Научная статья на тему 'Жизненный путь духовного писателя и педагога архимандрита Александра (Кременецкого) (по материалам Воронежских епархиальных ведомостей)'

Жизненный путь духовного писателя и педагога архимандрита Александра (Кременецкого) (по материалам Воронежских епархиальных ведомостей) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
епархия / приход / монастырь / настоятель / школа / учитель / Александр (Кременецкий) / diocese / parish / monastery / rector / school / teacher / Aleksander (Kremenetsky)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ряполов Владимир Николаевич

Данная статья представляет собой исследование жизни и деятельности православного писателя и педагога архимандрита Александра (Кременецкого). Статья основывается на материалах, опубликованных в Воронежских епархиальных ведомостях за вторую половину XIX — нач. XX в. Отец Александр прошел путь от приходского священника до настоятеля крупнейшего монастыря России. За время своего служения он проявил себя как талантливый духовный писатель, чьи книги издавались в России при жизни, и прославился как не менее талантливый педагог, воспитавший и давший образование сотням детей в Воронежской епархии. К сожалению, подвижническая деятельность отца Александра закончилась после известных событий 1917 г., как и жизнь возглавляемой им обители.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ряполов Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Zhiznennyi putʹ dukhovnogo pisatelia i pedagoga Aleksandra (Kremenetskogo) (po materialam Voronezhskikh eparkhialʹnykh vedomostei) [The Life Path of the Spiritual Writer and Teacher Archimandrite Alexander (Kremenetsky) (Based on the Materials of the Bulletin of Voronezh Eparchy)]

This article introduces the study of the life and work of the Orthodox writer and teacher Archimandrite Alexander (Kremenetsky). It is based on the materials published in the Bulletin of Voronezh Eparchy for the second half of the XIX and the beginning of the XX century. Father Alexander went from a parish priest to the higumen of the largest monastery in Russia. During his ministry, he proved himself as a talented spiritual writer, whose books were published in Russia during his lifetime. He became famous as an equally talented teacher, who raised and educated hundreds of children in the Voronezh diocese. Unfortunately, the ascetic activity of Father Alexander ended after the famous events of 1917, as well as the life of the monastery headed by him.

Текст научной работы на тему «Жизненный путь духовного писателя и педагога архимандрита Александра (Кременецкого) (по материалам Воронежских епархиальных ведомостей)»

DOI: 10.24412/2686-9497-2021-13-14-118-133

В. Н. Ряполов

Жизненный путь духовного писателя и педагога

архимандрита Александра (Кременецкого) (по материалам Воронежских епархиальных ведомостей)

Аннотация:

Данная статья представляет собой исследование жизни и деятельности православного писателя и педагога архимандрита Александра (Кременецкого). Статья основывается на материалах, опубликованных в Воронежских епархиальных ведомостях за вторую половину XIX — нач. XX в. Отец Александр прошел путь от приходского священника до настоятеля крупнейшего монастыря России. За время своего служения он проявил себя как талантливый духовный писатель, чьи книги издавались в России при жизни, и прославился как не менее талантливый педагог, воспитавший и давший образование сотням детей в Воронежской епархии. К сожалению, подвижническая деятельность отца Александра закончилась после известных событий 1917 г., как и жизнь возглавляемой им обители.

Ключевые слова: епархия, приход, монастырь, настоятель, школа, учитель, Александр (Кременецкий)

Случилось так, что в годы советской власти творчество духовных писателей и поэтов было вычеркнуто из анналов русской литературы, хотя многие из них по своему мастерству и дарованию не уступали известным классикам. В последние годы началось медленное возрождение утраченных имен, появляются новые публикации, хотя количество их пока незначительное. В условиях рынка издательства гонятся за именами известными, способными принести прибыль. Однако мы, вопреки всему, попытаемся из немалого числа всеми забытых поэтов и писателей, творивших на духовные темы в XIX — нач. XX в., вернуть еще одно имя. Это имя отца Александра (Кременецкого), не только талантливого писателя, но и удивительного педагога, воспитателя, отдавшего этой деятельности практически всю свою жизнь.

Волей судьбы случилось так, что к концу своей жизни отец Александр стал последним настоятелем одного и известнейших монастырей России — Свято-Митрофанова — того самого, где покоились мощи знаменитого воронежского святителя. Монастырь был одной из самых посещаемых

обителей России, в которую сходились паломники со всей страны, да и члены августейшей фамилии считали своим долгом посетить Воронеж и поклониться мощам святителя Митрофана. В годы революционного безвременья монастырь был закрыт, а в годы Великой Отечественной войны, находясь на линии фронта, сильно пострадал, поэтому в 1950-х гг. было принято решение снести оставшиеся руины, а на их месте построить учебный университетский корпус. Сейчас о монастыре напоминает лишь небольшая табличка, прикрепленная к фасаду здания, на которой упоминается, что когда-то здесь работал помощником монастырского садовника русский писатель Алексей Горький.

В 2012 г. в московском издательстве небольшим тиражом была выпущена книга отца Александра (Кременецкого) «Знаменательные события. Из дневника сельского священника», в предисловии к которой воронежский владыка митрополит Сергий (Фомин) изложил краткую биографию писателя. Мы постараемся ее расширить и восполнить, пользуясь материалами Воронежских епархиальных ведомостей (далее ВЕВ) больше чем за 50 лет служения героя данной публикации.

