фотографии предоставлены автором.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal No. 1 (4) 2020

Hieromonk Ferapont (Shirokov)

The Activities of Archpriest Nikolay Malinovsky as the Rector of the Vologda Seminary (1906-1916)

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10006

Abstract: The article presents a study on the activities of archpriest Nikolay Malinovsky (1861-1917) as rector of the Vologda Theological Seminary. It is based on archival materials and diary entries of Nikifor Ilyinsky, assistant inspector of the Vologda Seminary as well as on the materials of the Russian State Historical archive of St. Petersburg and the State Archive of the Vologda region. A significant part of them is being introduced into scientific circulation for the first time.

Keywords: Holy Synod, Educational Committee, Vologda Theological Seminary, archbishop Nikon (Rozhdestvensky), bishop Anthony (Bystrov), archpriest Nikolay Malinovsky, archpriest Nikolay Kibardin, theological education, dogmatic theology.

About the author: Hieromonk Ferapont (Shirokov Pavel Fedorovich)

Master of Theology, Postgraduate student of the Department of Church History at the Saint Petersburg

Theological Academy.

E-mail: ierom.ferapont@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5514-9193

Article link: Ferapont (Shirokov), hieromonk. The Activities of Archpriest Nikolay Malinovsky as the Rector of the Vologda Seminary (1906-1916). Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2020, no. 1 (4), pp. 86-94.

Имя выдающегося богослова протоиерея Николая Малиновского1 неразрывно связано с Вологдой и Вологодской духовной семинарией. Именно в Вологодской семинарии получил среднее духовное образование автор популярного учебника по догматическому богословию. Спустя десятилетия, обретя значительный опыт, протоиерей Николай Малиновский был назначен на должность ректора родной alma mater. Отец Николай являлся продолжателем богословской традиции митрополита Макария (Булгакова) и архиепископа Филарета (Гумилевского)2. Находясь в одном ряду со столь значимыми для русской богословской мысли иерархами, имя протоиерея Николая Малиновского до настоящего времени известно лишь в среде специалистов в области богословия. Оставляя в стороне его научное наследие, рассмотрим в данной статье деятельность протоиерея Николая Малиновского в период его пребывания на посту ректора Вологодской духовной семинарии.

В начале ХХ в. большинство духовных семинарий захватила волна революционного движения, и Вологодская духовная семинария не стала исключением. Революционные волнения 1905 г. окончательно завершились только к лету следующего года. В 1906 г. в Вологодской епархии произошла смена правящего архиерея: епископ Алексий (Соболев)3 был почислен на покой с правом пребывания в Арзамасе, а на Вологодскую кафедру был назначен епископ Никон (Рождественский)4. Ряд кадровых переназначений происходит и в Вологодской семинарии: инспектор семинарии священник Алексий Лебедев был переведен смотрителем духовного училища в город Ригу, а на его место был назначен молодой иеромонах Иоанн (Поммер)5. В скором времени новое назначение получил и ректор семинарии протоиерей Александр Агрономов6, возглавлявший духовную школу в течение почти девяти лет.

Ректором Вологодской духовной семинарии был определен протоиерей Николай Малиновский, занимавший до этого пост ректора Каменец-Подольской духовной семинарии. Будущий ректор родился в 1861 г. в деревне Рабаньге Вологодской губернии в семье священника. По окончании обучения в Вологодском духовном училище он окончил Вологодскую семинарию и Московскую духовную академию. Впоследствии в течении нескольких лет он трудился в сфере духовного образования в Харькове и Ставрополе. По воспоминаниям помощника инспектора Вологодской семинарии Никифора Ильинского, «мнения о личности прот[оиерея] Малиновского были самые разнообразные. В одном, правда, сходились все, что новый наш будущий начальник... несомненно человек умный и администратор хороший, известный составитель учебника по догматическому богословию и другими учеными трудами по богословию»7. Ко времени назначения протоиерея Николая Малиновского в Вологду его учебник был уже принят в качестве учебного пособия практически во всех духовных школах.

С первого взгляда ректор производил неоднозначное впечатление. «С виду угрюмый, малоразговорчивый, малообщительный»8, — так характеризовал

1 См.: Артемкин Д., свящ. Малиновский Николай Платонович, протоиерей // Православная энциклопедия. Т. XLIII. М., 2016. С. 207-209.

2 См.: Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002; ЛисовойН.Н. Обзор основных направлений русской богословской академической науки в XIX — начале XX столетий // Богословские труды. М., 2002. Вып. 37. С. 14-17, 21-22; КарпукД.А. Макарий (Булгаков), митрополит // Православная энциклопедия. Т. XLII. М., 2016. С. 487-500.

3 Алексий (Соболев) (1836-1911) — епископ Вологодский и Тотемский с 1895 по 1906 гг.

4 Никон (Рождественский) (1851-1919) — архиепископ Вологодский и Тотемский с 1906 по 1912 гг. Известный общественный и церковный деятель.

5 Иоанн (Поммер) (1876-1934) — инспектор Вологодской семинарии с 1906 по 1907 гг., впоследствии архиепископ Рижский и Митавский, священномученик. См.: ГаврилинА.В. Иоанн (Поммер), сщмч. // Православная энциклопедия. Т. XXIII. М., 2010. С. 292-295.

6 Протоиерей Александр Агрономов (1853-1920) — ректор Вологодской семинарии с 1897 по 1906 гг., впоследствии настоятель Таллинского Никольского храма.

7 ГАВО. Ф. 5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 322-322 об.

8 Там же. Л. 329.

Вологда- Дул он пая Сешшари,

Вологодская духовная семинария. Нач. XX в.

его Н. Ильинский. Воспитанники приняли его с некоторой осторожностью, особенно после его предшественника, который позволял себе обращаться с ними достаточно свободно. В первое время особое внимание ректор уделял внешности воспитанников. При протоиерее Александре Агрономове для всех учащихся была введена обязательная форма. Ко времени прихода нового ректора «семинаристы, столь внимательные к костюмам и своей внешности в прежнее, сравнительно недавнее время, теперь при наступлении политической свободы, стали опускаться и вообще мало заботиться о своей внешности»9. Именно на небрежное отношение к своему внешнему виду ректор обратил внимание в первую очередь. Ильинский в своих воспоминаниях приводит случай, когда двое воспитанников пришли к ректору с прошениями о принятии их на казенное содержание. При выходе ректора воспитанники подошли под благословение, и отец Николай спросил их: «Кто вы?». Учащиеся представились и услышали вновь тот же вопрос от ректора: «Не похоже, чтобы вы были воспитанники семинарии; воспитанники не решились бы идти к своему начальству в таком костюме и таком растрепанном виде...»10. Ректор отправил учащихся привести в порядок свой внешний вид и только после этого выслушал их просьбу. Такие действия заставляли воспитанников более внимательно следить за своим внешним видом. «Небрежно одетых и с длинной шевелюрой на голове воспитанников он [ректор. — иером. Ф.] удалял с уроков, являвшихся в таком же небрежном виде в церковь велел записывать в кондуит и убавлять баллы по поведению»11.

После перевода в 1908 г. инспектора семинарии иеромонаха Иоанна (Поммера) в Литву, усилиями ректора инспекторскую должность занял молодой преподаватель Николай Иванович Хильтов. Ректор более всего не желал, чтобы должность инспектора занял кто-то назначенный из другой семинарии, тем более монах. Назначение Хильтова было положительно встречено как в педагогической корпорации, так и среди воспитанников, которые имели о нем благоприятное впечатление. Впоследствии

9 Там же.

10 Там же. Л. 329 об.

11 Там же. Л. 330.

протоиерей Николай Хильтов возглавил Тамбовскую духовную семинарию. Благодаря умелому руководству инспектора, весь период ректорства протоиерея Николая Малиновского был относительно спокойным.

Современники отмечали, что протоиерей Николай Малиновский во многих вопросах, касавшихся семинарской жизни, держал себя достаточно независимо. «Ректор, при своем независимом характере, не терпел вмешательства в семинарские дела как со стороны епархиальной, так особенно со стороны светской власти»12. Однако при этом взаимоотношения ректора и правящего архиерея епископа Никона были добрыми. Владыка Никон являлся одним из выдающихся архиереев своего времени. В течение шестилетнего периода его пребывания правящим архиереем Вологодской епархии, владыка большей частью находился в столице, будучи членом Святейшего Синода и Государственного Совета. «Все дела о назначениях, перемещениях, постройке новых храмов, судные и бракоразводные дела консистория предоставляла епископу Никону по почте или с секретарем в Санкт-Петербург. Решения консистории по текущей неотложной переписке просматривались по приезде в Вологду»13. Епископ Никон мало касался семинарских дел, но, когда бывал в Вологде, любил посещать экзамены. Так, на Пасхальной неделе архиерей всегда посещал семинарию, поздравлял воспитанников и раздавал брошюры, содержавшие его сочинения.