Итак, родился потомственный священник Александр Стефанович Кременецкий в 1842 г. в семье диакона слободы Ольховатка Острогожского уезда Воронежской губернии. После окончания Воронежской духовной семинарии в 1865 г. преподавал в Черкасском духовном училище. В 1867 г., приняв священнический сан, начал служить сельским священником в разных селах Бобровского и Острогожского уездов [3, с. 3]. Так, например, в епархиальных распоряжениях, опубликованных в Воронежских епархиальных ведомостях за 1867 г. имеется такое упоминание: «Зачислены места: 1) Священнические: 27 октября 1866 г. Вознесенской церкви слободы Сиротиной, Острогожского уезда, за смертию священника Василия Полянского, за воспитанником Воронежской семинарии Александром Кременецким» [4, № 5, 1867, с. 135]. В изданной в № 21 ВЕВ за 1869 г. статье «Поучение к поселянам о том, что в болезнях нужно обращаться к врачам» стоит подпись: «священник Александр Кременецкий, село Орлово Бобровского уезда» [4, № 21, 1869, с. 420]. И лишь 21 марта 1876 г. он был определен на священническое место в храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы слободы Марченковой [5, с. 141], где и прослужил непрерывно в течение тридцати двух лет.

Здесь, в слободе, отец Александр и состоялся как духовный писатель, общественный деятель и педагог. Этот период служения был отражен отцом Александром в его замечательной книге «Знаменательные события. Из дневника сельского священника», дважды увидевшей свет при жизни автора — в 1893 и 1907 гг. — и переизданной в 2012 г. Эту книгу отец Александр хотел посвятить памяти Михаила Петровича Погодина,

но побоялся оскорбить память знаменитого профессора своим слабым трудом, о чем и написал в «Предисловии к первому изданию». При этом он пояснил: «Я решил записывать в свой дневник, который я уже вел, все выходящее из ряда обыкновенного, записывать, по возможности, так, как известное событие произошло или как мне о нем передавали, заботясь больше о простоте, а главное — о правдивости в изложении, нисколько не заботясь о литературном достоинстве, — в этом последнем я и прошу снисхождения у своих благосклонных читателей» [3, с. 7].

При этом хотелось бы добавить, что до полной публикации книги некоторые ее главы размещались в ВЕВ за 1900 и 1907 гг. Кроме того, в 1895 г. в Воронеже вышел в свет сборник проповедей отца Александра «Глас пастыря», а также на страницах ВЕВ вплоть до 1917 г. публиковались его статьи духовного, нравственного и исторического содержания, список которых будет приведен ниже.

Как уже упоминалось, в слободе Марченковой отец Александр проявил себя как организатор школьного образования сельских детей, а впоследствии и как талантливый педагог. Любовь к преподаванию он пронес через всю свою жизнь. Так, в «Журнале заседания Воронежского епархиального училищного совета» от 2 декабря 1884 г. имеется запись: «г) Прошение священника слободы Марченковой, Острогожского уезда Александра Кременецкого от 12-го ноября, на имя преосвященного епископа Макария, в котором излагает: нынешним летом прихожане Рождество-Богородицкой церкви слободы Марченковой, по предложению его, отца Кременецкого, ассигновали сумму на устройство в своем приходе цер-ковно-приходской школы, поручив ему и заведование постройкой. В настоящее время наружная постройка здания окончена; здание покрыто железом; осталось неоконченною внутренняя отделка оного, на что потребуется еще не менее 300 руб. Отец Кременецкий надеется, что прихожане не откажут и в этой сумме для окончательного устройства здания для школы. Желая для будущей школы, вполне имеющей быть образцовой с внешней стороны, подготовить мальчиков, просит благословить его в нынешнюю же зиму открыть школу пока в отведенной им квартире. Труд первоначального обучения мальчиков отец Кременецкий принимает на себя. В случаях же отвлечения его по службе и другим неотложным обстоятельствам, под руководством его будет заниматься с детьми в школе крестьянин слободы Марченковой Прокопий Теперик, который знаком со звуковым методом обучения, хорошо читает церковную и гражданскую печать, порядочно пишет и обучен им церковному пению. Все расходы по содержанию школы, как в квартире, так и в здании, специально для того устраиваемом, отец Кременецкий берет на свой счет, пока будут изысканы средства им ли самим, прихожанами ли, или Правительством

на содержание школы и на жалованье учителю, с приличествующим для того образованием.

Постановлено: Разрешить отцу Кременецкому привести в исполнение все предположения его, изложенные в прошении, относительно устройства церковно-приходской школы в слободе Марченковой, Острогожского уезда, испросив ему (и испрашивается) архипастырское благословение Его Высокопреосвященства, с тем чтобы о времени открытия школы сообщено было совету; настоящее прошение его напечатать в Воронежских епархиальных ведомостях» [4, № 3, 1885, с. 63-64]. И, как результат, в окончании заседания, записанного в журнале, утверждается: «На подлинном резолюция Его Высокопреосвященства. 9 января 1885 г. Исполнить. Священникам — Николаю Поликарпову и Александру Кременецкому, за достохвальную ревность об открытии церковно-приход-ских школ в их приходах, объявить нашу признательность и благословение Божье (курсив в тексте)» [4, № 3, 1885, с. 87].