В 1908 г. в помощь правящему архиерею был назначен викарий с титулом «Вельский». Им был определен настоятель Вологодского Свято-Духова монастыря архимандрит Антоний (Быстров). В этот период «дела, требующие неотложно архиерейского утверждения, Вологодская духовная консистория направляла к Преосвященному викарию, не требующие такового утверждения, применительно к ст. 332 Устава духовных консистории, обращала к исполнению; а наиболее важные, но не требующие немедленного епископского рассмотрения и все дела о назначении на должности по епархиальному ведомству оставались до моего возвращения»14, — писал епископ Никон в своем отчете в Синод. Епископ Антоний являлся также председателем епархиального училищного совета. Отношения между викарием и ректором изначально были дружескими, но впоследствии обнаружился серьезный разлад.

Протоиерей Николай Малиновский был отмечен как талантливый преподаватель Нового Завета. «Трудно у него было отделаться каким-н[ибудь] поверхностным знанием. Получить хороший балл без основательного знания текста Св[ященного]

12 Там же.

13 Ферапонт (Широков), иером. Обозрение епископом Вологодским и Тотемским Никоном (Рождественским) Вологодской епархии в период пребывания правящим архиереем (по материалам ежегодных отчетов епархиального архиерея) // «Нива Господня». Вестник Пензенской духовной семинарии. 2019. №2. С. 71-72.

14 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2262. Л. 1.

Протоиерей Николай Малиновский (1861-1917)

Воспитанники IV класса Вологодской семинарии 1908-1909 гг. Во втором ряду в центре — протоиерей Николай Малиновский

Писания у ректора было невозможно»15. Понимая это, учащиеся с усердием изучали преподаваемую ректором дисциплину. Особое внимание на экзаменах ректор уделял богословским дисциплинам. Как исключительный знаток богословских наук, ректор требовал от воспитанников основательных знаний: «Необычные явления в прежнее время теперь стали обычными: переэкзаменовки назначались даже в VI кл[ассе]. Некоторые ученики, провалившиеся на экзамене и успевшие в конце учебного года подсмотреть себе места, а иные даже наметить и подругу жизни, с большим конфузом по окончании экзаменов уезжали домой, забрав с собой учебники, с которыми незадолго перед этим они думали навсегда покончить все счеты»16. Посещение ректором экзаменов существенно повлияло на степень подготовленности воспитанников: они начали более серьезно подходить к экзаменам. Сами преподаватели испытывали смущение в присутствии ректора, и, как отмечал Ильинский, даже те, кто имел значительный педагогический стаж и бывали на приемах у митрополитов и архиереев, боялись входить в квартиру ректора. Один молодой преподаватель, приглашенный к своему коллеге, ответил: «Завтра ведь у меня на экзамене ректор, надо подготовиться самому»17.

Еще во время ректорства протоиерея Петра Лосева18 в духовной семинарии было открыто Попечительство о бедных воспитанниках. Почетными членами данного учреждения являлись иерархи, чья жизнь так или иначе была связана с Вологдой и семинарией, духовенство епархии, а также светские меценаты. Попечительство существенно облегчило быт своекоштных учащихся, которые жили до этого в чрезвычайной бедности. По инициативе протоиерея Николая Малиновского в 1906 г. при семинарии была открыта ссудно-сберегательная касса для всех духовно-учебных заведений епархии. Данное деяние было связано с необходимостью материальной поддержки преподавателей, чье жалование было достаточно скромным. В скором

15 ГАВО. Ф. 5250. Оп.1. Д.1. Л. 332.

16 Там же. Л. 332 об.

17 Там же. Л. 333.

18 Петр (Лосев) (1833-1902) — ректор Вологодской семинарии с 1875 по 1887 гг., впоследствии епископ Пермский и Соликамский.

времени к инициативе присоединились духовно-учебные заведения губернской столицы — духовное училище и епархиальное женское училище, а также духовные училища в Тотьме и Великом Устюге.

Протоиерей Николай Малиновский сделал многое для обустройства внешнего вида семинарии. Духовная школа располагалась в центре города на живописном берегу реки Вологды. Во дворе семинарии стояла каменная церковь в честь преподобного Кирилла Белозерского, вокруг которой располагался семинарский сад. Ректор с самого своего назначения стал заниматься разведением разных пород деревьев. Внутри семинарии ежегодно проводился ремонт, и была открыта столярная мастерская, в которой трудились воспитанники. Впоследствии они изготавливали новую и чинили старую мебель. Была также организована работа переплетной мастерской. Был приглашен особый учитель для обучения воспитанников живописи. Как результат, через некоторое время семинарские залы стали украшаться достойными работами, авторами которых были воспитанники семинарии.