Спустя почти год этот же вопрос вновь поднимался отцом Александром на заседании Воронежского епархиального училищного совета, о чем имеется запись в журнале (№ 8) от 9 сентября 1885 г.: «17) Прошение священника слободы Марченковой, Острогожского уезда, Александра Кременецкого следующее. В прошлом году он заявил о постройке в слободе Марченковой здания для церковно-приходской школы, каковое здание в нынешнее лето отстроено, недостает только печей (две) и классной мебели. На внутреннюю отделку здания и окраску железной крыши из средств Марченковского церковно-приходского попечительства употреблено около 400 руб. В данное время средств попечительство не имеет, прихожане слободы Марченковой, по причине крайнего неурожая в нынешнем году хлеба, не могут дать пособия на устройство в школе печей и мебели, на что потребуется не менее 100 руб. Ввиду вышеизложенных нужд просит оказать школе пособие, хотя в небольших размерах, из средств епархиального училищного совета или Митрофано-Тихоновского братства, а также снабдить их школу учебными книгами на 60 мальчиков, из коих 30 в прошлую зиму ходили в школу: для них требуются Часословы и Псалтири, а 30 мальчиков предполагается вновь принять.

Постановлено: В пособие церковно-приходской школе в слободе Марченковой Острогожского уезда отпустить из ассигнованной Святейшим Синодом суммы 50 руб., с требованием от отца Кременецкого отчета в израсходовании их, каковой должен быть представлен в епархиальный училищный совет в конце сего года, и кроме того снабдить его книгами из склада училищного совета» [4, № 22, 1885, с. 912-913].

9 октября 1886 г. на заседании Воронежского епархиального училищного совета вновь рассматривались прошения отца Александра, связанные

с назначением помощником учителя марченковской школы псаломщика Ивана Казаневского вместо слабого здоровьем диакона А. Олейникова, об увеличении жалования крестьянину Прокофию Теперику за обучение детей церковному пению, о выдаче денежного пособия на отопление школы, на наем сторожа и другие нужды, а также об открытии в хуторе Постоялом Острогожского уезда школы грамотности с назначением учителя и выдачи учебников. Все прошения были рассмотрены и положительно решены. При этом ректором Воронежской духовной семинарии в заключение собрания была отмечена полезность деятельности отца Александра, о чем было принято решение доложить на благоусмотрение Его Преосвященству, Преосвященнейшему Вениамину [4, № 23, 1886, с. 934-935, 941-942, 944].

В № 1 ВЕВ за 1886 г. была опубликована речь, с которой выступил отец Александр на торжестве 14 ноября 1885 г. в слободе Марченковой Острогожского уезда, связанном с открытием и освящением школы, где в частности он сказал: «Я не стану в настоящий раз распространяться о пользе грамотности; об этом много было говорено прежде; да вы и сами знаете, что ученье — свет, а неученье — тьма. Скажу только, и тем окончу мое слово: ничем мы так не угодим Богу, ничем мы так не порадуем нашего батюшку царя и матушку царицу, как тем, если будем своих детей учить уму-разуму; да и для детей наука — самое доброе, полезное дело, и дороже всего на свете» [4, № 1, 1886, с. 15-16].

Занимаясь вопросами образования детей, отец Александр считал необходимым участвовать и в духовно-нравственном просвещении своих прихожан. В отчете Воронежского братства свв. Митрофана и Тихона за 1886 г. также был отмечен отец Александр: «Внебогослужебные собеседования ведутся в слободе Марченковой священником Александром Кременецким в воскресные и праздничные дни, в церкви, после вечерни; читаются жития святых, объясняются праздничные события, собеседования ведутся по книгам из его библиотеки, при церкви же, по недостатку средств, нет еще книг для чтения» [4, № 1, 1887, с. 18-19].

Здесь хотелось бы добавить, что внебогослужебные чтения проводились во всех храмах России, имели религиозно-нравственное, историческое и научное содержание. Осуществлялись приходскими священниками по программам, разработанным братством и утвержденным правящим архиереем, так как он, как правило, и председательствовал в братстве. В Воронежской епархии это было братство во имя святителей Митрофана и Тихона.

Конечно, эта подвижническая деятельность не могла остаться незамеченной и не отмеченной епархиальным начальством. Так, среди духовных лиц, награжденных Святейшим Синодом ко дню Святой Пасхи

в 1887 г. значилось: «награждаются: з) Благословением Святейшего Синода, без грамот — Острогожского уезда, церкви слободы Марченковой, священник Александр Кременецкий...» [4, № 9, 1887, с. 312].

В 1890 г., на шестом году существования братства, был опубликован его отчет, где опять же упоминался священник Александр Кременецкий в числе настоятелей церквей и приходов Острогожского уезда, в которых проводятся внебогослужебные собеседования и чтения [4, № 6, 1891, с. 211].

В 1891 г. последовала очередная награда. По определению Св. Синода от 9-29 апреля 1891 г. за № 976 среди награжденных камилавкою значился «Острогожского уезда, церкви слободы Марченковой, священник Александр Кременецкий» [4, № 12, 1891, с. 267].