Весной 1908 г. семинария приобрела три большие лодки. Ректор знал, что воспитанники любят кататься по реке Вологде и «чтобы с одной стороны — доставить им удовольствие, а с другой — чтобы избавить их от тех расходов, которые они тратили

на покупку лодок»19, ректор принял решение о съеме лодок «для пользования воспитанников». Через год в семинарии был организован духовой оркестр (ректор хоть сам и не обладал музыкальными способностями, музыку очень поощрял). Музыканты и певчие из числа воспитанников катались по реке Вологде. «Прекрасная оркестровая игра и такое же пение привлекали публику, которая сопровождала певцов и музыкантов по обоим берегам реки»20. Из прибережных домов жители губернской столицы с интересом наблюдали за воспитанниками, выражая свой восторг аплодисментами. Иногда и ректор сопровождал воспитанников на своей лодке. «Чувствовался особый подъем духа не только у питомцев, но и у нас, их воспитателей»21, — писал Ильинский. Впоследствии многие воспитанники с особой благодарностью вспоминали время обучения в Вологодской семинарии в период ректорства отца Николая.

Ректор оставил о себе память и как организатор вокально-музыкальных вечеров. В мероприятиях принимали участие семинарский хор и духовой оркестр, равного которому не было в Вологде. Музыкальные концерты посещал губернатор, который проживал по соседству с семинарией, правящий архиерей и почетные гости. Однажды губернатор Михаил Николаевич Шрамченко, до некоторого времени не имевший расположения к семинарии, был приглашен на вокальный

19 ГАВО. Ф. 5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 337 об.

20 Там же. Л. 338.

21 Там же.

1

Вологодский губернатор Михаил Николаевич Шрамченко (1856-1919).

вечер. «Уходя с вечера, как он, так и его жена, выразили ректору благодарность за доставленное удовольствие и вместе с тем, высказали сожаление, что ректор так редко приглашает их на такие прекрасные вечера»22. Семинарский зал не вмещал всех желающих насладиться пением семинарского хора, многие стояли в коридорах. Музыкальные вечера продолжались вплоть до 1914 г. С началом Первой Мировой войны концерты устраивались для поддержания патриотического духа. Протоиерей Николай Малиновский в своем отчете в Синод за 1913-1914 учебный год писал, что «воспитательская часть в семинарии имела цель возрастить своих питомцев в духе любви и преданности Государю, Отечеству и народу русскому»23. Вологодская губерния находилась в тылу, и в город привозили огромное количество раненных солдат. В первый же год войны при семинарии был открыт епархиальный лазарет.

Ректор вместе с воспитанниками присутствовал на утренних и вечерних молитвах, обращаясь к учащимся со словами назидания24. Неоднократно организовывались вечера в пользу Попечительства о бедных воспитанниках. Воспитанники посещали театр, епархиальное древлехранилище, совершали паломничества по святыням города и окрестностей. Популярными объектами посещения в губернской столице были также электрическая станция, епархиальный свечной завод и типография25. С 1911г. впервые стали проводиться ученические экскурсии. На Пасхальных каникулах организовывались паломнические поездки в Петербург, Ярославль, Трои-це-Сергиеву Лавру и Москву, летом — в Киев. Так, например, в 1911 г. воспитанники посетили Троице-Сергиеву Лавру и молились за богослужением вместе с великой княгиней Елизаветой Федоровной. Во время посещения Москвы воспитанники молились в храме Христа Спасителя за Божественной литургией, которую возглавил митрополит Владимир (Богоявленский)26.

В январе 1912 г. в семинарии по назначению обер-прокурора была произведена внеочередная ревизия ревизором Учебного комитета М. И. Савваитским. Поводом стали дошедшие до столицы сведения о предполагаемых волнениях в семинарии. Ревизором данный факт подтвержден не был. Ректор же в своем отчете в Святейший Синод отметил: «Беспорядков не было, нормальный ход учебных занятий не прерывался»27. Дисциплина в семинарии была на надлежащем уровне. Летом 1912 г. во время визита в Вологодскую губернию семинарию посетил обер-прокурор Синода В. К. Саблер28.

В 1916 г. протоиерей Николай Малиновский оставил пост ректора Вологодской духовной семинарии. Указом Святейшего Синода от 19 декабря он был отправлен в отставку, согласно поданному прошению. На должность ректора семинарии тем же указом был определен протоиерей Николай Кибардин, занимавший до этого пост ректора в Тамбовской семинарии. Новому ректору пришлось нести службу уже в иных условиях — когда революционная волна постепенно и уверенно стала охватывать все стороны общественной жизни.