В отчете Воронежского епархиального училищного совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Воронежской епархии за 1892/93 учебный год указан состав законоучителей в церковно-при-ходских школах по уездам епархии за отчетный учебный год. По Острогожскому уезду: «5) в Марченковской — свящ. Александр Кременецкий — это вдохновенный ревнитель духовного просвещения, а потому и в созданной им школе он является поистине человеком призвания; ежедневно занимаясь преподаванием Закона Божия и церковно-славянской грамоты, он в то же время не упускает из самого бдительного внимания ничего, что действуется в его школе, руководя во всех частях делом обучения и направляя дело воспитания в строгом смысле по духу церковности» [4, № 4, 1894, с. 80]. По сути, являясь образцовым педагогом, в 1895/96 учебном году отец Александр был избран и состоял членом Острогожского уездного епархиального училищного совета [4, № 10, 1897, с. 184].

В 1899 г. последовала очередная награда. Так, в «списке лицам духовного звания Воронежской епархии, кои Святейшим Синодом, согласно представлению епархиального начальства, удостоены награждения, ко дню рождения — 6 Мая — Его Императорского Величества: ...наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым — церкви слободы Марченковой, Острогожского уезда, священник Александр Кременецкий» [4, № 11, 1899, с. 201].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1903 г., 13 августа, отца Александра постигло горе: ушла из жизни его супруга Вера Гаврииловна. В каждом номере ВЕВ среди распоряжений епархиального начальства публиковались распоряжения о перемещениях, назначениях на новые места священников, диаконов, псаломщиков, об их увольнении за штат, а также об исключении из списков в связи со смертью. Некоторым из почивших посвящались некрологи — как правило, лицам, особо отличившимся своей деятельностью в жизни епархии или благочиния. Но никогда некрологи не посвящались женам священников.

И вот, видимо, уникальный случай. В № 18 от 15 сентября 1903 г. был опубликован некролог Вере Гаврииловне Кременецкой. Видимо, она своим вкладом в духовно-просветительную деятельность, в создание особой атмосферы добра, уюта снискала любовь и уважение всех, кто ее знал. «13 августа сего 1903 г., после тяжкой и продолжительной болезни, скончалась на 52 году жизни жена священника слободы Марченковой Острогожского уезда Вера Гаврииловна Кременецкая. Воспитание Вера Гаврииловна получила еще до открытия епархиального женского училища, в частном пансионе, проживая в доме родного своего дяди, известного воронежского протоиерея отца Христофора Сабинина. <...> Это была истинно религиозная и высоконравственная женщина и неутомимая труженица. Все, что есть и заведено доброе, хорошее в этом приходе: благолепие храма, две благоустроенные школы, богадельня, зимние вечерние чтения и проч. — все это совершено и совершалось при ее участии. Она не только никогда не противилась добрым начинаниям своего мужа, но и сама располагала его к ним и поддерживала его в каждом добром деле. Она не любила светских развлечений. Лучшим ее удовольствием было путешествие по святым местам, где она и черпала духовную силу, которой сама владела с избытком и которою вдохновляла и других. Будучи замечательной рукодельницей, Вера Гаврииловна на открытии в слободе Марченковой женской церковно-приходской школы два года проходила должность учительницы рукоделья, занимаясь с девочками часа 2-3 каждый день. Ее трудов в приходской церкви составляют украшения: ковры, покрывала, пелены и прочее. Все учащие (учителя. — В. Р.) (особенно когда оклад жалованья их был невелик) пользовались ее даровым столом. Этим и объясняется успех марченковских школ: пользуясь даровым столом, учащие избавлены были от забот о хлебе насущном и заботились только о преуспеянии школ. Любила почившая уделять хлеб и бедным, особенно в великие праздники Пасхи и Рождества Христова. Оттого-то в день ее погребения и церковь, и ограда были полны народа: и слышался плач и лилися непритворные слезы... Мир праху твоему, дорогая!» N. [4, № 18, 1903, с. 794-796].

Оставшись без супруги, отец Александр продолжал служить в храме слободы Марченковой. В 1905 г. «За службу по епархиальному ведомству» он был награжден орденом Святой Анны III степени [4, № 11, 1905, с. 203], а также в этом же году «На основании определения Свят. Синода от 24 апреля сего года за № 411, согласно представлениям епархиальных преосвященных и епархиальных училищных советов, удостоен награждения книгою «Библиею», от Свят. Синода выдаваемою, за особые труды, усердие и ревность по благоустройству местных церковно-приходских школ» [4, № 12, 1905, с. 215].

Пять лет, будучи вдовым, он оставался служить на приходе в слободе Марченковой, пока 5 сентября 1908 г. согласно прошению не был уволен за штат [4, № 19, 1908, с. 384]. В 1909 г., как заштатному протоиерею, ему была назначена пенсия в размере 300 руб. [4, № 2, 1910, с. 13]. Но оставаться за штатом долго отцу Александру не пришлось. Видимо, воронежский владыка архиепископ Анастасий (Добрадин) принял решение призвать его к дальнейшей служению (уже не в качестве приходского священника, но настоятеля крупнейшего в России монастыря), зная, какими выдающимися организаторскими способностями владел батюшка.

Здесь хотелось бы добавить, что для вдовствующих священников оставалось два пути служения: переход в военное духовенство или принятие монашеского пострига. В силу своего возраста становиться военным священником отец Александр уже не мог, поэтому ему пришлось идти по второму пути. В ВЕВ № 23 за 1908 г. было опубликовано письмо под названием «Прощание священника о[тца] Александра Кременецкого со своим приходом», автором которого выступил местный житель под псевдонимом Крестьянин-прихожанин. Это письмо мы не будем пересказывать, а передадим его полностью, так как оно дает исчерпывающее понимание того, за что снискал народную любовь отец Александр и почему именно его выбрал владыка Анастасий в качестве иеромонаха, а затем и настоятеля монастыря.

«21 сентября текущего 1908 г. у нас, в слободе Марченковой Острогожского уезда, в последний раз совершал богослужение наш местный священник о. Александр Кременецкий, оставляющий приход и уходящий в Митрофановский Воронежский монастырь. Насколько ценила паства своего духовного отца, видно из того, что вся церковь была полна его прихожанами — и старыми, и малыми. Когда после Божественной литургии батюшка сказал прощальное слово, вся церковь наполнилась рыданиями. Горько плакал и сам пастырь, расставаясь с тем, с чем он сжился, кого любил, о ком, не зная покоя, заботился в течение 30 с лишком лет.

Поступил отец Александр в наш приход молодым священником и 32 года был истинным служителем Христа и истинным другом и благодетелем своего прихода. 32 года назад слобода Марченкова представляла глухой, заброшенный хуторок с сотнею крестьянских хат; не было школы; церковь только начинала строиться; не было и дома для священника, и молодому пастырю пришлось помещаться прямо в простой крестьянской глинобитной хате. По приезде о. Александр взял на себя все хлопоты по постройке церкви. Прихожане еще до его назначения купили маленькую деревянную церковь в слободе Ново-Осиновой Острогожского

уезда, но заплатить полную ее стоимость у них не хватило средств, и молодой священник предлагает своим прихожанам из своих средств 600 руб. Наконец, стены церкви были воздвигнуты, но нужно еще отделать внутренность ее, настлать полы и пр., а средств у бедных прихожан опять не хватает, и опять их выручает молодой батюшка: на простой крестьянской телеге отправляется он за 70-80 верст в уездный город Острогожск, и там ему удалось выпросить у одного лесопромышленника вагон досок в кредит, и в то же время из своих скудных средств уделяет часть и на другие нужды новостроящейся церкви. Вот церковь окончена, освящена. Кажется, можно бы и отдохнуть. Но нет; видя темноту и невежество своих прихожан, батюшка задумал открыть школу. Где же взять на это средств, учителя? И вот опять из своих скудных средств он покупает 20-30 азбук, нанимает крестьянскую избушку и сам с псаломщиком принимается за обучение детей по старому буквослагательному способу. Весь свой досуг он отдавал школе в течение 5-6 лет вплоть до издания положения о церковно-приходских школах. Он открыл под своим председательством церковно-приходское попечительство и лет через 5 на скудные средства этого попечительства выстроил специальное здание для цер-ковно-приходской школы на 150 человек, где также трудится в качестве учителя и законоучителя. При школе о. Александр разбивает небольшой фруктовый садик дес.), причем сам показывает детям, как нужно сажать деревья, ухаживать за ними. В церковной ограде были им тоже посажены деревья, в настоящее время уже разросшиеся. Кажется, для такого маленького прихода пока и этого достаточно. Но не так думал наш благодетель. Видел он между своими прихожанами много безродных стариков и старух, не имущих, где главу преклонить, и задумал устроить для них богадельню. Года через 4 большое, светлое здание богадельни о шести комнатах стояло рядом со школой против церкви. Но мечта его не вполне осуществилась: средств лишних не было, и пока не на что было ее содержать, и в настоящее время там живет только две 60-70-летних старухи, которых отец Александр содержал на свои средства. Зато в этом доме он открыл женскую церковно-приходскую школу, существующую и в настоящее время. Благодаря этим школам, 9/10 нашего молодого поколения грамотны. Окончившие курс наших школ поступают в гимназии, фельдшерскую школу, двухклассные и второклассные школы, а некоторые, подготовившись, выдержали экзамен на звание учителя однокласс-ной школы и в настоящее время состоят учителями, честно продолжая дело, завещанное им их дорогим наставником, не говоря ужо о тех, которые возвращаются с царской службы бравыми унтерами, а один из его питомцев в русско-японскую войну получил чин зауряд-прапорщика. В последнее время отец Александр задался мыслью построить каменный

храм на место деревянного, но болезнь, а потом и смерть его дорогой супруги, угнетенное вследствие этого состояние его духа и, наконец, его собственная болезнь и беспощадная старость помешали этому и заставили оставить свой приход — это единственное и дорогое детище (сам он был бездетен) — и идти в монастырь. В заключение мне остается сказать немногое: всю свою 32-летнюю пастырскую деятельность в нашем приходе он и жил жизнью своего прихода. В своем горе и несчастье прихожане шли всегда за советом к своему пастырю, и не было примера, чтобы кто из них ушел из его дома без поддержки — нравственной или материальной. Кроме прихожан, к нему обращалось много больных, преимущественно глазами (трахомой), из других сел и деревень, так как он располагал небольшой домашней аптечкой и лечил всех приходящих к нему безвозмездно. И потому образ его светлой личности долго не изгладится из памяти его прихожан. Отец Александр — истинный сын России, глубоко преданный Престолу и Отечеству. Во время брожения крестьян 1905 г. он своими проповедями убеждал прихожан быть верными царю и Отечеству, с уважением относиться к чужой собственности и не идти за рыцарями легкой наживы, агитировавшими в то время среди крестьянства, и тем спас их от последствий погромов. Дай Бог, чтобы его преемник был достоин своего предшественника. Отбыл батюшка 26 сентября в день Иоанна Богослова, этого апостола любви. В знак любви и благодарности прихожане перед выездом поднесли ему хлеб-соль и икону Божьей Матери, что до слез растрогало уважаемого пастыря. Сказав в последний раз прощальное слово, отец Александр выехал из дома, как есть во время перезвона колоколов к Божественной литургии, которую совершал вновь назначенный священник о. Федор Ефремов. Колокола звучали как-то грустно, часто прерываясь, как будто и они чувствовали, что провожают того, кого в течение 32 лет привыкли встречать идущим в храм для принесения Бескровной Жертвы за грехи своей паствы. День был пасмурный; тучи нависли над селом, будто собираясь заплакать вместе с сотнями народа, провожавшего своего отца и обливавшегося слезами» [4, № 23, 1908, с. 1156-1159].