Исследуя жизнеописание протоиерея Николая Малиновского, нельзя не обратить внимание на чрезвычайную скудость материала. Новые страницы его административной деятельности открывают архивные документы и немногочисленные воспоминания. В этих скромных материалах раскрывается действительно многогранная,

22 Там же. Л. 341.

23 Ферапонт (Широков), иером. Духовно-патриотическая деятельность воспитанников Вологодской духовной семинарии в годы Первой мировой войны // Церковь. Богословие. История: материалы VII Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 8-10 февраля 2019 г.). Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2019. С. 382.

24 РГИА. Ф. 802. Оп. 15 Д. 223. Л. 31.

25 РГИА. Ф. 802. Оп. 15 Д. 668. Л. 33.

26 Там же. Л. 34-37.

27 РГИА. Ф. 802. Оп. 15 Д. 455. Л. 24.

28 Владимир Карлович Саблер (1845-1929) — государственный деятель Российской империи, обер-прокурор Святейшего Синода в 1911-1915 гг., почётный член Императорского Православного Палестинского Общества.

обладающая исключительными дарованиями личность. Протоиерей Николай Малиновский являлся автором богословского труда, который был основой его научной деятельности. Возглавив Вологодскую семинарию в сложном 1906 г., он, благодаря огромному авторитету и опыту, смог вывести духовную школу из кризисного состояния. Ревизор Учебного Комитета П.Ф. Полянский29 по итогам ревизии 1910 г. писал в своем отчете: «Ректор — начальник обладающий замечательным тактом, авторитетом и умеющий всегда поддерживать между сослуживцами отношения миролюбия, направленные к общим интересам заведения.»30. Полянский характеризовал ректора как человека основательного ума, глубокого знатока Священного Писания и догматов Церкви. Все это позволяет дать высокую оценку вкладу протоиерея Николая Малиновского в развитие духовного образования в Вологодской епархии.

Источники и литература

1. Артемкин Д., свящ. Малиновский Николай Платонович, протоиерей // Православная энциклопедия. Т. XLШ. М., 2016. С. 207-209.

2. Воспоминания Н. И. Ильинского // Государственный архив Вологодской области (ГАВО). Ф. 5250. Оп. 1. Д. 1.

3. ГаврилинА.В. Иоанн (Поммер), сщмч. // Православная энциклопедия. Т.ХХШ.М., 2010. С. 292-295.

4. Глубоковский Н.. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. 189 с.

5. КарпукД.А. Макарий (Булгаков), митрополит // Православная энциклопедия. Т. XLП. М., 2016. С. 487-500.

6. Лисовой Н. Н. Обзор основных направлений русской богословской академической науки в XIX — начале XX столетий // Богословские труды. М., 2002. Вып. 37. С. 6-127.

7. Отчет о состоянии Вологодскои епархии. 1908 г. // Российский Государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 442. Д. 2262.

8. Отчёты за 1910-1911 гг. Вологодской духовной семинарии // РГИА.Ф. 802. Оп.15 Д. 223.

9. Отчеты за 1911-1912 гг. Вологодской духовной семинарии // РГИА.Ф. 802. Оп.15 Д. 455.

10. Отчеты за 1912-1913 гг. Вологодской духовной семинарии // РГИА.Ф. 802. Оп.15 Д. 668.

11. По отчету статского советника Полянского о ревизии духовно-учебных заведений Вологодской епархии // РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 244.

12. Ферапонт (Широков), иером. Духовно-патриотическая деятельность воспитанников Вологодской духовной семинарии в годы Первой мировой войны // Церковь. Богословие. История: материалы VII Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 8-10 февраля 2019 г.). Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2019. С. 382-389.

13. Ферапонт (Широков), иером. Обозрение епископом Вологодским и Тотемским Никоном (Рождественским) Вологодской епархии в период пребывания правящим архиереем (по материалам ежегодных отчетов епархиального архиерея) // «Нива Господня». Вестник Пензенской духовной семинарии. 2019. № 2. С. 70-76.

29 Петр (Полянский) (1862-1937) — член Учебного Комитета при Святейшем Синоде, ревизор учебных духовных заведений. Впоследствии митрополит Крутицкий, местоблюститель патриаршего престола Русской Православной Церкви (с 1925 по 1937), священномученик.

30 РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 244. Л. 51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.