Переведенный 21 сентября 1908 г. в Воронеж, в Митрофанов монастырь, в начале 1910 г. отец Александр принял монашеский постриг. А уже в 1913 г., на основании указа Святейшего Синода, он был возведен в сан архимандрита с назначением наместником Благовещенского Митрофанова монастыря города Воронежа. Об этом событии имеется запись в ВЕВ. «Определение Святейшего Синода. Указом Св. Синода, от 12 марта сего года за № 4351, разрешено возвести в сан архимандрита и. д. наместника Воронежского Благовещенского Митрофанова монастыря иеромонаха Александра (бывшего заштатного священника Александра

Кременецкого)» [4, № 13, 1913, с. 121]. Став наместником, отец Александр не перестал трудиться на литературной духовной ниве. В эти годы в Воронеже были изданы его сочинения: «Высокопреосвященнейший Антоний (Смирницкий)...», «Перед исповедью», «В Толшевском монастыре», «Место блаженной кончины Златоуста», «Успенский монастырь в Дивногорье», «Протоиерей Елевферий Иванович Сабинин» и др. [3, с. 5]. В эти же годы он не прекращал сотрудничать и с Воронежскими епархиальными ведомостями.

Будучи наместником, он входил в состав правления православного братства во имя святителей воронежских Митрофана и Тихона, был казначеем церковного историко-археологического комитета, членом миссионерского совета епархии, собирал материалы к прославлению архиепископа Воронежского и Задонского Антония (Смирницкого) и, как всегда, заботился о двухклассной, теперь уже монастырской, школе. В приложении к № 34 ВЕВ за 1915 г. размещен Отчет о состоянии Цер-ковно-приходских школ Воронежской епархии за 1913/14 учебный год, в котором и упоминается деятельность архимандрита Александра. «Двухклассные школы. Лучше других была обеспечена помещением Митрофановская г. Воронежа школа. Благодаря особым заботам о школе отца наместника Митрофанова монастыря архимандрита Александра, помещение это в отчетном году приведено было в такое состояние, в каком оно ранее никогда не было. Помещение все капитально отремонтировано и снабжено электрическим освещением, обставлено новою удобною классною мебелью. Все учителя (4) обеспечены приличными квартирами, при готовом монастырском столе. Для вечерних занятий отделан большой зал. Спальни ученические (при школе имеется общежитие) приведены в полный порядок и содержатся в надлежащей чистоте. Учительская комната обставлена новою мебелью. На все израсходовано до 2 000 руб. местных средств». <...> «Большое уделил внимание устройству праздничных развлечений в Митрофановской 2-классной школе г. Воронежа отец наместник монастыря архимандрит Александр, с особенной любовью относящийся к школе и ее ученикам» [4, № 34, 1915, с. 42-43, 53].

В майском № 20 ВЕВ за 1914 г. в рубрике «Текущая жизнь» появилась и такая заметка: «28 апреля, после литургии в Благовещенском соборе Митрофановского монастыря высокопреосвященный архиепископ Тихон в сослужении с наместником монастыря архимандритом отцом Александром и со старшею братиею совершил закладку усыпальницы на месте почившего около 70 лет тому назад почитаемого архиепископа Антония. Усыпальница будет находиться против раки св. Митрофана, и в ней будут служиться панихиды» [4, № 20, 1914, с. 579].

В годы пребывания отца Александра в монастыре город Воронеж дважды посещала великая княгиня Елизавета Федоровна. Первый раз — в 1911 г. с целью поклониться мощам святителя Митрофана. В этот визит архиепископ Анастасий (Добрадин) подарил ей альбом, составленный отцом Александром Кременецким, который она милостиво приняла. Второй раз — в 1915 г., когда отец Александр был уже наместником монастыря. В этот визит великая княгиня посетила военные госпитали, поклонилась мощам святителя Митрофана, присутствовала на богослужениях, посетила усыпальницу архиепископа Антония (Смирницкого). Возле усыпальницы была отслужена лития по ее супругу великому князю Сергею Александровичу [1, с. 219-220].

Что касается педагогической деятельности отца Александра, то надо сказать, что большое внимание он уделял не только грамматике и духовно-нравственному воспитанию, но и воспитанию патриотическому. Так, в годы Первой мировой войны по его благословению «ученики Митрофановской двухклассной школы, по своей инициативе, собрали между собою 26 руб. 42 к. и на эти деньги послали в действующую армию вместе с посылками от духовенства к празднику Пасхи 27 пакетов с подарками. В ответ на посланные подарки ученики Митрофановской школы получили из действующей армии 5 писем». Эти письма были опубликованы в ВЕВ в заметке «Письма из действующей армии». Подлинность писем заверил заведующий школой, наместник архимандрит отец Александр.

Вот содержание некоторых из них:

«Дорогие братцы, ученики Воронежской школы. Сердечно вас благодарим за ваши подарки и за вашу память. Как вы нас ободрили своею памятью. Мы знаем, что помнят о нас и в России. Мы тоже постараемся в скором времени сломить проклятого врага. 1915-го года 27 Марта. Получили подарки 26-го марта. Сердечно благодарим вас.

17-й гусарский Черниговский полк. 2-й эскадрон. И. В. Герасимов».

«Здравствуйте, дорогие соотечественники! Христос воскресе! Шлем вам свой далекий привет и спешим сообщить, что ваши подарки получили, за что сердечно благодарим, и за ваши молитвы и заботы о нас. С совершенным почтением, гусар 17-го гусарского полка Яков Патрикеев».

«Черниговские гусары спешат отблагодарить вас за полученные нами подарки на Светлый Праздник, который нам дорог, во-первых, потому, что, получая от вас всякие лакомства, мы встречаем Светлый Праздник, как дома, а во-вторых, мысль о том, что на дорогой родине нас не забывают, дает нам больше сил и энергии драться с упорным врагом.

Ефрейтор Молодцов» [4, № 17, 1915, с. 484-485].

Конечно, такие письма с фронта для мальчишек и девчонок монастырской школы дорого стоили. И в этом также была заслуга отца Александра.

Однако тем временем неумолимо приближался момент, который разделит жизнь людей на «до» и «после». Оставалось еще два, если не считать войны, относительно спокойных для центральной России года. В 1916-1917 гг. на страницах ВЕВ еще появлялись статьи, написанные наместником монастыря. Жизнь шла своим чередом, наполненная заботами о братии, о малых детках. Но после 1917 г. встал вопрос о простом выживании в условиях богоборческой власти. Последние упоминания об отце архимандрите имеются в документах за декабрь 1918 г. Тогда по предписанию губернских властей он представил опись драгоценных предметов утвари, имевшихся в Митрофановом монастыре [2, с. 151].

На этом наше повествование обрывается. К сожалению, после 1918 г. следы неутомимого батюшки теряются, и дальнейшая его судьба неизвестна. Ему было в то время уже 74 года [3, с. 6]. У нас нет данных, когда и где почил этот замечательный русский священник, писатель и педагог. Но известно, что более пятидесяти лет жизни он отдал пастырскому служению, миссионерской и просветительской деятельности на Воронежской земле.

Приложение. Список публикаций протоиерея и архимандрита Александра (Кременецкого) в Воронежских епархиальных ведомостях с указанием номера и года выпуска издания

- Поучение к поселянам о том, что в болезнях нужно обращаться к врачам

(№ 21, 1869).

- Слово к поселянам против пьянства (№ 3, 1871).

- Поучение в 25-ю Неделю по Пятидесятнице (№ 23, 1882).

- Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице (№ 21, 1883).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Поучение в Неделю 22-ю по Пятидесятнице (№ 21, 1883).

- Слово в день Свт. Николая Чудотворца (№ 9, 1884).

- Торжество 14 -го ноября (1885 г.) в слободе Марченковой Острогожско-

го уезда (№ 1, 1886).

- Из дневника сельского священника (№ 12, 1890).

- Некролог (священник М. П. Единевский) (№ 3, 1891).

- Некролог (священник Михаил Димитриевич Мишин) (№ 24, 1893).

- Речь при погребении протоиерея о. Иоанна Самбикина, сказанная после

чтения 4-го Евангелия, пред «Блаженными» (№ 7, 1901).

- Памяти в Бозе почившего отца протоиерея Иоанна Тимофеевича Сам-

бикина, скончавшегося в слободе Караяшнике 10 января 1901 г. на 87 году жизни (№ 7, 1901).

- Поучение на литургии в день 250-летнего юбилея г. Острогожска, 16 ав-

густа 1902 г. (№ 21, 1902).

- 19 июля в г. Острогожске (№ 16, 1903).

- Место блаженной кончины и погребения св. Иоанна Златоустого (№ 6,

1906).

- Беседа в день праздника в честь Пресвятыя Богородицы (№ 20, 1906).

- Слобода Марьевка Острогожского уезда (№ 4, 1907).

- Из дневника сельского священника (№ 8, 10, 1907).

- Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы (№ 23, 1908).

- Слово в Великий Четверток (№ 8, 1909).

- Слово в день торжественного восстановления церковного почитания

святых мощей благоверной великой княгини Анны Кашинской (12 июня 1909 г.) (№ 13, 1909).

- Слово в день совершившегося двадцатипятилетия церковно-приход-

ских школ (13 июня 1909 г.) (№ 13, 1909).

- Паломничество елецких жителей в Задонский Богородицкий монастырь

28-29 августа с. г. (№ 18, 1909).

- + Игумен Иннокентий (№ 19, 1909).

- Похвальное слово святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому,

по случаю исполнившегося двухсотлетия со дня блаженной его кончины (28 октября 1709 г.) (№ 22, 1909).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Беседа в день памяти о. Иоанна Кронштадтского (20 декабря) (№ 1, 1911).

- Случайность ли? (№ 3, 1911).

- Слово в день перенесения святых мощей Святителя Николая (9 мая)

(№ 21, 1911).

- В Толшевском монастыре (№ 29, 1911).

- Слово по случаю двухсотлетнего юбилея со дня рождения Михаила Ва-

сильевича Ломоносова (№ 46, 1911).

- Сбор в пользу пострадавших от неурожая, произведенный в Благове-

щенском соборе Митрофанова монастыря 22 января 1912 г. (№ 5, 1912).

- Слово в день исполнившегося трехсотлетия мученической кончины Свя-

тейшего Всероссийского Патриарха Гермогена (№ 9, 1912).

- Из речи, читанной в Собрании Воронежского церковного историко-ар-

хеологического комитета 1 ноября с. г. в полугодовщину кончины высокопреосвященнейшего Анастасия (№ 47, 1913).

- Речь при погребении настоятеля Толшевского Спасо-Преображенского

монастыря Игумена Евфимия (№ 16, 1914).

- По молитвам архиепископа Антония (Смирницкого) (№ 42, 46, 1914).

- По молитвам архиепископа Антония 2-го. Сообщение наместника Мит-

рофанова монастыря архимандрита Александра (№ 12, 1915).

- Письма из действующей армии. Заведующего школою, наместника архи-

мандрита Александра (№ 17, 1915).

- Слово в день перенесения святых мощей Святителя Николая Митрофа-

нова монастыря наместника архимандрита Александра (№ 20, 1915).

- Речь во вторую годовщину со дня смерти архиепископа Анастасия, чи-

танная в собрании Воронежского церковного историко-археологи-ческого комитета 1 мая 1915 г. Наместник Митрофанова монастыря архимандрит Александр (№ 21, 22, 1915).

- Речь, сказанная при погребении протоиерея отца Евферия Сабинина

(№ 45, 1915).

- Слово в первый день Св. Пасхи на вечерне по прочтении Евангелия

(№ 16, 1916).

- Слово в день Нерукотворного Образа 16-го августа (№ 36, 1916).

- Поучение в 15-ю Неделю по Пятидесятнице (№ 36, 1916).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Речь новопостриженным инокам (№ 36, 40, 42, 50, 1916; № 18, 23, 1917).

- Знамение милости Божией по молитвам святителя Митрофана и архи-

епископа Антония 2-го (№ 44, 1916).

- По молитвам архиепископа Антония 2-го (№ 47, 1916).

- По молитвам святителя Митрофана и архиепископа Антония 2-го (№ 10,

1917).

Источники и литература:

1. Акиньшин, А. Н. Династия Романовых и Воронежский край (1696-1916) / А. Н. Акиньшин, Н. А. Комолов. Воронеж, 2014.

2. Акиньшин, А. Н. Храмы Воронежа / А. Н. Акиньшин. Воронеж, 2003.

3. Александр (Кременецкий), архим. Знаменательные события. Из дневника сельского священника / архимандрит Александр (Кременецкий). М., 2012.

4. Воронежские епархиальные ведомости. 1867-1915.

5. Выпускники Воронежской духовной семинарии 1745-2015 гг. Материалы к биографическому справочнику. Воронеж, 2015.

References:

1. Akin'shin A. N., Komolov N. A. Dinastiia Romanovykh i Voronezhskiikrai(1696-1916) [The Romanov Dynasty and the Voronezh Region (1696-1916)]. Voronezh, 2014.

2. Akin'shin A. N. Khramy Voronezha [Temples of Voronezh]. Voronezh, 2003.

3. Alexander (Kremenetskii), arkhim. [Archimandrite]. Znamenatel'nyesobytiia. Izdnev-nika sel'skogo sviashchennika [Significant Events. From the Diary of a Village Priest]. Moscow, 2012.

4. Voronezhskie eparkhial'nye vedomosti [Bulletin of Voronezh Eparchy]. 1867-1915.

5. Vypuskniki Voronezhskoi dukhovnoi seminarii 1745-2015. Materialy k Biografiches-komu spravochniku [Graduates of the Voronezh Theological Seminary 1745-2015. Materials for the Biographic Reference Book]. Voronezh, 2015.

V. N. Riapolov

zhiznennyi put' dukhovnogo pisatelia i pedagoga aleksandra (kremenetskogo)

(PO MATERIALAM VORONEZHSKIKH EPARKHIAL'NYKH VEDOMOSTEI)

[The Life Path of the Spiritual Writer and Teacher Archimandrite Alexander (Kremenetsky)

(BASED ON THE MATERIALS OF THE BULLETIN OF VORONEZH EPARCHY)]

Abstract:

This article introduces the study of the life and work of the Orthodox writer and teacher Archimandrite Alexander (Kremenetsky). It is based on the materials published in the Bulletin of Voronezh Eparchy for the second half of the XIX and the beginning of the XX century. Father Alexander went from a parish priest to the higumen of the largest monastery in Russia. During his ministry, he proved himself as a talented spiritual writer, whose books were published in Russia during his lifetime. He became famous as an equally talented teacher, who raised and educated hundreds of children in the Voronezh diocese. Unfortunately, the ascetic activity of Father Alexander ended after the famous events of 1917, as well as the life of the monastery headed by him.

Keywords: diocese, parish, monastery, rector, school, teacher, Aleksander (Kre-menetsky)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.